Скифская пектораль история. Скифская пектораль воинов виман и новости археологии. Якобы арабская монета из Дагестана

45 лет назад закончился археологический сезон, принесший Украине самую знаменитую находку из древнего скифского захоронения - золотую пектораль, нагрудное украшение знатного кочевника.

Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области золотая скифская пектораль - главное археологическое сокровище Украины - по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

«Моя фантазия оказалась слишком убогой, чтобы представить себе что-то подобное» , — писал в своей книге «Толстая Могила» археолог Борис Мозолевский . 21 июня 1971 года в 14:30 в гробнице царя скифов нашел золотую пектораль — нагрудное украшение. Раскопал 8,5-метровый курган Толстая могила возле города Покров (бывший Орджокинидзе — Gazeta.ua), Днепропетровская область.

Сегодня, пектораль из Толстой могилы называют одной из самых ценных находок 20 века. Это нагрудное украшение, которое носили знатные скифы. Вес — 1150 грамм, диаметр — 30,6 см, выполнена из золота 958 пробы.

Курган Толстая могила 60 метров в диаметре. Находится на территории Орджоникидзевского горнорудного комбината где добывают марганец. Курган хотели срыть и на его месте открыть карьер. Директор предприятия Григорий Середа решает сначала исследовать его. Управлять экспедицией приглашает внештатного сотрудника Института археологии Бориса Мозолевского.

«Две недели подряд я просыпался в 5.30 и по 16 часов ежедневно, без отдыха и выходных, до боли в глазах всматривался в землю, пытаясь прочитать каждую ее комок, чистил и замерял, снова все бросал и бегал от скрепера к скрепера, хватался за лопату, чертил и описывал» , — пишет Борис Николаевич в своей книге.

Мозолевскому в раскопках помогают горняки с комбината. Директор предприятия постоянно приезжает и следит за работой. Шахтеры сначала прокапывают центральную часть кургана. Снимают девять метров почвы, и закапываются на пять метров в глубину. Натыкаются на погребальную камеру царя.

«Сначала нашли центральную камеру царя. Размером 4,5 метра. Она оказалась ограбленной еще в древности. Но все равно там были остатки броненосца и золотые изделия», — рассказывает археолог Марина Стрельник , заведующий отделом древней истории Национального исторического музея Украины.

Техника, которая разрывала курган с восточной стороны, начинает проваливаться под землю.

«Насыпь на восточной половине кургана вдруг начал проваливаться под механизмами. Что проваливалось и над чем проваливалось, понять трудно. На улице была уже ночь. Когда через несколько дней мы вышли на древнюю поверхность, выяснилось, что насыпь проседала над пятью небольшими могилами, заполняя в них полости, которые сохранились до сих пор» , — записывает в дневнике Борис Мозолевский.

С этой стороны археологи раскапывают гробницу царевны и ребенка. К ним грабители не добрались. В середине находят около 600 золотых изделий. Среди них кольца, гривну (нагрудное украшение — Gazeta.ua) и кубки. Рядом захоронения воина, конюха и служанки.

Пектораль находят в дромосе — это проход к главной камеры захоронения царя к царице. Его засыпало землей, вероятно это и спасло ее от грабителей. Рядом меч и нагайка.

«Шахтеры, после обеда перекрипившы дромос в слабых местах, уже собирались домой. Мы, археологи, решили еще немного поработать. Я расчистил один из Сагайдачных наборов под стенкой дромоса и, сворачивая густой глиняный чамур, покрывавший пол, почувствовал, как пальцы то больно царапнуло. В сердце сладко екнуло. Осторожно откинув чамур, я увидел, как блеснуло золото, и каким-то неведомым чувством понял, что это именно то: дело было большое и явно лежала на своем первоначальном месте, не сдвинута грабителями» . — Описывает первые секунды находки Борис Мозолевский. — «На волне я оцепенел, потом тихо, чтобы не поднимать в могиле шума, позвал Черненка (Евгений Черненко — профессор Института археологии, который наблюдал за работами. Известный исследователь скифов — Gazeta.ua). С двух сторон мы быстро разгребли глину, и Евгений первый сказал слово, что скоро стало популярным в прессе: пектораль. Пальцы я, оказывается, поцарапал об острый козий рог. Уже было видно, что вещь заполняют скульптурные изображения, однако рассмотреть детали мешала глина, а поднимать произведение до того, как будет расчищено все дно могилы, не позволяла методика исследований».

