Понятие вечный образ. Вечные образы. Смотреть что такое "вечные образы" в других словарях

Вечные образы - литературные и мифологиче­ские персонажи, которые имеют общечеловеческое значение и нашли многочисленные воплощения в литературах разных стран и эпох. В вечных образах отображены общечеловече­ские ценности, одинаково важные во все времена. Поэтому они перестают быть актуальными лишь для одной эпохи. Например, Дон Кихот перестал для нас быть просто бедным ламанческим дворянином, вообразившим себя странствующим рыцарем,- в нем воплощен трагический конфликт между стремлением к добру и бессилием творить его в реальных условиях. Классическими примерами вечных образов служат также Прометей, Гамлет, Дон Жуан, Фауст, Мефистофель.

Потенциально каждый образ, воспринимаемый как современный читателями разных эпох, может расцениваться в качестве вечного. Однако, по традиции, к вечным образам относятся прежде всего такие образы, которые дают возмож­ность их многочисленной философской интерпретации. Поэтому образы, даже ставшие нарицательными (Тартюф, Молчалин, Хлестаков), вечными образами не являются. Потому что в данных героях воплощены какие-то конкретные недо­статки (лживость, ханжество и т. д.), а содержание образов, подобных Гамлету или Дон Кихоту, гораздо шире, оно охватывает не одну какую-либо сторону человеческой натуры, а основные вопросы человеческого бытия.

Отобразив общезначимые процессы и противоречия в историческом раз­витии человечества, вечные образы ведут к новым обобщениям, становятся толчком для новых переоценок действительности в соответствии с потреб­ностями новых веков. Прожив многие столетия, вечные образы, однако, не остаются неизменными в восприятии последующих поколений. Различные люди в разные эпохи вкладывают в эти образы не только неодинаковое, но иногда и резко противоположное содержание. Дон Кихот, например, получил в мировой литературе богатую и многообразную трактовку. Она подчеркивала несостоя­тельность героя, непонимание реальных обстоятельств, тщетность и комизм его усилий. С этой точки зрения донкихотство отвергалось как приверженность к несбыточным иллюзиям, устремленным в прошлое. Но, с другой стороны, ря­дом с фигурой комического Дон Кихота все яснее стал вырисовываться образ Дон Кихота трагического. Для многих писателей, критиковавших современную им действительность, комическая устремленность Дон Кихота к прошлому от­ступала на задний план, а на передний выдвигались черты одинокого, но бес­страшного борца за справедливость (Байрон, Гейне, Тургенев, Достоевский).

Вывод . Вечные образы - литературные и мифологические персонажи, имеющие общечеловеческое значение и нашедшие воплощение в литерату­рах различных стран и эпох: Прометей, Гамлет, Фауст и т. д. Образы такого плана отличаются от образов, подобных Молчалину или Хлестакову, так как у них отсутствует тенденция к многоплановой трактовке, а вечные образы дают возможность многочисленных философских интерпретаций.

«Вечные» образы мировой литературы

«Вечные» образы - художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени. Они неоднозначны и многогранны. В каждом из них кроются великие страсти, которые под влиянием некоторых событий заостряют до крайней степени ту и иную черту характера.

Образы

Произведения

Образ матери,

Богоматери

Самоотверженная материнская любовь

Некрасов: поэма «Мать»

Есенин: стихотворения «Письмо к матери» и др.

Балете, опере

Прометей

Готовность отдать жизнь для блага народа

Древнегреческий «Миф о Прометее»

Эсхил: драматическая трилогия о Прометее

Горький: легенда о Данко в рассказе «Старуха Изергиль»

В кино, скульптуре, графике, живописи, балете

Гамлет

Образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека

Шекспир: трагедия «Гамлет»

Тургенев: рассказ «Гамлет Щигровского уезда»

Пастернак: стихотворение «Гамлет»

Высоцкий: стихотворение «Мой Гамлет»

В кино, скульптуре, графике, живописи

Ромео и Джульетта

Истинная любовь, способная на самопожертвование

Шекспир: трагедия «Ромео и Джульетта»

Алигер: стихотворение «Ромео и Джульетта»

Прокофьев: балет «Ромео и Джульетта»

В кино, опере, скульптуре, графике, живописи

Дон Кихот

Благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство

Сервантес: роман «Дон Кихот»

Тургенев: статья «Гамлет и Дон Кихот»

Минкус: балет «Дон Кихот»

В кино, скульптуре, графике, живописи

Дон Жуан

(Дон Джованни,

Дон Гуан, Дон Хуан, Ловелас, Казанова)

Ненасытность в любви искателя совершенной женской красоты

В произведениях Мольера, Байрона, Гофмана, Пушкина и др.

Фауст

Неукротимое стремление человека к познанию мира

Гёте: трагедия «Фауст»

Манн: роман «Доктор Фаустус»

В кино, балете, опере, скульптуре, графике, живописи

Образ Зла

(Дьявол, Сатана, Люцифер, Азазель, Вельзевул, Асмодей, Антихрист,

Левиафан,

Мефистофель,

Воланд и др.)

Противостояние Добру

Легенды и мифы разных народов

Гёте: трагедия «Фауст»

Булгаков: роман Мастер и Маргарита»

В кино, балете, опере, скульптуре, графике, живописи

«Вечные» образы не следует смешивать с нарицательными образами , которые не имеют такого обобщающего, общечеловеческого значения (Митрофанушка, Хлестаков, Обломов, Манилов и др.)

