Роль и функции религии в современном мире. Религии в современном мире

Исследовательсткая работа по вопросу: "Социальные функции религии","Отношение выпускников к религии".

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ "БУГРОВСКАЯ СОШ "

Религия в современном мире

(исследовательская работа по вопросу  " Социальные функции религии

Отношение выпускников к религии ").

Выполнила  ученица 11 класса :

Тазабекова К.К.

Проверила учитель истории

и обществознания:

Богайцева Н.В.

Санкт-Петербург

2007

Введение. 3

Социальные функции религии в современном обществе 4

Социологический анализ отношения выпускников школ к религии 10

Заключение 13

Приложение 1 15

Приложение 2 18

Приложение 3 25

Приложение 4 26

Введение.

Программа социологического исследования отношения выпускников школ к религии.

Социальная проблема: религия является в обществе активным агентом социализации молодежи, но молодежь относится к ней неоднозначно.

Исследовательская проблема: многие социальные исследования посвящены проблемам молодежи, но недостаточно исследовано отношение выпускников школ к религии.

Объект исследования: представление молодежи о религии.

Предмет исследования: отношение выпускников школ к религии.

Цель социологического исследования: изучить отношение старшеклассников к религии.

Задачи социологического исследования:

  1. дать определение религии и характеризовать ее основные функции;
  1. выяснить роль религии и церкви в представлении старшеклассников;
  1. сравнить отношение юношей и девушек к религии Гипотезы:
  1. Вы пускники считают, что религия – это совокупность духовных

представлений, она помогает преодолевать трудности и определяет статус человека.

  1. Девушки более религиозны, чем юноши.
  1. Выпускники не считают необходимым взаимодействие церкви,государства,семьи и школы.

Выборка: было опрошено 12 учащихся 11-го класса Бугровской Средней Общеобразовательной школы. Выборка репрезентативна по половому различию (юноши, девушки).

Методы:

  1. групповое анкетирование
  2. сравнительный
  3. аналитический
  4. обсчет данных с помощью компьютерной программы «Мастер диаграмм»

Социальные функции религии в современном обществе.

В этих стихах замечательного поэта Николая Заболоцкого говорится, что творящий нас мир - это природа (верующие люди считают, что всё сотворили боги или один Бог) , но и человек тоже может быть творцом . Многое нужно человеку на этом свете. Человек хочет проникнуть в тайны мира, хочет понять, кто он и зачем живёт на свете. Тысячелетия на эти вопросы отвечала религия. Этим словом обозначают взгляды, чувства и действия людей, которые считают, что всё в мире совершается по воле таинственных и неведомых сил, по воле богов или одного Бога.

Слово religio означает по латыни благочестие,святость и восходит к глаголу religare - связывать, соединять. Очевидно, в этом случае речь идет о связи с иномирностью, с другими измерениями бытия. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер, по сути своей – вторична. Она – результат или проекция другой настоящей, истинной реальности – Бога и богов. Слово "Бог" имеет тот же корень, что и слово "богатство". В далёкие времена люди просили Бога позаботиться о плодородии полей, о богатом урожае, о том, чтобы все были сыты. Самым страшным врагом для людей был голод. Но "не хлебом единым жив человек". Вы, наверное, слышали эти слова? Их повторяют, когда хотят сказать, что есть нечто более важное, чем хлеб насущный.

Таким образом, религия удваивает мир и указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.

Идея существования Бога - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Религиозная вера включает в себя:

  1. нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
  2. определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного открытия, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;
  3. веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; т.к., в католизме принято считать, что глава католической церкви – Папа Римский – является наместником (представителем) Бога на земле;
  4. веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указанием Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);
  5. веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки изучать только сферу потустороннего. В мире существуют сотни различных религий. Большинство людей придерживается традиций, связанных с одной из трёх мировых религий. Это христианство, ислам и буддизм. Национальные религии существуют у евреев, японцев, индийцев, китайцев. Некоторые народы сохраняют верность своим традиционным (древним) верованиям и есть люди, которые считают себя вообще неверующими (атеистами).