Найдена пектораль имеет три яруса изображений. Скреплены между собой скрученными цепочками золотых пустых трубочек. На концах — литые головы львов, держащих в пастях кольца для шнурка. На нижнем ярусе изображены сцены поединка фантастических животны х.

«Это так называемые сцены терзания. Те, которые были очень популярны в скифском искусстве. Они получили название — звериный стиль. То есть изображения животных и мифических животных в характерных позах. В центре композиции три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавших на него. далее за ними — поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом, по которым изображена погоню собаки за зайцем «, — рассказывает Марина Стрельник.

«Средний ярус пекторали — это растительный орнамент. Единого мнения нет. Одни говорят, что здесь находится зашифрованный рецепт старого целебного бальзама из корней и цветов. Другие — что это просто изображен растительный мир который был вокруг скифов».

Третий ярус — это изображение скифов за работой.

«Здесь мы можем увидеть как скиф доит овцу, или двух скифов, которые держат рубашку из овечьей кожи. Также лошадей, коров — тех животных, который разводили скифы. Все эти сцены и символика пекторали имела изобразить все мифологические представления о мире и землю и царя», — объясняет археолог.

Золотая пектораль – уникальный памятник эпохи скифов – народа, проживавшего в степях Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма на протяжении почти тысячи лет и переживших за это время взлеты и падения.

Археологические раскопки кургана Толстая Могила

30 марта 1971 года под руководством археолога Б.М. Мозолевского в чрезвычайно сложных условиях промышленной зоны в районе города Орджоникидзе Днепропетровской области начались раскопки одного из наиболее крупных курганов Правобережной Украины Толстая Могила. На протяжении нескольких месяцев была снята земляная масса кургана.

Под насыпью было обнаружено несколько захоронений, и археологи приступили к непосредственному изучению этих захоронений. Многочисленные богатые находки свидетельствовали о том, что это — захоронение одного из могущественных скифский царей и его семьи. Основная часть захоронений оказалась не разграбленной, в отличие от большинства скифских курганов.

Уникальная находка Б.М.Мозолевского – Золотая Пектораль

Как писал сам Мозолевский в книге «Скіфський степ», 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут на дне подземелья он нашел нагрудное украшение скифского царя IV века до нашей эры — золотую пектораль.
Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Но пекторалью называли только те нагрудные украшения, которые носили правители. Пектораль из Толстой Могилы необычайно красива и свидетельствует о могуществе Скифского царства. Вес пекторали — 1150 граммов, диаметр – 30.6 см. Пектораль изготовлена из золома 958 пробы.

Она поделена на три месяцеподобных яруса. В центре нижнего яруса – сцены борьбы коня с двумя грифонами (мифическими крылатыми существами). Рядом – поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом. Далее – погоня собаки за зайцем.

Центральный эпизод верхнего яруса – изображение двух скифов, которые шьют меховую одежду. Лица скифов наделены индивидуальными чертами. Слева и справа от центральной сцены – домашние животные, рядом — фигурки юных скифов, которые доят овец.

Средний ярус представляет собой растительный орнамент. Все три яруса соединяются скрученными пустотелыми трубочками. Пектораль слева и справа завершается креплениями в форме головок львов.

На протяжении десятилетий выдвигаются различные гипотезы о смысловом содержании изображений пекторали. Как считал Мозолевский и другие ученые, пектораль – это культовый предмет, который отражал представление скифов о трех сферах мироздания: сферы недр земли, астрально-космической сферы и сферы, населенной людьми и животными.

