Кто объединил русь против татаро монгольского ига. Татаро-монгольское иго: завоевательные походы. Монголы занимались объединением русских земель

3 Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX - начало XII в.). Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика - Игоря. Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э. К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными - балты, юго-восточными - хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией. Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII-XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее: - рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен - будущее вече); - варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства; - крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII-IX вв. - вокруг Новгорода и вокруг Киева; - в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению; - варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением; - что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения. В конце IX - начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, Святослав (964-972) - с вятичами. В правление князя Владимира (980-1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой. Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества. Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX - начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964-965 гг. и др.). Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство (см. билет № 3), создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского - новгородское - княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение. Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) и его сыновей. К нему относится древнейшая часть Русской Правды - первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском хозяйстве - вотчине. Ее анализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др. Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды - о положении последних историки не имеют единого мнения). Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции, Германии и др. Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. В конце XI - начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества, правители которых пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с новой - половецкой - угрозой. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные егообласти (подробнее см. билет № 2). Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113-1125). После смерти князя и смерти его сына Мстислава Великого (1125-1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.

4 Монголо-татарское иго кратко

Монголо-татарское иго – период захвата Руси монголо-татарами в 13-15 веках. Монголо-татарское иго длилось в течение 243 лет.

Правда о монголо-татарском иге

Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке , 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался.

Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться.

Основные даты захвата Руси татаро-монголами

    1223 год. Татаро-монголы подошли к границе Руси;

    Зима 1237 год. Начало целенаправленного вторжения на Русь;

    1237 год. Захвачены Рязань и Коломна. Пало Рязанское княжество;

    Осень 1239 года. Захвачен Чернигов. Пало Черниговское княжество;

    1240 год. Захвачен Киев. Пало Киевское княжество;

    1241 год. Пало Галицко-Волынское княжество;

    1480 год. Свержение монголо-татарского ига.

Причины падения Руси под натиском монголо-татар

    отсутствие единой организации в строю русских воинов;

    численный перевес противника;

    слабость командования русской армии;

    плохо организованная взаимопомощь со стороны разрозненных князей;

    недооценка сил и численности противника.

Особенности монголо-татарского иго на Руси

На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Фактическим центром политической жизни стал Владимир, именно оттуда татаро-монгольский хан осуществлял своё управление.

Сущность управления татаро-монгольского ига заключалась в том, что Хан вручал ярлык на княжение по своему собственному усмотрению и полностью контролировал все территории страны. Это усиливало вражду между князьями.

Феодальная раздробленность территорий всячески поощрялась, так как это снижало вероятность централизованного бунта.

С населения регулярно взималась дань, «ордынский выход». Сбором денег занимались специальные чиновники – баскаки, которые проявляли чрезвычайную жестокость и не чурались похищениями и убийствами.

Последствия монголо-татарского завоевания

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными.

    Многие города и села были разрушены, люди убиты;

    Сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок;

    Значительно усилилась феодальная раздробленность;

    Значительно сократилась численность населения;

    Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

Конец монголо-татарского иго

Полное освобождение от монголо-татарского ига произошло лишь в 1480 году, когда великий князь Иван III отказался выплачивать орде деньги и заявил о независимости Руси.

Татаро-Монгольское Иго – это понятие, которое поистине является самым грандиозным фальсифицированием нашего с вами прошлого и к тому же, это понятие настолько невежественное по отношению ко всему Славяно-Арийскому народу в целом, что разобравшись во всех аспектах и нюансах этого БРЕДА, хочется сказать ХВАТИТ! Хватит уже кормить нас этими глупыми и бредовыми историями, которые как в унисон повествуют нам о том, какими же дикими и необразованными были наши предки.

Итак, начнем по порядку. Для начала давайте освежим в памяти, что нам повествует официальная история о Татаро-Монгольском иге и тех временах. Примерно в начале XIII века от Р.Х. в монгольских степях нарисовался один весьма незаурядный персонаж по прозвищу Чингис Хан, который взбаламутил почти всех диких монгольских кочевником и создал из них самую сильную армию того времени. После чего и отправились, значит они покорять Весь Мир, круша и громя все на своем пути. Для начала они завоевали и покорили весь Китай, а после набравшись сил и смелости двинулись на запад. Пройдя около 5000 километров, монголы разгромили государство Хорезм, затем Грузию в 1223 г. вышли к южным границам Руси, где и разбили войско русских князей в сражении на реке Калке. А уже в 1237 году собравшись с духом, они обрушились просто лавиной коней, стрел и копий на беззащитные города и деревни диких славян, сжигая и покоряя их один за одним, все больше и больше угнетая и без того отсталых Русичей, да к тому же, даже не встречая на своем пути серьезного сопротивления. После чего, в 1241 году они уже вторгаются в Польшу и Чехию – поистине Великая армия. Но побоявшись оставлять в своем тылу разоренную Русь, вся их многочисленная орда поворачивает назад и облагает данью все захваченные территории. Вот именно с этого момента и начинается Татаро-Монгольское иго и пик величия Золотой Орды.

