Самые современные американские индейцы. Резервации. Североамериканские индейцы Как называлась жизнь у индейцев

Едильбаева Ботагоз Аманжоловна,

Педагог-психолог

Государственного коммунального казенного

предприятия «Детская дошкольная организация

3 города Аксай отдела образования акимата

Бурлинского района Западно-Казахстанской области

ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ

«МЫ – ОТВАЖНЫЕ ИНДЕЙЦЫ!»

Технологическая карта

Форма работы: занятие – тренинг «Мы - отважные индейцы!»

Группа: старшая группа «Ромашка»

Цель:

Задачи:

Предварительная работа:

Наглядный материал:

Билингвальный компонент: народ – ел - nation

Отвага – батыл - daring

Традиции – дәстүр - tradition

Этапы деятельности

Действия педагога - психолога

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

Дети отвечают хором "Да!"

Организационно-поисковый

Слайд №1 - Слайд №2 Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Ванча-нопа-ямни-топа

Жили-были три циклопа

Три циклопа на горе

В очень маленькой норе

Заппа-саппа-ишедуша

Захотелось им покушать

На охоту с топором

Самый страшный вышел вон

Ванча-нопа-ямни-топа

Вот осталось два циклопа

С томагавком и копьем

Самый старший вышел вон!

Заппа-саппа-ба-вурока

Средний плачет у порога

Издает за стоном стон

Только не выходит вон!

Ванча-нопа-ямни-топа

Тайна третьего циклопа

В том, что он - это она –

Мама младшего циклопа

А для старшего - жена!

Ишедуш – на вершине горы


Слайд №7

Слайд №8

Звучит музыка мировых барабанов индейцев, дети играют на барабанах

Дети полукругом садятся на ковер вокруг священного костра

Дети смотрят на экран

Дети танцуют ритуальный танец индейцев

Выбирается водящий, все вместе проговаривают считалочку индейцев "Дакота"

Ребенок на которого указал водящий должен спрятаться в вигваме, внимательно послушать и назвать кто его позвал.

Дети нанизывают элементы (из соленого теста) на шнурки

Дети называют положительные черты ребенка сидящего на троне

Дети ложатся на индивидуальные коврики, закрывают глаза, расслабляются

Дети рассказывают о своих ощущениях

Рефлексивно-коррегирующий

А теперь ребята поблагодарим друг друга за прекрасную игру. Возьмитесь за руки, посмотрим друг другу в глаза, скажем глазками спасибо. Закончим наше занятие словами:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло!

Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились с ними на занятии и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Прощаются с гостями, под веселую музыку уходят из зала.

Ожидаемый результат:

Знать: о жизни, о быте, о народной музыке индейцев.

Иметь: интерес к жизни и культуре индейцев.

Уметь: соопереживать, избавляться от психоэмоциональных зажимов, самовыражаться через танцы, быть толерантным по отношению к своим сверстникам, повышение самооценки.

ЗАНЯТИЕ – ТРЕНИНГ

«МЫ – ОТВАЖНЫЕ ИНДЕЙЦЫ!»

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Форма работы: занятие – тренинг «Мы - отважные индейцы!»

Группа: старшая группа «Ромашка»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой людей, живущих в Северной Америке – индейцами, воспитание толерантности, вызвать интерес к жизни и культуре индейцев.

Задачи: формировать позитивные отношения в группе, снять психо-эмоциональные зажимы, развивать чувство сплоченности, способность к соопереживанию, научить детей самовыражению в танцах через музыкально-ритмические движения, развивать воображение, эмпатию.

Предварительная работа: беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», «Мифы и легенды индейцев», рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов с изображением индейцев, прослушивание обрядовой музыкой, проделки из соленого теста для амулетов.

Наглядный материал: головной убор с перьями, вигвам, бубен, барабаны (из жестяных банок), костюм индейца, поделки из соленого теста(разноцветные), маски, костер (из дров и гафрированной бумаги), краски, влажные салфетки. Магнитофон (используются музыкальные видеофрагменты «Этническая музыка индейцев», «Танец Духа», «Полет души», «Латинская Америка», «Шаманские барабаны», мультимедийный проектор

Билингвальный компонент: народ – ел - nation

Отвага – батыл - daring

Традиции – дәстүр - tradition

Гости к нам пришли сегодня! К ним сейчас вы повернитесь! Улыбнитесь! Подружитесь!

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Друзья мои, хотите превратиться в настоящих индейцев?

