Краткое содержание мифа о начале троянской войны. Краткая История Троянской Войны: Ключевые битвы за любовь

Гибель первого грека. Плавание было спокойным: все время дул попутный ветер, быстро рассекали морские волны корабли. Вот показались вдалеке берега Азии, где была расположена Троя. Но дошли слухи о походе до троянцев, и были они готовы встретить пришельцев с оружием в руках. Грозное войско выстроилось на берегу. Плотными рядами, плечом к плечу стояли троянцы, сомкнув щиты; блестели на солнце смертоносные острия их копий. Командовал войском Гектор, сын троянского царя Приама; пятьдесят сыновей и дочерей было у царя. Всех сыновей превосходил силой и мужеством благородный Гектор.

Знали греки предсказание: погибнет тот, кто первым коснется ногой троянской земли. Столпились они у бортов кораблей, но не решались их покинуть. Тогда Одиссей взял свой щит, бросил его на берег и спрыгнул с корабля, но встал он двумя ногами на щит. Следом за ним бросился вперед юный герой Протесилай, жаждавший славных подвигов: не заметил он хитрости Одиссея; устремились на берег и другие греки.

Кровавая битва разгорелась на берегу, но не увидел ее Протесилай — поразил его своим тяжелым копьем Гектор, и отлетела в Аид тень первого героя, обагрившего своей кровью троянскую землю. А скольким еще воинам не суждено было вернуться домой из-под Трои!

Первый бой. Но сам бой был для греков удачным: бежали троянцы под защиту крепких городских стен, а греки вытащили на берег корабли и построили под стенами города военный лагерь. Защитили они его со стороны Трои высоким валом и глубоким рвом; на двух противоположных концах лагеря разбили свои шатры могучие Ахиллес и Аякс Теламонид, — на случай неожиданного нападения троянцев. В центре возвышался шатер Агамемнона, а рядом — площадь для народных собраний. Все огромное войско собиралось там для решения общих дел.

Кассандра и ее страшные предсказания. Так началась знаменитая Троянская война. Жестокие бои шли под стенами Трои; трижды пытались греки штурмом взять священный город — и всякий раз отражали троянцы их натиск. Пытались греки мирно уговорить троянцев вернуть прекрасную Елену, но отказались троянцы, несмотря на слова вещей Кассандры. Была Кассандра дочерью царя Приама и отличалась редкой красотой, такой, что полюбил ее сам Аполлон. Отвергла гордая девушка любовь бессмертного бога, и страшно наказал он Кассандру за это. Стала Кассандра предсказательницей: ясно видела она будущее, судьбы людей и героев, опасности, которые их подстерегают, но никто и никогда не верил ее предсказаниям, все считали ее сумасшедшей. Как только впервые увидела Кассандра Елену, поняла она, что не на радость привез брат в Трою красавицу-жену; с тех пор неустанно уговаривала она троянцев вернуть Елену мужу и тем положить конец губительной войне, но слышала в ответ лишь смех.

Хрисеида. Прошло в сражениях девять лет; наступил десятый год осады Трои. Много окрестных городов разорили за это время ахейцы, много захватили богатств и рабов. Во время одного из походов увели они в рабство Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Досталась она Агамемнону. Когда Хрис пришел в ахейский лагерь, принеся богатый выкуп за дочь, с позором его прогнал оттуда возгордившийся своим величием царь. Взмолился тогда Хрис Аполлону: “О, сребролукий бог! Если угодил я тебе моим служением, отомсти жестокому Агамемнону!”

Аполлон насылает чуму. Услышал Аполлон жалобу Хриса и быстро помчался с Олимпа в греческий лагерь; грозно гремели в его колчане золотые стрелы, мрачнее ночи было лицо. И вот уже полетели смертоносные стрелы в ахейцев; невидимы они были, но вызывали страшную болезнь — чуму. Стали умирать греки один за другим, запылали погребальные костры по всему лагерю. Казалось, настал для греков час гибели.

Ссора Агамемнона и Ахиллеса. Девять дней свирепствовал мор, а на десятый день собрал Ахиллес греков на собрание, чтобы решить, как умилостивить богов. Открыли прорицатели, за что гневается стреловержец Аполлон, но не образумило это Агамемнона. Не хотел он отдавать Хрисеиду, даже если погибнет все войско. Когда же увидел царь, что все ахейцы настроены против него и придется уступить, страшный гнев охватил Агамемнона и обрушил царь его на Ахиллеса: “Ты затеваешь у нас все распри! — воскликнул он. — От тебя все зло! Хорошо, я верну Хрисеиду отцу, но чтобы ты не осмеливался равняться со мной и понял, сколь велика у меня власть, отниму я у тебя твою пленницу Брисеиду!”

Обида Ахиллеса. Все сделал Агамемнон так, как говорил на собрании. Принял он от Хриса богатый выкуп и вернул жрецу дочь; а Хрис принес жертвы Аполлону, и прекратился косивший греков мор. Но и своей угрозы Ахиллесу не забыл Агамемнон, отправил он к Ахиллесу посланцев, и забрали те у него Брисеиду. Опечаленный вышел на берег моря Ахиллес и громко стал взывать: “О, моя мать! Родила ты меня, обреченным на самую краткую жизнь среди ахейцев, но зачем же и славы лишает меня громовержец Зевс? Зачем он допускает, чтобы бесчестил меня Агамемнон?” Услышала Фетида жалобы сына, вышла к нему из пенящихся морских волн, и все рассказал ей Ахиллес о своей обиде. Поклялась Фетида: покается Агамемнон, да будет поздно.

Обещание Зевса. Дождалась она, когда Зевс остался один, припала к его ногам и умоляла отомстить за Ахиллеса. Знал Зевс, что не по душе будет его поступок Гере, помогавшей грекам, но не раз выручала его Фетида в самые трудные моменты. Пообещал громовержец, что выполнит просьбу.

Ничего не ведая, крепко спал горделивый Агамемнон. Явился ему во сне мудрый старец Нестор, которого очень чтил Агамемнон, и сказал: “Пробудись от сна, повелитель мужей! Строй скорее свои войска, сегодня вы овладеете великой Троей; Гера уговорила всех богов отвернуться от Трои: носится гибель над этим городом”.

Агамемнон верит сну. Обрадовался Агамемнон знамению, не догадывался он, что обрушатся страшные бедствия на его войско. Принес жертву тучегонителю Зевсу и вывел в поле своих воинов. Застонала под топотом воинов и коней земля. Невидимая носилась среди них Афина Паллада, вдохновляя героев на бой и внушая им непоколебимое мужество. Грозно возвышались впереди воинов вожди. Ряд за рядом шли войска к стенам Трои.

Навстречу им из ворот Трои вышли дружины троянцев и их союзников, с громкими криками двинулись они навстречу приближавшимся в грозном молчании ахейцам. Не сразу начали войска бой, сначала сразились между собой Менелай и Парис. Наблюдали за их поединком войска, смотрели со стен троянские старцы, женщины и дети, даже сама Елена пришла туда, и, видя ее, так говорили друг другу старейшие троянцы: “Нет, невозможно осуждать ни греков, ни троянцев, что они ведут кровопролитную борьбу за такую прекрасную женщину! Воистину равна она красотой бессмертным богам!”

Битва. Подвиги Диомеда. Победил бы грек Менелай в поединке Париса, по обычаю закончилась бы война. Но не так решили бессмертные боги. Уже занес он копье, чтобы поразить поверженного на землю троянского царевича, но окутала Париса темным облаком Афродита и унесла в город.

Началась жестокая битва между троянцами и греками. Сами боги вели в бой противников: греков возглавляла Афина Паллада, троянцев — неукротимый Арес. Смешались победные крики и стоны умирающих. Плохо было грекам без Ахиллеса, поняла это Афина и дала несокрушимую силу славному герою Диомеду. Словно смерч, носился он по полю, сокрушая всех на своем пути. Сделала Афина так, что мог он воочию видеть даже бессмертных богов, и сказала: “Если заметишь на поле Афродиту, смело бросайся вперед и рази ее острым копьем. Но с другими богами в бой не вступай”. Многих троянцев сокрушил Диомед; сразился он и с Энеем, сыном Афродиты. Ранил его Диомед, но прикрыла Афродита сына плащом и хотела унести с поля битвы. Бросился на нее Диомед и ранил копьем руку. С громким плачем возвращалась богиня на Олимп, но насмешками встретили ее там Афина и Гера, а Зевс сказал: “Милая дочь! Не твое дело шумные битвы. Ведай ты браком и любовью, а битвы оставь другим богам!”

А на земле тем временем все ожесточеннее становилось сражение. Воодушевил бог Арес троянца Гектора на славные подвиги: гибли греки, сраженные рукой этого героя и бессмертного бога. Жалко стало Афине и Гере гибнущих ахейцев, попросили они у Зевса позволения укротить свирепого Ареса. Направилась Афина к Диомеду и сказала ему: “Не бойся теперь ни Ареса, ни других богов! Я сама буду твоей помощницей”. Села она на место возничего и погнала колесницу туда, где свирепствовал Арес; удесятерила она силы Диомеда, поразил он Ареса копьем. Страшно закричал раненый бог, будто десять тысяч воинов вскрикнули разом, окутанный черной тучей вознесся он на Олимп и не смог больше помогать троянцам. Снова стали греки теснить их; тогда отправился Гектор в Трою, чтобы дарами и жертвами умилостивить богиню Афину.

Фантазия греческого народа широко развила цикл сказаний о Троянской войне. Их последующая популярность объяснялась тесной связью с многовековой враждой эллинов и азиатов.

Арена Троянской войны – область на северо‑западном прибрежье Малой Азии, раскинувшаяся равниной до Геллеспонта (Дарданелл), далее от моря подымающаяся грядами холмов к горе Иде, орошаемая Скамандром, Симоисом и другими речками, – упоминается уже в древних мифах о богах. Её население греки называли троянцами, дарданцами, тевкрами. Мифический сын Зевса , Дардан, основал на склоне горы Иды Дарданию. Его сын, богатый Эрихтоний, владел обширными полями, бесчисленными стадами скота и коней. После Эрихтония царем дарданским был Трос, предок троянцев, младший сын которого, красавец Ганимед, был взят на Олимп прислуживать царю богов на пирах, а старший сын, Ил (Ilos), основал Трою (Илион). Ещё одного потомка Эрихтония, красавца Анхиза, полюбила богиня Афродита, родившая от него сына, Энея, который, согласно мифам, после Троянской войны бежал на запад, в Италию. Потомство Энея было единственною отраслью Троянского царского рода, уцелевшею по взятии Трои.

Раскопки древней Трои

При сыне Ила, Лаомедонте, боги Посейдон и Аполлон построили крепость Трои, Пергам. Сыном и преемником Лаомедонта был Приам, который славился богатством по всему свету. У него было пятьдесят сыновей, из которых особенно знамениты храбрый Гектор и красавец Парис. Из числа пятидесяти, девятнадцать сыновей его были рождены второю его женою Гекубой, дочерью фригийского царя.

Причина Троянской войны – похищение Елены Парисом

Причиной Троянской войны было похищение Парисом Елены, жены спартанского царя Менелая. Когда Гекуба была беременна Парисом, она видела во сне, что родила пылающую головню и что от этой головни сгорела вся Троя. Потому Париса после рождения бросили в лесу на горе Иде. Он был найден пастухом, вырос крепким и ловким красавцем, искусным музыкантом и певцом. Он пас стада на Иде, и был любимцем её нимф. Когда три богини, спорившие из-за яблока раздора о том, которая из них прекраснее, предоставили ему решение, и каждая обещала ему награду за решение в её пользу, он выбрал не победы и славу, которые обещала ему Афина , не владычество над Азией, обещанное Герой , а любовь прекраснейшей из всех женщин, обещанную Афродитой .

Суд Париса. Картина Э. Симоне, 1904

Парис был силен и храбр, но преобладающими чертами его характера были чувственность и азиатская изнеженность. Афродита вскоре направила его путь в Спарту, чей царь Менелай был женат на прекрасной Елене. Покровительница Париса Афродита возбудила в прекрасной Елене любовь к нему. Парис увез ее ночью, прихватив с собой много сокровищ Менелая. Это было великое преступление против гостеприимства и брачного права. Беззаконник и его родные, принявшие в Трое его и Елену, навлекли на себя наказание богов. Гера, мстительница за нарушение супружеской верности, возбудила героев Греции вступиться за Менелая, начав Троянскую войну. Когда Елена стала взрослою девушкою, и множество молодых героев собралось сватать ее, отец Елены, Тиндарей взял с них клятву, что все они будут защищать супружеские права того, который будет избран. Они должны были теперь исполнить это обещание. Другие присоединились к ним по любви к военным приключениям, или по желанию отомстить за обиду, нанесенную всей Греции.

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

Начало Троянской войны. Греки в Авлиде

Гибель Ахилла

Поэты позднейшего времени продолжали рассказ о Троянской войне. Арктин Милетский написал поэму о подвигах, совершенных Ахиллом после победы над Гектором. Важнейшим из них был бой с Мемноном, светозарным сыном далекой Эфиопии; потому поэма Арктина называлась «Эфиопидой».

Троянцы, упавшие духом после смерти Гектора – рассказывалось в «Эфиопиде» – одушевились новыми надеждами, когда пришла из Фракии на помощь им царица амазонок, Пентесилея, с полками своих воительниц. Ахейцы были снова прогнаны в свой стан. Но Ахилл ринулся в битву и убил Пентесилею . Когда он снял шлем с упавшей на землю противницы, он был глубоко взволнован, увидев, какую красавицу убил он. Терсит язвительно упрекнул его за это; Ахилл убил обидчика ударом кулака.

Затем с далекого востока пришел с войском на помощь троянцам царь эфиопов , сын Авроры, прекраснейший из мужчин. Ахилл уклонялся от боя с ним, зная от Фетиды, что вскоре после смерти Мемнона погибнет и он сам. Но Антилох, сын Нестора, друг Ахилла, закрыв собою преследуемого Мемноном отца, умер жертвою своей сыновней любви; желание отомстить за него заглушило в Ахилле заботу о самом себе. Бой между сыновьями богинь, Ахиллом и Мемноном, был ужасен; Фемида и Аврора смотрели на него. Мемнон пал, и скорбная мать, Аврора, с плачем унесла его тело на родину. По восточному сказанию, она каждое утро вновь и вновь орошает милого сына слезами, падающими в виде росы.

Эос уносит тело своего сына Мемнона. Греческая ваза начала V века до Р. Х.

Ахилл яростно гнался за бегущими троянцами до Скейских ворот Трои и уже врывался в них, но в этот миг стрела, пущенная Парисом и направленная самим богом Аполлоном, убила его . Она поразила его в пятку, которая была единственным уязвимым местом его тела (мать Ахилла, Фетида, сделала сына неуязвимым, погрузив его младенцем в воды подземной реки Стикса, но уязвимой осталась пятка, за которую она его при этом держала). Целый день ахейцы и троянцы бились из‑за того, чтобы овладеть телом и оружием Ахилла. Наконец грекам удалось унести в стан тело величайшего героя Троянской войны и его оружие. Аякс Теламонид, могучий великан, нес тело, а Одиссей сдерживал натиск троянцев.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Семнадцать дней и ночей Фетида с музами и нереидами оплакивала сына такими трогательными песнями скорби, что и боги и люди проливали слезы. На восемнадцатый день греки зажгли великолепный костер, на котором положено было тело; мать Ахилла, Фетида, вынесла тело из пламени, и перенесла его на остров Левку (Змеиный остров, лежащий перед устьями Дуная). Там, обновленный, он живет, вечно юный, и веселится военными играми. По другим легендам, Фетида перенесла сына в подземное царство или на острова Блаженных. Есть и сказания, говорящие, что Фетида со своими сестрами собрала из пепла кости сына и положила их в золотую урну у праха Патрокла под теми искусственными холмами близ Геллеспонта, которые до сих пор считаются оставшимися после Троянской войны гробницами Ахилла и Патрокла.

Филоктет и Неоптолем

После блестящих надгробных игр в честь Ахилла предстояло решить, кто достоин получить его оружие: оно должно было быть отдано самому храброму из греков. На эту почесть предъявили права Аякс Теламонид и Одиссей. Судьями были выбраны пленные троянцы. Они решили в пользу Одиссея. Аякс нашел это несправедливым и был так раздражен, что хотел убить Одиссея и Менелая, которого тоже считал своим врагом. В темную ночь он тайком пошел из своего шатра убить их. Но Афина поразила его помрачением рассудка. Аякс перебил стада скота, находившиеся при войске, и пастухов этого скота, воображая, что убивает своих врагов. Когда помрачение прошло, и Аякс увидел, как он ошибся, им овладел такой стыд, что он бросился грудью на свой меч. Все войско было опечалено смертью Аякса , который был сильнее всех греческих героев после Ахилла.

Между тем троянский прорицатель, Гелен, попавший в плен к ахейцам, сказал им, что Трою нельзя взять без стрел Геракла. Владельцем этих стрел был раненный Филоктет , брошенный ахейцами на Лемносе. Его привезли с Лесбоса в стан под Троей. Сын бога врачевания, Асклепия, Махаон излечил рану Филоктета, и он убил Париса. Менелай подверг поруганию тело своего оскорбителя. Вторым условием, необходимым для победы греков в Троянской войне, было участие в осаде Неоптолема (Пирра), сына Ахилла и одной из дочерей Ликомеда. Он жил при матери, на Скиросе. Одиссей привез Неоптолема, отдал ему отцовское оружие, и он убил прекрасного лицом мизийского героя Эврипила, который был сын Гераклида Телефа и сестры Приама, и был прислан на помощь троянцам матерью. Ахейцы одолели теперь троянцев на поле битвы. Но Троя не могла быть взята, пока оставалась в её акрополе, Пергаме, святыня, данная прежнему троянскому царю Дардану Зевсом – палладий (изображение Афины Паллады). Чтобы высмотреть местоположение, палладия, Одиссей сходил в город, переодевшись нищим, и не был узнан в Трое никем, кроме Елены, которая не выдала его, потому что хотела вернуться на родину. Потом, Одиссей и Диомед пробрались в троянский храм и похитили палладий.

Троянский конь

Час окончательной победы греков в Троянской войне был уже близок. По легенде, известной уже Гомеру и подробно рассказанной позднейшими эпическими поэтами, мастер Эпей при помощи богини Афины сделал большого деревянного коня . Отважнейшие из ахейских героев: Диомед, Одиссей, Менелай, Неоптолем и другие спрятались в нем. Греческое войско сожгло свой стан и отплыло на Тенедос, как будто решив прекратить Троянскую войну. Вышедшие из города троянцы с удивлением смотрели на огромного деревянного коня. Герои, спрятавшиеся в нем, слышали их совещания о том, как поступить с ним. Елена обошла кругом коня, и громко звала греческих вождей, подражая голосу жены каждого. Некоторые хотели отвечать ей, но Одиссей удержал их. Некоторые троянцы говорили, что нельзя доверять врагам, и надо утопить коня в море или сжечь. Настойчивее всех говорил это жрец Лаокоон , дядя Энея. Но на глазах всего народа из моря выползли две большие змеи, обвили Лаокоона и двух его сыновей кольцами и задушили их. Троянцы сочли это наказанием Лаокоону от богов и согласились с теми, которые говорили, что надо поставить коня в акрополе, посвятить его в дар Палладе. Особенно содействовал принятию этого решения предатель Синон, которого греки оставили тут обмануть троянцев уверением, что конь предназначен греками в вознаграждение за похищенный палладий, и что когда он будет поставлен в акрополе, Троя будет непобедима. Конь был так велик, что его нельзя было протащить в ворота; троянцы сделали пролом в стене и веревками втащили коня в город. Думая, что Троянская война кончилась, они стали радостно пировать.

Взятие Трои греками

Но в полночь Синон зажег костер – сигнал дожидавшимся у Тенедоса грекам. Те поплыли к Трое, а Синон отпер дверь, сделанную в д Эос уносит тело Мемнонаеревянном коне. Настал по воле богов час гибели Трои, конец Троянской войны. Греки ринулись на беззаботно пирующих троянцев, резали, грабили и, разграбив, зажгли город . Приам искал спасения у жертвенника Зевса, но сын Ахилла Неоптолем убил его у самого жертвенника. Сын Приама Деифоб, женившийся на Елене после смерти своего брата Париса, мужественно защищался в своем доме против Одиссея и Менелая, но был убит. Менелай отвел к кораблям Елену, красота которой обезоружила его руку, поднятую поразить изменницу. Вдова Гектора, страдалица Андромаха, была отдана греками Неоптолему и нашла на чужбине рабскую судьбу, предсказанную ей мужем при последнем прощанье. Сын её Астианакс был, по совету Одиссея, сброшен Неоптолемом со стены. Прорицательница Кассандра, дочь Приама, искавшая спасения у жертвенника, была оторвана от него святотатственной рукой Аякса Малого (сына Оилея), опрокинувшего неистовым порывом статую богини. Кассандру отдали в добычу Агамемнону. Сестра её Поликсена была принесена в жертву над гробом Ахилла, тень которого потребовала её в добычу себе. Жена троянского царя Приама Гекуба , пережившая падение царского рода и царства. Она была привезена на фракийский берег и узнала там, что погиб и тот её сын (Полидор), которого Приам со многими сокровищами послал пред началом войны под охрану к фракийскому царю Полиместору. О дальнейшей судьбе Гекубы после Троянской войны легенды говорили различно; существовало предание, что она была превращена в собаку; по другому преданию, она была погребена на северном берегу Геллеспонта, где показывали её гробницу.

Судьба греческих героев после Троянской войны

Взятием Трои не кончились приключения греческих героев: на обратном пути от взятого города им пришлось испытать много бед. Боги и богини, жертвенники которых они осквернили насилиями, подвергли их тяжким судьбам. В сам день разрушения Трои, в собрании героев, разгоряченных вином, произошла, согласно «Одиссее» Гомера, большая распря. Менелай требовал немедленно плыть домой, а Агамемнон хотел до отплытия смягчить гнев Афины гекатомбами (принесением нескольких жертвоприношений, из ста волов каждое). Одни поддерживали Менелая, другие – Агамемнона. Греки совершенно перессорились, и на следующее утро войско разделилось. Менелай, Диомед, Нестор, Неоптолем и некоторые другие сели на корабли. На стоянке у Тенедоса Одиссей, который поплыл с этими вождями, поссорился с ними и возвратился к Агамемнону. Спутники же Менелая пошли к Эвбее. Оттуда благоприятно вернулись Диомед в Аргос, Нестор в Пилос, благополучно приплыли в свои города Неоптолем, Филоктет и Идоменей. Но Менелай был у скалистого Малейского мыса застигнут бурей и занесен к берегу Крита, о скалы которого разбились почти все его корабли. Сам он был унесен бурей в Египет. Царь Полиб радушно принял его в стовратных египетских Фивах, дал ему и Елене богатые подарки. Странствования Менелая после Троянской войны длились восемь лет; он был на Кипре, в Финикии, видел страны эфиопов и ливийцев. Потом боги дали ему радостный возврат и счастливую старость с вечно юной Еленой. По рассказам позднейших поэтов, Елена вовсе и не была в Трое. Стесихор говорил, что Парис похитил лишь призрак Елены; по рассказу Еврипида (трагедия «Елена »), он увез подобную Елене женщину, созданную богами для обмана его, а настоящую Елену Гермес перенес в Египет, к царю Протею, который стерег ее до конца Троянской войны. Геродот тоже полагал, что Елена не была в Трое. Греки думали, что финикийская Афродита (Астарта) – это Елена. Они видели храм Астарты в той части Мемфиса, где жили финикийцы-тиряне; вероятно из этого и возникла легенда о жизни Елены в Египте.

Агамемнон по возвращении с Троянской войны был убит собственной женой, Клитемнестрой, и её любовником, Эгисфом. Несколько лет спустя дети Агамемнона, Орест и Электра , жестоко отомстили матери и Эгисфу за отца. Эти события послужили основой для целого цикла мифов. Аякс Малый на обратном пути от Трои был убит Посейдоном за неслыханную гордость и святотатственное оскорбление жертвенника при взятии в плен Кассандры.

Больше всех приключений и невзгод при возвращении с Троянской войны претерпел Одиссей . Его судьба дала тему и сюжет для второй великой

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды, ещё не родившемуся сыну которой Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд Парису.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев.

В результате, когда началась Троянская война, троянцев поддерживала Афродита, их противников, прибывших возвращать Елену законному мужу - Гера и Афина. И вообще, все боги разделились на 2 лагеря. Так что неприятности из-за Пандоры все-таки случились...

Задание 1. Часть 2. Фразеологизмы

1. Авгиевы конюшни – отсылка к шестому подвигу Геракла. Очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла - Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым и означает «сильный беспорядок, запущенность в делах».

2. Дойти до геркулесовых столпов – греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. В ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».



3. Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот. Часто используется для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эпитет «гомерический» употребляется также в значении: обильный, огромный.

4. Дары данайцев – символ коварства, обмана, хитрости, лицемерия и лести. Отсылка к троянскому коню.

5. Двуликий Янус – символ двуличия, лицемерия и лжи. Янус - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

6. Колесо Фортуны – случай, слепое счастье. Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо подчеркивали ее постоянную изменчивость.

7. Кануть в Лету – исчезнуть из памяти, забыть. Лета – это название мифической реки забвения у древних греков.

8. Клятва Гиппократа – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род.

9. Нить Ариадны – путеводная нить, средство выйти из затруднения. Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем.

10. Прокрустово ложе – желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда, жертвуя ради этого что-нибудь существенное.Прокруст - персонаж мифов Древней Греции, разбойник, подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, вытягивал ноги - по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тесей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками. Впервые рассказ о Прокрусте встречается у древнегреческого историка Диодора Сицилийского.

11. Ски́лла и Хари́бда - морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины. В Одиссее Харибда изображается как морское божество, обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

12. Сизифов труд – бесконечный и бесплодный труд. Сизиф - в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

13. Узы Гименея – брачные узы.

14. Ящик Пандоры – то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий. Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье... Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда.

15. Яблоко раздора – причина споров и распрей. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахил­леса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной боги­ней любви и красоты Афродитой. «Судьей между ними был избран юноша Парис, сын тро­янского царя Приама. Парис присудил яблоко богине кра­соты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы ото­мстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как ви­дите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

16. Загадка Сфинкса – трудная задача, которую непросто решить. Отсылка к мифу об Эдипе.

17. Золотой дождь – внезапное и легко доставшееся богатство. В виде золотого дождя Зевс проник к Данае, находящейся в заточении, и оплодотворил ее.

18. Метать громы и молнии – эмоционально выговаривать, отчитывать кого-то, неистовствовать, разъяренно громить.

19. Седлать Пегаса – воспарить мыслью, вдохновиться/заговорить стихами. Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Геликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.

20. Рог изобилия – достаток, богатство. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Задание 1. Часть 3. Термины

2. Гекзаметр – в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании - стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

3. Дифирамб - жанр древнегреческой хоровой лирики. Дифирамбы - народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» - один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.

4. Идиллия - «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος - «вид», «картина») - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом идиллия пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита. В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью» и «буколиками»; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

5. Катарсис - понятие в античной философии;

Термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. - Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

7. Котурн – высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве.

Как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актёрами при исполнении трагических ролей - они зрительно увеличивали рост актёра, делали его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. В Древнем Риме ботинки-котурны надевали актёры трагедии, изображающие богов, а иногда и императоры, равнявшие себя с божествами.

8. Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра. Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода - хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний.

9. Орхестра - в античном театре - круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение - «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры - пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

10. Парод - в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра. Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части «Поэтики») не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» как о важном водоразделе в структуре комедии.

Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, о музыкальной ритмике и гармонии) затруднительно.

11. Рапсоды - профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл - символ права выступать на собрании).

Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение игрой на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть одновременно и поэтами (Гесиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания рапсодов. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самих поэмах, действие которых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Рапсоды, иногда объединённые в целые школы, сыграли, по-видимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика приписывала рапсодам создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.

12. Скена - в ней складывалась театральная бутафория, и из нее первые драматурги-актеры, надев театральные костюмы, выходили на площадку орхестры, чтобы исполнять свои роли. Позднее, когда драматические представления стали регулярными, эта временная палатка была заменена прочным зданием - сначала деревянным, а потом и каменным, мраморным. Но первоначальное название «скены» это здание сохранило за собой навсегда. Из этого получилось и современное слово «сцена» (позднелатинская форма произношения этого слова) в смысле возвышения или подмостков, на которых играют актеры. Однако в греческом театре классической поры такого возвышения не было - по крайней мере, никаких следов его не сохранилось.

13. Эксод – в античной драме заключительный выход хора в представлении

14. Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием - гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий - Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.

15. Эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

16. Ямб – 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров; 3) жанр лирики

Задание 1. Часть 4. Общие вопросы

Как гласят эпические поэмы, Троя пала и греки одержали победу после десятилетней войны, когда они хитростью проникли в город.

Греки осаждали Трою десять лет. Торговля прекратилась, жители умирали от голода, а лучшие троянские воины пали в жестоких битвах за стенами города. Среди павших был и Гектор – старший сын и наследник царя Трои Приама.

Но вот наконец неожиданно греки сняли осаду. Они соорудили деревянного коня и оставили его у ворот Трои. Затем сожгли свой лагерь, сели на свои корабли и отплыли на запад, как казалось домой, к берегам Греции. На деле же они спрятались за островком Тенедос. О деревянном Троянском коне рассказывается в двух эпических поэмах античности – в «Одиссее» греческого поэта Гомера, созданной через 500 лет после Троянской войны, и в «Энеиде» римского поэта Вергилия, написанной через 8 столетий после поэмы Гомера. Когда троянцам стало ясно,что греки не вернутся, они распахнули ворота и в изумлении и недоумении столпились вокруг огромного деревянного коня, не уступавшего по размерам кораблю, пытаясь решить, что же с ним делать дальше.

Появилось мнение, что это дар греков богу морей Посейдону и большинство жителей Трои склонялись к тому, что коня следует ввезти в город. Жрец бога Аполлона Лаокоон и другие более осторожные его единомышленники, не доверяя никаким дарам греков, предпочитали сжечь коня или сбросить его со скалы. И чтобы придать своим словам больший вес, Лаокоон метнул в коня свое копье. Пустая внутренность коня отозвалась глухим гулом, вещая погибель великой Трое.

Тем временем был пойман предполагаемый дезертир из греческого войска и его связанного привели к царю Приаму. Он сказал, что его зовут Синон и рассказал, что Одиссей хотел продолжить осаду после того, как это казалось уже безнадёжным. Что греки попытались уплыть, но им помешала плохая погода. И как оракул Аполлона приказал грекам принести жертву, и что жертвой должен быть ни кто иной, как он, Синон. Ему удалось бежать и теперь он сдается на милость царя. По словам Синона, греки построили коня в честь Афины Паллады – покровительницы Трои, чтобы искупить пролитую ими кровь. Царь Приам приказал освободить Синона.

Жуткое и грозное предзнаменование развеяло последние сомнения троянцев и заставило их поверить в историю Синона. Когда Лаокоон приносил в жертву богу Посейдону быка, из моря выплыли две огромные змеи, опутали кольцами жреца и его сыновей и задушили их. Троянцы увидели в этом кару за то, что Лаокоон ударил коня копьем. Они решились ввезти коня в город и поставили его возле статуи Афины Паллады. Пророчица Кассандра пыталась этому помешать, но ее никто не слушал. Все считали ее безумной. Конь был так велик, что троянцам пришлось разобрать часть городской стены.

В ту же ночь греческий флот вернулся к берегам Трои. Когда, после бурного празднества, троянцы уснули, Синон разобрал боковую часть деревянного коня. Прятавшиеся внутри коня воины выбрались наружу, перебили стражу у городских ворот и распахнули их перед всем греческим войском, ожидавшим снаружи. Ворвавшись в город, греки устроили троянцам кровавую баню, поджигая один дом за другим и уничтожая всех подряд.

Троянские воины во главе с Энеем (мифическим праотцом римлян) попытались оказать грекам сопротивление. Они отчаянно пытались защитить дворец царя Приама. Дворец был окружен со всех сторон и обречен. Но его защитникам удалось раскачать и опрокинуть башенку, нависавшую над воротами. Внизу раздались крики и стоны. Десятки греков остались лежать под руинами.

Наконец к воротам дворца с бревном в руке подбежал Неоптолем, сын Ахилла. Ему удалось разбить ворота и греки ворвались во дворец. Дворец наполнился криками убиваемых. И не было пощады никому.

Царица Гекуба с дочерьми сгрудилась у жертвенника, во внутреннем дворике. Неоптолем бросился к Андромахе, вдове Гектора, прижимавшей к груди младенца, выхватил его и с криком «Гектореныш!» кинул вниз с высокой стены. Старца Приама, прижавшегося к алтарю Зевса, Неоптолем, схватив за волосы, пронзил насквозь.

Начало светать. Из дворца выходили греки, кто с кожаными мешками или драгоценной утварью, кто волоча за руку полураздетую женщину или ребенка. Стоны и крики пленниц и детей заполнили выжженный город. Их заглушали крики воинов, старавшихся отбить себе рабыню покрепче, помоложе, покрасивее.

Из троянских воинов в живых остался один Эней. Ему оставалось только бежать. Эней с престарелым отцом и сыном отправились в горы. Там к ним присоединились другие спасшиеся троянцы. Избрав Энея вождем, они отправились в заморские края в поисках новой жизни.

Где же находилась Троя

В течении многих веков сказания о греческих героях Ахилле и Аяксе, о троянском царе Приаме и Елене Прекрасной из Спарты, чье бегство со своим возлюбленным Парисом разожгло пожар войны, считались всего лишь легендами, приукрашенными Гомером и Вергилием, а в реальность существования Трои почти никто не верил.

Но всегда были люди, которые допускали, что гомеровская Троя – вполне реальный когда-то существовавший город. Первые серьезные попытки обнаружить древнюю Трою были предприняты в XIX веке. В 1871 г. немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман начал раскопки холма Гиссарлык на упомянутой в «Илиаде» равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман проник вглубь холма на 15 метров, пробившись сквозь семь культурных слоев, относящихся к разным эпохам и уводящих к бронзовому веку. 13 мая 1873 г. он обнаружил сокровища, явно относившиеся к высокоразвитой цивилизации, погибшей в огне пожаров.

То, что гомеровская Троя находилась на месте холма Гиссарлык ныне широко признано. Шлиман назвал найденные им сокровища по имени троянского царя «кладом Приама». Однако город Шлимана, как позже выяснили археологи, был небольшой цитаделью бронзового века, а возраст найденных Шлиманом сокровищ - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий.

К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного (площадью свыше 200 тыс. м²) поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Этот город был разрушен пожаром примерно в 1250 г. до н. э., что приблизительно соответствует времени Троянской войны.

Причина Троянской войны

Согласно греческой легенде, на свадьбу Пелея и Фетиды (родителей Ахилла, главного и храбрейшего героя «Илиады») были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды. Та, затаив обиду, явилась незваной и бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В спор вступили три богини - Гера, Афина и Афродита. Спор разгорался все сильнее и сильнее. Раздраженные богини обратились к собравшимся с просьбой рассудить их, но гости, все как один, отказались сделать это. Все прекрасно понимали, что яблоко достанется одной, а две другие обрушат свой гнев и месть на того, кто осмелится их обойти. Обратились к Зевсу, но тот не пожелал быть судьей. Самой прекрасной он считал Афродиту, но Гера приходилась ему женой, а Афина — дочерью. Зевс отдал суд Парису, сыну царя Трои Приама.

Парис пас стада в горах и и не подозревал, что он сын царя. Будучи младенцем, Парис был отнесен в горы и брошен там на произвол судьбы, так как незадолго до его рождения жена Приама Гекуба увидела страшный сон, предвещавший, что рожденный ею ребенок станет виновником гибели Трои. Но мальчика нашел и воспитал простой пастух.

Богини явились Парису на горе Иде обнаженными. Гера обещала ему господство над Азией, Афина - победы и военную славу, Афродита - любовь и обладание прекраснейшей в мире женщиной. Парис долго не раздумывал, он протянул золотое яблоко богине любви – Афродите.

Прислушавшись к словам Афродиты, Парис отправился в далекую Спарту, ко двору царя Минелая, чья жена, Елена, была самой красивой женщиной в мире. Минелай радушно принял Париса, но вскоре был вынужден отправиться на Крит, на похороны деда. Парис, подстрекаемый Афродитой (Венерой у римлян), уговорил Елену бежать вместе с ним в Трою. Они бежали ночью, тайком, прихватив царские сокровища.

Вернувшись, Минелай обнаружил отсутствие жены и поклялся вернуть Елену и отомстить обидчику. Брат Минелая, царь Микен Агамемнон, напомнил о клятве, которую дали все бывшие женихи прекрасной Елены - прийти на помощь Менелаю по первому его зову. На зов явились все греческие цари. Армия состояла из 100 000 воинов и 1186 кораблей. Вождем был избран Агамемнон. Греки безуспешно осаждали Трою в течении десяти лет, после чего захватили город при помощи хитрости.

Современные историки полагают, что эта война, возможно, была одним из эпизодов в целой цепи ожесточенных торговых войн между микенскими греками и троянцами, которые держали под своим контролем торговлю шерстью, зерном и другими товарами, доставлявшимися из черноморского региона через пролив Дарданеллы.

Древние греки считали Троянскую войну самым значительным событием своей . Историки античности были уверены, что она происходила на рубеже ХIII- ХII веков до н.э.
Существовало множество мифов и легенд о том, как греки-ахинейцы начали войну против города Трои, который находился в северо-западной части полуострова Малая Азия.
Великий греческий Гомер описал события этого эпохального события в своей поэме "Илиада”. Долгое время все эти события, наряду с легендарной Троей считались мифом, пока Генрих Шлиман не откопал Трою. , персонажами которых выступали не только реальные герои, но и боги, получили свое материальное подтверждение.
Красивая легенда является причиной Троянской войны, которая стала своеобразным рубежом между закончившейся эпохой богов и героев, и начавшейся эпохой обыкновенных людей.
Причиной войны стало золотое яблоко раздора, которое богиня Эрида подбросила пирующим на свадьбе Пелея и Фетиды богиням Гере, Афине и Афродите. На яблоке было написано "Прекраснейшей” и богини заспорили, кому же оно должно принадлежать.
Судьей в этом споре стал Парис, младший сын троянского царя Приама. Явившимся к нему богиням, каждая из которых пыталась прельстить царевича своими дарами, он ответил, что для него самой прекраснейшей является Елена, дочь Зевса и Леды, жена спартанского царя Менелая. Афродита, являющаяся богиней любви, одобрила выбор Париса и решила помочь ему похитить Елену.
В отсутствии Менелая, Парис, явившись к нему в дом как гость, проявил вероломство и тайно увез его жену. Беглецы прихватили с собой не только рабов, но и сокровища царского дома. По одной версии, они уже через три дня укрылись за стенами Трои. По другой – богиня Гера решила отомстить Парису и наслала на море бурю, которая забросила корабль беглецов к финикийским берегам и уже оттуда они длительное время добирались в Трою.
Парис нарушил все законы гостеприимства и должен был ответить за свой проступок. Его отец Приам и старший брат Гектор понимали, что Парис своим поступком нанес жестокое оскорбление Менелаю и всем грекам и они не оставят поступок троянского царевича без последствий. Их месть будет ужасной, а пострадает из-за безрассудства влюбленного целый народ.
Менелай вместе с братом, могущественным царем Микен Агамемноном, собрали огромное войско. К ним присоединились знатные ахейские герои и цари вместе со своими дружинами: Одиссей, Ахилл, Диомед, Аякс, Филоктет и многие другие. Предводителем греки выбрали ахейского царя Агамемнона, который ради победы принес в жертву свою дочь Ифигению.
По легенде боги тоже принимали участие в троянской войне. Отвергнутые Парисом Гера и Афина выступали за ахейцев, Афродита с Аполлоном помогали троянцам.
Сначала греки, не смотря на нанесенное оскорбление, хотели решить все мирным путем и послали на переговоры испытанного дипломата Одиссея и оскорбленного супруга Менелая. Троянцы отказались от мирного решения, и началась долгая, изнуряющая война.
Греки не смогли взять Трою сразу и началась десятилетняя осада. Они расположились лагерем на берегу моря, разоряя близлежащие города и нападая на союзников троянцев.
В тоже время, в лагере ахейцев постоянно возникали стычки, которые приводили к неудачам в боевых действиях. Все устали за десять лет осады неприступной крепости и был момент, когда нападавшие решили вернуться на свои корабли чтобы отплыть на родину. Положение спас Одиссей, твердой рукой вернувший дезертиров.
Воспользовавшись распрями греков, троянцы под руководством Гектора, перешли в наступление, ворвались в лагерь ахейцев и собирались жечь вражеские корабли.
Положение спас друг Ахилла Патрокл, который одел доспехи легендарного героя и, вскочив на его колесницу, бросился помогать грекам. Он смог остановить натиск троянцев, но сам погиб. Разъяренный Ахилл вызывает на поединок Гектора и убивает его. Поражает он и предводительницу амазонок Пенфесилею, которые пришли на помощь троянцам. Но, вскоре и сам погибает от стрелы Париса, которую направляет бог Аполлон. Как и было предсказано, поражен он был в пятку, единственное уязвимое место на теле Ахилла.
Прибывший на помощь ахейцам герой Филоктет с острова Лемнос поражает Париса и троянцы остаются без предводителя, но стены крепости по-прежнему неприступны для ахейцев.
И только военная хитрость Одиссея, который предложит грекам создать видимость, что они отплывают на своих кораблях, оставив троянцам в дар огромную деревянную статую коня, помогла сокрушить оборону.
В коне находились отборные воины, которые ночью покинули свое убежище и открыли ворота