Исаак Левитан * Цветущие яблони. Малоизвестные картины, пейзажи Краткое описание картины цветущие яблони исаак левитан

Логопед. Рассмотрите репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони» и ответьте на вопро­сы:

Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

Где происходит действие картины?

Что на ней изображено (на переднем плане, в цент­ральной части, на заднем плане)?

Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

Почему художник назвал картину «Цветущие ябло­ни»?

Какие краски использует художник для изображе­ния весенней природы?

Логопед. Глядя на картину, подберите подходящие об­разные выражения и признаки к словам:

небо - весеннее, голубое, прозрачное, бездонное...

сад - зеленый, цветущий, яблоневый...

яблони - нарядные, одеты в бело-розовый цветочный наряд-

трава - молодая, изумрудно-зеленая, свежая.»

скамейка - старая, деревянная, потемневшая от вре­мени...

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Для создания соответствующего настроения детей можно исполь­зовать музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Виваль­ди «Весна» из цикла «Времена года».

Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доно­сит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние пес­ни... Подставьте свои лица теплому солнышку. Представь­те, как его лучи ласкают и согревают вас. Что вы слыши­те? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Дети поочередно дают ответы. Логопед включает музыкальное сопровождение.

Логопед. Откройте глаза. Понравилось вам путешествие в картину?

3. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед.Художник выразил свои чувства на картине «Цветущие яблони» с помощью красок, а мы постараем­ся понять настроение автора и попробуем составить рас­сказ по картине с опорой на уже знакомый картинный план.

Логопед напоминает детям значение условных обозначений каж­дого пункта картинного плана. Дети представляют свои рассказы.

III.Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за ста­рание и отмечает наиболее удачные рассказы детей.

Занятие 30. Пересказ сказки

К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»

Цель: Составление пересказа текста с опорой на рисунки.

Задачи:



Активизировать словарь по теме «День Победы»; сло­варь синонимов;

Учить детей пониманию значений многозначных слов, пословиц и поговорок;

Учить детей составлять пересказ с опорой на рисунки; развивать у детей чувство сострадания к другим лю­дям, патриотизм;

Развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей.

Оборудование: текст солдатской сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога» (см. с. 163), опорные рисунки (иллюстрации 82-85), символическое изоб­ражение сердца (иллюстрация 59), мяч.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Назови, какой». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет качества какого-то человека, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен охарактеризовать этого человека одним словом. Напри­мер: Человек радуется жизни. Он какой? - Этот человек жизнерадостный.

II. Основная часть занятия

Выразительное чтение сказки и анализ ее содержания.

Логопед. Сегодня мы познакомимся со сказкой К.Г. Па­устовского «Похождения жука-носорога» и будем учиться составлять ее пересказ по опорным рисункам.

Логопед выразительно читает детям рассказ. После этого задает ряд вопросов:

Когда произошла эта история?

Что подарил мальчик папе на память?

Какой был жук?

В чем его держал Степа?

Как относился Петр Терентьев к подарку сына?

Как относились к жуку бойцы?

Что случилось однажды ночью с жуком?

Что испугало жука ночью?

Как встретили бойцы Победу?

Что было с жуком после возвращения Петра Терентьева домой?

Какой это рассказ: веселый или грустный?

Физкультминутка.

»

Весна. Яблони цветут. Пейзаж, русская живопись, фото, фотография - Исаак Левитан. Официальный сайт. Творчество и жизнь. Живопись, графика, старые фото. - Весна. Цветущие яблони цветут. Весна, цветы, ветки, свет, тепло, пробуждение природы. Исаак Левитан, картина, рисунки, фото, биография.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

"Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы "злая доля", ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, - чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником - он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком..." »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

"Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи..." »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

"Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог..."

Одна из любимых моих картин! В ней есть всё: русская простота, лаконичность, гармоничное сочетание кривых и прямых линий, невидимое присутствие человека, солнечный свет, а главное: это весенняя радость!


Старинный русский романс
Музыка Бориса Борисова, Слова Елизаветы Дитерихс

Интересна и загадочна история создания этого прекрасного романса: его написали двое влюблённых

Снился мне сад...

