Связь конфликтологии с педагогической деятельностью. Педагогические конфликты. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют

Гребенюк О.С.

1. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Как известно, в настоящее время в школе учатся совершенно иные учащиеся, чем в 90-е годы. Об этом говорят данные социологических опросов, говорящие об отношении молодежи к труду, учению, к старшим. Около 70% школьников не любят труда, не имеют навыков бережливости, их мотивационная сфера резко поляризована: потребительская мотивация значительно превышает созидательную мотивацию. Среди жизненных интересов и ценностей интерес к профессии старшие школьники ставят на четвертое место, учение в школе - на десятое. За последнее десятилетие (1985-1995) резко изменилось отношение молодежи к старшим: уважение к старшим как ценность переместилось с первых мест в конец списка жизненных ценностей. Большинство старшеклассников (78%) считают, что начавшиеся в России перемены либо ни к чему не привели, либо вызвали ухудшение дел и в стране, и в школе (кто виноват? Ясно, что не школьники). Конфликты с учителями теперь (1995 г.) возникают в три-четыре раза чаще, чем пять лет назад. На вопрос: “Стали ли человечнее отношение учителей с детьми?” - ответили “да” 18% опрошенных взрослого населения России, а “нет” - 52%. Психологи отмечают, что на каждом уроке возникает от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педагогов и детей (10).

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:

И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;

Директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;

Химичка ругает меня за то, что я дружу с...;

Почему, если тебе не удается какой-нибудь предмет, учитель придирается ко всему. Например: “Было бы у тебя столько знаний, сколько одежды” Или: “Ты бы не волосы красила, а решала примеры”;

Учительница информатики заставила стереть помаду;

Учителя не дают высказывать свое личное мнение;

На счет оценок! Если я не согласна с отметкой, которую мне выставили за четверть, естественно, я начинаю отстаивать свое, то есть, например, мне поставили 3, а я уверенна, что знаю на 4. Совершенно не выслушивают, не хотят и не желают углубляться в этот вопрос. Учитель в какой-то степени психолог, так надо же не забывать это;

Физрук ударил Шурика;

Трудовик с неба берет оценки;

Учительница сказала, что тетрадь это лицо ученика, а раз в тетради есть пробелы, то значит и в голове то же самое.

Всякий раз, когда заходит разговор с учителями о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллегами, родителями, школьниками. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений учителя и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель. Отношения учителя и учащегося преломляются через его отношения с другими учениками класса, определяют реакцию ученика на замечания, обращения к нему учителя.

Готовы ли учителя к работе в изменившихся условиях? Как показывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. В наибольшей степени их беспокоит собственная неподготовленность к решению психологических задач, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией (10, с.64). Психологи отмечают, что “лишь у одного учителя из десяти достаточно развиты такие профессионально важные качества, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении (11, с. 23). В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.

2. Понятие конфликта в педагогике, конфликтные ситуации.

Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, “силой” или рангом. Ранг оппонента - это социальная характеристика человека. Например, оппонент первого ранга - человек, преследующий только собственные интересы и цели; оппонент второго ранга - человек, отстаивающий некую групповую цель и интересы и т.п. Человек более высокого ранга имеет более развитые индивидуальные и личностные качества.

Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию. Объект может быть эквивалентен призовому месту в спорте, денежной премии, праву на контроль, праву на человеческое достоинство. Если объект неделим, то он является одним из условий существования конфликтной ситуации. Если объект делим, и способ деления признается справедливым всеми участниками, то и конфликтной ситуации может не быть, она не должна возникать. Объект может быть как материальным, так и духовным как следствие желаний, интересов и т.п. Отношения между объектом и оппонентами можно сформулировать как доступность объекта для оппонента. Таким образом, конфликтная ситуация включает оппонентов, объект, цели и отношения между ними. Каждый из оппонентов характеризуется уровнем цели и интересов, доступностью для него объекта и рангом. Изменение одного из них приводит к изменению всех других составляющих конфликтную ситуацию.

