Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования. Музейные экспозиции в библиотеке: особенности создания и использования в краеведческой работе библиотек Библиотечные музеи

Одним из ведущих направлений в деятельности библиотек Верхошижемского района является краеведческая работа, главной задачей которой является сохранение культурного и исторического прошлого родных мест.

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений. Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта.

Нельзя не упомянуть и то, что в музеи ходят далеко не все. А библиотека всегда рядом, и посещают её люди всех возрастов и профессий.

Создание уголков народного быта или мини-музеев – это очень кропотливая работа. Важно не только собрать экспонаты, но их надо и разместить, и создать такую обстановку, чтобы она привлекала посетителей.

Библиотека-музей – это инновационное направление в развитии библиотечного обслуживания населения.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту.

Прошлое и настоящее края, села, своей семьи, опыт предков, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это мы должны сохранить. А поможет – музейная работа, даже при простой сельской библиотеке.

В Верхошижемской централизованной библиотечной системе мини-музеи есть в Калачиговской сельской библиотеке-филиале и музейная комната в Косинской сельской библиотеке-филиале.

С 2014 г. при библиотеке начал свою работу мини-музей «Я помню! Я горжусь!», в Калачиговской сельской библиотеке-филиале , который значительно активизировал патриотическую работу среди подрастающего поколения в деревне. Стали чаще проводится встречи с населением, тружениками тыла, школьниками. Стало традицией проведение часов мужества, встреч с интересными людьми, местными умельцами.

Проведена работа по сбору данных о жителях деревни, о самой деревне, о поселении. Большую помощь в оформлении мини-музея оказал бывший глава Калачиговского поселения – Уланов Василий Николаевич.

Тесно сотрудничая со своими читателями, Лидия Павловна сделала вывод, что возрос интерес жителей к истории и быту, культуре своего края, к известным и неизвестным землякам. Так в библиотеке появился уголок «Крестьянской избы», по всем правилам деревенского убранства.

Затем был собран материал по истории деревни и оформлен стенд «Калачиги – частица России». На стенде отражен подробный материал по истории школы, колонии – поселения, совхоза, администрации. Оформлен фотоальбом «Родной земли любимый уголок», папка- накопитель «Портрет нашего земляка». В библиотеке издан сборник«Верность родной земле» о А.К. Преженникове, директоре совхоза, который 30 лет руководил совхозом «Ждановский».

Таким образом, небольшой краеведческий уголок приобрёл черты мини-музея, который с удовольствием посещают калачиговцы и гости деревни.

Разработан сценарий экскурсии, которую проводят учащиеся 7-8 классов. Первыми гостями мини-музея «Я помню! Я горжусь!» были участники межпоселенческого марафона «Под Знаменем Победы», который проходил в Верхошижемском районе.

В 2015 году страна отметила юбилей Великой Победы в войне 1941-1945 года. К этой дате библиотека организовала сбор фотографий участников войны, оформили в библиотеке стенд «Вас знают, вас помнят, вами гордятся», а 9 мая калачиговцы приняли участие в акции «Бессмертный полк».

В течение года в библиотеке были организованы встречи с тружениками тыла и детьми войны, оформлен стенд с фотографиями и воспоминаниями «Дети войны, вы детства не знали», совместно с ветеранской организацией библиотека выпустила сборник воспоминаний тружеников тыла, детей войны «Я родом из войны».

На основе таких богатых материалов в библиотеке проводятся различные мероприятия:

Урок мужества «В Сталинградском направлении». В театрализованной форме восемь солдат-ребят рассказали присутствующим о периоде ожесточенных боев. Словно живые, промелькнули герои Сталинградской битвы. Затем были написаны живые строки в прошлое «Скажи прадеду спасибо».

С большим интересом прошла художественно-историческая композиция с презентацией «Читаем письма фронтовые» на мероприятие были приглашены дети войны, некоторые приносили похоронки на своих отцов, со слезами на глазах зачитывали их, под тихую военную музыку ребята написали письмо-треугольник «Письмо солдату из настоящего в будущее».

Краеведение – одно из приоритетных направлений работы библиотеки. Краеведческий материал дает возможность воспитать у молодого поколения ответственность за судьбу родной земли. Знакомство с историей и культурными традициями малой родины пробуждают чувство сопричастности к её прошлому и настоящему.