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы гуляли вдвоём

Звёзды и в сердце моём

Листьев ли шёпот иль сердца порывы
Чуткой душою я жадно ловлю
Взоры глубоки, уста молчаливы,
Милый, о милый, люблю

Тени ночные плывут на просторе,
Счастье и радость разлиты кругом,
Звёзды на небе, звёзды на море,
Звёзды и в сердце моём

Этот романс часто звучит в концертах, по радио, доставляя неизменное наслаждение слушателям. Автор музыки хорошо известен. Это популярный в 20-х годах артист Борис Борисов. Создатель замечательных стихов - Е.А. Дитерихс. Если судить по обычно публикуемому тексту, это женщина. Однако даже в самых скрупулезных литературных справочниках нет упоминаний о такой поэтессе. Дело запутывает и то обстоятельство, что сегодня этот романс исполняют мужчины и звучит он с небольшой переделкой восьмой строки.

Поиск оказался очень трудным, но, по счастливому случаю, путеводной звездой на этом пути стала профессор-историк Нина Михайловна Пашаева, которая сама происходит из рода Дитерихс и хранит сведения о нём

Итак, автор исполненных глубокого чувства слов - Елизавета Александровна Дитерихс. Она родилась в 1876 году в семье мирового судьи города Одессы. Будущий же автор музыки романса, получив образование юриста, делал первые практические шаги на этом поприще под руководством отца Елизаветы Александровны.

Встреча пробудила в молодых людях романтическое чувство. Елизавета написала признание в великолепных стихах, Борис отвечал взаимностью и - музыкой на эти стихи.

Очень скоро Елизавета Александровна сама стояла в подвенечном уборе. Но... с другим. В семейном архиве не сохранилась фамилия ее первого мужа (известно, что она была замужем дважды). И коль скоро она стала замужней дамой, то очевидно, что, если писала и публиковала стихи, вряд ли под своей девичьей фамилией Дитерихс. Видимо, поэтому мы и не можем обнаружить ее стихов в печатных изданиях того времени. В 1917 году Елизавета Александровна покинула Россию. Куда она уехала и в какой стране жила - неизвестно.

Драматическая история первой любви оставила глубокий след в судьбе Бориса Борисова. Он покидает открывшееся ему юридическое поприще и становится артистом. Приходят успех, известность, но душевная боль, вероятно, долго не покидала его

В репертуаре Б. Борисова был еще один известный романс - "Я помню день", текст которого, как можно предположить, принадлежал ему самому. Это повествование о встрече, разлуке, новой встрече через много лет, не оживившей былой любви. Выходивший в 20-х годах журнал "Новый зритель" писал об успешных полугодовых гастролях Борисова в Америке в 1924 году. На его концерты стекалось много выходцев из России. Не там ли произошла эта новая встреча с Елизаветой Александровной, урожденной Дитерихс? И хотя Б. Борисовым было создано достаточно много удачных вокальных произведений, которые он, подобно А. Вертинскому, сам же и исполнял, ни одно из них по красоте и восторженному состоянию души не сравнялось с их совместным творением в далекой юности, в Одессе.

Коль скоро Б. Борисов сам пел свои романсы, аккомпанируя себе на гитаре, то легко предположить, что романс "Снился мне сад" сразу же прозвучал в мужском варианте. Здесь надо оговориться, что в XIX веке и в начале XX было принято не делить строго репертуар песен и романсов на мужской и женский, одно и то же произведение исполняли и певцы, и певицы - даже без изменения слов. Только в последние десятилетия такое разделение стало более или менее строгим.

Новая жизнь романса связана именем заслуженного артиста России Геннадия Каменного. Его высокий, красивый по тембру и оперный по силе голос прекрасно передает возвышенные чувства, выраженные в словах и музыке романса. Была сделана запись, вошедшая в 1987 году в компакт-диск певца. Если не заглянуть в первоначальный текст романса, можно и не догадаться, что стихи написаны как исповедь женского сердца

Что же касается Елизаветы Дитерихс, хочется думать, что след этой поэтессы потерян далеко не навсегда. И может быть, среди тех, кто прочитает эти строки, найдётся человек, который поможет этот след отыскать. А те, кто будет слушать известный романс, пусть представят себе южное небо в огромных звёздах, притихшее Черное море и юную пару, соприкоснувшуюся пока с поэзией, но не с прозой жизни

М. ПАВЛОВА
Статья из журнала "Работница"