Дальше простирается область религии и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

Достаточно развитые религии имеют свою организацию в виде церкви. Церковь упорядочивает внутренние и внешние связи религиозной общины. Она является своеобразной формой взаимосвязи сакрального и профанного (обыденного, повседневного, по-человечески земного). Церковь делит, как правило, всех верующих на духовенство и мирян. Через церковь религия входит в систему социальных институтов общества*.

* К 2000 году Министерство Юстиции РФ зарегистрировало храмов:

Русской Православной Церкви - 5494;

Исламских - 3264;

Буддийских - 79;

Русской Православной Свободной Церкви - 69;

Старообрядческих - 141;

Истинно православных - 19;

Римско-католических - 138;

Лютеранских - 92;

Иудейских - 62;

Армянских - 26;

Протестантско-методистских - 29;

Евангельских христиан-баптистов - 550;

Пятидесятницких - 192;

Новоапостольских - 37;

Молоканских -12;

Пресвитерианских - 74;

Евангелических - 109;

Иеговистских - 72;

Кришнаитских - 87;

Храмов межконфессиональных миссионеров - 132.

На 31 декабря 2000 года в Петербурге было зарегистрировано 443 религиозных организаций, среди них:

Русской Православной Церкви - 167;

Исламских - 2;

Буддийских -12;

Старообрядческих - 2;

Римско-католических - 10;

Лютеранских - 30;

Иудейских - 13;

Протестантско-методистских - 6;

Евангельских христиан-баптистов - 16;

Иеговистских - 1;

Пятидесятницких - 120;

Кришнаитских - 3.

На это же время в Ленинградской области зарегистрировано 290 религиозных организаций. Среди них:

Русской Православной Церкви - 158;

Лютеранских - 23;

Евангелистских христиан-баптистов - 18;

Пятидесятницких - 60;

Римско-католических - 2

и другие.

(Данные из книги Н.С. Гордиенко "Российские свидетели Иеговы: история и современность". СПб, 2000).

Социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строиться на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

Что даёт религия, каковы её основные функции? Ориентиром для нас здесь будет известное высказывание З. Фрейда: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном обществе».

  1. Прежде всего религия помогает нам справиться с неопределённостью мира непознанного . Мы многое не можем объяснить, и это как-то давит, вызывая глубокое внутреннее беспокойство. Речь идет, разумеется, не о погоде на завтра, а о вещах на много более серьезных: о смерти, о гибели любимого человека, словом о предельных, конечных условиях человеческого существования. В объяснении подобных вещей мы, как говориться, кровно заинтересованы, без знания о них нам просто тяжело жить. Вводя сверхъестественное существо (Бога), священные факторы, религия по-своему объясняет то, что объяснить по-научному вообще-то нельзя.
  2. Религия помогает осознать , хоть как-то понять и совершенно безнадежные, просто абсурдные ситуации . Ну, допустим, такую: честный, глубоко совестливый человек почему-то всю жизнь страдает, мучится, еле сводит концы с концами, а рядом люди бесятся с жиру, не знают, на что потратить нечестно заработанные, не своим трудом нажитые деньги. Несправедливость вопиющая! И чем ее объяснить, как согласиться? По-человечески – ничем и никак. Но вот если есть другой мир, где каждому воздается по заслугам его, тогда другое дело – справедливость все-таки восторжествует. Можно тогда понять, даже внутренне принять несправедливость.
  3. Религия освящает , т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества . Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему. Все эти и подобные им добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность, а также желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь – это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – прямого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента народного или общественного сознания. Таким образом, в современном обществе религия выполняет две основные функции:
  4. воспитательную
  5. отвлекающую.