По нашим данным две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладывают объективно существующее противоречие, проявляющееся в несоответствии взглядов учащихся и педагога на суть дисциплины (“я только повернулся и попросил карандаш у друга, а она уже замечание в дневник пишет”), неоптимально выработанных и несогласованных с учащимися критериях оценивания результата учебной работы (“в четверть выходило 4, а поставили 3”), отсутствии у учителей преподавательских умений и навыков (“учитель рассказывает неинтересно, на уроке скучно, хочется хоть с соседом поговорить”), педагогической этики и такта (“чуть, что не по ней, то сразу начинает кричать и ругаться”), приверженности традиционной авторитарной педагогической философии - “мое дело учить, а ваше - молчать и слушать”, вступает в противоречие с доминирующими потребностями возраста старших школьников - не только брать, но и отдавать, не только исполнять, но и вести и т.п., с социальными требованиями сегодняшнего дня - творческой активности, ответственности, самостоятельности индивида.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и неучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Такие ситуации могут приобретать характер конфликтных в случаях, если учитель, не выяснив мотивов сделает ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными отношениями, когда даются неоправданно отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам. Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица, очень тонка, почти незаметна. Поэтому конфликтная ситуация может перейти из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную.

Возможно, ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация - это сигнал - звонок - набат какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся пpотивоpечие. Не замечать его нельзя.

Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации заложена в его должностных функциях. Но, чтобы возник конфликт одной конфликтной ситуации недостаточно, конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов.

Конфликт - столкновение противоположно наплавленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Обратимся к школьной практике.

На уроке учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания не pеагиpовал, продолжал мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников. Как, по-вашему, это конфликт? Он произошел или еще нет? Это еще не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (то, что вызвало конфликтную ситуацию, - учебная работа). Но раз ученик не выполняет, учитель настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастет в конфликт.

Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом. В определенном смысле конфликтная ситуация и конфликт ведут себя независимо. Читатель спpосит, какое практическое значение для нас, как педагогов, может иметь знание стpуктуpы конфликта? Обратимся к практике.

Рассмотрим пример одной из конфликтных ситуаций, которая нередка в наших школах - это сорванный урок.

Урок шел как обычно. Учительница по черчению приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтоб он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Она и не подозревала, что провал ее урока начался, так как она поддалась на провокацию (не смогла быстро проанализировать и оценить конфликтную ситуацию). Учительница продолжила свое объяснение, но скрип все равно возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание (переход к действиям - возник конфликт).

Так она совершила сразу две педагогические ошибки. Прежде всего, если бы она учла особенности С. (озорной, наглый, неумный, трусливый), то поняла бы, что достаточно было взять дневник и положить к себе на стол, тем самым вызвать у С. стимул хорошо работать на уроке, чтобы не записали замечание в дневник. Вторая ошибка - это потеря драгоценного для учителя времени на запись замечания и привлечение к конфликту внимания всего класса.

Поскольку замечание было записано, С. стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока. Это была очередная ошибка молодой учительницы (она не выходила из конфликта, а еще более усугубляла его). Учительница в этом случае поставила себя в такое положение, когда ее авторитет публично, на глазах у детей, падает. Такие слова (“Удалю с урока!”) может себе “позволить” учитель только в том случае, когда он твердо уверен в том, что ученик подчинится его требованию, когда он обладает большим авторитетом и достаточной властью.

С. не только не вышел из класса, а еще больше продолжал препираться, тогда учительница хлопнула журналом и села за стол. Но это никак не подействовало ни на С., ни на класс. Прозвенел звонок, и со слезами на глазах учительница вошла в учительскую, где все учителя сочувствовали ей, слушая ее рассказ о сорванном уроке.

Следующий урок в этом классе был урок географии. Преподавала этот предмет учительница, которая была подругой молодой учительницы и острее других пережила ее рассказ. Будучи во взвинченном состоянии, оно, забыв поздороваться с детьми, стала на высоких тонах делать замечание С. про то как надо стоять за партой. С., как всегда, не смог смолчать, за что она начала его отчитывать и в конечном счете выгнала из класса. С., ничего не поняв, вышел. Класс также ничего не понял и солидаризировался с С., заняв негативную позицию по отношению к действиям учителя.

Следующий урок в этом классе был урок иностранного языка. Преподавала этот предмет классный руководитель. Вместо того, чтобы вести урок, она стала разбирать случай на уроке черчения.