Спустя некоторое время, Русь окрепла (что интересно, под гнетом Золотой Орды) и стала дерзить татаро-монгольским представителям, некоторые княжества даже перестали платить дань. Такого Хан Мамай простить им не мог и 1380 году пошел войной на Русь, где и был разбит войском Дмитрия Донского. После чего, столетием спустя ордынский Хан Ахмат, решил взять реванш, но после так называемого "Стоянии на Угре" Хан Ахмат побоялся превосходящего по количеству войска Ивана III и повернул назад, приказав отступать к Волге. Это событие считается закатом Татаро-Монгольского ига и упадком Золотой Орды в целом.

На сегодняшний день, эта бредовая теория о Татаро-Монгольском иге не выдерживает никакой критики, поскольку скопилось огромное количество доказательств этой фальсификации в нашей с вами истории. Основным заблуждением наших официальных историков является то, что они считают татаро-монгол, исключительно представителями монголоидной расы, что в корне не правильно. Ведь немало свидетельств указывают на то, что Золотая Орда или как правильней её называть Тартария , состояла в основном из Славяно-Арийских народов и никакими монголоидами там и не пахло. Ведь до 17 века, никто даже и представить такого не мог, что всё встанет с ног на голову и настанет такая пора, что величайшею империю существовавшую во времена нашей эры станут называть татаро-монгольской. Да мало того, эта теория станет официальной и преподаваемая в школах и университетах как истина. Да, надо отдать должное Петру I и его западным историкам, это же надо было так переврать и испоганить наше с вами прошлое – просто втоптать в грязь память о наших предках и все то, что с ними связано.

Кстати, если вы еще сомневаетесь в том, что "татаро-монголы" были именно представителями Славяно-Арийского народа, то мы подготовили для вас не мало доказательств. Итак, поехали...

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ

Внешность представителей Золотой Орды

Этой теме можно даже посветить отдельную статью, так как доказательств что, некие "татаро-монголы" имели славянскую внешность превеликое множество. Взять, к примеру внешность самого Чингиз-Хана, портрет которого храниться в Тайване. Он представлен как высокий, длиннобородый с зелёно-желтыми глазами и русыми волосами. К тому же, это не является сугубо индивидуальным мнением художника. Об этом факте упоминает и историк Рашидад-Дид который застал "Золотую Орду" на своем веку. Так вот, он утверждает, что в роду Чингиз-Хана все дети рождались белокожие со светло-русыми волосами. И это еще не все, Г.Е.Грумм-Гржимайло сохранил одну древнюю легенду о монгольском народе, в которой есть упоминание, что предок Чингиз-Хана в девятом колене Бодуаньчар был светловолосым и голубоглазым. Также выглядел и еще один не мало важный персонаж того времени – Хан Батый, который являлся потомком Чингиз-Хана.

Да и само войско татаро-монгол, внешне ничем не отличалось от войск Древней Руси и Европы, тому служат доказательством картины и иконы написанные современниками тех событий:

Странная картина получается, предводителями татаро-монгол, на протяжении всего времени существования Золотой Орды были славяне. Да и армия татаро-монгол состояла исключительно из Славняно-Арийского народа. Да нет, вы что, они ведь были тогда дикими варварами! Куда им там, пол мира под себя подмяли? Нет быть такого не может. Как это не печально, но именно так и рассуждают современные историки.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВТОРОЕ

Понятие "Татаро-Монголы"

Начнем с того, что само понятие, как "Татаро-Монголы" – НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ не в одной русской летописи, а все что удалось найти о "страдании" Русов от монгол, описываются всего лишь в одной записи из сборника всех русских летописей:

"О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская! Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордцы - все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не появлялись, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко - за синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял".

Есть и еще одно упоминание, но оно весьма не значительно, т.к. содержит весьма скудный отрывок, который не о каком нашествии не упоминает, да и судить по нему о каких либо событиях весьма сложно. Данный текст получил название, как "Слово о погибели Русской Земли":

"...И в те дни - от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, обрушилась беда на христиан и монастырь Печерский пресвятой Богородицы зажгли поганые".

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕ

Численность войск Золотой Орды

Все официальные исторические источники 19 века утверждали, что численность войск вторгшихся на нашу территорию в то время, составляла порядка 500 000 человек. Вы можете себе представить ПОЛ МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК, которые пришли нас покорять, а ведь они же не пешком пришли?! По всей видимости это было неимоверное количество обозов и лошадей. Поскольку прокормить такое количество людей и животных требовало просто титанических усилий. Но ведь эта теория, да именно ТЕОРИЯ, а не исторический факт, не выдерживает никакой критики, поскольку не одна лошадь не дойдет от Монголии до Европы, да и прокормить такое количество лошадей не представлялось возможным.

