"Опаленные огнем войны": Мемориалы жертвам Холокоста. Путин открыл памятник жертвам политических репрессий

Характерный Мемориал «Стена Скорби» на проспекте Сахарова (Москва) посвятили жертвам политических репрессий советской эпохи. Памятник установили на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца.

Открытие мемориала

Мемориал установили в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 30 сентября 2015 г. №487 «О возведении мемориала жертвам политических репрессий».

Торжественное открытие памятника состоялось 30 октября 2017 года. В церемонии открытия принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин. Кроме него присутствовали патриарх Московский и всея Руси Кирилл, мэр Москвы Сергей Собянин. Они произнесли торжественные слова и возложили цветы к памятнику.

Описание мемориала

Памятник жертвам политических репрессий, расположенный на проспекте имени Сахарова, представляет собой тридцатиметровый бронзовый барельеф.

В композицию площади, на которой установили мемориал, входят «плачущие камни». Их привезли из 82 регионов России. На камнях размещены надписи.

«Стена скорби» представляет собой двустороннюю стену-горельеф с несколькими арками, составленную из очертаний многочисленных фигур. Они символизируют погибших в результате репрессий. Длина стены 30 метров, высота ― 6. По краям монумента установлены две рельефные скрижали со словом «Помни», написанным на 22 языках. Среди них — надписи на 15 языках бывших республик СССР, на немецком языке и 6 официальных языках ООН.

Автор

Память о жертвах политических репрессий (историческая справка)

Процесс реабилитации жертв массовых политических репрессий в СССР конца 1920-х - до начала 1950-х гг. начали после смерти Иосифа Сталина в 1953 году.

В 1961 году на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза Первый секретарь центрального комитета (ЦК) КПСС Никита Хрущев впервые озвучил идею о возведении памятника жертвам политических репрессий.

Тогда же архивы и музеи стали собирать мемуары и биографические данные о расстрелянных и пострадавших гражданах.

В сентябре 1987 года создали комиссию Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с политическими репрессиями. Вскоре, в 1987-1990 гг. приняли ряд законодательных актов. В частности, постановление Политбюро ЦК КПСС «О сооружении памятника жертвам репрессий» (от 4 июля 1988 года). Название другого постановления — «Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов» (28 июня 1989 года).

Сегодня в Израиле живет 6 миллионов евреев — и столько же (а, скорее всего, еще больше) европейцев с еврейскими корнями было уничтожено в годы Холокоста. События тех лет стали трагедией не только для иудейской общины, но и для всего мира в целом. В память о погибших созданы сотни фильмов, книг, памятников, выставок, инсталляций, которые напоминают о кровавом безумии, которое никогда не должно повториться.

Израиль. Национальный мемориал Холокоста

В Иерусалиме (Израиль) на Горе Памяти (Хар ха-Зикарон) находится Национальный мемориал Холокоста - Яд ва-Шем. Мемориал, название которого обозначает «память и имя», был основан в 1953 году по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях - жертвах нацизма в 1933-1945 годах, и отдать дань уважения борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью. На территории музейного комплекса, в котором собраны уникальные артефакты того страшного времени, находятся исторический и художественный музеи, Зал Имён, архив и библиотека, видеоцентр, Международная школа изучения Холокоста и синагога.


На территории мемориала разбит Сад «Праведников мира» в честь людей, которые по велению совести, рискуя собственной жизнью, спасали евреев во время войны, есть Долина Общин в память о более 5 тысячах еврейских общин, уничтоженных во время войны, обелиски воинам-героям (скульптор Буки Шварц) и еврейским солдатам-борцам с нацистской Германией (скульптор Бернард Финк), Детский мемориал, созданный архитектором Моше Сафди.

Памятник «Януш Корчак с детьми»

Среди скульптурных композиций комплекса выделяются памятник «Януш Корчак с детьми» скульптора Бориса Сакциера. Еврейско-польский педагог из Варшавы, доктор Генрих Гольдшмидт, известный под псевдонимом Януш Корчак, несмотря на неимоверные усилия спасти своих воспитанников, вместе с 200 детьми вверенного ему детского дома был отправлен в лагерь смерти Треблинка 5 августа 1942 года, где они вместе и были убиты.

«Мемориал депортированным»

Данью памяти жертвам Холокоста является «Мемориал депортированным» в виде вагона для перевозки скота, который стоит перед обрывом. В такие вагоны грузились миллионы евреев в Европе, которые отправлялись затем в лагеря уничтожения. Вагон был передан в дар мемориалу Яд ва-Шем польским правительством. Архитектор мемориала - Моше Сафди.

Композиция «…ибо человек, как дерево в поле»

«Партизанская панорама» посвящена памяти евреям, которые присоединились к партизанскому движению во время войны. Скульптор Цадок Бен-Давид назвал свою композицию, расположенную в центре панорамы, «…ибо человек, как дерево в поле». Он выбрал дерево символом партизан, поскольку их жизнь охранял лес, среди деревьев которого герои-партизаны находили убежище.

Впечатляет также скульптурная композиция «Тора», созданная Марселем Эльфенбайном Свергольдом (Marcelle Elfenbein Swergold), которая расположена у входа в комплекс Яд ва-Шем.

Композиция «Тора»

Жертвам Холокоста также посвящен Лес Мучеников — рукотворный лес в окрестностях Иерусалима недалеко от ручья Кисалон. В этом мемориальном лесу высажено 6 миллионов деревьев, символизирующих число жертв Холокоста. Его закладка началась в 1947 году ещё до провозглашения государства Израиль. На центральной лесной поляне в 1971 году был сооружён мемориал «Огненный свиток» работы скульптора Натана Рапопорта. Памятник в форме двух свитков Торы изображает сцены из истории еврейского народа.

