Развитие драматического действия в пьесе на дне. Художественные особенности пьесы «На дне» М. Горького. Главные герои и их характеристика

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет, иллюстрации «На дне».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Беседа по содержанию пьесы «На дне».

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

В 1902 году Горький создает драму «На дне».

Как изображается место действия?

Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.

Какие люди являются обитателями ночлежки?

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.

У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».

Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.

В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения

Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» - Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

В чем своеобразие любовного конфликта?

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

  1. Слово учителя.

Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Д.З.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.


Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене. Пьеса делится на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления. В основе драматического произведения лежит конфликт. В пьесе в диалогической и монологической формах воссоздается речь героев, воспроизво – дятся их поступки, поведение вцелом. Каждый период речи героев называется репликой. В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки. Особенности драматического произведения


Замысел пьесы возник в 1901 году. «Это будет страшно» - так Горький определил сущность будущего произведения – год создания. 18 декабря 1902 года состоялась премьера в Московском Художест- венном театре. Пьеса посвящена Константину Петровичу Пятницкому (создателю хора народной песни).


Горький читает пьесу «На дне» артистам МХТ г.




Смысловая доминанта названия Ночлежка – место действия Без солнца, дно – характер условий Дно жизни – социальное положение Что происходит с человеком «на дне»? На дне чего? Жизни? Души? Т.о. Горький обозначил специфику драматического конфликта, который определил и ЖАНР пьесы.






Система действующих лиц 1.Нет главных и второстепенных героев, нет внесценических персонажей. 2. В афише сообщается возраст (у всех героев), профессия или род деятельности, социальный статус (хозяин), родственные отношения. 3. Даются имена героев или их прозвища (?!). 4. Герои пьесы разделены по социальному (материальному) положению. (?!) 5. Выделяется группа «философов поневоле»: героев – носителей какой-либо жизненной философии (идеи, концепции) (Бубнов, Сатин, Лука, Клещ)








Внешний конфликт «любовный»: Василиса – Пепел - Наташа Внутренний конфликт «философский»: столкновение разных «правд» о человеке К моменту появления Луки система ценностей обитателей ночлежки уже сформулирована. Возникает необходимость иного, ПОЛЕМИЧЕСКОГО взгляда на их жизнь, чтобы «запустить» механизм драмы.


Спор о назначении человека!!! Правда факта (Бубнов) «Все люди на земле лишние…» «…вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» «Что было – было, а остальное одни пустяки.» Клещ: «Работы нет! Сил нет! Вот правда! Пристанища нет! Издыхать надо – вот она правда… Жить нельзя.» Ложь во спасение (Лука) «Ни одна блоха – не плоха: все чёрнень- кие, все – прыгают..» «…человеком родил- я, человеком и помрёшь…» «не всегда правдой душу вылечишь…» «Есть – люди, а есть – иные – человеки» «Человек может добру научить» «Барство – то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки – то остаются…» Человек – вот правда! (Сатин) «Кто слаб душой… – тем ложь нужна…» «Правда – бог свободного человека» «Всё - в человеке, всё для человека» «Надо уважать человека!... Не унижать его жалостью…» «Человек свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…» «Человек – выше сытости!..»


Сцена из спектакля. Сатин – К. Станиславский Авторская позиция 1.Горький развивает тему Человека и обращается в своих поисках к социальному «дну». 2.Писатель вскрывает одну из особенностей русского национального характера: НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ реальностью, резко кри- тическое отношение к ней и полная неготовность что бы то ни было предпри – нять для того, чтобы эту реальность изменить. 3.В размышлениях героев воплотились модные для того времени «пути дости- жения счастья»: трудом (Клещ), выдуманной лю- бовью (Настя), Бога (Анна)


Авторская позиция 4. Писатель сочувствует своим героям, но не принимает их иллюзий. 5. Основной вопрос, который я хотел поставить, это – ЧТО ЛУЧШЕ: ИСТИНА ИЛИ СОСТРАДАНИЕ. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» 6. Человек – вот правда! Таков лейт – мотив в развитии сюжета. Человек велик своими нерастрачен – ными возможностями, своим творческим потенциалом. Важен сам факт такого признания о человеке! 7. Боль за погибшие души пронизыва- ет пьесу. В этом гуманизм писателя. Лука – носитель идеи сострадания, милосердия. Не битва за добро, а про- поведь добра – дело Луки. Истинно то, что человечно!


