Внешность эстонцев: особенности и отличительные черты, фото, культура. Коротко о латышах и латвии Как отличить эстонца

Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.

18 декабря в Национальном центре интеграции была представления серия брошюр-комиксов, призванных лучше понять сущность, привычки и отличительные черты латышского народа, а также разобраться, чем Латвия привлекает мигрантов из стран Третьего мира.

Мероприятие было приурочено к Международному дню мигранта, поэтому его гостями стали также и выходцы из Азербайджана, Пакистана, Грузии, постоянно проживающие в Латвии.

По словам автора текста комиксов, поэта Андриса Акментиньша, его работа в легкой и ненавязчивой форме дает понять, что думают о себе латыши. Комикс разделен на две части - "Путеводитель по латышскому мышлению" и "Путеводитель по успехам приезжих в Латвии". Интересно, что, на данный момент комиксы изданы только на латышском языке.

"Труднее всего было работать над первой частью - "мышлением", - рассказал Акментиньш в ходе презентации своего творения. - Здесь проснулась настоящая латышская сущность. Мы ведь всегда спорим о том, какие мы есть на самом деле - даже сами толком не знаем. Поэтому было весьма непросто показать латышей в одном комиксе".

Акментиньш рассказал, что, в целом, всему латышскому народу свойственна самоирония, которая, при более глубоком изучении, становится даже неким двигателем прогресса.

"Мы любим восхвалять и возносить все, что у нас есть. Носителей латышского языка в мире немного, но зато сам язык - старейший в индоевропейской группе. Самая высокая точка страны (Гайзинькалнс - прим. Delfi) - 311 метров, но в нашем сознании - это целая гора. И с нее можно кататься на лыжах. Вот, латыши уже считают себя нацией горнолыжников, строят трассы… Если снега нет, надувают его при помощи специальной пушки. На этом противоречии построены многие истинно латышские черты," - говорит поэт.

Андрис Акментиньш также упомянул хоккей, Праздник песни и прочие культурные мероприятия как связующие факторы латышского народа. Не забыл и о деревне, сельской жизни. "Все мы из деревни, и это безусловно оказывает влияние на наше мировоззрение, культуры. Даже самый "рижский рижанин", если копнуть глубже, все равно приехал с хутора. Поэтому наша связь с деревней, природой - самая тесная," - отметил поэт, подчеркнув, что и эту особенность ему удалось показать в своей работе.

В торжественном мероприятии также участвовал и советник министра культуры по вопросам интеграции, солист Латвийской оперы, тенор Наурис Пунтулис, который отметил, что латвийское общество должно быть максимально открытым и расположенным к тем, кто хочет интегрироваться. При этом, ни в коем случае нельзя забывать и о собственной национальной и культурной идентичности, а необходимо сохранить свои ценности.

"Наша проблема в том, что за 22 года независимости мы так и не научились играть первым номером в вопросах языка, культуры. Мы должны быть такими, как строгий, но любимый учениками школьный учитель - дружными, открытыми, но, в случае необходимости, жесткими," - отметил Пунтулис. И добавил, что формула для тех, кто хочет успешно интегрироваться в латвийское общество, известна - "лояльность + толерантность".

Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности? (не риторический вопрос)

Мне вспонился один фильм, как немка из маленького городка полюбила польского военнопленного. Глава города не желал крови и предложил поляка признать немцем на основании анропологических измерений черепа. Поляк, естественно, отказался и его повесили. Отказались ли бы вы в таком случае и почему?

Я хочу рассказать о некоторых странностях поведения латышей.

При встрече даже самых поверхностных знакомых латыши стараются быть как можно приветлевее и теплее друг к другу. Сухие приветствия очень коробят латышей и они постараются в дальнеййшем избегать ситуации, когда нужно будет здороваться с этим неприятным человеком - они будут искать что-то в сумке, изучать содержимое карманов или доску обьявлений. Вполне допустимым считается не здороваться и не прощаться в больших компаниях - если кто-то громогласно обьявляет о своем прибытии или отбытии, все чувствуют себя неловко.

