Гуманизм: абстрактный или классовый?» (по роману а.а. фадеева "разгром") жилинажилина галина нигметовна, учитель русского языка и литературы мбоу «карагачская. III. Заключительное слово учителя Существует ли абстрактный гуманизм романе разгром

>Сочинения по произведению Разгром

Проблема гуманизма

События в романе «Разгром» относятся к первой половине 1920-х годов. Это были первые годы после Октябрьской революции. А. А. Фадеев в своем произведении наглядно показал, как в этот период происходил «отбор человеческого материала». Революция сметала все на своем пути, что было не способно к борьбе. То, что случайно оказывалось в лагере революции, быстро отсеивалось. Наряду с этим происходило изменение сознания людей. Ради идеи они смело шли на смерть. Такая постановка проблем гуманизма тесно связана с отношением людей друг к другу.

Одним из главных героев романа был командир отряда партизан – Левинсон . Это был авторитетный человек, которого уважали все бойцы в отряде. Несмотря на свой строгий нрав, он общался с ординарцами демократично и по-дружески. Сам он готов был пожертвовать собственным здоровьем во благо народа, а интересы своих бойцов ставил превыше всего. Левинсон не переносил фальши и трусости. Он не позволял в своем отряде всяческих унижений или превосходства одного человека над другим. Он был вдохновлен идеями равенства и гуманизма. После прочтения романа, складывается ощущение, что в этом персонаже Фадеев собрал лучшие человеческие качества.

Другим главным персонажем является раненный партизан из соседнего отряда – Павел Мечик . Идеи гуманизма этого героя довольно расплывчаты. Сам он был из города, а в партизаны пошел за приключениями и подвигами. К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться, так как по натуре он был трусоват, ленив и нелюдим. Когда его выходили в отряде Левинсона и приняли как своего, он все равно видел во всех врагов и не мог никак прижиться. В его сознании правдивой была только одна идея гуманизма: «Не убий!». Поэтому, зная, что тяжелобольного Фролова хотят усыпить, чтобы не брать с собой в отступление, он хотел этому помешать, даже если эта задержка отряда могла оказаться гибельной для всех. Но все это делается, ни ради спасения другого человека, а ради того, чтобы не замарать собственную совесть. Так он поступил и в конце романа. Предав весь отряд, он переживал не из-за людей, а из-за того, что пришлось совершить поступок, противоречащий всему тому хорошему, что он находил в себе.

Олицетворением массы рядовых пролетариев стал герой Иван Морозка . Такие люди, как он, составляли основную массу бойцов во время революции и проходили через школу жизни, приобретая неоценимый опыт. После службы в отряде, он полностью переоценил свою прежнюю жизнь и изменился к лучшему. Например, он перестал воровать, стал хорошим товарищем и соратником своим ординарцам, проявил себя как умелый организатор и преданный человек. Он больше не был тем бездумным, горячим и озорным молодым человеком, каким попал в лагерь. Он старался стать на верный путь, по которому шли его старшие товарищи: Бакланов, Левинсон, Дубов. Именно революция сделала из него человека мыслящего и гуманного.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УПР

ГБПОУ РК «ЕТСТСО»

С. Н. Калиберда

«________»________________________2017 г.

Учебная дисциплина: ОУД.01 Русский язык. Литература

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ.

Новаторский характер романа А. А. Фадеева «Разгром»

Цели урока:

Проанализировать гуманистическую направленность романа «Разгром»;

Охарактеризовать проблему человека и революции в романе;

Рассмотреть психологическую глубину изображения характеров.

Оборудование: доска, лекционный материал, роман автора.

Ход урока

    Организационный момент

    Вступительное слово:

Добрый день, ребята. На сегодняшнем занятии, мы с вами рассмотрим проблематику, характеристику героев и новаторство романа «Разгром» А. А. Фадеева.

