Материя как субстрат: субстратное основание единства мира. Субстанция и материя. Понимание материи в истории философии. Атрибуты материи В русской религиозной философии

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. На этой основе возникли первые теории происхождения Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества. Еще в 5 в. до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В 17-18 вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Ньютон ввел понятие массы. В конце 19 в. атомистическая концепция строения материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов. В течении двух столетий классическую механику Ньютона считали завершенной картиной мира. Теория относительности Эйнштейна показала ограниченность классической механики. Раньше масса считалась мерой количества материи. Открытие непостоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости движения тела было истолковано так, будто материя исчезает и материализм терпит крах. С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Основные: объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от нашего сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материя. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется ввиду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Все существующие материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.

Материальное единство мира. Каждое философское мышление может выводить единство мира из материи, либо из духовного начала. В первом мы имеем дело с материалистами, а во втором с идеалистами, а также с дуалистами. Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это есть то общее, что объединяет все в мире. Но реальность: существование может быть как и материальной, объективной, духовной, субъективной, воображаемой. Наши чувства, мысли, стремления, тоже реальны – они существуют. Но это не объективное, а субъективное существование. Принцип материального единства мира в общности материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений. Сознание принадлежит не к какому то потустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, а свойство высокоорганизованной материи.



Структурность материи . Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, ионов, планет. Ныне отрыто 30 различных элементарных частиц не считая живущих короткое время. Они различаются по массе покоя и разделяются: легкие частицы (липтоны), средние (мезоны) и барионы (тяжелые), а также фотон не имеющий массы покоя. С “прерывными” формами материи связаны “непрерывные”, это разные виды полей (электромагнитные и т.п.) связывающие частицы материи, позволяющие им взаимодействовать. Материя не просто зерниста, дискретна – ее дискретные элементы являются неделимыми в определенной области взаимодействия. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Материя – система и бытие и движение невозможны вне ее структурности. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Уровни: Субмикроэлементарный уровень – гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них - молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты – газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками. И так до бесконечности (космический уровень). Кроме сконденсировавшегося в виде небесных тел вещества во Вселенной имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Все это составляет мировой океан разреженного вещества, в котором как бы плавают небесные тела. Космические тела и системы не существуют от века в данном их виде. Они формируются в результате сгущения туманностей, ранее заполнявших обширные пространства. Следовательно, космические тела возникают из материальной среды в результате внутренних закономерностей движения самой материи. После того как материальные образования с атомного уровня поднялись на более высокий, молекулярный, в течении нескольких миллиардов лет шло усложнение химических веществ. Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органически уровень). Постепенно образовывались все более сложные органические соединения и возникла жизнь (биологический уровень). Эволюция живого привела к человеку стоящего на последнем уровне (социальном). Правомерно допущение, что за пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные разумными существами (метасоциальный уровень). Понятие структуры применимо не только к различным уровням но и материи в целом. Каждый элемент материи несет как бы на себе печать мирового целого. В частности как показывает наука, электрон имеет прямое отношение к Космосу. Совсем недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума – особого поля, представляющего собой своего рода резервуар, из которого рождаются и в который превращаются элементарные частицы. Высшие формы организации не включены в низшие. Жизнь есть форма организации, присущая белковым телам. В неорганических нет и не может быть жизни. Одним из атрибутов материи является неуничтожимость. Закон сохранения устойчивости. Закон сохранения и превращения энергии (Общее количество массы и энергии остается неизменным). Гибель конкретной вещи означает лишь превращение в другую. Рождение вещи озночает возникновение ее из другой. Невозможность тепловой смерти Вселенной, связано с тем, что непрекращающийся процесс превращения движения в теплоту сопровождается столь же непрекращающимся процессом превращения теплоты в другие формы движения. Во Вселенной происходит не только остывание Звезд, но и их возгорание. Вселенная находится в неравновесном состоянии. Вплоть до второй половины 20 в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности, на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные как биологическая и социальная. Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что исходная субстанция, материя обладают гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие “поле”, которое подобно веществу также обладает массой и энергией. И. Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации – с другой, и энергии – с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. В понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире. Современная наука исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Например, в физических теориях последнего времени в качестве субстанции (в относительном смысле) используется понятие физического вакуума, флуктуации которого детерминируют известные нам виды физической реальности. Следующий шаг в понимании материи был сделан синергетикой. Если классическая физика рассматривает законы изменения для изолированных систем, то современная физика для открытых – они находятся в непрерывном изменении направленном: от хаоса к порядку. Она сделала вывод, что закон изменения, тенденция изменения в мире, состоит не в том, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы, - это хаос, что утверждалось в законе возрастания энтропии, а напротив, порядок. Субстанция (от лат.- substantia - сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям. Как сущность лежащая в основе всего лежит еще в древности Аристотель - живая субстанция, характеризующая: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт (принцип материальности); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (Арист. концепция активной формы); в третьих, каждая вещь должная указывать свое происхождение (причинность); в-четвертых, каждая вещь имеет назначение (принцип цели). Декарт говорит о двух субстанциях. У Спинозы она бесконечна которая Бог или природа. Для Шопенгауэра – материя, для Юма – фикция, сосуществование свойств. Современная психология – актуальность теории. Для естествознания – см. выше. (существенный, лежащий в основе). Субстрат (от лат.- substratum подкладка) – основа, основание, носитель, субстанция

2. Структурный аспект бытия: материя, субстрат, субстанция.

3. Динамический аспект бытия: движение, пространство, время.

1. Бытие, как предельно общая абстракция, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты и социальные ценности, состояния человеческого сознания и т.д. Это означает, что для того чтобы понять все эти явления действительности, категории «бытие» недостаточно и, таким образом, требуется новый класс понятий, описывающих реальность с точки зрения конкретных, существующих вещей. Принято считать, что наиболее общими понятиями в этой связи являются понятия «материи» и «духа» (проблемы понимания «духа» как аспекта бытия рассматриваются в теме 5). Именно через материю и дух мы можем понять ту взаимосвязь, которая существует между бытием и существованием как неотделимыми друг от друга характеристиками мироздания в целом. При этом, бытие само по себе не может быть сведено только к материи, или только к духу. Материя, таким образом, характеризует бытие с вещественной стороны. В этой связи отметим, что само слово «материя» имеет латинское происхождение и означает «вещество». Сразу отметим, что сегодня понятия «материя» и «вещество» не употребляются как равнозначные. Вещество рассматривается как вид материи, который в отличие от физического поля обладает массой покоя. Понятие вещество сегодня – атрибут естествознания, а материя – философское понятие. Всякое вещество есть материя, но не всякая материя есть вещество.

В истории философии и науки сложились два основных подхода к вопросу о понимании материи в составе бытия. Идеалистическая традиция рассматривала материю как производное состояние от духа, материалистическая видела в ней основу мира, в свою очередь от которой производным являлся дух. В рамках материалистической философии также можно выделить два основных аспекта в понимании материи .

Первый аспект сводился к вопросу о сущности самой материи. В ответе на него в истории философии и науки можно выделить корпускулярную и континуальную теории. Сторонники корпускулярной теории (Демокрит, Ньютон, Лейбниц) полагали, что материя может быть представлена как совокупность неделимых частиц атомов или корпускул (от лат. corpusculum - тельце), которые взаимодействуют в пустоте. Сторонники континуальной (от лат. continuum – непрерывное, сплошное) (Аристотель, Максвелл, Эйнштейн) полагали, что материя представляет собой единое неразрывное пространство, в котором между различными участниками взаимодействия пустоты нет, а наличествует эфир, электромагнитное поле или общее поле.


Второй аспект сводился к вопросу о возможностях восприятия материи. Здесь в истории философии сложились две точки зрения. Одна из них, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П.А. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) сформулировали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Другая позиция, также восходящая к философии Просвещения утверждает мысль о превосходстве материи по сравнению с воспринимающей способностью человека.

В конце XIX века атом был разделен. Был открыт электрон, обнаружен радиоактивный распад и превращаемость атомов. Оказалось, что имеющая в своей основе электричество материя перестала быть веществом, т.е. «исчезла», что вызвало кризис в философии и естествознании. Преодоление его стало возможным лишь после перехода к релятивистской физике и признании поля и вещества как равных составляющих физической реальности. В этой связи В.И. Лениным было уточнено понятие «материя», которое долгое время являлось классическим: «материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Заметим, в этом определении предпринимается попытка дать как онтологическое (сущность материального), так и гносеологическое (как она познается человеком) определения материи.

1. Материя есть то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание или какая-то комбинация этих свойств; внешняя причина чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях мир»; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); общее для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта);

2. Материя как проявление физического или не-умственного;

3. Материя как физическое, телесное или не-духовное;

4. Материя как неодушевленное, неживое;

5. Материя как естественное, не являющееся сверхъестественным;

6. Материя как полностью или частично непредопределенное; потенция обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному;

7. Материя как источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом;

8. Материя как-то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается;

9. Материя как первосуществующее или как изначальная основа;

10. Материя как-то, что является предметом рассмотрения.

Итак, в форме материи бытие преобразуется в сущее, то есть как бы «материализуется». В этой связи интересно как понятие «материя» соотносится с другим важнейшим понятием онтологии – «небытием». С одной стороны, материя есть изменчивое вещество, что постоянно связывает его с небытием. Однако, с другой стороны, материя есть всегда что-либо существующее, проявление сущего, и в этом смысле она оказывается гораздо ближе к бытию. Материя всегда может только «быть», а «не-быть» для нее невозможно.

К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:

1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

5. Материя вещественна (телесна), т.е. в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему, имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.

2. В современном естествознании и философииматерию принято разделять на уровни – неорганический, органический и социальный. Они являются качественно различными и отличаются спецификой закономерностей.

Уровни неживой природы:

1) субмикроэлементарный,

2) микроэлементарный,

3) ядерный,

4) атомарный уровни и соответствующие им поля,

5) молекулы;

6) совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений;

7) планетарные системы;

8) звезды, галактики и системы галактик;

9) Метагалактики

10) Вселенная.

Вместе они составляют микро-, макро- и мега мир Вселенной, изучаемый различными науками. В этой связи заметим, что соотношение закономерностей и случайности, специфика проявления универсальных принципов (развитие, самоорганизация) присутствуют на каждом из уровней и проявляются по-разному. Так, например, на уровне микромира наблюдается известная случайность поведения элементарных частиц (принцип неопределенности В. Гейзенберга), в то время как на уровне макромира мы видим вполне ясную и предсказуемую сетку законов физики, химии и биологии (например, классическая механика И. Ньютона). На уровне же мегамира, во Вселенной действуют подчас такие силы, которые вообще нарушают все привычные нам представления о природе, изменениях, веществе (релятивистские эффекты в теории относительности, закон Э. Хаббла для разбегающихся Галактик, понятие «темной энергии»).

Уровнями живой материи выступают:

1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки;

2) клетки и одноклеточные организмы;

3) многоклеточные организмы (растения и животные);

4) популяции;

6) биоценозы и биогеноценозы;

7) биосфера;

8) человек как биосоциальное существо.

Таким образом, категория «материя» характеризует мир с его вещественной стороны и в этом смысле она является лишь одним из видов бытия. Материя также является одним из проявлений субстанции – абсолютного первоначала всех вещей и процессов. Как и Э.В. Ильенков, под субстанцией мы будем понимать как объективную реальность, рассматриваемую со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем беско­нечным многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; а также как материю в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Для характеристики способов проявления субстанции в материальной или идеальной формах в философии используют понятия атрибутов и модусов . Атрибутами называют всеобщие и неотъемлемые свойства явлений, а модусами принято называть конкретные, частные свойства предметов и явлений.

Однако субстанция как предельное основание бытия требует еще одной категории, которая могла бы, учитывая взаимодействие материального и идеального, отражать конкретного носителя атрибутивности или модального. Подобную роль в философии выполняет категория «субстрат» (от позднелат. substratum - подстилка, основа). Мы уже рассматривали данное понятие в связи с понятием субстанции. В соотношении с категорией «материя», субстрат выражает неоднородность, качественную определенность предметов. Если переносить это понимание на естественные и гуманитарные науки, то субстратом физических процессов и явлений выступают элементарные частицы. В химии эту роль выполняют молекулы, в биологии – белки и нуклеиновые кислоты, в обществе – человек в контексте его социальных связей.

3. К атрибутивным свойствам бытия, представления о которых начали складываться в глубокой древности, относятся движение, пространство и время.В современной философской и научной картинах мира движение принято понимать как способ существования материи. В мире нет, и не может быть движения без материи, как и материи без движения (наиболее ярким примером является знаменитый корпускулярно-волновой дуализм релятивисткой физики). Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, как момент (сторона движения). Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат.

Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы», обобщив во второй половине XIX века достижения отдельных естественных наук, выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. В основе каждой из них лежит движение определенных элементарных для данного уровня единиц: в механике – движение тел, в физике – движение атомов, в химии – движение молекул, в биологии – белков, в социуме – индивидов и социальных групп (определение элементарных единиц социальной формы движения до сих пор остается спорной проблемой).

Важной в этой связи является проблема источника движения материи. В истории философии на данный вопрос существовало две фундаментальных точки зрения: согласно одной из них (Аристотель, теория Большого Взрыва) движение мира является следствием первотолчка, источником которого является либо Ум-перводвигатель, Бог, или Большой взрыв. Согласно другой (Демокрит, диалектический материализм, синергетика) источником движения материи является она сама, а мир и Вселенная предстают как самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система. Источник движения развития материи скрыт в ней самой.

Другими не менее важными атрибутами материи и бытия выступают пространство и время . Если движение является способом существования материи, то пространство и время – формами ее существования. Время принято понимать как форму последовательности смены объектов и их состояний, а пространство - как форму координации явлений и объектов бытия. Свойствами пространства выступают протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие, изотропность. Свойствами времени являются длительность, необратимость, последовательность смены состояний объектов.

На ранних этапах истории человечества представления о времени носили циклический характер и полностью зависели от ритмов природы. В дальнейшем в европейской философии и науке было выработано линейное представление о времени. В отношении категории «время» в философии и естествознании наиболее распространенным является подход, наделяющий время объективными характеристиками и рассматривающий его как независимое в отношении человека (объективное время ). Вместе с тем в философии и позднее психологии сложилась иная трактовка времени как характеристики только человеческого сознания (субъективное время ). Данные мысли разделяли Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант. В конце XIX-XX вв. в рамках субъективной трактовки времени сложилась система взглядов, не отрицавшая объективности времени, но в качестве своего приоритета рассматривавшая процессы внутреннего переживания времени (А. Бергсон, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). Именно данная тенденция понимания времени станнит важнейшей предпосылкой развития представлений о социальном времени и пространстве.

Категория «пространство» в архаичной мифологии получила сакральное толкование. Так, в процессе характеристики мироздания выделялись «верх» и «низ», которые отождествлялись с небесным и земным. Значительным развитием вперед было древнегреческое понимание пространства как «пустого» - вместилища для движущихся атомов (Демокрит). Аристотель акцентировал внимание на границах тел и специфике их положения. При этом развитие античных и последующих представлений представлений о пространстве всегда с разной степенью приближения шло в контексте развития математики и геометрии.

Исторически сложились две основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная. Субстанциональная концепция (Эпикур, И. Ньютон) рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Реляционная концепция (Демокрит, Г. Лейбниц, А. Эйнштейн) считает пространство и время объективными, т.е. не зависящими от человека формами бытия и материи, но при этом подчеркивает связь с материей и движением.

Современная наука, отдавая предпочтение реляционной концепции, выявила качественную специфику пространства-времени в неживой, живой и социально организованной материи, а также существенные отличия в неживой природе свойств пространства и времени в микро-, макро- и мегамирах. Преобладание реляционных представлений о времени и пространстве позволило также выделить категории социального времени и пространства. Как и физическое пространство и время, их социальные аналоги обладают определенными свойствами. Наиболее важными свойствами социального пространства и времени являются человекоразмерность (социальное пространство и время формируются исходя из особенностей человеческой деятельности), многоукладность (социальное пространство и время не являются одномерными, но представляют собой мозаику различных слоев, взаимосвязанных друг с другом), историчность (уникальность и разнонаправленность).

Вместе с тем, пространство и время как формы существования материи также определенным образом соотносимы с категорией «бытие». И если связь пространства с бытием осуществляется через категориальный ряд «бытие-небытие-сущее-структурность-системность-пространство», то соотношение между бытием и временем должно включать в себя категорию «вечность», как важнейшего атрибута бытия. Это хорошо просматривается на примере соотношения временного и вечного, раскрытого А.Ф. Лосевым «время не есть только время, т.е. чистая длительность, ибо эта длительность или когда-нибудь кончается, или никогда не кончается. а) Если она когда-нибудь кончается, то время содержит в своей природе конец, т.е. оно не есть только время, но и…не-временное. b) Если же время никогда не кончается и не кончится, то оно есть вечность». Так как же понимать вечность? Сам термин «вечность» имеет древнегреческую и латинскую этимологию (греч. аion, лат. eternitas). В истории философии с древнейших времен и до наших дней существуют три основных определения вечности:

1. Вечность как неограниченность во времени («дурная бесконечность»);

2. Вечность как безначальная и бесконечная длительность, неделимая на «до» и «после»;

3. Вечность как лишенное всякой длительности неподвижное «теперь» (одновременность всех времен, совокупность всех видов времени).

1. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2001.

2. Радугин, А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов, В.В., Иванов, А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2001.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

6. Ленин, В.И. Материализм и эмприкриокритицизм // ПСС. Т.18.

7.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк, ЛГТУ,2002.

8. Трубников, Н.Н. Время человеческого бытия. - М.: Наука, 1987.

9. Энгельс, Ф. Диалектика природы // ПСС. Т.20.

10. Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982.

11. Молчанов, Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М.: Мысль, 1991.

Функции философии.

Аксиологическая.

Прогностическая

Мировоззренческая

Критическая.

Методологическая.

Воспитательно-гуманитарная

3. Мировоззрение и его виды.



Мифологическое мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Обыденное мировоззрение

Научное мировоззрение

.



Основные формы бытия.

основных четырех формах :






.

Общие свойства пространства:

Объективность;

Бесконечность;

Протяжённость;

Общие свойства времени:

Объективность;

Вечность;

Зависимость от структурных характеристик материальных систем;

Социальное отражение (сознание) - высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

11. Предмет философской антропологии и ее основные проблемы.
Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека.

Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека.

Философской антропологии приходится заниматься тремя группами проблем: мировоззренческим учением о человеке, общей теорией человека, системой частных наук о человеке.

Современная философская антропология решает следующие проблемы:

Выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;

Исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие;

Изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;

Объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;

Анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;

Обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;

Аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др. Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия.

Сознание и самосознание.

Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

14. Психика, мышление, сознание – сравнительный анализ.

Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных телесных устройств восприятия, осязания и т.д.

Высшая форма развития психики – сознание (когда человек осознает различные процессы).

Мышление – высшая форма развития сознания. Это целенаправленное познание субъектом связей и отношений, создание новых идей.

Мышление расширяет познавательные способности человека.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Сознание - понятие философии, обозначающее человеческую способность осмысление бытия (в том числе и собственного Я), идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Понятие психики шире, чем понятие сознания. Понятие психики объединяет феномены сознательного и бессознательного.

Функции философии.

Функции философии - наиболее важные направления подобной науки, которые позволяют применять ее для реализации различных целей и задач.

Мыслительно-теоретическая. Способствует развитию концептуального мышления и учит создавать различные теории. Подобные функции философии кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы знаний, которым он подчиняется. Позволяют создавать мыслительно-логические схемы.

Аксиологическая. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей, например, этические, морально-нравственные, социальные, идеологические. Основная цель подобной функции философии в обществе - отсеивать все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Наибольшая активность наблюдается в переломные моменты истории: свержение власти, революции, противостояния. Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности.

Прогностическая . Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний.

Мировоззренческая . Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.

Критическая. Предоставляет человеку пищу для размышлений. Основная задача данной функции философии - подвергать сомнению знания об окружающем мире, смотреть на вещи и явления с новой стороны, а также определять ранее не изученные качества и черты. Конечная цель - разрушение противоречий, расширение границ познания и увеличение достоверности имеющихся. Социальная. Предоставление человеку и обществу в целом знаний о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устранение противоречий и выявление направлений для дальнейшего совершенствования.

Методологическая. Наработка основных направлений и методов познания.

Воспитательно-гуманитарная . Определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей, адаптация человека к окружающей действительности и укрепление моральных норм.

3. Мировоззрение и его виды.

В самом общем смысле мировоззрение – это система представлений человека об окружающем мире, о своём месте в нём.

Выделяют четыре типа мировоззрений:

Мифологическое мировоззрение характерно для первобытных людей. Это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека, и объяснение природных явлений;

Религиозное мировоззрение также представляет собой систему представлений о сверхъестественном существе - боге или о группе богов. Но в отличие от персонажей мифов, главные герои религиозных преданий претендуют на безоговорочное принятие их авторитета. С другой стороны, в обществе, в котором доминирует мифологическое мировоззрение, деятельность человека полностью определяется культурой господствующего мифа, в то время как религию индивид может принимать и не принимать. Исследует такие вопросы как: поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. (мировые христианство; ислам; буддизм).

Обыденное мировоззрение : Этим видом мировоззрения является отражение обстоятельств повседневной жизни, осознание собственных особенностей бытия каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией и широко распространено.

Научное мировоззрение : опирается на достижения науки, включает научную картину мира, обобщает итоги человеческого познания, тесно связано с практической деятельностью людей.

4. Бытие – фундаментальное философское понимание онтологии .

Бытие - основной предмет онтологии.

Онтология - раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его (познанием).

Бытие - главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид, выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие - небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой - существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

Понятие субстанции и субстрата. Материя как субстанция.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция.

Субстрат – это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.

Материя как субстанция – активная причина всех собственных формообразований («причина самой себя»).

Чтобы установить, какую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции. И здесь опять-таки следует выделить две традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать роль материи как субстанции в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. По мнению таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит, по мнению которых все тела во Вселенной состоят как бы из никем не создаваемых и неуничтожимых "атомов". Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем в эпоху Просвещения был Дени Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них.

Основные формы бытия.

Формы бытия - это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования.

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах :
1. Бытие природы. При этом различают Первую природу (это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.), Вторую природу (Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа)). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

2. Бытие человека. В этой форме выделяется:
- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:
- Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

4. Бытие социального, которое подразделяется на:
- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.


7. Движение как атрибут и неоднородный способ связи.

Тут ваще пиздец Илюх, если вытяну его – иди бухни и ебашь мыслиJ

Движение в философии - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.
Движение - любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения, как и наоборот.

8. Амбивалентность представлений о пространстве и времени .

Амбивалентность есть двойственность.

Пространство - форма бытия материи (атрибут) со свойством протяжённости всех взаимодействующих во времени компонентов. (Компонент может являть собой как отдельный предмет (тело), так структуру и даже систему, в зависимости от функционального подхода к пространству.)

Время. - форма бытия материи (атрибут) со свойствами длительности и последовательности смены состояний в пространстве.

Все свойства пространства и времени неразрывны, взаимосвязаны с материальными образованиями (телами, предметами, структурами, системами), внутри и между которыми пребывают и развиваются те или иные формы движения. Существуют общие, а также особенные свойства пространства и времени.

Общие свойства пространства:

Объективность;

Бесконечность;

Взаимосвязь со временем и с движением;

Зависимость от структурных характеристик материальных систем;

Протяжённость;

Единство прерывности и непрерывности: прерывность относительна по отношению к двум (или нескольким) взаимодействующим системам в пространстве; непрерывность - абсолютна, потому как пространство обладает связностью, в нём не может быть дискретности.

Общие свойства времени:

Объективность;

Вечность;

Взаимосвязь с пространством и с движением;

Зависимость от структурных характеристик материальных систем;

Единство прерывности и непрерывности: у времени нет естественных объективных перерывов, оно всеобъемлюще и течёт даже там, где могут образовываться пространственные пустоты, поэтому связный подход характерен для всех процессов и явлений во времени, так как они взаимосвязаны между собою потенциально и актуально: прошлое - настоящее - будущее.

Особенные свойства пространства и времени:

Для пространства - трёхмерность (высота-ширина-длина), симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между предметами, распределение вещества, поля и космического вакуума;

Для времени - одномерность, асимметричность, необратимость, то есть направленность всегда от прошлого к будущему, ритм процессов, скорость изменения состояния, неповторяемость, длительность.

9. Пространственно-временные представления И. Ньютона и Г. Лейбница и их критика И. Кантом.

Субстанциональная концепция, идущая от древних атомистов (Демокрит, Эпикур) и развитая далее в русле классической механики Ньютоном, - это концепция пространства как однородной, неизменной, неподвижной и абсолютной субстанции. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Перемещаясь, предмет оставляет после себя свою пустую форму: пространство в этой концепции выглядит как своего рода наемная квартира для такого "жильца" как материя. Выходит, что пространство и время ведут какое-то независимое существование: если пространство можно уподобить квартире, то время как бы представляет улицу с однородным движением. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит, а поэтому оно абсолютно, являя собой тонкую субстанцию. Прибегнув к вольному образу, можно сказать, что если бы события "споткнулись" и тем самым задержались, то время, оторвавшись от них, потекло бы и далее само по себе. Абсолютное пространство - это вместилище мировой материи, а абсолютное время - чистая деятельность; непрерывный мировой поток; некая постоянная космическая шкала для измерения всех конкретных движений.

Вторая концепция, реляционная, восходит к Аристотелю, а впоследствии получает свое развитие у Г. Лейбница. Согласно этой концепции, пространство есть порядок расположения тел, существующих друг вне друга, время - порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Аристотель пришел к выводу, что всякое движение предполагает пространство и время, вне которых оно невозможно. Пространство сплошь заполнено материей: природа "боится пустоты", ибо собственно сущее - абсолютно полное бытие, и пустота может мыслиться лишь как нечто максимально разреженное и лишенное массы, как это допускается по отношению к эфиру. Пространство есть проявление протяженности тел, и в нем они соприкасаются в общей границе. Движение может совершаться не относительно пустоты, а относительно друг друга. Пространство предполагает два рода тел -ограничивающие и ограничиваемые. Исходя из этого отрицалось существование пустого пространства. Если Демокрит допущением пустоты пытался обосновать возможность движения (по аналогии с толпой людей на площади, шныряющих друг меж друга), то Аристотель, напротив, утверждал, что в пустом пространстве движение было бы невозможным. Не может быть пространства и времени без того, что простирается и изменяется.

10. Отражение как всеобщее свойство субстанции.

Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня : отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).

В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы, инстинкты и тд. Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова.

Социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности.

Социальное отражение (сознание) - высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому

Неправомерно приравнивать бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

Уже древние греки формировали свои представления об объединяющем начале мироздания. Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат – это то, «из чего все сделано». Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:

Воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду;

Воздух: Анаксимен, выбирая эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь, может образовывать жидкость, огонь и твердую среду;

Апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;

Огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Все предметы и явления природы рождаются из огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь.

На более высоком обобщающем уровне под основой бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia – сущность, то, что лежит в основе), что означает не только первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания. Это деление условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя - это не только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя - это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.

В контексте материалистической традиции материя является философской категорией, которая обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории «материя» осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к осознанию того, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок. В их философских концепциях роль первоосновы материи как субстанции выполнял тот или иной субстрат - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений.

В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм как учение об особенном строении материи. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях, представлениям Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов. Позднее атомистическая версия строения материального мира развивалась в учениях Эпикура и Лукреция. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания материи усматривается в том, что существование природного мира, в самом деле, связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов.

Второй этап становления категории «материя» связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о материи, она его лишь несколько углубила, так как наделила ее атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. Всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств - массы, протяженности, непроницаемости и т.д.

Подготовительным этапом новой трактовки категории материи может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для метатеоретического обеспечения дисциплинарного естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл; трактуют материю уже как философскую абстракцию; вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о материи как о том, «что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения» (Плеханов). Согласно позиции Ленина, «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Если проанализировать данное определение материи, нетрудно прийти к следующим выводам:

1. В противоположность объективному идеализму в нем утверждается, что объективно существует только материя, кроме нее нет никакой другой объективной реальности, данной нам в ощущениях.

2. Положение о том, что материя есть объективная реальность, направлено против субъективно-идеалистических воззрений, утверждающих в различных вариантах, что мир есть комплекс, комбинация "моих ощущений", что существовать - значит быть воспринимаемым и т.д. В противоположность этому подчеркивается, что материя существует вне нас, независимо от нас, независимо от наших ощущений.

3. Вывод о том, что материя копируется, фотографируется, отражается нашим сознанием (существуя независимо от него), направлен против всех разновидностей агностицизма и скептицизма, отрицающих (или подвергающих сомнению) способность человеческого разума познать, верно отразить мир, постичь объективную истину.

4. Наконец, данное определение материи показывает ограниченность метафизического материализма, суть которого в рассматриваемом вопросе сводилась к отождествлению философского понимания материи с одним из ее видов (вещество, «первоматерия» и др.).

Философия, отвлекаясь от конкретных форм и свойств мира, акцентирует внимание на материи как объективной реальности. Естествознание же, сознательно или стихийно исходя из философского понятия материи, изучает ее строение, структуру, уровни, свойства, связи и отношения, раскрывает закономерности материального мира в его конкретных формах и т.д.

Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в более глубокие области материи. Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать следующую ее структурную картину.

Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные, гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой элементарной частицей связано соответствующее ей поле. Иллюстрацией этого является открытие в 1922 г. Луи де Бройлем двойственного характера бытия элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою корпускулярную природу, а в других - волновые качества. К веществу относятся элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро и мега тела, т.е. все то, что имеет массу покоя.

Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой. Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные уровни материи:

1) элементарные частицы и поля;

2) атомно-молекулярный уровень;

3) все макротела, жидкости и газы;

4) космические объекты: галактики, туманности и т.д.;

5) биологический уровень, живую природу;

6) социальный уровень – общество.

Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии подчиняется своим специфическим законам. Так, например, на первом структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются законами квантовой физики, которые носят вероятностный, статистический характер. Свои законы действуют в живой природе. По особым законам функционирует человеческое общество. Имеется целый ряд законов, действующих на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного тяготения и др.), что является одним из свидетельств неразрывной взаимосвязи всех этих уровней.

Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее уровни. Например, атомы и молекулы включают в себя элементарные частицы, макротела состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Однако материальные образования на более высоком уровне не являются просто механической суммой элементов низшего уровня. Это качественно новые материальные образования со свойствами, коренным образом отличающимися от простой суммы свойств составных элементов, что и находит свое выражение в специфике законов, описывающих их.

В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную – общество.

Важнейшим атрибутомматерии является движение. В разные периоды философы разрабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»).

В 17-18 в.в. единственной формой движения считалась механическая: в философии и в естествознании господствовал метафизический, механистический взгляд на движение. Материя понималась как механическая инертная масса, а движение - как активная сила, приходящая извне.

Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи. Это подтверждает естествознание. Современная физика раскрывает неразрывность материи и движения в строгой количественной форме. Для материи существовать - значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем - это проблема неучтожимости движения. Оно не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно - в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно - вне движения материя существовать не может.

Вместе с тем, движение как никогда не прекращающееся изменение материи не исключает моментов покоя, временной стабильности, равновесия. Покой - относителен.

Движение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно многообразных формах. Богатство и многообразие форм движения обусловлено многообразием видов материи. По данным современного естествознания все формы движения можно разделить на три класса: в живой природе, в неживой природе и в обществе.

1. Движение в неживой природе:

а) Движение элементарных частиц и полей (гравитация);

б) Движение атомов и молекул, лежащее в основе химических процессов;

в) Движение микроскопических тел (теплота, звук, кристаллизация);

г) Движение в космических системах (планеты, звезды, галактики).

2. Движение в живой природе:

а) Обмен веществ;

б) Функциональные связи в организмах;

в) Процессы отражения внешних условий;

г) Внутривидовые и межвидовые отношения.

3. Движение в обществе:

а) Способы производства;

б) Человеческое сознание;

в) Многообразные формы деятельности людей.

Ф. Энгельс выделял следующие основные формы движения:

Механическая (массы, объекты);

Физическая (молекулы);

Химическая (атомы);

Биологическая (белки);

Социальная (деятельность людей).

Все формы движения связаны между собой. Исторически низшие формы порождают высшие, в то же время высшие формы преобразуют низшие формы движения, поэтому анализ высших форм не может быть произведен без знания низших. Например, физическое движение - это механика молекул; химическая - это физика атомов; биологическая - это химия белков.

Особого внимания требует социальная форма движения, поскольку она не может быть понята как биология человека: законы общественной жизни не объясняются законами природы. Это принципиально иная форма движения, связанная с осознанными формами деятельности людей.

Таким образом, движение - главный атрибут материи. Формы движения весьма разнообразны и способны к взаимным превращениям при строгом выполнении законов сохранения материи и ее основных свойств.

Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство - это атрибут материи, который характеризует ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время - выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории - предельно общие абстракции. В истории философии сложились две модели представления пространства-времени, названных впоследствии концепциями «Демокрита-Ньютона» и «Аристотеля-Лейбница». Первую концепцию называют субстанциональной, вторую реляционной. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему. Все тела обладают протяженностью независимо от существования других тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его различные части ничем не отличаются друг от друга, и, значит, пространственные отношения были всюду одними и теми же и описывались единой геометрией - геометрией Евклида. Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.

По мере формирования новых представлений о природе пространства и времени меняются и представления об их свойствах. Стало ясно, что в границах микромира пространство и время существенно отличаются от своих аналогов на уровне макромира или мега мира. Свой ритм и темп имеют биологическое пространство и биологическое время, специфично социальное пространство и социальное время.

Таким образом, ни субстанциональная, ни реляционная концепции не располагают абсолютной истиной, поскольку мы имеем дело как с абсолютными характеристиками пространства и времени, так и с относительными.