Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.
Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.
Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .
*Пол: -- муж жен *Возраст (лет): -- до 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 за 60
*К какой социальной группе Вы себя относите: -- Предприниматель Руководитель предприятия/организации Руководитель подразделения Ведущий специалист, младший управляющий Специалист, менеджер, ИТР Специалист с частной практикой Квалифицированный рабочий Военнослужащий Обслуживающий персонал, неквалифицированный рабочий Студент Школьник Домохозяйка или в отпуске по уходу за ребенком Временно не работающий, самостоятельный поиск работы Безработный, зарегистрированный на бирже труда Пенсионер другое
*Ваше образование:
--
начальное
среднее
среднее/специальное
неполное высшее
высшее
2 высших и более
ученая степень
*Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение своей семьи (лично Вас):
--
денег не хватает даже на самые необходимые продукты
все деньги расходуются на продукты и на покупку необходимых недорогих вещей
деньги есть, но покупка товаров длит-го пользования (телевизор и др.) затруднительно
живем обеспеченно, но некоторые покупки (квартиру, и т.д.) затруднительны
можем себе практически ни в чем не отказывать
не желаю отвечать на данный вопрос
Тема для Ассоциации | Слова-Ассоциации |
1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т : | |
---|---|
2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д : | |
3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б : | |
4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М : | |
5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г : | |
6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А : | |
7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж : | |
8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О : | |
9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К : | |
10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р : | |
11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В : | |
12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н : | |
13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З : | |
14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П : | |
15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л : | |
16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С : |
Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем.
Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно - ассоциативный тест Юнга - непревзойденный помощник в этом деле.
Человеческий мозг устроен таким образом, что при необходимости запомнить что-либо это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим ощущениями в теле и эмоциями.
Что Вы получите благодаря упражнению “16 ассоциаций”
1. Осознание того, что оказывает влияние на Ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если Вы не предпримите никаких попыток поработать над той сферой, из которой было выбрано слово, через 3-6 месяцев Вы получите совершенно другой результат при повторном прохождении теста. Это все работа подсознания - когда мысли и ассоциации излагаются на бумаге, человек в любом случае начинает их анализировать.
2. Трансформационный эффект. Благодаря осознанному восприятию происходите изменение отношения и этому есть разумное научное объяснение. Человек вспоминает не само событие, а последнее воспоминание, связанное с ним. Чем больше новых ассоциаций мы прикладываем к ключевому слову, тем сильнее изменится цепь, которая активируется этим словом.
В зависимости от того, какие эмоции возникают при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, которые будут возникать при следующем вспоминании этого слова. Таким образом, чем ярче эмоция, тем сильнее эффект перезаписи.
3. Вы получаете готовую карту для дальнейшей работы над собой - становится ясно, что можно использовать как ресурс, а что следует поменять. Чем выше осознанность, тем решительней человек настроен на изменения - это поможет достичь максимального результата после прохождения ассоциативного теста Юнга.
Ассоциативный тест Юнга: упражнение “16 ассоциаций”
Чтобы упражнение было результативным, его следует выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве.
- Подумайте, с каким словом Вы хотели бы поработать. К примеру, если Вы считаете, что на данный момент испытываете финансовые трудности - пусть это будет слово “деньги”, а если Вы считаете себе одиноким - напишите слово “любовь”. Нарисуйте на листе бумагу такую табличку:
Исследуемое слово
- Как можно быстрее, не задумываясь, вписывайте в левый столбец все ассоциации, которые у Вас возникают с этим словом - любые словосочетания, крылатые выражения, слова.
- Далее заполняем второй столбец - нужно объединить слова в пары - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, возникающие при объединении слов в пары.
- Чтобы заполнить третий столбец нужно проделать то же самое - объединить по парам 8 полученных слов и вывести ассоциации, так же поступаем и с 4 столбцом.
- В итоге Вы получаете ключевое слово - то, благодаря чему можно распутать клубок проблем и избавиться от негативных установок.
Если в последующие несколько дней Вы не будете выпускать из головы ключевое слово, пытаясь прикладывать его к различным сферам своей жизни, то может появиться о много мыслей, которые помогут Вам лучше разобраться в себе и своем подсознании.
Тест Юнга “16 ассоциаций” поможет найти ключ бессознательного
Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем. Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.
Человеческий мозг устроен таким образом, что при необходимости запомнить что-либо это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим ощущениями в теле и эмоциями.
