Юрий и виталий соломины. Каким на самом деле был милый доктор ватсон. Обучение и начало актерской карьеры

Визитная карточка актера Виталия Соломина – сдержанно-серьезный доктор Ватсон. Почти всегда он был таким же и в реальной жизни. Но иногда он выпускал на волю гусарскую часть своей души и тогда случался пир на весь мир – банкеты с друзьями, горы цветов жене и феерверк добрых розыгрышей.

У этого актера была яркая и насыщенная творческая биография, и несколько десятков запоминающихся ролей. Первую славу актеру принесла картина «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Затем были «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва».

Детство и юность

Родился Виталий Соломин 12 декабря 1941 года в Чите, в творческой семье. Отец Мефодий Соломин и мама Зинаида Рябцева преподавали музыку, и старались эту любовь передать сыновьям. В семье уже подрастал старший сын Юрий. Благодаря родителям, Виталий быстро освоил премудрости игры на фортепиано, его отдали в музыкальную школу чтобы продолжить обучение. Виталий не любил этот инструмент, но спорить с родителями не стал. Его любимым занятием было чтение, из авторов мальчик предпочитал Конан Дойля, которым зачитывался долгими зимними вечерами, сидя у печки.

Вскоре родители поняли, что музыкант из сына не получится, и разрешили ему заниматься тем, чем он хочет. Парень увлекся спортом, и был записан во все кружки, которые смог найти в родном городе. Он одновременно ходил на волейбол, баскетбол, легкую атлетику и гимнастику. Но предпочтение все же отдавал боксу.

После окончания школы в 1959-м, Виталий принимает решение отправиться в Москву, и попробовать свои силы в театральное училище им.Щепкина, которое в свое время закончил его брат . Удача была на стороне молодого симпатичного абитуриента, и он пополнил ряды студентов. Его преподавателем стал Николай Анненков, а в сокурсники судьба послала Виталию и .

Одной особенностью Виталия Соломина был поразительный максимализм, из-за которого он чуть не бросил училище после первого года обучения. Будущий артист привык получать только отличные отметки, и когда ему поставили 4, то хотел даже бросить учебу.

Театр

Но все-таки здравый смысл победил, и юноша продолжил учебу в театральном вузе. Дебют Виталия Соломина на сцене театра состоялся еще на втором курсе обучения. Его пригласили в Малый театр, для участия в постановке «Твой дядя Миша». После получения диплома «Щепки» Соломина принимают в труппу этого театра. В его репертуаре были в основном классические образы – Чацкий, Астров, Хлестаков, Протасов. В 70-е годы у Соломина появился интерес к режиссерской деятельности. Он выпустил спектакли «Живой труп» и «Мой любимый клоун», которые пришлись по вкусу его поклонникам.


Виталий Соломин служил не только в Малом театре, одно время он выходил на сцену Театра им.Моссовета. Поклонники артиста помнят его прирожденный талант чтеца, особенно проявившийся во время записи романов «Похождения отца Брауна» и «Слово о полку Игореве».

Фильмы

Кинематографическая биография Виталия Соломина стартовала с картины «Улица Ньютона, дом 1», в которой он стал филологом Боярцевым. Это была эпизодическая роль, давшая начинающему артисту первый опыт работы на съемочной площадке. Потом Виталия позвали в ленту под названием «Женщины», в котором ему пришлось стать Женей – сыном центральной героини. После этой роли об актере Виталии Соломине заговорили.

А вот всесоюзная слава накрыла артиста после того, как он стал лучшим помощником Шерлока Холмса – доктором Ватсоном в ленте «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Роль Холмса досталась , и он отлично вписался в этот образ. Первая двухсерийная картина вышла в 1979-м. Потом режиссеру Игорю Масленникову захотелось продолжить приключения двух сыщиков, и он снял еще четыре ленты, в которых было по несколько серий. Дуэт Ливанова и Соломина принимал участие в экранизации двенадцати рассказов известного писателя.