"Сердце бессердечного мира, душа бездушного мира" - так характеризовалрелигию К.Маркс . Он, правда, больше известен другой формулой: "религия - опиум народа" , но ею тоже пренебрегать нельзя. Почему люди обращаются к опиуму? Чтобы забыться, уйти от обыденности, получить то, чего нет в реальной жизни. Да и не Маркс, если быть точным, изобрел эту формулу. Задолго до него, еще в античные времена, религию сравнивали с «пьянящим дурманом». Гете видел в ней наркотик, Гейне и Фейербах – духовный опиум. Кант назвал идею отпущения грехов «опиумом для совести».

Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его идентичности. Недаром в победу на Куликовом поле одинаково прочно вписаны два имени: князя Дмитрия Донского и «игумена земли русской» Сергия Радонежского.

К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны . Первое, что приходит на память, крестовые походы, которые мотивировались религиозными чувствами и символами веры, отличающими христиан от мусульман.

Богата на религиозную рознь и современность: противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии, конфликт между мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский православно-мусульмано-католичесуий узел и многое другое. Странная ситуация: сама по себе ни одна религия не призывает к насилию. Откуда же оно берется? В каждом конкретном случае действует, видимо, и нерелигиозные факторы. Но нельзя забыть и того, что каждая религия претендует не просто на истину, но на Абсолютную Истину. Абсолют же, по определению, не имеет и не терпит множественного числа.

Остановимся немного на атеизме . Его чаще всего отождествляют с безбожием, что не верно. Безбожие – и определение, и состояние отрицательное. Бога нет. А что есть? Непонятно. Остап Бендер, к примеру, отрицал существование Бога на том основании, что «это медицинский факт» великого комбинатора не может заполнить пустоту, образующуюся в результате отрицания Бога.

Чем только эту пустоту не пытались заполнить: и идеологией, и политикой, и борьбой с религией, и преданностью партии, и самой передовой наукой и т.д. Но пустота, как Молох, ненасытна, требует все новых и новых жертв. Безбожие к тому же: у последней черты многие ему изменяет, вспоминая о религии.

Атеизм же есть культура бытия без Бога . На место Бога тут сознательно ставят Историю, Необходимость, Закон. Но поскольку делается это человеком, для человека и во имя человека, то можно сказать, что в атеизме Бог заменяется Человеком . Человеком с большой буквы – образом, идеалом человечности, гуманизма, реального, земного счастья людей. Атеизм в действительности является антропотеизмом.

Культурой атеизма может овладеть далеко не каждый. Тут требуется определенное, мужество, сила воли, разума, готовность и способность делать выбор в пользу добра без всякой надежды на вознаграждение или воздаяние. С религией проще, главное, легче. Есть внешняя инстанция, к которой можно всегда апеллировать, есть истина как критерий всех человеческих, относительных истин, есть утешение «бытия после смерти». Можно, скажем, согрешив, сходить на исповедь, искренне раскаяться и, получив прощение, снова стать безгрешным и вновь… грешить. А были времена, когда отпущение грехов в прямом смысле (индульгенция), да и сейчас еще, дав деньги на постройку храма, можно рассчитывать на снисхождение Всевышнего.

Ничего подобного в атеизме нет. Все грехи остаются с человеком, никто и ничто его от них не освободит. Тяжело, несомненно, но такова уж эта культура. Приходится рассчитывать только на самого себя. И не позволять себе «грешить». Ибо некому облегчить ношу ваших грехов, снять с плеч груз ответственности за помысленное и содеянное, нельзя ловчить с собственным разумом. Атеистическая культура бытия, по существу, не набрала еще нужный размах. Но гуманистически преобразовательный потенциал у нее огромный.

Религия является в обществе активным агентом социализации молодежи, но молодежь относится к ней неоднозначно. Многие социальные исследования посвящены этой проблеме, но недостаточно исследовано отношение выпускников школ к религии. В нашей исследовательской работе мы попытались раскрыть данную проблему.

Социологический анализ отношения выпускников к религии .