Если здраво взглянуть на эту ситуацию, то вырисовывается такая картина:

На каждого война "татаро-монгол" приходилось примерно по 2-3 лошади, плюс к этому нужно считать лошадей (мулов, быков, ослов) которые были в обозах. Так вот, никакой бы травы не хватило, что бы прокормить растянувшуюся на десятки километров татаро-монгольскую конницу, поскольку животные которые входили в авангард этой орды, должны были объесть все поля и ничего не оставить для следующих, кто идет позади. Поскольку сильно растягиваться или идти разными маршрутами не представлялось возможным, т.к. от этого бы терялось численное преимущество и вряд ли бы кочевники вообще дошли до той де самой Грузии, не говоря уже о Киевской Руси и Европе.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧЕТВЕРТОЕ

Вторжение войск Золотой Орды в Европу

Как утверждает современные историки, придерживающиеся официальной версии событий, в марте 1241 года от Р.Х. "татаро-монголы" вторгаются в Европу и захватывают часть территории Польши, а именно города Краков, Сандомир и Вроцлав, принеся с собой разрушения, грабежи и убийства.

Так же хочется отметить весьма интересный аспект этого события. Примерно в апреле того же года, дорогу "татаро-монгольскому" войску преградил Генрих II со своим десятитысячным войском, за что и расплатился сокрушительным поражением. Татары использовали в отношении войск Генриха II странные военные хитрости для того времени, благодаря которым и одержали победу, а именно какие то дымы и огонь – "Греческий огонь":

"И когда узрели татарина, выбежавшего со знаменем - а знамя это имело вид «X», и на верху его была голова с длинной бородою трясущейся, поганый и смрадный дым из уст пускавшей на поляков - все изумились и ужаснулись, и кинулись бежать кто куда мог, и так побеждены были..."

После чего, "татаро-монголы" резко разворачивают свое наступление на ЮГ и вторгаются в Чехию, Венгрию, Хорватию, Дальмацию и прорываются наконец к Адриатическому морю. Но ни в одной из этих стран "татаро-монголы" не пытаются прибегнуть к подчинению и обложению данью население. Как-то это бессмысленно получается – зачем было тогда захватывать?! А ответ весьма прост, т.к. перед нами обман чистой воды, а точнее фальсификация событий. Как не странно, но эти события как под копирку совпадают с военным походом Фридриха II императора Римской Империи. Так на этом абсурд не заканчивается, далее происходят куда более интересней поворот. Как выясняется далее, "татаро-монголы" оказывается были еще и союзниками с Фридрихом II, когда он воевал с Папой Римским – Григорием X, а Польша, Чехия и Венгрия – разгромленные дикими кочевниками, в том конфликте были на стороне Папы Григория X. А по уходу "татаро-монгол" из Европы в 1242 году от Р.Х. почему то войска крестоносцев пошли войной на Русь, а так же против Фридриха II, которого они с успехом разбили и штурмом взяли столицу Аахен, что бы короновать там своего императора. Совпадение? Не думаю.

Уж больно не правдоподобна эта версия событий. Но если вместо "татаро-монгол" в Европу вторгались Русы, то все встает на свои места...

И подобных доказательств, как мы вам выше представили далеко не четыре – их гораздо больше, просто если упоминать о каждом, то это получиться не статья, а целая книга.

В итоге получается то, что никакие татаро-монголы из Центральной Азии нас никогда не захватывали и не порабощали, а Золотая Орда – Тартария, была огромной Славяно-Арийской Империей того времени. По сути мы и являемся теми самыми ТАТАРАМИ, которые держали в страхе и ужасе всю Европу.

Как написано в большинстве учебников истории, в XIII-XV веках Русь страдала от монголо-татарского ига. Однако в последнее время все больше людей задаются вопросом: а было ли оно вообще? Действительно ли огромные полчища кочевников нахлынули на мирные княжества, порабощая их жителей? Давайте проанализируем исторические факты, многие из которых могут шокировать.

Иго придумали поляки

Сам по себе термин «монголо-татарское иго» придумали польские авторы. Хронист и дипломат Ян Длугош в 1479 году назвал так время существования Золотой Орды. За ним в 1517 году повторил историк Матвей Меховский, работавший в Краковском университете. Данную трактовку взаимоотношений Руси с монгольскими завоевателями быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками.

Причем, в ордынских войсках самих по себе татар практически не было. Просто в Европе хорошо знали название этого азиатского народа, поэтому оно распространилось и на монголов. Между тем, Чингисхан попытался истребить все татарское племя, разгромив их войско в 1202 году.

Первая перепись населения Руси

Ордынцы провели первую в истории Руси перепись населения. Они хотели получить точную информацию о жителях каждого княжества, их сословной принадлежности. Главной причиной такого интереса к статистике со стороны монголов являлась необходимость рассчитать размер налогов, которыми облагались подданные.

Перепись прошла в Киеве и Чернигове в 1246 г., Рязанское княжество подверглось статистическому анализу в 1257 г., новгородцев пересчитали еще через два года, а население Смоленщины - в 1275 г.

Причем жители Руси подняли народные восстания и прогнали со своей земли так называемых «бесерменов», собиравших дань для ханов Монголии. А вот наместники правителей Золотой Орды, именуемые «баскаками», долгое время жили и работали в русских княжествах, отправляя взысканные налоги в Сарай-Бату, а позднее - в Сарай-Берке.

Совместные походы

Княжеские дружины и ордынцы часто совершали совместные военные походы, как против других русичей, так и против жителей Восточной Европы. Так, с 1258 по 1287 годы войска монголов и галицких князей регулярно нападали на Польшу, Венгрию, Литву. А в 1277 году русские участвовали в военной кампании монголов на Северном Кавказе, помогая своим союзникам завоевать Аланию.

В 1333 г. москвичи напали на новгородцев, в следующем году брянская дружина - на смоленцев. Каждый раз в этих междоусобных набегах участвовали и ордынские войска. Кроме того, они регулярно помогали великим князьям тверским, считавшимся в те времена главными правителями Руси, усмирять непокорные соседние земли.

Основу орды составляли русские

Арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший город Сарай-Берке в 1334 году, в своем сочинении «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» написал, что в столице Золотой Орды много русских. Причем, они составляют основную массу жителей: как работающих, так и вооруженных.

Этот факт упомянул и белоэмигрантский автор Андрей Гордеев в книге «История казаков», которая была написана во Франции в конце 20-х годов ХХ века. По мнению исследователя, большую часть ордынских войск составляли так называемые «бродники» - этнические славяне, населявшие Приазовье и донские степи. Эти предшественники казаков не желали подчиняться князьям, поэтому перебирались на юг ради вольной жизни. Название данной этносоциальной группы, вероятно, произошло от русского слова «бродить» (скитаться).

Как известно из летописных источников, в битве на Калке 1223 года на стороне монгольских войск сражались бродники, которыми руководил воевода Плоскыня. Возможно, его знание тактики и стратегии княжеских дружин имело большое значение для победы над объединенными русско-половецкими силами.

Кроме того, именно Плоскыня хитростью выманил правителя Киева Мстислава Романовича вместе с двумя турово-пинскими князьями и передал их монголам для казни.

Однако большинство историков полагают, что монголы заставляли русских служить в их армии. То есть, захватчики насильно вооружали представителей порабощенного народа, что кажется неправдоподобным.

А старший научный сотрудник Института археологии РАН Марина Полубояринова в книге «Русские люди в Золотой Орде» (Москва, 1978 год) написала: «Вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска».

Захватчики-европеоиды

Есугэй-багатур, отец Чингисхана, был представителем рода «борджигин» монгольского племени «кият». По описаниям многих очевидцев, и он сам, и его легендарный сын, были высокими светлокожими людьми с рыжеватыми волосами.

Персидский ученый Рашид-ад-Дин в своем труде «Сборник летописей» (начало XIV века) написал, что все потомки великого завоевателя были, в основном, белокурыми и сероглазыми.

Мы привыкли считать, что в XIII веке Русь заполонили несметные полчища монголо-татар. Некоторые историки упоминают о 500-тысячном войске. Однако, это не так. Ведь даже население современной Монголии едва превышает 3 миллиона человек, а если учесть жесточайший геноцид соплеменников, устроенный Чингисханом на пути к власти, его армия не могла быть такой внушительной.

Сложно представить, как прокормить полумиллионное войско, к тому же, передвигавшееся на лошадях. Животным просто не хватило бы подножного корма. А ведь каждый монгольский всадник вел с собой, как минимум, трех скакунов. Теперь представьте себе 1,5-миллионный табун. Кони воинов, едущих в авангарде армии, съели бы и вытоптали все, что только могли. Остальные лошади пали бы от голода.

По самым смелым подсчетам, армия Чингисхана и Батыя никак не могла превышать 30 тысяч всадников. Тогда как численность населения Древней Руси, по оценке историка Георгия Вернадского (1887-1973 гг.), перед началом нашествия составляла около 7,5 миллиона человек.

Бескровные казни

Людей незнатных или неуважаемых монголы, как и большинство народов того времени, казнили, отрубая им головы. Однако если приговоренный пользовался авторитетом, то ему переламывали позвоночник и оставляли медленно умирать.

Ордынцы были уверены, что кровь - это вместилище души. Пролить ее - значит усложнить загробный путь покойного в иные миры. Бескровную казнь применяли к правителям, политическим и военным деятелям, шаманам.

Поводом для смертного приговора в Золотой Орде могло послужить любое преступление: от дезертирства с поля боя до мелкого воровства.

Тела покойников бросали в степи

Способ захоронения монгола тоже напрямую зависел от его социального статуса. Богатые и влиятельные люди находили покой в специальных погребениях, в которые вместе с телами умерших зарывали ценности, золотые и серебряные украшения, предметы быта. А бедняков и погибших в бою рядовых воинов часто просто оставляли в степи, там где закончился жизненный путь конкретного человека.

В тревожных условиях кочевой жизни, состоящей из регулярных стычек с врагами, сложно устраивать похоронные обряды. Монголам часто было необходимо спешить, ведь любое промедление в степи могло плохо закончиться.

Считалось, что труп достойного человека быстро съедят животные-падальщики и стервятники. А вот если птицы и звери не притрагиваются к телу долгое время, по народным поверьям это означало, что за душой покойного числится тяжкий грех.

С давних времен по бескрайним просторам бродили многочисленные кочевники, славившиеся своей храбростью и воинственностью. Они не имели единого управления, у них не было командующего, под предводительством которого они могли бы стать едиными и непобедимыми. Но вот в начале 13 столетия объявился . Ему удалось объединить под своим началом большинство кочевых племен. Чингисхан не был широко известным кочевником, но в его душе царствовали идеи о мировом господстве. Для того чтобы их реализовать, ему необходимо было хорошо обученное войско, готовое пойти хоть на край Земли. Поэтому он приступил к подготовке своей армии. Всей своей мощью Чингисхан направился в Центральную Азию, Китай и Закавказье. Не встретив на своем пути серьезного сопротивления, он поработил их. Теперь в мыслях ярого монголо-татарского полководца стоит идея о ликвидации Руси, которая издавна славилась своими богатствами и красотами, из списка своих врагов.

Монголо-татары на Руси

Взяв небольшую передышку от предыдущих сражений и пополнив провизию, татарское полчище направилось к Русским землям. Организация наступления была тщательно продумана, предусматривала все плюсы и минусы, которые могли возникнуть в ходе ее выполнения. В 1223 году произошло первое вооруженное столкновение кочевых племен с русскими дружинниками и половецкими воинами. Битва состоялась на реке Калке. Несколько боевых отрядов под командованием ханских военачальников Джэбе и Субэдэ на протяжении трех дней вели бой с немногочисленной ратью русско-половецких воинов. Первыми на себя приняли удар половцы, за что тут же поплатились собственной жизнью. Не менее сильный удар пришелся и на основные русские силы. Исход битвы был предрешен. Татары разгромили русских.
Важно! В этом сражении пало более девяти русских князей, среди которых находились Мстислав Старый, Мстислав Удатный, Мстислав Святославич.

Рис. 2. Единственный портрет Чингисхана

Смерть Чингисхана и воцарение Батыя

Во время очередного похода в страны Центральной Азии Чингисхан скончался. После смерти предводителя между сыновьями начались усобицы, которые вызвали отсутствие единовластия. Сумел вновь воссоединить могущество армии внук Чингисхана - хан Батый. В 1237 году он принимает решение вновь идти на Северо-Восточную Русь. Осенью 1237 года ханский военачальник послал к рязанскому князю Юрию послов с требованием дани. Ответив гордым отказом, Юрий начал готовиться к сражению, надеясь на помощь владимирского князя, но тот ее оказать не смог. Тем временем, вступив в сражение с авангардом рязанцев, татары разбили его, и уже 16 декабря 1237 года город оказался осажденным. После девяти дней осады монголы пустили в ход стенобитные машины и ворвались в город, где устроили массовую резню. На этом героическое сопротивление русского народа не прекратилось. Появился Евпатий Коловрат. Он собрал из партизан и выживших людей отряд численностью около 1700 человек. Действуя в тылу врага, он наносил серьезный урон нападавшим. Татары, не понимая, что происходит, думали, что русские восстали из мертвых. Окружив горстку русских витязей, монголы перебили их. Пал и сам Евпатий Коловрат. Многие считают, что это вымысел, но на самом деле - это факты, так гласит летопись.

Встреча монголо-татар и дружинников на Владимиро-Суздальской земле - хронология событий

Стоило кочевникам с предводителем Батыем вступить на Владимиро-Суздальскую землю, как Юрий II отправляет им навстречу ратные полки под командованием своего сына Всеволода. Встретившись около Коломны, Батый победил их.

Москва и Владимир

Следующим пунктом на пути была Москва. В то время она являлась столичным городом и была обнесена высокими дубовыми стенами. Татары разнесли все, Москва была уничтожена, и путь на Владимир был открыт. 3 февраля 1238 года великокняжеская столица была осаждена. Юрий Всеволодович принимает решение об уходе из Владимира и отправляется на реку Сить, где начинает собирать новую рать. 7 февраля в город входят басурманы. Члены княжеской семьи и епископы, пытаясь скрыться в церкви, стали жертвой огня.