В мини – музее прошлое воспринимается наглядно, и школьники получают информацию, которую можно не только увидеть, но и потрогать. Например, краеведческие часы «Мира не узнаешь, не зная края своего» (о принадлежностях домашнего обихода – утюги, фонарь, весы, таганка, стиральная доска), «Из бабушкиного сундука» (о вышивках,одежде, обуви, самотканых половичках, кружевах).

Познавательное мероприятие «Хлеб всему голова» заинтересовало ребят. Они узнали, как в старину пекли домашний хлеб и сами пытались поставить каравай в русскую печь и достать его из неё.

На фестивале исчезнувших деревень в Калачигах в 2016 году Лидия Павловна выставила экспонаты деревенской избы. Она была изюминкой фестиваля, экскурсии в крестьянскую избу проходили буквально каждый час. А проводили их учащиеся Калачиговской школы - Устюгова Полина, Вершинина Ксюша и Дрягина Кристина. Они рассказывали о деревенском убранстве.

Косинская сельская библиотека-филиал

Побывав в Калачиговской библиотеке, Валентина Петровна – библиотекарь Косинской сельской библиотеки-филиала – решила создать музейную комнату старинных предметов. Совместно с администрацией составили проект по созданию музейной комнаты «Судьба села – судьба России».

Жители откликнулись на предложение создать небольшой музей и приносили старинные вещи. Было собрано более 50 экспонатов. В музее представлены такие экземпляры как: люлька, самопряха, фонари, ночёвка, сундуки, прялки, одежда, бочки, кадки, посуда и многое другое.

Материалы были принесены жителями села, а также участники проекта ходили по домам. Музейная комната расположена в одной из классов Косинской школы.

Здесь стали проводить мероприятия краеведческой направленности, фотовыставки земляков, проводятся вечера встреч, экскурсии.

Урок мужества «Там, где есть герои, земля цветет» - посвящён Герою Советского Союза Кислицину Алексею Никитовичу. На уроке была рассказана биография Героя, ребята посмотрели альбом о Кислицине А.Н., почитали о его подвиге.

Вечер- встреча «Мы дети войны» -участники рассказывали о своей жизни во время войны, о своих отцах- участниках войны.

Фотовыставка «А я люблю свои места родные». На конкурсе были представлены фотографии Логиновой Миры Васильевны и Кислицыной Ольги Ивановны. На фотографиях изображены красивейшие места нашей малой Родины.

Экскурсия в мини – музей «Заглянем в прошлое».

Музей посещают дети дошкольной группы, учащиеся школы, пенсионеры и гости села.

Материал подготовила заведующая отделом методической
и библиографической работы – Багаева Т.В.

Библиотечные уголки народного быта


Результаты исследований Российской государственной юношеской библиотеки говорят о том, что в последние годы наблюдается устойчивый интерес молодежи к прошлому страны, поэтому библиотекари активно включились в работу по изучению истории ремесел и фольклора, возрождению народных традиций, праздников - неотъемлемой составляющей истории русского народа, раскрывающей его душу и характер.

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений, для неразрывной связи времен, для воспитания самоуважения и достоинства в каждом человеке.

Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта. Сегодня около 15-20% библиотек России зани­маются музейной деятельностью в той или иной мере (Кузнецова Т.В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга//Библиотечные технологии (приложение к журн. «Библиотечное дело»).-2010.-№4.-С.73-83).

В нашем районе в шести библиотеках созданы такие краеведческие уголки.

Библиотека сегодня - это гуманитарное учреждение, социальной функцией кото­рого является активное участие в образовании и воспи­тании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться ду­ховными ценностями.

Во-вторых, взаимодействие библиотечной и музейной деятельности при обслуживании одного и того же пользователя помогает обеспечить рас­ширение и взаимообогащение единого культурного пространства.

Важно и то, что на сегодняшний день библиотека осталась единственным бесплатным социальным институтом, по-настоящему общедоступ­ным, открытым всем и каждому.

Кроме того, многие библиотеки хотят иметь свое лицо, свою индивидуальность. Создание мини-музеев и уголков народного быта способствует росту их авторитета, не только в данном населенном пункте, но и в масштабе района.

Нельзя не упомянуть и о психологическом факторе: в музеи ходят далеко не все, и выставляется в нём далеко не всё. В то время как библиотека всегда рядом, доступна, и посещают её люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий.