С. не был трудным учеником, но в результате конфликта только с одним учителем у него были испорчены отношения с другими педагогами. После происшедшего С. возненавидел учительницу черчения.

Главная ошибка других учителей состоит в том, что из солидарности с коллегой они разрушили то, что долго создавалось и что должно быть основным правилом педагогического влияния на ребенка. Если эта волна учительской “солидарности” против С. вовремя не остановится, то весьма вероятно, что подросток быстро станет объективно трудным.

Анализ подобных фактов из школьной жизни показывает, что во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта - нежелательные поступки учащегося. В нашем примере причиной конфликта стали действия... учительницы, точнее, ее педагогически неграмотные действия. Ученик С. действительно создал конфликтную ситуацию, но конфликта могло и не быть, не допусти учительница ряд ошибок.

Во-вторых, легче конфликт предупредить, чем pазpешить. Задача учителя пpедупpедить возникновение конфликтной ситуации (где это возможно). Например, познакомиться с листом здоровья и сведениями о родителях по журналу класса. Если у ребенка заболевание эндокpинной системы - ждите немотивированных поступков и эмоциональных взрывов.

В-третьих, возможно возникновение инцидента, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Это касается прежде всего эмоциональной сферы (pаздpажение, гнев, обида). В таких случаях и ученику и учителю могут помочь навыки саногенного мышления и поведения.

Наконец, если предупредить конфликт не удалось, то его придется pазpешать. В педагогике неразрешенные конфликты особенно опасны как для педагогов, так и учащихся. Это длительный процесс, но при правильном его развитии воспитательный успех вам обеспечен.

Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал на урок), но могут быть созданы и по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными, или и тем, и другим.

Сторонами конфликт может восприниматься по-разному. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит процесс развития конфликта и его разрешение.

3. Динамика конфликта

Социальная психологии в динамике конфликта различает 4 этапа: 1) возникновение объективных пpотивоpечий; 2) осознание конфликтной ситуации; 3) переход к конфликтным действиям; 4) pазpешение конфликта. Рассмотрим подробнее каждый этап, но применительно к практике педагогов.

В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит противоречие. Противоречие - это двигатель пpогpесса, pазвития. Логично ли избегать его? Преодолевая разногласия, различия позиций или взглядов, мы поднимаемся на качественно более высокий уровень развития индивидуальности.

Вся педагогическая хитрость заключается во втором этапе динамики конфликта - осознании ситуации. Во-первых, если перед вами конфликт эмоциональный, где просто не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь, не нужно оценивать ситуацию как конфликтную. Необходимо позаботиться о том, чтобы, сработали механизмы психической защиты (см. главу о сфере саморегуляции) или стражи душевного здоровья: мудрость, понимание другого и свобода выбора переживаний (см. 8). Во-вторых, если налицо объективное пpотивоpечие, где есть объект конфликта (именно тот, в котором вы увидели воспитательный потенциал), вы оцениваете ситуацию как конфликтную конструктивную и переходите к конфликтному поведению.

Под “конфликтным поведением” мы понимаем не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника. Оно включает в себя продуманную систему акций, как для учителя, так и учащегося. Эта система конфликтного поведения представляет собой pазpаботанные и реализованные известные стили поведения в ситуация разногласия. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на школьника зависит от правильно оцененного учителем пpотивоpечия (есть ли в конфликте делимый или неделимый объект конфликта) и от оптимально выбpанного стиля поведения.

Таким образом, педагогический конфликт - это объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального pазвития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) которого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального pазвития.

КоллективеДипломная работа >> Психология

Конфликта в сознании. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение... профессионального общения с представителями различных возрастных категорий учащихся. Данные, полученные при...

Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.

Как социально-психологическое явление свойственен практически всем сферам жизнедеятельности человека. Исходя из этого, практически все отрасли научного познания в той или иной мере связаны с конфликтологией. Эта связь носит взаимный характер. Конфликтология, являясь самостоятельной научной дисциплиной, особенно тесно связана с теми областями знаний, на базе которых она, собственно, и образовалась, - с социологией и психологией.

Конфликтология как наука пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых других наук, если это помогает в изучении конфликтов.