    Содержание лекции:

Тема романа Фадеева «Разгром» рассказ о судьбах простых людей, то есть о народе, в один из самых драматических периодов русской истории в годы гражданской войны. Главным героем произведения писатель делает Ивана Морозова, которого товарищи для краткости называют Морозкой. Он простой шахтёр, человек без особых талантов, с обычной биографией. Участие Морозки в партизанской войне за советскую власть на Дальнем Востоке против колчаковцев и японцев изменяет его психологию, приводит к росту самодисциплины и самосознания, а осознанное им чувство собственного достоинства позволяет раскрыться замечательным душевным качествам героя. Следовательно, идею романа можно сформулировать таким образом: в сражениях гражданской войны воспитываются новые лют, которые убеждены в справедливости коммунистических идей и готовы бороться за их осуществление, не щадя сил и даже жизни. Мужество, стойкость, воля таких людей являются, по мнению Фадеева, гарантией непобедимости советской власти.

В «Разгроме» развёртывается одно событие (разгром партизанского отряда), что характерно для жанра повести, но это событие отражает важнейшие исторические процессы в народной жизни, поэтому небольшое по объёму однособытийное произведение Фадеева можно с полным правом назвать романом. При этом автор сосредоточил внимание не на эпических картинах боёв, а на раскрытии внутреннего мира героев, на острых драматических ситуациях, в которых герои проявляют свою социальную сущность. Отсюда следует, что жанровое своеобразие «Разгрома» выразилось в соединении социальных и психологических проблем.

Фадеев писал своё произведение в то время, когда в молодой советской литературе преобладал показ народных масс в революционных событиях, а не отдельной личности, когда изображались преимущественно внешние приметы нового героя (кожаная куртка и маузер комиссара; решительность без интеллигентских колебаний в герое-большевике), а не его духовный облик. В таких условиях создание социально-психологического романа (описание духовного мира простого человека и процесса «переделки» его характера) стало серьёзным творческим достижением Фадеева. В романе изображены два десятка партизан: ординарец Морозка, командир Левинсон и его помощник Бакланов, предатель Мечик, разведчик Метелица, сестра милосердия Варя, взводный Дубов, врач Сташинский, минёр Гончаренко, гимназист Чиж, старик Пика, смертельно раненный Фролов, фельдшер Харченко, взводный Кубрак, наглый детина без имени, которого Левинсон заставил лезть в холодную реку за глушёной рыбой, и т.д. Все они получили в романе запоминающиеся портреты, яркие, хотя и краткие характеристики.

Показать революцию через характер конкретного человека, то есть показать, что изменила революция в человеке, вот какую художественную и социальную задачу поставил пред собой писатель и весьма успешно решил её, ибо в романе революционные события толкают самых обычных людей к сознательному и смелому историческому творчеству. Положительные герои, изображённые Фадеевым, до революции только беспрекословно выполняли приказы хозяев и разных начальников, а теперь сами становятся «общественными людьми» (VIII ); от них зависит жизнь товарищей-партизан, а в конечном счёте судьба советской власти.

Идея романа выражается через антитезу Морозка Мечик. Автор последовательно и подробно описывает их взаимоотношения, поступки и мысли. С одной стороны, в ходе жизненной проверки раскрывается высокий тип личности Морозки, который постепенно преодолевает недостатки своего характера, осознаёт недопустимость своих легкомысленных поступков (кража дынь, пьяные дебоши) и бездумного отношения к людям (к Варе, Гончаренко). С другой стороны, по мере развития романного действия всё более ощущается нравственное ничтожество Мечика, случайно оказавшегося в партизанском отряде, законченного эгоиста, который больше всего на свете любит самого себя, мелкие «свои страдания, свои поступки» (XVII ). Противопоставление героев продолжается до трагической развязки романа, когда Мечик совершает предательство, трусливо спасаясь бегством, а Морозка ценой собственной жизни предупреждает товарищей о засаде. Таким образом, простой шахтёр «с тяжёлым прошлым» оказывается морально выше культурного и образованного гимназиста Мечика, который не способен ни любить, ни дружить, ни совершать подвиги.

Важную социальную идею несёт в романе образ коммуниста Левинсона, выбранного самими партизанами на должность командира отряда. Это человек «особой, правильной породы»: «он всё понимает, всё делает как нужно, он не ходит к девчатам, как Бакланов, он не ворует дыни, как Морозка; он знает только одно - дело» (VI). Самоотверженное служение народу возвеличивает образ Левинсона. Командир берёт на себя самые трудные решения (дать яд умирающему Фролову, навести гать через трясину и т.д.), гибко управляет людьми (устраивает показательный суд над Морозкой, чтобы сразу пресечь воровство среди партизан; незаметно подменяет слишком рискованный военный план Метелицы своим - осторожным и продуманным), в бою не прячется за чужие спины, а идёт впереди отряда (атака на деревню, где погиб Метелица). Словом, он не формальный, а настоящий лидер, он понимает, что партизаны доверили ему свои жизни, и стремится оправдать это доверие: преодолевая физическую слабость, ноющую боль в боку, он часто не спит по несколько суток, проверяет посты и дозоры, заботится о продовольствии, фураже, боеприпасах и т.д. А между тем он всё-таки живой человек, и его железная самодисциплина иногда даёт сбой: в конце романа он плачет на виду у уцелевших партизан, не боясь показаться слабым: «он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слёзы катились по его бороде... Люди стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться» (XVII). В «Разгроме» автора привлекает не столько история разгрома маленького партизанского отряда, сколько глубинные процессы, происходящие в людях, логика развития характеров в трагических обстоятельствах, когда эти характеры обнаруживают свою социальную и нравственную сущность. Значение внутренних переживаний героев подчёркивается композицией романа. Первая половина произведения представляет собой историю взаимоотношений героев (Морозка - Мечик, Морозка - Варя, Морозка - Дубов, Морозка - Гончаренко, Морозка - Левинсон, Мечик - Варя, Мечик - Левинсон, Мечик - Пика, Мечик - Чиж и т.д.). Во второй половине романа герои проявляют свои личные качества в смертельно опасных боях. Когда отряд атакует колчаковцев у села, где погиб Метелица, автор изображает сначала Бакланова; потом Левинсона впереди спешившихся партизан; Мечика, увлечённого атакой и заскочившего в рощу; Морозку, застывшего над убитым Мишкой (XV). Ни одно событие не описывается само по себе, а обязательно взято как причина или следствие душевных переживаний героев.

Три главных героя раскрываются в романе с помощью разных психологических приёмов: предыстории, психологического портрета, психологического пейзажа, внутреннего монолога, «диалектики души». Последний приём особенно важен, потому что изображение характеров Морозки, Мечика, Левинсона дополняется развитием характеров. Причём полностью раскрытым, а вернее, разоблачённым можно считать только образ Мечика. В отношении Морозки и Левинсона Фадеев принципиально отказывается от завершённости образа. Морозка погибает в то время, когда он только вышел на верную жизненную дорогу, выбрал себе достойных товарищей, серьёзно оценил своё прошлое, только начал понимать, что от него, рядового шахтёра и партизана, что-то зависит в мире. Несгибаемый коммунист Левинсон раньше боялся показать свои человеческие слабости (плохое самочувствие, усталость, даже слёзы), а к концу романа он становится более открытым в общении с людьми. Эта открытость никак не влияет на уважение, которое партизаны испытывают к командиру. Так автор проясняет главную идею своего романа: человек становится нравственно сильнее в революционной борьбе.

Итак, приведённые рассуждения подтверждают, что «Разгром» Фадеева является социально-психологическим романом. В нём автор описывает гражданскую войну как важнейший социально-исторический конфликт, который затрагивает всё общество и каждого человека. А.Серафимович в романе «Железный поток» (1924) показал психологию революционной массы, сплочённой из множества индивидуальностей. Д.А.Фурманов в романе «Чапаев» (1923) изобразил влияние революции на судьбу выдающейся личности из народа. А.А. Фадеев в центр романа «Разгром» (1927) поставил самого обычного (среднего) человека из народа и отметил в его душе ростки нового, коммунистического сознания, когда личные интересы подчиняются общественным, стихийность - партийной дисциплине, общечеловеческая мораль заменяется классовой, пролетарской. Так Фадеев отразил своё время, когда коммунистическая мораль казалась самой верной и справедливой: коллективизм пролетария Морозки противопоставлен индивидуализму интеллигента Мечика как правильное общественное поведение неправильному.

