Пискаревское кладбище

Свежий обзор

La Merveille, или в русской транскрипции Ла Мервей, в переводе означает "Чудо". Строительство этого монастырского комплекса началось с приходом монахов-бенедиктинцев. В начале 11 века их община насчитывала около 50 человек, а в середине 12 века достигло своего максимума за всю историю — 60 человек. На самой вершине скалы в 1022 году началось строительство большой церкви в романском стиле, и продолжалось до 1085 года. Вершина скалы не самое удачное место для строительства огромного сооружения, которое по канонам должно быть в форме латинского креста и длиной 80 м. Для этого не было достаточно большой площадки, поэтому архитекторы приняли решение вначале построить на склонах горы три крипты, которые бы служили основанием для хора церкви и крыльям трансепта или поперечного нефа. А западную сторону строения опереть на церковь Нотр-Дам-Су-Терр. К середине 12 века церковь была закончена, ее венчала башня, ставшая причиной пожаров, не учли строители, что башня на вершине горы среди моря будет привлекать к себе молнии.

Случайные записи

Наше путешествие по Франции называлось "Атлантическое побережье Франции", но в первый день моря мы так и не увидели. Зато во второй день наш автобус отправился прямо к берегам Ла Манша, а точнее, к скалистому островку, возвышающемуся над бухтой и называемому Мон-Сен-Мишель(гора Святого Михаила). Правда, первоначально эта скала называлась Мон-Тумб (могильная гора). Возникновение аббатства посвященного архангелу Михаилу изложено в рукописи 10 века. Согласно этому тексту, в 708 году епископу Оберу из города Авранша во сне явился архангел Михаил и повелел построить на скале церковь в его честь. Обер, однако, не придал этому должного внимания и святому пришлось трижды являться к неверующему Оберу. Терпение архангела тоже не безгранично, в конце концов он ткнул перстом в череп упрямца. Говорят, что череп Обера с отверстием от прикосновения Михаила до сих пор хранится в музее Авранша. Таким образом, уразумев послание, он все-таки построил часовню на скале, и даже собрал кое-какие реликвии, чтобы утвердить культ Святого Михаила в этом месте.

Курортная зона города. В окружении садов и парков разместились санатории и дома отдыха

Этой заметкой закончу зимние обзоры. Эти фотографии сделаны немецким туристом в декабре 2013 года. Здесь немного Каскеленского ущелья и немного Ушконыра. Зимой правда все почти одинаковое. В этом обзоре все немного покрасивее, чем в предыдущем про нашего города, но тоже хватает фотографий, которые местные не делают.

Фотографий довольно много, многие из них очень похоже. Комментировать природные красоты — достаточно скучно, поэтому в основном все будет без описания.

Начну с того, что дом отдыха Маралсай находится недалеко от Алматы, а конкретно за Талгаром в Талгарском же ущелье или, если точнее, в балке Маралсай. Марал — это олень и балка в переводе соответственно Оленья.

Для начала немного дороги — той которая уже в горах. До гор — совсем не интересно и не особо красиво — просто едешь по Талгарскому тракту через бесконечные поселки, заправки, придорожные магазины и банкетные залы. А потом сворачиваешь в Талгарское ущелье и сразу становится красиво.

Дело было в середине февраля. Мы заказывали трансфер от дома до базы отдыха и обратно — нам сказали, что на обычном седане мы туда не поднимемся. Дорога в общем-то показала, что они были правы — не сказать, что был гололед, но дорога заснежена и уклоны не маленькие — полноприводный пикап нет-нет заносило и иногда водитель включал блокировки.

В предыдущей статье про Руан я начала сразу с главной достопримечательности — Руанского собора, так как кафедральный собор — это святая святых в европейских городах. Его строят веками и на века, и стараются украсить повычурнее. Но Руан знаменит не только своим собором. Город сильно пострадал в период Второй мировой войны, особенно, от британских бомбардировок в апреле 1944 года и американских — в мае-июне того же года. В ходе этих авианалетов был существенно поврежден кафедральный собор и исторический квартал, прилегающий к нему. К счастью, большая часть наиболее знаковых исторических памятников города была реконструирована или выстроена заново в течение 15 послевоенных лет, благодаря чему Руан находится в первой пятерке французских городов по древности своего исторического наследия.

Из Шампани нам предстояло переехать в Нормандию. От Реймса до главного города Нормандии — Руана — чуть более 200 км. После практически бессонной ночи я дремала под рассказ гида об открытии второго фронта во время Второй мировой. Не то чтобы было не интересно, просто уже кое-что слышала и видела по телеку на Discovery Сhannel и History, иногда открывала глаза, когда гид указывала в ту или другую сторону. Но вокруг расстилались зеленые луга, светило солнце и ничего не напоминало о войне. "Торкнуло" в голове лишь когда она стала рассказывать о подвиге американского солдата, который проявив недюжинную смекалку, смог пробраться к немецкой огневой точке, прирываясь телом убитого товарища. И мысли сами собой потекли в другом направлении. Все-таки есть события, в оценке которых мы никогда не будем соответствовать западным требованиям. Умом я понимаю, что на войне все средства хороши, но нас воспитывали на других примерах. Наши безрассудно закрывают своим телом амбразуру, чтобы товарищи остались живы.

Лесная сказка был достаточно старый курорт и достаточно убогий в плане горнолыжных развлечений. Но в этом году все изменилось. Построили новые кресельные подъемники в количестве трех штук и еще пару бугелей и кучу трасс. Пусть они довольно просты, а те что посложнее — довольно короткие, но их очень много и они разнообразные, что дает новому курорту право на конкуренцию с

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Пискарёвское мемориальное кладбище

Здесь всегда особая тишина. В ней невольно ощущается какая-то особая, светлая грусть Памяти. Пискарёвское мемориальное кладбище – памятник полумиллиону погибших в одном из самых красивых городов мира.

В мировой истории известны три крупнейшие осады: это осада Карфагена, Трои и Ленинграда. И только Ленинград выстоял. И не случайно в честь мужества ленинградцев 27 января объявлено Днём воинской славы России. 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов сняли 900-дневную блокаду города.

Ни один город мира за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград. 900-дневная блокада не только самая трагическая страница в истории города, но и в истории Второй мировой войны.

С первых дней войны Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район.

Памятник Родине-матери

8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады и в городе начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, а все остальные – по 150 граммов.

В тяжёлых условиях вражеской осады Ленинград продолжал жить и бороться. Линия фронта проходила у стен города, на улицах и площадях рвались бомбы и снаряды, причиняя большой ущерб и унося тысячи жизней. Потеряв всякую надежду захватить Ленинград, враг в бессильной ярости стремился причинить ему возможно большие разрушения, сжечь его.

Подлинной Дорогой жизни стала трасса, проложенная через Ладожское озеро. Ледовая трасса начала действовать 22 ноября. За два дня до этого было объявлено об очередном снижении продовольственных норм в блокадном Ленинграде. Рабочим выдавалось всего по 250 граммов хлеба в день, а служащим, детям и иждивенцам – по 125. В войсках на передовой выдавали по 300 г хлеба и 100 г сухарей, в частях боевого обеспечения – 150 г хлеба и 75 г сухарей. Вообще, в блокаду продовольственный паёк сокращался 4 раза. Но в нечеловеческих условиях город работал и сражался.

Трасса по льду Ладоги получила в народе название Дорога жизни. На Дороге трудились свыше 19 тысяч человек – водители, рабочие, бойцы 9 автомобильных батальонов и 5 автоколонн, инженерных и стрелковых частей. К началу декабря по Дороге жизни курсировали 3400 автомашин.