Конфликтология как наука использует :

  • Теоретические модели;
  • Данные;
  • Приемы;
  • Методы.

С одной стороны другие области научного знания дают конфликтологии фактический материал, а с другой - являются точкой приложения ее концепций.

Социально-гуманитарные науки: Фактический материал >> << Точка приложения конфликтологических концепций: Конфликтология

Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:

  • дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию.;
  • Математики - математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;
  • Психология - изучение конфликта с точки зрения противоречивости функционирования психики человека;
  • Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.

Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированных философией.

Методологические принципы:

  • Принцип развития;
  • Принцип единства теории, эксперимента и практики;
  • Принцип системного подхода;
  • Принцип конкретно-исторического подхода;
  • Принцип объективности;
  • Принцип всеобщей связи.

Охарактеризуем эти принципы более подробно.
В соответствии с принципом развития конфликтология рассматривает конфликт с диалектических позиций как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. И не только от простого к сложному, но и наоборот. В процессе изучения конфликта выявляются основные тенденции его эволюции. При его длительном непрерывном развитии анализируется переход от одних форм к другим, как правило, ОТ простых к более сложным. Такой анализ позволяет делать более точные и долговременные прогнозы возможных вариантов его развития и результата. Таким образом, конфликт не есть что-то постоянное, это динамично развивающееся многообразное, системное, неповторяющееся явление. Но процесс развития конфликта идет в соответствии. С определенными общими закономерностями. Эти закономерности как раз и позволяет выявить учет принципа развития.

Принцип всеобщей связи требует при изучении конфликта выявлять максимальное количество как внутренних связей конфликта, так и внешних, связывающих его с другими социальными и психическими явлениями и процессами. При этом конфликтология опирается на основные законы и парные категории , выполняющие методологическую роль при изучении конфликта.

Основные законы диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей;
  • Закон отрицания отрицания;
  • Закон перехода количественных изменений в качественные.
  • материя-движение;
  • качество-количество;
  • сущность-явление;
  • причина-следствие;
  • необходимость-случайность;
  • содержание-форма;
  • единичное-всеобщее;
  • время-пространство.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики . Исходя из этого принципа, конфликтология рассматривает конфликт любого уровня с точки зрения оптимального соотношения его теоретической и практической компонент. Несоблюдение требований данного принципа приводит к снижению эффективности вырабатываемых ею практических рекомендаций.

Исходя из требований принципа системности , конфликтология рассматривает конфликт как системное явление. Любой конфликт включает: соответствующие компоненты, эти компоненты между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и функционируют в соответствии с определенными тенденциями и закономерностями.

В соответствии с принципом конкретно-исторического подхода конфликтология подходит к рассмотрению конкретного конфликта с учетом конкретных исторических, временных и социальных условий, в которых он возникает, развивается и разрешается.

Принцип объективности требует от конфликтологии как науки рассматривать конфликт в большей степени минимизируя влияние субъективных факторов, как личностных, так и групповых.

Тесная взаимосвязь конфликтологии с социологией и психологией обусловлена тем, что она рассматривает конфликт как социально-психологический феномен, как результат противоречивости функционирования человека, как форму социального взаимодействия людей. Зародившись почти одновременно в недрах социологии и психологии как самостоятельная наука, ей свойственны две новые традиции: психоаналитическая и социально-психологическая.

Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.

Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту. Такая попытка еще в 1920 году была предпринята российским математиком Г.Ф. Гаузе. В развитии отношений конфликтологии и математики можно выделить ряд этапов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА :

  • 1-й ЭТАП 1920-1933 гг. (Г.Ф. Гаузе);
  • 2-й ЭТАП 1940-1974 гг. Математическая теория игр Модель «рефлексивных игр» (В.А. Лефсвр, Т. Саати, В. Крапивин и др.);
  • 3-й ЭТАП 1975-1985 гг. Применение математических моделей в решении частных проблем экономики, спорта;
  • 4-Й ЭТАП 1986 г.- настоящее время. Создание программного продукта для использования ЭВМ в моделировании конфликта.