Способы выражения авторской позиции 1.Острота конфликта, динамика его развития, трагизм развязки. 2.Формы диалогов и речевых конструкций: а) через непрерывность диалогов достигается эффект повседнев- ности, застойности человеческих взаимоотношений в ночлежке; б) слова-лейтмотивы, приобретающие в контексте пьесы симво – лическое значение (Бубнов: «А нитки – то гнилые!»). 3. Речевые характеристики героев указывают на социальное проис- хождение, мироощущение, место героя в системе действ. лиц. 4. Особую роль играют авторские ремарки (фон, характеристика). 5. Использование песенного текста контрастирует с характером взаимоотношений между людьми. 6. Композиционная законченность частей – смерть героев – выделяет замысел автора. 7. Концентрация действия вокруг одного героя – Луки. 8. Зеркально повторяющиеся эпизоды создают эффект «избыточ – ности» действия, что помогает акцентировать внимание на важ- ных для автора моментах. 9. Использование литературных реминисценций. Смысловое ядро всех реминисценций в пьесе – уход из жизни, смерть.(судьба актера предсказана его же репликами)


Самодиагностика (на основе тестирования) 1.Определите жанр пьесы. а) трагедия; б) социальная драма; в) трагикомедия; г) социально-философская драма. 2. Какой театр впервые поставил пьесу? а) театр драмы имени В. Комиссаржевской; б) МХТ 3. Что является кульминацией пьесы? а) появление Луки; б) убийство Костылева; в) смерть актера; г) притча о праведной земле. 4. В чем суть философского конфликта, изображенного автором в пьесе? а) отражение модных теорий эпохи; б) спор о назна – чении человека; в) критическое отношение к действи – тельности; г) противоборство добра и зла. 5. Какие события пьесы происходят не на сцене, а «за кулисами»? а) убийство Костылева; б) ссора Квашни с Медведе – вым; в) драка Василисы и Наташи; г) месть Василисы своей сестре; д) смерть Анны.


6. Кто из героев пьесы до ночлежки был: а) чиновником в казенной палате; б) сторожем на даче; в) телеграфистом; г) слесарем; д) скорняком. 7. Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, поговорки, выска – зывания? а) Шум – смерти не помеха. б) Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё. в) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! г) Ни одна блоха не плоха: все чернень- кие, все – прыгают. д) все хотят порядка, да разума нехватка е) не любо – не слушай, а врать не мешай. 21 Домашнее задание Письменно ответить на вопрос (по выбору): Какую роль в пьесе играет последнее действие? О чём спорят герои пьесы «На дне»? В чём выразился гуманизм пьесы? Что важнее: истина или сострадание? (Роль образа Луки).

Разделы: Литература

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне".
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне".

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою".

II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.

III. Переход к теме урока.

1. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.

А работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".

2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького "На дне".

а) Беседа по вопросам:

Название "На дне" рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне"? "На дне" чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. "На дне" как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. "Дно жизни" - трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки - пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы - смерти и жизни.)

б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.

Композиция пьесы предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция - вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ?, когда ?, что происходит? - и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка - событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация - наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка - событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:

(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)

Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? - С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) - Что вы можете сказать о героях? - Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? - Завязка пьесы - появление Луки. Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? - Охарактеризуйте Луку по его репликам.