Наиболее распространенные темы для длительной болтовни (в гостях): родственники должны обговорить всех родственников - это не простое сплетничание; родственные связи латышам очень важны, и если кому-то из родственников не перемыли все косточки, это значит, что он совершил что-то ужасное (Ужасное - это не преступления, описанные в уголовном кодексе, а, например - его дети не говорят по латышски, в общем-то это та вещь, что я упоминала вначале - утеря национальной идентичности). Еще разговоры ведутся о праздниках - кто, где и с кем отмечает; сейчас уже меня распрашивают - что я собираюсь делать на рождественские праздники, я хотя и не знаю пока, но начинаю перечислять варианты. Разговор о празднике не в коем случае не означает, что последует приглашение - рождество проводят исключительно с семьей, новый год чаще всего с коллегами, на пасху посещают родственников, а официальные праздники, как правило, отмечают в местном доме культуры, где по этому случаю происходит концерт, а затем банкет - но не для всех, а для избранных. Только на праздник Лиго (Иванов, Янов день) собираются разнородные компании и, как правило, у каждого есть несколько приглашений от самых разных людей.

Если разговаривают о детях, семье, бытовых вещах или здоровье - принято жаловаться, даже если все благополучно.

Вообще латышам очень важна их связь с деревней, престижно считается иметь не просто дачу, а настоящий дремучий хутор в глубинке; с показным сожалением обычно отказываются от приглашения провести где-то вместе выходные, говоря при этом "Мы должны ехать в свой деревенский дом, там так много работы!". На самом деле сообщение таково "У нас, порядочных латышей, есть свое родовое гнездо, не то что у некоторых, перекати поле!" Хотя это родовое гнездо может быть вовсе не родовым, а купленым совсем недавно. На эту причуду тратятся огромные средства - реставрация старых домов требует вложений, не говоря о транспортных расходах и затраченном времени.

Кстати. У меня в саду есть только газон и несколько деревьев и кустов, нет ни однолетних цветов, ни огорода, так что моя репутация ужасно испорчена. У женщины в саду обязательно должны быть цветы и хотя бы малюсенький огородик с зеленью.

Для латышей-лютеран, религия носит лишь символический характер, они крестят детей, венчаются и хоронятся в церкви, а также посещают церковь, если эти события случаются с кем-то из родственников или друзей. Это делается скорее для порядка, "порядок" - ключевое слово в системе ценностей латыша, но настоящий религиозный экстаз им незнаком. Противоположность им - католики, которые живут в основном в Латгалии. У тех - наоборот, вся жизнь пронизана связью с богом, с девой Марией, полна мистики и чудес.

Дети дожны быть тихими. Это - главное. Они должны тихонько играть где-нибудь в углу. Детей принято обучать в местных школах; если кто-то решит все же своего отпрыска направить в учебное заведение попрестижнее, то будет считаться выскочкой с толстым кошельком (даже если отдает последнее, лишь бы дети получили качественное образование). В общем, в средне зажиточной семье детей не особенно берут в расчет. Хотя есть и другая крайность - в бедной семье все от мала до велика рвут жилы, что выучить одного из всей семьи престижной профессии - врача, юриста, раньше - и учителя, но теперь, как и везде, престиж учительства падает.

Также латыши не церемонятся с домашними животными. В деревнях больше заботятся о коровах, курах и свиньях, а вот собаки на хуторах обычно привязаны цепью, тощие, злые; коты облезлые, с гноящимися глазами. В городах - другое дело, там домашние любимцы получают больше внимания, хотя все равно отношение к ним не такое трепетное, как в других странах.

Латыши любят уговаривать гостя поесть, но сами обычно стойко отказываются от таких предложений. Мне кажется, таким образом утверждается статус (хотя и иллюзорный) - кормит хозяин слугу, вышестоящий нижестоящего, но не наоборот. Так что не попадитесь. Хотя среди молодежи может быть и противоположное поведение - гость сразу соглашается и сьедает-выпивает демонстративно много - таким образом он протестует против старомодных стереотипов поведения.

Латыши, не очень стеснительны в вопросах отправления естественных нужд - очень робкая и стеснительная в других ситуациях девушка все-таки довольно спокойно сообщает окружающим, что ей нужно в туалет. Шутки на тему секса также воспринимаются благожелательно - свежий пример: на работе парень начал жаловаться, что на губах будет герпес, нет ли у кого-нибудь мази? Одна девушка дала ему свою -у нее тоже герпес. Коллега многозначительно сказал: "О, как много у вас общего, с чего бы это?" намекая на возможные интимные отношения, раз у них одновременно выскочили болячки на губах, и все весело смеялись.

С другой стороны черезмерно заботиться о здоровье, по крайней мере заговаривать на эту тему - посещение спортзала, преимущества турецкой или финской бань, духовные практики - это можно обсуждать только с очень близкими друзьями или наоборот через дискуссию в женском журнале, например. Но на работе я стесняюсь сказать начальнице, что тороплюсь в спортзал, вместо этого говорю "у меня встреча". Хотя о своем здоровье, среднего поколения женщины во всяком случае, очень заботятся, только не принято об этом говорить, а то прослывешь "странной". В спортазале тоже все как бы сами по себе, нет никакого общения, как бы не ваше дело, чем я здесь занимаюсь.

