Как стать вожатым в летнем лагере. Детский лагерь: кто такие вожатые и что они делают

Подростки и студенты могут работать вожатым в лагере, так они могут прекрасно показать свою готовность к труду, самостоятельность, ответственный и серьезный настрой. Средний возраст вожатых – от 19 до 25 лет. Если вы решили стать вожатым в конкретном лагере, то заранее узнайте, как сделать это правильно, ведь для этого необходимо выполнять ряд требований.

Сначала вам придется перед самой работой окончить курсы вожатых или посетить соответствующую школу. Это совсем не значит, что вам обязательно надо иметь незаконченное или законченное социально-педагогическое образование, главное, чтобы у вас было желание, а в образовании иметь другой профиль. Обучение в школах для вожатых обычно бесплатное, но для них существует одно условие – новоявленный вожатый после окончания учебного заведения обязан отработать у работодателя определенное время в счет возвращения ему денег, которые он заплатил за обучение. В таких школах будущих вожатых знакомят с особенностями работы, общению с детьми, учат, как с успехом выходить из неоднозначных ситуаций. После того, как курсы или школа будет окончена, все слушатели получают официальные документы, которые подтверждают их право быть вожатыми в детских лагерях.

Если вы хотите работать вожатой, то сначала определите, есть ли в вас такие качества, как активность, любовь к детям, желание помогать им, обучать их и воспитывать, ответственность, сострадание, жажда нового… Причем, все это надо делать с детьми на равных, без руководящих методов. Такие качества обязательно должны быть у хорошего вожатого, чтобы попасть на работу в любой лагерь.

Также помните, что для такой работы вы должны быть абсолютно здоровым человеком, это значит, что у вас не должно быть серьезных заболеваний, в том числе и инфекционных. Не получится стать вожатым, если у вас есть вредные привычки, например, употребление алкоголя, курение. Кроме того, у него не должно быть противопоказаний к работе с повышенной эмоциональной и физической нагрузкой.

Если вы точно соответствуете всем требованиям, имеете возможность, желание и свободное время проводить лето в лагере с детьми, то вперед, осуществить такую задумку очень просто.

Ни для кого не секрет, что многие парни и девушки ищут себе подработку на лето, однако мало кто хочет на протяжении трёх месяцев раздавать флаеры возле метро или разгружать вагоны. Если вы коммуникабельный человек, быстро находите общий язык с детьми и считаете себя творческой личностью, скорее устраивайтесь на работу вожатым в лагере!

Как устроиться на работу вожатым?

Вообще, искать подобную работу следует начинать ещё в весенние месяцы: именно в этот период директоры лагерей размещают объявления о поиске вожатых на лето . Сразу отметим, берут далеко не всех подряд. Чтобы стать частью лагерного коллектива, вам, скорее всего, потребуется пройти небольшой тренинг, благодаря которому администрация сможет найти потенциального вожатого, увидев его, так сказать, «в деле».

Если же вы не смогли найти работу в лагере до открытия сезона, не унывайте, ведь у вас всё ещё есть возможность влиться в дружный коллектив вожатых. Нередко вакансии открываются и летом. Почему? Всё просто: иногда случается так, что уже набранные вожатые отказываются работать и завершают свою работу досрочно. Например, человек записался на две смены, но по окончанию первой осознал, что на вторую у него просто-напросто не хватит сил. В общем, что тут гадать, бывает всякое, однако запомните, что чей-то отказ – это неплохая возможность устроиться на данную работу.

Иногда вожатые понимают, что не в силах больше справляться со своими обязанностями и покидают лагерь раньше положенного времени

Порой вожатые понимают, что не в силах больше справляться со своими обязанностями и покидают лагерь раньше положенного времени

Что касается людей, которых набирают в вожатые, то предпочтение здесь отдают выпускникам или учащимся педагогических вузов, которым необходимо пройти практику. Однако не думайте, что все летние лагеря буквально «кишат» студентами-педагогами, поэтому даже если вы обучаетесь на другой специальности, шансы получить работу всё равно имеются.