Каждый элемент на пекторали не случаен и наделен определенным символом. Все сферы взаимосвязаны. Подобная символика встречается и на иных памятниках, как скифской эпохи, так и памятников Восточного Ирана. Эта связь не случайна,так как сами скифы, как и их предшественники киммерийцы, относились к ирано-язычным народам.Существуют и иные трактовки значений символики пекторали.

Ведутся так же споры о мастере, который создал пектораль. Высказываются различные предположения. По одной из таких версий автор этого шедевра — причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья. По другой версти — скиф, (потому, что мастер знал скифскую мифологию, обычаи и обряды).

Золотая Пектораль стала главной археологической находкой ХХ века в Украине. Эта бесценная археологическая находка была перевезена в Киев для хранения в музее исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины).

Предлагаем читателю узнать тайный смысл и значение Золотой царской пекторали (вес 1150 г, диаметр 30,6 см), найденной в Толстой Могиле (Нижнее Поднепровье), в захоронении скифского царя, датированном IV в. до н.э. Предназначение и символизм всех животных, людей и мифических существ, которые изображены на этой золотой пекторали.

Что изображено на скифской золотой пекторали?

Все поле пекторали поделено на три месяцеподобных яруса (сферы) при помощи изящных пустотелых трубок, которые представляют каркас изделия. Нижний и верхний ярусы заполнены скульптурными композициями, а средний - украшен насыщенным растительным орнаментом, за-крепленным на плоской пластине. Все произведение до мельчайшей детали изготовлено из золота 958 пробы, имеющего чистый солнечный цвет.

В центре нижнего яруса - три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавшими на него. Причем, наиболее трагическая из них помещена посредине. Далее за ними - поединок дикого кабана (справа) и оленя (слева) с леопардом и львом, за которыми изображена погоня собаки за зайцем. То есть, здесь во всей своей неприглядной жестокости показан животный мир (фауна), где сильные звери-хищники терзают и поедают более слабых. И этот ужасный мир терзаний, конечно же, принадлежит божеству войны - коварной и вероломной войны ради наживы, либо честной и справедливой войны ради жизни, но тем не менее, Войны.

Пышный рост растений и праздничное бушевание природы на золотой пластине скифов среднего яруса усиливается крупными цветками, инкрустированными голубой эмалью, и пятью скульптурками птиц в непринужденных, беспечных позах. Растительный мир (флора) среднего яруса пекторали подчинен лунному божеству плодородии., о чем свидетельствуют и цвет и форма пекторали, а также его место в композиции пекторали - знака власти царя, данной от бога.

И соответственно, верхний ярус пекторали, с бытовыми сценами из жизни скифов, посвящен солнечному божеству как подателю материальных благ, т.е. имущества и богатства. Фокусом всей пекторали является центральная сцена верхнего яруса, где двое раздетых до пояса мужчин шьют меховое одеяние, напоминающее золотое руно, над которым повешен горит с луком и стрелами (другой горит, или колчан, лежит у ног). На оковке горитов изображены микроскопические сцены борьбы героя с чудовищем.

Слева и справа от центральной сцены стоят кобылы и коровы с детенышами, а за ними помещены фигуры двух юных скифов, занятых доением овец. Рядом - амфора с молоком. За овцами с обеих сторон композиции - козы с козлятами. И завершается композиция изображением птиц, летящих в разные стороны.

Загадка центральной сцены верхнего пруса давно уже беспокоит исследователей. Поэтому остановимся на ней подробнее. Итак, два мастера шьют меховое убранство, растянув его за рукава. Правый мастер сидит на подогнутой левой ноге. Левой рукой он натягивает убранство (т.е. руно, или овечью шкуру), а в правой держит длинную иглу или шило. Указательный палец этой руки отставлен и взгляд его обращен на коллегу, будто на что-то указывает. Волосы и борода человека оформлены крупными кудрями, лицо имеет вытянутые пропорции. В выражении лица и осанке запечатлена непреклонная воля.