Латыши ужасно любят театр, но это не связано с любовьью к искусству вообще. Иностранец может и не понять, отчего так много народу собралось на премьеру местного любительского театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков. (Чуть не написала слово "классиков" в кавычках:) Для многих быть в курсе абсолютно всех театральных событий - вопрос престижа, но новая мода - выбрать из всего происходящего любимый коллектив, или режиссера, или драматурга и не интересоваться прочим.

Конечно же латыши любят петь. Они поют в хоре, они поют шлягеры за столом, они поют на конкурсах, которых проводится множество в самых разных песенных жанрах - от местных домов культуры, до международных, они поют с детства - шепелявыми писклявыми голосами, до глубокой старости (детьми обычно громко восхищаются, дают им сладости, стариков - вежливо слушают и по возможности - подпевают). Недаром "Праздник песни", который происходит раз в четыре года - одно из самых грандиозных событий, и на его проведение средств не жалеют.

Одна из страннейших вещей - долгие прощания. Вы можете в прихожей простоять минут сорок, пока вас отпустят. Они вдруг вспомнят что-то важное, или начнут расспрашивать о каком-то роственнике, пойдут за записной книжкой, чтобы записать чей-то номер телефона или чтобы ты его записала, а пока что тебе поднесут еще рюмочку и закуски, завернут тебе остатков еды для собаки или кусочек торта для детей, но любое неосторожное слово может стать причиной задержки еще минут на десять-пятнадцать.

Рецензии

"Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности?"

Для меня это невозможно. Потому что прежде всего национальная идентичность определяется языком, на котором думаешь. И русский для меня - это единственный возможный для этого язык.

АВы наблюдательный человек. Кое-какие пометки на полях:
- история с немкой и поляком. Да, такое вполне вероятно: арийка полюбила неарийца. Немке, кстати, по законам 3-го Рейха вовсю улыбался концлагерь. Но ситуация была бы разрешима, потому что поляк мог бы быть признан "фольксдойч". Однако градус взаимной ненависти был слишком высок - шла Вторая Мировая война. Так что тут речь идет скорее о том, насколько возможно ради собственного спасения пойти на сотрудничество с врагом. То есть, по сути, на предательство.
- "...театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков." Тут дело судя по всему вот в чем. Латышский язык в то время развивался только благодаря трудам националистически настроенной интеллигенции и сельской аристократии. В Украине было, вобщем, тоже самое. Поэтому, действительно, хорошим тоном и обозначением наличия национального самосознания является просмотр пьесок сомнительной культурной ценности, но написанных в позапрошлом веке вышеозначенными провинциальными "титанами духа". Другой культуры у этих национально озабоченных несчастных просто нет. Вообще-то мне кажется, что истинная культура интернациональна. То есть, даже будучи написанной на национальные темы, произведения обозначают отношение автора к общечеловеческим ценностям, а национальные или временные особенности проходят как фон, подчеркивая идеи автора.

Во всем мире более 1, 5 миллиона латышей. Около 90 % из них проживает в Латвии, но также их можно встретить в США, России, Австралии, Канаде, Великобритании и Германии, а еще в Бразилии, Литве, Швеции, Эстонии и Ирландии. Вообще, вряд ли есть какая-нибудь страна в мире, где латыши не обозначили своего присутствия, так что, если вы даже никогда не посетите Латвию, у вас есть все шансы встретить латыша где-нибудь еще. Предназначение данной брошюры – дать представление о том, кто же такие латыши. Конечно, каждый человек уникален, но мы попытались осветить некоторые из наиболее заметных особенностей, присущих большинству латышей.

Дома и семьи латышей

Исторически сложилось так, что латыши предпочитали жить в семейных крестьянских дворах, а не объединяться в деревни. Многие из проживающих в сельских районах Латвии сегодня по-прежнему живут таким образом. Эта латышская склонность к уединению на комфортной дистанции от других, возможно, объясняет их замкнутый, самодостаточный и независимый характер. Даже сегодня латыш ставит свой дом и свою семью выше всего остального, и приветствует только близких друзей и родственников в этом домашнем святилище. У латыша может быть не много близких друзей, но такие устоявшиеся дружеские отношения для него ценнее золота. Женщины играют особенно важную роль в латвийском обществе. В семье женщина – это клей, который связывает семью воедино и передает семейные традиции. Сегодня женщины страны взяли на себя ведущие роли в жизни общества, включая пост президента государства. Мужчины Латвии гордятся тем, что наши женщины не только умны и заботливы, но и очень красивы.