Именно советский фильм с главными персонажами, мастерски воплощенными в жизнь Соломиным и , считается самым лучшим из всех, что были сняты по произведениям Конан Дойля. В знак благодарности и признания мастерства актеров, в Москве, рядом с посольством Великобритании был установлен памятник великому сыщику и его бессменному помощнику. При пристальном рассмотрении лиц и фигур этих двух персонажей, можно увидеть, что они являются точной копией актеров, так талантливо изобразивших их на экране.

Еще одним знаковым фильмом в карьере актера Виталия Соломина стала «Зимняя вишня». Его персонаж очень неоднозначный и каждый зритель воспринимает его по-своему. В этой ленте Виталий стал Вадимом Дашковым, женатым любовником главной героини. Персонаж вроде бы отталкивающий, но в исполнении Соломина он получился не таким уж и плохим. Картина нашла своего зрителя, особенно понравилась женской половине зрительской аудитории. Было принято решение снять продолжение, и с интервалом в пять лет вышло еще два сезона полюбившейся истории.

Не менее интересными были работы Соломина в картинах «Сильва» и «Летучая мышь», снятых режиссером Яном Фридом. Эти ленты помогли актеру продемонстрировать всем свой комический талант, благодаря которому истории смотрятся на одном дыхании.

Личная жизнь

В жизни Виталия Соломина было два официальных брака. Первый раз он женился на актрисе Наталье Рудной. Их знакомство состоялось в 1962-м, во время студенческой постановки, а в 1963-м они поженились. Очень скоро их семейная жизнь разладилась, и молодые люди развелись. После бракоразводного процесса Соломин решил, что больше не будет жениться никогда.


Прошло несколько лет, и Виталия пригласили на пробы в картину «Городской романс». Среди приглашенных на кастинг была и Мария Леонидова, которая училась в текстильном институте. Ассистенту режиссера очень понравилась эта девушка, случайно встреченная на улице, и он позвал ее пройти отбор в кино. Виталию Соломину не удалось попасть в этот проект, а вот девушка ему очень понравилась. Так в 1970-м его личная жизнь полностью изменилась – молодые люди расписались. В 1973-м в семье родилась дочка Анастасия, в 1984-м еще одна дочка Елизавета. Лиза продолжила дело отца и стала актрисой и продюсером. Замужем за режиссером Глебом Орловым.

Соломин был сдержанным и серьезным человеком, но иногда мог устроить настоящий праздник души, особенно посреди обычных будничных дней. Однажды он придумал организовать новогодние праздники в разгар весны.

Причина смерти

Виталий Соломин долгие годы жаловался на гипертонию. Обострение болезни случилось 24 апреля 2002-го, во время постановки «Свадьба Кречинского». Еще с самого утра актер почувствовал неладное, у него сильно кружилась голова и совершенно не было сил. Но он был настоящим актером, и даже не представлял, что может стать причиной отмены спектакля. Он сумел продержаться только первый акт, и потерял сознание. Уносить актера пришлось на руках. Медики поставили неутешительный диагноз – инсульт, и начали борьбу за его жизнь. В течении месяца доктора пытались улучшить состояние актера, но почти все время он был в коме.

Фото: Могила Виталия Соломина

Соломин часто повторял, что хотел бы уйти из жизни как Мольер или , то есть, как настоящие артисты, на сцене. Наверное, где-то в небесной канцелярии его слова были услышаны, потому что на сцену он больше не вернулся. Виталия Соломина не стало 27 мая 2002 года. Местом вечного упокоения стало Ваганьковское кладбище столицы.

Избранная фильмография

  • 1963 - Улица Ньютона, дом 1
  • 1967 - Бабье царство
  • 1972 - Последние дни Помпеи
  • 1979 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон
  • 1979 - Летучая мышь
  • 1981 - Сильва
  • 1982 - Пиковая дама
  • 1982 - Бой на перекрёстке
  • 1983 - Возвращение с орбиты
  • 1985 - Зимняя вишня
  • 1991 - Рогоносец
  • 1996 - Тесты для настоящих мужчин
  • 2001 - Остановка по требованию
  • 2003 - Пан или пропал

Ссылки

  • Капризы доктора Ватсона. Настоящее лицо Виталия Соломина

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Любимец публики, талантливый актёр, трепетный и галантный на экране... Почему же обаятельного Ватсона называли Каменнным Цветком?