Сцены и персонажи на золотой пекторали скифов

Левый скиф стоит на коленях, повернувшись к убранству. Левой рукой он тянет к себе убранство, а в правой также держит иглу, которую можно заметить лишь с противоположной стороны. Вьющиеся волосы его откинуты назад и перевязаны широкой лентой (как у царя на чаше Куль-Обского кургана). Лицо обрамлено густой курчавой бородою, под глазами - большие набрякшие круги. Во всей фигуре человека ощущается какая-то надломленность и скрываемая болезненность. Даже талия его перевязана толстым платком.

Эта ритуальная сцена пока не находит удовлетворительного объяснения. Хотя можно предполагать, что здесь изображены верховный жрец царской усыпальницы в Геррах и тяжело больной, умирающий скифский царь. И возможно, таким образом символически показан на пекторали вход в подземный лабиринт Каменных Могил - золотую сокровищницу и усыпальницу первых скифских царей. Если вытянутые рукава «золотого руна» совместить с восточной грядой Каменных Могил, а его ворот - с так называемыми Воротами Солнца, то место входа, указываемое правой рукой скифского царя, определяется достаточно точно. Ведь в руке у царя needle, что по-английски значит не только «игла», но также «стрелка (компаса и т.п.)», не только «шить, зашивать иглой», но и «протискиваться, проникать (сквозь что-либо)». А подсказка - в выразительном взгляде и указующем жесте руки верховного жреца.

Она хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве. Минимальная страховая стоимость пекторали - золотого нагрудного знака скифской царской власти - более полутора миллионов долларов США, вес - 1150 граммов, диаметр - 30,6 сантиметра, проба золота - 958.

Некое предчувствие

Найдена пектораль была в 1971 году в могиле скифского царя, в кургане третьей четверти IV века до н.э., на окраине нынешнего города Орджоникидзе Днепропетровской области. Этот курган известен среди археологов под названием Толстая Могила, но ранее он считался бесперспективным, так как ещё в древности был ограблен, и тогда же вход туда обвалился.
Но в начале 70-х годов XX века руководство горнорудного комбината, на территории которого находилась Толстая Могила, обратилось в Институт археологии АН УССР с просьбой «освободить промзону от кучи земли». Раскопки кургана поручили внештатнику Института археологии Б.Н. Мозолевскому.
По словам Бориса Николаевича, оказавшись перед курганом в феврале 1971 года, он ощутил некое предчувствие: «Передо мною стояла гора, которая 23 века берегла свои тайны». По подсчётам Мозолевского, в сооружении «горы» высотой 8,6 метра участвовало до двух с половиной тысяч человек, которые, завершив работу, устроили там тризну по царю, о чём свидетельствовала масса обломков амфор, а также множество костей - коней, диких кабанов, оленей - во рву вокруг кургана.

Мистика находки

Когда археологи расчистили коридор, ведущий в центральную камеру захоронения, то обнаружили, что грабителей, вероятно, кто-то спугнул, и они, торопясь, обронили бронзовую булаву, а также несколько золотых и серебряных вещей.
Словно похитители спасались от кого-то
Уж не от духов ли мщения - призраков слуг, конюхов и охранников, погребённых вместе с царскими особами? Хотя эти стражи и не помешали ограбить владыку, однако воры искали ценности только в известных им ритуальных местах, другие же «схроны» их не интересовали. Поэтому, кроме останков царя и обломков чешуйчатого панциря, разбросанных по земляному полу, Мозолевскому удалось недалеко от камеры найти меч с обложенными золотом рукоятью и ножнами.
Нетронутой оказалась боковая погребальная камера царицы и двухлетнего царевича. Женщине, по всей вероятности, на момент кончины было лет 20-30. Вместе с её останками обнаружили головной убор, украшенный крупными золотыми пластинами, золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини, шейное украшение - золотую гривну весом 478 граммов, три золотых браслета и 11 перстней. Царевич в руках сжимал золотой браслет, рядом лежал пояс с золотыми пуговицами. Всего в камере царицы нашли 600 золотых вещей из тысячи обнаруженных в кургане.
Но 21 июня, в языческий День мёртвых, Мозолевского словно кто-то потянул в камеру царя, и в 14:30 рука археолога наткнулась в земляном полу на ускользнувший от грабителей предмет. При свете дня он «засиял, как Солнце» - а ведь был день летнего солнцестояния! - находка оказалась ныне известной всему миру скифской пекторалью.