Что едят латыши

С незапамятных времен латышские праздники были грандиозными торжествами, на которых с огромным аппетитом поглощалось бесконечное множество яств и алкогольных напитков. Но и в обычные дни хорошая еда для латыша имеет огромное значение. Традиционная латышская кухня включает в себя разнообразные продукты: ржаной хлеб, картофель, сосиски и мясо, рыбу, различные молочные продукты, пиво и квас. Завтрак обычно состоит из бутербродов с сыром или колбасой и чая или кофе. На обед чаще всего суп с овощами и мясом, а также картофель и стаканчик кефира или фруктового сока. Рис, гречка или макароны в качестве гарнира к мясному блюду употребляются реже. Латыши обожают свой традиционный ржаной хлеб, особенно домашний. Однако и кисло-сладкий ржаной хлеб тоже популярен. Во многих латышских семьях на десерт пекут пироги, в том числе яблочные, и сладкие ватрушки.

Латыши и природа

Все латыши благоговеют перед природой: землей, морем, животными и особенно перед цветами и деревьями. Это не зависит от того, живут они в городах или же в сельской местности. Величественные дубы особенно почитают. Все вековые деревья записывают и регистрируют для специальной охраны. Такая тесная взаимосвязь с вековыми деревьями уходит корнями в древние, дохристианские верования, к традициям и фольклору, к тому моменту, когда латыши поклонялись различным природным божествам и проводили различные ритуалы вокруг этих священных деревьев и под их кронами. Латышам присуща также особая любовь к аистам, а гнездо аиста рядом с домом считается добрым знаком – это особое благословение для жильцов дома. Такие древние верования продолжают жить в мышлении современных латышей, многим из которых близка «зеленая» философия. Поэтому не удивительно, что многие районы Латвии сохранены в их первозданном виде, не тронуты человеческим развитием.

Латыши под открытым небом

Любовь к природе является частью образа жизни многих латышей. Хотя многие поколения латышей решили жить и работать в сельской местности, даже горожане предпочитают проводить отдых вдали от городской сутолоки и суеты. Они проводят выходные и праздники на берегу моря, на пикниках у озера или рядом с рекой, или ходят на прогулки по огромным латвийским лесам. Это особенно актуально в летнее время, когда латыши загорают, купаются и ловят рыбу или занимаются более активными видами спорта, такими, как езда на велосипеде или гребля. Благодаря большому количеству диких животных в Латвии охота по-прежнему популярна среди мужчин. Независимо от того, как они провели день, латыши часто проводят вечера вокруг костра, где готовят еду, поют песни и мечтают.

Латыш и его земля

Небольшие семейные фермы и крестьянские дворы рассматриваются как места, где латвийская душа чувствует себя как дома. Это здесь зародились и поддерживаются латышские традиции. В Латвии такие фермы известны не по улице или адресу, а по их уникальным названиям, многие из которых вековой давности. Для многих латышей работа в семейном саду с лихвой заменит экскурсию на природе. Садоводство – популярное времяпрепровождение и даже приводит к соревнованиям по самым красивым и наиболее ухоженным садам. Пожилые латыши проводят много времени на своих садовых участках, они готовят запасы на зиму, заготавливают варенье, фруктовые соки, маринуют и солят овощи, особенно капусту и огурцы. Обилие лесов делает сбор ягод и грибов одним из любимых способов времяпровождения для всех поколений латышей. С июля по сентябрь латвийские леса полны латышей, занятых наполнением плетеных корзин клубникой, малиной, черникой, брусникой и грибами.

Латыши и цветы

Латыши любят цветы и любят дарить их (и женщинам, и мужчинам), чествовать места и события. Предпочтения могут варьироваться, но есть определенные неписаные правила, которыми латыши руководствуются в традиции дарения цветов. Букет должен состоять из нечетного количества цветов: трех, пяти, семи или девяти. Но, когда цветы приносят на могилу, их должно быть четное число. Цветы дарят, чтобы выразить признательность, в ознаменование дня рождения, юбилея, свадьбы, продвижения по службе или какого-либо достижения, да и просто, чтобы вызвать чью-то улыбку. С незапамятных времен цветы, дубовые листья и цветочные букеты использовали в качестве украшения во время праздничных мероприятий. Сегодня латыши украшают цветами себя, свои дома, своих домашних животных, свой скот, и даже свои машины.

