"Будущее светло и прекрасно." Черты социальной утопии в романе Н. Чернышевского "Что делать?". Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать? Роман утопия что делать

Н. Г. Чернышевский в своем романе «Что делать?» необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим «новый подход к проблеме», «новых людей» Чернышевского, создающих «новую» атмосферу. Автор думает, что «новые люди» видят личную «выгоду» в стремлении приносить пользу другим, их мораль - отрицать и разрушать официальную мораль. Их мораль высвобождает творческие возможности человеколюбивой персоны. «Новые люди» не так болезненно решают конфликты семейного и любовного характера. В теории рационального эгоизма есть несомненная привлекательность и рациональное ядро. «Новые люди» считают труд неотъемлемым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум находится в абсолютной гармонии со своими чувствами, потому что ни чувства, ни ум их не извращены хронической враждебностью людей.

Можно проследить ход внутреннего развития Веры Павловны: сначала дома она обретает внутреннюю свободу, затем появляется необходимость общественного служения, а потом полнота личной жизни, необходимость трудиться независимо от личной воли и общественного произвола.

Н. Г. Чернышевский создает не индивидуум, а тип. Для человека «не нового» все «новые» люди на одно лицо, возникает проблема особенного человека. Такой человек - Рахметов, который отличается от других, в особенности тем, что он - революционер, единственный индивидуализированный персонаж. Читателю выдаются его черты в виде вопросов: почему он поступил так? Зачем? Эти вопросы и создают индивидуальный тип. Он - «новый» человек в его становлении. Все новые люди - как с Луны свалились, и единственный, кто связан с этой эпохой, - Рахметов. Отречение от себя из «расчета выгод»! Здесь Чернышевский выступает не как утопист. И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них, Революция - условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы - невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: «Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают». Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе «вообще», очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами «старшей сестры», обращающейся к Вере Павловне со словами: «Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести».

И вправду, трудно говорить об этом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищные недостатки. Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительным языком. Главные персонажи ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать (переживать, мыслить) все, что ему угодно. В этом признак незрелости Чернышевского как писателя. Подлинный создатель всегда творит сверх себя, порождения его творческой фантазии обладают свободной волей, над которой не властен даже он, их творец, и не автор навязывает своим героям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают ему тот или иной свой поступок, мысль, поворот сюжета. Но для этого необходимо, чтобы их характеры были конкретными, обладали законченностью и убедительностью, а в романе Чернышевского вместо живых людей перед нами голые абстракции, которым наспех придали человеческое обличье.

Нежизненный советский социализм происходил из французского утопического социализма, представителями которого были Клод Анри де Сен-Симон и многие другие. Их целью было создать благополучие для всех людей, причем реформу провести так, чтобы кровь не была пролита. Они отказывались от идеи равенства и братства и считали, что общество должно строиться по принципу взаимопризнательности, утверждая необходимость иерархии. Но кто же будет разделять людей по принципу более и менее одаренных? Так почему же благодарность - это самое лучшее, что есть в мире? Потому что те, кто снизу, должны быть благодарны другим за то, что они внизу. Решалась проблема полноценной личной жизни. Буржуазный брак (заключенный в церкви) они считали - торговлей женщиной, так как дама не может за себя постоять и обеспечить себя благополучием и поэтому вынуждена продаваться; в идеальном же обществе она будет свободна. На мой взгляд, самым главным в обществе должна быть благодарность.

10 класс

Тема. «Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе.

Цель :

    проследить по тексту превращение Рахметова в «особенного человека»; выяснить, что общего между Рахметовым и «новыми людьми», чем он от них отличается; рассмотреть, как показано будущее в романе;

    развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;

    прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося на тему: «Особенный человек – Рахметов. Значение образа в романе».

Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», «ригорист», человек «другой породы» (то есть профессиональный революционер, вождь). Автор пишет: «Я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)».

Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.

Умный, одаренный, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе. Огромно его желание освободить от угнетения народ. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало… Это цвет лучших людей , это двигатели двигателей, это соль соли земли», – пишет с восхищением Н. Чернышевский.

3. Беседа по вопросам.

- «Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»

«Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»

С какой целью введена в роман фигура Рахметова?

«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои, …это не так…» - пишет Чернышевский. «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…»

Какие обстоятельства жизни Рахметова способствуют превращению его в «особенного человека»?

Как показана сложность душевной жизни Рахметова?

Что общего у Рахметова с «новыми людьми», чем он отличается от них?