Единственным нерушимым правилом является достижение совершеннолетнего возраста. Поверьте, вряд ли кто-то разрешит вам работать с детками, если по закону вы сами ребёнок. Хотя и здесь есть небольшое исключение: иногда администрация лагерей набирает помощников вожатых. В этом случае рассматриваются и несовершеннолетние кандидатуры.

Также стоит отметить, что для устройства на работу вожатым в летнем лагере необходима санитарная книжка, для получения которой нужно будет пройти обязательный медицинский осмотр. Если у вас всё ещё нет трудовой книжки, нужно будет завести её, поскольку перед началом смены со всеми работниками заключается трудовой договор. После вам выдадут должностную инструкцию, о которой мы сейчас и поговорим .

Права и обязанности вожатого

Не забывайте главное – работа вожатым подразумевает большую ответственность и чёткое исполнение своих обязанностей. Учтите, пока дети находятся без родителей, за жизнь и здоровье ребят отвечаете вы, поэтому, если, не дай Бог, с ними что-то случится, отвечать придётся вам с напарником. А ведь каждый отряд состоит из нескольких десятков детей. Нет, мы не пытаемся вас запугать, просто предупреждаем, что к данной работе необходимо относиться предельно серьёзно. Перед началом смены вам выдадут должностную инструкцию, в которой прописаны основные права и обязанности вожатого. Предлагаем вам ознакомиться с основными пунктами.

Вожатый обязан

  • Вместе с детьми ежедневно наводить порядок и убирать закреплённую территорию. Давать определённое задание каждому ребёнку и следить за его качественным выполнением.

Вожатые совместно с детьми обязаны наводить порядок на территории лагеря

  • Следить за тем, чтобы каждый ребёнок соблюдал правила личной гигиены. То есть вы не должны допускать того, чтобы воспитанники ходили в не соответствующей погодным условиям одежде. Помимо этого, следите за тем, чтобы дети достаточно отдыхали, не голодали и не переедали.
  • Ознакомиться с техникой безопасности и уметь предотвращать несчастные случаи.
  • Ежедневно проводить различные мероприятия: играть с воспитанниками и давать им различные интересные задания.

На досуге можно поиграть с детишками в футбол

  • Брать всю ответственность на себя в случае организации похода за пределы лагеря (если такие походы запланированы именно вами, а не администрацией лагеря).
  • Отвечать за здоровье и безопасность каждого ребёнка вашего отряда с момента их приезда и отъезда из лагеря.
  • Быть пунктуальным и докладывать администрации о любых отклонениях от норм.
  • Не уезжать из лагеря (если на то нет серьёзных причин) до того, как уедут ребята.

Вожатый имеет право

  • Управлять отрядом лагеря и участвовать в различных мероприятиях.

Вожатый может организовывать и участвовать в лагерных мероприятиях

  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с документами (в том числе и жалобами), в которых содержится оценка его работы, а также давать по ним объяснения в письменной или устной форме.
  • Давать детям обязательные распоряжения, которые относятся к соблюдению дисциплины, а также привлекать их к дисциплинарной ответственности.
  • Самостоятельно выбирать и использовать методики воспитания, а также различные методические пособия и другие материалы.
  • Самостоятельно (или с адвокатом) защищать свои интересы в случае проведения дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением вожатым норм профессиональной этики.

Как видите, работа вожатым в лагере является не только отличной возможностью подзаработать, но и получить бесценный опыт общения и психологического контакта с детьми. При этом не забывайте, что к данной работе необходимо относиться серьёзно и быть готовым отвечать за жизнь и здоровье воспитанников. А вот поиском подобной работы стоит заниматься заблаговременно, поскольку в разгар лета устроиться вожатым в разы сложнее.

(Visited 27 638 time, 28 visit today)

Для вожатого работа с детьми – это сложное ответственное дело, требующее серьезной подготовки. И, одновременно, великая радость. Наша работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, брать на себя ответственность, учиться и приобретать опыт, преодолевать испытания, исследовать и совершать собственные открытия.

Нам интересен окружающий мир. Интересно общество, в котором мы живем, интересны люди, которые нас окружают. Мы ходим в театры и в кино, на выставки и на каток, занимаемся спортом, интересуемся живописью и музыкой, физикой и социологией и еще очень многим. Нам важно передать этот интерес детям, открыть перед ними мир возможностей и свободного выбора.