Что Вы получите благодаря упражнению “16 ассоциаций”?
- Осознание того, что оказывает влияние на Ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если Вы не предпримите никаких попыток поработать над той сферой, из которой было выбрано слово, через 3-6 месяцев Вы получите совершенно другой результат при повторном прохождении теста. Это все работа подсознания – когда мысли и ассоциации излагаются на бумаге, человек в любом случае начинает их анализировать.
- Трансформационный эффект. Благодаря осознанному восприятию происходите изменение отношения и этому есть разумное научное объяснение. Человек вспоминает не само событие, а последнее воспоминание, связанное с ним. Чем больше новых ассоциаций мы прикладываем к ключевому слову, тем сильнее изменится цепь, которая активируется этим словом. В зависимости от того, какие эмоции возникают при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, которые будут возникать при следующем вспоминании этого слова. Таким образом, чем ярче эмоция, тем сильнее эффект перезаписи.
- Вы получаете готовую карту для дальнейшей работы над собой – становится ясно, что можно использовать как ресурс, а что следует поменять. Чем выше осознанность, тем решительней человек настроен на изменения – это поможет достичь максимального результата после прохождения ассоциативного теста Юнга.
Ассоциативный тест Юнга: упражнение “16 ассоциаций”
Чтобы упражнение было результативным, его следует выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве.
- Подумайте, с каким словом Вы хотели бы поработать. К примеру, если Вы считаете, что на данный момент испытываете финансовые трудности – пусть это будет слово “деньги”, а если Вы считаете себе одиноким – напишите слово “любовь”. Нарисуйте на листе бумагу такую табличку:
Исследуемое слово
- Как можно быстрее, не задумываясь, вписывайте в левый столбец все ассоциации, которые у Вас возникают с этим словом – любые словосочетания, крылатые выражения, слова.
- Далее заполняем второй столбец – нужно объединить слова в пары - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, возникающие при объединении слов в пары.
- Чтобы заполнить третий столбец нужно проделать то же самое – объединить по парам 8 полученных слов и вывести ассоциации, так же поступаем и с 4 столбцом.
- В итоге Вы получаете ключевое слово – то, благодаря чему можно распутать клубок проблем и избавиться от негативных установок.
Если в последующие несколько дней Вы не будете выпускать из головы ключевое слово, пытаясь прикладывать его к различным сферам своей жизни, то может появиться о много мыслей, которые помогут Вам лучше разобраться в себе и своем подсознании.
Похожая информация:
- Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна. торой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников
Когда мы работаем с запросом клиента в технике , то наблюдаем удивительную картину: Если удается в самом начале найти и проработать глубинные ассоциации по теме запроса, то зачастую сама тема либо обнуляется либо становится весьма незначительной, с которой клиент может легко справляться. Эффект этот зависит в наибольшей степени от умения терапевта выйти с клиентом на глубинные ассоциативные связи запроса.
Техника «16 ассоциаций» помочь прорваться на этот глубинный уровень, обойдя ментальные ловушки и сопротивление клиента.
«16 ассоциаций» — это упражнение из области психолингвистики, направленное на поиск вашей глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову или понятию.
Наш мозг устроен так, что когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле – то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Причем все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Это и есть ассоциации и цепочки ассоциаций.
С помощью упражнения «16 ассоциаций» можно потянуть за выбранное ключевое слово, как за ниточку, и вытащить на свет основные связанные с ним ассоциации – чтобы найти ту, которая оказывает наибольшее влияние на наше восприятие ключевого слова. Это влияние практически всегда подсознательное – ведь активация множества ассоциаций происходит одновременно и за доли секунды.
Результат техники «16 ассоциаций»
1. Осознание того, что влияет на наше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту.
Даже если вы выполните «16 ассоциаций» и ничего больше не будете предпринимать для работы над той сферой, слово из которой вы выбрали, а через три-шесть месяцев повторите упражнение – то получите уже другой результат и увидите, что ваше отношение к ключевому слову изменилось. Так работает осознание: выгрузив свои мысли и ассоциации на белый лист, мы, люди, просто не можем не начать их анализировать. Во-первых, перенося слова и из головы на бумагу, мы освободили часть мозговых ресурсов, во-вторых, мы видим графически выраженные взаимосвязи, а в-третьих – нам любопытно. Почему именно так? Откуда взялось то и это? Размышляем, вспоминаем, анализируем, делаем выводы – и получаем вторую пользу.