А для этого мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной древнее заклинание племени

У! А! У! А! Чика, чика, чика бум

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

А ещё когда индейцы как то особенно приветствуют друг друга, что они говорят? («О метако ясень») А что это означает? (все вокруг братья)

Приветствие: проговаривание слов «О метако ясень» и выполнение жеста – поднятие правой раскрытой ладони)

Настроение каково? Все такого мнения? Все без исключения? Мы индейцы ничего? Мы индейцы - Во! Я вождь племени Черно-белое перо приветствую вас доблестные воины!

Каким должен быть настоящий индеец? (умным, быстрым, ловким, смелым, сильным, стойким, метким, сообразительным, внимательным и наблюдательным) Если вы с этим согласны и не боитесь испытаний, то прошу вас

Дети под веселую (этническая музыка индейцев) заходят в зал, приветствуют гостей на трех языках «Доброе утро, друзья! Армысындар, достарым! Goodmorning!

Дети отвечают хором "Да!"

Дети становятся друг за другом, идут по кругу, повторяют за психологом

Все хором произносят протяжный звук А-а-а-а-а-а-а, ритмично перекрывая ладонью воздушный поток

Дети произносят «О метако ясень!», поднимают правую раскрытую ладонь, после чего все обнимаются

- Гости к нам пришли сегодня! К ним сейчас вы повернитесь! Улыбнитесь! Подружитесь!

Вас сегодня детвора

Ждет занятие-игра

Будет много превращений

Очень разных приключений

Мы в индейцев поиграем

Очень многое узнаем

Друзья мои, хотите превратиться в настоящих индейцев?

А для этого мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной древнее заклинание племени

У! А! У! А! Чика, чика, чика бум

Чика, чика, чика бум, бум

Чика, чика, чика бум

Чика, чика бум, бум!

Ха! Ха!

ААА …..!!! УУУ……!!!

Ая!!! АЯ!!! АЯ!!! У!!!

А ещё когда индейцы как то особенно приветствуют друг друга, что они говорят? («О метако ясень») А что это означает? (все вокруг братья)

Приветствие: проговаривание слов «О метако ясень» и выполнение жеста – поднятие правой раскрытой ладони)

Настроение каково? Все такого мнения? Все без исключения? Мы индейцы ничего? Мы индейцы - Во! Я вождь племени Черно-белое перо приветствую вас доблестные воины!

Каким должен быть настоящий индеец? (умным, быстрым, ловким, смелым, сильным, стойким, метким, сообразительным, внимательным и наблюдательным) Если вы с этим согласны и не боитесь испытаний, то прошу вас всех вместе изобразить боевой клич индейцев (Клич).

Храбрые индейцы, чтобы поднять боевой дух, я предлагаю вам, слушая музыку, поиграть на барабанах! Все готовы?

А теперь я предлагаю вам сесть полукругом вокруг священного костра. Собратья мои! Как вы думаете кто дал индейцам их имя? Слайд №1 - В 1492 году знаменитый мореплаватель Христофор Колумб отправился в кругосветное путешествие и добрался до нового континента. Эта была Америка. Сам Колумб думал, что его корабли причалили к берегам Индии. Поэтому он и назвал аборигенов (местных жителей) индейцами. Слайд №2 - Индейцы заселили Американский континент несколько тысячелетий назад. Среди племен по численности можно выделить ацтеков, пуэбло, апачей. Слайд №3

Для индейцев Природа – эта священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – все это живые знаки – символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова.

Слайд №4

Самым важным лицом в индейском племени был шаман - человек отмеченный особым даром вступать в общение с духами. Слайд №5

Танцы имели важное религиозное значение. Считалось, что с помощью танца – заклинания устанавливается контакт с «духами» (звучит этническая музыка индейцев «Танец Духа»)

Слайд №6

Все индейцы очень дружные, они живут в вигвамах, которые сделаны из шкур бизонов. Мужчины ходят на охоту, а женщины занимаются хозяйством и детьми. Индейцы имеют очень хороший слух. Они всегда могут отгадать, кто их зовет. Сейчас мы поиграем в игру «Кто позвал?» А водящего мы выберем знакомой нам индейской считалочкой

Ванча-нопа-ямни-топа

Жили-были три циклопа

Три циклопа на горе

В очень маленькой норе

Заппа-саппа-ишедуша

Захотелось им покушать

На охоту с топором

Самый страшный вышел вон

Ванча-нопа-ямни-топа

Вот осталось два циклопа

С томагавком и копьем

Самый старший вышел вон!

Заппа-саппа-ба-вурока

Средний плачет у порога

Издает за стоном стон

Только не выходит вон!

Ванча-нопа-ямни-топа

Тайна третьего циклопа

В том, что он - это она –

Мама младшего циклопа

А для старшего - жена!


А теперь водящий спрячется в вигваме. Тот кого я коснусь, громко называет имя водящего.

Отважные индейцы! Вам интересно, что означает эта считалочка? Считалочка была придумана на основе слов языка индейцев племени Дакота:

Ванча-нопа-ямни-топа - один, два, три, четыре

Ишедуш – на вершине горы

Ба-вуроке – добродетельная жена


Слайд №7

Все индейцы очень любят украшения, но они непростые, а волшебные, индейцы верят, что они защищают их от неудач, помогают им быть сильными, ловкими и быстрыми, они называются талисманы. И сейчас мы с вами сделаем для себя такие украшения – талисманы. Звучит «Латиноамериканская музыка»)

Какие замечательные украшения у вас получились, оденьте свои талисманы, и пусть они всегда оберегают вас!

Слайд №8

Жизнь индейцев очень интересна, но каждый маленький индеец мечтает вырасти и стать вождем племени, мудрым, храбрым, сильным, красивым, добрым, предлагаю вам несколько минут стать вождем. Аутотренинг «Волшебный трон»

Хей! Тулу! Юмба! Хей! Тулу! Юмба! Апинау-кей! Апинау-кей!Я индеец лучше всех! Люблю юмор! Люблю смех! В нашем солнечном вигваме стали все давно друзьями! Знают взрослые и дети Самый лучший Я на свете!

Пришла пора отдохнуть и расслабиться.

Релаксация «Волшебный цветок добра» (Показ видеоролика с сопровождением красивой музыки)

Доблестные индейцы! Что вы чувствовали, когда закрывали глаза? Вам удалось расслабиться?

Собратья мои! Я хочу задать вам вопрос. Зачем индейцы раскрашивали лица? При помощи раскраски индейцы защищали свою кожу от солнца. Запах краски отгонял от людей докучливых мух.а еще раскраска позволяла понять к какому племени принадлежал индеец, и сколько подвигов совершил. Предлагаю вам выполнить творческую работу раскрасить маски и подарить их своим близким и родным, а также нашим гостям. Чтобы маски приносили им удачу и успех!

До появления европейских колонистов на территории Северной Америки существовало множество различных индейских племен, передает .

Все они разительно отличались друг от друга не только внешними данными, но и языками, культурой, обрядами и идолами, а также мировоззрением.

Многие ошибочно считают, что индейцы были дикарями, которые жили в джунглях голышом. Это вовсе не так.

Например, некоторые индейские народности, такие как пуэбло на юго-западе современных США, жили в многоэтажных зданиях, построенных из саманного кирпича, выращивая кукурузу, тыкву и бобовые.

Их соседи, апачи, жили небольшими группами. Они охотились и занимались земледелием. После того как испанские колонисты завезли лошадей, апачи стали их использовать и заниматься набегами на их оседлых соседей - белых и индейцев - с целью грабежа.

На востоке современных США в лесах жили ирокезы. Они охотились, ловили рыбу, занимались земледелием, выращивая 12 видов злаков. Их продолговатые дома, крытые корой вяза, вмещали до 20 семей. Ирокезы были достаточно воинственными. Они окружали свои селения деревянным частоколом, чтобы защититься от набегов соседей.

В 17-18 веках европейцы нещадно вели войну против индейцев. Поселенцы из Европы считали, что имеют полное право на земли, на которых столетиями жили индейцы. Для белого колониста жизнь индейца ровным счетом ничего не стоила.

Индейцев на территории современного США было очень много, но все племена были разрозненные собственными конфликтами и распрями. Пользуясь этим, европейцы стравливали эти племена друг с другом, а более мелкие племена просто уничтожали, понимая, что они не смогут оказать серьезного сопротивления.

При этом не было никакой разницы - французы, испанцы и англичане относились одинаково жестоко к индейцам.

Очень много индейцев погибло во время войны за господство в Америке между Францией и Великобританией. Фактически колонисты стравливали местные племена друг с другом, хотя и сами также принимали участие в боевых действиях.

Далее немало жертв среди индейцев было во время войны за независимость США от Англии. Больше всего в этой войне пострадали ирокезы, которые фактически разделились на два лагеря в этой бойне. Половина ирокезов выступили на стороне британцев, а другая половина поддержала американцев.

В конце XVIII века американские колонисты стали переселяться на запад, вырубая леса Кентукки, Теннесси и Огайо. Индейцы отважно сражались с этими захватчиками из своих охотничьих угодий. Поощряемые французами и британцами, которые стремились сохранить контроль над землями к западу от Соединенных Штатов, индейцы нападали на пограничные поселения. Белые поселенцы, наступая, иногда уничтожали население целых индейских деревень.