Латыши и огонь

Возможно из-за более прохладного Североевропейского климата, или просто потому, что латыши сохранили многие из своих древних традиций, все латыши очень любят огонь. Он играет важную роль во время Лиго (Янова дня, дня летнего солнцестояния), когда сельскую местность Латвии освещают тысячи костров. Ни один латышский праздник не будет полноценным без свечей, так как они рассматриваются как неотъемлемая часть праздничной атмосферы. Свечи зажигают на тортах в честь дня рождения, на похоронах, ставят на окна, а также зажигают во время выпускных вечеров. На Рождество многие латыши предпочитают украшать свои Рождественские елки настоящими свечами, а не разноцветными электрическими лампочками. Свечи горят на столе во время свадебного пир, а также их несут участники традиционного полуночного свадебного таинства, когда с невесты снимают фату (mičošana). Подсвечники и канделябры, изготовленные из дерева, керамики или металла также являются важной частью традиционного латвийского ремесла и искусства. Латыши получают огромное наслаждение от фейерверков, причем не только на крупных общественных мероприятиях, но и на частных вечеринках.

Латыши, их песни и танцы

Если и можно определить народ, по какому-либо универсальному признаку, то для латышей такой признак – любовь к пению. Латыши поют все время, в любом месте и по любому поводу. Они поют на праздниках, юбилеях, торжествах, свадьбах, выпускных балах и на спортивных мероприятиях. Несмотря на то, что латыши поют в различных стилях, будь то опера, поп, джаз или рок, особое место в их сердцах занимают традиционные латышские народные песни, известные как «дайны». Дайны можно петь в одиночку, группой или большим хором. Около миллиона известных дайн затрагивают любой значимый повод. Существуют дайны по любому поводу и под любое настроение, и даже политики не стесняются исполнить дайну, когда для этого есть подходящий случай. Во время впечатляющих фестивалей песни, десятки тысяч латышей собираются большими хорами, чтобы спеть. Они одеты в национальные костюмы, история которых насчитывает столетия. У многих латышей есть свой собственный национальный костюм, который они одевают по особым случаям, таким как фестивали песни или различные праздники. Песни часто сопровождаются танцами, и многие из латышей участвуют в группах народного танца или просто присоединяются к танцующим, когда есть настроение.

Латыши и их праздники

Четыре самых популярных праздника для латышей – это Рождество, Новый год, Пасха и Лиго, или Янов день (день летнего солнцестояния). Лиго, который празднуется в канун 24 июня, особо значим. Большинство латышей встречают этот праздник в сельской местности на открытом воздухе: люди собираются возле ферм, крестьянских домов, в поле или в лесу, при свете огромного костра на вершине холма во время заката и желательно возле большого дуба. Любой пролетающий над Латвией в канун Янова дня, увидит впечатляющее световое представление, поскольку всю страну пересекают пунктиры тысяч пылающих костров. К празднику люди готовят специальную еду: сыр с тмином, пирожки с беконом, и запасаются огромным количеством пива. Девушки украшают себя венками из полевых цветов, а парни – из дубовых листьев. Несмотря на то что, пение традиционных Яновых песен все чаще дополняется музыкальными записями и выступлениями со сцены, кажется, что практически каждый латыш знает по крайне мере несколько Яновых песен, характерных для праздника Лиго. Весельчаки с достаточным количеством выдержки не будут спать всю ночь, чтобы встретить рассвет Янова дня после ночных песен и танцев. Романтично настроенные парочки проведут вместе ночь в лесу в поисках мистического цветка папоротника.

Латыши и их символика

Латыши не демонстрируют свой патриотизм открыто, несмотря на то, что глубоко любят свою землю и страну, и очень гордятся своими культурными и спортивными достижениями. Суть бытия латыша заключается в нескольких общих символах. Некоторые символы, такие как флаг и памятник Свободы в Риге связаны с Латвийской государственностью и свободой латвийского народа. Дуб символизирует силу, выносливость, долголетие и способность выживать. Поэтому дубовый венок, который носят мужчины во время празднования Янова дня или который дарят атлетам или ветеранам труда за особые достижения, воплощает все эти качества. Женские венки из цветов также символизируют традиционные латвийские ценности. Костер, который освещает праздничные мероприятия, символизирует свет и тепло. Кроме того, с 1991 года, он символизирует костры, освещавшие дни баррикад, которые привели к возвращению независимости Латвии. Богатый набор символов, обнаруженный в латышских орнаментах и художественном оформлении также несет широкий спектр значений из древних времен, символизирует мудрость, силу, безопасность и духовные верования.