Вам потребуется научиться чувствовать динамику развития группы, управлять мотивацией и эмоциональным состоянием группы, научиться проводить рефлексию и вместе с группой извлекать опыт из прошедших событий, научиться проводить содержательные обсуждения и развивать у детей способность к пониманию, освоить методы проблематизации и методы создания для группы пространства для совершения открытия.

Для среднестатистического здорового ребенка процесс воспитания в кругу сверстников эффективнее индивидуальной работы. Первая наша задача – сформировать детский коллектив (группу) таким образом, чтобы его внутреннее устройство, его структура, атмосфера давали каждому ребенку мощный стимул к развитию личности, открывали новые перспективы и новый взгляд на мир. Далее, через командное преодоление испытаний, согласование ценностей, совместное принятие решений, творчество, обсуждения и многое другое мы создаем предпосылки для формирования у детей мировоззрения и собственной позиции.

Поэтому программы должны быть направлены на формирование у детей способностей к пониманию и осмыслению мира, способности к поиску истины и прокладыванию своего собственного пути в жизни, формирование осознанной позиции и мировоззрения. Это – сложнейшая педагогическая задача, требующая от педагога не только навыков, но и собственной зрелости.

Необходимо еще уметь вместе с детьми строить их отношение к различным явлениям, фактам, событиям, поступкам и способам жизни, чтобы у детей складывалась собственная целостная картина мира. Необходимо создавать для ребенка пространство его собственного выбора и его ответственности.

Все это требует не только чувств, но и интеллекта, умения проектировать свою деятельность и предвидеть последствия.

Вожатому необходимо:

  • Умение сотрудничать с другими людьми – важнейшее умение в современном мире. Сотрудничать – это значит уметь слышать и понимать другого человека, уметь формулировать свою позицию, уметь совместно принимать решения, уметь делать дело вместе с другими людьми.
  • Умение мыслить – шаг к самостоятельности и ответственности. Современный мир полон манипуляций. Самостоятельность мышления сейчас востребована как никогда. Она предполагает умение удерживать предмет размышления, умение вводить и различать понятия, умение понимать основания различных точек зрения, умение выявлять скрытые противоречия и проблемы. В наших программах культуре мышления должно быть уделено особое внимание.
  • Активная жизненная позиция – это стремление развиваться и развивать общество, делать мир вокруг себя добрее, справедливее, лучше. Наша задача – помочь ребенку усвоить ценность развития и положить ее в основание своей жизни.
  • Нравственность, ответственность, честность присущи развитому человеку. Нравственность - не ограничение свободы, а свободный выбор. Быть таким человеком невозможно «из под палки». Наша задача – помочь детям сделать свой собственный выбор в пользу нравственности.
  • Познавать устройство мира и истину – призвание каждого. Наша задача – пробудить в ребенке интерес к этому. В современном плюралистичном мире принято считать, что каждый человек имеет право верить во что хочет, жить как хочет, считать истиной что хочет. Таким образом, у каждого человека своя истина, на которую он имеет полное право. Мы не вправе покушаться на эту удобную концепцию. Однако, мы сами уверены в том, что истина объективна и она одна. И люди призваны открывать и познавать ее, и в соответствии с ней строить свою жизнь.
  • Человеческие ценности только тогда ценны, когда воплощаются в реальной жизни. Мы противники пустых деклараций и высоких слов. Наша задача – помочь детям, чтобы общечеловеческие ценности стали основанием для реальных поступков (но для этого нам самим приходится воплощать свои ценности в реальные поступки, как бы трудно это не казалось).
  • Мы работаем не индивидуально, а с группой . Эффективное воспитание - через нормы, принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Воспитание бывает эффективным, когда ребенок попадает в коллектив сверстников, в котором принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества. Задача взрослого – создать вместе с детьми такой коллектив. Все наши технологии – это технологии создания и ведения группы, в которой у каждого участника есть пространство для развития.