Золотой символ власти

Пектораль - это украшение из четырёх витых проволочных жгутов с тремя рядами фигурок и символов между ними, выполненных в присущей скифам технике рельефной микроскопической торевтики. Изображения быта скифов, жизни флоры и фауны степей чередуются с мифическими грифонами, которые слишком уж натурально грызут лошадей, а рядом не менее агрессивно лев и леопард нападают на оленя и кабана, собаки гонятся за зайцами.
В отличие от нижнего, «звериного» ряда, где даже степные кузнечики в тревоге готовы взлететь, средний ряд изображений - «флористический»: на вьюнковых растениях сидят пять голубей, причём два из них в центре, по одному заглядывают в нижний и верхний ряды пекторали.
В центре же верхнего ряда двое обнажённых по пояс скифов, став на колени, чинят накидку из овечьей шерсти (у одного даже видна зажатая в кулаке жильная нить). Сбоку от них пасутся лошади, коровы, козы со своими детёнышами. Одна скифянка, поджав ноги, доит овцу в амфору, а другая, подоив, закрывает сосуд пробкой. Завершают верхний ряд летящие утки.
Без сомнения, во всём этом скрыт смысл, хорошо известный владельцу пекторали. Ведь знаки скифской царской власти всегда отличались конкретикой символов, присущих самой системе власти в Скифии.

Знаете ли вы что…

В скифской мифологии прародителем людей считается первочеловек Таргитай (также его называют Скифом) - сын Зевса и дочери реки Борисфен. Исследователи считают, что он является прототипом греческого Геракла.

Нагрудный календарь

Для скифологов символика изображений верхнего ряда пекторали не составляет секрета - два царя-скифа (в Скифии, как и в Спарте, существовала традиция двоевластия) держат в руках золотое руно - символ «златообильной» страны. А тот факт, что возле царей пасётся скот с приплодом, указывает на весеннее время года.
По мнению киевского исследователя С. Паукова, сюжет ряда связан с подготовкой к главному культовому празднику скифов - Новому году. Год у них начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия, это совпадало с появлением детёнышей у домашних животных. Скифы были солнцепоклонниками и почитали золото как - солнечный металл», поэтому к главному празднику страны цари готовили священную реликвию - «золотое руно», которое и несли на новогодней церемонии.
С подготовкой к Новому году в буквальном смысле слова соединён на пекторали средний, «флористический» ряд: как раз тогда в степи зеленела трава, появлялись вьюнковые растения с цветами, прилетали птицы.
Тот же Пауков обратил внимание, что в верхнем ряду пекторали - 16 фигур, а в нижнем - 23. Скифский календарь как раз и состоял из 16 месяцев по 23 дня каждый.

Прав ли был Геродот?