Проверяя нашу гипотезу о том, что выпускники считают, религия – это совокупность духовных представлений, она помогает преодолевать трудности и определяет статус человека, мы получили следующие результаты. 83% старшеклассников (это приблизительно 5/6 от числа опрошенных) понимают слово «религия» как совокупность духовных представлений. И только 8% выпускников (1/6 от числа опрошенных) считают, что религия – это вера в сверхъестественное. Вариант «религия – это определенные юридические законы и нормы» старшеклассники исключили совсем. Это говорит о том, что старшеклассники понимают религию в первую очередь, как духовное явление и не связывают ее с какими-либо юридическими законами. (Диаграмма 1).

Рассматривая функции религии, мы провели ранжирование ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает религия?» с шагом в 10%, начиная с наивысшего (таблица 1). Как и предполагалось, большинство опрошенных, что составляет 75% от общего числа респондентов, считают, что религия помогает преодолевать трудности, и столько же старшеклассников (75%) выделили основной функцией религии – оказание психологической поддержки. Эти две функции стоят на I месте. Следующая функция (религия обосновывает мораль) занимает II место. Религия разжигает рознь между людьми - на III месте, а оказание эмоциональной помощи - на IV . На V месте такие варианты ответа, как религия помогает познать мир и провоцирует насилие. VI место занимает функция укрепления связи между народами. Последнее VII место занимают такие функции, как влияние на положение человека в обществе и возможность общения. Все это говорит о том, что старшеклассники понимают, что религия обосновывает мораль, но при этом забывают о том, что религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории, что религия помогает нам справиться с неопределенностью мира. А на такой факт, что религия может не только объединять людей, но и разжигать конфликты, обратили внимание только несколько человек.

Также мы проанализировали ответы на вопрос «Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?». 34% респондентов ответили, что чем беднее человек, тем сильнее вера, 58% опрошенных считают, что материальное положение человека не влияет на его веру и 8% - не знают (диаграмма 2). На вопрос «Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?» только 8% от общего числа опрошенных ответили, что чем ниже положение, тем сильнее вера, 9% старшеклассников не знают, какое влияние оказывает на веру положение человека в обществе. И большая часть выпускников,83%, считают, что положение в обществе человека никак не влияет на его веру (диаграмма 3). Из вышесказанного следует, что старшеклассники не видят особой связи между религией и социальным положением человека и не придают значения статусной функции религии.

Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась частично. Старшеклассники действительно считают, что религия – это совокупность духовных представлений, что она помогает преодолевать трудности. Но, по мнению выпускников, религия не определяет ни материальный, ни социальный статус человека в современном обществе.

Проверяя нашу гипотезу о том, что девушки более религиозны, чем юноши, мы получили следующие результаты. Верят в Бога 75% из опрошенных девушек, 38% из опрошенных юношей и 50% из всех опрошенных, но девушки более определенно об этом говорят, их вера носит более выраженный характер. (Диаграмма 4.1).

Молитвы знают выборочно 75% из опрошенных девушек, 25% из опрошенных юношей и 42% из всех опрошенных. Оставшееся количество девушек и юношей не знают молитвы совсем. Все молитвы не знает никто. (Диаграмма 5.1).

Рассматривая частоту посещения церкви, мы получили следующие результаты. Каждую неделю из юношей посещают церковь 12% и 8% из всех учеников. 1-2 раза в месяц церковь посещают только 25% девушек, 13% юношей и 17% всех опрошенных. 1-2 раза в год посещают церковь 75% девушек, 25% юношей и 42% из всех опрошенных. И не посещают церковь совсем 50% из опрошенных юношей и 33% всех опрошенных. Мы предполагаем, что юноши относятся к такому социальному институту, как церковь, менее серьезно, чем девушки. (Диаграмма 6.1).

Рассматривая функции религии, мы провели ранжирование ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает религия?» Как видно из таблицы (таблица 1), девушки более категоричны в своих ответах. На I место девушки поставили функцию оказания психологической помощи, на II место - помощь в преодолении трудностей. Затем идёт III место: религия оказывает эмоциональную помощь.Все остальные функции (религия помогает познать мир, обосновывает мораль, укрепляет связь между народами, провоцирует насилие,влияет на положение человека в обществе и даёт возможность общаться) на IV месте. У юношей представление о функциях религии более широкое. На I место они ставят помощь в преодолении трудностей. Религия оказывает психологическую поддержку – II место. На III месте – религия обосновывает мораль. На IV месте – религия разжигает рознь между людьми. Религия помогает познать мир, оказывает эмоциональную помощь, провоцирует насилие - V место. На VI месте - религия укрепляет связь между народами, а такие функции как влияние на положение человека в обществе и возможность общаться оказались на VII месте.Таким образом, наша третья гипотеза подтвердилась. Религиозность старшеклассников зависит от их пола.

Проверяя нашу гипотезу о том, что выпускники не считают необходимым взаимодействие церкви, государства, семьи и школы, мы оценивали долю положительных ответов. 58% от числа опрошенных считает, что государство должно поддерживать церковь, и 42% от числа опрошенных считает, что церковь должна поддерживать государство.

Рассмотрев взаимоотношения церкви и школы, можно увидеть следующие результаты: большинство выпускников считает, что школа никак не должна поддерживать церковь и церковь не должна поддерживать школу, т.е. старшеклассники не рассматривают школу и церковь как связанные социальные институты.

Что касается взаимоотношений семьи и церкви, то, на основе проведенных исследований, мы получили следующие результаты. 33% от числа опрошенных считает, что семья должна поддерживать церковь и такое же количество опрошенных считает, что церковь должна поддерживать семью.

Таким образом, наша третья гипотеза подтвердилась частично. Ученики считают необходимым взаимодействие церкви и государства, но не видят необходимости во взаимоотношениях церкви и семьи, церкви и школы.

Развитие молодежи происходит путем влияния на нее различных социальных институтов (семья, школа, церковь, государство). Но это влияние будет плодотворным только тогда, когда сами социальные институты будут связаны между собой. По результатам нашего исследования, мы можем предположить, что процесс социализации молодежи в современном обществе затруднен по причине ослабления этих связей.

Заключение

По данным американского института Гэллапа, в 2000 году верили в Бога и «высшее существо» 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9 - России. Эти данные свидетельствуют о широком распространении религии.

Люди разнятся между собой по многим причинам, одной из них является религия. Духовные различия часто приводят к существенным политическим и культурным последствиям. Что уж говорить о таких масштабах, когда и в одной семье бывают конфликты из-за разной веры. Большинство людей относятся с боязнью, призрением и даже ненавистью к представителям другой религии. Они не хотят и не желают друг друга понимать. Но в этом их нельзя обвинять, потому что на протяжении многих веков им никто не прививал уважение к представителям разных конфессий, а в некоторых случаях воинственно настраивали для достижения своих корыстных целей. И лишь в последнее время, в частности и в России, восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось число тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей. Все это направленно на социализацию молодежи.

В ходе нашего исследования, мы выработали следующие рекомендации:

1. необходима просветительская работа со старшеклассниками с целью повышения религиозной грамотности;

2. необходимо более тесное взаимоотношение семьи, школы, церкви и государства в воспитании молодого поколения

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий (по крайней мере, это делают многие религиозные общины). В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Но здесь дело, видимо, не столько в религиозных положениях, сколько в том, как они понятны людям, в частности подрастающему поколению. И, по результатам нашего исследования, молодежь недостаточно грамотна в отношении религии. Мне кажется, что этот вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных. И в своих дальнейших исследованиях я бы хотела продолжить работу над этой проблемой.