Основные принципы вожатого:

  • Здоровье и безопасность детей – важнее всего . Т.е., независимо от сложившихся обстоятельств, каждый ребенок в отряде должен быть одет по погоде, должен быть в сухой обуви, не должен замерзнуть. Каждый должен иметь возможность полноценно отдыхать с отбоя до подъема и в тихий час, должен быть вовремя накормлен. Каждый ребенок должен быть огражден от потенциально опасных ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью.
  • Ребенок – это свободная личность . Т.е., его нельзя заставить делать то, чего он не хочет (за исключением случаев опасности для жизни и здоровья). Поэтому, задача вожатого, как воспитателя – заинтересовать каждого ребенка.
  • Дети всегда должны быть заняты чем-то важным и интересным.Чем меньше у детей свободного времени, тем меньше вероятность конфликтов и травм. Поэтому вожатый всегда находит, чем занять свой отряд так, чтобы дети были включены в конструктивную интересную деятельность: игры, творчество, обсуждение.
  • Вожатый всегда со своими детьми . Если оставить детский коллектив предоставленным самому себе, то, скорее всего, произойдет что-нибудь неприятное: либо кого-то из детей обидят, либо, заигравшись, кто-то получит травму. Поэтому задача вожатого - всегда быть со своим отрядом и ставить перед детьми новые интересные задачи, позволяющие им конструктивно тратить свою энергию.
  • Эффективное воспитание - через нормы , принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Если в детском коллективе принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества, - то это эффективный способ воспитания. Задача вожатого, как воспитателя – создать вместе с детьми такой коллектив.

Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он умеет, какими качествами характера обладает, какие специальные знания имеет. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым все дни смены…

Перво-наперво, идеальный вожатому интересны сами дети. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый, как правило, молод. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальному вожатому необходимо разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он остается наставником, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый хорошо знает психологию и наблюдателен, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он умеет поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый требователен (это говорят сами дети!), но обязательно справедлив. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него нет вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

Вожатый — это больше чем должность

Лето - пора детских каникул и родительских отпусков. Родители приобретают путевки. Дети и подростки собираются и выезжают за город, на берега рек и озер, к морям.

Этот период характеризуется значительным оживлением на рынке труда организаторов детского отдыха и педагогов, специализирующихся на воспитательной работе не в стенах школ, а в различных городских и загородных лагерях: оздоровительных, спортивных, языковых, других специализированных тематических…

Ключевые профессии этого времени - воспитатели и вожатые. Штаты воспитателей комплектуются опытными педагогами, посвятившими себя работе с детьми один раз и на долгие годы. Поэтому воспитатели — это одна из самых стабильных категорий работников системы дополнительного образования, хотя она летом и пополняется во многом засчет учителей обычных городских школ, которые стараются получить дополнительную работу и неплохую прибавку к школьной зарплате.

Гораздо разнообразнее трудовая армия вожатых - более молодых помощников опытных воспитателей, однако их работа не менее ответственна. Ведь родители, хоть и на время, но доверяют им самое дорогое - жизнь и здоровье своих детей.

Вначале - анкета. Кто может стать вожатым?

Формальные требования к анкетным данным потенциального вожатого невелики. Но они вполне конкретны и однозначны. На момент начала работы юноше или девушке должно исполниться полных 18 лет . В некоторых лагерях разрешают работать в качестве помощника вожатого несовершеннолетнему. Условия такого допуска нужно уточнять в кадровой службе конкретного лагеря.

Кандидат в вожатые обязан пройти необходимое медицинское обследование и оформить в медучреждении санитарную книжку.

Конечно, чтобы работать с детьми, их надо любить. Но чадолюбие претендента на должность сложно проверить в отделе кадров. Поэтому работодатель при приеме опирается на свою интуицию и самоощущение соискателя.

Практически круглосуточное общение с детьми предполагает большую терпимость к их недостаткам, особенностям поведения, умение находить подход к различным характерам. Уместно сказать о таком качестве, как стрессоустойчивость.

Запрет на профессию. Кто не имеет права работать вожатым?