История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали последующие поколения.

Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно переоценить, потому что в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы имеют название «вечных», потому что они носители черт, всегда присущи человеку.

В нищете и одиночестве доживал свой век Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут «самыми популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня даже трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. И замысел писателя ширилось, и на страницах книги оживала современная ему Испания, менялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа одновременно исторически-конкретный (он отражает современную писателю Испанию) и универсальный (ибо существует в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновение идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью - не идеальной, «земной».

Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно сочетает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорисливість, с одной стороны, и наивность, чудачество, приверженность грез и иллюзий - с другой. Внутреннее благородство Дон Кихота сочетается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только Прекрасную благородную даму).

Второй важный вечный образ романа - остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.

Совсем другой вечный образ предстает перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебания - следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета - это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX веке - эпохе социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос».

Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта - все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и современное.

История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны за его жизнь, но проходило время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а истинную ценность его произведений открывали последующие поколения.

Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно переоценить, так как в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы называются «вечных», потому что они носители черт, которые всегда присущи человеку.

В нищете и одиночестве доживал свой век Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько столетий, а его герои не только не будут забыты, но станут «самыми популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня даже трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, столь популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. Но замысел писателя возрастал, и на страницах книги оживала современная ему Испания, менялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа одновременно исторически конкретный (он отражает современную писателю Испанию) и универсальный (ибо существует в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновение идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью — не идеальной, «земной».

Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно сочетает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорисливисть, с одной стороны, и наивность, чудачество, приверженность грез и иллюзий — с другой. Внутреннее благородство Дон Кихота сочетается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную Прекрасную даму.

Второй важный вечный образ романа — остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.

Совсем другой вечный образ предстает перед нами в маеагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все происходящее вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебания — результат глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета — это образ человека, который понимает свою ответственность в разрешении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX веке — эпохе социальных потрясений, когда каждый человек решала для себя вечное «гамлетовский вопрос».

Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта — все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и настоящее.

Вечные образы - так называют образы мировой литературы, которые обозначены большой силой худ обобщения и стали общечеловеческим духовным приобретением.

К ним можно отнести Прометея, Моисея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихот, Гамлет и др. возникая в конкретных социально - истор условиях, эти образы теряют истор конкретику и воспринимаются как общечеловеческие типы, образы - символы. К ним обращаются новые и новые поколения писателей, придавая им обусловленной своим временем интерпретации («Кавказ» Т. Шевченко, «Каменный хозяин» Л. Украинка, «Моисей» И. Франка и др.)

Ум Прометея, сила духа, героическое служение людям, мужественное страдание ради их счастья всегда привлекало людей. Недаром этот образ является одним из «вечных образов». Известно, что в литературе существует понятие «прометеизм». Смысл состоит в вечном стремлении к героическим действиям, неподчиненности, способности к самопожертвованию во имя человечества. Так что недаром этот образ побуждает смелых людей к новым поискам и открытиям.

Наверное, именно поэтому к образу Прометея обратились , музыканты, художники разных эпох. Известно, что образом Прометея восхищались Гете, Байрон, Шелли, Шевченко, Леся Украинка, Иван , Рыльский. Дух титана вдохновлял известных художников - Микеланджело, Тициан, композиторов - Бетховена, Вагнера, Скрябина.

«Вечный образ» Гамлета с одноименной трагедии В. Шекспира стал определенным знаком культуры и получил новую жизнь в искусстве разных стран и эпох.

Гамлет воплотил человека позднего Возрождения. Человека, который постиг безграничность мира и своих собственных возможностей и растерялся перед этой безграничностью. Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает реальность, трезво оценивает все, что его окружает, твердо стоит на стороне добра. Но его трагедия состоит в том, что он не может перейти к решительным действиям и победить зло.

Его нерешительность не является проявлением трусости: он смелый, откровенный человек. Его сомнения - результат глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него лишить жизни убийцу его отца. Он сомневается, так как воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда остается убийством, даже когда убивают негодяя.

Образ Гамлета - это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но её внутреннее моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям.

К образу Гамлета обращается Гете, который трактовал этот образ как своеобразного Фауста, «проклятого поэта», вынужденного искупать грехи цивилизации. Особенное значение приобрёл этот образ у романтиков. Именно они открыли «вечность» и универсальность образа, созданного Шекспиром. Гамлет в их понимании является почти первым романтическим героем, который болезненно переживает несовершенство мира.

Не потерял своей актуальности этот образ в 20 веке - веке социальных потрясений, когда каждый человек решает для себя вечный «гамлетовский» вопрос. Уже в начале 20 века английский писатель Томас Элиот написал поэму «Песня любви Альфреда Пруфрока», которая отображала отчаяние поэта от осознания бессмысленности бытия. Главного героя этой поэмы критики точно назвали падшим Гамлетом 20 века. К образу Гамлета обращались в своём творчестве российские И. Анненский, М. Цветаева, Б. Пастернак.

В нищете и в одиночестве доживал свой век Сервантес, хотя на протяжении жизни он был известен как автор яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали что пройдёт несколько столетий, а его герои не только не будут забыты, но станут «самыми популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник, что они выйдут из романа и заживут своей собственной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня тяжело перечислить, сколько произведений искусства создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.