Мемориал «Огненный свиток»

Частью Леса Мученников является также мемориал Анны Франк, где Рапопорт из ржавой стали создал памятник, символизирующий комнату, в которой скрывалась девочка.

Будапешт (Венгрия)

Мемориал «Обувь на набережной Дуная» в Будапеште является одним из трогательных памятников жертвам Холокоста. Памятник в виде шестидесяти пар старомодной обуви из железа находится в 300 метрах от здания венгерского Парламента на набережной Дуная прямо у края воды.

Мужские, женские и детские туфли, боты и ботинки напоминают о страшных событиях 1944-1945 годов, когда нацисты проводили здесь массовые казни евреев. Многих заставляли разуваться и тут же расстреливали.

Причем, приговоренных связывали проволокой по несколько человек, ставили на самый край набережной, и в целях экономии патронов стреляли только в крайнего человека. Застреленный, падая в воду, тянул за собой остальных. Обувь же местные полицаи относили потом для продажи на черный рынок.

Киев (Украина)

Бабий Яр - урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941 года, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом, евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных. Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года - были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. За два дня 29 и 30 сентября 1941 года зондеркоманда «4а» под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля при участии и украинской полиции расстреляла в этом овраге 33 771 человека (это количество не включает малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали в эти два дня). Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1 и 2 октября, 8 октября и 11 октября 1941. Массовые казни продолжались вплоть до ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны около 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов. По разным подсчётам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 100 до 200 тысяч человек. Из Бабьего Яра спаслось только 29 человек (!).

Многие десятилетия в СССР замалчивалось о том, что в Бабьем Яру абсолютное большинство убитых были евреями. Упоминания о евреях или еврейская символика скрывались и искоренялись. В официальном сообщении Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) о трагедии в Бабьем Яру, отредактированном в Управлении пропаганды ЦК ВКП(б) и утвержденном заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотовым, слово «евреи» было заменено на «мирные советские граждане». Возможность создать мемориал в память о евреях - жертвах массовых расстрелов появилась на Украине только после развала СССР. Памятник «Менора» (светильник) посвящён убийству мирных еврейских граждан в Бабьем Яру в годы войны.

Установлен он был 29 сентября 1991 года, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев. От бывшей конторы еврейского кладбища к памятнику проложена «Дорога скорби».

Еще один небольшой монумент в память о тех, чья жизнь оборвалась до того, как они успели повзрослеть - памятник уничтоженным в Бабьем Яру детям.

Точное количество убитых детей в возрасте до трёх лет неизвестно, их убивали, но не считали, часто на них жалели пули, поэтому закапывали живьём или убивали дубинками. Известно, что из десятков тысяч убитых детей смогли спастись из Бабьего Яра около десяти. Этот памятник был установлен 30 сентября 2001 года. Скульптор Валерий Медведев, архитектор Юрий Мельничук (при участии Р. Бухаренко).

Кроме того, к 2008 году на территории Бабьего Яра было установлено еще несколько памятников другим жертвам убийств.

Краков (Польша)

До войны в Кракове жила большая еврейская община, каждый четвертый житель был евреем. Мемориал на площади бывшего краковского гетто представляет собой 33 пустых стула, символизирующих то, что осталось после того, как фашисты депортировали своих жертв.

Стулья напоминают о том, что в период выселения евреев в гетто, на улицу выносилась вся мебель из жилищ, чтобы никто в оставляемом доме не спрятал детей и младенцев. 33 железных стула высотой почти полтора метра и 37 стульев пониже высотой установили по периметру площади и на прилегающих трамвайных остановках. Каждый стул - это память о погибших евреях в гетто в Кракове. Памятник был открыт в 2005 году.

Лидице (Чехия)

Чешское село Лидице близ города Кладно существовало с XII столетия, по переписи конца XIX века в Лидице проживало 506 человек. В 1942 году во время немецкой оккупации чехословацким сопротивлением был смертельно ранен генерал полиции, обер-группенфюрер СС Рейнгард Гейдрих. Гестапо г. Кладно заподозрило в преступлении семью Гораковых из Лидице. Лидице решено было уничтожить, на 10 июня 1942 года была назначена карательная операция. Всех 173 мужчин села расстреляли. Детей и женщин собрали в сельской гимназии, затем разделили. Женщин отвезли в концлагерь Равенсбрюке. Из 105 детей выбрали несколько малышей для передачи в немецкие семьи. А 82 ребёнка были отправлены в лагерь смерти близ польского Хельмно и уничтожены в газовой камере. Деревню стёрли с лица земли, нацисты уничтожили не только все дома, но и кладбище, и костёл святого Мартина.

Село отстроили в 1948 году. На месте братской могилы жителей Лидице были созданы мемориал и музей (Památník Lidice). В 1955 году открылся памятный Сад Мира - там высадили розовые кусты из 32 стран. Центром мемориала стала скульптурная группа работы Марии Ухитиловой - памятник 82 убитым детям.

Двадцать восемь детских фигур Мария создавала в своей мастерской два десятилетия - с 1969 по 1989 год. Это были гипсовые статуи - на бронзовые у неё не хватало средств. Ухитилова умерла в 1989 году, ее работу завершал супруг - Й.В. Гампл. В 1995 году были установлены первые тридцать статуй в бронзе.

В период 1996-2000 годов появились остальные скульптуры. Пожертвования на мемориал приходили со всего мира.

Так сорок две девочки и сорок мальчиков, погибшие в 1942 году, снова вернулись в Лидице.

Майами (США)

Памятник жертвам Холокоста в Майами представляет собой архитектурный ансамбль, созданный по проекту американского художника и скульптора Кеннета Трейстера. Он создан в виде огромной руки, которая тянется к небу с вопрошающим жестом, и возведен на сбережения семейства Ротшильдов.

Строительство памятника длилось пять лет. Композицию мемориала образуют полукруглая классическая колоннада из светлого камня, пруд с цветущими лилиями и остров в центре ансамбля. К острову ведет узкий коридор, на стенах которого высечены названия концентрационных лагерей. В центре острова возвышается скульптура ждущей помощи руки.

Со всех сторон рука окружена 130 фигурами жертв нацистского истребления, выполненных в полный рост.

Вместе со скульптором Кеннетом Трейстером над созданием комплекса работало еще 45 скульпторов и архитекторов.

Минск (Беларусь)

Мемориал «Яма» в Минске, посвящённый жертвам Холокоста, расположен на улице Мельникайте. На этом месте, именуемом до войны Раковским предместьем, после захвата Минска нацисты создали еврейское гетто. 2 марта 1942 года здесь было расстреляно около 5 000 узников гетто, включая 200 сирот из детского дома. Мемориал «Яма» - один из первых памятников, установленных жертвам Холокоста.

Первая часть мемориала - площадка, вручную выложенная камнями, и обелиск со строчками поэта Хаима Мальтинского - была открыта в 1947 году. Кстати, это был первый памятник в СССР, на котором было разрешено сделать надпись на идиш. Впрочем, в 1949 году Мальтинского, а в 1952 году каменотёса Мордуха Спришена, выложившего саму площадку камнями, арестовали и сослали в ГУЛАГ по обвинению в «космополитизме и проявлении еврейского буржуазного национализма». Их обвиняли в том, что на обелиске вместо слов о «мирных советских гражданах» написано только об евреях.

Вторая часть — скульптурная композиция «Последний путь» - была установлена в 2000 году. Худые бронзовые фигуры людей, спускающихся по лестнице, будто стекают вдоль ступенек к яме, где их ждет смерть.

Одесса (Украина)

Во время оккупации Одессы осенью 1941 и зимой 1942 года румынскими войсками под контролем и руководством нацистской Германии происходило массовое истребление еврейского и цыганского населения города и близлежащих городков Приднестровья. Только в период с 17 по 25 октября 1941 года было расстреляно или сожжено заживо более 30 тысяч одесситов. Всего же за время румынской и немецкой оккупации было уничтожено более 272 000 украинских евреев, проживавших между Днестром и Южным Бугом.

В начале 1990-х годов в Одессе, в Прохоровском сквере, в том самом месте, где на окраине города в 1941 году начиналась «дорога смерти» одесских евреев и цыган в концлагеря, разбросанные по Восточной Европе, был установлен памятный знак. Позднее к нему добавилась «Аллея Праведников мира» — с деревьями, каждое из которых высажено в честь одесского жителя, укрывавшего и спасавшего евреев. Завершил мемориальный комплекс «Памятник жертвам Холокоста в Одессе», открытый 9 мая 2004 года.

Бронзовая скульптурная композиция - пять тощих мужчин и ребенок - была создана скульптором Зурабом Церетели.

Орегон (США)

Мемориал памяти жертв Холокоста расположен в Портленде, штат Орегон. Идея создания мемориала был предложена в 1994 году Элис Керн и местными активистами, пережившими Холокост. Открыт мемориал был 29 августа 2004 года. Булыжный тротуар ведет к полукруглой стене, на которой написана история Холокоста и цитаты оставшихся в живых жертв.

На пути к стене установлена гранитная скамья с «забытой» куклой, выполненной из бронзы.

На дороге, ведущей к стене мемориала на земле лежат бронзовые предметы - обувь, очки, чемодан, скрипка, как олицетворение той мирной жизни, которую во время Холокоста оставили позади жертвы нацизма.

У самой стены находится «Хранилище земли», в котором находится земля и зола из шести лагерей смерти - Аушвиц-Биркенау, Белжеца, Хелмно, Майданека, Треблинки и Собибора, привезенные местными жителями. На задней стене мемориала выгравированы имена людей, погибших в лагерях, а также имена их оставшимся в живых родственников, живущих в Орегоне.

Прага (Чехия)

Перед зданием вокзала Прага-Бубны открыТ памятник жертвам Холокоста. Монумент представляет собой 20-метровую железнодорожную колею, уходящую высоко в небо. Именно с этого вокзала в 1941-1945 годах нацисты вывезли в концентрационные лагеря более 45 000 евреев, большинство из которых погибло.

Рига (Латвия)

Бикерниекский сосновый лес площадью 642 га расположен в Видземском предместье на северо-востоке от Риги рядом с деревней Румбула. Еще во время войны за независимость Латвии в 1919 году большевики использовали этот лес для казней политических оппонентов и священников. В годы Второй мировой войны, во время нацистской оккупации, Бикерниекский лес стал местом массового уничтожения евреев, советских военнопленных и гражданских лиц. 30 ноября и 8 декабря 1941 года карательная группа специального назначения «Айнзацгруппа A» под командованием обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна в сотрудничестве с командой латыша Виктора Арайса расстреляла здесь более 24 тысяч латвийских евреев и одной тысячи евреев, привезённых накануне поездом из Германии, Австрии и Чехии. По разным данным нацисты и их пособники из числа латышских полицейских расстреляли на этом месте в 1941-1944 годах примерно 46 500 человек. Место расстрелов долгое время оставалось заброшенным, только в 1962 году Самуил Цейтлин и Белла Мартинсон, которой удалось тогда выжить, разыскали его в лесу. Целый год Цейтлин обивал пороги, пока Министерство культуры Латвийской ССР не выдало разрешение и 500 рублей на создание мемориала. 25 октября 1964 года, после затяжной борьбы с местными властями, он был открыт и представлял собой надгробный камень, на котором были выбиты слова на трех языках - русском, латышском и иврите. В ноябре 2002 года в Румбуле был открыт Мемориальный комплекс, названный «Румбульский лес».

Вход в мемориал обозначен двумя плитами с надписями на латышском, английском, немецком и иврите, рассказывающих о тех трагических событиях.

В центральной части мемориала над площадкой, выполненной из камней и толстой металлической проволоки в форме звезды Давида, возвышается ритуальный подсвечник - менора.

На камнях вокруг меноры выбиты имена 1300 рижских евреев, расстрелянных здесь. Это те, чьи имена удалось восстановить. Среди этого множества камней только на одном камне надпись не высечена, а сделана в виде таблички. Этот камень в честь Самуила Цейтлина, скончавшегося в 1990 году.

Кроме того, на территории мемориала находятся шесть массовых захоронений, на месте которых установлены около сорока памятных знаков с символическими эмблемами.

Фотографии блогера под ником Бахус

Сан-Франциско (США)

Памятник «Холокост» был открыт в 1989 году в парке Авраама Линкольна у Музея Почетного легиона. Памятник представляет собой 10 лежащих фигур размером с человеческий рост, и одну стоящую фигуру человека за колючей проволокой. Скульптор Джордж Сегал своей работой выражает мысль о том, что лишь одному человеку из десяти удалось выжить в концлагерях смерти во время Второй мировой войны.

Усти-над-Лабем (Чехия)

Усти-над-Лабем (Ústí nad Labem) — город на севере Чехии, у впадения Билины в Лабу. Немецкое название города - Ауссиг на Эльбе. Историки пишут, что еще до Второй мировой войны город был одним из центров раннего национал-социализма, здесь были напечатаны многие теоретические работы нацистов. Летом и осенью 1938 года большинство евреев уехало из Усти в Прагу и другие города. В ноябре 1938 года, после Мюнхенского соглашения оставшиеся в Усти евреи были депортированы в лагеря смерти. Только 18 сентября 2012 года в городе был установлен памятник жертвам Холокоста. Автор - Ладислав Файгл (Ladislav Faigl).

По всему миру существует десятки музеев, мемориалов, памятников, посвященных истреблению еврейского народа в годы Холокоста. Все они своими экспонатами, скульптурными композициями, выражением дани памяти погибшим, самим своим существованием говорят лишь об одном: Такое не должно повториться никогда!!!

Информация и фотографии взяты из Википедии и разных зарубежных сайтов и блогов.

Монумент появится в сквере на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. На время работ по установке горельефа движение транспорта ограничено не будет.

Горельеф «Стена скорби» авторства народного художника России скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Андрея Франгуляна начнут устанавливать в столице 6 августа. Скульптурная композиция в память о жертвах политических репрессий появится на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Бронзовый монумент из-за его масштабности планируют перевозить из мастерской скульптора в подмосковном городе Химки до места установки по частям. Монтаж памятника завершится 28 августа. Ограничений для проезда транспорта не будет.

«Днем 6 августа начнется установка только первой части памятника. В целом же он состоит из 11 фрагментов, которые полностью привезут в сквер к 23 августа. Высота сооружения составляет шесть метров, а длина — 30 метров. Поэтапная установка столь масштабной скульптурной композиции не создаст неудобств для горожан», — рассказали в столичном .

«Стена скорби» — это двусторонний горельеф с несколькими арками. Он состоит из множества безликих бронзовых человеческих фигур, сливающихся воедино. Они будто бы отрываются от земли и устремляются к небу. С двух сторон от «Стены» находятся бронзовые листы с текстом, на которых высечено слово «Помни» на разных языках мира.

В сквере монумент установят полукругом на специально подготовленной площадке и закрепят все его элементы. Скульптурную композицию будут обрамлять подпорные стенки, выложенные из гранитных плит. Перед горельефом поставят семь гранитных столбов с прожекторами, лучи которых направлены в небо. По задумке скульптора, свет прожекторов олицетворяет души людей. В ночные часы весь монумент будут освещать специальные лампы с мягким желтым свечением. Площадку вокруг памятника вымостят круглыми камнями. Рядом со «Стеной скорби» высадят деревья.

Благоустроить планируют и сам сквер на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Ремонт проведут на площади 5,4 тысячи квадратных метров. В сквере частично выполнены работы по устройству кабельной канализации и основания для нового мощения. После чего будут установлены гранитные бортовые камни и выполнено гранитное мощение. В сквере отремонтируют лестницы, на газонах сделают ландшафтное освещение.

В 2015 году состоялся конкурс по выбору проекта монумента. На нем представили 340 концепций. В итоге был выбран проект скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Андрея Франгуляна.

Работы Георгия Франгуляна можно увидеть в Москве — это памятник Булату Окуджаве на Арбате, памятник Иосифу Бродскому на Новинском бульваре, памятник Араму Хачатуряну в Брюсове переулке, памятник Дмитрию Шостаковичу на Космодамианской набережной и другие. Открыть «Стену скорби» планируется до октября 2017 года.



Холокост (от англ. holocaust , из др.-греч. ὁλοκαύστος - «всесожжение»).

Более 6 миллионов жителей Европы еврейского происхождения было уничтожено в годы Холокоста. События тех лет стали трагедией не только для иудейской общины, но и для всего мира в целом. В память о погибших созданы сотни фильмов, книг, памятников, выставок, инсталляций, которые напоминают о кровавом безумии, которое никогда и ни с кем не должно повториться.

Будапешт, Венгрия

Холокост на Дунае

На берегу Дуная в Будапеште, приблизительно в 300 метрах от здания венгерского Парламента, находится памятник в виде шестидесяти пар ржавой старомодной обуви из железа. Туфли и ботинки находятся на набережной прямо у края воды. Здесь есть обувь мужская, женская, здесь есть и детская обувь. Эти ботинки, боты и туфли напоминают о страшных событиях в 1944–45 гг., когда нацисты проводили здесь массовые казни евреев. Многих заставляли разуваться на набережной и расстреливали. А тела сбрасывали в воду. Приговоренных зачастую связывали по несколько человек - их ставили на самый край набережной, но пулю пускали только в одного. Обмякшее тело застреленного нарушало равновесие группы, все падали в воду и тонули. Обувь же была большой ценностью в те времена. Местные «полицаи» относили ее потом для продажи на черный рынок.

“Обувь на набережной Дуная” является одним из самых трогательных мемориалов памяти жертв Холокоста в мире. Идея памятника возникла у Кена Тогая, а воплотил её скульптор Дьюла Пауэр. Посещающие мемориал люди зажигают свечи и оставляют здесь цветы в память о жертвах тех ужасных событий. Памятник был установлен 16 апреля 2005 года.

Лидице, Чехия

Детский Холокост

В чешском городке Лидице стоит памятник детскому геноциду. Деревня Лидице была стерта с лица земли во время Второй мировой войны. Фашисты расстреляли 173 мужчин, женщин отправили в концентрационный лагерь, а всех детей, кроме совсем маленьких и тех, кого отобрали для адаптации в немецких семьях, отравили выхлопными газами в лагере уничтожения Хельмну.

Краков, Польша

Краковское гетто

Памятник жертвам гетто в Кракове был открыт в 2005 году. Инсталляцию составляют 33 железных стула высотой почти полтора метра на территории бывшего гетто и 37 стульев пониже высотой - их установили по периметру этой площади и на трамвайных остановках. Любой из ожидающих автобус может сесть на этот стул - точно так же, как любой в то жуткое время мог стать жертвой нацистов. Каждый стул - это память о погибших евреях из краковского гетто.

Прага, Чехия

Вокзал Холокоста

В марте 2015 года перед зданием вокзала Прага-Бубны открыли памятник жертвам Холокоста. Монумент представляет собой 20-метровую железнодорожную колею, уходящую высоко в небо. Именно с этого вокзала в 1941-1945 годах нацисты насильно вывезли более 45 000 евреев в концентрационные лагеря. Большинство из них погибло. Автор монумента стал архитектор Алеш Веселы. К осени 2016 года всю территорию бывшего вокзала планируется превратить в «Памятник тишины» - музейный комплекс, который включит в себя современные выставочные залы и отдельные площадки для дискуссий. Он будет напоминать современникам о людях, погибших в застенках гитлеровских концлагерей. Открытие памятника организаторы приурочили к печальному юбилею – ровно 70 лет в концлагере Освенцим были убиты около 4 тыс. евреев, перевезенных из так называемого «семейного лагеря» в Терезине.

Минск, Беларусь

Белорусский Холокост

«Яма» в Минске — один из первых памятников, установленных жертвам Холокоста. Первая часть мемориала «Яма» - площадка, вручную выложенная камнями - была открыта в 1947 на месте, где в 1942-м нацисты расстреляли 5 000 евреев. Вторая часть - скульптурная группа людей, которые спускаются по лестнице - была установлена в 2000 году. Худые бронзовые фигуры, составляющие композицию «Последний путь», будто стекают вдоль ступенек к яме, где их ждет смерть.

Архитектурная композиция выполнена по проекту архитектора Леонида Левина, который также принимал непосредственное участие при проектировании мемориального ансамбля Хатынь. При установке мемориального комплекса «Яма» не применялась строительная техника, абсолютно все работы производились вручную. Описывать, что авторы хотели показать этим памятникам не стоит, он очень красноречиво передает события, произошедшие 2 марта 1942 года на этом месте.

Рига, Латвия

Холокост в Латвии

Мемориал «Лес» в Риге был возведен по проекту архитектора Сергея Рыжа в 2002 году. Мемориал сделан из камней и толстой металлической проволоки на площадке в форме звезды Давида. На камнях выбиты имена тех, кто был здесь расстрелян.

В 1941 – 1944 годах в Бикерниекском лесу нацисты и их добровольные пособники из числа латышских полицейских, уничтожили примерно 46 500 евреев из Латвии, Германии, Австрии, Чехии, а также политических заключённых и советских военнопленных.

Одесса, Украина

Холокост в Одессе

По официальным данным за годы нацистской оккупации в Одесской области было уничтожено более 272 000 евреев. Сразу за мемориалом начинается Аллея праведников мира, а на другом ее конце расположен памятный знак - он стоит в том месте, откуда начиналась депортация евреев в концлагеря, разбросанные по Восточной Европе.

Бронзовая скульптурная композиция - пять тощих мужчин и ребенок - была сделана по проекту Зураба Церетели и открылась 9 мая 2004 года.

Сан-Франциско, США

Памятник «Холокост» работы скульптора Джорджа Сегала был открыт в 1989 году в парке А. Линкольна у Музея почетного легиона. Памятник представляет собой 10 лежащих бронзовых фигур размером с человеческий рост, и 1 стоящую фигуру человека за колючей проволокой. Монумент ясно говорит о том, что лишь одному человеку из десяти удалось выжить в концлагерях смерти.

Иерусалим, Израиль

Яд ва-Шем - это музей Холокоста , в котором собраны уникальные артефакты того страшного времени. Там также находится несколько мемориалов в память об убитых нацистами евреях. Среди скульптурных композиций комплекса - дерево из фигур людей, забор из колючей проволоки в виде человеческих скелетов, и многие другие.

В День памяти жертв политических репрессий, в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца была установлена "Стена скорби" - первый общенациональный памятник жертвам политических репрессий. Десятилетия стыдливого замалчивания "лагерной темы" и страх говорить "об этом" даже в семье - позади. "Стена скорби" железобетонно меняет баланс сил.

В двух разных концах России - на Колыме и Соловках - в море упираются скалы с выбитыми ломами на них одинаковыми словами: "За нами придут корабли! 1953". И вот в 2017 году за ними пришел последний корабль.

Давайте считать, что "Стена скорби" - это последний корабль, который пришел за теми, кто не смог вернуться в 1953-м, кто погиб", - говорит председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. - Теперь за ними пришел корабль нашей памяти.

"Стена скорби" состоит из символических коридоров-арок, пройдя сквозь которые каждый для себя делит историю на "до" - когда каждый мог стать жертвой "большого террора", и "после" - когда открытая в Москве "Стена скорби" дает внутри человека прорасти пониманию, что травму репрессий необходимо помнить и нести как часть своих корней.

Не делиться на жертв и палачей, не мстить и даже "не все простить и забыть", а сделать историю, какая она есть, частью генетической памяти нации.

Школьники из Ростовской области своим трудом 
заработали на памятник 
75 тысяч рублей

Тяжело, медленно и с болью, но происходит вот что: по данным Фонда Памяти, монумент государству обошелся в 300 миллионов рублей, а сумма добровольных пожертвований от народа достигла 45 282 138,76 рубля. И хотя возведением "Стены" общество признает политику террора и репрессий преступлением, народ своим участием в сборе средств на памятник не просто осмысляет трагедию. Люди в Фонд Памяти несут не только сбережения.

Те, у кого их нет, например, куски бронзы, как пенсионер из Саратовской области Иван Сергеев. Или самый маленький взнос на "Стену" - 50 рублей - внесла пенсионерка из Йошкар-Олы, пожелавшая остаться неизвестной. Она подписалась на реквизитах: "Дочь репрессированного. Простите, сколько могу".

Но самым значимым частным взносом на "Стену скорби" стали деньги, заработанные детьми станицы Кировская Кагальницкого района Ростовской области - 75 тысяч рублей.

Ростовская история меня потрясла, - говорит директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов. - Она для меня пример того, что молодые люди вовсе не хотят "любой ценой" или "побыстрее забыть террор". Они хотят знать свою историю и складывают ее своим посильным трудом. Еще для меня 75 тысяч рублей, заработанные детьми, - это ответ тем, кто хочет на базе лагерей ГУЛАГа создавать туристический кластер с "ароматом" зоны и лагерей. С бараками, где можно жить в "эконом"-варианте, с нарами, где можно спать; с жестяной посудой и "лагерной" едой. Дети из Ростова своим поступком молча убеждают: "аромат зоны ГУЛАГа" или модные ныне квесты на эту тему - дорога в историческое забвение. А то, что сделали ростовские школьники и сотни тысяч жертвователей на "Стену скорби", это и есть тропинка к настоящей живой истории.

Романов признается, что этим людям он доверяет. Они обязательно смогут найти в сейфах памяти и расставить по местам страшные цифры: по данным Фонда Памяти, 20 миллионов человек прошли через систему ГУЛАГа, свыше миллиона расстреляны (цифра не окончательная. - "РГ"), более 6 миллионов стали жертвами депортаций и ссылок.

Прямая речь

Честная история формирует единую нацию

Наталия Солженицына, президент фонда Александра Солженицына:

Судьбы тех, кто прошел ГУЛАГ, не должны оставаться семейными историями. Они должны и теперь станут частью всенародной истории. Мы не можем себе позволить не знать своей недавней истории - это все равно что идти вперед с завязанными глазами, а следовательно, неизбежно спотыкаться. Что с нами и происходит, поскольку в эпоху Большого террора были заложены основы расколотого общества. Расколотым оно останется до тех пор, пока мы не начнем восстанавливать честную историю. Честная история формирует единую нацию. А без единства и духовного целения простое экономическое возрождение невозможно.

Общенациональный памятник жертвам репрессий - шаг к примирению. Потому что примирение невозможно на основе забвения.

"Забвение - это смерть души", - говорили мудрецы. В "Стене скорби" заложена идея памяти. А испытывать или не испытывать вину - зависит от развитости сознания, совести, понимания. И это уже чувство личное, а не коллективное.

Страна у нас все-таки сегодня совсем другая! При всех недостатках нашего бытия возврат на семьдесят лет назад уже невозможен. И, наверное, не следует потомкам хранить волчьи шрамы разъединения, которые оставило то время. Нам нужна честно рассказанная хроника побед и поражений.

Такой историю России XX века можно будет уважать.

Точка зрения

От истории лакированной - к истории подлинной

Владимир Лукин, член Совета Федерации:

Я убежден, что самое главное сегодня соединить разбитую историческую мозаику в нечто целое. Для этого нам надо преодолеть как сталинскую интерпретацию истории, так и апологетику антисоветизма. "Стена скорби" на этом пути снижает тонус ожесточенности дискуссий и приближает нас к пониманию величия события. Чжоу Эньлай, выдающийся китайский деятель, когда его спросили, считает ли он Французскую революцию 1789 года великой, ответил: "Рано судить. Пусть еще сто лет пройдет". Так и мы лишь в начале продирания общества сквозь отлакированную историю к настоящей.

Сколько бы мы ни занимались увековечиванием жертв политических репрессий, все неизбежно у 1789 года упирается в вопрос: "Сколько погибло людей?" Я всегда отвечаю: "Этого мы никогда не узнаем". Дело не только в засекреченности части архивов. И не в том, что когда комиссия Шверника - Шатуновской доложила ХХ съезду КПСС о том, что только с 1934 по 1941 годы было репрессировано 19 миллионов 800 тысяч человек, а из них 7 миллионов 100 тысяч расстреляны, съезд ужаснулся и закрыл эти цифры. И даже не в том, что историки после того, как у Петропавловской крепости Санкт-Петербурга были обнаружены расстрельные ямы, где лежат безымянные жертвы 25 февраля 1917 года, предлагают считать эту дату началом массовых репрессий ХХ века в России. А дело в том Великом и Трагическом целом, которое мы должны собрать из разбитой исторической мозаики.

Акция "РГ"

Интернет-проект "РГ" "Знать, не забыть, осудить. И - простить" собрал аудиторию примирения

Акция по созданию "Стены скорби", - заявил в интервью "РГ" Владимир Каптрян, - это только первый шаг к восстановлению исторической справедливости и поруганной связи времен. И еще восстановления страшного понимания: каждый в то время мог оказаться и героем, и "врагом народа", и палачом. На войне как на войне. На фронте тоже не все были героями. Поэтому мне кажется честным по отношению к жертвам ГУЛАГа и по отношению к самим себе сначала в день установки "Стены скорби" в Москве, а потом в этот день каждый год выходить на улицу на митинг памяти. Как "Бессмертный полк". Пусть это будет "Полк памяти". Я бы в него вступил. ()

Одна из самых позитивных и пассионарных историй - история "антисоветчика" Юрия Найденова-Иванова. Он рассказал, как у троих товарищей - 19-летнего студента Юрия Найденова-Иванова, 20-летних Евгения Петрова и Валентина Булгакова в 1951 году нашли журнал "Америка". Еще Найденов переписывался с друзьями из Одессы. Всех троих обвинили в антисоветской пропаганде и в том, что "хотели переплыть Черное море на лодке". Всем дали десять лет лагерей. Петров попал в шахты Севера, Булгаков - в Сиблаг, Найденов - в шахты казахстанской Караганды. Он рассказал о тайнах выживания в лагерях. И о том, как ему случайно достался "номер жизни", который его спас. ()

Еще одна история - , о том, как жертвы репрессий выигрывали суды даже у НКВД и вселялись в свои квартиры, возвращаясь из лагерей (" "), составили золотой фонд видеоинтервью историй "Мой ГУЛАГ".

Теперь они - Полк исторической памяти. Именно эти истории дали старт большому авторскому документальному проекту и серии художественных фильмов и спектаклей, которые будут сниматься в течение следующих пяти-семи лет. Все это будет делаться под творческим руководством кинорежиссера Павла Лунгина и художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова.

Прямая речь

В каждом из нас есть осколок "Стены"

Арки, прорезающие монумент во всю длину, сделаны так, что каждому приходится пригибаться, чтобы пройти. Пригнувшись, человек глазами упирается в скрижаль: "Помни!" Как неслышная молитва, слово написано на двадцати двух языках - на пятнадцати языках народов бывшего СССР, на пяти языках ООН и на немецком - одном из языков Евросоюза.

"Помни!" приходится нести в себе тридцать пять метров - всю длину монумента. Сквозь нее каждый сможет пройти насквозь и ощутит себя на месте жертвы. Так "Стена" воспроизводит ощущение дамоклова меча. Только так, с пониманием того, что в каждом из нас есть осколок "Стены", можно идти дальше. Но непонятно, когда мы можем выпрямить спину. Непонятно, сколько времени потребуется, чтобы тот осколок вышел. Чтобы он вышел, надо лично осознать явление ГУЛАГа и сделать его частью генетической памяти нации.

Я бы хотел, чтобы каждый кусок "Стены скорби" передавал состояние трагедии. Да, ее фигуры безлики. Такими их сделала "коса смерти". Слишком многочисленными и часто безымянными были и остаются жертвы террора 30-50-х годов. Их искореженные судьбы и вычеркнутые из жизни лица и есть символ трагедии.

Вслед за режиссером Глебом Панфиловым, экранизирующим повесть Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича", поиском материала об эпохе лагерей занялся режиссер Павел Лунгин. Сегодня он рассказывает РГ, почему каждому из нас придется пройти сквозь чистилище памяти.

Павел Семенович, решили, о чем будет фильм?

Павел Лунгин: Когда я думаю, как делать кино, ищу гуманистические опоры. Я из того поколения, которое еще верит в людей и не готово уйти в тотальную постмодернистскую трагедию. Да, можно снять кино и о Норильском 1953 года восстании Горлага, и о Кенгирском 1954 года восстании политзэков. Только в Норильске, по данным архивов, бастовали до 16 000 человек. Но это излет системы лагерей, а их суть кристаллизовалась внутри человека раньше. Он не мог ей не сопротивляться изнутри. Как? Вот об этом я и хочу снять фильм. Но я еще не нашел истории противостояния. Чем больше читаю, тем чаще появляются мысли: "Кто я такой? Откуда во мне столько дерзости, чтобы касаться темы, переполненной кровью и муками?" Иногда просто застываю в ужасе. Охота навсегда забыть ГУЛАГ и не знать о нем. Это инстинктивный страх перед масштабом трагедии. Я тоже боюсь - хватит сил показать глубину явления? Облагораживать ГУЛАГ - преступление, но и лишать людей надежды - преступление.

А в моем фильме обязательно будет веселый ГУЛАГ. 
И женский взгляд на лагерь

У вас нет сценария, но ведь есть Солженицын, есть Шаламов, есть "Обитель" Захара Прилепина...

Павел Лунгин: ...Захар Прилепин написал очень сильный роман про Соловки. Его талант писателя вне идеологии, что дает роману такие характеры, что ого-го... Я бы с удовольствием его экранизировал. Но, по-моему, авторских прав уже нет. Хотя и у Прилепина, как и у Солженицына и Шаламова, ГУЛАГ безнадежен. А в моем фильме обязательно будет веселый ГУЛАГ. И женский взгляд на лагерь. Я картину еще не населил историями, но хорошо помню свои разговоры с Андреем Синявским. Во Франции он все время рассказывал о лагере. Однажды у него в гостях я не выдержал: "Вы о лагере вспоминаете так, будто это было что-то лучшее". Синявский даже не думал со мной спорить. У него дружбы лагерные остались, к нему в Париж приезжали люди, с которыми он вместе сидел. Они искренне верили, что в их случае "произошла ошибка". "Да, - ответил, - в каком-то смысле это была идеальная жизнь. Денег нет, женщин нет, карьеры нет, ничего нет. Ты как бы очищен от всего и можешь общаться с людьми, как с очищенными сущностями". Это потрясение на грани духовного голода и духовной чистоты. Я ищу его для фильма. Это как некоторые люди вспоминают о войне, как о каком-то очищающем переживании. Тебя как будто в серную кислоту окунули, а ты - живой.

Академик Лихачев тоже одно время признавал, что большевики в созданной ими системе ценностей были правы, когда его, не принявшего советскую власть, сослали в ГУЛАГ для перевоспитания. Не провоцирует ли такая позиция реванш палачей? Вот уже и документальный фильм снят о Родионе Васькове - создателе и крестном отце Соловков и Магаданских золотых рудников. В фильме его сын Грициан со слезами на глазах спрашивает о том, за что его отца в конце жизни по доносу упекли в ГУЛАГ на пять лет? Ведь "он вокруг себя создавал не террор, а производство, давал людям работу, еду, смысл... Он смог не стать надзирателем". Что бы вы ему ответили?

Павел Лунгин: ХХ век богат на такие феномены. Век дал мощные попытки создания нового человека. СССР, потом Германия, свой опыт был у Китая, последняя судорога была в Камбодже. В США после 1929 года тоже создавались трудовые лагеря, но там не ковали нового человека. А его переделывание - это спор с богом о человеке. Достоевский гениально передал это противостояние в "Великом инквизиторе". У него Христос ведь не просто заточен в темницу. Инквизитор искушает Христа тем, что свобода - самое большое испытание и наказание для человека, что ничего так не хочет человек, как, чтобы у него отняли свободу. Тогда ему не надо делать выбор. И свобода не нужна. Как раз ее и отнимал лагерь.

Но всегда попытки переделывания человека заканчивались крахом. Ведь сначала из него надо сделать фарш. В этом смысле, конечно, лагеря - школа воспитания. Кого? Сын гулаговского творца хорошо отвечает. Он искренне считает, что среди палачей его отец был самым лучшим и добрым, отрубал головы с одного удара, а не с двух. Это один из плодов "воспитания", когда происходит потеря критериев добра и зла. Вместо "нового человека" мы получили такой уровень его разложения, когда должны признать: идея тотального перевоспитания пагубна. Человек - "Божья тварь", существо, которое не поддается лепке стороннего скульптора и любой иной пластике. Вмешательство в естество человека - самая большая опасность, которая нас ожидает. А непроговоренность и неосознанность опыта ГУЛАГа порождает непонятый феномен опричников, которые потом рядятся в жертв.

Не была политика репрессий часто лишь предлогом для набора в трудовую армию?

Стена скорби - согласие с тем, что репрессии зло. Это начало духовного очищения

Монумент "Стена скорби", который встал в Москве 30 октября 2017 года, - это шаг народа в сторону святого?

Павел Лунгин: Скорбь для меня - это консенсус. Стена - согласие общества с тем, что было совершено зло, и понимание того, что мы сами себе его причинили. Это только начало духовного очищения. И то, что памятник жертвуют простые люди, - знак нашего выздоровления. Хоть по 15 копеек, но на Стену должна скинуться вся страна. Желание пройти сквозь Стену - это и есть ростки осознания, покаяния и искупления. Мы уже не делаем вид, что проблемы нет.

Но ведь делаем вид, часто искреннее считая, что покаяние и искупление нужно кому-то другому, но не мне. В этом смысле показательна история москвички Веры Андреевой. В цикле фильмов "Мой ГУЛАГ" музея истории ГУЛАГа она рассказала, что в 1937 году ее любимый дядя Ваня написал донос на своего отца и ее деда Дмитрия Жучкова за то, что "дворянин не признает революцию". Но отец даже у НКВД выиграл суд. Сын, изгнанный из семьи, в 1942 году погиб, защищая Севастополь от фашистов. "Он достоин смерти", - сказал о нем отец. "Дед уже лежал в земле, - вспоминает Вера Сергеевна, - а родные мне, члену КПСС, повторяли его слова: "Как ты могла перейти на их сторону?" А я не знаю. Вспоминаю деда и понимаю: я не простила ту власть, как дед не простил сына. Я не умею и не знаю, как такое прощать". Как такое прощать?

Павел Лунгин: Если бы я мог это объяснить словами, мне не надо было делать фильм "Остров". Я только знаю, что работа покаяния - подвижническая. Она дается не всем. Но я верю, что чувства стыда и раскаяния делают из человека личность. Человек начинается с ощущения стыда, с боли за беды окружающих, с сострадания. Но я в одинаковом с обществом состоянии. Я смотрю вокруг и не вижу, что общество или я движимы осознанием прожитой истории, боли, беды. Мне иногда кажется, если бы "Остров" вышел сейчас, его бы не услышали. Такое чувство, будто мы перешагнули через что-то. У мозга есть такая особенность: если человек от двух до пяти лет не заговорил, то он будет, как Маугли. Его найдут, отмоют, и он даже заговорит, но не будет свободы речи. Мозг сформировался вне языка. Так и с травмой ГУЛАГа. Может быть, прошло время, когда рана была живая и легче лечима? Но мы с трагедией ГУЛАГа все-таки встаем на путь осознания. Нам нужны время, терпение и свобода. Придут новые поколения вместо тех, кого убили и кто уехал. Мне кажется, эта эволюция идет, но пока мы - этакие кентавры... Свободная часть наша видит жизнь вокруг, много читает, думает... Но и другая его часть медленно, тяжело, но меняется. В том числе благодаря таким проектам, как "Стена скорби", но меняется...