2.Трансформационный эффект. Осознанное восприятие меняет отношение, и этому тоже есть объяснение в механизмах работы памяти: учеными установлено, что вспоминаем мы не само событие, а последнее воспоминание о нем. Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь. От того, какими эмоциями будут окрашены эти ассоциации, будет зависеть, насколько сильно изменится общий эмоциональный окрас цепи – и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова. А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.
3.Мы получаем готовую карту для дальнейшей работы и прояснение запроса. Становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.
Итак, осознанность, трансформационный эффект и вопрос «И что теперь, когда?..».
Чем выше осознанность, чем честнее с собой человек и чем искреннее он настроен на работу над собой – тем сильнее будут изменения в результате выполнения техники.
Выбираем слово, с которым будем работать. При запросе на беременность при бесплодии-это слово Ребенок или Беременность
Подумайте о Беременности…Беременности вообще вообще… Беременности,как понятии… вашей личной Беременности… Теперь напишите в столбик 16 ваших ассоциаций к слову Беременность. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения… Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения.
Объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее.
Для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова.
Когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку.
И снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово?.. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат.
Продолжаем, пока не останется одно слово.
Обратите внимание, что при нахождении последнего слова – глубинной ассоциации – всегда присутствует реакция в теле.
Обратите внимание на позитивные и негативные слова — каких больше? В каком столбце?
Глубинная ассоциация-это не само понятие, это якорь, который дергает ассоциативная цепь. И только вам решать, использовать ее для усиления вашего потенциала или переписать.
«Ключи» к технике «16 ассоциаций» — что скрывается в каждом столбце:
Первая колонка слов показывает стереотипы пишущего, поверхностные и вполне осознаваемые ассоциации. То, что нам вложили в головы в детстве, и то, что мы сами впитали из окружающей среды, телевизора/интернета и социума…
Вторая колонка – уровень мыслей, того, о чем мы думаем в связи ключевым словом.
Третья – образы наших эмоций в отношении ключевого слова.
Последняя- последние два слова перед ключевым помогают выявить корень проблемы, самые значимые вопросы и внутренние стратегии выбора.
Важно в ходе упражнения сосредоточиться не на общепринятых ассоциациях, а на своих личных, звучащих внутри вас.Если возникает ступор,еще и еще раз проговорите внутри себя пару слов и прислушайтесь- что их обьединяет или чем они для вас не являются оба.Правильно найденная ассоциация дает явную телесную реакцию, особенно это касается последней, глубинной.
Вторая подсказка– следите за ощущениями в теле. Если найденная ассоциация ваша – вы это почувствуете в буквальном смысле, телом. Особенно сильной будет телесная реакция при нахождении последнего слова, той самой глубинной ассоциации.
Реакция достаточно сильная, и тот, кто выполнял упражнение, никогда не сможет от себя скрыть – комфортно ему с такой глубинной ассоциацией или нет, негативная она или позитивная.
Если одно и то же слово приходит к вам на разных уровнях снова и снова (а повторять уже использованные слова в упражнении нельзя) – то это подсказка от вашего подсознания. Скорее всего, запускаемая именно этим словом цепь влияет на ваше восприятие первого.
Очень полезно предложить клиенту сделать это же упражнение, проведя его в состояние Внутреннего ребенка.
Сравните результаты.
Может всплыть глубокий внутренний конфликт и появится активный запрос на терапевтическую сессию.
Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от действий - и совершенно непонятно, что?
Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать.
Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать - то эта статья для вас.
Технику, которую хочу вам предложить, я активно исследовала на протяжении двух с половиной лет с привлечением более двухсот участников. Так что за качество отвечаю:)
Почему мы вдруг впадаем в ступор?
Часто причина в скрытых ассоциациях и внутреннем эмоциональном заряде.
Моё спонтанное, начавшееся как эксперимент и внутренняя игра, исследование привело к знакомству с современной нейробиологией и когнитивной лингвистикой.
Вот что они говорят об устройстве нашего мышления.
Наш мозг устроен так, что, когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле - то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Так работают ассоциации и цепочки ассоциаций.
Добавьте к этому знание о том, что лучше всего мы запоминаем то, что окрашено эмоционально. Позитивная это окраска или негативная - для мозга не так важно, главное — наличие самой эмоции.