Вначале правительство Соединенных Штатов пыталось сохранить мир с индейцами, не одобряя поселение белых на запад от Аппалачских гор. Но переселенцы не обращали внимание на это.

В 19-м веке политики США рассматривали различные способы решения «проблемы индейцев». Они сводились к тому, что индейцев нужно либо ассимилировать, либо переселить ещё дальше на Запад. В 1825 г. Верховный суд США в одном из решений сформулировал «доктрину открытия», согласно которой право на земли «открытых» земель принадлежит государству, а коренное население сохраняет право проживания на них, но не право собственности на землю. В 1830 году был принят Закон о переселении индейцев, по которому все индейцы с востока США должны были переселиться на земли, отведенные для них к западу от реки Миссисипи.

Многих индейцев силой выселили из домов и заставили пешком отправиться на индейскую территорию, которая была расположена там, где сейчас находится штат Оклахома. Это тяжелое путешествие, которое стали потом называть «Дорогой слёз», длилось от трех до пяти месяцев и только чероки потеряли при этом погибшими не менее 4000 человек (четверть всех чероки).

На местном уровне иногда выплачивались вознаграждения за убитых индейцев. Так, власти Шаста-Сити в Калифорнии выплачивали 5 долларов за голову индейца в 1855 году, поселение вблизи Марисвилла в 1859 году выплачивало вознаграждение из пожертвованных населением средств «за каждый скальп или другое убедительное подтверждение», что индеец был убит. В 1861 году в округе Техама существовали планы создания фонда «на оплату за скальпы индейцев» и двумя годами позже в Хани-Лейк выплачивали 25 центов за скальп индейца.

К 1871 году власти США пришли к решению, что соглашения с индейцами уже больше не требуются и что ни один индейский народ и ни одно племя не должны рассматриваться как независимый народ или государство. Власти заставляли индейцев отказываться от привычного образа жизни и жить только в резервациях.

Попытки американских колонистов сделать из индейцев рабов не увенчались успехом. Индейцы отказывались быть рабами: часть из них погибала, другая часть сбегала на волю. В итоге американцы решили использовать в качестве рабской силы африканцев, которых стали тысячами привозить из Африки и которые были покорнее индейцев.

В резервациях индейцам запрещалось исповедовать свою собственную религию, а детей отбирали у родителей и отправляли в специальные школы-интернаты. Власти обещали снабжать индейцев в резервациях продуктами питания. Но их было недостаточно, правительственные чиновники часто были нечестными и условия жизни индейцев в резервациях были плохими. Они вымирали от болезней. Кроме того, в резервациях для индейцев был дешевый алкоголь, что способствовало росту алкоголизма среди индейцев-мужчин.

В 1924 году был принят Закон о гражданстве индейцев, который провозгласил индейцев гражданами США. В 1928 году кандидат в президенты США Герберт Гувер выбрал кандидатом на пост вице-президента Чарльза Кёртиса, который со стороны матери был потомком вождя индейского племени канза.

В США в настоящее время проживают около пяти миллионов индейцев, что составляет примерно 1,6 процента населения страны. По данным на 2009 год, больше всего индейцев в штатах Калифорния (около 740 тысяч), Оклахома (415 тысяч) и Аризона (366 тысяч). Лос-Анджелес - город с наибольшим индейским населением. Наиболее крупные индейские народности - чероки (около 310 тысяч), навахо (примерно 280 тысяч), сиу (115 тысяч) и чиппева (113 тысяч).

Чтобы моя дочь, а заодно и соседские детки, не скучали на даче, организовала для них ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ. Так, без повода, просто для веселья...
Возраст наших индейцев был самый разный - от 4,9 до 13 лет, но весело было всем.
Инвентарь - только то, что было под рукой. Место действия - огород. Идеи - частично переработанные из интернета, что-то вспомнилось, что-то по ходу придумалось... Вобщем, все всем доступно. А результат - на лицо. Точнее, на лицах.

Итак, в воскресенье с утра собрались индейцы в главном вигваме…


Смастерили себе индейские головные уборы…
("перья" заранее вырезала из цветного и белого картона, повязки - из одноразовой скатерьти).

Нанесли боевую раскраску…
(Аквагрима не было, обошлись детской косметикой. Она и смывается лучше... А черный цвет - моя подводка для глаз).