Используя текст, раскройте каждое из этих положений:

    «Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;

    «ригорист»;

    Никитушка Ломов;

    «вздумал приобресть физическое богатство»;

    «стал искать знакомства с особенно умными студентами»;

    чтение книг;

    «стал вести самый суровый образ жизни»;

    «стал кормить себя»;

    «гнусная слабость»;

    «успевал делать страшно много»;

    «перемена занятия есть отдых»;

    «я должен дорожить временем»;

    манера знакомиться с людьми;

    «моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;

    «дела, не касавшиеся лично до него»;

    стипендиаты Рахметова;

  • «я не должен любить»;

    «кипучая натура»;

    «особенный человек».

4. Выводы о Рахметове.

«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли».

« Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!»

5. Анализ четвёртого сна Веры Павловны.

В чем смысл жизни Веры Павловны?

Как показано будущее в романе?

«Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести».

6. Черты социальной утопии в романе.

Роман написан в жанре философской утопии. В основе этики личных взаимоотношений героев романа лежит стремление творить добро, создавать условия для созидания доброго начала - Чернышевский ведет своих героев по пути самосовершенствования. Сам автор считал утверждаемые им непреложные нравственные ценности принадлежащими не всему человечеству, а только "новым людям" (именно ими эти ценности привносятся в общественную и личную жизнь).

Характерными чертами «нового» поколения (имевшего к 1855 году, году перелома, от 20-ти до 30-ти лет) является резкая оппозиция предыдущему поколению, борьба с его "романтизмом", с любовью к отвлеченному мышлению, с культом искусства. Новое поколение защищает "реализм", ищет опоры в точном знании, - отсюда преклонение (часто принимавшее формы религиозного благоговения) перед "точными" науками, то есть перед естествознанием. Культ искусства пропадает, на место него выдвигается требование от искусства, чтобы оно указывало пути жизни; этой морализующей тенденции соответствует вообще некое засилие морали, которая сама, впрочем, трактуется преимущественно в терминах утилитаризма".

Одним из главных источников, повлиявших на создание Чернышевским философско- утопического романа, явилась мировая литературная традиция XVI-XIX веков, наиболее яркими представителями которой выступали Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Сирано де Бержерак, Сен-Симон, Фурье и другие, чьи философские и художественные произведения раскрывали перед читателями картины, с их точки зрения, идеального общества, основанного на всеобщем равенстве, благоденствии и справедливости.

Утопия (лат. - нигде), Город Солнца, Новая Атлантида, Гармония, Государство Луны - таковы названия стран, в которых, на первый взгляд, заманчиво просто решаются сложнейшие вопросы человеческого бытия.

Прежде всего, утопистов Западной Европы и Чернышевского объединяет противопоставление мира реального и мира, придуманного ими в качестве идеала общественного устройства. Современная автору действительность либо высмеивается, либо гневно обличается. Именно так изображается "старый мир", в котором густо концентрируются общественные и личностные пороки. Предлагаемая же модель общественных отношений утверждается как модель, при которой достигаются самые благородные цели: всеобщее благосостояние, равенство, коллективизм, новые принципы человеческого развития. Слабым звеном остаются лишь вопросы о способах перехода к новому обществу - они в представлении утопистов весьма туманны. Писатели-утописты испытывали глубокую гражданскую боль за положение дел в обществе, искренне стремились изменить его к лучшему. Одним из главных путей в этом направлении они считали уничтожение частной собственности.

Основное отличие Чернышевского от его предшественников в видении общества будущего заключается в углублении гуманистической позиции, усилении внимания к личности человека не только как члена коллектива, но и личности самоценной, имеющей равные права с другими. Утверждение равноправия людей в обществе - одна из ведущих тем романа. И в жизни "новых людей" и в обществе будущего нет насилия, принуждения, подавления человеком собственных желаний и склонностей. Чернышевский в романе высказывает такие философско-этические и эстетические позиции, которые в условиях господства "старого мира" с его неравноправием и зависимостью людей от сильнейших утверждали иной уровень человеческих взаимоотношений - господство уважения к личности.

В отличие от утопистов Западной Европы, Чернышевский предусматривает длительный переход от современного состояния общества к той идеальной модели, которая ему представлялась. Его путь - путь постепенного приближения, без насилия и администрирования, к обществу, которое характеризуется, прежде всего, красотой человеческих взаимоотношений, соблюдением высоких нравственных норм, постепенным внедрением в повседневную жизнь элементов новой экономики и иных нравственных норм.

Примечательны высказывания о романе "Что делать?" Н.С. Лескова, который, в отличие от большинства рецензентов, не обошел вниманием социалистического характера убеждений романиста. Он говорит об этих убеждениях с несомненным сочувствием, ибо "системы умиряющей, создающей действительную гармонию еще нет в Европе", не говоря уже о России. ""Новые люди" г. Чернышевского, которых, по моему мнению, лучше бы назвать "хорошие люди", не несут ни огня, ни меча. Они несут собою образчик внутренней независимости и настоящей гармонии взаимных отношений. Они могут провалиться? Да, очень могут, но другие обойдут провал, пойдут, узнают, чего должно избегать и чего бояться".