Самыми известными работами Виталия Соломина стали роли в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва» и др. Обаятельный, восторженный и добродушный на экране, в жизни он был совсем другим. Его друзья и близкие утверждают, что за кадром он часто был угрюмым, замкнутым, бескомпромиссным и жестоким. Правда, таким же застенчивым, как и во многих своих фильмах.

Юрий и Виталий Соломины

Говорят, из-за непростого характера у Виталия Соломина даже был конфликт с родным братом, не менее известным актером Юрием Соломиным. Во всех интервью Юрий отказывался говорить о брате. Их семьи не общаются друг с другом. Зрители постоянно сравнивали братьев, хотя поводов для зависти или конкуренции между ними никогда не возникало – оба были в равной степени талантливы, успешны и популярны.

Виталий Соломин в фильме *Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона*

Андрей Кончаловский говорит, что Виталий Соломин был интровертом и испытывал трудности в общении. За это он и получил от него прозвище Каменный Цветок. Когда доктору Ватсону нужно было по сценарию поцеловать героиню, процесс застопорился – Соломин не мог преодолеть стеснение. Возможно, именно благодаря двойственности характера актеру одинаково хорошо удавались и комедийные, и драматические роли.

Виталий Соломин в роли доктора Ватсона

Василий Ливанов и Виталий Соломин

Ролью, которая принесла актеру всесоюзную популярность, стала роль доктора Ватсона. Поначалу у Виталия Соломина и Василия Ливанова на съемочной площадке отношения не ладились – оба отличались твердостью характера и упрямством, оба исполняли главные роли в фильме и считали нужным объяснять режиссеру и друг другу свое видение тех или иных сцен. Но в процессе съемок они превратились в настоящий творческий тандем, и после этого их самих и членов их семей связывали теплые дружеские отношения. Василий Ливанов признается: «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился».

Виталий Соломин в фильме *Летучая мышь*, 1978

Виталий Соломин с женой Марией Леонидовой в фильме *Сильва*, 1981

Почти всю жизнь прожив с одной женщиной – Марией Леонидовой, актер все же не отличался постоянством. Жена признается, что дважды ей пришлось прощать его измены. Во многом актер повторил судьбу своего героя из «Зимней вишни»: он тоже влюбился, будучи женатым, и тоже так и не решился уйти из семьи. У Соломина было два бурных романа с актрисами. Жена не только прощала, но и оправдывала мужа: говорила, что это было для него источником вдохновения.

Виталий Соломин с семьей, 1985

Кадр из фильма *Зимняя вишня*, 1985

При этом Соломин не умел демонстрировать свои чувства, особенно на людях. В семье был требовательным, категоричным и бескомпромиссным, диктовал свои условия и ожидал беспрекословного подчинения. Он настоял на том, чтобы его жена оставила актерскую профессию. Причем это условие он поставил, когда делал предложение. «Зарабатывать деньги, устраивать быт считалось его обязанностью. А моей – сделать так, чтобы всем членам семьи дома было хорошо. У нас был домострой, но по обоюдному согласию», – признается Мария. А однажды, когда жена после работы задержалась за разговором с подругой и не предупредила об этом, Соломин спустил ее с лестницы и захлопнул дверь перед ее носом.

Виталий Соломин с семьей

Виталий Соломин с женой и детьми

Впрочем, требовательным актер был не только к близким, но в первую очередь к самому себе: страдая от повышенного давления, Соломин не щадил себя и до последних дней выходил на сцену. В его последнем спектакле «Свадьба Кречинского» он пел, плясал и даже садился на шпагат! Он говорил, что мечтает умереть на сцене, как Андрей Миронов. К сожалению, почти так и произошло. 24 апреля 2002 г. актер едва смог доиграть первый акт, а в антракте его унесли со сцены на руках. Врачи диагностировали инсульт, около месяца Соломин пролежал в больнице и 27 мая скончался.

Народный артист России Виталий Соломин

Народный артист СССР Юрий Соломин «проснулся знаменитым» после роли капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства». Всего на его счету более 50 кинокартин и десятки образов на театральной сцене. Недавно 82-летний актер стал гостем программы Бориса Корчевникова «Судьба человека», где рассказал о своей жизни и конкуренции с младшим братом.

Во время учебы в театральном училище имени Щепкина Юрий Соломин встретил свою судьбу на всю жизнь. Он познакомился с будущей женой Ольгой, которая была его сокурсницей.

«Мы сидели в одной аудитории, одно место было свободно. Она опаздывала на урок и села рядом со мной. Это была наша первая встреча. С тех пор мы не расстаемся вот уже 60 лет», — рассказал Юрий Мефодьевич. Во второй половине 50-х годов студенты жили бедно, и влюбленный актер дарил Ольге сахар и другие вкусные вещи, которые ему удавалось раздобыть.

A post shared by (@ivan.sadovnikov) on Jun 17, 2017 at 11:09pm PDT

Роли Юрия Соломина в кино

Юрий Соломин рассказал, что у них с Ольгой не было свадьбы, платья и костюма. «Мы знаем цену каждой копейки. Сейчас все хорошо у нас, ни в чем не нуждаемся, но и тогда мы были счастливы. Свадьбу не играли: вместе после росписи пошли в Столешников переулок и вдвоем посидели в кафе». В 1965 году у супругов родилась единственная дочь Дарья, которая в 1990 году подарила им внучку Александру.

После появления дочери Ольга оставила актерскую карьеру и стала домохозяйкой, посвятив себя мужу и ребенку. Именно жена Юрия отвела за руку в театральное училище имени Щепкина его младшего брата Виталия.

Иногда братья Соломины даже выходили на сцену в одном спектакле. Но через какое-то время Юрий Соломин прекратил играть вместе с Виталием: «Я для себя решил, я понял, что не могу с ним играть как партнер, потому что я старше. Мне казалось, что он делает неправильно», — вспомнил актер. При этом он опроверг слухи о том, что якобы завидовал успеху младшего брата — доктора Ватсона из сериала о Шерлоке Холмсе: «Разве мог я, как старший брат, завидовать? Ну посмотрите на нас, мы же совсем разные люди и актеры. Он играл свое, я — свое».

View this post on Instagram

Братья Юрий и Виталий Соломины — в жизни и в кино

Юрий Мефодьевич рассказал о пережитом опыте клинической смерти. На гастролях артист почувствовал резкие боли в желудке. Врачи элитной клиники решили, что это отравление: «Мне сделали промывание и порвали аппендикс. Потом меня забрала скорая из гостиницы. Они спасли мне жизнь. Я пережил что-то похожее на клиническую смерть, было ощущение полета. Когда очнулся, то увидел жену: она почувствовала что-то и приехала ко мне в Киев».

Вскоре после того, как сам чудом спасся от смерти, Юрий потерял младшего брата. В апреле 2002 года Виталий Соломин во время спектакля потерял сознание, едва доиграв первый акт. Коллеги рассказали, что ему стала плохо перед выступлением, но актер принял лекарство и вышел на сцену.

«Мне сказали, что он играл до последнего, пока занавес не закрылся. Я приехал в театр в антракте, он уже лежал. Его отвезли в больницу», — вспоминает Юрий. Врачи клиники имени Склифосовского боролись за жизнь артиста, но не сумели его спасти. Юрий Соломин рассказал о мистическом моменте, связанном с уходом брата: «Я проснулся на даче и вижу — стоит отец и смотрит на меня. Я закрываю глаза — его нет. В этот момент не стало Виталия».


12 декабря Народному артисту России Виталию Соломину могло бы исполниться 75 лет, но 14 лет назад он ушел из жизни. Самыми известными его работами стали роли в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва» и др. Обаятельный, восторженный и добродушный на экране, в жизни он был совсем другим. Его друзья и близкие утверждают, что за кадром он часто был угрюмым, замкнутым, бескомпромиссным и жестоким. Правда, таким же застенчивым, как и во многих своих фильмах.







Говорят, из-за непростого характера у Виталия Соломина даже был конфликт с родным братом, не менее известным актером Юрием Соломиным. Во всех интервью Юрий отказывался говорить о брате. Их семьи не общаются друг с другом. Зрители постоянно сравнивали братьев, хотя поводов для зависти или конкуренции между ними никогда не возникало – оба были в равной степени талантливы, успешны и популярны.





Андрей Кончаловский говорит, что Виталий Соломин был интровертом и испытывал трудности в общении. За это он и получил от него прозвище Каменный Цветок. Когда доктору Ватсону нужно было по сценарию поцеловать героиню, процесс застопорился – Соломин не мог преодолеть стеснение. Возможно, именно благодаря двойственности характера актеру одинаково хорошо удавались и комедийные, и драматические роли.





Ролью, которая принесла актеру всесоюзную популярность, стала роль доктора Ватсона. Поначалу у Виталия Соломина и Василия Ливанова на съемочной площадке отношения не ладились – оба отличались твердостью характера и упрямством, оба исполняли главные роли в фильме и считали нужным объяснять режиссеру и друг другу свое видение тех или иных сцен. Но в процессе съемок они превратились в настоящий творческий тандем, и после этого их самих и членов их семей связывали теплые дружеские отношения. Василий Ливанов признается: «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился».





Почти всю жизнь прожив с одной женщиной – Марией Леонидовой, актер все же не отличался постоянством. Жена признается, что дважды ей пришлось прощать его измены. Во многом актер повторил судьбу своего героя из «Зимней вишни»: он тоже влюбился, будучи женатым, и тоже так и не решился уйти из семьи. У Соломина было два бурных романа с актрисами. Жена не только прощала, но и оправдывала мужа: говорила, что это было для него источником вдохновения.







При этом Соломин не умел демонстрировать свои чувства, особенно на людях. В семье был требовательным, категоричным и бескомпромиссным, диктовал свои условия и ожидал беспрекословного подчинения. Он настоял на том, чтобы его жена оставила актерскую профессию. Причем это условие он поставил, когда делал предложение. «Зарабатывать деньги, устраивать быт считалось его обязанностью. А моей – сделать так, чтобы всем членам семьи дома было хорошо. У нас был домострой, но по обоюдному согласию», – признается Мария. А однажды, когда жена после работы задержалась за разговором с подругой и не предупредила об этом, Соломин спустил ее с лестницы и захлопнул дверь перед ее носом.

Обаяние Виталия Соломина на сцене и на экране не имело предела, но в жизни он устанавливал жесткие правила для себя и для других, в том числе самых близких

В 1966 году 17-летняя ленинградская студентка Маша Леонидова вместе с мамой взахлеб, как и вся советская страна, смотрела фильм «Женщины». Несмотря на название, там была важная мужская роль: сын, решивший вопреки авторитарной матери жениться на женщине с «незаконным» ребенком «Вот бы тебе, Маша, такого мужа – серьезного и надежного», - сказала мама и напророчила дочке судьбу.

Сила в брате

Юрий и Виталий Соломины – нечастое явление в нашем кинематографе. Родственниками в искусстве нас не удивишь, но, чтобы два родных брата из глубокой провинции стали любимцами избалованного актерами СССР, - такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки. У каждого в послужном списке роли, названные культовыми. Юрия Соломина любят за фильмы «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Обыкновенное чудо», «Хождение по мукам». Фильм «Дерсу Узала » (реж. Акира Куросава ) с его участием в 1975 году получил «Оскар».

Виталия оценили сразу после «Женщин» и «Старшей сестры». Потом были «Сибириада» (реж. Андрей Кончаловский , Специальный Гран-при Каннского фестиваля), «Искренне ваш…», неувядающая «Зимняя вишня», но больше всего зрители обожают Соломина – доктора Ватсона.

Были фильмы, где братья играли вместе – например, легкая «Летучая мышь» и драматическая «Даурия», которая снималась как раз в их родных местах, недалеко от Читы.