Однако человеческие конфликты настолько сложны, разнообразны и специфичны, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для математического описания, делают их мало-информативными. Достаточно эффективно математические модели зарекомендовали себя при моделировании масштабных конфликтов. В частности, Т. Саати на математической модели американско-вьетнамской войны доказал необходимость вывода американских войск из Вьетнама еще до ее окончания.

В экономике, спор те, поенном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.

Таким образом, выделившись в относительно самостоятельную отрасль научного знания, и на сегодняшний день тесно взаимосвязана не только с социальными науками, но и с естественными.

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин пе­дагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Современная актуализация интереса к педагогической конфликтологии обусловлена многими причинами. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, ока­залась в сложном положении. Резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и вос­питания, существенные сдвиги в области культурных ориентации всей обще­ственной системы, масштабное развитие криминогенной ситуации не могло не сказаться в целом на состоянии образовательной системы в нашей стране. Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной ра­боты в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с уче­том особенностей школьного социума, по формированию благоприятного мо­рально-психологического климата, методика индивидуального консультирова­ния, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.

Многие процессы, происходящие в общественной жизни или, говоря кон­кретно, в педагогической или управленческой деятельности – это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур. Одним из действенных способов упреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения, оказание психологической и педагогической помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния в этом нуждается. Повышенный интерес вызывает дальнейшая разработка вопросов адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и интеграции, свидетельствующих о достижении психологической совместимости людей и комфортности их меж­личностного общения. Особо актуальны сегодня мониторинговые социаль­но-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов, создание и функционирование конфликтологических служб в образователь­ных учреждениях.

Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм профессиональной этики, умение руководителя направлять конфликты, возникающие в школьных кол­лективах, в конструктивное русло. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного руководителя является его которая включает набор определенных знаний и умений. Более того, обязательным требованием к атте­стации руководящих и педагогических работников является оценка человековедческой компетентности , включающая и конфликтологическую подготовку. В связи с этим в 2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по опре­делению уровня человековедческой компетентности современного педагога.

Предпринятые за последние 20-30 лет попытки научной разработки основ­ного содержания педагогической конфликтологии, опыт практического участия конфликтологов в различных сферах деятельности, показав свою реальную значимость, обнаружил «настоятельную необходимость разносторонней мето­дологической, теоретической и методической работы по концептуализации конфликтологического знания, его оснащению адекватным понятийным ап­паратом и соответствующими эмпирическими процедурами и средствами как для развития возникших конфликтных ситуаций, так и для их эффективного регулирования и разрешения» .

Рассуждая о теоретико-методологических и прикладных проблемах кон­фликтологии, значимых для педагогической практики, прежде всего следует отметить, в чем заключается особенность педагогической работы и почему современный педагогический социум является социальным пространством по­вышенного напряжения.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по клас­сификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен ак­тивно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. «Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка спо­собствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы » .

Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих личност­ных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личност­ную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

Как известно, демографической особенностью педколлектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в одно­родных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной про­фессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.

В жизнедеятельности педколлектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Пси­хологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений. Дифференциация в сфе­ре функционально-статусных отношений порождает социальное неравенство, которое также провоцирует психологическую напряженность.

Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взро­слых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфлик­та отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования спе­цифических компонентов социального опыта воспитанников.

Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания яр­ко проявляется конфликтогенность педагогического социума, заключающаяся в следующем:

Все это приводит к выводу, что конфликтность является закономерно­стью функционирования педагогического социума. Однако данная закономер­ность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рас­смотрения.

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

(Журнал: Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394)

____________________

Конфликтология и конфликты

Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией. Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса . Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности , девиантному поведению , страху школы, низкой самооценке , суициду и к острому конфликту с учителем .

Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

Конфликты в педагогической деятельности

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик », «учитель-родитель », «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником , то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога .

Особенности педагогических конфликтов

  • Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
  • Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
  • Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
  • Школа - это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе .
  • Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента. Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы , которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс .

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей. Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога). Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

  • Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
  • Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив . Главное, чтобы соотношение сил было равное.
  • Определить роль ведущего в разборе конфликта.
  • Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
  • Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
  • Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?
  • Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры , деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

Школьная служба медиации. Технологии разрешения педагогических конфликтов


Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии

Причины возникновения педагогических конфликтов

В настоящее время идет активное реформирование системы образования в Российской Федерации.