И всё же люди умирали.

В самые тяжелые дни первой блокадной зимы город стоял обледенелый, не было света и воды, в безмолвии застыли цехи заводов и фабрик. Смерть ежедневно уносила тысячи жизней. У оставшихся в живых не было сил похоронить своих близких.

В те дни основанное до войны кладбище, получившее название от ближайшей деревеньки Пискарёвки, стало последним местом упокоения многих погибших от голода, холода и вражеских снарядов людей.

За страшные 900 дней без света, тепла и воды на город было обрушено более 100 тысяч бомб и около 150 тысяч артиллерийских снарядов.

27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. Вечером в городе был произведен торжественный артиллерийский салют из 324 орудий. Торжественный артиллерийский салют, прогремевший в Ленинграде, возвестил всему миру, что окончательно ликвидирована блокада города, продолжавшаяся 900 дней и ночей.

Сразу после полного освобождения города президент США Рузвельт от имени американского народа прислал специальную грамоту: «Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город и символизировали этим неустрашимый дух своего народа и всех народов мира, сопротивлявшихся силам агрессии».

За время блокады в Ленинграде погибло более миллиона человек (почти столько же воинов – защитников города погибло на полях сражений, умерло в госпиталях города). Десятки тысяч умерли во время эвакуации.

На Пискарёвском кладбище 186 братских могил, в которых покоятся жители города, погибшие от голода, бомбёжек, обстрелов и воины – защитники Ленинграда.

Ещё до окончания войны, в феврале 1945 года, был проведён конкурс на проект мемориала ленинградцам, погибшим во время блокады.

В 1956 году на площади свыше 26 гектаров началось строительство мемориального комплекса по проекту архитекторов Александра Викторовича Васильева и Евгения Адольфовича Левинсона.

Мемориал был открыт 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Тогда же был зажжён Вечный огонь.

В центре архитектурно-скульптурного ансамбля находится шестиметровая бронзовая скульптура «Родина-мать». Траурная стела с горельефами воссоздаёт эпизоды жизни и борьбы сражающегося Ленинграда.

На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки поэтессы Ольги Берггольц, которая сама пережила все ужасы блокады. Они заканчиваются знаменитой фразой: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью: «С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803».

В двух павильонах у входа на Пискарёвское кладбище – музей, посвящённый подвигу жителей и защитников города: экспонируется дневник Тани Савичевой – ленинградской школьницы, пережившей ужасы зимы 1941/42 г.

Гранитные ступени лестницы от Вечного огня выходят на главную аллею протяженностью 480 метров, которая ведёт к величественному монументу «Родина-мать».

Пискарёвское мемориальное кладбище сегодня – это всемирно известный, общенациональный памятник истории Великой Отечественной войны, музей подвига Ленинграда. Мемориал стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к своей Отчизне, удивительной силы духа народа-победителя в самой кровопролитной мировой войне.

Из книги Мистика московских кладбищ автора Рябинин Юрий Валерьевич

Билет на кладбище Даниловский монастырьСтарейший в Москве Даниловский монастырь основан был в 1282 году сыном Александра Невского московским князем Даниилом Александровичем. Князь повелел поставить в четырех верстах к югу от Кремля, на живописном возвышенном берегу

Из книги Мистика московских кладбищ автора Рябинин Юрий Валерьевич

Кладбище в награду Новодевичье кладбищеКажется, нет во всем мире больше такого кладбища, кроме московского Новодевичьего, оказаться на котором многие нацеливаются задолго до смерти. Только у нас в стране успешная карьера составляется из таких вех - должность, звание,

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

X. РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ Учреждение заграничной старообрядческой иерархии было по преимуществу московским делом. Так называемое Рогожское старообрядческое общество, то есть московская поповщина, и начала и довершила это дело. Поэтому прежде рассказа о том, как зачиналась

Из книги Века и воды автора Кондратов Александр Михайлович

Кладбище кораблей Вспомните корабль с грузом статуй, затонувший возле острова Литикифера. Две тысячи лет спустя на этом же месте, в проливе, разделяющем Антикиферу и полуостров Пелопоннес, затонуло судно «Ментор», увозившее в Англию фризы Парфенона… Случайное

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Кладбище Кладбище находится в красивой роще в излучине реки Южный Эск. Высокие стены огораживают его с севера, востока и юга, а с запада оно прикрыто старым пасторским домом и окруженным стенами садом. Само кладбище и церковь находятся на плоском, низменном месте (хотя и

Из книги Московские легенды. По заветной дороге российской истории автора Муравьев Владимир Брониславович

Пятницкое кладбище Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище. Современная фотографияПятницкое кладбище обширно, за один раз обойти его и осмотреть целиком просто невозможно. Обычно приходят навестить определенные могилы. Так поступим и мы.Как на всех старых

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Первое кладбище В Афинах много кладбищ. Самое знаменитое и самое интересное из них - Первое кладбище, прохладный, тенистый парк в районе Мете, недалеко от Панафинейского стадиона. Самые лучшие, самые великие из греков, а также члены старых афинских семей похоронены

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

автора Рябинин Юрий Валерьевич

Кладбище - это жизнь Желаем мы того или нет, но кладбище занимает в нашей жизни одно из важнейших мест. Человек может никогда не побывать в театре, в музее, в библиотеке, в парке культуры, в ресторане, но он непременно и не один раз посетит кладбище. Причем, неверно думать,

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

Сандуновские миллионы на старейшем кладбище Москвы Лазаревское кладбище В старину в Московском государстве принято было хоронить «по чести» лишь тех, кто почил с покаянием и причастившись. Все прочие и, прежде всего, конечно, самоубийцы, считались умершие «дурною

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

Кладбище в награду Новодевичье кладбище Кажется, нет во всем мире больше такого кладбища, кроме московского Новодевичьего, оказаться на котором многие нацеливаются задолго до смерти. Только у нас в стране успешная карьера составляется из таких вех - должность, звание,

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

Заграничный приход на Московском кладбище Головинское кладбище Головинское кладбище, хотя и расположено далеко уже не на окраине столицы, возраст имеет по московским меркам очень невеликий - оно было основано в 1951 году. Находится кладбище между Ленинградским шоссе и

Из книги Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика автора Ассман Алейда

Из книги Страна Биробиджан автора Бренер Иосиф Семенович

Старое кладбище В истории евреев особое место занимает еврейское кладбище, которое является уникальным памятником культуры народа. Биробиджанское кладбище, именуемое в народе «Старым кладбищем» (такое название сложилось в семидесятые годы после его закрытия и

Из книги Повести о войне и блокаде [антология] автора Смирнов-Охтин Игорь Иосифович

БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ Первым перестал ходить в бомбоубежище на занятия Вовка. Он сказал, что у него болит вывихнутая нога. Потом не пришла Ася: у нее заболела мама. А когда простудилась учительница, весь класс перестал ходить в бомбоубежище.Лёнька с Гошкой ходили на пляж за

Из книги Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы автора Щипков Александр Владимирович

Кладбище 26 апреля 2013 годаГазета «Октябрь», г. ТарусаБеседовала гл. редактор Галина ПлущевскаяТрадиционно в весенние предпасхальные дни людей интересует довольно деликатная тема, которую не так часто затрагивают газеты, – тема кладбищ. Сегодня мы беседуем об этом

Пискарёвское мемориальное кладбище

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто .

Ольга Берггольц


Нас провели сначала в музей мемориала, где экскурсовод рассказала нам вкратце о событиях 900 дней обороны блокадного Ленинграда. Можно не комментировать, просто смотрите.







Вот оно, Пискарёвское кладбище, где в братских могилах, по разным данным, лежат от 490 000 до 520 000 людей. Не могла смотреть спокойно, слёзы просто текли по щекам... Да, я плакала, не стесняюсь признаться. Под каждым таким холмом захоронено по 60 000 человек. Только представьте! Больше всего населения города Волковыска в одной могиле!



Мы все купили гвоздики в магазине у входа, а хлеб привезла экскурсовод Лена, которая была с нами все дни пребывания.



Я решила оставить свою память на этом камне. В могилах, где высечена звезда, лежат военные, где серп и молот - гражданские.

Слава тоже оставил гвоздику и кусочек хлеба на граните


Не все поехали, это только часть нашей "делегации"

Потом нас провели к памятному камню от беларусского народа. Оказывается к началу войны в Ленинграде было очень много учеников ремесленных училищ, которые приехали сюда на обучение из Беларуси. Конечно они все заняли места у станков, потому что взрослое население ушло на фронт.




Историческая справка:

Вечный огонь на верхней террасе Пискаревского мемориала горит в память обо всех жертвах блокады и героических защитниках города. От Вечного огня до монумента «Мать-Родина» тянется трёхсотметровая Центральная аллея. Вдоль аллеи на всём её протяжении высажены красные розы. От них влево и вправо уходят печальные холмы братских могил с плитами, на каждой из которых высечен год захоронения, листочки дуба - символ мужества и стойкости, серп и молот - на могилах жителей, а на могилах воинов - пятиконечная звезда. В братских могилах покоятся 500 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, 70 тыс. воинов - защитников Ленинграда. Есть на мемориале и около 6 тыс. индивидуальных воинских могил.

Фигура «Мать-Родина» (скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит) на высоком постаменте четко читается на фоне бескрайнего неба. Её поза и осанка выражают строгую торжественность, в руках - гирлянда из дубовых листьев, оплетённых траурной лентой. Кажется, что Родина, во имя которой люди принесли себя в жертву, как бы возлагает на могильные холмы эту гирлянду. Мемориальная стена-стела завершает ансамбль. В толще гранита - 6 рельефов, посвященных героизму жителей блокадного города и его защитников - мужчин и женщин, воинов и рабочих. В центре стелы - эпитафия, написанная Ольгой Берггольц. Особую силу имеет строка «Никто не забыт и ничто не забыто».

Вдоль восточной границы кладбища расположена Аллея Памяти. В память о защитниках Ленинграда на ней установлены мемориальные плиты от городов и регионов нашей страны, СНГ и зарубежных стран, а также организаций, работавших в блокадном городе. Текст отсюда: http://pmemorial.ru/memorial








Пискаревское мемориальное кладбище

План

Введение ………………………………………………. стр.2

«И смерть вставала кругом…» ………………………... стр.3

История создания монумента ………………………… стр.8

Экспозиция …………………………………………….. стр.13

Музей Пискаревского мемориала …………………….. стр.17

Заключение …………………………………………….. стр.19

Список использованной литературы …………………. стр.20

На многих кладбищах похоронены защитники нашего города – Большеохтинском, Волковском, Чесменском …На Серафимовском воздвигнут памятник в их честь.Но больше всего погибших в блокаду погребено на Пискаревском.Около пятиста тысяч мужчин и женщин, детей и стариков, гражданских жителей и войнов лежат в этих могилах.

Бережно хранит Ленинград память о героях его обороны.Эта благодарная память увековечена в названиях улиц и площадей, в надписях на стенах домов, в монументах.Первыми памятниками в честь подвига советского народа в Великой Отечественной войне стали Московский и Приморский парки Победы, заложенные 7 октября 1945 года на массовых субботниках.На протяжении многих лет создавался Зеленый пояс Славы – уникальный комплекс, протянувшийся на двести километров по всему кольцу осады,а кроме него – по бывшей линии фронта на Ораниенбаумском плацдарме и вдоль Дороги жизни.На Зеленом поясе Славы установлены десятки монументальных сооружений.В конце Московского проспекта, где в июле 1945 года под временной триумфальной аркой прошли победители германского фашизма, теперь образовалась площадь Победы.В ее центре 9 мая 1975 года был открыт памятник защитникам города с 48-метровым обелиском, тридцатью четырьмя скульптурными фигурами и залом –музеем.Через десять лет, к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на площади Восстания вырос гранитный обелиск «Городу-герою Ленинграду».Его венчает золотая звезда, поднятая на высоту 33 метра.

Но даже самые впечатляющие произведения искусства, самые высокие творчекские взлеты их создателей не всилах затронуть душу сильнее,чем холмы братских могил на «печально торжественном поле» Пискаревского кладбища.

Главный ленинградский мемориал для всех людей планеты стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа советского народа.И символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.Многое изменилось на свете с тех пор, как советские солдаты подняли Знамя Победы над поверженным фашистским рейхстагом и вернули народам долгожданный мир.Выросли, возмужали новые поколения,не видевшие войны.Но никакие сроки, никакие события не смогут заслонить величия подвига ленинградцев – подвига, равного ктотрому незнает история.

До конца осмыслить беспримерное мужесво, узнать его срашную цену невозможно, не увидев Пискаревского кладбища,не прочувствовав особенной, пронзающей сердце тишины.Пройдешь по залам музея, постоишь возле братских могил, и всколыхнется в душе, встанет перед глазами все,чем памятна оборона великого города, ленинградская блокада.

« И смерть вставала кругом…»

Блокада…Почти девятьсот дней душило горло города вражье кольцо.Каждый день смерть в упор смотрела в глаза каждому ленинградцу…

Для главарей гитлеровской Германии, с их каннибальскими планами уничтожения нашего государсва, порабощения советских народов, Ленинград был одним из важнейших объектов.Они намеревались захватить его раньше, чем Москву.

Гитлеровцам было ненавистно само имя – Ленинград, были ненавистны известные всему миру славные революционные традиции ленинградских коммунистов, советский патриотизм рабочих, народной интиллигенции.

4 сентября 1941 года на улицах Ленинграда разорвались первые артиллерийские снаряды.8 сентяря меченные черными крестами самолеты обрушили на город первый массированный удар.С тех пор до снятия блокады обстрелы и бомбежки не прекращались ни на один день.Тогда, в начале сентября, фашистские стратеги еще рассчитывали, что их группа армий «Север» возьмет Ленинград штурмом.Они заранее торжествовали скорую победу, мечтали о том, как пройдут по Дворцовой площади,как будут пировать в гостинице «Астория»…Но более сорока отборных дивизий, топтавших кованными сапогами мостовые Афин, Белграда, Варшавы, Осло, Парижа и других европейских столиц, неожиданно для себя натолкнулись на непреодолимую преграду.Гитлеровская военная машина забуксовала у стен Ленинграда.Героизм защитников принудил врага отказаться от надежды внезапно, с ходу, овладеть городом.25 сентября 1941 года немецко – фашистским войскам пришлось перейти к обороне.С того дня им уже не удалось сделать ни шагу вперед.

