Феликс мендельсон: о музыке. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон. Нежный гений Отношение современников и потомков

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди – выдающийся немецкий композитор, который также прославился как виртуозный пианист, талантливый педагог и дирижёр. Он считается крупнейшим представителем романтического направления в классической музыке. Кроме того, Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию и стал первым ее руководителем. Композитор прожил не долгую жизнь, но оставил после себя богатое творческое наследие, среди которых популярный Скрипичный концерт ми минор и Увертюра к спектаклю «Сон в летнюю ночь», кроме того, его знаменитый «Свадебный марш» на все времена стал хитом номер один. Однако у Мендельсона есть ещё одна заслуга, за которую ему безмерно благодарно всё человечество. Он заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха.

Краткую биографию Феликса Мендельсона и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Мендельсона

Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в состоятельной и влиятельной семье еврейского банкира. Его отцом был Авраам Мендельсон, а дедом Моисей Мендельсон, основоположник движения еврейского Просвещения, философ и проповедник идеи веротерпимости. Спустя пару лет после рождения мальчика его семья обратилась в лютеранство, после этого события к главному семейному имени добавилось второе – Бартольди. С малых лет Феликс воспитывался в благоприятной обстановке, способствующей просвещению, созданной для детей их любящими родителями. Он получил отличное разностороннее образование, имел возможность общаться со знаменитыми представителями интеллигенции, в доме частенько гостили выдающийся философ современности Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.


Мама маленького Феликса первой заметила склонность к музыке у будущего композитора и его родной сестры Фанни. Именно она стала их первым преподавателям, привила детям чувство прекрасного и заложила основы нотной грамоты. Когда Леа поняла, что дала все, что могла, отдала детей на обучение к выдающемуся берлинскому преподавателю музыки Людвигу Бергеру. Теорией с ними занимался сам Цельтер. Также мальчик пожелал осваивать скрипку, в чем ему тоже помогали первоклассные преподаватели, а затем перешел на альт, который в будущем станет его любимым музыкальным инструментом.

Согласно биографии Мендельсона уже в возрасте 9 лет Феликс впервые выступил на публике как пианист, а всего через год покорил зрителей своими вокальными способностями. В это же время появляются его ранние сочинения: сонаты для скрипки и фортепиано, органные композиции. Генрих Гейне уже тогда называл юное дарование «музыкальным чудом». В это же время композитор вовсю занимается концертными выступлениями, предстает перед публикой как дирижер и исполнитель не только чужих, но и собственных творений, а в 1824 году на сцене была сыграна его первая самостоятельная опера «Два племянника».



На творчество и взгляды Мендельсона, помимо образования и общения с умнейшими людьми той эпохи, всегда оказывали влияния путешествия. Родители всегда старались показывать мальчику свет, и когда тому исполнилось 16 лет, отец Авраам взял его с собой в деловую поездку в Париж.

В то время город считался культурным центром Европы, в нем жили и творили известнейшие композиторы – Россини, Мейербер. Руководитель консерватории в Париже дал наивысшую оценку его успехов, однако на самого Мендельсона французские музыкальные традиции не оказали особого впечатления. Об этом говорит его личная переписка с друзьями и записи его сестренки Фанни. Тем не менее полезные связи в высшем обществе творческой интеллигенции Феликсу удалось завести.

Мендельсоны возвратились домой в Берлин в конце того же года. Юноша повторно отправляется к Гёте и у него в гостях впервые исполняет посвященный ему концерт для фортепиано. В августе 1825 года он заканчивает работу над своей первой серьезной работой - оперой в двух частях «Свадьба Камачо» по мотивам «Дон Кихота».

Биография Мендельсона гласит, что летом 1826 года за считанные недели композитор пишет одно из самых узнаваемых своих творений – Увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». 12 минут композиции открывают слушателю чудесный мир, полный слегка наивных юношеских грез. В 1827 году впервые планировалась сценическая интерпретация «Свадьбы Камачо». Премьеру спектакля публика приняла тепло, опера заслужила хорошие отзывы критиков, но из-за постоянных закулисных интриг и хитросплетений вторая постановка оказалась сорванной. Мендельсон остался так разочарован в своем творении, что навсегда зарекся писать оперы, а сосредоточил свое внимание на инструментальных произведениях. В этом же году молодого музыканта принимают в Берлинский университет имени Гумбольдта, где он слушает лекции одного из самых первых своих преподавателей Фридриха Гегеля.

С ранних лет Мендельсон заинтересовался творчеством незаслуженно забытого в то время И.С. Баха . Еще в детстве бабушка мальчика преподнесла ему манускрипт «Страстей по Матфею », а нотные тетради с сочинениями Баха, в роли учебного пособия на занятиях, давал ему Цельтер. Позднее, в 1829 году под руководством Мендельсона публика вновь услышала «Страсти по Матфею» и это событие вошло в историю музыки.