Необходимо понимание гуманистического пафоса писателя-демократа, который имел в определенных исторических условиях большое влияние на умы людей, поддерживал их страстное желание построить светлое будущее, работать на него, приближать его... И не вина Чернышевского в том, что гуманным способом создать общество по такой модели оказалось невозможным из-за несоответствия его человеческой сущности, стремящейся к удовлетворению индивидуального "я". Применение жестокости и насилия для установления "царства всеобщего счастья" привело к трагическим и непоправимым последствиям.

ІII. Подведение итогов урока.

В чем смысл заглавия романа?

Роль снов Веры Павловны в романе.

Хотели бы вы жить в мире, нарисованном в четвертом сне, и почему?

Считаете ли вы, что картина социализма в романе Чернышевского утопична? Если да, то, какие качества утопии вы можете назвать?

Какое отношение у вас вызвали "новые люди"? Их взгляды на труд, семью, счастье? Как понимает Чернышевский счастье, дружбу, любовь?

Каково ваше отношение к "особенному человеку" Рахметову?

IV. Домашнее задание.

Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «Страницы биографии Некрасова»;

- «Годы жизни Н.А.Некрасова в Петербурге»;

- «Некрасов и «Современник».

Чернышевский в своем романе "Что делать?" особый упор делает на разумный эгоизм (расчет выгод). Если благодарность вне людей, то разумный эгоизм лежит в самом "я" человека. Каждый человек втайне или открыто считает себя центром вселенной. Почему же тогда эгоизм разумный? А потому, что в романе "Что делать?" впервые рассматривается "новый подход к проблеме", "новые люди" Чернышевского создают "новую" атмосферу, по Чернышевскому, "новые люди" видят свою "выгоду" в стремлении приносить пользу другим, их мораль - отрицать и разрушать официальную мораль. Их мораль освобождает творческие возможности человеческой личности. "Новые люди" менее болезненно разрешают конфликт семейного, любовного характера. В теории разумного эгоизма есть бесспорная привлекательность и рациональное зерно. "Новые люди" считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум находится в самой полной гармонии с чувством, потому что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой против остальных людей. Можно проследить ход внутреннего развития Веры Павловны: сначала дома она обретает внутреннюю свободу, затем появляется необходимость общественного служения, а потом полнота личной жизни, необходимость трудиться независимо от личной воли и общественного произвола. Н. Г. Чернышевский создает не индивидуум, а тип. Для человека "не нового" все "новые" люди на одно лицо, возникает проблема особенного человека. Такой человек - Рахметов, который отличается от других, в особенности тем, что он - революционер, единственный индивидуализированный персонаж. Читателю выдаются его черты в виде вопросов: почему он поступил так? Зачем? Эти вопросы и создают индивидуальный тип. Он - "новый" человек в его становлении. Все новые люди - как с Луны свалились, и единственный, кто связан с этой эпохой, - Рахметов. Отречение от себя из "расчета выгод"! Здесь Чернышевский выступает не как утопист. И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них Революция - условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы - невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: "Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают". Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе "вообще", очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами "старшей сестры", обращающейся к Вере Павловне со словами: "Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести".

Перед нами политический и социально-утопический роман, проникнутый духом полемики. Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье.

Сны Веры Павловны - указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них Революция - условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы - невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: "Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают". Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит.

Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе "вообще", очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами "старшей сестры", обращающейся к Вере Павловне со словами: "Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести".

В четвертом сне Веры Павловны автор рисует утопическую картину светлого будущего. Величественные контуры социалистического мироустройства, все технические вопросы которого решают машины, трогательны и умиляют читателя и сегодня. Автор уверяет нас, что наступит время и труд станет легким и радостным, пустыни превратятся в плодородные земли, скалы покроются садами, а все люди станут «счастливыми красавцами и красавицами, ведущими вольную жизнь труда и наслаждения». Таков вариант утопии, которую видит в своем сне Вера Павловна.

Роман написан Ч. в 1863 г., когда он находился в Петропавловской крепости за 4 месяца. Это философско-утопич. роман. жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество»

Чернышевский был фанатиком прогресса, считал, что с помощью прогресса человечество построит рай на земле и это очень скоро случится. С точки зрения художественной ценности, стиля роман можно оценить невысоко. Художественные недостатки Чернышевский сам признавал. Их вообще признавали все, кроме Ленина.

Но влияние Чернышевского на современников и на русскую молодежь при этом огромно. Чернышевский получает мировое признание, роман переведен на много языков. Каким образом роман вышел в печать? 2 версии:

1) тюремная цензура понадеялась на внешнюю, а внешняя решила, что тюремная его уже проверила

2) цензор решил, что раз роман написал таким ужасным стилем, то он скомпрометирует сам идеи, которые в нем изложены.

На "Что делать?" откликнулись Достоевский и Толстой - они в своих произведениях ведут полемику с Чернышевским.

В идеях Чернышевского многим виделись вредность и опаснсоть.

Толстой и Достоевский считали, что истина приобретается только в течение жизни, "исканий".У Чернышевского же герой Рахметов прочел книги (читал трое суток кряду) и стал другим человеком, познал истину.

Чернышевский объясняет, «что делать», чтобы построить земной рай и сделать всех людей счастливым. И эти идеи овладевают миллионами.

Чернышевский касается самых разных вопросов.

1) в том числе хозяйства. Хозяйство должно быть в коллективной собственности.

2)Чернышевский излагает новую этику в романе - этику без Бога, на прочном основании разума. При том, что сам Чернышевский происходил из семьи священника.

Суть этики без Бога: в общем ходе жизни возвышенные стремления ничтожны.

3) Превыше всего - стремление к своей пользе, то есть разумный эгоизм. Разумный эгоизм отличает то, что человек не выходит на большую дорогу и не убивает, чтобы обогатиться, а строит завод, создает машины и становится миллионером. Разумный эгоист приносит пользу себе и окружающим.

4) отрицает понятие жертвы. Жертва - это фальшивое понятие, а ведь это - центральное понятие христианства.

5) пытался объяснить нравственность с точки зрения того, что человеку выгодно поступать нравственно.

Все эти попытки потерпели крах. Нужно признать, что не разум управляет нравственностью, а наоборот. Неубедительность теории Чернышевского в ее внутренних противоречиях (пример - сам Чернышевский отрицает жертву, а Рахметов ее приносит). Эту противоречивость видели Достоевский, Толстой, их произведения "Война и Мир" и "Записки из Подполья" - полемика с романом "Что делать?".

Д.И. Писарев. Мыслящий пролетариат:

Всех, кого кормит и греет рутина, роман Ч-го приводит в неописуемую ярость.

Роман глумится над их эстетикой, разрушает их нравственность, показывает узость их целомудрия. На все остальные русские романы он похож только внешней формой, сюжет его прост и в нём мало действ-х лиц. Роман «Что делать?» создан работой сильного ума. Умел вглядываться в явления жизни, автор умеет обобщать и осмысливать их. Все симпатии автора лежат на стороне будущего. Чернышевский знает не только то, как думают и рассуждают «новые люди», но и то, как они чувствуют.

Создавая образ профессионального революционера, Ч. заглядывает в будущее, во многом опережая свое время.

1) показывает процесс становления революционера, выделяя в жизни Рахметова три стадии:

Теоретич. подготовка,

Практич. приобщение к жизни народа

Переход к проф. революционной деят-ти.

2) на всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя - «потаенный» сюжет романа. Сюжетная функция его - представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все. Автор называет людей типа Р. «солью соли земли».

Такие люди нужны не всегда, а на крутых перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль.

Выстрел на литейном мосту.

Письмо для Веры. В нем говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих»...

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Мать хочет поскорее выдать ее замуж за богатого. К брату приглашен учитель, студент-медик Дмитрий Лопухов. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Делает предложение. В это время ей снится первый сон: она видит себя выпущенной из сырого и темного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идет хорошо. Странные отношения: спят в разных комнатах, входят друг к другу после стука, не показываются неодетыми.

Вскоре она затевает швейную мастерскую. Девушки работают не по найму, а являются совладелицами и получают свою долю от дохода.

Во втором сне видит поле, на котором растут колосья. На этом поле и грязь фантастическая и реальная. Реальная грязь - это забота о самом необходимом - из нее могут вырасти колосья. Фантастическая грязь - забота о лишнем и ненужном; из нее ничего не вырастает.

У Лопуховых часто бывает Александр Кирсанов. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, влюбляется в нее, а она в него.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Лопухов находит выход - выстрел на Литейном мосту.

В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова - Рахметов, «особенный человек» Рахметов однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьет вина, не прикасается к женщинам.

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже веселою.

Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых.

Вскоре ей снится четвертый сон.

Перед ней проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Великая женщина, знакомая ей еще по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников. Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урожденная Полозова Она выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски, потому что якобы до двадцати лет жил в России. При встрече Бьюмон-та с Кирсановым становится понятно, что этот человек - Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.