Ещё одна, не менее важная причина - активиза­ция краеведческой деятельности. Сегодня библиотечное краеведение по праву можно назвать одним из ведущих направлений в работе библиотек Унечского района, а для некоторых и приоритетным. Изучая ис­торию своего района, своего села, библиотекари, наряду с письменными документами, начали собирать (и в эту работу включились читатели библиотеки) предметы материальной культуры, которые дополняют и ярко иллюстрируют документальные источники. Это - материалы этнографического, исторического, декоративно-прикладного характера своей территории,а именно: предметы обихода прошлых веков, уникальные народные костюмы, вышивки, украшения и т.д.. В библиотеках появились сначала небольшие выставки, затем в результате поисковой работы они пополнялись, и в итоге в некоторых сельских библиотеках получились экспозиции, претендующие на статус мини-музея.

Основными источниками формирования музей­ных коллекций в библиотеках нашего района являются частные дары. Библиотеки, как правило, пользуются авторитетом и до­верием, и именно им, чаще всего, люди готовы передать свои коллекции или семейные реликвии.

Кроме того, в библиотеки можно передать рари­теты не только в дар, навсегда, но и на временное хране­ние. Благодаря этому в библиотеках часто организуются выставки декоративно-прикладного искусства, семейных коллекций.

Кому, как ни нам с вами хорошо известно, что любая даже самая яркая, интересная выставка, тем более музейная экспозиция, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа не менее важна, чем создание уголка народного быта.

По свидетельству самих библиотекарей, основные посетители уголков народного быта – гости села, учителя, дети и подростки, которых привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины.

Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекари проводят самые разнообразные мероприятия: экскурсии, беседы, фольклорные посиделки, часы краеведения. Совместно с учителями организуются уроки истории для школьников, используют музейные экспонаты для создания выставок в библио­теке.

Создание уголков народного быта, мини-музеев – это кропотливая постоянная работа. Важно не только собрать экспонаты, но нужно еще их разместить, создать определенную обстановку, такую, чтобы она привлекала посетителей.

В нашем районе хорошо известен мини-музей «Русская горница» организованный при Рюховской поселенческой центральной библиотеке в декабре 2002 года. Уже в 2004 году в количество музейных экспонатов равнялось 50, затем их стало 70, сегодня – около 90.

Рюховский мини-музей «Русская горница» начинается с «Красного» угла. Здесь расположена старинная деревянная икона Николая Чудотворца, лампадка, на столе - «Молитвослов», изданный еще в 1910 году. Здесь же находится деревянная голова ангела из Ильинской церкви с. Рюхов, которая была разрушена в 1929г.

Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 200 лет. На этом станке при лучине наши предки изготавливали самотканое полотно, из которого шили себе одежду, изготавливали скатерти.

Редко сегодня уже можно увидеть в доме печь. В горнице есть макет печи с огнем и домашней утварью.

Рядом с печью висит детская деревянная люлька, закрытая пологом. Кто откроет полог – увидит куклу в убранстве грудного ребенка – льняных пеленках.

Костюмы села в музее представлены интересно. В них одеты куклы - баба и дед. На бабе - вышитая рубашка, сарафан отороченный лентами, бусы, вышитый фартук, женский головной убор-плат, самошитые сапожки, подбитые кленовыми гвоздиками.

Мужской костюм состоит из самотканых штанов, вышитой сорочки, кушака. На голове – кепка. Здесь же обувь наших предков - лапти лыковые. Дед держит в руках старинную гармонь.

О жизни селян - предков наших говорят экспонаты: ступа, самопрялка, веретено с куделью, гребцы для скашивания льна, маслобойка, корыто деревянное. Завешена горница старинными рушниками, вышитыми местными мастерицами. На одном из них – герб времен царской России.

Ценными для нашей горницы являются фотографии, представляющие крестьянскую жизнь. Приходящие в горницу, с интересом рассматривают фотографии, отыскивают себя и своих родственников.

На чердаке заброшенной избушки

Валялась прялка в темноте угла.

На ней когда-то добрая старушка

Из шерсти пряжу у окна пряла.

И колесо крутилось и скрипело,

Плясало под рукой веретено.

Старушка еле слышно что-то пела…

Все было так недавно, так давно…

Прошли года. И нет уж той старушки.

И пряжу больше некому прясти.

И прялку, как какую безделушку

Решили вовсе на чердак снести.

Да, время беспощадно и сурово.

Все помешалось: мода, вкусы, быт.

Нет даже в деревнях следа былого,

И старый стиль заброшен и забыт.

Хотим равняться западному миру,

Но надо сердцем истину понять:

Чтоб уважали наш народ и чтили,

Традиции не нужно забывать.

(Иванова Ольга)

В мини - музее «Русская горница» проводятся экскурсии, краеведческие викторины, встречи с живыми свидетелями истории с использованием музейных экспонатов.

В библиотеке собирается информация по истории села – ведутся накопительные папки по обычаям и обрядам – это: кухня нашего села, песни села, памятники села. Ведётся электронная летопись села по значимым событиям год за годом, начиная с 2005 года.

В Задубенской сельской библиотеке оформлен Уголок крестьянского быта «Живая и поныне старина». Экспонатов пока немного, поэтому экспозиция занимает один угол. Среди представленных экспонатов: икона, предметы домашнего обихода, посуда, хозяйственный инвентарь, домотканые скатерти, рушники.

«Родная старина» - так называется уголок крестьянского быта при Ивайтенской поселенческой центральной библиотеке. Здесь собрано уже 59 экспонатов. Есть материалы даже из других районов. В уголке представлены предметы, наглядно демонстрирующие быт крестьян: ножницы для стрижки овец, праник (деревянный, использовался при стирке), мотовило, махотка (маленький глиняный горшок), рубель и другие. Особой гордостью и исторической ценностью является ткацкий станок, которому более 100 лет. Среди экспонатов есть народные мужской и женский костюмы, тканые рушники, скатерти, накидки, вышитые картины и др.

Музей - это «живой организм», где постоянно ведется поисковая работа. Экспозиция расширяется, обновляется на основе новых материалов. Так небольшая коллекция предметов, которая начала собираться в 2009 году в Белогорщской сельской библиотеке сегодня превратилась в настоящий мини-музей , для которого теперь отведена целая комната, а количество экспонатов равно 70. Библиотекарь Светлана Алексеевна пытается создать атмосферу крестьянской избы. И как любая русская изба мини-музей начинается с печи, где стоят чугун с картошкой, махотка с кашей, крынка с молоком. Возле печи - ступа, здесь же на лавке предметы быта наших предков: маслобойка, праник, прялка, самопрядка, безмен, рубель с качалкой и др.

Особую атмосферу создает ткацкий станок. Есть много тканых полотенец, рушников, скатертей с вышивкой - на отдельных даже можно рассмотреть даты их изготовления. Есть интересные рушники с надписями, пожеланиями, пословицами и поговорками.

В Рассухской сельской библиотеке Высокского поселения создан совместно с клубом мини-музей, располагающийся в отдельной комнате. Работу по сбору экспонатов начала еще Валентина Васильевна Варочко – бывшая библиотекарь. Этот музей отличается от предыдущих тем, что здесь представлены предметы не только крестьянского помещичьего быта. Имеются труды и издания из библиотеки рассухской помещицы Марии Николаевны Косич.

В Добрикской сельской библиотеке оформлен уголок крестьянского быта «Предметы Брянской старины », который насчитывает 25 экспонатов. А начиналось все с подаренной читательницей прялки. На сегодняшний день в уголке представлены предметы, ярко иллюстрирующие ремесла, которые преобладали на данной территории. Из интересных и редких экспонатов можно назвать детскую качулку (утюг) и деревянную очень маленькую люльку, скорее всего эта люлька служила детской игрушкой.

Кропотливая работа по созданию музейных экспозиций - это благодатная почва и для популяризации истории родного края и для привлечения читателей в библиотеку.

Вообще, идея создания музея в библиотеке уходит в прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н. Ф. Фёдорову, ко­торый писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвеще­ния, нравственного воспитания. Федоров говорил: «В библиотеках про­исходит общение с великими предками, и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке».

В библиотеках применяются следующие формы учета экспонатов: ярлыки с наименованием экспонатов и мастеров, тетрадь учета экспонатов, журналрегистрации экспонатов и положение о мини-музее.

Краеведческие мини-музеи при библиотеках

Историко-краеведческий мини-музей «Уголок старинного быта» открыт 30 марта 2016 году в день проведения в Алмаметьевской сельской библиотеке выездного Дня районных депутатов и проведения районного семинара.
Музей открыт силами работников Алмаметьевской СДК и библиотеки. Экспонаты для музея собраны из ближайших деревень: Ядык-Сола, Нурумбал, Шоръял. Некоторые экспонаты подарила библиотекарь Семисолинской сельской библиотеки Светлакова Алевтина Витальевна, когда собирала материалы для открытия мини-музея в своей родной библиотеке.
В 2018 году число экспонатов составляет более 130 наименований.

Историко-краеведческий мини-музей «Ковамын шондыкшо гыч» («Из бабушкиного сундучка») в библиотеке отрыт 4 ноября 2014 года к 90-летию образования Моркинского района.

Начало открытию мини-музея положила бывшая заведующая Семисолинской сельской библиотеки Светлакова Алевтина Витальевна. При библиотеке организовала сбор историко-краеведческих, этнографических экспонатов жителей деревень Семисола и Ядыксола.

Инновационной моделью работы библиотеки в современных условиях стала концепция «Библиотека-музей, как форма сохранения и изучения культурного наследия». Используя музейные предметы, библиотека раскрывает их суть и историю, создает атмосферу проникновения в среду с помощью богатства книжного фонда, полнее раскрывает любую беседу и мероприятие. В 2018 году Тыгыдеморкинской сельской библиотеке в фойе оформлен краеведческий уголок «Прикоснись к прошлому».

Цель данного краеведческого уголка - развитие интереса у подрастающего поколения к истории своего родного края, воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, духовному наследию...

Создание уголка народного быта - это кропотливая работа, с целью повышения интереса пользователей библиотеки к изучению истории родного края.

Собрать экспонаты это одно, нужно ещё их разместить так, чтобы они привлекали посетителей библиотеки, были интересными потенциальным читателям. Важный момент в том, чтобы у жителей деревни было желание пополнить мини-музей или краеведческий уголок необычными и старинными экспонатами, которые когда-то были в обиходе в крестьянском хозяйстве.

Изучив все «за» и «против» совместно с сельским клубом в 2015 году решили создать краеведческий уголок при библиотеке.

Полифункциональность современных библиотек во многом обусловлена нарастанием интеграционных процессов в культуре. В связи с изменением социальных условий библиотеки осуществляют деятельность других учреждений культуры – с полным сохранением при этом своего основного профиля работы. В библиотеках появились выставочные залы, театральные студии, видеозалы и т. п. Около 15–20% библиотек России занимаются в той или иной мере и музейной деятельностью, выполняя, таким образом, одну из основных своих социально значимых функций – мемориальную, заключающуюся в сохранении, возрождении и популяризации культурного наследия.

Отечественные библиотековеды объясняют феномен выполнения библиотеками музейных функций целым рядом причин. Заместитель директора по развитию ЦГПБ им. В. В. Маяковского Т. Кузнецова выделяет следующие:

  1. Библиотека осталась единственным бесплатным, а следовательно, по-настоящему общедоступным социальным институтом.
  2. Библиотеку посещают люди с разной мотивацией, всех возрастов и профессий, в то время как в музеи ходят далеко не все (психологический фактор).
  3. Музейные экспозиции в библиотеках создаются, как правило, не на основе научно проработанной концепции, как это происходит в музейных учреждениях, а по инициативе самих владельцев раритетов, которые могут участвовать в данном процессе, а следовательно, сохранять связь со своей коллекцией.
  4. Основные источники формирования музейных коллекций в библиотеках – частные дары. Это объясняется тем фактом, что библиотеки пользуются авторитетом и доверием, и именно сюда люди чаще всего готовы передавать свои коллекции или семейные реликвии.
  5. В библиотеки можно передать раритеты не только в дар, т. е. навсегда, но и на временное хранение.
  6. Активизируя краеведческую деятельность, библиотеки, изучая историю своих районов и свою собственную, начинают собирать, наряду с письменными документами, предметы материальной культуры .

На последний фактор указывает также С. Г. Матлина, отмечая, что создание самобытных музеев становится престижным, способствует созданию положительного имиджа библиотеки, способствует росту ее авторитета в конкретном населенном пункте, а также на уровне района и области .

К сожалению, музейная деятельность, осуществляемая библиотеками РФ, не имеет выраженного правового статуса. Нормативно-правовая база, регулирующая музейную деятельность, включает Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), соответствующие законы, принятые в субъектах РФ, нормативные акты, утвержденные Правительством РФ и региональными органами исполнительной власти. К нормативным актам федерального уровня относятся: «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1985 г.), «Положение о Музейном фонде Российской Федерации» (1998 г.), «Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации» (1998 г.).