Как мы уже упомянули, есть медицинский минимум, без подтверждения которого никакой работник не может быть допущен к детям. Кроме стандартного пакета инфекционных заболеваний и психических отклонений, у соискателя не должно быть противопоказаний к работе с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой.

Все, кто хоть когда-либо общался с детьми, знает, что педагоги должны обладать недюжинным терпением и неслабым здоровьем.

Трудовой кодекс РФ категорически запрещает работать с несовершеннолетними гражданам с непогашенной судимостью. Поэтому, направляясь в детский лагерь, не удивляйтесь, если работодатель попросит вас приобщить к документам справку об отсутствии судимости.

В России, как и во многих зарубежных странах, законом на территории детских заведений полностью запрещено курение. Поэтому вам хотя бы на время летней работы придется отказаться от этой вредной привычки.

Работа с детьми не для вас, если если у вас есть проблемы с алкоголем или вы употребляете наркотики.

Я в вожатые пойду - пусть меня научат! Где учат на вожатого?

При прочих равных условиях работодатель отдаст предпочтение кандидатам с высшим, средним, начальным педагогическим или психологическим образованием. Поэтому львиная доля всех вожатых - студенты или молодые выпускники педагогических вузов и колледжей, только начинающие свою профессиональную карьеру.

Однако отсутствие специального образования не шлагбаум на пути к трудоустройству вожатого. При тех же университетах, колледжах, да и отдельно работают специальные школы по подготовке кадров для детских лагерей. После курсов кандидаты получают вполне официальные документы, позволяющие работать вожатыми.

Лагерь лагерю рознь. Как устроиться на работу?

Главными поставщиками кадров вожатых для детских лагерей являются педагогические вузы, поэтому они информируют, готовят и направляют своих студентов на эту работу.

Кроме этого, информацию о потребности лагерей в летних кадрах можно найти на сайтах самих лагерей и служб занятости. Причем, если на ваш звонок в администрацию лагеря ответили, что все места заняты, очень возможно, что в этом же заведении откроются вакансии в июле или августе. Ведь большинство студентов работают в лагере не все лето, а лишь одну или две смены, которых, за три месяца, в зависимости от традиций и специфики лагеря, от четырех до девяти.

Поинтересуйтесь в турагентствах, многие из них занимаются детским туризмом и сотрудничают с детскими базами размещения.

От активности вашего мониторинга рынка труда интересующих вас лагерей зависит, получите ли вы заветную рабочую путевку уже в этом сезоне или вас пригласят на следующее лето. Кстати, многие лагеря не ограничивают прием детей летними месяцами, а продолжают работать в межсезонье. Есть немало и круглогодичных детских центров. Самые знаменитые из них известны вам с детства: «Орленок» в Туапсинском районе Краснодарского края, «Артек» в Крыму, «Океан» в Приморье… Наряду со знаменитыми приморскими лагерями работают детские оздоровительные учреждения и в Подмосковье, и в средней полосе, есть хорошие детские лагеря во всех регионах России.

Не за длинным рублем. Сколько платят вожатым?

Разброс в оплате труда, так же как и в условиях проживания вожатых и детей в разных лагерях очень значителен. От 3-х до 20 тысяч рублей за смену. Так же, как в остальной экономике, есть частные и государственные, малые и крупные лагеря, со стабильным финансированием и материальным обеспечением и с перебоями… И персонал лагеря получает соответствующие условия работы, довольствие и жалование.

Вожатый - организатор и добрый волшебник. Что нужно знать и уметь?

Итак, в чем же состоит работа вожатого. Каков функционал?

Даже если ваш лагерь расположен на берегу Черного моря или в живописном лесу у реки, вы едете не отдыхать, а работать! Практически круглосуточно общаясь с воспитанниками, отвечая за их жизнь и здоровье.

Направляясь в детский лагерь, вы должны понимать, что вы едете работать и жить с детьми, как в одной семье. Планировать, организовывать и контролировать их жизнь с утра до вечера. Вместе с ними трудиться и отдыхать, учить их общаться друг с другом и с природой. Вместе с воспитателем строить коллектив, увлекать детей интересными творческими делами, вести их за собой, помогать в трудных ситуациях и вместе с ними радоваться общим и личным ребяческим успехам.