    Домашнее задание: подготовить сообщение на тему: «А. А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А. А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А. А. Фадеева» (по выбору студентов). Подготовиться к контрольной работе (тесту).


Проблема гуманизма в романе А.Фадеева разгром является центральной. Автор в своем произведении показал две концепции гуманизма: буржуазный гуманизм Мечика и пролетарский гуманизм Левинсона.

Разберем все по порядку. Павел Мечик - главный герой романа. Анализируя его действия и мысли мы сразу делаем вывод, что он истинный гуманист и проповедник идей гуманизма: он против любого насилия, очень миролюбивый и ранимый. Из его диалогов с другими героями, например, с Варей или Пикой и его внутренних монологов мы видим, что он скучает по своему дому, по своей любимой девушке, по мирной жизни. Но сложившееся у читателя впечатление довольно обманчиво. Ибо его псевдогуманизм всегда приводил к печальным последствиям: из-за его, как он считает, гуманистических действий Фролов узнал о том, что его хотят усыпить.

Всем итак было тяжело пойти на этот поступок, а после того, как правда всплыла и он выпил приготовленный яд, отряду стало еще труднее. В конце романа гуманизм Мечика приводит к гибели почти всего отряда: он был назначен дозорным и его задача была разведать дорогу впереди и сообщить об обнаружении врага. Неприятеля он обнаружил, но отряд не предупредил. И трусливо сбежал. Подставив весь отряд под шквальный огонь. Почти все бойцы знали, что погибнут, но смело дали свой последний бой. Задумайтесь, действия Мечика гуманистические или эгоистические? Левинсон - антипод Мечика. Его поступки действительно соответствуют гуманистическим идеям: он думал о себе в последнюю очередь, об отряде - в первую. Жизнь постоянно ставила его перед выбором: действовать ради себя или ради своего партизанского отряда. Решение усыпить Фролова тяжело далось Левинсону, однако это было исключительно ради благополучия всего отряда. Глаза местного жителя, полные слез, когда у него забирали последнюю свинью, я думаю, еще долго вспоминались Левинсону. Но он, опять - же, действовал на благо других, чтобы отряд не умер от голода. Постоянный внутренний конфликт Левинсона, когда ему так не хотелось вставать утром, но он делал это и продолжал командовать отрядом. А теперь вернемся к образу Мечика и задумаемся над его поступками. Он действовал всегда ради себя и думал только о себе, что противоречит идеям гуманизма. Даже после предательства он плакал не потому, что предал, а потому что очень любил себя и свои псевдогуманистические идеи, в которые предательство отряда совсем не вписывалось. А Левинсон всегда поступал на благо окружающих его людей, а о себе думал в последнюю очередь. Это, я считаю, и есть истинный гуманизм.

Обновлено: 2019-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Цели урока:
- дать представление о личности писателя; обсудить с учащимися сюжет и героев романа;
- совершенствовать навыки свободной работы с текстом произведения; развивать ассоциативное мышление;
- рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Оборудование.
Портрет А.А.Фадеева, ПК,DVD-плеер, видеофрагменты записи передачи В.Вульфа о жизни и творчестве А.А.Фадеева на телеканале «Россия», запись аудиоспектакля М.Захарова «Разгром», кинофильм «Юность наших отцов» (по роману «Разгром»).
Ход урока:
I.Организация класса. Объявление темы и целей урока.
II. Жизнь и творчество А.А.Фадеева.
Видеофрагмент передачи В.Вульфа (Вступление).
2. «13 мая 1956 года в Переделкино у себя на даче застрелился Александр Фадеев,
долгие годы генеральный секретарь союза советских писателей,
депутат Верховного Совета СССР,
член ЦК КПСС,
к моменту смерти кандидат в члены КПСС,
член президиума всемирного совета мира,
лауреат сталинской премии,
большой человек,
большой писатель.

Это прозвучало как бомба, взорвавшаяся в Москве.
Представить себе, что Фадеев выстрелит себе в сердце, не мог никто.
Утром за полтора часа до смерти говорил по телефону с сестрой и сказал ей: «Они все думают, что я что-то могу, а я ведь на самом деле ничего не могу.»
Его позвали завтракать, он спустился вниз, зашёл на кухню, сказал домашней работнице, что не будет завтракать.
Он всё уговаривал своего младшего сына Мишу, чтоб он пошёл в лес погулять, а Миша гулять не хотел. И он поднялся к себе.
И вдруг раздался щелчок. Никто не мог понять, что щёлкнуло. Миша поднялся наверх, к отцу, вошёл в его кабинет и увидел его лежащим на кровати.
Он был мёртв. Миша скатился со ступенек вниз.
Весть о смерти Фадеева распространилась по Переделкину в течение нескольких минут.
Примчался председатель комитета госбезопасности Серов, который, ни на кого не посмотрев, не взглянув на Фадеева, мёртвого, спросил: «Где письмо? Он, наверное, оставил письмо.» Кто-то ему сказал: «Да, письмо есть. Оно лежит на тумбочке». Серов схватил это письмо, и машина помчалась в город.

Видеофрагмент передачи В.Вульфа (Письмо Фадеева).

Видеофрагмент передачи В.Вульфа (Детство и юность).

4. Видеофрагмент передачи В.Вульфа (Об экранизации и постановке на сцене «Разгрома»).

II. «Разгром».
1.Работа с текстом.
- «Крепокмохнатрысистясные, зелёно-карие глаза, приземист, кривоног, простовато-хитёр и блудлив»?(Жеребец Морозки. Очень похож на хозяина.)
- «В задней кучке бегущих в панике людейкричал что-то неслышное»?(Первое описание Мечика.)
- Почему сначала Мечик не понравился Морозке?(Не любил чистеньких людей, им нельзя верить. Он был не очень мужественным.)
- Как в первый раз встретили Мечикав отряде Шалдыбы?(Избили).
- «Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен»?(Левинсон).
- Кто из героев «в детствепомогал отцу торговать подержанной мебелью, отец его всю жизнь хотел разбогатеть, но боялся мышей и скверно играл на скрипке»?(Левинсон).
- Почему Левинсон никому не рассказывал о себе?(Считал, что командир должен только указывать на чужие ошибки, пряча свои).
- Как давно Морозка узнал, что его жена гулящая?(с первого дня совместной жизни, когда утром, пьяный, увидел, как в груде тел на полу его жена спит в обнимку с рыжим Герасимом – зарубщиком из шахты №4).
- Откуда манера Левинсона, разговаривая с кем-нибудь, поворачиваться к нему всем туловищем?(Он когда-то был ранен в шею и иначе вообще не мог повернуться).
- Что обнаружила учебная тревога?(Много дезертиров у Кубрака).
- Почему Мечик робел в общении с Варей?(У него не было никогда женщины, и он боялся, что выйдет не так, как у людей).
- Как проверяли меткость Мечика?(Сначала предложили выстрелить в крест на часовне, на стрелять стали в городок).
- На кого, по мнению Мечика, похож Левинсон?(На гнома).
- За что Мечика в отряде стали считать лодырем и задавалой?(Не чистил винтовку, не заботился о лошади).
- Чему научил Чиж Мечика?(Отвиливать от дневальства и от кухни).

Работа с фрагментами кинофильма «Юность наших отцов». Задание: прокомментировать сцену фильма.
1 фрагмент – речь Морозки на суде.
2 фрагмент – Фролов Сташинскому перед принятием яда.
3 фрагмент – пленение Метелицы.
4 фрагмент – смерть Метелицы.
5 фрагмент – нападение на отряд белоказаков, Мечик сбивается с пути попадает в лес, Морозка прощается с погибшим конём.
6 фрагмент – Варя в дождь находит пьяного Морозку и мирится с ним.
7 фрагмент – отступающие партизаны гатят болото лозой, чтобы провести лошадей.
8 фрагмент – Морозка рискуя жизнью подаёт сигнал опасности.

Работа с фрагментами аудиоспектакля «Разгром». Задание: прокомментировать прозвучавший отрывок.
1 отрывок - Левинсон наказывает бойца, заставляющего более слабых лезть в реку за рыбой.
2 отрывок - Левинсон приказывает отобрать свинью у корейца, зная,что это смертельно для его семьи.
3 отрывок - Мечик в дозоре изливает душу Левинсону.
4 отрывок - Морозка ругается с Варей, когда она говорит о своём неравнодушии к Мечику.
5 отрывок - рассказ Мечика Варе о первой встрече с партизанами.
6 отрывок - суд над Морозкой.
7 отрывок - Чиж излагает Мечику свои соображения о Левинсоне.

Презентация.
Задание: прокомментировать, какой отрывок сюжета изображён на слайдах.
1)Метелица в плену у белоказаков.
2)Морозка в партизанском лазарете./Д.Дубинский/
3)Левинсон и Бакланов./Кадр из к/ф «Разгром» 1932г./
4)Девятнадцать. «Так выехали они из леса – все девятнадцать.»/Д.Дубинский/
5)Трясина./О.Верейский/
6)Три смерти. Метелица в плену./О.Верейский/
7)Метелица в разведке./И.Годин/
8)Стычка Бакланова и Мечика с японцами./О.Верейский/
9)Метелица и пастушонок. /Д.Дубинский/
10)Мечик в отряде./О.Верейский/
11)Морозка спасает раненого Мечика./В. и Ю. Ростовцевы/
12)Мужики и угольное племя. Суд над Морозкой. /О.Верейский/
13)Груз. Партизаны в лесу. /О.Верейский/
14)Левинсон ведёт партизан в атаку. /Д.Дубинский/
15) Левинсон ведёт партизан в атаку. /О.Верейский/
16)Метелица перед схваткой с белогвардейским офицером./И.Годин/

III. Гуманизм в произведении.
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.) запись на доске и в тетради.
А.А.Фадеев: “ В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей”.
Беседа.
- На примере кого из героев романа решается проблема гуманизма? (На примере Левинсона. Он самый противоречивый образ в романе. Его многогранность объясняется его предназначением. Он – командир. Он в ответе за всё.)
- Как реализуется в романе идея оправдания любых средств «конечной целью»? (Левинсон должен сохранить отряд как боевую единицу. «Он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды». Конфискация свиньи у корейца. Приказ расстрелять владельца пастушонка. Решение о ликвидации Фролова. Унижение бойца, заставляющего другого нырять за рыбой. Отправление на заведомую смерть Морозку и Мечика в дозор, а Бакланова и Дубова прикрывать отход отряда.)
- Оправданы ли действия Левинсона? (Жестокие поступки Левинсона, которые, осуждает Мечик, видятся как осознанная необходимость. Однако не надо называть жестокую, трагическую неизбежность актом гуманизма; нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.)
- Какие помехи мешали бы Левинсону поддерживать авторитет в отряде? (Он не хочет, чтобы знали о его детстве, свои меланхолические воспоминания и сентиментальность старается скрыть за грубостью и юмором. Его внешняя физическая неказистость заметна разве что новичку Мечику с его романтическими взглядами. Его усталость побеждается огромным усилием воли, сознанием того, что выполняет великий долг командира партизанского отряда.)

IV. Заключение.
1. Видеофрагмент передачи В.Вульфа (Заключение).
2. Домашнее задание: минисочинение «Возможна ли человечность на гражданской войне? »

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма

в романе А. А. Фадеева «Разгром»

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I . Слово учителя

В Левинсоне Фадеев воплотил образ человека, «идущего всегда во главе», гармонично сочетающего в себе инстинкт, волю и разум. Это «особенный человек». В композиции романа ему тоже посвящена отдельная глава (IV). Левинсон открывает и закрывает роман: он выступает в первом и последнем абзацах романа.