II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя "отдушину" видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. "Лишняя я здесь," - говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: "Видно, вранье-то приятнее правды... Я - тоже... Выдумываю... Выдумываю и - жду...". Клещ думает вырваться: "Я рабочий человек", - заявляет он. Пепел мечтает вырваться: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать..." Поддержку он видит в Наташе: "Ты пойми... Назови ты... А ты - молодая елочка - и колешься, а сдержишь..." Актер мечтает вылечиться: "Я сегодня - работал, мел улицу... а водки не пил!")

Во II действии Актер читает стихи:
"Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой."

Как вы понимаете эти строки?

IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником.

IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.

План

Тема мастер-класса А.М.Горький. Пьеса « На дне». Проблематика и композиция.

Класс -11 Б

Ф.И.О ведущего мастер-клас с- Петренко Лариса Юрьевна

Цель -раскрыть суть философского конфликта в пьесе.

Задачи: - закрепить знания о композиции художественного произведения;

Продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;

Формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;

Воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.

Ожидаемые результаты:

успешное художественно-образное осмысливание и личностная оценка проблем и содержания пьесы М.Горького «На дне»;

правильный анализ композиции пьесы;

Тема: А.М.Горький « На дне». Проблематика и композиция пьесы.

Цель : раскрытие сути философского конфликта в пьесе.

Задачи :

  • закрепить знания о композиции художественного произведения;
  • продолжить формирование стремления к адекватным личностно-оценочным суждениям;
  • формирование коммуникативных и культурологических компетенций обучающихся на основе анализа и художественно-образного осмысления пьесы М.Горького «На дне»;
  • воспитывать сострадание и человечность, стремление понять и полюбить человека, стремление к самовоспитанию.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока:

  1. 1.Вступительное слово учителя.

В тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности- обитатели «дна»., социальной ямы, куда общество без зазрения совести сталкивает отработанный человеческий материал. Автор ведёт нас к пониманию душевного состояния оказавшихся в подвале героев и приобщает к мучительным поискам смысла бытия.

Обучающиеся:

Вот «дно»-модель общества, семья- её эмблема Василиса, религия-лампада её мужа и средство для её наполнения, вот правительство-дачник Медведев в отношениях с обывателями. И результат-судьба человека в обществе.

Учитель:

« Перечитывая пьесу Горького, я убедился, что тот менее всего имел ввиду дразнить душу своего читателя реальным изображением нищеты, падения и надрыва.»

Как вы понимаете смысл данных слов?

(Нет единого сюжета, нет главного героя, нет единого конфликта)

Чтобы перейти к анализу текста, хочется спросить у вас, ребята. А знаете ли вы, чем занимался каждый герой пьесы до ночлежки?

Работа с интерактивной доской (Приложение , задание №1)

Учитель:

Давайте, ребята, в ходе сегодняшнего урока попытаемся раскрыть суть философского конфликта в пьесе, его проблематику и рассмотреть композицию произведения.

  1. Анализ пьесы.

1). Беседа.

Выводы детей:

Завязка -разговор Василисы и Пепла.

Кульминация - убийство Костылева.

Развязка - арест Пепла

2. Как вы понимаете такое определение жанра горьковской пьесы?

Как вы понимаете смысл термина « социально-философская» ?

Заполните таблицу, указав социальные и философские черты жанра данной пьесы.

Какой лейтмотив выделили бы как основной в пьесе Горького?

(Спор о человеке, о милосердии, сострадании)

« Основной вопрос, который я хотел поставить, это: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» М.Горький

Учитель:

Как видим, идет усложнение композиции: появляется вторая завязка. Лука как стержень.

  1. Какую часть определили бы как экспозицию? Почему?

(1д: до появления Луки: трагическая разобщенность героев, столкновение, несчастья, должен быть выход.)

2.С какой репликой впервые появляется Лука? Прокомментируйте её.

(Умиротворение, открытость людям, любовь)

Как эта позиция подтверждается другими репликами Луки?

3.Почему 1 действие кончается диалогом Анны и Луки? Смысл этого диалога?

а) Причины подобного сострадания, внимания к человеку (страдание Анны - сострадание).