Если конкретнее, то вам придется проводить воспитательную и организационную работу: планировать и осуществлять мероприятия внутри коллектива своих подопечных и по всему лагерю - творческие конкурсы, спортивные соревнования и культурные занятия, в быту следить за чистотой комнат и организовывать их уборку, не забывать о личной гигиене детей и обеспечивать соблюдение дисциплины и режима дня.

От вожатого зависит, каков будет отдых ребенка: скучный или насыщенный. Каковы будут отношения внутри детского коллектива, психологический климат.

Правила хорошего вожатого

  • Помогайте детям решать их проблемы.
  • Действуйте в интересах детей, они это оценят.
  • Проявляйте терпение в любой ситуации — важное качество успешного педагога.
  • Любите детей, даже если вам кажется, что в какой-то момент они этого не заслуживают.
  • Будьте уверены в себе, и вы найдете выход из трудной ситуации.
  • Будьте открыты к детям – и вы быстро наладите с ними контакт.
  • Сумейте пожертвовать своими мелкими амбициями в пользу ребенка, и он ответит вам сторицей.
  • Начните с дисциплины – это условие хороших взаимоотношений.
  • Помогите детям настроиться на творческий лад.
  • Сплотите детский коллектив, создайте команду.
  • Станьте детям лучшим товарищем.

Когда закончится лето… Где применить мастерство вожатого после каникул?

Работа вожатым в детском лагере может быть не только временной возможностью подработки в необычных условиях. Она может послужить хорошей ступенькой освоения педагогической профессией. Кстати вожатская работа обязательно включается в педагогический стаж, который впоследствии повлияет на профессиональный рост, а затем и уровень пенсионного обеспечения.

В школах и других учреждениях среднего профессионального образования существует должность организатора внеклассной работы. Ее обычно занимает педагог в статусе заместителя директора.Он занимается организацией учебного-воспитательного процесса и всесторонним развитием воспитанников.

Опыт воспитательной работы вожатым в детском лагере может быть высоко оценен при продвижении по карьерной лестнице в профессиях, на предприятиях и должностях, где важно умение общаться с людьми, выстраивать коммуникации внутри коллектива и с представителями контрагентов.

С опытом работы в детских и педагогических коллективах, получив высшее образование, например, в области муниципального и государственного управления, в иных гуманитарных сферах, его обладатели способны достигать больших карьерных успехов.

« (четверостишье из песни, так глубоко тронувшее меня на моей первой в жизни вожатской смене в детском лагере Хагларе:)

И каждый час, и каждую минутуО чьих-то судьбах вечная заботаКусочек сердца отдавать кому-то –Такая, брат, у нас с тобой работа.

Кто они такие, - эти задорные, жизнерадостные, заботливые, порою строгие, ребята, с такими же блестящими глазами, как и у детей вокруг них, - спросите вы? А ответ вы прочтёте в лицах мальчишек и девчонок, искрящихся улыбками неподдельного счастья: это наши любимые вожатые детского лагеря!

Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.

Так кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, или вдруг влюбляются, стесняются, и не знают, как себя вести... А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы твой ребёнок обязательно умылся и почистил зубы, затем уложить его в постель после отбоя и следить, чтобы твои дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Или же, как можно дольше припозднившись, уводить разгорячённых танцоров с лагерных дискотек, когда у самого вожатого остаётся еще танцевальной прыти на целую ночь… Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать на сцене детского лагеря. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал).

Про слово «выспаться» на время смены вожатому в детском лагере можно попросту забыть. А прикорнуть в течение дня, даже если есть кем подмениться, невозможно - через пять минут поднимут для какой-нибудь надобности. Но и к этому, оказывается, можно привыкнуть, если ты – настоящий вожатый!

Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место.

Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей… Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро.

К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты… Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…вечёрки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку…

Вожатый детского лагеря - это скорее не профессия, а состояние души! Профессия - это то, чему можно научиться. А быть лидером, старшим братом, сестрой у молодых горячих сердец не каждый сможет...Вожатыми детского лагеря становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства.

Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще.

Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.

Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.

Атор: Люба Образцова стажер программы Хаглар