Список используемой литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Человек и общество. Обществознание. Часть 2. – М.: «Просвещение», 2004 .
  2. Гордиенко Н.С. Основы религеоведения. СПб, 1997.
  3. Гордиенко Н.С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. СПб. 2000.
  4. Гречко П.К. Общество: основные сферы бытия. – М.: «Уникум-центр», 1998.
  5. История (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). – М., 1993 – №13.
  6. История (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). – М., 1994 – №35.
  7. Я познаю мир: культура: Энциклопедия /Сост. Чудакова Н.В./ М.: «АСТ», 1998.
  8. Сайт http://www.referat.ru .

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемый ученик!

В настоящее время социологи интенсивно исследуют социальные проблемы религии. Просим Вас принять участие в одном из таких исследований, целью которого является изучение отношения учащихся к религии, и ответить на вопросы данной анкеты.

Анкета анонимная, т.е. Вашу фамилию указывать не нужно. Мы гарантируем, что полученные ответы будут опубликованы только в статистически обобщенном виде.

Заполняется анкета просто: в большинстве случаев нужно обвести кружком букву ответа, который Вам больше всего подходит.

  1. Укажите Ваш пол? 1. мужской 2. женский
  1. Какова Ваша национальность? (Напишите) ________________________
  1. Как вы понимаете слово «религия»?

5. другое (что? Укажите) ____________________________________

  1. Что, на Ваш, взгляд дает религия? (Укажите 2-3 варианта)

1. помогает познать мир

3. обосновывает мораль

7. провоцирует насилие

9. дает возможность общаться

11. другое (что? Укажите) ____________________________________

  1. Верите ли Вы в Бога?

1. да

2. скорее да, чем нет

3. скорее нет, чем да

4. нет

  1. Есть ли в Вашей семье верующие люди?

1. да

2. нет

3. не знаю

  1. Какие религиозные праздники отмечает Ваша семья? (Напишите) _____________________________________________________________
  1. Знаете ли Вы молитвы?

1. да, все

2. выборочно

3. нет, не знаю

  1. Как часто Вы посещаете церковь?

1. каждую неделю

2. 1-2 раза в месяц

3. 1-2 раза в год

4. не посещаю совсем

  1. Считаете ли Вы врагом приверженца другой религии?

1. да, всегда

2. да, если он агрессивно настроен ко мне

3. нет, никогда

4. затрудняюсь ответить

  1. Нужны ли в школе, на Ваш взгляд, уроки богословия?

1. да, для всех

2. только для желающих

3. совсем не нужны

  1. Есть ли в Вашей школе уроки богословия?

1. да

2. нет

3. не знаю

Нужна ли, на Ваш взгляд, в современном обществе поддержка: (отметьте один вариант в каждой строке)

да

частично

нет

13. церкви государством?

14. государства церковью?

15. церкви школой?

16. школы церковью?

17. церкви семьей?

18. семьи церковью?

19.Как Вы чувствуете себя в своей вере?

1. я ей горжусь

2. мне в ней удобно

3. я ее стесняюсь

4. другое (что? Укажите) ____________________________________

20.Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?

3. не влияет

4. не знаю

21.Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?

3. никак

4. не знаю

22. Как Вы представляете верующего человека? (Напишите) ___________

____________________________________________________________

Вы закончили заполнять анкету, благодарим за помощь!

Приложение 2

Диаграмма 1

Распределение ответов на вопрос «Как Вы понимаете слово «религия»?»

1. это вера в сверхъестественное

2. это определенные юридические законы и нормы

3. это совокупность духовных представлений

4. со всем перечисленным выше согласен (а)

5. другое (что? Укажите) – вера в Бога

Диаграмма 2

Распределение ответов на вопрос «Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?»

1. чем богаче, тем сильнее вера

2. чем беднее, тем сильнее вера

3. не влияет

4. не знаю

Диаграмма 3

Распределение ответов на вопрос «Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?»