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дается определение музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций . Из приведенного определения следует, что основным признаком музея является статус «учреждения» – самостоятельного юридического лица. Таким образом, музеи в библиотеках, являясь структурными библиотечными подразделениями, не вправе называться музеями, и употребление в данном случае слова «музей» не может использоваться в качестве юридического термина. Более приемлемыми будут такие определения, как «коллекция документов», «собрание...» и т. д.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» внесены следующие изменения: «Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений». Иными словами, музейная деятельность, не являясь уставным направлением работы библиотеки, не рассматривается учредителем как профильная для финансирования в рамках государственного заказа .

Вместе с тем документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» официально дает библиотекам возможность развивать музейную деятельность. «Культурная деятельность» в нем определена как работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей . Среди основных направлений этой деятельности выделены: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, музейное дело и коллекционирование, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются и распространяются и осваиваются культурные ценности» . Исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», библиотеки сами определяют содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах, и, следовательно, вполне могут заниматься деятельностью по сохранению культурного наследия . Таким образом, на основании вышеуказанного, библиотеки получают право заниматься всеми видами культурной деятельности, включая музейную. Это предполагает не только создание коллекций музейных материалов, но также их учет, хранение, изучение и использование.

Несмотря на отсутствие четко прописанной нормативно-правовой базы, элементы музейной деятельности в настоящее время используются в работе библиотек достаточно активно. В зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций можно выделить некоторые их типы и виды. Прежде всего, необходимо разграничить такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке». Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе). Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры .

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это МУЗЕИ КНИГИ , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Осознавая необходимость приобщения различных слоев населения к ценностям книжной культуры, Архангельская ОНБ им. Н. А. Добролюбова выступила с инициативой представить масштабный социокультурный проект «Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера» (получил грант Президента РФ). В ходе его реализации был создан информационный продукт – сайт «Виртуальный музей “Книжные памятники Архангельского Севера”» , посвященный истории книги на Русском Севере, созданию и бытованию книжных памятников, их роли в контексте истории России и мировой истории. В музее несколько залов: «Памятники мирового значения», «Монастырские библиотеки», «Библиотека Афанасия Холмогорского», «Крестьянские и старообрядческие библиотеки», «Первые печатные книги на Русском Севере», «Зал Ломоносова», «Книжная культура на Русском Севере в XIX веке». Посетив их, можно познакомиться с рукописными и старопечатными книгами, факсимильными изданиями.

В Центральной библиотеки № 65 им. В. Г. Короленко ЦБС Северного административного округа г. Москвы существует постоянно действующая мемориальная экспозиция, посвященная жизни и деятельности выдающегося русского писателя, – Виртуальный музей В. Г. Короленко . Среди разделов сайта музея – «Факты биографии» (знакомит с жизненным и творческим путем писателя, а также публикациями и исследованиями современных авторов о нем. Посетив этот раздел, можно совершить виртуальную экскурсию, проводимую известным московским краеведом, главным хранителем Музея истории МСХА им. Тимирязева С. Величко. Тема экскурсии – «В. Г. Короленко в Москве: Петровско-Разумовское, Головино, Михалково, Ховрино»); «Воспоминания и переписка» (воспоминания дочери писателя С. В. Короленко и переписка В. Г. Короленко с А. П. Чеховым); «Литературное наследие В. Г. Короленко» (список основных произведений писателя); «В. Г. Короленко-живописец» (малоизвестен факт о больших способностях писателя к рисованию; некоторые из зарисовок Короленко можно увидеть в данном разделе); «Музеи В. Г. Короленко» (раздел знакомит с литературно-мемориальными музеями В. Г. Короленко в Житомире и Полтаве, Домом-музеем (дачей) В. Г. Короленко в Джанхоте Краснодарского края); «Литературное объединение “У Короленко”» (деятельность литературного объединения любителей поэзии, созданного в 1995 г. и проводящего свои встречи в библиотеке); «Имя Короленко» (перечень названных именем В. Г. Короленко образовательных учреждений, библиотек, улиц и т. д.).

* * *
Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О библиотечном деле: федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 2 янв. № 1.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2010. 10 мая. № 19. Ст. 2291.
  3. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1996. 27 мая. № 22. Ст. 2591.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.05.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Колосова С. Г. Сохранение культурного наследия. Особенности работы библиотек-музеев и музеев библиотек: формы, методы, социальное партнерство // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2007. № 41. С. 81–85.
  6. Кузнецова Т. В. Культурная инициатива или социальная закономерность // Библиотечное дело. 2010. № 21. С. 20–24.
  7. Кузнецова Т. В. Музейная деятельность библиотек: культурная инициатива или социальная закономерность: на примере общедоступных библиотек Санкт-Петербурга // Библиотечные технологии: прилож. к журн. «Библиотечное дело». 2010. № 4. С. 73–83.
  8. Кузнецов Т. В. О музейной деятельности общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (обзор) // Музейная деятельность публичных библиотек: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (СПб., 30 июня – 2 июля 2010 г.). СПб., 2010. Ч. 1. С. 18–39.
  9. Матлина С. Г. Нужны ли библиотекам музейные подразделения? // Библиотечное дело. 2007. № 18 (66). С. 2–6.

Составитель :
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания О. Г. Колесникова

Дорогие коллеги!

Продолжаю систематизировать материал о музейной деятельности библиотек. Сегодня приведу примеры попыток классифицировать данное направление деятельности.

Библиотеки и музеи выполняют общие социальные функции (мемориальные, коммуникационные, информационные) и задачи (сбор, обработка, изучение, хранение, демонстрация). Поэтому вполне закономерно соединение двух разных по содержанию фондов и организации деятельности учреждений в единую информационную структуру. Появление элементов музейной деятельности объясняется тем, что привычное представление о библиотеке или музее как консервативном компоненте культуры, хранилище памяти предметов, уходит в прошлое. Библиотеки и музеи обладают потенциалом для создания общих баз данных, облегчающих пользователю поиск достоверных сведений.

Мотивация к применению музейных форм и методов деятельности:

Профессиональные мотивы: осознание ценности библиотечной профессии, новых возможностей библиотеки, стремление подтвердить социальную значимость, активная имиджевая политика;

Личные мотивы: личностная активность библиотекаря, его творческие способности, которые проявляются в авторской концепции экспозиции, выставки, в использовании оригинальных форм и методов работы.

Вышеперечисленные причины, по которым библиотеки обращаются к музейной деятельности, приводят к разнообразию ее результатов. Особенности музейной работы библиотекари адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое качество библиотечных услуг.



На данный момент кандидат педагогических наук Юлия Анатольевна Демченко, сотрудник Еткульской ЦБС Челябинской области в рамках своей диссертации предлагает свой вариант классификации библиотек , осуществляющих музейную деятельность:

- по структуре:

*библиотеки с музейным отделом

*библиотеки, не имеющие музейного отдела;

- по степени функционирования:

*библиотеки-музеи,

*музеи-библиотеки,

*библиотеки с библиотечным музеем,

*библиотеки с мини-музеем;

-по форме:

*библиотеки, непосредственно участвующие в работе музеев, не входящих в их состав,

*библиотеки, сотрудничающие с музеями,

*библиотеки, организующие библиотечно-музейные выставки

Элементы музейной деятельности в настоящее время активно используются в работе большей части библиотек. Фонд музея при библиотеке включает в себя предметы, в основном относящиеся к объекту исследования данного музея. Объект исследования или тема музея может быть разной. Музеи в библиотеках могут работать над созданием экспозиции, посвященной какому-либо определенному человеку — ученому, писателю, поэту, артисту. Фонд музея будет содержать: книги, сборники трудов данного автора; фотографии или портретные картины; какие-либо личные вещи; статьи об авторе из журналов и газет; награды.

Как правило, библиотекам присваиваются «громкие» имена знаменитых классиков, память которых увековечивают государственные мемориальные музеи. При всем желании сотрудникам библиотеки бывает нелегко приобрести какие-либо подлинные экспонаты, связанные с жизнью знаменитого писателя (это обязательный элемент музея). Но библиотека может собрать весь репертуар выдающегося деятеля, ретроспективные и современные публикации о нем, создать свою информационную базу. Конечно, в библиотеке должна постоянно действовать выставка, посвященная конкретному деятелю.

Не только публичные, но и национальные и вузовские библиотеки обращаются к внедрению элементов музейной деятельности. Это связано с поиском новых направлений и форм реализации научной деятельности, повышением активизации профессиональной деятельности сотрудников, актуализацией просветительской и воспитательной функций библиотеки. Например, библиотека, создающая музей вуза или музей библиотеки, является организатором изучения истории высшей школы и библиотечного дела в своем регионе, что можно рассматривать как часть краеведческой работы.

В наиболее крупных библиотеках, нередко обладающих уникальными собраниями документов, включая рукописи и книжные памятники, появляются музейные экспозиции, посвященные истории письменности и книгопечатания, как, например, Музей книги в Российской национальной библиотеке.

Главный библиограф отдела информационно-библиографического обслуживания Национальной библиотеки Удмуртской республики О. Г. Колесникова в аналитической справке в зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций выделяет некоторые их типы и виды. Прежде всего, разграничивает такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке».

Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе).

Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры.

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это музеи книги , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Музеи истории библиотечного дела по своему содержанию и методике работы близки к музеям книги. Их отличительная особенность – наличие в фонде документов по истории возникновения и развития библиотек определенного региона (района, города). Подобные музеи созданы в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия-Алания, Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Сарапула (Удмуртская Республика), ЦГБ г. Мурманска.

Музеи истории отдельных библиотек

Культурная миссия библиотеки состоит в передаче из поколения в поколение накопленных человечеством знаний. Но и сама библиотека является феноменом культуры, знания о котором необходимо хранить и приумножать. В качестве примера библиотечных музеев данного типа можно назвать Музей истории РГБ, Музей истории Библиотеки РАН, Музей истории Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И. Лажечникова (г. Коломна, Московской обл.).

Персональные музеи

Множество российских библиотек носят имена выдающихся деятелей культуры, искусства, науки и т. д. В таких библиотеках часто создаются музейные экспозиции, посвященные людям, чьи имена они носят. Именно вокруг биографии, творческой или научной деятельности этого лица выстраивается мемориальный комплекс, профилированный книжный фонд, направления и методика работы, а также традиции библиотеки.


В 1998 г. решением топонимической комиссии администрации города Санкт-Петербурга библиотеке-филиалу № 5 Невской Централизованной библиотечной системы было присвоено имя русского поэта Николая Рубцова. В том же году в ней была разработана целевая программа «Возрождение духовности», которая предусматривала установление партнерских отношений с Союзом писателей России, Рубцовским центром и литературными объединениями, а также создание литературного музея «Николай Рубцов: стихи и судьба» . В экспозиции воссоздан интерьер пионерской комнаты Никольского детского дома Вологодской области, где Н. Рубцов воспитывался, и интерьер библиотеки детского дома, где собраны книги довоенных и военных лет, которые мог читать будущий поэт. Всего фонд музея насчитывает более 3000 экспонатов. Библиотека собрала почти все сборники стихов поэта – как прижизненные, так и изданные после его гибели. Эксклюзивны экспонаты в экспозициях: рукописи, машинописные листы, автографы поэта, первый вариант машинописно-рукописного сборника его стихов «Волна и берег», редкие издания его книг; произведения искусства (живописные полотна по мотивам рубцовской лирики, скульптурные портреты Н. М. Рубцова); мемориальные вещи и др. Библиотека собирает и публикации, посвященные жизни и творчеству поэта. Особенно ценными являются воспоминания людей, знавших и друживших с Н. Рубцовым. Библиотека располагает исследованиями творчества поэта не только российских, но и зарубежных авторов.

Основная цель организации историко-краеведческих и историко-этнографических музеев в библиотеках заключается в изучении и сохранении материальной и духовной культуры народов, населявших в прошлом ту или иную территорию и живущих на ней в настоящем. В целом по стране библиотечные музеи подобного типа численно превосходят все другие.

Виртуальные музеи – это музеи, существующие в глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для создания принципиально новых виртуальных продуктов – виртуальных выставок, коллекций и др. Опыт создания виртуальных библиотечных музеев уже имеется у Псковской ОУНБ (музей книги «Дыхание веков» ), Костромской УНБ (музей А. Ф. Писемского ), ЦБС г. Пскова (музей поэта, писателя, публициста, переводчика и общественного деятеля Станислава Золотцева ), Кондопожской ЦРБ им. Б. Е. Кравченко Республики Карелия (виртуальный музей «Kondopoga.ru» ).

Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.


Литература