Изменение социально-экономических условий.

Сдвиги в области культурных ориентации всей общественной системы.

Развитие криминогенной ситуации.

Падение престижа педагогической профессии в обществе;

Снижение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях;

Возросшая напряженность в межличностных отношениях в образовательном социуме;

Невротический стиль общения во многих семьях;



2. Особенности педагогических конфликтов в сфере социального взаимодействия

Ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение - это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;

Разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся - справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму;

Присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает определенный смысл и для них.

Участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте;

Профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности;

Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся;

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Проблемы школьной адаптации

Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста:

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития.

Причины, приводящие к проблемам адаптации:

Ø Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая

мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).



Ø Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

Ø Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

Уход от деятельности:

Ø Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Ø Также адаптация будущего первоклассника зависит во многом от личности самого ребенка

Неуспешный школьный старт приводит к нарушению настроения, снижению самооценки, и даже к ухудшению здоровья ребенка. Он становится раздражительным (или вялым, безучастным), плохо спит, отказывается от еды.

Детская дезадаптация:

1. Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию,

2. вызванное самыми разными причинами:

3. просчеты воспитания;

4. особенности характера и темперамента;

5. личностные характеристики.

6. Как помочь:Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.

7. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

8. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

Если вовремя не обратить внимания на затруднения детей и не оказать действенной помощи в период адаптации, проблемы в обучении будут все больше нарастать. Если оставить ребенка без родительского внимания и корректной профессиональной поддержки, период приспособления к новым условиям, новым людям, предъявляемым требованиям затягивается, его проявления приобретают стойкий негативный характер.

Ответственные за отсутствие проблем адаптации первоклассников: учитель и родтели.

Родители должны подготовить как морально так и физически своего ребенка к школе, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта и был на равнее по подготовленности с другими ребятами. Необходимо со стороны родителей в случае необходимости (если они не могут сами,например) привлечь психолога. То есть заняться этой проблемой заблоговременно. Что касается учителя, он должен принять все меры, чтобы ребятам было интересно друг с другом, заинтересовать их учебным процессом, создать благоприятную психологическую атмосферу в классе, чтобы маленькому человечку хотелось идти учиться.

Также существуют проблемы адаптации детей при переходе в 5 класс. Есть проблемы и при переходе в 10. Это также является сложным периодом для детей. В 5 классаим приходится самим передвигаться по кабинетам, то есть быть более самостоятельными, общаться с разными педагогами. Мне кажется, чтобы избежать проблем данного вида адаптации необходимо отвлечь их от этой проблемы. В 10 же классе необходима работа школьного психолога, так как здесь часто решается судьба соединения классов. Роль родителей остается также не менее значительной.

Предпочтения

Недостатки

Приспособление (соглашательство, уступка):

Предпочтения

Недостатки

Конкуренция

Предпочтение объясняется

· эгоцентризмом;

Недостатки

Компромисс (кооперация):

Недостаток компромисса Он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта.

Сотрудничество:

Сочетание стратегий различно.

На выбор стратегии поведения в конфликте влияют:

· соотношение статусов субъектов конфликта;

· иерархия ценностей или ценностные ориентации;

· прошлый (позитивный, негативный или неопределенный) опыт конфликтного взаимодействия,

· цель поведения в конфликте (победить, решить проблему, сохранить позитивные отношения); и др.

  1. Предупреждение конфликтов в педагогических системах

Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.
Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какого-либо участника конфликтной ситуации. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.
Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:
– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);
– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;
– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;
– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;
– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;
– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;
– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.
Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах :
– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;
– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;
– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;
– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;
– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.

Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Философия пед конфликта

Философствование как форма терапии конфликта

Детское философствование:

· Сомнние

· Вопрошание (кто я?)

· Умалчивание(почему меня не любят?)

· Детская логика и др.

ПЕРВЫЙ(с 2 до 5 лет)

Ребенка интересуют все основные аспекты философствования как деятельности:

· осмысление бытия, вопросы познания, проблемы социально-философского порядка, а также понимания себя в качестве уникального проявления жизни и творца культуры и ценностей

· ребенок определяет окружающий его мир как свой (в котором осваиваются не только предметы, но и события)

· Рефлексия ребенка изначально не имеет разделения «Я – Мир». Ребенок сам себе мир, который исчезает, стоит лишь закрыть глаза. Этот естественный эгоцентризм находит внешнее выражение в речи и игре.

ВТОРОЙ(младший школьный возраст)

· ребенок понимает, что есть Другой и, что нужно согласиться с позицией Другого, с его правом на жизнь, на особое поведение и активность

· вопросы относительно сути, смысла и ценности человеческого существования: вопросы, связанные с тайной рождения: «Почему и как люди появляются на свет?», «Что такое отношение между полами?».

· формирование нравственных норм, совести и человеческого достоинства.

ТРЕТИЙ(средняя школа)

· Наиболее остро встают проблемы идентичности (половой)

· вопрос о справедливости

· вопрос- можно ли меня любить? Могу ли я любить кого бы то ни было? почему я не кто-то? Любовь и дружба, ненависть – подобные эмоциональные состояния заставляют ребенка задавать вопросы и пытаться найти ответы на них.

ЧЕТВЕРТЫЙ(подростковый возраст)

· Задача подростка выяснить свою уникальную и неповторимую особенность,

· определить, в чем его отличие от других детей. Поэтому ставится проблема смысла жизни в форме таких вопросов: «Для чего я живу?», «Почему я появился на этот свет?»

· ответственность за происшедшее,ценности, представления о том, что есть хорошая жизнь.

Типология культур Мид

· Постфигуративная культура - культура, «где дети, прежде всего, учатся у своих предшественников». Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения. Для сохранения такой культуры необходимы два условия - отсутствие сомнений в ценностях культуры родителей, старших и отсутствие осознанного отличия.

· Кофигуративная культура. Особенностью является преобладающая в ней модель поведения современников. Здесь «опыт молодого поколения радикально отличен от опыта их родителей» полный разрыв.

· Префигуративная культура. Между поколениями наблюдается полный разрыв.

Философствование как прием инновационного образования

Детей следует значительно больше, чем сейчас принято, но столь же систематически, как и другим школьным предметам, учить самостоятельно рассуждать о смысле моральных, юридических, социальных понятий. Таких, как, например, личность, свобода, право, ответственность, уважение к другим людям, компромисс, насилие и т.п., а также о связях и отношениях между этими понятиями.

2. У детей должно быть гораздо больше практики по овладению способами разрешения эмоциональной напряжённости, проявлению терпимости и нахождению разумных компромиссов.

Задачей любого образования является воспроизводство определенного социального типа, а задачей человека – определение себя в той структуре социальной реальности, которая существует в настоящем.

При выходе из школы ребенок должен уметь философствовать, таким образом, предотвращая какие-либо кризисные ситуации в своей жизни, осваивая самого себя, определяя ту реальность, в которой он живет, рефлексируя по поводу изменяющихся кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в его взрослой жизни.

Педагогика фасилитации

Фасилитация:

Под педагогической фасилитацией понимают механизм помощи, повышения скорости и продуктивности образовательной деятельности, основанный на признании субъектности участников образования.

Фасилитация противопоставляется принципу формирования, который в свою очередь основан на признании ребенка, ученика, воспитанника объектом педагогического воздействия.

Важнейшим механизмом фасилитации являются диалоговое общение, использующее технику активного слушания и адекватного говорения.

Умение слушать других – один из основных навыков при разрешении конфликтов.

Техники активного слушания:

– Безмолвное слушание, дополненное невербальными знаками внимания, позволяет показать собеседнику заинтересованность разговором, поощрить его к продолжению общения.

– Простое повторение с целью прояснение смысла сказанного может быть эффективно использовано при общении с людьми в состоянии агрессии.

– Уточнение, прояснение, перефразирование (краткое изложение слов оппонента в собственной редакции, но сохраняя его точку зрения) обеспечивает по возможности более точное понимание смысла сказанного.

– Демонстрация, отражение чувств другого человека позволяет установить обратную связь и показать, что чувства другого человека понятны и важны.

Это требует определенной эмпатийности (способности к эмпатии, сопереживанию, отождествлению себя с собеседником, разделению его интересов и чувств) и вносит в общение теплоту и доброжелательность.