Пока занимались перевоплощением в индейцев, заодно узнали, что:
Жили индейцы в Америке (часть света).
24 июня в Перу, Эквадоре и Боливии отмечают праздник потомки коренного населения Америки.
Название “индейцы” возникло от ошибочного представления Христофора Колумба, считавшего открытые им заатлантические земли Индией.
Термин «краснокожие», не имеет ничего общего с естественным цветом кожи индейцев. Он происходит от обычая одного из племен, которое первым вступило в контакт с европейцами (в 11 в. с викингами, затем в 16 в. с англичанами) - раскрашивать охрой как лицо, так и одежду. Это племя полностью исчезло в 19 в.
Какие названия племен у индейцев: апачи, навахо, гуроны, ирокезы, могикане, делавары, чероки, семинолы, шайенны, команчи, майя, ацтеки, инки, гуарани и многие другие.
Что индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. Еще индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных.
Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, какао, хлопчатника, табака, перца, фасоли, арахиса, бобовых, кабачков и других культур.
Что жилище индейца называется вигвам.
Южноамериканские индейцы для получения резиновой обуви просто обмакивали ноги в свежий сок гевеи - растения, из которого получают каучук. Застывая, сок превращался в непромокаемые «калоши».

Затем разделились на 2 племени: ЙОТА-ЙОТА (девочки 12 и 5 лет) и АПАЧИ (девочка 13 лет и мальчик 6 лет). Названия выбирали дети.

А вот и первое задание: каждому племени шаман выдал рецепт для приготовления волшебного зелья и корзинку. Нужно собрать необходимые для его приготовления ингредиенты. Правильно и на время.
Фото, к сожалению, не сохранились, а рецепт был он примерно такой:

СОБЕРИ:
1 лист рябины
3 листа сирени
2 шишки сосны
1 лист дуба
2 листа подорожника

(у второго племени список шел в обратном порядке – чтобы скопом не бегали )
Победило племя ЙОТА-ЙОТА, хоть и пришли к финишу вторыми. Племени АПАЧИ не удалось правильно соблюсти рецептуру зелья.

А теперь индейская эстафета – «САМЫЙ ОПЫТНЫЙ СОБИРАТЕЛЬ»!
Бежим до сосны, хватаем по одной шишке и быстренько складываем эту добычу в свое ведро.
Т. к. наши племена были малочисленны, пришлось сгонять за шишками по два раза.
Победили снова ЙОТА-ЙОТА!

Ух, а на улице-то жара! Заранее приготовленный лимонад был очень кстати!

Рыбалка – одно из любимых занятий индейцев. Тут уж племя АПАЧИ не дало себя опередить!

Слегка отдохнувшие индейцы соревнуются в меткости. АПАЧИ снова были на коне!
(у каждого племени было "свое" ведро, куда нужно было попасть кубиком).

В следующем испытании метали индейское копье, но бледнолицей папарацци в это время отвлекся на что-то, и в историю войдет только легенда о том, как одержало убедительную победу племя ЙОТА-ЙОТА, благодаря своему опытному и бесстрашному вождю!
(Индейское копье смастерили из березовой палки, навязав на него ленты – получилось вполне себе нарядно ).

Потом пошли охотиться на бизонов. Бизонами были воздушные шары, привязанные к веревке, индейские дротики заменили кубики. Задача – попасть в бизона.
И тут настал звездный час младшего индейца племени ЙОТА-ЙОТА!
Победный бросок принес племени победу!
А это – победный индейский танец младшего индейца после успешной охоты на бизонов

Конкурс «Водопой». Носим ложками воду с водопоя и сливаем в стаканчики. Побеждает племя, быстрее наполнившее свой стаканчик.
Борьба была напряженная! Но все-таки победу вырвало племя АПАЧИ в основном благодаря своему младшему бойцу, победный танец которого запечатлен на фото.

Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн, обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя, а придумали ацтеки. Ацтеки обнаружили, что если раздробить какао бобы в пасту и добавить специи, получится напиток, который подавали лишь предводителю, ибо был на вес золота.

Несмотря на столь забавные изобретения, глаза индейца всегда печальны, это грустный народ, и даже при просмотре фотографий в поисковиках вы редко найдете улыбающегося представителя коренного населения Америки. А вот невероятная природная глубина и удивительное желание сохранить свою историю - это можно встретить в любом индейце.

Индейцы сегодня

Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.

Индейцы Северной Америки — в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки — в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.

У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины. Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства - плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты. Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.

Традиции быта

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой. Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями. Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне - приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача - охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами. Потому что ожерелье из ягуарьих клыков — это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие. Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда - картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

«Все дети — наши дети»

Отношение к чужакам в племенах разнится, только «белые» для всех индейцев однозначно нежелательные гости. А что касается межплеменных и клановых отношений, то, например, для кофанов вообще не существует понятия своих и чужих детей. Родители-кофаны берут себе имя своих первенцев и пользуются им вплоть до их свадьбы. Тогда они берут имя следующих детей, еще не состоящих в браке. Изучение родственных отношений в этом случае становится довольно сложным занятием.