Исследователи Д. Раевский и М. Русяева первыми рассмотрели на пекторали индивидуальные черты лица царей: по этим чертам можно даже определить возраст и настроение мужчин. В частности, Русяева заметила сходство профиля одного из них с известными изображениями скифского царя Атея (429-339 годы до н.э.), после гибели которого скифы перенесли резиденцию своей державы из степей Причерноморья в Крым, рядом с нынешним Симферополем.
В этой связи Пауков ещё в 1998 году пришёл к выводу, что «золотое руно» пекторали - «карта владений скифов» IV века до н.э., и абрис «руна» повторяет контур черноморского побережья, когда уровень моря был ниже, а на месте Азовского моря существовала долина болот.
По мнению Паукова, на пекторали один царь (Атей) перстом правой руки указывает на Крым (виден даже «завиток» Тендровской косы), где был центр внешней торговли скифов - Неаполь скифский, а другой царь правой ладонью что-то прикрывает на руне, и это «потаённое место» совпадает с силуэтом Некрополя скифского - местом «могил отцов царей-основателей». Геродот назвал этот «город мёртвых - термином Геррас (точно так же в древности именовалась протекающая и ныне река Молочная), заметив, что здесь спрятано священное золото скифов, местонахождение которого царские скифы сберегали ценой собственной жизни.

Ещё одна тайна

Она касается мифических грифонов - существ с телом льва, с головой и крыльями орла, которых древние греки называли «стражами золота у страны гипербореев». И до нашего времени дошла легенда о том, как грифоны появились в Северном Причерноморье.
Их сюда однажды занёс шквальный северо-восточный ветер борей (до сих пор возникающий в районе Новороссийска - бора). Увидев у скифов золотые украшения, оружие, предметы быта, грифоны стали отнимать их у людей, но скифы проворно спрятали свои драгоценности. Тогда грифоны в ярости набросились на лошадей скифов, а на помощь монстрам пришли хищные звери, терзая прочих животных, чтобы лишить скифов мясной пищи. Досталось даже степным кузнечикам - много их погибло под копытами травоядных, в ужасе метавшихся по степи.
Скифы собрались в святилище Эксампей и обратились к владычице неба Табити с просьбой изгнать чудовищ. Богиня ночью «зажгла в небе тропу - и по ней грифоны полетели обратно к гипербореям. Все эти события и изображены на пекторали. Но вот ещё что интересно: грифоны, эти мифические стражи золота, стали эмблемой Музея исторических драгоценностей Украины, а с 21 апреля 1999 года утверждены на гербе Автономной Республики Крым.

ТАЙНА СКИФСКОЙ ПЕКТОРАЛИ Крупнейшим археологическим открытием ХХ века признали обнаружение сокровищницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает, что в степях Украины, в начале 70-х годов был найден могильник, который по своей значимости и богатству не уступает египетскому наследию. Речь идет о раскопках скифского кургана близ Керчи. Великий народ, раскинувший свои владения от Восточной Европы до азиатских пустынь, оставил после себя множество тайн и загадок. Главным артефактом племени скифов была царская Пектораль… Степи Украины, воспетые Гоголем, Шевченко и Брюсовым, пестрят холмами. То тут, то там можно встретить курган, который является молчаливым памятником какого-нибудь события. Эти могилы окружены завесой тайн и суеверий. Народные легенды говорят о то, что запорожцы хоронили убитых товарищей, насыпая землю собственными шапками. А до них курганы возводили племена, кочевавшие по этим степям задолго до славных подвигов воинов Запорожской Сечи. Кочевники пришли на берега Дона еще в 3 тысячелетии до н.э. Это были племена скотоводов, охотников, воинов. Они впервые узнали остроту медного оружия. Они навсегда вписали свои имена в страницы истории. Киммерийцы уступали место склотам. Склоты ушли под давлением скифов. А скифы основали свое великое царство, посреди "коридора" между Азией и Европой. Именно властителям Скифии и принадлежат первые курганы, которые похожи на пирамиды. В них находили последний покой могучие владыки. Геродот, посетивший древнюю Скифию, был поражен богатством этого народа. Еще больше его удивили, с какой помпезностью и пышностью хоронят усопших царей. На тот свет с ними отправляли жен, слуг, коней, утварь, порой целые караваны. Все для того, чтобы царь предстал перед предками в подобающем виде. Курган Куль-Оба, расположенный в нескольких километрах от Керчи, начали раскапывать еще в 1830 году. Уже первые слои земли были под завязку набиты украшениями работы древних греков. Там было золото, серебро, великолепные вазы. Даже серьги с головой богини Афины. Курган обследовали много лет. Он принес немало интересных экспонатов, осевших в хранилищах украинских музеев. Но то, что нашел Борис Мозолевский, оказалось сенсацией. Будучи внештатным сотрудником киевского Института археологии, он с энтузиазмом взялся за раскопки кургана Толстая Могила, на который коллеги давно махнули рукой. Они считали, что там не может быть ничего стоящего внимания, сосредоточив свой взгляд на более "перспективные" южные гробницы. Раскапывать курган начали случайно. Груда земли мешала днепропетровскому горнодобывающему комбинату расширить своё производство. Просто снести курган не позволял закон, поэтому попросили археологов "быстро раскопать". В холодной февральской степи, под мощными порывами ветра два десятка историков-романтиков вступили в противоборство с курганом. На протяжении двух недель Мозолевский и его товарищи просыпались в 5 утра, и до 4 вечера без устали копали, разглядывая каждый клочок земли. Видя мучения археологов, директор комбината Григорий Середы сжалился, и выделил бульдозер. Работать стало легче. Внезапно на южном склоне ученые натолкнулись на удивительной красоты колесницу, которая была отделана бронзовыми плитами, обвешана колокольчиками. Каждый сантиметр повозки был покрыт узорами. В институте поняли, что курган стоит усилий и выделили дополнительный отряд. Чем дальше они углублялись в толщу грунта, тем более древние богатства находили они. Их минула участь расхитителей гробниц. В этом месте был погребен наследник скифского престола. Он лежал в изумительном по красоте алебастровом саркофаге. Тело его было увешано драгоценностями. Рядом была могила матери, которая покоилась в шикарном золотом платье, расшитом ликами животных. На шее у нее был массивный золотой обруч в виде гривы льва. Таких находок не ожидали даже бывалые археологи. Наконец пришло время главной камеры, где покоился царь. Но там уже успели побывать мародеры. Ученые с сожалением сворачивали работы, когда Мозолевский внезапно посмотрел на глиняный пол и заметил тайник. Со всеми возможными осторожностями он сдвинул плиту и... "21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы". Такую фразу вы можете найти в любом учебнике археологии. Это было чудесное произведение искусства, вышедшее из-под руки греческого мастера. Ничего подобного прежде на территории Украины не находили. Пектораль представляла собой четыре полых трубки, изящно переплетенных между собой. Они составляли своеобразный каркас. Каждая трубка венчалась головкой небольшого льва, который сжимал в своей пасти кольцо. Через них пропускались шнурки. На них украшение вешалось на шею царю. Пектораль имела три яруса, что отражало представление древних скифов об устройстве Вселенной. Нижний ярус - битва фантастических диких зверей - мир стихий, дикой природы, мир подземного царства, откуда идут корни дерева, и куда все рано или поздно уводят. Средний яру - голубые цветы, птицы - мир живых. Наверху же была жизнь кочевников. Их быт, их подвиги и простые дела. Безусловно, пектораль являлась магическим и религиозным символом, которому поклонялись кочевники. Но смысл пекторали не раскрыт по сей день. Автором этого величественного ювелирного чуда является древний эллин, потомок греков Средиземноморья. Он был настоящим Мастером, в совершенстве обращался не только с металлом, но и прекрасно знал верования и обычаи скифов. Предположительно люди, изображенные на пекторали, имели реальные прообразы. Может среди них есть и заказчики этого чуда. Ныне она хранится в киевском музее исторических древностей Украины. Есть и копия, установленная в Донецке на Театральной площади. Она входит в скифскую композицию. А еще, по сей день, в качестве высшей театральной премии Украины используется точная копия пекторали из кургана Толстая Могила. Имя Бориса Мозолевского навеки вписано в историю археологии. Он стал кандидатом исторических наук и до конца жизни преподавал в родном институте.