Суздаль, Ростов и Великий Новгород

Пока одни враги осаждали Владимир, другие - разорили Суздаль. Сметя по пути еще Переяславль и Ростов, захватчики разделились. Одна часть пошла к реке Сить, где позже состоялось сражение. Князь Юрий II был убит, а его армия разгромлена. Вторая часть направилась к Новгороду и Торжку. Тем временем новгородцы готовились к долгой обороне.
Важно! Подойдя к Великому Новгороду, монголо-татарское начальство принимает неожиданное решение повернуть на юг, дабы не увязнуть в весенней распутице. Произошло это слишком неожиданно. Всего 100 верст спасли город от разорения.

Чернигов

Теперь под удар попали черниговские земли. Встретив на своем пути город Козельск, завоеватели задержались возле него почти на два месяца. По истечении этого времени город был захвачен и прозван “злым”.

Киев

Следующими в очереди на разгром стояли половецкие земли. Совершив разорительные набеги, на следующий год Батый вновь возвращается на северо-восток, и в 1240 году был захвачен Киев . На этом страдания Руси временно прекратились. Ослабленные непрерывными боями, войска Батыя ушли в Волынь, Польшу, Галицию, Венгрию. Основная тягость разорения и жестокости пала на русскую долю, зато другие страны получили жизненные позиции. Вся культура Древней Руси, все знания и открытия ушли в забытье на долгие годы.

Чем была вызвана быстрая победа завоевателей?

Победа монголо-татар заключалась вовсе не в том, что они были хорошими воинами и обладали прекрасным вооружением, которому не было равных. Дело было в том, что каждый из князей Киевской Руси желал выслужиться и побыть героем. Так и получалось, все становились героями, только посмертно. Главное было объединить силы в одно целое, и этой мощью нанести решающий удар по Золотой Орде (так назывались войска великого хана). Этого не случилось, тотальный контроль был установлен. Назначали князей только в Орде, контролировали их действия баскаки. Они по-прежнему платили дань. За решением глобальных вопросов необходимо было ехать к хану. Такую жизнь назвать свободной было никак нельзя.

Рис. 4. "Дмитрий Донской на Куликовом поле". О. Кипренский. 1805 год

Дмитрий Донской

Но вот в 1359 году на свет появился Дмитрий Иванович, который позже получит прозвище Донской. Его отец, Иван Красный, правил своим княжеством мудро. На рожон не лез, все послушно выполнял, исправно платил дань Орде. Но вскоре он скончался, и власть перешла к его сыну. Однако до этого власть принадлежала его деду - Ивану Калите, который получил от хана право на сбор дани со всей Руси. Дмитрий Донской с детства не мог смотреть, как отец находится на побегушках у ордынского хана и выполнял все его требования, делал многочисленные переписи населения. Новый князь выявил открытое неповиновение Батыю, и, понимая, что за этим следует, начал собирать войско. Ордынский хан, увидев, что Дмитрий Иванович возгордился, решил его наказать, вновь повергнув в зависимость. Поспешно собрав огромную армию, он двинулся в поход. В это же время московскому князю удалось объединить под своим командованием дружины почти всех русских князей. История гласит, что такой силы на Руси еще никогда не было. Битва должна была состояться на Куликовом поле. Перед сражением великий князь обратился в монастырь к Сергию Радонежскому. Тот благословил его и дал в помощь двух монахов: Пересвета и Ослябю.

Рис. 5. «Утро на куликовом поле». А. П. Бубнов. 1943–1947 годи

Битва на Куликовом поле

Рано утром 8 сентября 1380 года по обоим краям огромного поля выстроились две армии. Перед началом боя сразились два ратника. Русский - Пересвет и ханский - Челубей. Разогнавшись на своих конях, они проткнули друг друга копьями и замертво пали на сырую землю. Это послужило сигналом к началу сражения. Дмитрий Иванович, несмотря на свой возраст, был довольно опытным стратегом. Он разместил часть армии в лесу таким образом, чтобы ее не видели ордынцы, но чтобы в случае чего они могли изменить ход сражения. Их задача заключалась в строгом выполнении приказа. Ни раньше, ни позже. Эта карта была козырной. Так и произошло. В яростной схватке татары начали сминать русские полки один за другим, но те стойко держались. Не ожидая такого маневра, уже новый хан Мамай понял, что победы ему не одержать, и бросился прочь с поля боя. Факт появления свежих сил менял все. Оставшись без предводителя, монголо-татары растерялись и вслед за Мамаем бросились бежать. Русские войска догоняли их и убивали. В этом сражении орда потеряла почти всю армию, в то время, как русские около 20 тысяч человек. Окончание битвы ознаменовало, что главное в борьбе с врагом - это сплоченность действий. “Когда мы едины, мы сильны” - промолвил князь после сражения. Считается, что именно Дмитрий Донской освободил русские земли от многочисленных вражеских набегов. Еще целый век будут длиться боевые стычки русского народа и монгольских завоевателей, но теперь они уже не будут нести таких последствий, как прежде.

Свержение ордынского ига

Вскоре на московском троне воцарился Иван Васильевич Третий. Он так же, как и Дмитрий Иванович, напрочь отказался от уплаты дани и стал готовиться к последнему сражению. Осенью 1480 года два войска встали по обеим берегам реки Угры. Форсировать реку никто не решился. Были попытки у монголов переплыть ее, но безуспешно. Лишь изредка постреливая из орудий в сторону противника, противостояние закончилось. Именно стояние на реке Угре принято считать той точкой освобождения, когда Русь вновь обрела свою независимость и стала самостоятельной. Владычество Золотой Орды, которое длилось 2 века, было свергнуто до конца, поэтому эта дата стала священной для русского народа. Постепенно стали возвращаться утраченные умения и навыки, возрождались города и засевались поля. Жизнь стала набирать прежние обороты. Сколько бы горя ни выпало на долю русских людей, они всегда смогут вернуть себе былое счастье, пойдут против установлений, вопреки системе, но своего добьются. Рекомендуем посмотреть интересное видео о Татаро-монгольском иго:

МОНГОЛЬСКОЕ ИГО (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) – традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями-кочевниками с 1237 по 1480.

Согласно русским летописям, эти кочевники именовались на Руси «татарове» по названию самого активного и деятельного племени отуз-татар. Оно стало известно со времени завоевания в 1217 Пекина, и китайцы стали называть этим именем все племена оккупантов, пришедшие из монгольских степей. Под названием «татары» захватчики вошли и в русские летописи как обобщающее понятие для всех восточных кочевников, опустошавших русские земли.

Начало игу было положено в годы завоеваний русских территорий (битва на Калке 1223, покорение северо-восточной Руси 1237–1238, нашествие на южную в 1240 и юго-западную Русь в 1242). Оно сопровождалось разрушением 49 русских городов из 74, что стало тяжелым ударом по основам городской русской культуры – ремесленному производству. Иго привело к ликвидации многочисленных памятников материальной и духовной культуры, разрушению каменных строений, поджогам монастырских и церковных библиотек.

Датой формального установления ига считается 1243, когда отец Александра Невского – последний сын Всеволода Большое Гнездо , кн. Ярослав Всеволодович принял от завоевателей ярлык (удостоверяющий документ) на великое княжение во Владимирской земле, в котором он именовался «старшим всем иным князьям в Русской земле». При этом русские княжества, разгромленные монголо-татарскими войсками несколькими годами ранее, не считались непосредственно включенными в состав империи завоевателей, получившей в 1260-е наименование Золотой Орды . Они оставались политически автономными, сохраняли местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась постоянными или приезжавшими регулярно представителями ордынцев (баскаками). Русские князья считались данниками ордынских ханов, но в случае получения от ханов ярлыков оставались официально признанными правителями своих земель. Обе системы – данничества (сбора ордынцами дани – «выхода» или, позже, «ясака») и выдачи ярлыков – закрепили политическую раздробленность русских земель, усилили соперничество между князьями, способствовали ослаблению связей северо-восточных и северо-западных княжеств и земель с южной и юго-западной Русью, вошедшей в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Ордынцы не держали на покоренной ими русской территории постоянного войска. Иго поддерживалось направлением карательных отрядов и войск, а также репрессиями против непослушных правителей, сопротивлявшихся проведению административных мероприятий, задуманных в ставке хана. Так, особое недовольство вызвало на Руси в 1250-е проведение общей переписи населения русских земель баскаками-«численниками», а позже – установление подводной и воинской повинностей. Одним из способов воздействия на русских князей была система заложничества, оставления в ханской ставке, в городе Сарае на Волге, кого-либо из родственников князей. При это родственников послушных правителей поощряли и отпускали, строптивых – убивали.

Ордынцы поощряли лояльность тех из князей, которые шли на компромисс с завоевателями. Так, за готовность Александра Невского заплатить «выход», (дань) татарам, он не только получил поддержку татарской конницы в битве с немецкими рыцарями на Чудском озере 1242, но и обеспечил получение своим отцом, Ярославом, первого ярлыка на великое княжение. В 1259 во время мятежа против «численников» в Новгороде Александр Невский обеспечил проведение переписи и даже дал охрану («сторожей») для баскаков, чтобы их не растерзали взбунтовавшиеся горожане. За оказанную ему поддержку хан Берке отказался от насильственной исламизации покоренных русских территорий. Более того, русская церковь была освобождена от уплата дани («выхода»).

Когда первое, самое тяжелое время внедрения ханской власти в русскую жизнь миновало, а верхушка русского общества (князья, бояре, торговцы, церковь) нашли общий язык с новой властью, вся тяжесть выплаты дани соединенным силам завоевателей и старых господ легла на народ. Волны народных восстаний, описанные летописцем, постоянно поднимались в течение почти полувека, начиная с 1257–1259, первой попытки общерусской переписи,. Ее проведение было поручено Китате, родственнику великого хана. Восстания против баскаков неоднократно возникали повсюду: в 1260-е в Ростове, в 1275 – в южно-русских землях, в 1280-е – в Ярославле, Суздале, Владимире, Муроме, в 1293 и повторно, в 1327, в Твери. Ликвидация системы баскачества после участия войска московского кн. Ивана Даниловича Калиты в подавлении тверского восстания 1327 (с этого времени сбор дани с населения был возложен, во избежание новых конфликтов, на русских князей и подчиненных им откупщиков) не прекратило выплат дани как таковых. Временное освобождение от них было получено лишь после Куликовской битвы 1380, но уже в 1382 уплата дани была восстановлена.

Первым князем, получившим великое княжение без злополучного «ярлыка», на правах своей «отчины», был сын победителя ордынцев в Куликовской битве в.кн. Василий I Дмитриевич . «Выход» ордынцам стал при нем выплачиваться нерегулярно, а попытка хана Едигея восстановить прежний порядок вещей путем захвата Москвы (1408) провалилась. Хотя в годы феодальной войны середины 15 в. ордынцы и совершили на Русь ряд новых опустошительных вторжений (1439, 1445, 1448, 1450, 1451, 1455, 1459), но восстановить свое владычество над они уже не смогли. Политическое объединение русских земель вокруг Москвы при Иване III Васильевиче создало условия для полной ликвидации ига, в 1476 он вообще отказался платить дань. В 1480 после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата («Стояния на Угре» 1480) иго было окончательно свергнуто.

Современные исследователи в оценках более чем 240-летнего властвования Орды над русскими землями значительно расходятся. Само обозначение этого периода как «ига» применительно к русской и вообще славянской истории было введено польским хронистом Длугошем в 1479 и с тех пор прочно закрепилось в западноевропейской историографии. В русской науке этот термин впервые был использован Н.М.Карамзиным (1766–1826), считавшим, что именно иго сдержало развитие Руси по сравнению с Западной Европой: «Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались». Того же мнения об иге как сдерживающем факторе развития и становления общерусской государственности, усиления в ней восточно-деспотических тенденций придерживались также С.М.Соловьев и В.О.Ключевский , отмечавшие, что следствиями ига было разорение страны, длительное отставание от Западной Европы, необратимые изменения в культурных и социально-психологических процессах. Этот подход к оценке ордынского ига господствовал также и в советской историографии (А.Н.Насонов, В.В.Каргалов).

Разрозненные и редкие попытки пересмотра устоявшейся точки зрения встречали сопротивление. Критически были встречены работы историков, работавших на Западе (прежде всего Г.В.Вернадского, видевшего во взаимоотношениях Русских земель и Орды сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выиграл). Замалчиванию подверглась и концепция известного отечественного тюрколога Л.Н.Гумилева , попытавшегося разрушить миф о том, что кочевые народы принесли Руси одни страдания и были лишь грабителями и разрушителями материальных и духовных ценностей. Он считал, что вторгшиеся на Русь племена кочевников с Востока смогли установить особый административный порядок, обеспечивший политическую автономию русских княжеств, спасли их религиозную самобытность (православие) и заложили тем самым основы веротерпимости и евразийской сущности России. Гумилев утверждал, что итогом завоеваний Руси начала 13 в. было не иго, а своего рода союз с Ордой, признание русскими князьями верховной власти хана. При этом не пожелавшие признать эту власть правители соседних княжеств (Минска, Полоцка, Киева, Галича, Волыни) оказались завоеванными литовцами ил поляками, вошли в состав их государств и подверглись многовековому окатоличиванию. Именно Гумилев впервые указал на то, что древнерусское наименование кочевников с Востока (среди которых преобладали монголы) – «татарове» – не может оскорблять национальных чувств современных волжских (казанских) татар, проживающих на территории Татарстана. Их этнос, считал он, не несет исторической ответственности за действия кочевых племен из степей юго-восточной Азии, так как предками казанских татар были камские булгары, кипчаки и частично древние славяне. Историю появления «мифа об иге» Гумилев связывал с деятельностью создателей норманнской теории – немецких историков, служивших в Петербургской Академии наук 18 в., и исказивших реальные факты.

В постсоветской историографии вопрос о существовании ига по-прежнему остается спорным. Следствием роста числа сторонников концепции Гумилева стали обращения к президенту РФ в 2000 об отмене празднования годовщины Куликовской битвы, поскольку, по мнению авторов обращений, «ига на Руси не было». По мнению этих исследователей, поддержанных властями Татарстана и Казахстана, в Куликовской битве сражались объединенные русско-татарские войска с узурпатором власти в Орде, темником Мамаем , провозгласившим себя ханом и собравшим под свои знамена наемных генуэзцев, аланов (осетин), касогов (черкес) и половцев.

Несмотря на дискуссионность всех этих утверждений, неоспорим факт значительного взаимовлияния культур народов, почти три века проживавших в тесном политическом, социальном и демографическом контактах.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева