любое важное дело. от печки», то есть начать с главного

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт - это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт - это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим - мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, - в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII - первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII-XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы - верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине - второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников - от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка - поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII - начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII- XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия - земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV-XVI в. появилась коса-литовка, в XVII-XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку - юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, - шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие - меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца - полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье - «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

Отделка стен в старину.История русского быта

И в коридорах узких те обои,
Которыми мы любовались в детстве.
(А. Ахматова. Северные элегии)

Художественная литература – один из источников информации при реконструкции быта. Произведения русских писателей позволяют достоверно восстановить некоторые аспекты жизни людей в прошлые века.

В старину на Руси стены и потолки в деревянных и каменных строениях обивались тесом.
«Сверх теса богатые обивали стены красной кожей, а люди посредственного состояния рогожами. В XVII веке начало входить во вкус расписывать потолки и своды, а иногда и стены» .

Лавки обивались тем же самым материалом, что и стены.

Для отделки стен также применялась роспись по холсту. О таком способе отделки Д. Благово писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад: где шпалеры штофные, а
где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов».

Судя по источнику, «пятьдесят лет тому назад» – это конец XVIII века.

«Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краской на клею. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в кабинете у матушки то же, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом; еще где-то драпировкой или спущенным завесом» .

О жилище одного из московских богачей Чацкий говорит: «Дом зеленью раскрашен в виде рощи» .
В домах богатых дворян стены комнат иногда расписывали цветами, деревьями. Именно о таком способе отделки упоминает Грибоедов.

В подражание Версалю и дворцам французских королей стены некоторых помещений представляли собой природные виды. Такие залы назывались боскетными, от французского «bosquet» – роща.

Первоначально ткань или кожу прибивали к стене, отсюда и пошло название «обои», от слова – «обить».

В русском языке между словами «обои» и «обивка» семантическая связь не проявляется. Современные люди говорят: «оклеить стену обоями», «обить мебель». При этом подразумевается, что обои наклеиваются с помощью клея, а мебель обивается тканью или кожей с помощью гвоздей. Таким образом, современные обои правильнее называть «оклеями».

Тканевые (текстильные) обои – шелковые, шерстяные, полотняные, хлопчатобумажные.
Плотную жесткую хлопчатобумажную ткань кретон (от фр. «cretonne») изготавливали из окрашенных в разные цвета нитей, за счет чего получался естественный геометрический орнамент – клетки или полосы.

Рисунок ткани дополнялся орнаментом, изготовленным по технике набойки.
Ткань применялась не только для обивки стен: ее использовали для драпировки, занавесей, мебели, одежды. О применении кретонной ткани для пошива одежды написал П.П. Гнедич:

«На скамейке, в нескольких шагах от черты прибоя, возле купальной будки, сидела молодая дама в светленьком кретоновом платье, с зонтиком, подбитым яркою материею, и с прелестною девочкою лет двух, что возилась тут же на тёплом песке» .

Название «штофные обои» произошло от немецкого слова «stoff» (штоф) – тяжелая шерстяная или шелковая ткань с тканым рисунком.

«Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах» .

Штофную ткань применяли для обивки стен и мебели, для гардин, портьер, одежды.
«Парадный наряд составляет также сарафан, но только штофный или парчевый» .

В домах знати стены покрывали дорогими шелковыми китайскими обоями с росписью.

Стены спальни старой графини в пушкинской «Пиковой даме» обиты китайскими обоями:
«Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями» .

Ценились шитые и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Традиционная технология обработки китайского шелка для изготовления обоев трудоемка: ткань, пропитанная веществом, напоминающим свойствами крахмал, протягивалась между горячими валиками. Благодаря этому уплотнялись и склеивались между собой нити и ткань приобретала мягкий блеск. Для росписи применяли краски из минералов: малахита, лазурита и других.

Впоследствии для отделки стен и потолков стали использовать бумажные обои. В России бумажные обои появились в XVIII веке. Распространение получили с двадцатых годов XIX века.

Бумажные обои нередко называли «бумажками», что нашло отражение в литературе. Городовой в письме к своей жене Анне Андреевне написал: «Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми бумажками» .

В рассказе Тургенева «Постоялый двор» говорится о том, что одним из достоинств постоялого двора были две довольно чистые комнаты «с красно-лиловыми, снизу несколько оборванными бумажками на стенах» .

В произведениях писателей XIX века при описании убранства комнат упоминаются обои. И.С. Тургенев описывает вид и цвет обоев.

«Николай Петрович (Кирсанов) тихонько засмеялся.
– Какую я тебе (Аркадию) славную лошадь приготовил! – начал он, – ты увидишь. И комната твоя оклеена обоями» .

Описывая кабинет, писатель отметил цвет обоев: «А Павел Петрович (Кирсанов) вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета…» .

У богатой Анны Сергеевны Одинцовой стены обиты обоями: «тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами» .

Люди со средним достатком оклеивали стены квартир листами бумаги – старыми газетами, документами, письмами. В жилых помещениях бумагу покрывали краской. В подсобных помещениях бумагу не окрашивали. В просторечии такие помещения называли «бумажками».

Со временем изобрели способ изготовления искусственных шелков, заменивших дорогие шелковые обои: на грунтованную клеем поверхность бумаги насыпали кусочки шелковых нитей. Грунт высыхал и нити приклеивались к бумаге. Получался выпуклый бархатистый узор.

В каменных домах обои наклеивали на штукатурку, в деревянных – на бревенчатые стены. Между обоями и бревнами оставалось пространство, где заводились насекомые, которых трудно было вывести. Н.А. Лейкин описал данную ситуацию в рассказе «Наем квартиры».

«Съемщики входятъ въ квартиру.
– Вотъ кухня, а вотъ зальце будетъ. Это какъ-бы, къ прим;ру, кабинетъ, тутъ спальня.
– Батюшки, какая грязь! восклицаютъ съемщики. – Чтожъ, вычиститъ квартиру хозяинъ-то, и оклеитъ новыми обоями? спрашиваютъ они.
– По нын;шнимъ временамъ оклейки никакой не полагается. Везд; убытки, У хозяина вонъ двухъ жеребцовъ въ солдаты взяли, какъ есть, такъ и берите безъ ремонта.
– Да зд;сь жить нельзя. Смотри, обои оборваны, въ щеляхъ клопы, кухня тараканами засижина.
– Безъ клоповъ и таракановъ, сударь, ужъ не проживете. Гд; люди, тамъ и клопы. Клопъ на живое идетъ. А только ежели зд;сь заварить теперь фунтъ крахмалу, то вотъ теб; и поправка! Обои подкдеилъ, клоповъ газетной бумагой заклеилъ и мыломъ с;рымъ намазалъ, вотъ и все» .

В некоторых домах обоями оклеивали и потолки.
Долгое время потолки белили мелом, разведенным в воде. Во второй половине XIX века широкое распространение получила клеевая краска – в мел добавляли столярный клей в жидком виде. Стены окрашивали клеевой краской с добавлением красителя. В конце XIX века для окраски стен применяли масляные краски.

Первые бумажные обои в России выпустили в 1817 году на Императорской обойной фабрике. Простые и дешевые обои были одноцветными. На более дорогие обои наносили вручную узор при помощи деревянных печатных досок. Обои для парадных помещений золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. С помощью пресса изготавливали тисненные или рельефные обои.

Устав Строительный за 1832 год регламентировал сроки оклейки помещений обоями.
«Раздел «Составные части помещений. Стены»: Оклейку обоями следует производить не позже августа, чтобы получающаяся при этом влажность могла испариться еще при естественном проветривании, до закрытия на зиму переплетов, иначе обои трескаются от быстрой сушки при топке печей» .

Для вновь построенных домов устанавливались более жесткие сроки оклейки обоями. В Уставе Строительном за 1914 год в разделе «Оклейка стен обоями» указано:
«Во всех помещениях каменных построек, пристроек и надстроек оклеивать стены обоями или окрашивать их масляною краскою разрешается не ранее третьего лета со времени освидетельствования постройки вчерне» .

Источники.
1. Н.И. Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк). (В 1860 г. очерк опубликован в журнале. «Современник»).
2. Д. Д. Благово. Рассказы Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком. Глава первая. VI. (Год написания 1885г).
3. А.С. Грибоедов. Горе от ума. (Действие происходит в 1822 г.)
4. П.П. Гнедич. Странная женщина. (Действие происходит в 1888 г.)
5. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава II. (1823-1831).
6. К. А. Авдеева Записки о старом и новом русском быте. Воспоминания о Курске. Санкт-Петербург, Типография Штаба Военно-Учебных заведений.1842. с.58
7. А.С. Пушкин «Пиковая дама».III (1834г.)
8. Н.В. Гоголь Ревизор Действие третье. (Осень, 1835г.)
9. И.С. Тургенев. Постоялый двор. (Повесть написана осенью 1852 года).
10. И.С. Тургенев. Отцы и дети. (1862) (Действие в романе происходит летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года).
11. Н.А. Лейкин. Наем квартиры. С-Петербург, Типографія д-ра М. А. Хана. – 1879 г.
12. Устав строительный. 1832 г. Раздел «Оклейка стен обоями» с.359
13. М. Н. Шрамченко. Устав Строительный, измененный и дополненный указаниями, обнародованными по 1 декабря 1914 года. (Параграф 14. «Оклейка стен обоями»). Петроград, 1915. Издание Юридического Книжного магазина Н.К. Мартынова.


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.


Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.


Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп - приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.


По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.


Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.


Сегодня весьма интересно увидеть, какой была .

Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.



См.также:

Задачи курса:

  1. Воспитание учащихся в духе уважения к предкам, их образу жизни.
  2. Повышение познавательного интереса к культурному наследию прошлого, его сохранению.
  3. Формирование умения самостоятельно анализировать события связанные с жизнью народа.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. анализировать полученную информацию.
  2. владеть терминами по теме курса.
  3. уметь самостоятельно искать информацию
  4. владеть навыками работы с источниками
  5. уметь высказывать собственное мнение

Тематическое планирование курса

Раздел Тема

Возможные формы и темы уроков (по выбору учителя)

Раздел 1 История русской деревни

Крестьянская изба

«В горнице моей светло»(изба). Русская печь. Красный угол. Окно. Подклет. Крыльцо. Лавка. Стол. (Лекция. Практикум)

Крестьянский двор

Сбруя. Кнут и рожок. Барабанка. Конюшня. Седло (Лекция. Составление тестов)

Земледельцы

Загадки хлебопашества. Амбар. Изба для хлеба (рига). Овин. Плуг. Соха. Борона. Коса. Серп. Вилы. Трепало. Гумно. Цеп. Мельница. (Лекция. Составление тестов)

Крестьянская утварь

Соль и солонка. Квашня-символ плодородия. Бочки. Сосуд. Кубок. Ушат. Рушники.

Крестьянская одежда

«Сорока». Шугай. Балахон. Юбка. Сарафан. «Чулочек расписной» (Лекция)

Ремесленники

Прялка. Пяльцы. Лапти. Лодка. Пряник. Народная игрушка. Колокола. (Лекция)

Раздел II Народные традиции и праздники

Святки. Евдокия. Масленица. Пост. Верба, бей до слез. Пасха. Красная Горка. Троица. Покров. Январь. Душа человека. Крест. (Лекция. Дискуссия. Проектная работа учащихся. Защита проектов)

Возможны посещения музеев: Музей прикладного искусства и быта России ХУНв. в Патриаршем дворце. Гостиный Двор, Культурно-образовательный центр ЭТНОМИР в Калужской области и д

Использованная литература

    Афанасьев А.Н.

Мифология Древней Руси. М., 2005

БеловинскийЛ.В.

Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2004

Громыко М.М.

Мир русской деревни. М., 1991

Дорожкина

Н.И. (статья «Мы идем в музей!». «История», №20,2007)

Живая вода.

Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М.Д977

Забелин И.И.

Домашний быт русского народа в 16-17 вв. Т.1-3. М., 1895-1901

Ключевский

И.О. История русского быта. М., 1995

Короткова М.&.

Путешествие в историю русского быта. М., 2006

Кончаловская Н.

Наша древняя столица. М., 1996

Калашников В.

Славянская мифология. М., 2003

На Буяне, славном острове (сборник русского фольклора). Л., 1976

Русские иконы. М., 2004

Энциклопедия для детей. История религии. Т.6. 4.2; История России. Т.5.Ч.2. М., 1996-1997

Тема З. Земледельцы

Волшебный плуг.

Четырнадцатого мая - день святого пророка Иеремии. В народе этого святого называют по-своему - Еремей-запрягальник, да к тому же еще и приговаривали: «Еремей, подыми лукошко с семенами». Все просто - пора поля засевать, тепло пришло. Говорят, что о готовности земли к посеву можно узнать, не имея для этого какого-то образования. Обычно в деревнях люди клали руки на землю и замечали: если земля теплая, то уже нет никакой опасности для семян, а вот если прохладно, зябко рукам, то явно в недрах еще лед не растаял.

Вообще посев- это дело серьезное. Семена люди готовили загодя, выбирая при этом самые хорошие. Помимо различных бытовых хитростей (где хранить зерна, как хранить) были еще и общепринятые обереги. Например, во многих регионах России первую ритуальную горстку зерна принято было держать в красном углу, за иконами. В день посева обязательно ходили в церковь, служили молебны на нивах, окропляли святой водой землю-кормилицу. Вступая в поле, засевалыцики молились на три стороны, кроме северной. Затем они бросали на каждую сторону по горсти жита с низким поклоном и только потом уже приступали к посеву. Говорят, что тот, кто на ниве потеряет, тот и хлеб имеет. Действительно, тяжелый это труд, но одними руками землю не обработаешь. Именно поэтому светлые умы придумали себе подспорье - плуг и другие почвообрабатывающие орудия. Слово «плуг» славянского происхождения и означает оно «плывущий, ползущий по земле» - почти что корабль. На первый взгляд, конструкция не такая уж и сложная, но на самом деле совсем не простая.

Мы знаем, что в русских деревнях были распространены плуги трех видов - малороссийский, русский и сабан. Плуги разных типов отличались деталями конструкции, размерами, однако все они имели полоз, ассиметричный лемех и резец. Такое устройство плуга позволяло отрезать пласты земли по вертикали, подрезать их снизу, переворачивать на одну сторону и приваливать один к другому. Глубина пахоты на целине была не менее 13-18см, на мягкой земле -31см, а ширина пласта достигала 50см.

Корпус плуга состоял из полоза с лемехом, отвала, двух рукояток, стойки, грядиля, резца (резака, плужного ножа). Надо сказать, что некоторые плуги были настолько громоздкими и тяжелыми, что запрягать в них приходилось до шести пар волов.

С плугом у народа были связаны некоторые сказания. Так, по одному из них, первый плуг дали людям святые Борис и Глеб. Они же сделали и первую борозду. В старинной легенде говорится, что в далекие времена, когда никто еще не знал плуга, Бог послал людям страшное наказание в лице чудовищного змея, который каждый год требовал себе в жертву юношу. Так продолжалось сто лет, до тех пор пока один из обреченных на смерть не попытался спастись. Убегая От змея, он ворвался в кузницу к святым Борису и Глебу. Борис же схватил змея, преследовавшего юношу, раскаленными щипцами за язык, впряг его в плуг и сделал первую глубокую борозду. Затем загнал змея в море и утопил. После этого Борис стал ковать плуги и раздавать их людям.

В сказаниях русского народа плугом (сохой) могли управлять только могучие богатыри, такие как Микула Селянинович, Никита Кожемяка, языческие боги, например Перун, христианские святые - Борис, Глеб, Козьма, Демьян. Во многих колядках, исполнявшихся во время святок, говорится о том, что землю пашет Иисус Христос, святой Петр помогает, а Богородица засевает ее зерном.

Плуг, по представлениям русского народа, обладает магической силой. Считалось, что лемех плуга, положенный под стол в ночь на Новый год, даст плодородие земле. С помощью плуга можно предотвратить гибель скота и людей. Для этого надо ночью пропахать плугом борозду вокруг деревни, выполняя определенные ритуальные действия. Стоит отметить, что в подобном обряде участвовали только девушки и старые женщины. Они надевали длинные белые рубахи, распускали волосы, причем одна или две из них впрягались в оглобли плуга, а еще одна - управляла им. Остальные шумели, кричали или пели особые песни. Плугом они проводили некую границу, за которую нечистая сила и различные холеры не могли уже пройти.

Тестовые задания (для контроля изучения Раздела I) (правильные ответы выделены)

1. Что такое толока?

    совместная работа общинников

так называлось место, где обмолачивали зерно

2. Что в крестьянской среде называлось «беседой»?

    сговор между родителями жениха и невесты по поводу предстоящей свадьбы

    будничные посиделки крестьян

    собрание крестьян накануне сбора урожая

3. Как называлась основная кухонная утварь, которой пользовались крестьяне?

    загнетка

4. Что у российских крестьян называлось свяслом?

    соломенный жгут для связывания снопов

лодочные весла

высокие стога сена

5. Как называлась верхняя длинная крестьянская одежда из грубой шерстяной материи в виде
халата?

  • 6. Чтобы определить «спелость земли» - срок начала весенней пахоты, крестьяне брали горсть
    земли и крепко сжав ее в кулаке - выпускали. В каком случае считалось, что земля готова к
    севу?

    1. если земля упадет комком

      если земля рассыпается при падении

      если большая часть земли останется на ладони

    7. Что крестьяне называли потравой?

      пищу для скота

      покосные луга

      вытаптывание скотом посевов

    8. Какую сельскохозяйственную культуру крестьяне традиционно считали самой надежной и
    урожайной?

    9. Что такое литовка?

      грабли с короткой ручкой для сгребания сена

      большая русская коса на длинном черенке

      серп, который использовали во время жатвы хлеба

    10. Что крестьяне называли вервью?

      льняную и пеньковую веревку

    глубокие овраги

    упряжь для лошадей

    Также в качестве творческого задания по разделу I можно предложить отгадать загадки и нарисовать отгадки к ним.

    1. Щука-вертуха хвостом махнула,
      Леса пали, а горы встали. (Покос)
    2. Возле Вани.
      На кургане
      Стоит курочка с серьгами. (Овес)

    3. Столбики точеные,
      Головки золоченые. (Рожь)
    4. Широко, а не море.
      Золото, а не деньги.
      Сегодня на земле,
      Завтра на столе.(Пшеница)

    5. Стоят на полянах
      Мужички в желтых кафтанах.
      (Снопы на поле)
    6. Без чего хлеба не испечешь?
      (Без корки)

    Существует много пословиц и поговорок о земле и крестьянской работе. Объясните, как понимаете их.

    • Держись за соху: она кормилица.
    • У матушки-сошки золотые рожки.
    • Межа не стена, а перелезать нельзя.
    • Чья земля, того и хлеб.
    • Пашню пашут, руками не машут.
    • Иглой да бороной деревня стоит.
    • Каково волокно, таково и полотно.

    Раздел II. Народные традиции и праздники. Самый большой хоровод.

    Все праздничные дни, которые следуют за Пасхой, овеяны самыми светлыми красками, и, наверное, именно поэтому вся неделя носит название Светлой. По людским верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай и всякий умерший в это время попадает именно туда. Царские врата в церквях тоже открыты - это все для того, чтобы люди помнили о жизни вечной.

    Надо сказать, что дни недели на Светлой седмице имеют свои названия. Прежде всего они называются светлыми, т.е. светлый понедельник, светлый вторник и т.д. Затем идут некие индивидуальные названия. Так, к примеру, понедельник светлой седмицы называется днем благотворительности. В этот день принято ходить в больницы, давать милостыню, пожертвования на всякие благие дела и т.д. Четверг считается прощеным днем, а вот суббота в народе именуется хороводницей. Само слово говорит за себя: начинаются весенние хороводы, время молодых и незамужних. Следом за субботой идет воскресенье - Красная горка. О Красной горке в народе много рассказов ходит, но, несмотря на их разнообразие, сюжеты сводятся к одному - к свадьбе. Говорят, что в этот день хорошо играть свадьбы, якобы очень удачная жизнь будет. Но, прежде чем сделать этот сложный жизненный шаг, следует все же хорошенько присмотреться к своему спутнику. Когда, как не на Красной горке, можно это сделать. Конечно, одного дня, может быть, и недостаточно для оценки, но люди привыкли считать, что первое впечатление о человеке оказывается наиболее правильным. Красная горка - это настолько большой праздник, что зачастую выходит далеко за пределы одной деревни. Как правило, к этому дню готовятся загодя: собирают совет, выбирают место и время проведения, согласовывают расходы, которые бывают немаленькими. По традиции хороводы начинают водить с самого утра. Конечно, это удел подростков, которые только-только вошли в соответствующую половозрастную группу. А вот уже днем на улицу выходят все, кто постарше.

    Говорят, что Красная горка настолько многочисленна, что можно просто потеряться в толпе. Бывает, что само шествие на горку (главное место всего праздника) может растянуться на несколько километров. Такой хоровод называют «столбовой», или просто «столбы водить». Конечно, имеются некоторые технические сложности: те кто идет впереди, не слышат, что поют сзади. Несмотря на это, специальные запевалы стараются поддерживать гармоничное состояние всего хоровода. Такая процессия двигается очень медленно, да и куда торопиться? Некоторые успевают даже переодеться в новый наряд. Кстати о нарядах.

    К этому дню девушки готовят самые лучшие свои костюмы, украшения. Все это напоказ, каждая считает, что должна выделиться среди других, все свое умение, терпение, талант девушки собирают на выход. Считается, что по внешнему виду о человеке можно узнать многое. Взять, к примеру, головные уборы девушек - повязки, перевязки, которые надевали исключительно на праздничные гуляния. Перевязкой в народе называли головной убор в виде обруча из бересты, картона или простеганной в несколько рядов ткани. Эта нехитрая конструкция была обтянута парчой, шелком, ситцем, расшита многочисленными орнаментами. Сзади к перевязке были пришиты ленты, благодаря которым, собственно, перевязка и держалась на голове. Что же до повязки, то она несколько отличалась от перевязки - была тоньше и мягко облегала голову. Повязка представляла собой полоску ткани (шелк, бархат, парча, кумач) на подкладке из холста. Ширина повязки была от 5 до 25см, а длина составляла около 50 см. Повязку надевали на лоб или темя и завязывали тесемками на затылке под косой. Сзади к повязке пришивали две лопасти из шелка или парчи на подкладке.

    Надо сказать, что эти девичьи головные уборы были очень распространены по России. Локальные различия были лишь в орнаменте. Так, на севере повязки, перевязки украшали больше золотом, перламутром, цветным стеклом. К передней части прикрепляли поднизь из бисера и жемчуга, которая спускалась на лоб почти до бровей. А вот на юге помимо расшивки любили использовать много разноцветных лент, которые красиво спускались на спину девушки. Еще южане любили использовать перышки селезня, павлина, индюка, а также украшать головной убор искусственными цветами. Такие перевязки были схожи с украинскими венками, да так и должно быть: юг есть юг - солнце, яркие цветы, горячие сердца.

    Тестовые задания (для контроля изучения Раздела II) (правильные ответы выделены)

    1. Какая примета, связанная с духовенством, бытовала в русском народе?

      если встретишь попа или попадью, возвращающихся домой, - к удаче

      если в первый день Нового года первым встретишь попа - будешь с урожаем

      поп попадется навстречу - к несчастью

    2. Почему на праздник Пресвятой Троицы православные храмы украшаются ветками березы?

      зелень символизирует вечную жизнь

      зелень символизирует терновый венок Христа

      зелень символизирует процветание православной религии

    3. На какой период приходится Великий пост?

      от Масленицы до Пасхи

      от Рождества до Крещения

      от Крещения до дня Святой Троицы

    4. Как называют любое учение, не соответствующее церковным догмам?

      откровения

      колдовство

    5. На какой праздник приходился обряд колядования?

      на Красную горку

      на Святки

      на Масленицу

    6. Назовите одного из наиболее почитаемых святых русской православной церкви?

      апостол Петр

      Николай Чудотворец

      Иоанн Креститель

    В качестве творческого задания по разделу II предлагается объяснить пословицы и поговорки связанные с природой и приметами.

    • Вешний день целый год кормит,
    • Федул на двор заглянул - пора серпы зубрить.
    • Ивановские дожди - лучше золотой горы.
    • До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня - пуд навозу.
    • Снег глубок - год хорош.
    • Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.