И тогда главари третьего рейха решили иными средствами уничтожить Ленинград и истребить все его население.29 сентября 1941 года родился документ неслыханного ваварства – секретная директива немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга».В этом документе, перевод которого представлен в музее Пискаревского кладбища, говорилось:

«Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли.После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей…»

Людоедский приказ своего фюрера гитлеровцы исполняли рьяно.Методично, с традиционной аккуратностью, доведенной до автоматизма, фашистские артиллеристы сеяли смерть и разрушение.Они проявили при этом немало изобретательности, которой позавидовали бы палачи всех времен и народов.

«Последнее время немцы начали часто применять ночные обстрелы, - писала 20 декабря 1943 года О.Ф. Берггольц. – Но это только один из многочисленных приемов обстрелов города.За два с половиной года неустаннно, с дьявольской изощренностью изобретают враги способы уничтожения горожан.Они до пятидесяти раз меняли тактику обстрелов.Цель одна – как можно больше убить людей.

Иногда обстрел носит характер бешенного огневого налета – сначала по одному району, затем по другому, потом по третьему и т.д. Иногда по восьмидесяти батарей бьют по всем районам города сразу.Иногда дается сильный залп сразу из нескольких орудий и затем продолжительный интервал – минут на двадцать-тридцатьюЭто делается с расчетом, что минут через двадцать тишины укрывшиеся люди вновь выйдут на улицу, и тут-то вновь можно дать по ним новый залп.Обстрелы такого рода ведутся обычно по нескольким районам сразу и длятся иногда, как в начале декабря, до десяти и более часов подряд.Этим летом были обстрелы, длившиеся по двадцать шесть часов подряд.

Враг бьет по городу утром и вечером, учитывая, что в эти часы люди идут на работу или возвращаются с нее.

В это время он бьет главным образом шрапнелью, чтобы убивать людей.Шрапнель применяется также часто по воскресеньям и праздникам, когда люди выходят на улицу отдохнуть.

Но сейчас, когда я пишу, он посылает нам не шрапнель, а тяжелые снаряды.Ведь прежде чем убить спящего человека, нужно ворваться к нему в дом… Ночью немцы бьют главным образом по самым населенным частям города, где больше всего спит людей.Они стреляют по сонным, неодетым даже, по беззащитным.Так «воюют» немцы! »

На Невском надписи пестрели.

Кричала каждая стена:

«Внимание!

При артобстреле

Опасна эта сторона!»

………………………………….

И смерть вставала кругом

Над местом, где упал снаряд.

…Потом я увидал под Лугой

На летней даче

Детский сад.

Сад пятилетних инвалидов,

Игру смеющихся калек…

Не дай вам бог такое видеть,

Такое вынести

Михаил Дудин

Более 107 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, свыше 150 тысяч артиллирийских снарядов – многие тонны ревущего, рвущегося, воющего, губительного металла обрушили фашистские убийцы на Ленинград, на его население. Его защитников.В среднем на каждый день блокады приходилось 30 разрывов и бомб.На каждый квадратный километр площади города за 872 дня блокады упало 16 фугасных, 320 зажигательных бомб и 480 артиллерийских снарядов.Месяцами день за днем, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5-10 минут.Только за сентябрь, октябрь и ноябрь 1941 года по городу 251 раз объявлялась воздушная тревога.

Содрогалась израненная земля.Падали сраженные осколками люди, погибали в заводских цехах, на боевых постах под обломками пылающих зданий.Кровью окрасился гранит Ленинграда… От рук фашистских палачей погибли 16747 защитников города, 33782 человека получили увечья.

Но в арсенале врага имелось оружие, не менее страшное.

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Николай Тихонов


Голод.Его костлявой рукой надеялись враги сломить сопротивление города-воина, залушить всех его жителей без исключения.Жестокость гитлеровцев, превзошедшая все зверства в истории человечества, была на редкость хладнокровной и расчетливой.Чудовищная жестокость внимательно смотрела в цейссовские бинокли с Вороньей горы, радовалась мукам детей, женщин, стариков, недоумевала: когда же

наконец умрет этот непонятный город?

А в городе, в кольце осады, находилось около 3 миллионов человек.Город стал фронтом, каждый его житель – бойцом.Ленинградцы были полны решимости во что бы то ни стало выстоять, не пустить ненавистного врага в город Ленина, не позволить ему осквернить священную колыбель Великого Октября.Не страх и уныние рождали у людей зверства фашистов, а гнев, ненависть и волю к победе.Жители города равнялись на героев, на коммунистов и комсомольцев, увлекавших людей своим примером.

Родина ни на один миг не забывала об осажленных.Напрягая все силы в битве с фашизмом, советский народ постоянно помогал защитникам Ленинграда.

Смотри – материнской тоскою полна,

за дымной грядою осады,

не сводит очей воспаленных страна

с защитников Ленинграда.

…………………………………………

Спасибо тебе за тревогу твою,-

она нам дороже награды.

О ней не забудут в осаде, в бою

защитники Ленинграда.

Мы знаем – нам горькие выпали дни,

грозят небывалые беды

но Родина с нами, и мы не одни,

и нашею юудет победа,-

писала Ольга Берггольц в сентябре 1941 года.

Забота Центрального Комитета КПСС и всей Советской страны, незыблемая вера в Коммунистическую партию придавали силы ленинградцам.И они сражались с врагом – все, от мала до велика.

Но жить было все труднее.Все меньше именьше становился кусочек хлеба, отмеренный ленинградцу.Начиная со 2 сентября 1941 года в течение первой военной осени паек сокращался 5 раз!А в ноябре уже появилось страшное слово – «дистрофия».В этот месяц ленинградцы похоронили 11 тысяч человек.Это были первые жертвы голода.20 ноября хлебная норма большинства горожан превратилась в крошечный, почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Ее даже трудно назвать хлебом – эту темно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей.Пытаясь заглущить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожанные ремни.На территории сгоревших от бомбежки Бадаевских складов собирали комья промерзшей земли – ведь она пропиталась сахаром.Вымачивали эту землю и чуть сладковатой водой поили детей…

А к голоду прибавились новые испытания.Началась цинга.Небывало холодной, лютой зимой сорок первого – сорок второго года жители города не могли согреться в своих квартирах – паровое отопление не действовало.Погасли электрические лампочки.Вышли из строя водопровод и канализация.Замер городской транспорт.Улицы превратились в снежные пустыни.Казалось, весь город оцепенел в предсмертной агонии.

Голодная, холодная, лютая зима сорок первого – сорок второго…За одну эту зиму Ленинград потерял больше, чем армии американцев и англичан за всю войну с гитлеровцами.Вымирали целыми семьями, целыми квартирами.Истощенные, измученные лишениями люди чувствовали,знали: смерть близка.

Но те, кто еще находил в себе силы встать на ноги, до последнего часа оставались борцами, воинами.Покачиваясь, держась за стены, медленно, но упрямо шли они к своим станкам, на свой пост – высохшие до того, что кости выпирали из-под тонкой кожи, с потемневшими лицами, с коричневыми кругами у повалившихся глаз.И падали.На улице, в цехе, на обледенелой лестнице.их тела, завернутые в прстыни, в одеяла, родные или соседи везли на грубо сколоченных самодельных санях или на легких детстких саночках по сугробам бескрнечных улиц к кладбищам.Не было ни сил, ни возможности копать скованную морозом землю.Горы трупов ждали погребения.Так было на Волковском, Большеохтинском,Серафимовском, Богословском и других кладбищах.Так было и на Пискаревском.

Не только у кладбищ – прямо на улицах, в снегу лежали тела погибших.Их близкие тоже падали на полпути или, выбившись из сил, оставляли свою горькую ношу на дороге.Каждый день ездили по городу грузовые машины.Один из руководителей обороны города Д.В. Павлов, автор книги «Ленинград в блокаде», вспоминает:

«Кладбища и подъезды к ним были завалены мерзлыми телами, занесенными снегом.Рыть глубоко промерзшую землю не хватало сил.Команды МПВО взрывали землю и во вместительные могилы опускали десятки, а иногда и сотни трупов, не зная имен погребенных.

Да простят усопшие живым – не могли они в тех отчаянных условиях выполнить свой долг до конца, хотя покойники были достойны лучшего обряда…»

641 тысячу 803 жизни оборвала блокада.На всех городских кладбищах похоронены герои.Только на Пискаревском 186 братских могил приняли прах защитников Ленинграда.С 15 февраля 1942 года по решению Ленгорисполкома хоронили только здесь.

Каждый день везли ивезли сюда автомашины свой страшный груз.И принимала твердая как камень земля останки тех, кто отдал жизнь, чтобы она оставалась неприступной для врага.Не было ни прощальных залпов, ни траурных венков, ни приспущенных знамен, ни надгробных речей.Не было и гробов – дерево вобледеневшем каменном городе должно было отдавать тепло живым.

Но живые знали твердо: наступит день, и они вернут свой долг павшим.Это время наступило вмесие с торжеством Победы.

История создания монумента

Еще не зарубцевались жестокие раны, нанесенные Ленинграду фашистскими варварами.Город потерял около 5 миллионов квадратных метров жилой площади, 716 тысяч человек остались без крова.Помещения 840 промышленных предприятий были разрушены, более 3 тысяч - повреждены.Пострадали все крупные больницы, многие центры науки и культуры, ценнейшие памятники искусства, школы и детские сады.Враги нанесли Ленинграду ущерб в 45 миллиардов рублей.Все это нужно было восстановить.Но ленингадцы думали и о павших, о тех, кто не дожил до светлого часа.В 1945 году в Ленинграде прошла целая серия конкурсов на проекты памятников защитникам города-героя.

Многих архитекторов увлекла задача – создать грандиозный памятник на Пискаревском кладбище.Жюри имело большой выбор, но в двух турах конкурса наивысшую оценку получила работа архитектора А.В. Васильева.Ему вместе с членом-корреспондентом Академии строительства и архитектура СССР профессором Е.А. Левинсоном было поручено разработать проектное задание.

Множество эскизов, вариантов памятника создали они.Первоначально центр композиции представлялся зодчим в виде высокого заостренного обелиска из гранита, а слева и справа от него предполагалось установить каменную стену.Проект с обелиском утвердил архитектурный совет, одобрила общественность города.Казалось бы, можно приступать к работе.Но сами авторы чувствовали неудовлетворенность.Традиционная форма обелиска, считали они, не выражает в полной мере чувств и мыслей народа о тех, кто лежит на этом кладбище.

Снова эскизы, снова поиски, горячие творческие споры…Постепенно у А.В. Васильева и Е.А.Лвинсона крепло убеждение, что достойно рассказать о подиге защитников Ленинграда может только такой памятник, в котором будут сочетаться архитектура, скульптура и поэзия.

Правда, в утвержденном проекте были элементы скульптуры: изображение медали «За оборону Ленинграда» на обелиске, рельефные траурные имена на стене.Появились и памятные тексты о жертвах блокады – скупые, строгие, но еще не озаренные высоким поэтическим вдохновением.

Зодчих вдохновлял пример А.В. Луначарского, чьи пламенные строки начеританы на камнях Марсова поля в Петербурге.Союз архитектуры и поэзии породил прекрасный памятник.Значит, где-то здесь и пролегает верный путь!


Наступил 1948 год.И вот наконец перед архитектурным советом предстали два новых варианта памятника.Скульптура Матери-Родины на фоне стены (стелы) высотой 15 метров.И другой - такая же по размеру статуя перед четырехметровой стеной.Это решение выделячло фигуру Матери-Родины,делало ее центром всей композиции.А фоном скульпткре служило небо.Выбор был сделан единодушшно.Решили осуществить второй протект.

Теперь пришла пора включиться в работу скульпторам и поэтам.Над обзором Матери-Родины работали В.В. Исаева и Р.К. Таурит.Почетный заказ написать стихи для стелы приняла О.Ф. Бергггольц, для фризов и пропилеев – М.А. Дудин.Скульпторы М.М. Харламова и М.А. Вайнман, Б.Е. Каплянский, А.Л. Малахин создавали рельефы.

Так сложился авторский коллектив создателей мемориального ансамбля.В тесном творческом союзе объединились талантливые мастера различных родов искусства.о не только большая и яркая одатенность была залогом их успеха.Почти все авторы памятника знали ленинградскую блокаду не по рассказам.Они сами вынесли голод ихолод, обстрелы и бомбежки, потери близких.Испытали и тот необыкновенный подъем духовных сил, который помог ленинградцам выстоять и победить.

Для тех, кто пережил девятьсот героических и трагических дней, имя Ольги Федоровны Берггольц бесконечно дорого и любимо.Деля с ленинградцами все невзгоды, в нечеловеческих условиях блокады она создавала прекрасные стихи, зовущие к жизни, к борьбе.Ольга Берггольц много работала на радио.Как сестра, как друг и соратник говорила она с земляками, и ее слово находило горячий отклик среди тысяч жителей Ленинграда.

В рядах защитников города на Неве находился и Михаил Александрович Дудин, поэт-воин, прошедший огненными дорогами сражений многие сотни километров.Он был солдатом, разведчиком артиллирийской батареи, сотрудником фронтовой газеты,

Скульптора Веру Васильевну война застала в Москве.Ей предложили уехать в глубокий тыл.Но Исаева отказалась: она должна быть в родном Лениниграде.Ваятельница боролась с захватчиками своими средствами – искусством.Вместе с товарищами лепила большой бпрельеф «Призыв к оружию», создала скульптурную группу «Кровь за кровь!», портреты многих защитникой Ленинграда – красноармейцевЭ матросов, бойцов МПВО, партизан.

У ленинградской писательницы В.К. Кетлинской есть очерк «Скульптор Иаева», паписанный в феврале 1943 года.Вот что в нем говорится:

«Исаева лепила с особым творческим упорством.Разбомбило ее мастерскую.Она перетащила все, что смогла, домой и стала работать дома…От близкого разрыва снаряда вылетели стекла и в без того промерзшей квартире.Исаева забила окна фанерой и сама смастерила из кирпичей «буржуйку».Она очень ослабела от голода…Становилось все труднее лепить…Но, полулежа, при свете коптилки она упорно продолжала работать ежедневно, целыми днями,не позволяя себе никаких послаблений».

До войны В.В. Исаева работала в содружестве со скульптором Робертом Карловичем Тауритом.На время блокады их творческий союз распался.Р.К. Таурит строил аэродромы, воевал под Тихвином, а в 1944 году во главе бригады вел работу в изуродованном фашистами Большом Павловском дворце, чтобы предохранить его от дальнейших разрушений.

Со стен осажденного города смотрели суровые и гневные плакаты.Они призывали ленинградцев к стойкости, говорили о несокрушимой уверенности защитников города в победе, о возмезди гитлеровским палачам.Несколько таких плакатов создал и архитекор Александр Викторович Васильев, работавший во время блокады художником в штабе партизанского движения.

