Астафьев царь рыба читать краткое. Повесть «Царь рыба

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. « А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но « из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик!.. »

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

В рассказе русского писателя Виктора Астафьева «Царь-Рыба» главным героем показан Утробин Зиновий Игнатьевич, но народ его села по-простому называет - Игнатьич. Он родился и вырос в глубинке, в сибирском поселке рядом с Енисеем, где с раннего детства занималсь рыбным промыслом.

Игнатьич был умным и смекалистым, за это его очень любили и уважали жители села. Всегда помогал если просили, но это было не из за доброты. В селе его знали как зажиточного мужика. Хоть и имел он красивым дом, ухоженный двор, но теплых отношений он не поддерживал ни с кем, и его родной брат был не исключением.

В селе все ловят рыбу и, конечно же, Игнатьич делает это лучше всех. Все потому что, он с детства был связан с рыбалкой, и сейчас ему этот навык очень помогал.

Жадность Игнатьича приводит его к браконьерству. Он отлавливает много рыбы, которая была готова к нересту, и со временем это приводит к опустошению водоема.

Даже боясь рыбоохраны и позора в селе, он продолжает заниматься браконьеством для своего обогащения.

Так и в ситуации с большой царь-рыбой присутствовала жадность.

Так и было в тот день, когда он наловил уже большое количество рыбы, а именно стерляди, Инатьич собирался домой, как почувствовал, что ему попалась большая рыба-осетр. Увидя рыбу, рыбак был удивлен ее размерами и мощью.

И, конечно же, рыбак Зиновий поддался азарту и захотел поймать эту огромную рыбу.

Но царь-рыба стала сопротивляться.

Жадность взяла вверх и рыбак не попросил помощи у брата, ведь ему совсем не хотелось делить такой большой улов. Рыба была с икрой. Сама мысль о делении улова приводила его в ужас.

Игнатьч совершенно не хотел упускать ее, и продолжал битву.

По нелепой случайности рыбак попался на свой крючок и стал тонуть. И тут перед его глазами пронеслась вся его жизнь. Увидел он своего деда, который учил его еще маленького, о необходимости отпускать осетра, ведь если сделал в жизни что-то плохое – то такая рыюа будет наказанием.

В это время рыба достаточно запуталась и запутала в леске рыбака. Игнатьич понимает, что ели не отпустит рыбу, то они оба могут погибнуть. Он стал отбиваться от рыбы, но она все ближе и ближе приближалась к рыбаку.

И тут в голове у Зиновия появляется мысль, что это совсем не рыба, а оборотень, который послан для исполнения наказания свыше.

Зиновий вспомнил, что давным давно в юности плохо поступил с девушкой, влюбленной в него. И понял, как много ущерба принес он своим браконьерством, чрезмерной жадностью. Вспомнил детство, школу, в которой выучился только четыре класса, потому что не мог думать ни о чем другом, кроме как об рыбалке и реке. Вспомнил, как не мог долго работать из-за любви к рыбам.

Оставшись вдвоем на реке с царь-рыбой, Зиновий молил о прощении, кричал о помощи. И тут произошло чудесное, осетр рванул и ушел в глубину реки, оставив рыбака. А тот в свою очередь, пожелал ему дальнейшей жизни и отпустил его.

Игнатьич был рад, что не утонул. Так он понял, что ему выдался второй шанс, что бы исправить свою жизнь и не совершать в дальнейшем таких ошибок.

Этот рассказ повествует о том, что какие бы мотивы не преследовал человек, но если он совершает плохие поступки, расплата за это наступит. Всегда необходимо думать о последствия.

Главным героем новеллы является Игнатьич. Он умный и сметливый, всегда совет даст, если надо - то и делом поможет. За это все односельчане его уважают и любят.

Он все делает "ладно" и разумно, а потому Игнатьич - самый зажиточный селянин.

Хоть герой часто помогает людям, он не искренен по отношению к ним. Рыбак не может наладить хорошие отношения и со своим братом.

В селе Игнатьича знают как самого умелого рыбака: у него есть особенное рыбацкое чутье, опыт предшественников и собственный опыт, приобретенный за долгие годы рыбачества. Но Игнатьич - браконьер, поэтому свои знания он применяет во вред природе.

Вылавливая много рыбы, герой понимает, что это противозаконно и наносит ущерб природе, но все равно продолжает этим заниматься.

Он боится позора (лодка рыбнадзора может в любой момент подкараулить его), но жадничает и хочет разбогатеть любой ценой.

Это и стало роковым обстоятельством Игнатьича при встрече с царь-рыбой.

Встреча рыбака с царь-рыбой

Царь-рыба была похожа на доисторического ящера: у нее не было век, ресниц, она глядела со змеиной холодностью. Рыбак был поражен размерами осетра, который вырос на одних «козявках» и «вьюнцах», он называет его «загадкой природы». При первой же встрече с царь-рыбой, браконьер увидел что-то зловещее в рыбе и понял, что самостоятельно он не сможет "совладать с этаким чудищем".

Жадность Игнатьича не позволила ему позвать на помощь брата: он не хотел делить икру осетра даже на двоих. В какой-то момент ему самому стало стыдно от таких мыслей, но вскоре свою жадность он назвал азартом, а желание поймать осетра оказалось сильнее здравого смысла.

Игнатьич хотел поймать царь-рыбу еще и потому, что она была его рыбацкой удалью, ведь такое таинственное существо попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Желание жить сильнее всякой гордыни

Отогнав прочь все сомнения, рыбак ударил в лоб царь-рыбу обухом топора, но очень скоро Игнатьич оказался в воде. Он был опутан своими же удочками и крючками, которые впились в его тело и тело осетра.

В тот момент рыбак понял, что ему не под силу победить огромную рыбу. Конечно, он осознавал это с самого начала их борьбы, правда, «из-за этакой гады забылся в человеке человек».

Браконьер и царь-рыба были связаны одной долей: их обоих ждала смерть. Однако Игнатьич не собирался умирать, он активно вырывался из цепких крючков. В отчаянии он даже заговорил с рыбой. Желание жить заставляло героя забыть о своей гордыне, и он, переборов себя, крикнул осетру: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..».

Рыбак чувствовал, что смерть не за горами, а рыба все плотнее прижималась к нему толстым и нежным брюхом. От такой почти женской ласковости холодной рыбы Игнатьич испытывал ужас.

В итоге он понял, что рыба прижимается к нему, потому что тоже понимает, что они погибнут.

Как и положено, в этот миг перед глазами рыбака пронеслись картинки из детства, юности, зрелости. Было много счастливых моментов, были и неудачи... Герой понял, что все его жизненные несчастья из-за браконьерства. Игнатьич почувствовал, что его незаконное занятие тяжким грузом легло на его совесть. Герой новеллы вспомнил, как старый дед поучал молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу».

Именно эти слова заставили Игнатьича задуматься еще больше. Оказалось, что рыбак совершил еще один грех: надругавшись над чувством невесты, он очень сильно обидел ее. Поступку Игнатьича не было оправдания. Рыбак понял, что наказан за свои дурные действия.

Главный герой обратился к Богу с просьбами развести их с рыбой, отпустить ее на волю. Он признал, что осетр сильнее его.

Игнатьич просит прощения и у девушки: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и».

Рыбаку сразу стало легче: его телу - потому что рыба больше не висела на нем мертвым грузом, и его душе - потому что природа простила грехи рыбака, дала ему шанс исправиться, начать жизнь с чистого листа.

Игнатьича в родном селе уважали, но не любили за его скупость. Да он и сам особо никого не любил. Была у него мечта поймать огромного осетра- царь-рыбу. И судьба улыбнулась ему: осетр попался в его сети. Но когда браконьер попытался вытащить эту огромную рыбину, то и сам попался на крючки и сильно запутался в сетях.

Он пытался звать на помощь, но его никто не услышал. Тогда Игнатьич понял, что пришла смерть, и вспомнил, как говорили старики, что если есть на душе грех, то царь-рыба погубит. Он вспомнил об обиженной девушке Глаше, которую предал. И в этот момент мысленно попросил у нее прощения, и вдруг сети ослабли, рыба уплыла, а сам рыбак сумел выбраться на берег.

Вывод (мое мнение)

Игнатьича уважают, но не любят, хотя он и мастеровой, и хозяйственный. ОН мечтает поймать царь-рыбу ради огромного барыша, но получает справедливый урок. Этот урок заставляет его вспомнить слова старого рыбака, его учителя, который говорил, что все в природе взаимосвязано и зависит от хороших и плохих поступков человека. Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-10-30

Царь-рыба

.

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.

Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек».

Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством.

Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.