1. чем выше положение, тем сильнее вера

2. чем ниже положение, тем сильнее вера

3. никак

4. не знаю

Диаграмма 4.1

Распределение ответов на вопрос «Верите ли Вы в Бога?»

1. да

2. скорее да, чем нет

3. скорее нет, чем да

4. нет

Диаграмма 5.1

Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы молитвы?»

Девушки

Юноши

Все

1. да, все

2. выборочно

3. нет, не знаю

Диаграмма 6.1

Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы посещаете церковь?»

Девушки

Юноши

Все

1. каждую неделю

2. 1-2 раза в месяц

3. 1-2 раза в год

4. не посещаю совсем

Диаграмма 7

Доля положительных ответов, отрицательных ответов и ответов «частично» на вопрос «Нужна ли, на Ваш взгляд, в современном обществе поддержка…

  1. …церкви государством?»
  1. …государства церковью?»
  1. …церкви школой?»
  1. …школы церковью?»
  1. …церкви семьей?»
  1. …семьи церковью?»

Приложение 3

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает религия?», ранги с шагом в 10%, начиная с наивысшего.

Вариант ответа

общий

девушки

юноши

1. помогает познать мир

2. помогает преодолевать трудности

3. обосновывает мораль

4. укрепляет связь между народами

5. оказывает психологическую поддержку

6. оказывает эмоциональную помощь

7. провоцирует насилие

8. влияет на положение человека в обществе

9. дает возможность общаться

10. разжигает рознь между людьми

11. другое (что? Укажите)

Колледж метростоя

Экзаменационная работа по обществознанию

Тема:

“Религия в современном обществе”

Выполнил:

Лалич Владимир Дейанович

Группа №25

Санкт-Петербург 2015

Введение………………………………………………………………………1

Что такое религия?.……………………………………………………..2

Разнообразие религии на земле…………………………………3

Мировые религии на земле………………………………………..4

Роль религии в современном мире……………………………8

Вывод………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………….11

Введение

Одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории вы узнали, что религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства.

На определённой стадии развития религии возникает церковь, в лоне которой складывается духовная иерархия, появляются священники. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания, разрабатывает единые нормы их поведения.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к над человеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами,

Почему я выбрал эту тему?

Я выбрал эту тему, потому что я посчитал ее наиболее интересной для изучения. Я часто задавалась вопросом, как и в какой сфере жизни религия влияет на современного человека.

Что такое религия?

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание.

Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа добра и зла, истина и др.

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога, в которых применяются соответствующие научные и иные критерии: наличие подтверждающих факторов и возможности экспериментальной проверки основных положений теории. Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстают в следующем виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъестественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений.

Разнообразие религии на земле

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших) С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия) здесь и национальные религии - конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т.д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашли себе сторонников среди народов, говорящих на разных языках, - буддизм, христианство, ислам именно мировые религии влияют на развитие современных цивилизаций.

Понятие Монотеизм относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии Монотеизм появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных племён соединялись в один «пантеон», в котором первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В некоторых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога.

Политеизм на протяжении долгого времени и по настоящий момент, происхождение и его связь с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов, религиоведов, теологов и историков религии. В основе дискуссии лежит признание или отрицание первичности политеизма по отношению к монотеизму.

Так в христианской традиции политеизм считается вторичным по отношению к естественному монотеизму. В этом контексте, политеизм рассматривается как деградация и забвение единого Бога, как одно из проявлений грехопадения и общего духовно-нравственного упадка человечества, и такое состояние должно быть человечеством преодолено.

Мировые религии на земле

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

В настоящий момент этим термином в религиоведении обозначаются три религии (приведены в порядке хронологии возникновения):

1) Буддизм,

2) Христианство,

3) Ислам.

  1. Буддизм

Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь

  1. Христианство

Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

1) Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.

2) Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.

3) Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.

4) Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.

5) Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

  1. Ислам

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и животных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Роль религии в современном мире

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

Более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

Увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

Возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

Быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

Попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

Протест против возрастания влияния религии на общественную жизнь

Появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами.