Латыши и их язык

Общее число носителей латышского языка в мире превышает 2 миллиона человек и для 1, 4 миллиона этот язык является родным. Латышский принадлежит к индоевропейскому семейству языков и вместе с литовским образует балтийскую языковую группу, отдельную, но родственную славянским и германским языковым группам. Латышский язык, так же как и литовский сохраняет множество элементов праиндоевропейского языка как в лексике, так и в грамматике, и с этой точки зрения представляет огромный интерес для лингвистов. Хотя современный литературный латышский язык используется практически во всех жизненных сферах на всей территории страны, в разговорном латышском часто встречаются элементы различных местных диалектов. Публикуется около 150 газет на латышском языке, общий тираж которых составляет 110 миллионов экземпляров. Выпускается также 200 журналов. Кроме того, в Латвии каждый год публикуется около двух тысяч книг, общим тиражом 5 миллионов экземпляров.

Латыши и их имена

Существует около тысячи латышских имен, и каждый день латвийского календаря всегда освещает одно или несколько из них. Этот день называется днем имени. В свои именины латыши обычно принимают поздравления, подарки и цветы, и ждут гостей без приглашения. Самое популярное латышское мужское имя – Янис, за ним следуют Андрис, Юрис, Эдгар, Марис и Айвар. Самые популярные женские имена – это Анна, Кристина, Мария, Инесе, Инга и Илзе. Мода на имена также переменчива, так что набирают оборот новые, современные имена или же возвращаются старые, давно забытые. Тем не менее, некоторые имена с вековой историей, такие как Карлис, Илзе, Петерис, Анна, Юрис и т. д выдерживают натиск времени. Большинство латышских имен являются местным вариантом европейских христианских имен, в то время как некоторые были заимствованы у соседних народов, а около десяти процентов являются уникальными для латышей, например: Ирбе, Сниедзе, Виестурс, Дзинтарс, Аусеклис. Многие из латышских имен олицетворяют животных или природные явления, такие как янтарь, звезду, снег или породу птиц. Висвалдис, например, означает «вседержитель».

Около половины всех латышских фамилий имеют латвийские корни: Берзиньш, Калныньш, Озолиньш. Большинство фамилий латвийского происхождения олицетворяют какой-нибудь конкретный предмет. Таким образом, среди премьер министров Латвии были г-н Гайлис («петух»), г-н Крастс («берег»), г-н Шкеле («ломоть»). Менее распространенными являются немецкие, шведские и польские фамилии, в последние годы возросло число русских фамилий. При изучении фамилий можно проследить отношение семьи к конкретному церковному приходу.

Наиболее распространенные латышские имена и фамилии в 2010 году

Мужские имена Женские имена Фамилии
1 Янис Анна Берзиньш
2 Андрис Кристине Калныньш
3 Юрис Инесе Озолиньш
4 Эдгарс Инга Янсонс
5 Марис Илзе Озолс
6 Айварс Лига Лиепиньш
7 Мартиньш Даце Круминьш
8 Петерис Анита Балодис
9 Иварс Мария Эглитис
10 Каспарс Ева Зариньш
11 Валдис Ивета Петерсонс
12 Улдис Диана Витолс
13 Айгарс Сандра Клявиньш
14 Карлис Айя Карклиньш
15 Александрс Рита Ванагс

Жизнь народа Латвии всегда была насыщенной и разнообразной. Их культура, история и кухня являются доказательством богатства прибалтийских народов. Латвия многое переняла у своих соседей, в том числе Белоруссии, России и Эстонии.

История

Точная дата появления латышей неизвестна. Предполагается, что первые племена здесь появились в 3 тысячелетии до н.э. Считается, однако, что первые представители современного народа Латвии появились в Прибалтике в первом тысячелетии до н.э. Жизненный уклад народа формировался под влиянием племен латгалов. Длительный мирный период позволил людям успешно развиваться до конца Средневековья. В конце 12 века католическая Европа обратила взор на Латвию и отправила в страну войско крестоносцев. Ливонский орден захватил территорию современных Латвии и Эстонии, основав здесь Рижское архиепископство.
К концу 15 века происходит установление крепостничества, что сильно сказывается на жизни коренного населения. Уже тогда начинает зарождаться идея реформации и сопротивления феодальным властям. Несколько стран начинают активные споры за здешние территории. В них участвуют сама Ливония, Россия, Швеция, Дания. Ливония переходит от одного государства у другому, позже к борьбе за земли присоединяется Польша.
Первую независимость страна смогла обрести в 1920 году, когда был подписан договор между СССР и Латвией. Однако уже через 14 лет здесь воцаряется диктатура, затем к власти приходит коммунистическая партия. Позже сюда вторгаются войска фашистской армии. В итоге настоящая независимость ждала Латвию только в 1991 году.