Чтобы выявить причины внутреннего ступора и самостоятельно его преодолеть, предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.
Упражнение «16 ассоциаций» помогает сделать это быстро, мягко и хитро́. Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас от неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение основано на методе свободных ассоциаций Юнга и дополнено здесь теми фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.
Каких результатов ждать?
В узком смысле это упражнение направлено на поиск глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову, понятию или образу. Если брать более широко - это способ переписать «ментальный код», перепрограммировать собственное мышление.
Инсайт (от англ. insight - озарение, прозрение) — состояние, в котором человеку внезапно приходит решение насущной задачи или новое видение ситуации.
- С помощью «16 ассоциаций» можно:
- построить карту своих ассоциативных связей
- отловить деструктивные ассоциации, словно компьютерные вирусы
- увидеть корень проблемы
- усилить осознанность
- получить инсайт
Техника выполнения
Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в тишине.
Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от 1 до 16 - это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.
Первый этап
Создайте запрос. Что меня сейчас волнует больше всего? Сформулируйте одним словом или коротким словосочетанием проблему или задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Например, вы никак не можете сесть за написание диплома - возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив - возьмите слово «работа».
Чтобы сделать результат более глубоким - выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота. Поверьте, это работает.
Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу.
Второй этап
Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии, как о том: 1) что имеет отношение лично к вам и 2) как об отвлечённом понятии. А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим - раз оно пришло, значит, это ваша ассоциация.
Третий этап
Соедините слова попарно, как на фотографии (фрагмент рабочего листа): первое со вторым, третье с четвёртым и так далее.
Именно сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое - это честность. Чем честнее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате.
Второе правило - слова не должны повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.
Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову
(тому, которое обозначает ваш запрос).
Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию – слово, которое объединяет эти два лично для вас. Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе и к своему телу. Найденное слово вам откликается? Это именно оно - или можно сформулировать точнее?
Используйте существительные, глаголы и наречия.
Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится?
Визуализируйте - представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?
Прислушивайтесь к ощущениям в теле - выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги. Если вы плохо визуализируете, то можно искать объединяющую ассоциацию через ощущения: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь - какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом.
Проверка на честность.
Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное - именно для вас?
Четвёртый этап
У вас получилось восемь слов. Объедините уже их попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется - запишите его внизу и ищите другую ассоциацию). Ищите именно ваши слова.
Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.
Теперь объедините получившиеся два слова в одно.
Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.
Как работать с результатами.
Первое и главное — разделять «мух» и «котлеты». Помните, что все эти слова - всего лишь ассоциации. (Депрессия не имеет ничего общего с учёбой.)
Второе
— посмотреть на финальное слово и задать себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учёба ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?
Финальное слово может быть и позитивным, тогда оно может стать ресурсом — той ассоциацией и тем образом, который придаёт вам сил и желания действовать.
Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это даёт трансформационный эффект.
Третье — определить негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце.
Что обозначает каждый из столбцов?
Первый
(16 слов) - это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.
Второй
(8 слов) - это ментальный уровень: подсознательные мысли.
Третий
(4 слова) - уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырёх слов.
Четвёртый
уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю «треугольником решения».
Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.
Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?
Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в решении вашего запроса?
Четвёртое
— перепишите «деструктивный код»
Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно - мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».
Можно просто повычёркивать негативные слова и заменить их на позитивные.
Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.
Ещё более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие ассоциации, вы войдёте в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).
Пятое — посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас - признание достижений, а достижения - приносят доход… Но как ещё можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, на своём мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы поработали на тему, какими эти разные способы могут быть. Этот способ помогает расширить сознание и убрать рамки.
Шестое
— зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных ассоциаций добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.
Действуйте!
Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нём дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.
Что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?
Когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса).
Проделайте упражнение ещё раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.
И напоследок:
Современные учёные утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем - тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление - и тренируем мозг!
Все участники моего исследования, которые стали самостоятельно и регулярно пользоваться техникой «16 ассоциаций», отмечают существенные изменения к лучшему в каждой из прорабатываемых сфер. Обычно, когда мы задаём вопросы сами себе, бывает сложно обойти внутренние психологические защиты. А с помощью «16 ассоциаций» это можно сделать мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.
Лично для меня «16 ассоциаций» стали надёжным инструментом саморазвития и самоисследования.
Меняйте своё мышление, получайте инсайты и действуйте!