б) Лука выдвигается в центр.

2). Работа в группах.

2 д.- развитие действия.

Воздействие Луки на ночлежников.

Докажите. Что Лука вносит умиротворенность в души и судьбы героев.

1 группа (Лука - Актёр)

2 группа (Лука-Анна)

3 группа (Лука-Пепел)

Выводы групп .

В каких репликах Луки из 2 д. раскрывается суть его философии?

« Во что веришь, то и есть…»

« Любить живых надо,…живых…»

« Все, милая, терпят…всяк по - своему жизнь терпит»

« Человека приласкать никогда не вредно»

Какая реплика будет ключевой?

Как с этой философией Луки перекликаются стихи Беранже? (в переводе В.С.Курочкина) Зачитывается вслух учителем.

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Ответы обучающихся

3. Дать определение термина « кульминация».

В виде развёрнутого ответа рассказать о кульминационном моменте 3д. и выводы записать в тетради.

  1. Идейная (притча о праведной земле)

« правда» -то, может, обух для тебя, не всегда правдой душу вылечишь»

  1. Событийная экстремальная ситуация, когда людям нужна действенная помощь.

4д.- развязка: судьба героев, лишенных поддержки Луки. Результат противоположен тому, чего он хотел добиться.

а) Васька Пепел - рассказ о золотой стране Сибири.

Поедет в Сибирь как каторжник.

б) Трагическая судьба Актера.

В) Незыблемость ночлежки: появляется новый ночлежник, песня.

Докажите, что предвестием крушения правды Луки была смерть Анны.

(Лука пытается уверить Анну в том, что смерть - отдых, спасение, а пробуждает в ней жажду жизни)

В чем заключается правда Луки?

4. Кейс-метод

Предварительно подготовленные в качестве домашнего задания материалы включают в себя афоризмы, отражающие правду Луки - Кейс 1 (Приложение 1) (комментирует группа обучающихся).

Учитель:

Что понял Лука за свою долгую непростую жизнь?(вопрос классу)

Учитель:

Каким правдам о человеке противостоит правда Луки?

Обучающиеся рассматривают жизненные позиции героев и комментируют их.

Кейс 2 «Правда Сатина» (Приложение 2)

Вопрос группе:

Есть ли в характере Сатина черты Сатаны?

Что понял Сатин? (вопросы классу)

Кейс 3 «Правда Бубнова» (Приложение 3)

Вопрос группе:

Человек- вещь, по мнению Бубнова. Что даёт основание Бубнову для подобного вывода?

Кейс 4 « Правда Клеща» (Приложение 4)

Вопрос группе:

А какая она - правда Клеща?

5. Индивидуальные задания

Сильные обучающиеся подготовили вопросы для класса.

(Слайды с вопросами)

Первый обучающийся : « Слушаю я г. Сатина и говорю себе: да, всё это и в самом деле великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека- бога (не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же. скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня? Ой. гляди, не страшно ли уж будет человеку-то, а, главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - всё, и что всё для него и только для него?» (слайд 1) И.Анненский

Как вы понимаете смысл слов Анненского?

Второй обучающийся : «В режиссерском экземпляре пьесы « На дне» Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: « …хитро поглядывает, коварно улыбаясь, видно, что врет», « проскользнул». Какое представление о Луке отразилось в них? (слайд 2)

Третий обучающийся : «Во 2 д. Лука говорит: « Человек- всё может…лишь бы захотел» . Сравните со словами Сатина: «Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга». Чем объясните совпадение? (слайд 3)

Четвертый обучающийся: «В финале ни Сатин, ни Лука не вправе претендовать на роль победителя в пьесе - дискуссии. Оба ведущих персонажа терпят поражение перед лицом жизни.» (слайд 4) Н.К.Гей

Почему?

Учитель.

Почему так трагично всё в финале?

Итог беседы

В заключение урока хочется, ребята, сказать о том, что пока мы живем в несовершенном мире. В нем человек, к сожалению, способен потерять веру, и тогда теряет смысл человеческая жизнь. Это самое страшное преступление -преступление против природы человека.

«…Эхе - хе …господа люди! И что с вами будет?»- над этими словами и нам, наверное, следует задуматься.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: написать сочинение по пьесе А.М.Горького «На дне» (темы №4, 5,6 учебника В.Чалмаева, Русская литература XXвека)

Приложение

Кейс 1 «Правда Луки »(его портрет)

« Все мы на земле странники…»

« …Не в слове -дело, а- почему слово говорится?- вот в чём дело!»

« Во что веришь, то и есть»

« Понять хочется дела - человеческие … а на тебя гляжу - не понимаю»

« Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит…а человек- научит… да! Человек может добру научить очень просто!»

« Любить живых надо…живых»

« Есть люди, а есть - иные- человеки…»

« Я говорю- есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней- родит» (это « человеки» в оценке Луки)

« Верно: человек должен уважать себя».

Обучающиеся:

А рассказ Луки о праведной земле- это рассказ о вере человека в лучшее, ради которого-то и стоит жить.

На этой вере в завтрашний день и держится человек, вся жизнь цивилизованного общества.

Жестокой, убийственной, голой правде несокрушимого гнёта бесчеловечных обстоятельств противостоит упрямая, светлая вера в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра. И вера эта- не ложь, а правда Луки.

Кейс 2 « Правда Сатина» ( его портрет)

« Лучшее - и человек тоже»

« И чем больше способен он это лучшее в себя вобрать и ради него жить, тем он больше человек»

« Надо уважать человека»

« Человек- свободен, он - правда; Он Человек-бог! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное- дело его рук и его мозга»

« Хорошо это …чувствовать себя человеком!2

« Что это значит? Человек - бог! (абстрактность, декларация, высокомерие)

Уважать не только потому, что в нём: «…ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном, а потому, что (Всё- в одном), Один- во многих и многом: часть людей, народа…»

Обучающийся:

Гимн Сатина- вера в Человека (Человека-бога)

Стремится Сатин к философствованию - и только.

Кейс 3 «Правда Бубнова»

«…Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!»

« На что совесть? Я не богатый…»

« А кто пьян да умен - два угодья в нём…»

« А нитки - то гнилые!»

« Здесь господ нету…всё слиняло, один голый человек остался…»

«Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё»

« Дурость человеческая» (об Алёшке)

« А чем жить будешь? (Василисе)

« Сколько в ней зверства, в бабе этой…»

« Все хотят порядка, да разума нехватка»

« … да и все люди на земле - лишние»

« Мне и хочется на волю…эх!

Цепь порвать я не могу» (из песни)

« И одна - не бедна, коль умна...»

«…храбрость у места, когда в лес по грибы идешь…а здесь она ни к чему»

« Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя…да и все её знают…»

« Все люди живут … как щепки по реке плывут…строят дом…а щепки- прочь…»

« Все так: родятся, поживут, умирают, и я помру…и ты…Чего жалеть?»

« Любят врать люди…»

« А я вот… не умею врать! Зачем? По -моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Кейс 4 «Правда Клеща»(портрет)

« Им легко деньги достаются… Они не работают…»

« Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я- рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…»

« Я здесь полгода прожил…а все равно как шесть лет»

« Живут без чести, без совести»

« Какая правда? Где- правда? Вот правда!(треплет руками лохмотья на себе) Работы нет…силы нет! Вот- правда. Пристанища …пристанища нету! Издыхать надо… вот она. Правда! Дьявол! На…на что мне она - правда? Дай вздохнуть…вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить - дьявол - жить нельзя…вот она - правда!»

« Он…жалостливый был…у вас вот…жалости нет»

«…надо жить - по закону…по- евангелию…»

Задание №1

а) чиновником в казенной палате Лука

б) сторожем при даче Барон

в) телеграфистом Клещ

г) слесарем Сатин

д) скорняком Актёр

е) артистом Бубнов