В первые месяцы войны, когда гитлеровцы рвались к Ленинграду, жители города на Неве по призыву партийной организаци вышли на оборонные работы.Рабочие и ученые, студенты и артисты, женщины и школьники под обстрелами и бомбежками копали противотанковые рвы и траншеи, устанавливали надолбы, строили укрепления.Среди этих людей находился член-корреспондент Академии строительства и архитектуры Е.А. Левинсон.Городской комитет партии направил его нк строительство оборонительных рубежей во главе группы архитекторов и инженеров.Они должны были через несколько дней вернуться в Ленинград.Но, выполнив задание, Левинсон и его товарищи заявили, что не покинут строительства, пока оно не будет завершено, и через газету призвали всех советскких инженеров, научных работников, специалистов включиться в оборонные работы.

Затем Евгений Адольфович получил новое задание – замаскировать различные важные объекты,чтобы фашистские бомбардировщики не могли найти эти цели.Позже Е.А. Левинсон трудился на Урале.Но сердцем он был в Ленинграде, там, где на построенные им здания враг обрушивал огненный смерч, где сражались его земляки.В 1942 году в Ленинграде был объявлен конкурс.Архитекторам предлагалось представить проекты реконструкции Суворовского проспекта.В том же году ленинградские зодчие участвовали во всесоюзном конкурсе на монумент, посвященный Великой Отечественной войне, разрабатывали проекты восстановления ансамлей, разрушенных фашистами.Архитектурный конкурс в самую тяжелую пору блокады…Воткак верил в победу город-герой!Е.А. Левинсон принял участие в этом конкурсе.Он получил засвой проект премию и отдал ее в фонд обороны Ленинграда.

С огромным творческим подъемом работали мастера искусства над памятником.

О.Ф. Берггольц, всеггда откликавшаяся взвлноваными стихами на события времени, работала над этими немногими строками целых полгода.Задача поэтессы осложнялась тем, что ей было заранее дано определенное количество строк, слов и даже знаков в каждой стиховотрной фразе.Ведьнадпись предстояло высечь резцом на граните, и так, чтобы размеры и обший характер ее не нарушили художесвенного облика памятника.М.А. Дудину нужно было создать всего восемь строк, но сказать в них очень многое.Размер строк жестко определялся длиной фризов.Поэты справились со своей задачей великолепно.Их стихи изустно повторяютя многими людьми нашей Отчизны.

В мастерской скульпторов одна задругой создавались модели статуи Матери-Родины.Полуметровая, метровая, двухметровая, снова метровая…И каждый вариант отличался не просто размером, а иным решением.Наконец все выверено, отшлифованно.Модель утверждена.Ее нужно увеличить до шести метров и затем отлить памятник.Сроки до предела сжаты – меньше четырех месяцев.Но происходит неожиданное: В.В. Исаева и Р.К. Таурит отказываются от готового варинта и создают совершенно новую скульптуру!Лепить модель уже некогда.И хотя это гораздо труднее, создается сразу огромная шестиметровая фигура.Скульпторы забывают об отдыхе, они трудятся увлеченно и заканчивают свое творение к нужному сроку.Теперь всем становится ясно: да, именно этот последний вариант завершает столь упорный творческий поиск.

На создание проекта ушло уже десять лет.

В 1955 году на Пискаревское кладбище приш ли рабочие, чтобы соорудить на его территории в 26 гектаров величестенный памятник.

Земля была первым строительным материалом.Выровняи поле,подняли холмы братских могил.Особенно много пришлось подсыпать земли во входной части кладбища – там, где теперь пропилеи и бассейн

Для создания ансамбля потребовалось засыпать 50 тысяч кубометров грунта.Привезти с украинских каменоломен более 800 вагонов гранита.Уложить по центральной аллее, у входа и у памятника 10 тысяч квадратных метров каменных тесаных плит.Окружить братские могилы гранитным поребриком (длина его 45 километров). На территории кладбища высадили 10 тасяч красных роз, около тысячи деревьев различных пород.

Работы продолжались более четырехлет.В них участвовли строительный трест Управления предпиятий коммунального обслуживания, Ленметрострой, дорожно-строительные организации, трест зеленых насаждений.Руководили работами авторы проекта Е.А. Левинсон и А.В. Васильев.Одновременно уточнялись и совершенствовались детали памятника, творчески дорабатывалось их художественное решение.

9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы,тысячи ленинградцев пришли на Пискаревское кладбище.В этот день состоялось торжесвенное открытие мемориального ансамбля.

День Победы – большой праздник русского народа.Но в его ликовании всегда явственно слышна и скорбная нота.Ни на миг мы не забываем, какой ценой досталась нам Победа над фашистской Германией.Память о защитниках родного Ленинграда, вечная благодарность погибшим за свободу приводят сюда, на огромное Пискаревское поле, множество людей.Тысячи живых приходят поклониться тысячам погибших.

Экспозиция

Огромна заслуга создателей мемориального ансамбля, сумевших выразить в художественных образах чувствакъ всего народа.

Какой же силой научило искусство петь и плакать камень Пискаревского кладбища? Какими средствами художники создали величественный образ некрополя? Всмотримся пристальнее в огромный вдохновенный труд творцов ансамбля.


Вход в некрополь украшают пропилеи – два павильона простой прямоугольной формы.Их стены выложены из светлого камня – доломита с эстонского острова Саарема.Фасад каждого павильона оформлен четырьмя пилонами – массивными прямоугольными столбами.Пропилеи лишены каких бы то ни было украшений.Выделяются лишь беломраморные ленты фризов с темными буквами памятных текстов:

ВАМ БЕЗЗАВЕТНЫМ ЗАЩИТНИКАМ НАШИМ

ПАМЯТЬ О ВАС НАВСЕГДА СОХРАНИТ ЛЕНИНГРАД

БЛАГОДАРНЫЙ

ЖИЗНЬЮ СВОЕЮ ПОТОМКИ ОБЯЗАНЫ ВАМ

БЕССМЕРТНАЯ СЛАВА ГЕРОЕВ УМНОЖИТСЯ

В СЛАВЕ ПОТОМКОВ

ЖЕРТВАМ БЛОКАДЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

ВЕЧЕН ВАШ ПОДВИГ В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ

ГРЯДУЩИХ

ГОРДЫМ ГЕРОЯМ БЕССМЕРТНАЯ СЛАВА

ЖИЗНЬЮ СВОЕЮ РАВНЕНЬЕ НА ПАВШИХ ГЕРОЕВ

С обеих сторон к пропилеям примыкает ограда, тянущаяся на многие сотни метров.На ее предельно простом каменном основании стоит четкая по рисунку темно зеленая чугунная решетка, равномерно прерываемая одним и тем же изображением: высокая ваза с наброшенной на нее траурной тканью.Рядом сэтим символом смерти – другой, жизнеутверждающий: прорастающая веточка.

За пропилеями расстилается обширная терраса.В центре ее, в кольце цветов, в обрамлении из темно-серого полированного гранита, колышется Вечный огонь.Отсюда видна вся центральная часть некрополя.

Большая аллея, разделенная газонами на три ленты гранитных плит, ведет вдоль братских могил.Каждая могила зеленеет в каменной оправе.На стороне, обращенной к аллее,- гранитный блок с изображением дубовоголиста идаты: 1941, 1942, 1943… Здесь же выбиты серп и молот, в знак того, что под этим холмом покоятся мирные жители города, или пятиконечная звезда – на могилах воинов.

Могилы, могилы, могилы… Сколько их! И над бесконечными рядами холмов. Над прахом сыновей и дочерей своих – Родина-Мать.Не в горьких слезах, не в бессильном отчаянии осиротевших матерей Советской страныюСкорбь ее безутешна, ибо невозвратимы ее утраты.Но не только боль выражает лицо Матери.Строгим величием дышит оно, исполненное достоинства и всепобеждающей исполинкской силы духа.Мать-Родина горда за детей своих, без колебаний отдавших жизнь во имя великого дела.Гирлянда из дубовых листьев в ее руках – символ мужества и вечной славы.


Шестиметровая статуя на шестиметровом пьедестале, сложенном из 24 блоков темно-серого полированного гранита, видна издалека, от самого входа на кладбище.Фигура чуть наклонена вперед и поэтому кажется движущейся.Ее силуэт четко вырисовывается на фоне неба, не заслоненного ни постройками, ни ветвями деревьев.Так было предусмотрено проектом.

За монументом Матери-Родины расположена мощная гранитная стена-стела.Она является завершающей частью всего сооружения.Ее протяженность более 150 метров.Высота центральной части – более 4 метров и боковых – около 3 метров.

В центре стены выбиты строгие и взволнованные, горькие и светлые слова Ольги Берггольц:

ЗДЕСЬ ЛЕЖАТ ЛЕНИНГРАДЦЫ

ЗДЕСЬ ГОРОЖАНЕ – МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ, ДЕТИ.

РЯДОМ С НИМИ СОЛДАТЫ-КРАСНОАРМЕЙЦЫ.

ВСЕЮ ЖИЗНЬЮ СВОЕЮ

ОНИ ЗАЩИЩАЛИ ТЕБЯ, ЛЕНИНГРАД,

КОЛЫБЕЛЬ РЕВОЛЮЦИИ.

ИХ ИМЕН БЛАГОРОДНЫХ МЫ ЗДЕСЬ

ПЕРЕЧИСЛИТЬ НЕ СМОЖЕМ.

ТАК ИХ МНОГО ПОД ВЕЧНОЙ ОХРАНОЙ ГРАНИТА.

НО ЗНАЙ, ВНИМАЮЩИЙ ЭТИМ КАМНЯМ,

НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

В ГОРОД ЛОМИЛИСЬ ВРАГИ, В БРОНЮ

И ЖЕЛЕЗО ОДЕТЫ,

НО С АРМИЕЙ ВМЕСТЕ ВСТАЛИ

РАБОЧИЕ, ШКОЛЬНИКИ, УЧИТЕЛЯ, ОПОЛЧЕНЦЫ.

И ВСЕ, КАК ОДИН, СКАЗАЛИ ОНИ:

СКОРЕЕ СМЕРТЬ ИСПУГАЕТСЯ НАС, ЧЕМ МЫ СМЕРТИ.

НЕ ЗАБЫТА ГОЛОДНАЯ, ЛЮТАЯ, ТЕМНАЯ

ЗИМА СОРОК ПЕРВОГО – СОРОК ВТОРОГО,

НИ СВИРЕПОСТЬ ОБСТРЕЛОВ,

НИ УЖАС БОМБЕЖЕК В СОРОК ТРЕТЬЕМ.

ВСЯ ЗЕМЛЯ ГОРОДСКАЯ ПРОБИТА.

НИ ОДНОЙ ВАШЕЙ ЖИЗНИ, ТОВАРИЩИ, НЕ ПОЗАБЫТО.

ПОД НЕПРЕРЫВНЫМ ОГНЕМ С НЕБА, С ЗЕМЛИ И С ВОДЫ

ПОДВИГ СВОЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ

ВЫ СВЕРШАЛИ ДОСТОЙНО И ПРОСТО,

И ВМЕСТЕ С ОТЧИЗНОЙ СВОЕЙ

ВЫ ВСЕ ОДЕРЖАЛИ ПОБЕДУ.

ТАК ПУСТЬ ЖЕ ПРЕД ЖИЗНЬЮ БЕССМЕРТНОЮ ВАШЕЙ

НА ЭТОМ ПЕЧАЛЬНО-ТОРЖЕСТВЕННОМ ПОЛЕ

ВЕЧНО СКЛОНЯЕТ ЗНАМЕНА НАРОД БЛАГОДАРНЫЙ,

РОДИНА-МАТЬ И ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД.


Слева и справа от этих надписей, расположенных тремя столбцами, на стеле выбиты шесть рельефов.

Мы видим ленинградцев – героев блокады, мужчин и женщин, бойцов и рабочих.В скорбном молчании, склонив головы застыла группа людей…Женщина бережно поддерживает обессилевшего товарища.Лица стоящих позади рабочих полны тревоги, гнева и решимости к борьбе, их руки крепко сжимают оружие…Бойцы с автоматами устремляются навстречу врагу…Отважный воин увлекает за собой товарищей…Тесной группой, плечом к плечу, стоят защитники Ленинграда, сурово и настороженно всматриваясь вдаль, готовые дать отпор захватчикам…Женщины возлагают венок на могилу павших…

Эти рельефы многое расскажут потомкам о трагическом и славном времени. О людях, выстоявших в смертельной схватке с жестоким врагом.

На боковых частях стелы – рельефные изображения знамен.На торцах – большие венки из дубовых ветвей.Внутри венков – перевернутые факелы с вырывающимися из них языками пламени.По сторонам от венков опустились на колени, отдавая последние почести погибшим, Женщина и Рабочий, Солдат и Матрос.


Такова центральная часть ансамбля.Но в его художественном облике существенную роль играют многие детали, выполненные в соответствии с общим замыслом: обелиски (пилоны) на верхней террасе, увенчанные бронзовыми декоративными вазами, опоясанными лавровыми венками; бассейн в левой части террасы, на дне которого выложено мозаичное изображение горящего факела и дубовой ветви, оплетенных алой лентой; фонтаны в пролетах арок подпорнрой стены, ограничивающей террасу с внешней стороны; изящные металлические решетки, калитки, скамьи…Все просто и одухотворено единым глубоким смыслом.

Архитекторы призвали еще одного художника – природу.Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что разнообразные виды деревьев, посаженных на всей территории,- не просто зеленое обрамление, традиционное для кладбища.У них тоже своя роль.Четыре рябины перед пропилеями, роща лип у входа, шеренги вязов вдоль центральной аллеи,полукружье берез, охватывающее памятник, серебристые елочки на небольших террасах с тыльной стороны стены, стройные тополя, служащие фоном памятнику, два плакучих вяза, стоящие порознь на верхней площадке…Во всем этом зоркий глаз, тонкий вкус, напряженная творческая мысль.

Архитектура, скульптура, мозаика, поэзия, музыка, наконец, живая и тонкая палитра природы – все это усиливает то неизгладимое впечатление,кторое каждый уносит в сердце.

Музей Пискаревского мемориала

К союзу искусств и природы на Пискаревском мемориальном кдабище присоединилась наука – история.В залах входных павильонов размещена экспозиция, посвященная блокаде.

Два низких маленьких помещения.Темные потолки со скрытыми источниками света.Серовато-белые бетонные стены.На них – краткие надписи на красном и черном фоне, важнейшие строки блокадной летописи.И документы.Только документы.Фотографии без рамок и стекол, врезанные прямо в стены, говорят о страшных муках, о беспримерном мужестве ленинградцев.Дымят развалины.Худой, как скелет, ребенок с забинтованной рукой смотрит в упор глазами смертельно больного маленького мудреца.Люди, сделавшие последний шаг в жизни, упавшие на земь…И рядом: колонна бойцов в четком строю; цех завода, где куется оружие для фронта; жители города дружно очищают улицы от снега; продают билеты в Филармонию…Это Ленинград, это блокада.