Юрий старше брата на шесть с половиной лет. Вместе с отцом он шел по сугробам забирать пацанчика, родившегося 12 декабря 1941 года, из больницы. Хоть война и была далеко, но жилось трудно. Родители, Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна , были педагогами по музыке и мотались по всей области, подрабатывая где только можно.


Юрий с детства хорошо читал стихи, занимался во Дворце пионеров. Из младшего мать мечтала сделать пианиста. Виталик занятия ненавидел, но вот любовь к музыке и мечту поставить музыкальный спектакль, не оперетту, а серьезную вещь, пронес через всю жизнь. Мечту он воплотил к 60 годам, и на этом спектакле его сразил смертельный инсульт.

Первым поступать в Москву уехал Юрий. Красивый талантливый юноша был принят в «Щепку», а оттуда ему была прямая дорога в Малый театр, тем более, к нему очень благосклонно отнеслись «старики». Виталий долго колебался, что же выбрать: у него были заметные успехи в спорте, а выступать со стихами он не любил. Но то ли вслед за братом, то ли, посмотрев фильм «Судьба человека», он решил показаться выездной комиссии, которая приехала в Читу в поисках молодых талантов. Младший Соломин понравился и уехал поступать – тоже в «Щепку». Помогал ему готовиться уже опытный Юрий.

Правила для жены

В Москве Виталию было неуютно, он ни с кем не сближался. Особенно его удивляла праздная жизнь столичной «золотой молодежи». Так бывает – от чего зарекаешься, на том и обожжешься. Он влюбился в студентку Щукинского училища Наталью Рудную , дочку писателя. Они поженились, но семейная жизнь не походила на ту, которую запланировал себе юный Соломин: горячий ужин, неторопливые беседы за столом и обязательно двое детей. Наташа проводила время на вечеринках. Брак быстро распался, а Соломин дал себе зарок не жениться 10 лет.


Но в самом конце 60-х режиссер Петр Тодоровский запускается с фильмом «Городской романс». К большеглазой и очень трогательной студентке текстильного института Маше Леонидовой подошли прямо на ленинградской улице и предложили сниматься в кино. И Маша робко попросила, чтобы на мужскую роль попробовали Виталия Соломина, того самого, из фильма «Женщины». Кстати, это был чуть ли не единственный случай, когда Соломина на роль не утвердили, снимался Евгений Киндинов . А вот Маша осталась в жизни Виталия навсегда.

Встречались они нечасто – жили в разных городах. Но встречи были незабываемыми: цветы, рестораны. Маша не знала, что ее кавалер тратит на это чуть ли не все, что зарабатывает. В конце концов они поженились. Причем начало семейной жизни было совсем непохоже на все предыдущее. Соломин вырвался из Москвы на несколько дней и просто предложил Маше зайти в загс. Когда молодая жена провожала Виталия, уже на вокзале он сказал: «Дай слово, что в кино ты больше сниматься не будешь». Год они ездили друг к другу в «гости».


Соломин считал, что молодая красивая женщина на съемочной площадке – это слишком большой соблазн, и он хорошо выучил уроки своего первого брака. Маша же с радостью согласилась сделать так, как хочет любимый. Лишь изредка ей все-таки удавалось оказаться на съемочной площадке. Вместе с мужем она играла в «Сильве» и в одной из серий о Шерлоке Холмсе.

Мария Антониновна поступила так, как мечтал Виталий: ее работа никогда не мешала семье. Она родила ему двух прекрасных дочек. Авторитет Виталия Мефодьевича был настолько беспрекословным, что она сама чувствовала себя ребенком по сравнению с мужем


Не все в их семье всегда было идеально. Наступил период, когда Соломин замкнулся в себе и в уединении писал дневник, который вел всю жизнь и в котором беспощадно судил себя за свои поступки. Мария поняла, что у него кто-то появился. Она собралась с силами и предложила супругу сделать выбор. Каково это было для женщины, которая жила за мужем как за каменной стеной? Два дня она мучительно ждала ответа, и наконец Виталий объявил, что он остается в семье.