Самое важное в общем движении действия - судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

Фадееву было очень важно художественно воспроизвести в «Разгроме» особый тип взаимоотношении коммуниста-руководителя с партизанами: «На своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие, - говорил он. - Эту мысль… мне хотелось подчеркнуть в романе «Разгром». Фадеев показывает, как коренные, классовые интересы людей подчас идут вразрез с их частными, временными интересами, желаниями и представлениями. В глазах Фадеева Левинсон - средоточие именно этих главных, коренных интересов народа.

II. Беседа

Как рисует Фадеев образ Левинсона?

Левинсон представляется непререкаемым авторитетом, человеком несгибаемой воли, уверенным в себе, рожденным, чтобы руководить. Фадеев рисует образ Левинсона через отношение к нему других персонажей: «никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Поэтому он казался всем... человеком особой, правильной породы». Каждый партизан думал, что Левинсон «все понимает, все делает как нужно... Поэтому нельзя не доверять и не подчиняться такому правильному человеку...» Автор подчеркивает в Левинсоне природное, интуитивное чувство правды, умение ориентироваться в обстановке: «особенный нюх... шестое чутье, как у летучей мыши»; «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи - непобедимой мудростью многих поколений» (глава III).

Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

Воспоминания о детстве Левинсона, его внешность находятся в противоречии с его образом «человека особой породы». «В детстве он помогал отцу торговать подержанной мебелью, а отец его всю жизнь хотел разбогатеть, но боялся мышей и скверно играл на скрипке» - таких вещей Левинсон никому не рассказывал. Левинсон вспоминает «старинную семейную фотографию, где тщедушный еврейский мальчик - в черной курточке, с большими наивными глазами - глядел с удивительным, недетским упорством в то место, откуда, как ему сказали тогда, должна вылететь птичка». Со временем Левинсон разочаровался «в лживых баснях о красивых птичках» и пришел к «самой простой и самой нелегкой мудрости: «Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Какова роль портретной характеристики?

Внешность Леви совсем не геройская: «Он был такой маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Мечику Левинсон напоминает «гнома из сказки». Фадеев подчеркивает физическую слабость, внешнюю неказистость героя, выделяя, впрочем, его «нездешние глаза», глубокие, как озера. Эта портретная деталь говорит о незаурядности, значительности личности.

Каковы основные черты характера Левинсона?

В сцене суда над Морозкой Левинсон показан жестким, подчиняющим себе людей: «Морозка заколебался. Левинсон подался вперед и, сразу схватив его, как клещами, немигающим взглядом, выдернул из толпы, как гвоздь». Морозка «был уверен, что командир «видит все наскрозь» и обмануть его почти невозможно». Левинсон может говорить «удивительно тихо», но его все слышат, ловят каждое его слово. Слова его убедительны, хотя он может внутренне колебаться, не иметь плана действий, чувствовать себя растерянно. Однако он никого не пускает в свой внутренний мир.

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей - основные его черты.

Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

Левинсон глубоко верил в то, что людьми движет не только чувство самосохранения, но и другой, «не менее важный инстинкт, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью». Этот инстинкт, считает Левинсон, «живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных, насущных потребностей и забот о своей - такой же маленькой, но живой - личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб». Люди передоверяют «самую важную свою заботу» таким, как Левинсон.

Комментарий-учителя:

Мы видим, что роль личности сводится здесь Фадеевым к инстинктивным, мелочным потребностям. Левинсон же умеет эти насущные потребности подавить, взять ответственность за «слабых» людей на себя. В Левинсоне соединяются жалость и жестокость. Он и «с» отрядом и «над» отрядом. Смысл жизни его «в преодолении скудости и бедности»; «жила в нем огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека». Вспомним образ Человека у Горького.

Как реализуется в романе идея об оправдании любых средств «конечной целью»?