Например, на данный момент Россия, в которой законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения был достаточно высок. Согласно данным опросов, если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году - примерно 50% граждан, то в 2012 религиозными считали себя более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства - ее исповедуют 41% граждан. На втором месте после православия идет ислам - около 7%, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: распространение различных деструктивных сект, попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе - это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.

Вывод

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения. На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании – в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем.

Список литературы

1) Учебник Обществознание 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень 2008 Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Матвеева А.И.

2) Учебник Обществознание 10 класс/ Боголюбов Л. Н. (5-е изд. - М.: Просвещение, 2009)

3) Политическое и духовное развитие современного общества. 11 класс. Материалы к курсу "Человек и общество. Основы современной цивилизации" : Е. И. Жильцова, Э. Н. Егорова, И. Н. Сухолет: "Просвящение" 1993

4) Религии мира. Под редакцией члена-кор. РАН Я.Н.Щапова Москва: “Просвещение”, 1994

5) http://studentbank.ru/view.php?id=21335

6) http://www.grandars.ru/college/filosofiya/mirovye-religii.html

7) http://nameyouscool.blogspot.ru/2012/02/blog-post_10.html

Отношение к ней на протяжении многих веков менялось, как менялись и религиозные концепции. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не ставилось под сомнение, то роль религии в современном обществе уже не так велика. Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, обсуждений, а зачастую - и осуждений.

Помимо трех мировых религий - буддизма, христианства и ислама - существует немало других течений. Каждое из них является важнейшим источником свода моральных правил и ценностей, в той или иной мере близких определенному народу. Собственно, религиозные нормы - есть не что иное, как отражение сложившихся воззрений того или иного этноса. А потому роль религии в обществе всегда имела догматический характер и помогала человеку бороться с соблазнами и темной стороной своей души.

Значение религии на сегодняшний день не может быть тем же, каким оно было, скажем, в V-VI веках. А все потому, что существованием Бога объясняли происхождение человека, нашей планеты, жизни вообще. Но роль религии в современном мире в этом плане ничтожна, ведь научные доказательства показывают несостоятельность теологических взглядов. Однако даже сегодня велика доля тех, кто предпочитает верить в то, что жизнь дал некий Творец.

Роль религии в современном обществе имеет и политическую основу. Особенно это заметно в восточных странах, где Коран (как раньше, так и сейчас) является основой всех сфер жизни: от духовной и культурной до экономической и политической.

Влияние церкви не обошло стороной и образование. В России уже несколько лет (пока - в качестве эксперимента) предмет «Основы православной культуры» значится в расписании начальных классов. Одни считают, что другие утверждают, является навязыванием ненужных взглядов. Доля же тех, кто относится к этому как к возможности больше узнать о культуре нашей страны, к сожалению, мала. В любом случае, можно говорить о том, как значительна роль религии в современном обществе, в том числе и в сфере образования.

Интересно, что в прежние времена церковь как организация не подвергалась каким-либо сторонним изучениям. Сегодня же многие ученые - главным образом, историки - занимаются исследованиями и анализом значения религии на определенных этапах развития общества. Являясь предметом изучения, она позволяет предугадать, спрогнозировать дальнейший ход развития событий, оценить обстановку в мире. Различные войны и революции, одной из причин которых являлась церковь, являются показателями того, насколько роль религии в современном обществе отличается от роли ее, скажем, в средние века.

Сегодня авторитет Церкви уже не имеет прежней силы. Во всем мире проводятся акции протеста против действий священнослужителей. Все большее распространение получает атеизм: придерживаясь здорового во всех смыслах образа жизни, люди отрицают религию как явление, способное сделать человечество лучше. Однако для многих Церковь в мире, полном войн и ненависти, является единственным духовным убежищем, а потому значительную роль религии в современном обществе отрицать глупо.