Традиции

Культура праздников в Латвии сложилась особая. Зимой латыши празднуют Рождество, весной - Пасху, летом - праздник Лиго, а осенью - Апъюмибас.
Лиго является главным праздником. Вместе с ним отмечают Иванов день. Это два государственных выходных, поэтому 23–24 июня вы вряд ли сможете увидеть много людей на улицах. Большинство уезжает поближе к природе. Лиго считается языческим праздником, что удивительно для сугубо католической страны. В этот день люди пекут хлеб, варят сыр и пьют пиво. На Лиго принято плести венки, чтобы пустить их по реке. Народ поет песни, а парни с девушками прыгают через костер. В период Рождества люди стремятся посетить церковь и поучаствовать в организуемых повсеместно уличных сценках, посвященных празднику. Латыши едят в этот знаменательный день серый горох.
Пасху празднуют примерно так же, как на Украине и в России. Правда, есть одна примечательная особенность: яйца не только красят, но и устраивают соревнование, в ходе которого одно яйцо должно перекатываясь «обогнать» другое.
Апъюмибас традиционно отмечался с окончанием работ в поле. Сейчас празднество отмечают довольно редко. Оно скорее популярно у сельских жителей, чем горожан.

Язык

Население Латвии разговаривает на официальном латышском языке, который признан государственным. При этом русским языком владеет более 81% населения. Это связано с давними отношениями между странами. Еще несколько веков назад в каждой латвийской школе должны были вести уроки на русском языке. Существовали экзамены, в ходе которых ученики были обязаны читать литературу на русском.

Название

Название страны происходит от названия племен латгалов. Немцы называли Латвию «Леттия», а современное название произошло от литовского «латвяй».

Культура


Большой популярностью в Европе пользуются латвийский театр. Одним из первых драматургов, сумевших прославиться, стал Адольф Алунан, поставивший пьесу в 1869 году. Для латвийского театра тогда были характерны экспрессия и гиперболизация. Позже драматурги стали вдохновляться российской сценой. Примечательными стали пьесы Райниса и Аспазии, в которых история перекликалась с фольклором. Отметим, что пьесы Аспазии были посвящены борьбе за права женщин. Они нашли широкий отклик в массах, а тот факт, что пьесы были написаны женщиной, только усиливал эффект.
Музыка у латышей изначально была народной. После крестового похода на Латвию здесь стали проявляться европейские мотивы. В целом музыкальная культура страны очень развита. Правительство уделяет много внимания строительству филармоний и домов оперы. Сюда приезжают именитые музыканты со всего мира.
Самые известные архитектурные шедевры сосредоточены в Риге. Ее исторический центр включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальность архитектуры страны заключается в использовании готического модерна. Примером ярчайшего достижения архитектуры является здание братства Черноголовых. Многие дома и крепости строились из дерева.

Танец занимал особое место в жизни людей. Во времена феодализма люди тайно собирались в харчевнях и создавали танцы, которые в будущем стали национальным достоянием. Традиционно все они напоминают о жизни сельчан. В движениях угадываются сбор урожая, посев пшеницы, покос травы.

Еда


Формирование латышской кухни длилось очень долго. В ней явно угадываются мотивы немецкой, белорусской, эстонской и российской кухонь. Европейским и арабским народам всегда было свойственно готовить простую, но сытную еду. Латыши пополняют список.
Одним из известных национальных блюд является скабпутра - кислая каша, хотя сейчас она утратила былую популярность. Повседневная еда латышей хорошо знакома каждому, кто родился и вырос в России или на Украине - это котлеты, овощные салаты, запеченная рыба. Основные блюда можно условно разделить на:

  • рыбные
  • мясные
  • овощные и бобовые
  • сладкие
  • хлеб.

Последний является особым ингредиентом. Из хлеба в Латвии могут приготовить йогурт, мороженое, суп. В магазинах хлеб пекут с добавлением сухофруктов, орехов и моркови. Из наиболее популярных видов мяса латыши предпочитают свинину. Раньше в пищу шла вся тушка - от хвоста до ушей. Во многих рижских ресторанах можно попробовать средневековые блюда из свинины. Самым популярным мясным блюдом остается свиная рулька.
Овощи всегда должны присутствовать на столе. К ним добавляют тмин, картофель, капусту. Очень много людей в Латвии ест гороховые супы, а на Рождество бобовые похлебки становятся главным блюдом на столе.