В экспозиции зала правого павильона, посвященной первому, самому тяжелому периоду блокады, находятся не только фотографии.Здесь помещена карта,на которой изображено черное кольцо фашистских полчищ, охватившее Ленинград, отрезавшее его от Большой земли, как сназывали ленинградцы Родину.Приковывают внимание заявления жителей города, в которых ленинградцы и ленинградки прсили направить их в действующую армию.

Имя маленькой ленинградки Тани Савичевой теперь известно миллионам людей.В музее лежат листки ее блокадного блокнота.Несколько слов, написанных карандашом, а в них – страшная трагедия.Возле фотографии Тани лежат живые цветы.Чьи-то руки кладут их сюда, приносят и летом, и в морозные месяцы долгой зимы…
В центре зала установлен большой черный куб.На верхней его стороне, на доске под стеклом, помещены страницы из книги записей, кооъторая велась, когда вырастали на этом поле могильные хлмы.Адреса и цифры, цифры – чудовищная арифметика смерти.

Центр зала левого павильона занимает сооружение, напоминающее зенитное орудие.Его ствол – в то же время мачта, на тонкой вершине ее – красный флаг.А у подножия, на черной плите,- обагренные кровью комсомольские билеты героев – защитников города Ленина.

О мужестве воинов, о самоотверженности труженников города и фронта, о всенародной помощи всей страны Ленинграду рассказывают фотографии и документы этого зала.

22 ноября 1941 года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13 сантиметров, по ледовой трассе от мыса Осиновец на остров Зеленец и дальше – на Кобону и Лаврово – к Ленинграду пошли первые автомашины с грузами, жизненно необходимыми осажденному городу.Эта трасса в донесениях называлась скромно: «Военно-автомобильная дорога № 101».Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность,- Дорога жизни.Под этим именем она и вошла в историю обороны Ленинграда как одна из ярчайших и волнующих ее страниц.Только эта единственная тоненькая артерия не давала замереть ослабевшему пульсу измученного голодом Ленинграда.Для этого шоферам, авторемонтникам, дорожникам, грузчикам, защитникам трассы – пехотинцам, зенитчикам и летчикам – пришлось отдавать все силы, перешагивать через невозможное.Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу.Гибли люди.Машины проваливались в полыньи, горели, застревали в сугробах.Но легендарная Дорога жизни действовала бесперебойно.

Об этом скупыми, но убедительными средствами повествует экспозиция музея.Говорит она ио радостном дне 18 января 1943 года, когда после долгой подготовки войска Ленинградского и Волховского фронтов в семидневных боях прорвали укрепления врага исоединили Ленинград с Большой землей.

Но еще целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград.Еще целыц год несли они смерть и разрушения.И вот настал момент решительной схватки.Вся страна вместе с Ленинградом копила для нее силы и нанесла сокрушительный удар по захватчикам.

27 января 1944 года над Невой прогремел салют из 324 орудий в честь полного освобождения города от блокады, в честь его защитников.

Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское почтить светлую память защитников Ленинграда.Над могильными холмами склоняются орденоносные знамена воинских частей.Звучит гимн, гремят залпы салюта, возлагаются венки.Все человечество преклоняется перед подвигом города Ленина.Об этом свидетельствуют записи в книгах почетных посетителей кладища- памятника, надписи на лентах венков, говорящие на всех языках мира.Величие подвига Ленинграда по достоинству оценили честные люди всего мира.Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду.Но силу, а не слабость рождает она.Силу восхищения подвигом ленинградцев.Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.Стремление быть достойными их.Наш долг ушедшим без времени неоплатен.Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для народа все, что они не успели.


Список использованной литературы:

1.Петров Г.В.Пискаревское кладбище.Лениздат,1980

2. Петров Г.Ф. Памятник скорби и славы.Лениздат,1986

3. Памятники истории России/Сост. Егоров В. Л., Максакова Л. В.- М.: сов. Россия, 1987.

4. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. ХХ век/Сост. Исмаилова С. Т. - М.: Аванта+, 1996.

5. Атлас. Города - Герои ВОВ. Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР Москва 1983.

6.Памятники истории России/Сост. Егоров В. Л., Максакова Л. В.- М.: сов. Россия, 1987.

7.Иллюстрированный энциклопедический словарь по истории СССР. - М.: Просвещение, 1980

8.Пукинский Б. К. Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов. Норинт 2000.

9.Буров А. В. Блокада день за днем. Лениздат,1979.

В первый раз (и долгое время - единственный) я был на этом кладбище в далёком детстве. Вероятно, тогда это был стандартный пункт в программе школьного обучения - хоть раз свозить учеников на это мемориальное кладбище. Мои родные, погибшие в блокаду, лежат на другом кладбище - Волковском, православном, поэтому я на долгое время "забыл" про Пискарёвку. Тем не менее, весной этого года, я решил навестить это кладбище снова - освежить воспоминания, так сказать. Просто оставлю здесь несколько фотографий (с погодой, по традиции, "повезло"), с краткими пояснениями.

1. Памятный камень с указанием года захоронения в братской могиле:


Строительство мемориала началось в 1956 г., а открыт он был 9 мая 1960 года, в 15-ю годовщину победы.
Покажу коротко основные объекты мемориала.

2. Фигура "Мать-Родина", с венком для павших:

3. Мемориальная стена-стела из гранита:

4. Индивидуальные захоронения:

5.

6.

7. Вечный огонь на верхней террасе в прицеле бойцов с фронта пропаганды:

8. А вот и другие бойцы, готовятся зайти на кладбище и защитить его от майдана (я не шучу). Справа - один из двух музейных павильонов:

9. От Вечного огня к монументу "Мать-Родина" ведёт Центральная аллея:

Довольно страшное место - если подумать, сколько здесь захоронено людей, умерших насильственной смертью.
Согласно данным с официального сайта мемориала, на этом кладбище похоронено около 500 тыс. человек (420 тыс. жителей Ленинграда и 70 тыс. его защитников, все в братских могилах, плюс ещё около 6 тыс. индивидуальных воинских захоронений).

10. Курсанты помогают убирать братские могилы:

Всего за годы блокады погибло, по разным оценкам, от 632 тысяч до 1,4 миллиона мирных жителей. Меньшая цифра - данные, приведённые в ходе Нюрнбергского процесса , большая цифра включает оценку количества жертв среди неопознанных жителей, людей, погибших при эвакуации и в ней, а также оказавшихся в городе беженцев из Ленинградской области и Прибалтики. Наиболее взвешенной я считаю оценку числа погибших и умерших в 800 тыс. - 1 млн. чел .
Следует признать, что есть и "городские сумасшедшие ", утверждающие, что истинное количество жертв мирных жителей ("максимум 100 000 чел.") завысили Хрущёв и прочие либералы.

11. По правой стороне кладбища идёт Аллея памяти. Единственный крест на этом кладбище, который мне попался на глаза:

Уже после посещения Пискарёвского мемориала я узнал, что в 2002 г. рядом с кладбищем была освящена деревянная часовня во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

На аллее установлены мемориальные плиты от городов, регионов России и других стран, а также организаций, работавших в блокадном городе. Чем-то это напомнило мне плиты с именами спонсоров в новодельном Храме Христа Спасителя в Москве.