Перед Левинсоном стоит задача «сохранения отряда как боевой единицы». Это - главное, все остальное - второстепенно. Поэтому, когда появляется необходимость, Левинсон действует решительно, как «сила, стоящая над отрядом»: «С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха. Он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рябцева баштана». Левинсон убежден, что сила его «правильная». Гуманизм «абстрактный», по мнению Фадеева, должен быть заменен гуманизмом «классовым».

III. Дискуссия

Прокомментируем сцену конфискации свиньи у корейца, эпизод с решением судьбы Фролова (глава ХI) Прав ли Левинсон? Оправданны ли его действия? Можно ли чувства Мечика назвать гуманными? (Обсуждение).

Комментарий учителя:

Истинная сила Левинсона - в его нравственном воздействии на людей, для которых он был человеком «другой, правильной породы». Левинсон давно расстался с детскими иллюзиями. Но не станет ли его мечта о «новом, прекрасном, сильном и добром человеке», которого можно воспитать в революции, еще одной иллюзией, заблуждением?

Гуманизм «абстрактный» и гуманизм «революционный» сталкиваются в романе в непримиримом противоречии. Жестокие поступки Левинсона, которые осуждает Мечик, видятся Фадеевым как осознанная необходимость. Однако не надо называть жестокую, трагическую неизбежность войны актом гуманизма; нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.

I V . Задания по роману А. А. Фадеева «Разгром»

1. Сравните отношение к проблеме «народ и интеллигенция» А. А. Фадеева с позициями И. А. Бунина, А. М. Горького, А. А. Блока. Чья позиция вам ближе?

2. В чем, по вашему, заключается сила Левинсона?

3. Что вы думаете по поводу «классового гуманизма»?

4. На кого из героев А. А. Фадеева вам хотелось бы походить и почему?

Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем:

1. Образ Человека в произведениях Горького и Фадеева.

2. Интеллигенция и революция с точки зрения Горького, Блока, Фадеева.

3. Существует ли «абстрактный» гуманизм?

Творчество Е. И. Замятина

Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы»

Цели урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя.

Методические приемы: проверка знаний учащихся; разъяснение понятий (теория литературы); рассказ учителя; лекция с элементами беседы по тексту романа.

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?

Н. А. Бердяев

Ход урока

I . Проверка домашнего задания (чтение и анализ 2-3 сочинений по роману А. А. Фадеева «Разгром»).

II. Работа с эпиграфом

Запишем эпиграф и вспомним, что такое утопия.

Утопия (от греч. U - «нет» и topos - «место») в литературе - развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» - от названия произведения Т. Мора. Классические образцы утопий - «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона.

Утопия - мечта.

Почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии? Ответим на вопрос в конце урока.

III. Слово учителя

Роман Замятина «Мы», написанный в 1921-22 годах, впервые опубликован на английском языке в 1924 году в Нью-Йорке, впервые на русском языке - там же, в 1952 году. В нашей стране роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба его автора.

Евгений Иванович Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своем творчестве, в художественной оценке событий.

Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника. Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Дух противоречия привел Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке».

В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, в частности участвует в постройке знаменитого «Красина» (освоение Арктики). Однако уже в сентябре 1917 года возвращается в революционную Россию.

В 1922 году Замятин публикует рассказы («Пещера», «Дракон» и др.), в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие. В рассказе «Пещера» на смену былому образу жизни, духовным интересам, нравственным представлениям приходит одичавшая жизнь с убогими ценностями: «В центре этой вселенной - бог. Коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный, пещерный бог: чугунная печка».

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, ее жертвами, тяжестью потерь. Как писатель он был всегда честен: «У меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В октябре 1931 года благодаря посредничеству Горького Замятин выехал за границу и с 1932 года жил в Париже.

I V . Предварительная беседа по роману

Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»?

Далекое будущее, ХХХI век. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. До ХХ века это будущее обычно представлялось прекрасным. Со времен долитературных фантазия работала в основном в направлении «технического усовершенствования» мира (ковры-самолеты, золотые яблочки, сапоги-скороходы и т. п.).

Для чего изображается это далекое будущее? (Обсуждение.)