Наиболее распространенными десертами являются булочки. Они уступают место тортам и пирожным. Булочки выпекают простые: с маком, повидлом или творогом. Экзотическими десертами являются буберте, которые готовятся из манки и взбитых сливок, и хлебный суп с добавлением варенья и изюма. Существует ряд чисто национальных блюд.

  1. Крестьянский завтрак - отварная картошка с копченой корейкой, домашней колбасой, залитая яичницей.
  2. Ржаной овощной пирог скландраусис, похожий на ватрушку с добавлением моркови, яиц, сметаны и картофеля.
  3. Бифштекс клопс, приправленный луковым соусом.
  4. Силькю пудиньш - запеканка с сельдью и картофелем.
  5. Для латышей является обычным сочетание творога и картошки. Такое блюдо они едят каждый день.

Внешность


Различные этнографы по-разному описывали латышей. Например, Густав Паули говорил, что латыши сплошь роста среднего, с длинными лицами, толстыми щеками и длинным носом. Меркель называл латышей сильными, румяными, угрюмыми на вид людьми.
Большинство этнографов сходятся во мнении, что латыши преимущественно стройные. Редко среди них можно встретить толстых людей. От природы они довольно сильные и физически развитые.

Одежда


Народный костюм различается в зависимости от региона. Многих историков удивляет, насколько сложными являются элементы исполнения, ведь в давние времена люди шили традиционные наряды вручную. Изготовление одного костюма могло занять целый год. В основном использовали шерсть и лен. Шерсть требовалось промыть, расчесать и высушить. Пряжа вилась исключительно ручным методом. Лен требовал еще больше внимания, ведь он добывался из стеблей дерева. Чтобы получить пригодный для изготовления наряда материал, требовалось проводить комплексную и длительную процедуру подготовки нитей. Далее следовало отбеливание. Красители использовали исключительно натуральные, что еще больше осложняло процесс.
Основным элементом одежды у латышей служила рубашка, причем женские достигали голени. У мужчин были полукафтаны и длинные штаны.
Головным убором пользовались мужчины и женщины, причем у незамужних женщин был простой венок из цветов, а замужние красавицы носили платки. Мужчина был обязан надевать шляпу. Основным вариантом обуви у женщин служили маленькие туфли черного цвета, у мужчин - сапоги. Одежду украшали брошью и подвязывали тканым поясом.

Жизнь

Жизнь жителей столицы и других городов отличается достаточно сильно. Например, Юрмала, считающаяся наиболее известным курортом Прибалтики, привлекает много туристов и считается наиболее востребованной у студентов благодаря регулярному повышению финансирования. Жители небольших городов часто сталкиваются с безработицей, поэтому устремляются в другие страны Европы или в столицу. Правительство старается поддерживать даже такие города, где фиксируется наивысший уровень бедности. Постоянно выделяются дотации и пособия. Однако наиболее комфортный уровень жизни, по отметкам самих латышей, есть только в Риге.
Рига отличается от многих европейских столиц - здесь довольно тихо, мало автомобилей, много кафе и общественных заведений. Город считается небольшим, поэтому до многих мест можно дойти пешком. Одновременно город считается дорогим, если сложить все расходы среднестатистического жителя. Сами местные говорят, что высокие цены компенсируют море, отсутствие суеты и чистота города. Наиболее дорогим является отопление, однако от него можно отказаться. Государство частично компенсирует расходы на оплату детского сада. Развитость информационной сферы позволяет пользоваться многими услугами через интернет. В Латвии сейчас проживают помимо латышей русские, украинцы, белорусы, немцы и другие народности.

Характер

Латыши доброжелательные и улыбчивые люди, однако историю их страны нельзя назвать простой, поэтому туристы часто отмечают угрюмость местных жителей. Латышам не свойственна пунктуальность, они не любят спешить и считают расторопность скорее недостатком, чем достоинством. О прошлом предпочитают не вспоминать, считая это дурным тоном. Большинство людей много работает, поэтому проводят время в развлечениях не часто.
Латыши - народ, которому предстоит еще много интересного в будущем. Благодаря финансовой помощи Европейского союза и большому интересу со стороны туристов, у их страны есть все возможности для дальнейшего развития. Многообразие культуры и постоянный вклад в нее со стороны правительства делает Латвию еще более привлекательной.

Яркий пример насыщенности народных танцев в исполнении горожан.