– Подведение итогов (резюмирование) является своеобразной формой соглашения, выражения общей с оппонентом позиции.

Ловушка восприятия

Любое ваше обращение к человеку должно учитывать человеческий фактор. И главное его следствие - увязывание отношений между сторонами с дискуссией по существу дела. Проще говоря – плохо относятся к вам, плохо к любому вашему слову и предложению. Мы буквально падаем в ловушку своего восприятия и перестаем видеть факты.

Даже железная логика будет здесь бессильна. Спорящие стороны – как выдвигающая требования так и отклоняющая их будут относится к людям и проблеме одинаково. И любое, даже самое невинное замечание о сути проблемы:

· На кухне беспорядок

Будет воспринято как личное обвинение , вызывая ответный укол:

· А ты что, принц Датский?! Вот и помог бы мне прибраться!

Суть любого вопроса глубоко переплетается с психологическими аспектами. Люди склонны из замечаний по существу дела, из указаний на факты делать необоснованные выводы. Они легко продлевают суждения намного дальше того, что было сказано.

За замечаниями по существу будут подозреваться намерения . За указаниями на факты найдут отношение к этим фактам или, как в примере, еще дальше – негативную оценку и обиду, даже угрозу себе лично.

Предпочтения

· Избегание является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат.

· Ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя.

· Когда сила противника слишком велика.

Дети прибегают к таким приемам избегания конфликта (появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск занятий)

Педагоги в ситуации неуверенности, неподготовленности, неумения выстроить свою позицию и организовать разрешение конфликта.

Недостатки

· Иногда затягивание решения конфликта приводит к непомерному росту проблемы и нарастанию напряженности в коллективе

Приспособление (соглашательство, уступка):

Предпочтения

· Приспособлением необходимо владеть для построения взаимоотношений с близкими людьми, когда предстоит сделать выбор: хотите ли вы быть правым или сохранить спокойствие, целостность и счастье вашего объединения

· К такой стратегии может склонить значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза более серьезных негативных последствий или отсутствие шансов на другой исход.

Недостатки

· Главные спорные вопросы остаются неразрешенными

· Приходится поступиться своим достоинством и честью, терять собственное лицо,отказываться от своей системы ценностей. .

· В конфликте отцов и детей (педагогов и учащихся) зависимая позиция ребенка подталкивает его к соглашательству.

Конкуренция (преодоление, доминирование, подавление,
борьба, соперничество, напористость, конкуренция,доминирование)

Предпочтение объясняется

· подсознательным стремлением оградить себя от переживания поражения;

· эгоцентризмом;

· напряженными межличностными отношениями;

Недостатки

· редко приносит долгосрочные результаты, поскольку проигравшая сторона не будет поддерживать решение, принятое вопреки её воле, а иногда прибегает даже к прямому саботажу (сознательному невыполнению) этого решения;

· после длительной конфронтации остаётся осадок горечи, негативное «послевкусие», что требует релаксации;

Компромисс (кооперация):

· Это тактика достижения соглашения взаимными уступками на основании использования формальных компонентов и апелляции к формальному порядку вещей.

· В конфликте делится какая-то конечная величина, и в процессе этого раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.

· Раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, раз мы не можем увеличить размер делимого объекта, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение.

Недостаток компромисса

· Он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта.

Сотрудничество:

· участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных взаимоотношений.

· соглашение достигается в форме высококачественного решения, не встречающего возражений со стороны субъектов взаимодействия.

· участники прежде всего стремятся победить проблему, а не друг друга,

· В основу данной стратегии положен закон толерантности.

· Для достижения соглашения субъекты принимают роль партнеров, используют неформальные компоненты – убеждение, аргументацию.

· Цель использования данной стратегии – достижение долгосрочного согласия.

Сочетание стратегий различно.

Предмет и метод педагогической конфликтологии

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Педагогическая конфликтология – одна из основных отраслей педагогических знаний. Предметом ее изучения являются закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия.

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт.

2. Важнейший инструмент процессуального анализа - определение основных этапов или стадий развития конфликта.

3. Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.
4. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого анализа. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные.

5. Разрешительный.. В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов.