Литературное чтение учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему. Книги про животных (для детей) Произведения о любви животных к своим детям

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.
В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.
Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.



Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.
Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.
В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…



Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».
В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.
Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Задача педагога - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

Каждая мать любит своего ребёнка. Она стремится оберегать его от опасности, зачастую жертвуя собой. Именно такую проблему материнского самопожертвования рассмотрел в своём тексте Владимир Алексеевич Солоухин.

Её самопожертвование естественно, ведь мать должна оберегать и спасать детей. Это является основной мыслью текста, которая содержится в предложении №20: "Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно".

На мой взгляд, авторская позиция сформулирована в предложении №21: "Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело- спасать своих детей". Владимир Алексеевич Солоухин утверждает, что присутствие главного героя только мешает выхухоли спасать своих детей. Заметив человека, животное становится более осторожным и начинает медлить, тем самым оно не успеет вовремя придти на помощь.

Мы убеждаемся в этом, читая стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева "Воробей", в котором описана проблема материнского самопожертвования. На маленького воробышка, свалившегося с дерева, набрасывается собака. Как вдруг с ветки слетает его мать и отпугивает зверя, прыгая на него. Пес, не ожидая такого от воробья, замирает. Я думаю, что подействовали сила материнской любви и самопожертвование этой птицы.

Не менее ярким примером является произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибирика "Емеля-охотник", в котором указаны две ситуации, связанные с материнским самопожертвованием. Первый случай произошел с дочерью и внуком Емели-главного героя. Дочь заели волки, когда она с маленьким Гришуткой поздним вечером возвращалась из деревни домой. Мать, пока хищники грызли ей ноги, закрывала ребёнка своим телом, и мальчик остался жив. Вторым случаем служит охота Емели на оленей. Когда он собирался выстрелить в олененка, мать загородила его собой. Вспомнив героизм и самопожертвование дочки, главный герой прекратил охоту на животных. Придя в свою избу, Емеля рассказал внуку, как олениха спасла от смерти свое дитя.

Таким образом, животные, как люди, любят и оберегают своих детей. В любой опасный момент мать готова к самопожертвованию ради спасения ребёнка.

Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) Его сочинения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возра­стов.

«Сибиряк» - это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хоро­шо помнил время, проведенное на Урале, и его произведения

раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Приемыш» (1893), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Пимка-жигаленок» (1911), очер­ки «На реке Чусовой» (1900), «В степи» (1900), повесть «Белое золото» (1897).

Проза Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей отличается темати­ческим и жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых по­вестей и рассказов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя («Славен город Великий Новго­род», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»); пейзажные этюды («Зеленые горы»); сатирические, бытовые и познавательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей («Фунтик», «Бедный пильщик», «Кукольный магазин»).

В «Уральских рассказах» Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы: «взаимоотношения человека с природой и общественное зло».

В рассказе «Вертел» читателю раскрывается трагическая судьба мальчика Прошки, работающего в гранильной мастерской. С са­мого начала рассказа вводится противопоставление света и тьмы: солнце, врывающееся в мрачное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В его жизни нет не толь­ко солнечного света, но и человеческого тепла. Причем самое страшное заключается в том, что он и забыл о том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни, посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них, Володи, тяжелый Прошкин труд - подобие игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло. Прошка умирает, угасает за сво­им точильным колесом, которое он крутит до последнего, по­скольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет откры­того конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое тра­гичное именно в этом: сама жизнь обусловливает конфликтность, заключающуюся в том, что ненормальное становится нормой су­ществования.

Рассказы, повествующие о человеке и природе, открывают возможность иного мироустройства: в них природа вовлекает че­ловека в такие отношения, которые естественны для живых существ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание.

Заботятся друг о друге собака и сторож, заброшенный на лес­ой кордон и обманутый купцами (рассказ «Зимовье на Студеной »), промышляет охотой, удивляясь мудрости природы, старик Емеля («Емеля-охотник» ). Природа в таких рассказах не служит фоном - она вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» старик пытается выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Но, увидев, как олениха подставляла себя под пулю, самоотверженно защи­щая своего детеныша, старик, пораженный поведением зверя, не смог сделать смертельный для него выстрел. История заканчивает­ся счастливо. Дед рассказывает внуку, что видел олененка - жел­тенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот убежал в лес. Этого оказывается достаточно, чтобы мальчик ис­пытал радость.

Сюжет «Приемыша» развивается последовательно и нетороп­ливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охот­ника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спас и приручил, когда «наезжавшие охотники из господ» ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебедя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения - это описание трогатель­ных отношений человека, животного и птицы. Точно ребенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог меж­ду ним и автором-повествователем, ставшим участником всех опи­санных событий, помогает понять: старик уверен, что лебедь бу­дет жить с ним всегда, так как здесь хорошо - сытно и кругом вода. Однако тут же замечает, что «человеку указано одно, а пти­це - другое...».

Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Ма­мин-Сибиряк наделяет человеческими чертами: «собака скучает, когда лебедь уплывает далеко», а лебедь оказывается гордой пти­цей: «Помани ее кормом да и не дай, в другой раз и не подойдет». Осенью улетает Приемыш, утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебедем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и мы видим, что любовь человека к природе может быть источником и радости, и грусти.

В 1903 году А. И. Куприн, рецензируя повесть Киплинга «Сме­лые мореплаватели», справедливо замечал о Мамине-Сибиряке:

Я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников толь­ко один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они неотразимо захва­тывают и взрослых. Последнее условие можно считать самым безоши­бочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу...

В литературном наследии беллетриста особую страницу состав­ляют сказки для детей. Мастер научной сказки в предисловии к одному из сборников советует детям наблюдать ту «таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». Сказки о природе Мамина-Сибиряка продолжают традицию научно-позна­вательной сказки, заложенную в России XIX века В.Ф.Одоев­ским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX столетия В.В. Бианки, Е.И.Чарушиным и другими. В увлека­тельной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенно­стями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитате­лей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой.

Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина-Сибиряка, - в мудром, добром взгляде на при­роду и «меньших братьев». Так, «Лесная сказка» - это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства. Из ран сруба­емых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают, прини­мая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде («Зеленая вой­на ») спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивидуальное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпоса, прозаик создает свою оригиналь­ную сказочную поэтику. Демонологических персонажей он наде­ляет совершенно реальными, узнаваемыми чертами характера. Дедушка Водяной - это хранитель лесной влаги. Леший - весе­лый и лукавый старик. Русалка - маленькая девочка, которая за­бавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют «Белочкой».

В сказке «Серая шейка» любящая утка-мать горюет из-за пред­стоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдер­жан в своих чувствах: ему приходится заботиться обо всем ути­ном семействе. Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом так и норовит ухватить добычу. Се­рый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень трус­лив, а потому беспокоится только о собственном спасении. Мед­вежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив («Медведко »). Воробей вороват («Старый воробей» ). Петербургский кот Васька - люби­тель легкой наживы, забияка и нахал («Скверный день Василия Ивановича» ). В сказки о животных писатель вводит персонажей из Детских потешек и прибауток: комара, муху, козявочку. Их обра­зы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно не характерно для фольклорных произведений.

В сказках Мамина-Сибиряка много шутливого, комичного. Воробью кажется, что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза в день накрывает на стол для того, чтобы накормить ее до сыта («Сказка о том, как жила-была последняя Муха»). Только что родившаяся Козявочка ис­кренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной («Сказочка про Козявочку»). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исключительно для него («Притча о Молочке, ов­сяной Кашке и сером котишке Мурке»). Приключения животных забавны, но поучительны.

Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка - «Аленушкины сказки» (1896). Здесь писатель проявил себя не только знато­ком детской психологии, но и умным воспитателем. Современни­ки неслучайно определили творческую манеру автора цикла как «мамин слог». Подвиг отцовства, запечатлевшийся в «Аленушкиных сказках», был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери писателя, Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно выразилось просветительское кредо писателя, в дет­ской сказке видевшего

весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян.

Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца раз­мыкает границы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Неслучайно в письме к ма­тери в декабре 1896 года Мамин-Сибиряк отметил: «Это моя лю­бимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальные».

Вопросы и задания

1. Как в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотно­шения человека и природы?

2. Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа «Вертел». Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка?

3. Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы?

Сказки В. М. Гаршина

Знаменитая сказка «Лягушка-путешественница», в детском чте­нии ставшая хрестоматийной, - последнее произведение Всево­лода Михайловича Гаршина (1855-1888), рано и трагически ушед­шего из жизни. При этом на литературное творчество писателя приходится немногим более десяти лет: с 1877 по 1887 год. Тем ценнее его вклад в русскую детскую литературу.

В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествования возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гар­шина оказали сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу: они говорят о мире и чело­веке с позиций вечных ценностей и нравственных истин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в це­лом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют такие известные произведения писателя, как «Attalea princeps» (1880), «Красный цветок» (1883), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Лягушка-путешественница» (1887).

Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится сим­волом неудержимого стремления к свободе (Attalea princeps). Ска­зочная коллизия (столкновение противоположных сил, интере­сов, стремлений) этого произведения характеризует его умонаст­роение как романтическое по существу: мечта о свободе, как и любая мечта, чаще всего представляется ему недостижимой. И уж тем более мечта южной красавицы-пальмы о родине. Но столь же сильны и реалистические основания творчества писателя. На со­здание сказки, по собственному утверждению Гаршина, его под­толкнул подлинный случай в ботаническом саду: одна пальма пробила стеклянную крышу теплицы и замерзла.

Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860-1931) писа­тель выступал как библиограф произведений для детей, как редак­тор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале «Родник» впервые появилась сказка Гаршина «Лягушка-путеше­ственница», ставшая самым известным произведением писателя.

Пространственно-временная организация этого произведения взята из сказки. Она начинается так:

Жила-была на свете лягушка-квакушка. <... > Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги.

А точность и реалистическое правдоподобие деталей - от ре­алистического рассказа: до юга лететь «три тысячи верст», утки решили переменяться «каждые два часа»; утки летят на юг осе­нью, «над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах». Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все ° персонажи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилось. Поступки сказочных героев он мотивирует: таковы законы письменной, а не устной литературы.

Главный признак сказочного мира - его неправдоподобие. Но в произведении Гаршина все авторские комментарии пред­стают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (лягушки), и это качество сказки пи­сателя оригинально. Автор «Лягушки-путешественницы» словно переводит повествование из условной, сказочной реальности - в реальность действительную и достоверную. Из народного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропомор­физма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зоомор­физмом (сохранение внешности и повадок животных, свойствен­ных им в настоящей, несказочной среде обитания). Можно заме­тить в сказках писателя также отголоски характерного для фоль­клорной сказочной прозы представления о благодарном живот­ном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор «Ля­гушки-путешественницы» и положенный в основу народной сказ­ки «Царевна-лягушка» классический мотив мудрости существа, обладающего магической связью со своим первопредком. Но в качестве жанрового образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исходная ситуация «Лягушки-путешественни­цы» характеризуется благополучием. Там нет ни нарушения за­прета, ни деятельности вредителя, нет и недостачи, характерных для фольклора, - всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от «несчастия» к «счастью». И весь век ля­гушка «прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист».

Но в сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайно­сти. Однако не ею, а исключительно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется до­стижение или не достижение героем конечной цели. Трудную за­дачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, и в рамках предложенного объяснения закономерное. Сказочный закон «все хорошо кончается» осуще­ствляется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путеше­ствие лягушки) облекается другим смыслом: путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности - остаться дома. А гаршинская лягушка близка и понятна читателю, хотя да­леко не идеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудес­ного изменения в ходе событий. Два качества - ум и тщеславие - соединены писателем в одном персонаже, а сюжетный конфликт автором «Лягушки-путешественницы» из внешнего, физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает ни в устной сказке, ни в басне.

Героине «Лягушки-путешественницы» Гаршина не удается из­бежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может справиться с собственными эмоциями, со своей «горды­ней авторства». Уж очень лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом:

Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете ле­теть, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала...

Но она квакнула, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!». И в результате «полетела вверх тормашками на землю» и лишь чудом осталась жива, «бултыхнувшись» в грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская лягушка по-русски сметлива: попав впросак, уме­ет вывернуться. Свое неожиданное появление в новом месте геро­иня объясняет вполне убедительно:

Я заехала к вам посмотреть, как вы живете <... > Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок.

Зато жаба из «Сказки о жабе и розе» Гаршина действительно отвратительна, и не только внешне. Она безобразна внутренне: завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. По мысли автора, конфликт добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности: сострадание и самопожертвование, лю­бовь и Дружба, участие и стремление к действенной помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое: людей, животных, рас­тения.

Мотивы и образы аллегорических философских притч В. М. Гар­шина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешествуют! А то, что вымышленная реальность подвергается в сказках Гаршина реалистическому осмыслению, тоже важно: в своем развитии растущий человек обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, Гар­шин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего именно это имел в виду И.С.Тургенев, оценивая талант писателя как «несомненный» и «оригинальный».

Вопросы и задания

1. Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В. М. Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных?

2. Как раскрывается тема красоты в «Сказке о жабе и розе»?

3. Как раскрывается в сказке В. М. Гаршина Attalea princeps тема сво­боды?

Книги про животных для детей по статистике являются самыми популярными. Их любят все, начиная с детсадовского возраста. Это книги о редких и вымерших животных, диких и домашних, живущих в зоопарках и природных парках, научно-популярные, документальные, а также художественные.

Они расскажут о месте их обитания, повадках, особенностях, отличающих их от других видов, способах добывания пищи и охоте.

Это не только увлекательно-познавательная литература, но и чтение, призывающее к милосердию, обучающее любить живой мир, который нас окружает, и заботиться о его обитателях. Как сказал один из героев книг про животных для детей: \»Мы в ответе за тех, кого приручили\»

Необыкновенные приключения Карика и Вали — Ян Ларри
Обыкновенное любопытство привело к очень необычным последствиям: Карик и Валя, выпив без разрешения эликсир в кабинете профессора, многократно уменьшились и случайно оказались на улице — в мире, населенном насекомыми, где им пришлось пережить много невероятно опасных приключений.

Черный Красавчик — Анна Сьюэлл
Свою историю со страниц этого романа рассказывает Черный Красавчик — великолепный конь, который помнит радость свободной жизни. Теперь он вынужден жить в неволе и много работать. Но никакие трудности не смогут сломить его и ожесточить его благородное сердце.

Мой дом на колесах — Наталья Дурова
Книга народной артистки Советского союза, знаменитой дрессировщицы Дуровой расскажет о ее любимых артистах: слонах, обезьянах, собаках. Автор поделится секретами их дрессировки и историями (веселыми и не очень) из жизни животных и людей, работавших вместе с ними.

Рассказы о животных — Борис Житков
Сборник замечательных рассказов о животных, ориентированный на детей дошкольного возраста. Их герои: беспризорная очень отважная кошка, маленький теленок, слон, спасший своего хозяина, волк — с большой любовью описаны автором.

Лев и собачка — Л. Н. Толстой
Рассказ о трогательной дружбе огромного льва и крохотной белой собачки, которую бросили в клетку к царю зверей в качестве корма. Вопреки ожиданиям людей они подружились, а когда собачка заболела и погибла, то лев тоже умер, отказавшись от пищи.

Лисичкин хлеб — М. Пришвин
Рассказ страстного охотника, любителя природы М. Пришвина о забавном случае, который произошел однажды после его возвращения из леса. Маленькая девочка очень удивилась, увидев среди трофеев, которые он принес, ржаной хлеб. Самый вкусный хлеб — лисичкин.

Рассказы и сказки — Д. Н. Мамин-Сибиряк
Сборник сказок и рассказов, описывающих родную для автора уральскую природу: таежные просторы, леса, глубокие озера и быстрые реки. Он прекрасно знает повадки животных и птиц и рассказывает о их жизни в своих проиведениях.

Белый Бим Черное ухо — Гавриил Троепольский
История о любви и всепоглощающей преданности, заставившей Бима отправиться на поиски хозяина. Пес, столкнувшийся равнодушием и жестокостью по отношению к себе от людей, которым не сделал ничего плохого, до последней минуты ждал и надеялся на встречу с тем, кого очень любил.

Год в лесу — И. С. Соколов-Микитов
Русский лес и его обитатели являются главными героями рассказов этого сборника. Каждый рассказ — короткая, но удивительно точная зарисовка их жизни: тут и медвежья семья, принимающая водные процедуры, и еж, спешащий в свое логово, и разыгравшиеся в ветвях белки.

Белолобый — Антон Чехов
Ночная вылазка старой волчицы закончилась неудачей: вместо ягненка она схватила в хлеву глупого, добродушного щенка, который даже после того, как она его отпустила, бежал с ней до самого логова. Наигравшись с волчатами, он отправился обратно, и опять нечаянно помешал ее охоте.

Каштанка — А. П. Чехов
Рассказ о верности и дружбе мальчика и собаки по имени Каштанка, которую однажды потерял дедушка Федюшки. Ее подобрал цирковой клоун и научил выполнять множество трюков. Однажды в цирк пришли дедушка с Федей, и мальчик узнал свою собаку.

Белый пудель — Александр Куприн
Друга нельзя продавать, даже за большие деньги, но не все это понимают. Избалованный мальчишка требует Арто себе. Ему нужна новая игрушка. Шарманщик и его внук отказываются продать собаку, тогда дворнику приказывают украсть пуделя у несговорчивых хозяев.

Серая Шейка — Дмитрий Мамин-Сибиряк
Сломанное в детстве крылышко не позволило уточке улететь вместе со всеми. А лисе, давно мечтающей ее съесть, осталось дождаться, когда замерзнет река… Но ее замыслам не суждено было исполниться. Серую шейку заметил и забрал с собой старик-охотник, решивший порадовать внучек.

Кусака — Леонид Андреев
Она давно не доверяет людям и бросается, ожидая от них очередного удара ногой или палкой. Но этой семье Кусака поверила, растаяло ее маленькое сердечко. Но напрасно… Девочка не смогла уговорить родителей забрать собаку. Они предали Кусаку, уехали, оставив ее одну.

Лягушка-путешественница — Всеволод Гаршин
Как она завидовала уткам, которые каждую осень отправлялись в дальние страны! Но полететь с ними она не могла — ведь лягушки летать не умеют. Тогда она придумала способ, как ей посмотреть мир, отправившись вместе с утками. Вот только желание похвастаться спутало все ее планы.

Золотой луг — М. Пришвин
Небольшой очень теплый рассказ, написанный Пришвиным от лица маленького мальчика, заметившего одну интересную особенность одуванчика. Оказывается, он ложится спать, сжимая свои лепестки, и просыпается, раскрываясь навстречу солнечным лучам.

Лесная газета — Виталий Бианки
Сборник рассказов о природе. Автор совершенствовал, дополнял и расширял географию «газеты» на протяжении тридцати лет. Книга выполнена в стиле новостного издания и будет интересна не только маленьким читателям, даже взрослые смогут найти в ней много интересной информации.

Записки охотника — И. С. Тургенев
Цикл рассказов знаменитого русского писателя И. С. Тургенева — охотника, знатока природы. Великолепные пейзажные зарисовки, сочные характеры крестьян и помещиков, сценки, описывающие трудовые будни и праздники, создают потрясающе жизненные картины русской жизни.

Чудесия: рассказы о птицах — Николай Леденцов
Чтобы оказаться в необыкновенной стране Чудесии, не нужно покупать билет на поезд, самолет или автобус. Вам достаточно просто прислушаться к пению птиц во дворе, лесу или поле. А сборник рассказов Н. Леденцова познакомит с разными видами птиц и научит понимать их песни.

Фомка — белый медвежонок — Вера Чаплина
В. Чаплина, много лет проработавшая с детенышами животных в зоопарке, в своих произведениях рассказывает о некоторых из них (обезьянке, тигренке, медвежонке и волчонке), их воспитании, приручении и о доверии к человеку, возникающем у животных, которых по-настоящему любят.

Мои питомцы — Вера Чаплина
Сборник рассказов состоящий из 2-х разделов. Первый рассказывает о животных из зоопарка, в котором работала автор, а второй — о людях, взявших на себя заботу о брошенных, попавших в беду или больных животных и птицах. Их переживания и огромной радости, если животному удалось помочь

Бродяги Севера — Джеймс Кервуд
На далеком севере, в диком таежном лесу живут два необычных друга: щенок Мики и осиротевший медвежонок Неева. Об их приключениях, неожиданных открытиях, верной дружбе и опасностях, подстерегающих малышей, рассказывается в этой замечательной книге.

Беловежская пуща — Г. Скребицкий, В. Чаплина
Книга, ориентированная на детей младшего школьного возраста, представляет сборник замечательных очерков писателей-анималистов Г. Скребицкого и В. Чаплиной, написанных после их поездки в белорусский заповедник и наблюдением за жизнью его обитателей.

Тема и Жучка — Н. Гарин-Михайловский
Ради спасения своей собаки маленький мальчик, рискуя в любой момент сорваться, спускается в старый колодец. Все попытки вытащить ее другим способом провалились. Но он не смог оставить там Жучку, обреченную каким-то жестоким человеком на медленную смерть.

Кот-ворюга — Константин Паустовский
Вечно голодный одичавший рыжий кот, настоящий бандит и ворюга, не позволял никому расслабиться, пока однажды не нашелся способ заставить его прекратить свои набеги. Откормленный и подобревший, он стал прекрасным охранником и верным другом.

Муха с капризами — Ян Грабовский
Сборник польского писателя Яна Грабовского, состоящий из веселых повестей и рассказов о таксе по имени Муха и ее друзьях и соседях. Их милые проказы и забавные приключения, споры и маленькие тайны, подмеченные автором, обязательно понравятся Вашему ребенку.

Поместье-зверинец — Джералд Даррелл
Книга знаменитого путешественника, натуралиста, рассказывающая о создании на острове Джерси частного зоопарка и о животных, которые жили в нем. Читателя ждут юмористические сценки, описания необычных, даже экзотических животных, и будни простых работников этого уникального поместья.

Рассказы о животных — Э. Сетон-Томпсон
Сборник рассказов и повестей о природе. Их главные герои — животные и птицы — обладают незаурядными характерами и надолго остаются в памяти читателей: неугомонный Чинк, храбрый кролик Джек, мудрый Лобо, гордая кошка, находчивый и смелый лис Домино.

Белый клык. Зов предков — Джек Лондон
Книга состоит из 2 популярных произведений Д. Лондона, рассказывающих о сложной судьбе и опасных приключениях полуволка и собаки, живущих среди людей, которые моют золото на Аляске. Каждый из них выберет свой путь: волк останется преданным человеку, а пес возглавит волчью стаю.

Друзья детства — Скребицкий Г.
Прекрасная книга о мире живой природы, написанная доступным языком, подходит дошкольникам и ученикам младшей школы. Автор рассказывает о животных, их жизни и повадках, так интересно, что читатель будто бы переносится в этот чудесный мир и становится его частью.

Сверстники — Марджори Киннан Ролингс
Повесть, рассказывающая о невероятно трогательной дружбе подростка и маленького олененка. Прекрасные пейзажи, реалистичные описания животных, живущих в лесах вокруг фермы, настоящая мужская дружба отца и сына и любовь ко всему живому не оставят читателей равнодушными.Жил-был медведь — Игорь Акимушкин
Небольшой рассказ для детей. Все, что ребенок должен знать о жизни медведей в лесу: зимней спячке, рождении малышей, их воспитании и обучении медведицей и нянькой (старшим медвежонком-пестуном), питании и охоте, в нем рассказано легким общедоступным языком.

Собака, которая не хотела быть просто собакой — Фарли Моуэт
Матт — необыкновенный пес, который случайно появился в их доме. Вообще-то папа мечтал об охотничьей собаке, но мама, пожалев несчастного щенка и заодно сэкономив 199 долларов 96 центов, купила Матта, озорную, упрямую собаку, которая стала членом их семьи.

Все, что вы хотели знать о насекомых — Джулия Брюс
Детский иллюстрированный справочник, рассказывающий о разных видах насекомых, месте их обитания, способах приспособления к окружающей среде, питании и особенностях строения. Вместе с главным героем — шмелем — ребенок отправится в увлекательное путешествие в мир насекомых.

Все, что вы хотели знать о морских животных — Брюс Джулия
Краткий справочник, который познакомит читателя с жизнью обитателей подводных глубин: акулами, осьминогами, черепахами, дельфинами и пр. Яркие иллюстрации, интересные факты и повествование в форме путешествия делают чтение этой книги по-настоящему увлекательным.

На пороге весны — Георгий Скребицкий
Неожиданная встреча произошла с автором, пришедшим в лес, чтобы увидеть первые признаки приближающейся весны. Он заметил лося, который продирался между деревьями, пытаясь избавиться от рогов. В народе говорят: \»Лось зимнюю шапку снимает — с весной здоровается\».

Лесной прадедушка — Г. Скребицкий
Скребицкий – писатель-натуралист, очень интересно рассказывающий детям о жизни леса. Деревья, дикие животные и птицы в его рассказах индивидуальны. Книги этого автора учат детей быть добрыми, сострадательными, любить и оберегать живую природу.

Мухтар — Израиль Меттер
Неизвестно, как сложилась бы судьба этого умного, но очень своенравного пса, если бы он не попал на службу в милицию, а его проводником не стал лейтенант Глазычев, который верил, что, если заслужить любовь собаки, то она не просто будет слушаться, а станет самым преданным другом.

В разных краях — Геннадий Снегирёв
Книга о красоте и величии природы нашей большой страны. Это своеобразные записки путешественника, восхищенного великолепными пейзажами и тем, сколько интересных животных и птиц встречается в северных лесах, тундре, на южных берегах и в центральной России.

Истории про Капа — Юрий Хазанов
Смешные, добрые и поучительные истории о проделках Капа и его маленького хозяина. Собаки — это счастье! А съеденная обувь, разгромленная квартира и лужи — совершеннейшая мелочь! Вовка и Кап — озорной, веселый спаниель — неразлучные друзья. Значит, все беды, приключения и радости — пополам.

Мой Марс — Иван Шмелев
Путешествие на корабле едва не закончилось трагически для любимой собаки автора — ирландского сеттера Марса. Его присутствие раздражало пассажиров, хозяину делали постоянные замечания. Но, когда собака оказалась за бортом, все как один стали просить капитана дать задний ход.

Наши заповедники — Георгий Скребицкий
Сборник рассказов писателя-натуралиста Григория Скребицкого, знакомящий юных читателей с заповедниками, расположенными на территории нашей страны, их животным и растительным миром и сложной работой ученых, пытающихся сохранить вымирающие виды и вывести новые ценные породы

Лесси — Эрик Найт
Лесси — гордость хозяев и предмет зависти всех, кто хотя бы раз видел ее. Обстоятельства вынуждают родителей Сэма продать собаку. Но между ней и мальчиком существует такая сильная привязанность, что даже расстояние в сотни километров не останавливает Лесси. Она идет домой!

Неведомые тропы — Г. Скребицкий
Читая книгу, ребенок вслед за автором отправится туда, где не ступала нога человека, понаблюдает за жизнью лесных животных, заглянет в \»гости\» в некоторые лесные семьи, поучаствует в их повседневных делах, будет, сопереживая, учиться заботиться об окружающем его мире.

По морям вокруг Земли — С. Сахарнов
Читая эту книгу, ребенок вслед за автром отправится в кругосветное путешествие, в процессе которого узнает о много интересного о морях, их обитателях, известных путешественниках. Каждая статья о определенном море сопровождается анекдотом, морской байкой или историями из жизни автора.

В мире дельфина и осьминога — Святослав Сахарнов
Эта книга военного моряка, писателя, участника множества экспедиций расскажет о жителях подводного мира, например, осьминогов, скатов, морских ежей, рыб и дельфинов, а также тех наземных животных, жизнь которых неразрывно связана с морскими глубинами: тюлени, моржи, котики.

Алый — Юрий Коваль
Алый — собака-пограничник, воспитанная инструктором Кошкиным, простым, добрым парнем. Они стали настоящей командой и задержали много нарушителей. И в этот раз они преследовали врага. Собака бросилась. Раздались выстрелы. А Кошкин никак не мог поверить, что Алого больше нет.

Молчаливое озеро — Станислав Романовский
Сборник удивительно поэтических рассказов для детей о природе Прикамья — заповедного уголка, родины С. Романовского. Его главный герой — третьеклассник Алеша, любознательный мальчик, часто бывающий вместе с отцом в лесу, на озерах, наблюдая за жизнью зверей, птиц и насекомых.

Про слона — Борис Житков
В Индии слоны — домашние животные такие, как у нас собаки, коровы и лошади. Добрые и очень умные помощники, они иногда обижаются на хозяев, которые их любят, и отказываются работать. Но хозяева бывают разные: некоторые ничего не делают, чтобы облегчить их тяжелый труд.

Чем кролик на зайца не похож — Игорь Акимушкин
Очень часто дикого кролика зайцем называют. Но это же совсем разные животные! Об их внешних отличиях, местах обитания, породах, повадках и предпочтениях в пище понятным маленькому читателю языком расскажет автор этого рассказа Игорь Акимушкин.

На новом месте — Зверев М.
Небольшой рассказ о приключениях очень необычной семейки на новом месте обитания, написанный натуралистом Максимом Зверевым — ученым, профессором-зоологом, основавшим в Сибири зоосад и первую станцию юных натуралистов.

Обитатели холмов — Ричард Адамс
Роман о невероятных приключениях диких кроликов, бежавших из своей колонии. Младший брат Ореха видит будущее: скоро они все будут уничтожены. Но никто не прислушивается к его словам, тогда Орех убеждает нескольких друзей уйти и основать колонию в другом месте.

Лисенок Вук — Иштван Фекете
В семействе лис произошло прибавление. Лисята уже подросли, и Инь и Каг могут вместе уходить из норы, чтобы найти пропитание. Скоро они начнут учить детей охотиться самостоятельно. Есть, конечно, можно и лягушек, хотя куры, живущие у Человека, намного вкуснее. Но добыть их очень сложно.

Невероятное путешествие — Шейла Барнфорд
8 месяцев назад у Джона Лонгриджа появились лабрадор, сиамский кот и старый бультерьер — питомцы семьи его друга, уехавшего в Англию. Молодой пес не переставал скучать, и, когда Джон отлучился, эта троица отправилась на поиск своих хозяев, пройдя долгий и опасный путь через всю страну

Замарайка — Владимир Степаненко
Повесть о лисенке по имени Замарайка, родившемся в суровой северной тундре, и ненецком мальчике, который, встретившись с ним, понял, что главная задача человека — помогать животным и оберегать их. Это изменило его жизнь, научило видеть красоту природы и воспевать ее в стихах.

Приключения Проши — Ольга Першина
Рассказы о жизни и приключениях маленького щенка по имени Проша, призывающие маленького читателя быть отзывчивым, чутким к чужой беде, прощать обиды и любить все, что окружает его. Проша всегда приходит на помощь, он добр и верен своим хозяевам и друзьям.

Виталий Бианки. Русские сказки о природе — Виталий Бианки
Сборник добрых, веселых и поучительных сказок о природе одного из любимейших детских писателей Виталия Бианки. В нем собраны самые известные его произведения, некоторые из которых были экранизированы: \»Оранжевое горлышко\», \»Мышонок Пик\», \»Приключения муравьишки\»

Жизнь животных — А. Брем
Сокращенное издание многотомного собрания Брема о животных, птицах и насекомых. Это справочник, описывающий большую часть представителей животного мира нашей планеты. Статьи в нем располагаются в алфавитом порядке и проиллюстрированы знаменитыми бремовскими рисунками.

Кися белая — Заходер Г.
В книге собраны смешные, грустные, забавные, поучительные, но всегда очень светлые рассказы для детей Галины Заходер о домашних животных, их жизни среди людей, привычках, характерах. Своей любовью они делают нас добрее, но не нужно забывать, что животное — не игрушка.