Естественное индейское родительство

Даже те индианки, которые живут в крупных городах, придерживаются естественного течения родов. Чаще рожают дома, иногда в присутствии акушера или в больнице, соблюдая основные принципы естественных родов - без кесарева сечения, стимулирующих препаратов и анестезии. Племена, в которых уровень жизни не позволяет рожать с помощью акушера и тем более в больнице, роды проходят в песке или в воде, часто женщина рожает одна. Индейцы ощущают большую привязанность к детям и очень заботятся о них. Как утверждают люди, долгое время изучавшие индейские нравы и обычаи, «в отношении родителей к детям проявляются лучшие черты характера индейцев».

С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей, малыша носят в платке, манте (специальная перевязь для ношения не только детей, но и продуктов, любых вещей), или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, сделанной отцом.

По словам исследователей, в некоторых племенах не разрешали детям пить молозиво и давали грудь только тогда, когда появится уверенная струя молока. Доступ к молоку у детей есть всегда, в любое время дня и ночи им не отказывают в кормлении и пьют молоко матери до того момента, пока молоко не закончится. Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, то старших от груди не отлучают.

Индианки редко наказывают детей, но зато рано приобщают их к работе, полагая, что нет лучшего пути к познанию жизни. С раннего возраста детям внушают, что быть шумными и крикливыми очень плохо, что надо уважать старших. Поэтому дети индейцев некапризны, некрикливые и неплаксивы, очень самостоятельны и доброжелательны.

Детям ничего не запрещают, и взрослые так уверены в них, что с детьми ничего и не случается. Взаимоотношение родителей и детей настолько тесно, что они действительно как одно целое. Малыши сами знают, что им нужно, и родители-индейцы позволяют им это получать и пробовать жизнь на вкус, жить в единении с природой и её законами.

Сейчас индейское «естественное родительство» - это целая наука, которая приобрела в Америке и Европе популярность в 70-х годах. Жан Ледлофф, совершившая экспедицию в индейские племена, настолько поразилась увиденным, что всю свою жизнь посвятила изучению индейских «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства».

До Ледлофф в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, все зачитывались его работами и «воспитывали детей по Споку» - кормили по часам, говорили об отсутствии связи между здоровьем ребёнка и типом его вскармливания, не баловали, соблюдали режим дня, многое запрещали и ограничивали ребенка, считая, что у ребенка должны быть авторитеты. Новая же теория Жан Ледлофф перевернула представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди, не потакать капризам и устанавливать свои, взрослые правила. Ледлофф же наблюдала за индейцами и видела, что у них все наоборот, и счастливее детей нет.

Индейские сторонники "естественного родительства" придерживаются основных правил:

Естественные роды;

Во время так называемого «ручного периода» пока ребенок не научился ползать, он может находиться на руках у матери сколько угодно. Для этого используются слинги или другие приспособления, облегчающие переноску;

Частое кормление грудью, по требованию ребенка, и не менее двух лет;

Присутствие ребенка во всех делах мамы, а позже и папы, важно, чтобы ребенок привыкал и наблюдал за деятельностью, быстрее социализировался;

Индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей и только они;

В большинстве индейских языков нет слов обозначающих время. До самой старости индейцы знают только понятие «сейчас». Как, впрочем, и все дети мира. Поэтому нужно с пониманием относиться к их просьбам, не откладывая на завтра или на какое-то «потом»;

Не критикуйте, не сравнивайте детей. Тем более при всех, наедине ему потом можно рассказать, что какое-то действие неправильное и к чему оно может привести;

Важно всегда приходить к ребенку на помощь, находиться рядом, чтобы он чувствовал защиту и любовь. Это даст ему уверенность на всю жизнь;

Ко всем детским желаниям и действиям индейцы относятся с уважением, что и взято за основу метода «естественного родительства».

И мальчики и девочки до пяти лет участвуют в жизни семьи помогая мамам, после пяти лет, иногда чуть позже, мальчиков начинают обучать отцы. С этого момента начинается разделение воспитания мальчиков и девочек. Девочек учат уважать мужчин, заботиться о них и даже побаиваться. Во многих племенах совершаются обряды инициации (девочки в 13 лет, мальчики в 15), когда ребенок становится взрослым. Сейчас это обычные праздники с обрядовыми танцами и песнями.

Любимые игры индейцев

Игра в мяч - это и футбол, и игра, похожая на волейбол, где мяч отбивают ладонями, локтями, бедрами;

Запуск воздушных змеев - у индейцев есть даже праздник воздушных Змеев, он проходит одновременно с Днем всех святых (Хеллоуином), это Радостный праздник (!) памяти умерших детей. Индейцы очень позитивно относятся к смерти, дети в неё даже играют, разыгрывая сцены ухода из жизни. Воздушные змеи в этот праздник имеют свои особенности - они круглые, в диаметре достигают до 6,5 метра и парят в воздухе до двух часов.

Чанки - ранее игра с диском и копьем. В небо запускался каменный диск и игроки должны были попасть к него копьем. Теперь это игра колец и шеста: нужно поймать на шест как можно больше колец, брошенных вверх.

Пулук - настольная игра с фишками на очки.

Сегодня в Америке индейцем быть модно. Открываются индейские школы, множество сообществ по сохранению культуры и традиций этого «грустного народа», радио, газеты, телевидение на нескольких наречиях. Те, кто уезжает жить в большие города, имеют неразрывную связь с резервациями, возвращаются туда и пытаются изменить сложную ситуацию. Первая задача - это возможность дать образование индейским детям. Все «белые» учителя, работающие в индейских школах, отмечают их сообразительность и особое расположение к точным наукам.


Мудрость индейцев

Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.

В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет — они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек.

Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит.

Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая.

Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви.

Даже твое молчание может быть частью молитвы.


Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой.


Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о боге.


Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?


Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком.

Одно «возьми» лучше двух «я отдам».

Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым.

Правда — это то, во что люди верят.


Даже маленькая мышь имеет право на ярость.


Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее.

Не нужно много слов, чтобы сказать правду.

Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

У всего в Мире - своя песня


Размышления индейских старейшин


«Мир... приходит в души людей, когда они осознают свою взаимосвязь, свое единство со Вселенной и всеми ее силами, и когда они осознают, что в центре вселенной живет Вакан-Танка, и что этот центр в действительности находится везде, внутри каждого из нас».
(Черный Олень [Хехака Сапа], оглала сиу)

«Многие люди вряд ли когда чувствуют настоящую землю под своими ногами, видят растения растущими, кроме как в цветочных горшках, или оказываются достаточно далеко от уличных огней, чтобы поймать очарование ночного неба усыпанного звездами. Когда люди живут далко от мест созданных Великим Духом, им легко забыть Его законы».
(Татанга Мани (Идущий Бизон), стоуни)


«Учения существуют для всех, не только для индейцев... Белые люди никогда прежде не хотели учиться. Они считали нас дикарями. Теперь их понимание изменилось, и они хотят учиться. Все мы дети Бога. Традиция открыта для любого, кто хочет учиться».
(Дон Хосе Матусува, уичоль)

«Как старейшины, мы в свою очередь должны показать уважение к нашим молодым людям, чтобы получить от них уважение».
(Грейс Эзэк, нисга"а)


«Мы создаем зло среди нас. Мы создаем его; и потом пытаемся называть его дьявол, Сатана, зло. Но его создает человек. Дьявола нет. Человек создает дьявола».


«У нас есть биологические отец и мать, но наш настоящий Отец - Тункашила (Творец), а наша настоящая Мать - Земля».
(Уоллес Черный Олень, лакота)

«Та духовная сила, которой я служу, намного более прекрасна и намного более велика. Мы называем ее мудростью, знанием, силой и даром, или любовью. Это четыре части духовной силы. И я служу им. Когда ты служишь этой силе, она делает твой ум и дух прекрасными. Ты становишься прекрасен. Все, что создает Тункашила(Творец) - прекрасно».
(Уоллес Черный Олень, лакота)


«Безмолвие - это абсолютная устойчивость или равновесие тела, ума и духа».
(Чарльз Истмэн (Охайеса), санти сиу)

«Если ты веришь во что-то и веришь достаточно долго, это происходит».
(Катящийся Гром, чероки)


«Мы ответственны за состояние Земли. Мы те, кто отвечает за него и кто можем изменить его. Если мы проснемся, станет возможным изменить энергию. Возможно изменить все».
(Унбац Мен, майя)


«Люди должны быть отвественны за свои мысли, чтобы научиться конртролировать их. Возможно это не просто, но это возможно».
(Катящийся Гром, чероки)

«Раса и язык не имеют значения. Барьеры исчезают, когда люди объединяются на высшем духовном уровне».
(Катящийся Гром, чероки)

«В конце концов, природа будет учить».
(Том Портер, мохок)

Для нас 9 мая – это, конечно, прежде всего день Великой Победы. Но это не единственный праздник, отмечаемый в мире в этот день. Например, в США 9 мая – день индейцев. Как же живется индейцам в современной Америке?