Как рассказывала сама Мария Антониновна, «прощать» мужа ей пришлось дважды. Молва приписывает Соломину романы с красавицами Малого театра – Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой . Но, что бы там ни было, семья сохранилась. Их брак продлился 30 лет. Соломин был прекрасным отцом и дедушкой, настоящим хозяином. Успел построить дачу, оборудовал там мастерскую и сам учил внука Кирилла столярничать.

«К вам Александр Андреич Чацкий»


Многие задаются вопросом, как уживались в одном театре два незаурядных брата Соломина. Наверное, не всегда просто, они были очень разные, и внешне, и по характеру. Но, как свидетельствует близкий друг Виталия Василий Ливанов , никогда младший не сказал ни одного плохого слова о старшем. Жена Виталия Соломина вспоминала, что в первые годы семейной жизни слышала от мужа только восхищенные отзывы о брате.

Другое дело, что Малый театр – один из самых консервативных, и Виталию Соломину не всегда нравились роли, которые ему предлагали. В 34 года он, казалось, дождался своего звездного часа. На его Чацкого , который в начале «Горя от ума» вылетал на заслуженную сцену, шлепался, раскидывал валенки и поправлял на носу «ленноновские» очки, валила вся Москва. Но потом опять наступил перерыв.

В 1986 году Виталий Соломин даже ушел из Малого в Театр им. Моссовета. И что интересно – как только художественным руководителем «Дома Островского » стал Юрий Мефодьевич, тут же вернулся. Правда, Соломин-старший не скрывал, что большую роль в этом сыграла мама, Зинаида Ананьевна, которая высоко ценила Юрия и верила, что он точно знает, как лучше.

Смерть на сцене

Судьба подарила Соломину роль доктора Ватсона. Но это не роль, которая сделала его знаменитым, это он сделал ее знаменитой. Ни в одном фильме про великого сыщика до той поры не было такого яркого Уотсона (Ватсона).

Кстати : В самом начале съемок Василий Ливанов немного «загулял». Соломин, которого это возмутило, предложил на главную роль своего партнера по Малому театру – Бориса Клюева . Было даже отснято несколько сцен. Потом Клюев сыграл эпизодическую роль Майкрофта Холмса .


Соломина не хотели утверждать, говоря, что Ватсон не может быть рыжим и курносым. Но режиссер Игорь Масленников предъявил «экспертам» фотографию Конан-Дойла , и те были вынуждены замолчать.

Ливанов и Соломин, не сошедшиеся поначалу, постепенно стали задушевными друзьями. Дружили не только они, но их жены и дети. Соломин, который многим казался замкнутым, нелюдимым, человеком, который действительно мог пройти не поздоровавшись, был очень щедрым для тех, кого он любил. Он мог устроить для своих театральных единомышленников Новый год с елкой и подарками в апреле. На юбилей пригласил только самых близких – и таких набралось 300 человек. Хотя большинство его друзей не были артистами. Среди них было много врачей.


Как раз они предупреждали Виталия Мефодьевича, чтобы тот серьезно занялся своим здоровьем. Соломина с молодости мучила гипертония. Но актер отмахивался, а жене вообще запрещал разговоры на эту тему.

В последние годы жизнь буквально улыбалась ему: он много снимался, а в театре разрешили поставить мюзикл «Свадьба Кречинского ». В этом спектакле Соломин исполнял главную роль, пел, танцевал, в свои почти 60 садился с размаху на шпагат. Часто в антракте ему делали укол, чтобы сбить давление. Но 24 апреля 2002 года он доигрывал первый акт уже полупарализованным. До сих пор те, кто был в этот вечер вместе с ним на сцене, не могут понять: как же он все-таки сумел договорить слова роли. Затем его увезли в Институт Склифосовского.

Юрий Мефодьевич с горечью вспоминал: «Я, как художественный руководитель театра, был вынужден выйти к зрителям, сказать, что мы не можем доиграть спектакль, и предложить желающим вернуть деньги. Больше половины выстроились в очередь к кассе». Этого актер и режиссер до сих пор не может понять.

Виталий Соломин боролся за жизнь еще 34 дня. Ему сделали операцию. Иногда он приходил в сознание, и тогда, казалось, все еще поправимо. Но 27 мая 2002 года его не стало.