Концертная деятельность

На волне успеха от показа «Страстей по Матфею» Мендельсон впервые едет в концертный тур в Лондон. Здесь он многократно выступает со своими оркестровыми произведениями, ставшей знаменитой и узнаваемой увертюрой ко «Сну в летнюю ночь», а также исполняет любимые произведения Бетховена и Вебера . Концерты музыканта пользуются такой популярностью, что вслед за Лондоном он едет покорять Шотландию, позже, находясь под неизгладимыми эмоциями от поездки, он напишет «Шотландскую» симфонию. Домой в Берлин Мендельсон приезжает звездой европейского масштаба.

Визит в Англию стал лишь началом гастрольной деятельности композитора, которую спонсировал его отец, после нее он отправляется покорять Италию, а по дороге наведался в гости к Гете. В 1830 году Мендельсону поступило предложение занять вакантную должность при Берлинском университете, где ранее обучался, но он отвергает его в пользу тура.

Все лето 1830 года пролетает в разъездах: Мюнхен, Париж, Зальцбург. В Риме композитор остается до конца зимы, где работает над вступлением к «Гебриде» и пишет ноты к «Первой Вальпургиевой ночи». Путь домой весной 1831 года пролегает снова через Мюнхен, где Мендельсон дает целый ряд фортепианных концертов. Он весь погружен в страстное чувство к красавице Дельфине фон Шаурот, он посвящает ей свой новый клавирный концерт, наспех записывает его на клочке бумаги и исполняет перед королем Баварии.


Невероятный успех Мендельсона

В возрасте 26 лет Феликс Мендельсон становится самым молодым руководителем Гевандхауса. Он сразу же находит общий язык с оркестром, ему удается обуздать и настроить под себя музыкантов, которые даже того не замечают. Концерты в Гевандхаусе под предводительством Мендельсона быстро приобретают общеевропейскую значимость, а сам композитор становится видной персоной. В Лейпциге Мендельсон успевает работать только во время отпуска, именно тогда он заканчивает задуманный еще в дюссельдорфском периоде триптих на религиозную тему «Элиа – Павел - Христос».


Вскоре после кончины отца, матушка Феликса берет с него обещание найти себе подходящую жену, и уже осенью 1836 года он сочетается браком с девушкой из зажиточной семьи – Сесилией Жан-Рено. В семейной жизни Мендельсон обрел долгожданную гармонию. Жена его не отличалась особым умом, но была заботливой и хозяйственной, к тому же он не раз заявлял, что высокообразованные дамы из высшего общества ему глубоко отвратительны. В браке родилось пятеро детей, а окрыленный Мендельсон черпал в семейном счастье новые творческие замыслы. В 1840 году ходатайствует об учреждении в Лейпциге первой в Германии консерватории, которая затем была основана спустя три года.

В 1841 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV вызывает Мендельсона в Берлин, которому по его задумке была уготована честь стать главным музыкальным центром всей Германии. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Мендельсон решительно берется за дело, но его деятельность натыкается на такой яростный отпор со стороны берлинской творческой интеллигенции, что он оставляет попытки и покидает Берлин.

Последний период жизни и творчества Феликса Мендельсона

В 1845 году король саксонский убеждает Мендельсона возвратиться в Лейпциг. Он снова берет на себя руководство оркестром Гевандхауса и сохраняет этот пост в течение оставшегося ему времени. В 1846 году он оканчивает свой труд над ораторией «Элиа» и представляет ее слушателям в Бирмингем. После, в письмах к брату он напишет, что никогда еще созданные им произведения не имели такого успеха, как премьера «Элиа». Несколько часов кряду, пока длился концерт, публика сидела не шелохнувшись, находясь в постоянном напряжении.

После окончания гастролей он приступает к третьей части – «Христос», но здоровье подводит композитора, и он вынужден прервать работу. Музыканта часть мучают приступы плохого настроения и все усиливающаяся головная боль, поэтому семейный врач запрещает ему гастрольную деятельность. В октябре 1847 году он перенес инсульт, а сразу за ним 3 ноября второй. 4 ноября 1847 года ранним утром на 39 году жизни композитора Феликса Мендельсона не стало. До последнего вздоха рядом с ним была его любимая жена Сесилия.



Интересные факты о Феликсе Мендельсоне

  • В 1821 году преподаватель теории Цельтер представил Мендельсона знаменитому Гёте, который очень положительно отнесся к трудам начинающего музыканта и в дальнейшем стал его старшим товарищем и наставником.
  • Кроме склонности к музыке, Мендельсон любил рисовать. Он прекрасно владел карандашом и акварелью, свои письма к друзьям и родным он нередко снабжал рисунками и юмористическими заметками, что свидетельствовало об остроте его ума и веселом нраве.
  • 11 мая 1829 года в Певческой Академии Берлина прошло первое со времен кончины Баха представление «Страстей по Матфею», под управлением Мендельсона. Впечатление, которое вызвало произведение, было таким мощным, что Академия приняла решение о ежегодном включении его в репертуар. Именно после этого выступления возрождается баховское движение XIX века, а Мендельсон получает мировое признание.
  • Во времена, когда Мендельсон принял на себя руководство лейпцигским Гевандхаузом, ему поступало множество предложений о включении в концертную программу произведений талантливых молодых и уже опытных композиторов. Одним из тех, кто предлагал свои труды, был и Рихард Вагнер со своей ранней Симфонией. К его негодованию работу Мендельсон куда-то подевал. Этим можно объяснить сильную нелюбовь Вагнера к композитору и его резкую критику после смерти последнего.
  • По мнению отца Авраама, именно старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыкальном плане. Однако, в то время немыслимым считалось, чтобы женщина делала музыкальную карьеру. Фанни осталась талантливым, но непрофессиональным композитором.

  • Во время гастролей в Париже, Мендельсон представил публике «Реформационную симфонию», которая провалилась еще на стадии репетиции с оркестром. Это событие стало первым серьезным творческим разочарованием, после которого Мендельсон был глубоко уязвлен.
  • После успешного выступления в Лондоне, Мендельсон получил весьма выгодное предложение занять место главного дирижера Рейнского фестиваля в Дюссельдорфе. А в 1835 году, после выступления на кельнском музыкальном фестивале, он получает предложение занять пост руководителя оркестра симфонических концертов Гевандхауса в Лейпциге и сразу же его принимает.
  • Из биографии Мендельсона мы узнаём, что 1836 году композитор получает звание доктора философских наук.
  • Образ Мендельсона часто идеализируют, описывая его примерным семьянином и спокойным человеком. Письма его племянника рушат этот образ, тот сообщает, что композитор был подвержен резким перепадам настроения, порой впадал в угрюмое состояние или начинал бессвязно бормотать. Возможно, такое поведение постепенно привело к ухудшению здоровья и повлекло за собой смерть в раннем возрасте.
  • Все дети Мендельсона, кроме второго по старшинству, который умер от долгой болезни, прожили длинные жизни и стали уважаемыми представителями науки, культуры и искусства. Жена Сесилия пережила любимого мужа всего на шесть неполных лет.
  • Спустя много лет после смерти композитора, выяснилось, что он мог быть не таким верным супругом для своей жены, как принято было считать. В документах, которые якобы существуют, но никогда не были представлены общественности, утверждается, что Мендельсон имел глубокую эмоциональную связь со шведской певицей Йенни Линд. Любопытно, что в нее был влюблен также знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. В письмах к возлюбленной Феликс Мендельсон якобы молил ее о свиданиях и угрожал в случае отказа суицидом. После появления таких слухов возникли сомнения в том, что смерть композитора наступила по естественным причинам.
  • 17 мая 1847 года Мендельсон получил самый страшный удар, пережить который был уже не в состоянии из-за подорванного психического здоровья – в возрасте всего 42 лет от удара умирает его родная душа - горячо любимая старшая сестра Фанни. После ухода из жизни обоих родителей именно она олицетворяла его связь с семьей, и после ее кончины композитор, по его собственным словам, утратил свое «я».


  • При нацистском режиме во время Второй Мировой Войны имя Мендельсона, еврея по происхождению, было вычеркнуто из страниц истории немецкой музыки, а памятник, установленный перед зданием Лейпцигской консерватории, снесли и продали на металл.
  • При жизни репутация композитора была очень высока. Его уважали коллеги и ученики. Однако, после смерти Мендельсона на все его творчество с резкой критикой обрушился Рихард Вагнер, который называл произведения музыканта "бессмысленным бренчанием". Он порицает его за бессмысленное копирование великих классиков, а тщетность претензий на гениальность связывает с его еврейским происхождением. Впрочем, современники не раз отмечали, что Вагнер был не вполне искренним в своих нападках, а его истинное мнение часто расходилось с его напыщенными словами.

Свадебный марш Мендельсона


Не многие композиторы могут похвастаться таким знаковым и узнаваемым произведением, как «Свадебный марш» Мендельсона. Если примерно подсчитать, сколько раз он был исполнен за все время в разных уголках планеты, то этот рекорд не сможет побить ни один другой шедевр классической музыки. Впрочем, сам автор даже не догадывался, какой успех ждет его творение, да и во время премьеры, где исполнялась эта мелодия впервые, публика особо не оценила ее. Стоит отметить, что «Свадебный марш» - это не самостоятельное произведение, а лишь часть музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и изначально он не олицетворял трогательный момент вступления в брак двух любящих сердец. Марш звучит во время женитьбы героев Шекспира – Осла и волшебной Королевы и является ничем иным, как насмешкой и сатирой над пышным церемониалом. Свое современное значение Марш приобрел уже после смерти композитора, когда в качестве свадебной музыки его избрали будущий король Пруссии Фридрих III и его невеста английская принцесса Виктория. Девушка очень увлекалась музыкой и ответственно подошла к выбору произведений для церемонии бракосочетания. Перебрав все образцы, она остановила выбор на двух композициях, одной из которых и стал «Свадебный марш» Мендельсона.

Музыку Мендельсона можно встретить во многих кинолентах и мультфильмах. Режиссеры многих стран и десятилетий довольно часто обращались к творчеству композитора.


Произведение Фильм
Симфония 4 Итальянская «Гранд Тур» (2017)
«Спасибо за обмен» (2012)
Свадебный марш «Бархат» (2016)
Мультсериал «Симпсоны»
«Теория большого взрыва»
«Красавцы» (2015)
«Менталист» (2013)
«Сбежавшая невеста» (1999)
Песни без слов «Сопротивление» (2011)
«Льюис» (2010)
«Однажды» (2007)
«Шоу Рена и Стимпи» (1995)
«Чокнутый» (1993)
Концерт для фортепиано №1 «Помнить» (2015)
«Испытания Кейт Маккол» (2013)
«С тобой или без тебя» (1999)
Концерт для скрипки ми минор «Моцарт в джунглях» (2014-2015)

Известный композитор и музыкальный критик Шуман назвал Мендельсона «Моцартом девятнадцатого столетия», а П.И. Чайковский очень высоко оценил его композиторские способности. С этим трудно не согласиться, автор знаменитых «Песен без слов», «Свадебного марша» и многих других ярких произведений известен по всему миру, и ежегодно круг почитателей его таланта только возрастает.

Видео: смотреть фильм о Феликсе Мендельсоне

Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках «Свадебного марша». Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.

Детство и юность

Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.

Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ и музыкант Карл Цельтер.

Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.


Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».

В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.

Музыка

В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.

«Свадебный марш» Феликса Мендельсона

Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.

С юности музыкант увлекался творчеством , популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».


Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.

К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».


В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.

Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.

Личная жизнь

В биографии любого творческого деятеля присутствует муза. Таковой для Мендельсона стала его жена Сесиль Жанрено, с которой он сочетался узами брака в 1836 году. Девушка из богатой гугенотской семьи, дочь французского пастора, отличалась спокойным нравом.


Композитор был счастлив в личной жизни, так как супруга привнесла в его дом заботу, уют и гармонию. Она вдохновляла мужа на новые творения.

Мендельсон стал отцом пятерых детей. Семья и пылкие чувства к ней побуждали музыканта на написание новых произведений.

Смерть

Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.


Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.

Произведения

  • 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
  • 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
  • 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
  • 1831 – «Vom Himmel hoch»
  • 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
  • 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
  • 1835 – «Павел»
  • 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
  • 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
  • 1846 – «Илия»

Феликс Мендельсон

Феликс Мендельсон появился на свет в 1809 году в семье берлинского банкира Авраама Мендельсона. К тому времени его родные, обратившиеся в христианство, взяли вторую фамилию – Бартольди.

Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями, что предопределило его будущее. Он брал уроки игры на фортепиано и скрипке и занимался по теории музыки у известных музыкантов того времени. Уже в девять лет Феликс играл на фортепиано в частном концерте, а год спустя впервые выступил как альтист в Берлине. Кроме того, в доме его отца постоянно устраивались музыкальные собрания с участием небольшого оркестра и мальчик, начавший сочинять, имел возможность прослушивать созданные им произведения и вносить в них в случае необходимости изменения.

Феликс Мендельсон

В 1820 году Мендельсон пишет целый ряд замечательных произведений: скрипичную сонату, 2 фортепианные сонаты, маленькую кантату, маленькую оперетту, несколько песен и мужских квартетов. В следующем году он знакомится с Вебером, непосредственное воздействие которого оказывает большое влияние на развитие творческих способностей молодого композитора. В том же году Мендельсон встречается и с Гете.

В 1825 году Феликс вместе со своим отцом едет в Париж, где приводит публику в восторг своим талантом исполнителя. Го д спустя он создает увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (всю музыку к пьесе он написал в 1843 году).

В 1827 году в Берлине была поставлена опера Мендельсона «Свадьба Камачо». И тогда же он поступил в Берлинский университет. 1829 год отмечен важным музыкальным событием: под управлением Мендельсона в Берлине состоялось первое после смерти Баха исполнение «Страстей по Матфею». В том же году музыкант уезжает в Лондон. Здесь в концерте филармонического общества он исполняет первый раз под личным управлением свою симфонию и увертюру «Сон в летнюю ночь».

Вскоре Мендельсон отправляется с концертами по городам Шотландии, а затем возвращается в Берлин. В 1830 году музыкант совершает путешествие в Италию, а оттуда едет в Париж и Лондон. В Лондоне он выступает в качестве дирижера при исполнении увертюры «Гебриды» и концерта соль-минор для фортепиано, а также издает первую тетрадь «Песен без слов».

В 1833 году Мендельсону было поручено дирижирование на Рейнском музыкальном торжестве в Дюссельдорфе. Отсюда он опять едет в Лондон, где дирижирует своей Итальянской симфонией, а по возвращении в Дюссельдорф получает место музикдиректора, которое занимает два года, после чего в 1835 году дирижирует на музыкальном празднике в Кельне. В том же году Мендельсон назначен капельмейстером симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге, и под его умелым руководством последние становятся наиболее популярными у широкой публики и высоко ценящимися в среде профессионалов-музыкантов. В 1836 году по решению представителей Лейпцигского университета Мендельсону присуждается степень доктора философии.

Между тем композитор всерьез начинает задумываться о создании оратории-трилогии «Илия – Павел – Христос». Однако осуществить эту идею до конца ему не удалось: он написал только оратории «Илия» и «Павел», а музыкальное произведение под названием «Христос» осталось незаконченным. В данных сочинениях нашло свое отражение стремление Мендельсона к подражанию Генделю и Баху, но сравниться с ними по силе воздействия музыки он не смог.

В 1843 году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, в число преподавателей которой были приглашены Шуман, Мошелес и другие известные музыканты того времени. Между тем король Пруссии Фридрих Вильгельм IV во что бы то ни стало хотел заполучить прославленного композитора к себе в Берлин. В конце концов тот в 1841 году принимает его приглашение, но спустя некоторое время вновь возвращается в Лейпциг, где и остается до самой смерти, наступившей 4 ноября 1847 года.

Творческое наследие Мендельсона богато и разнообразно. Наиболее выдающимися его произведениями являются оратории «Павел», «Илия», баллада «Вальпургиева ночь» для хора и оркестра, увертюры, симфонии ля-мажор и ля-минор, скрипичный концерт, фортепианные концерты соль-минор и ре-минор, музыка к комедии «Сон в летнюю ночь» и «Песни без слов» для фортепиано.

Всей музыке Мендельсона присущи изящность, законченность, необыкновенная певучесть. Будучи дирижером, Мендельсон активно пропагандировал классические произведения композиторов различных времен. Так, он познакомил немецкую публику с симфонией до-мажор Шуберта, а также был первым, кто после долгого перерыва стал исполнять в Германии Баха и Генделя.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ЭРИХ МЕНДЕЛЬСОН (1887-1953) Мендельсон – один из виднейших немецких архитекторов, выступивших в начале 1920-х годов с позицией, противоположной эклектике и стилизаторству.Он не поддерживал ни тех, кто выдвигал на первое место функцию, ни тех, кто ставил превыше всего острую

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Блох Феликс Блох (Bloch) Феликс (р. 23.10.1905, Цюрих), американский физик, член Национальной академии наук США (1948). Учился в Высшей технической школе в Цюрихе и Лейпцигском университете. С 1934 занимает кафедру теоретической физики в Станфордском университете (Калифорния). В 1942-45

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Гра Феликс Гра, провансальское Грас (Gras) Феликс (3. 5. 1844, Мальмор под Авиньоном, - 4. 3. 1901, Авиньон), провансальский писатель. Сын крестьянина. Литературную деятельность начал со стихов (1865). Автор поэмы из народного быта «Угольщики» (1876). С 1891 возглавил ассоциацию

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Кон Феликс Яковлевич Кон Феликс Яковлевич , деятель польского, российского и международного революционного движения. Родился в буржуазной семье; мать - участница Польского восстания 1863-64. В 1882, студентом Варшавского университета,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги 111 симфоний автора Михеева Людмила Викентьевна

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Якоб Людвиг Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, он был первым сыном известной еврейской семьи, имевшей в то время значительное состояние и общественное положение.На чрезвычайные музыкальные способности Феликса и

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги автора

Феликс Мендельсон Феликс Мендельсон появился на свет в 1809 году в семье берлинского банкира Авраама Мендельсона. К тому времени его родные, обратившиеся в христианство, взяли вторую фамилию – Бартольди.Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями, что

Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их.
Р. Шуман

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям - она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов. Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора - известный философ; отец - глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств - дал своему сыну прекрасное образование. В 1811 г. семья переехала в Берлин , где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов - Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция). В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер . Игру двенадцатилетнего пианиста слушал И. В. Гете. Встречи с великим поэтом в Веймаре остались самыми прекрасными воспоминаниями юных лет.

Общение с серьезными художниками, разнообразные музыкальные впечатления, посещение лекций в Берлинском университете, высокопросвещенная среда, в которой рос Мендельсон, - все способствовало быстрому профессиональному и духовному становлению. С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения. Уже в юности началась просветительская деятельность Мендельсона. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею » И. С. Баха (1829) стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, послужило толчком к возрождению творчества Баха . В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе. Желание поднять уровень исполнения, пополнить репертуар классическими произведениями (оратории Г. Ф. Генделя и И. Гайдна, оперы В. А. Моцарта, Л. Керубини) натолкнулось на равнодушие городских властей, косность немецкого бюргерства.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов - своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил «великий кантор». В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт , «Шотландская » симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь » В. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия » и др.). Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм. В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру «Сон в летнюю ночь» - произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. «Расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора, - законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». В одночастной программной увертюре, возникшей под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это светлая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры получил развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х гг. Мендельсон вернулся к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся, в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом «Итальянская симфония » - 1833), а также в северные страны - Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах «Фингалова пещера » («Гебриды»), «Морская тишь и счастливое плавание » (обе 1832), в «Шотландской» симфонии (1830-42).

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов » (48 пьес, 1830-45) - замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры - виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории «Павел», «Илия », кантата «Первая Вальпургиева ночь» (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) - для любительского, домашнего музицирования, во все времена чрезвычайно популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона - воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.

И. Охалова

Место и положение Мендельсона в истории немецкой музыки верно определено П. И. Чайковским . Мендельсон, по его словам, «всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен ,- но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-ремесленников немецкой школы».

Мендельсон принадлежит к числу художников, у кого замысел и воплощение достигли той степени единства и целостности, которых не всегда удавалось добиться некоторым его современникам более яркого и масштабного дарования.

Творческий путь Мендельсона не знает внезапных срывов и дерзких новшеств, кризисных состояний и крутых подъемов. Это не значит, что он протекал бездумно и безоблачно. Его первая индивидуальная «заявка» на мастера и самостоятельного творца - увертюра «Сон в летнюю ночь» - жемчужина симфонической музыки, плод большого и целеустремленного труда, подготовленный годами профессиональной выучки.

Серьезность с детства приобретенных специальных знаний, разностороннее интеллектуальное развитие помогли Мендельсону на заре творческой жизни точно очертить круг очаровавших его образов, которые надолго, если не навсегда, завладели его фантазией. В мире пленительной сказки он как бы обрел самого себя. Рисуя волшебную игру иллюзорных образов, Мендельсон метафорически выражал свое поэтическое видение реального мира. Жизненный опыт, познание веками накопленных культурных ценностей насыщали интеллект, вносили в процесс художественного совершенствования «поправки», заметно углубляя содержание музыки, дополняя ее новыми мотивами и оттенками.

Однако гармоническая цельность музыкального дарования Мендельсона сочеталась с узостью творческого диапазона. Мендельсон далек от страстной порывистости Шумана, возбужденной экзальтации Берлиоза, трагедийности и национально-патриотической героики Шопена. Сильным эмоциям, духу протеста, настойчивым поискам новых форм он противопоставлял спокойствие мысли и теплоту человеческого чувства, строгую упорядоченность форм.

Вместе с тем образное мышление Мендельсона, содержание его музыки, равно как и жанры, в которых он творит, не выходят из русла искусства романтизма.

«Сон в летнюю ночь» или «Гебриды» не менее романтичны, чем произведения Шумана или Шопена, Шуберта или Берлиоза. Это типично для многоликого музыкального романтизма, в котором скрещивались различные течения, на первый взгляд кажущиеся полярными.

Мендельсон примыкает к крылу немецкого романтизма, ведущего свое начало от Вебера. Характерная для Вебера сказочность и фантастика, одушевленный мир природы, поэзия далеких легенд и сказаний, обновленная и расширенная, переливается в музыке Мендельсона заново найденными красочными тонами.

Из обширного круга романтической тематики, затронутой Мендельсоном, наиболее художественно завершенное воплощение получили темы, связанные с областью фантастики. В фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, демонического. Это светлые образы природы, рожденные народной фантазией и во множестве рассыпанные в сказках, мифах, или же навеянные эпическими и историческими преданиями, где тесно сплелись реальность и фантазия, действительность и поэтический вымысел.

От народных истоков образности - незатемненность колорита, с которым так естественно гармонируют легкость и изящество, мягкая лирика и полетность «фантастической» музыки Мендельсона.

Не менее близка и естественна для этого художника романтическая тема природы. Сравнительно редко прибегая к внешней описательности, Мендельсон тончайшими выразительными приемами передает определенное «настроение» пейзажа, вызывает его живое эмоциональное ощущение.

Мендельсон, выдающийся мастер лирического пейзажа, оставил в таких произведениях, как «Гебриды», «Сон в летнюю ночь», «Шотландская» симфония, великолепные страницы живописно-картинной музыки. Но и образы природы, фантастики (часто они сплетены неразрывно), проникнуты мягким лиризмом. Лиризм - существеннейшее свойство дарования Мендельсона - окрашивает все его творчество.

Несмотря на приверженность к искусству прошлого, Мендельсон - сын своего века. Лирический аспект мира, лирическая стихия предопределила направление его художественных поисков. С этой общей тенденцией романтической музыки совпадает постоянная увлеченность Мендельсона инструментальной миниатюрой. В противоположность искусству классицизма и Бетховена, культивировавшего сложные монументальные формы, соразмерные философской обобщенности жизненных процессов, в искусстве романтиков первый план отводится песне, небольшой инструментальной миниатюре. Для запечатления самых тонких и преходящих оттенков чувства малые формы оказались наиболее органичными.

Феликс Мендельсон сочинял практически во всех жанрах и формах своего времени, общее количество работ композитора превышает 770 произведений. Его музыка была очень популярна в своё время и остаётся такой по сей день. Ниже перечислены основные работы Феликса Мендельсона.

Оркестровые произведения
Симфонии

Симфония № 1 до минор, соч.11, MWV N13, (1824)
Симфония № 2 си-бемоль мажор (симфония-кантата) "Хвалебная песнь", соч.52, MWV A18 (1840)
Симфония № 3 ля минор "Шотландская", соч.56, MWV N18 (1842)
Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч.90, MWV N16 (1833)
Симфония № 5 ре-минор "Реформационная", соч.107, MWV N15 (1832)

Оркестровые увертюры
Увертюра "Сон в летнюю ночь" ми-бемоль мажор, соч.21, MWV Р3 (1826/1831)
Увертюра до мажор для духовых инструментов, соч.24, MWV P1 (1826/1838)
Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч.26, MWV P7 (1832)
Увертюра "Морская тишь и счастливое плавание" ре мажор, соч.27, MWV P5 (1828/1833/1834)
Увертюра "Сказка о прекрасной Мелузине" ми-бемоль мажор, соч.32, MWV P12 (1833)
Увертюра "Рюи Блаз" до минор, соч.95, MWV P15 (1839)
Увертюра до мажор ("Увертюра с трубами"), соч.101, MWV P2 (1825)

Марш в ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Концерты и концертные работы
Концерт № 1 соль минор для фортепиано и оркестра, соч. 25, MWV O7 (1831)
Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром, соч. 22, MWV O8 (1832)
Блестящее рондо ми-бемоль мажор, соч. 29, MWV O10 (1834)
Концерт № 2 ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 40, MWV O11 (1837)
Шутливые серенада и аллегро си минор/ре мажор для фортепиано с оркестром, соч. 43, MWV O8 (1838)
Концерт ми минор для скрипки с оркестром, соч. 64, MWV O14 (1844)

Прочие
12 струнных симфоний (1821-1823), и симфоническая пьеса до минор (1823, иногда называется "Струнная симфония № 13")
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Инструментальная музыка
Сочинения для фортепиано
Каприччио (Скерцо) фа-диез минор, соч. 5, MWV U50(1825)
Соната ми-бемоль мажор, соч. 6, MWV U54 (1826)
Рондо каприччиозо (этюд) ми минор, соч. 14, MWV U67 (1828)
Фантазия на песню ирландской группы "Последняя роза лета" ми-бемоль мажор соч. 15, MWV U67 (1827?-30)
3 Фантазии (каприччио), соч. 16, MWV U70-72 (1829)
48 Песен без слов, в 8 тетрадях по 6 произведений в каждой: соч. 19, (1829); соч. 30 (1833-1934); соч. 38 (1837); соч. 53 (1841); соч. 62 (1843-1944); соч. 67 (1843-45); соч. 85 (1834-1945); соч. 102 (1842-45)
3 каприччио для фортепиано в ля минор, ми мажор и си-бемоль минор, соч. 33, MWV U 99,112,95 (1833-1935)
6 прелюдий и фуг, соч. 35 (1832-1837)
17 Серьёзных вариаций ре минор, соч. 54, MWV U156 (1841)
6 Детских пьес, соч. 72 (1842)
Вариации в ми-бемоль мажор, соч. 82, MWV U158 (1841)
Вариации в си-бемоль мажор (также для фортепиано, в четыре руки), соч. 83, MWV U159 (1841)
3 прелюдии и 3 этюда, соч. 104 (1834-38)
Соната № 2 соль минор, соч. 105, MWV U30 (1821)
Соната № 3 си-бемоль мажор, соч. 106, MWV U64 (1827)
Каприччио ми-бемоль мажор, соч. 118, MWV U139 (1837)
Вечный двигатель (скерцо) до мажор, соч. 119, MWV U58(1826)

Сочинения для органа
3 прелюдии и фуги до минор, соль мажор, ре минор, соч. 37 (1833-1837)
6 сонат, соч. 65, MWV W56-61 (1839-1944)
Фуга/анданте состенуто фа минор, MWV W26 (1839)
Прелюдия до минор, MWV W28 (1841)
Пассакалья до минор, MWV W7 (1823)
Анданте с вариациями ре мажор, MWV W32 (1844)

Камерная музыка
Блестящее аллегро и анданте дуэт, соч 92, MWV T4 (1841)
Фантазия и вариации на тему "Preciosa" Вебера до минор для двух фортепиано и оркестра (в соавторстве с Игнац Moscheles), WoO 25, MWV O9 (1833)
Соната си-бемоль мажор для виолончели и фортепиано № 1, соч. 45, MWV Q27 (1838?)
Соната ре мажор для виолончели и фортепиано № 2, соч. 58, MWV Q32 (1843?)
Концертная вариации ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 17, MWV Q19(1829)
Песня без слов ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 109, MWV Q34 (1845)
Соната фа минор для скрипки и фортепиано, соч. 4, MWV Q19 (1825)
Трио № 1 (большое) ре минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 49, MWV Q29 (1839)
Трио № 2 (второе большое) до минор для скрипки и виолончели, соч. 66, MWV Q33 (1845)
3 квартета для фортепиано и струнных: № 1 до минор, соч. 1, MWV Q11 (1822); № 2 фа минор, соч. 2 MWV Q13 (1823); № 2 си минор, соч. 3, MWV Q17 (1824-25)
2 концертные пьесы фа минор и ре минор для кларнета, бассетгорна и фортепиано, соч.113,114 MWV Q23,24 (1833)
7 струнных квартетов: си-бемоль мажор, соч. 12 (1829); ля минор, соч. 13 (1827); ре мажор, ми минор и ми-бемоль мажор, соч. 44 (1837-1938); фа минор, соч. 80 (1847); 4 пьесы соч. 81 (1827-1947)
2 Струнных квинтета ля мажор, соч. 18 MWV R21 (1831) и си-бемоль мажор, соч. 87, MWV R33 (1845)
Секстет ре мажор с фортепиано, соч. 110 (1824)
Октет ми-бемоль мажор для 4 скрипки, 2 альтов и 2 виолончелей, соч. 20 (1825).

Опера
"Свадьба Камачо", соч. 10, MWV L5 (1825)
"Возвращение с чужбины", соч. 89, MWV L5 (1829)
"Лорелея", соч 98, MWV L7 (незавершена)

Музыка к театральным постановкам
"Антигона" (Софокл), соч. 55, MWV M12 (1841)
"Сон в летнюю ночь" (Шекспир), соч. 61, MWV M13 (1841)
"Аталия" (Ж.Расин), соч. 74. MWV M16 (1845)
"Эдип в Колоне" (Софокл), соч. 93, MWV M14 (1845)
"Рюи Блаз" (В.Гюго), MWV M11 (1839)

Песни для голоса и фортепиано
12 песен, соч. 8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др.) (1830)
12 песен, соч. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена) (1829)
6 песен соч. 19 (слова Гейне, Э. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна) (1830-1834)
6 песен соч. 34 (слова Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта) (1834-1837)
6 песен соч. 47 (слова Гейне, Клингемана, Ленау, Тика) (1839)
6 песен соч. 57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, народные слова) (1837-41)
6 песен соч. 71 (слова Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа) (1841-47)
3 песни соч. 84 (слова Клингемана и др.) (1831-39)
6 песен соч. 86 (слова Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.) (1826-47)
6 песен соч. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др.) (1841-45)
6 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 63 (слова Гейне, Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена (1836-1844)
3 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 77 (слова В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена) (1836-1947)

Оратория
оратория "Павел", соч. 36, MWV A14 (1836)
оратория "Илия", соч. 70, MWV A25 (1846)
оратория "Христос", соч. 97, MWV A26 (незавершенная)

Светские и духовные работы для солистов, хора и инструментов
кантата "Ты Пётр" (Tu es Petrus), соч.111, MWV A4 (1827)
кантата "Христос, Агнец Божий" (Christe, du Lamm Gottes), MWV A5 (1827)
кантата "Чело в крови и ранах" (O Haupt voll Blut und Wunden) MWV A8 (1830)
кантата рождественская история "С небес спускаюсь я на землю" (Vom Himmel hoch, da komm ich her) MWV A10 (1831) и A22 (1843)
Псалмы соч. 31 (1830), соч.42 (1837), соч. 46 (1841), соч.51 (1839), соч.91 (1843)
6 мотетов, соч. 79 (1843-1946)
3 гимна, соч. 69 (1847)
кантата "Вальпургиева ночь", соч. 60, MWV D3 (1831/1845)
кантата "Праздничные песни", соч.68, MWV D6 (1846)

Работы для солистов, вокальных ансамблей и хора "а капелла":
соч. 41, 48, 50, 59, 63, 75, 76, 77, 79, 88, 100, 116, 120, составленные 1834-1847, на слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, Гейне, Платена, Хёльти, Гюго, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена и др.