Американские индейцы добились многого, отстаивая свои права на земли и полноценную роль в обществе. Но, из-за долгого истребления коренных американцев пострадала целостность их культуры. В наши дни индейцы всеми силами стараются сохранить и возродить свои традиции и язык. Старшее поколение борется за то, чтобы их дети и внуки могли совмещать современный образ жизни и культурные традиции своего народа.

Индейцы очень хорошо осознают свою духовную связь с предками, обращаются к ним за помощью и поддержкой. Для индейцев нет смерти отдельного человека: предки живут в них, а они будут продолжать жить в потомках.

(Всего 19 фото)

1. Одной из традиций индейцев является встреча различных племен раз в год на празднике «Пау Вау», во время которого представители каждого племени садятся в круг и поют межплеменную песню. На фото: Парни из Сейнт Пол, штат Миннесота, во время ежегодного праздника Кий-Йо Пау-уау в одном из университетов Монтаны в городе Миссула, штат Монтана.

2. Пока родители заняты своими делами во время ярмарки племени Кроу, юные индейцы развлекаются тем, что ныряют в реку Литл Бигхорн, около которой в 1876г. происходило легендарная битва между индейцами и кавалеристами США. Битва закончилась тем, что индейцы уничтожили 5 напавших на них рот американского полка.


3. Даже юные умеют легко управляться с лошадьми. На фото: Юные члены племени купают лошадей в реке Литл Бигхорн, во время ярмарки Воронов в Кроу Эджкенси, штат Монтана.

4. Место закладки фундамента одного из корпусов университета, который будет заниматься исследованием культуры коренных народов Америки, освещается на местный лад и посыпается табаком.

5. Шаманизм и тотеизм остались лишь у племен, которые живут в малодоступных районах США. В настоящее время среди верующих индейцев в большей степени распространены католики, мормоны, адвентисты и пятидесятники. На фото: Дженис Сингер во время службы пятидесятников в Резервации племени Воронов.

6. Общая численность коренных американцев по данным на начало 21 века превышает 60 млн. человек, что не так уж и мало. Но встреча соплеменников на дороге все равно может считаться поводом, чтобы остановиться и поговорить. На фото: Клинтон Бёрд достает сигарету, чтобы угостить своего друга Кортни Стюарта и обсудить новый центр кузовного ремонта автомобилей в их районе.

7. Очень живописна природа мест резерваций индейцев. Создается ощущение, что пейзажи остались такими же, какие были до прихода белого человека. На фото: Лошади племени недалеко от места битвы при Литл Бигхорн.

8. Из поколения в поколение передается искусство изготовления национальных одежд индейского народа. На фото: Ревонна Джой Аламо ждет, пока ее отведут обратно в лагерь после ярмарочного парада.

9. Для сохранения языка часть предметов в школе может преподаваться детям на индейском. На фото: Ученица школы языкового погружения во время занятия в Арли, штат Монтана.

10. Традиционные конкурсы танцев, костюмов и различные состязания на ярмарке во время праздника «Пау Вау» помогают сохранить культурное наследие индейцев. На фото: Юные танцоры выстроились в ожидании оценки их танцев во время празднования Кий-Йо Пау-уау.

12. А мамы для своих чад готовы стараться изо всех сил. И в костюмах маленьких индейцев может присутствовать много ручной работы. На фото: Бобби Сокс, Скользящая по льду, готовит своего внука к параду.

13. Ярмарочное родео – зрелище захватывающее, в котором решаются участвовать только настоящие смельчаки. На фото: Бык сбросил со своей спины Мисио Флореса во время ярмарочного родео, едва выскочив из ворот.

14. Праздничный стол даже у индейцев - участь прекрасного пола. Пока готовятся индейские и не очень индейские блюда есть возможность завести женский разговор.

15. Индейцы совсем не собираются отказываться от всего нового, что может предоставить им современное общество. На фото: Шестилетняя Маэ Биг Мэн слушает музыку и играет с куклой, сидя на крыльце своего дома, а ее сестра осваивает схемы вышивки крестом , в городе Нардин, штат Монтана.

16. И главное их достоинство - умение поддержать родственные и дружеские связи, традиции и обряды в современном суетливом мире. На фото: Семьи, друзья и родственники Скота Рассела по клану собрались на праздник у Кроу Эдженси во время выборов главного представителя племени, штат Монтана.

19. Выдержка и внутренняя сила и умение чувствовать внутреннюю связь со своим родом, которая воспитывается в юных индейцах с детства, помогает им успешно выступать не только в классических, но и в современных видах спорта. На фото: Николас Баррера и Тим Лусеро в местном скейт-парке города Биллингз, штат Монтана.