Репин краткая биография и творчество. Художник репин картины. Детские годы мастера

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . Преподаватель, был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Академия Художеств в Петербурге

«Иов и его друзья» 1869

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

«Бурлаки на Волге»1873

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

«Воскрешение дочери Иаира»

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко»

«Парижское кафе»

Садко - русский былинный герой. сохраняющий мифологические черты. По гипотезе сторонников исторической школы, образ САДКО, восходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

«Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879)

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)

«Не ждали» (1884)

«Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885)

В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

“Портрет Льва Толстого”

«Афанасий Фет»

«Портрет Д. И. Менделеева»

«Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника»

«Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» - глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал "Искусства для искусства". " Я не могу заниматься непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры, ласкающие глаз...приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст."

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: "Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу - красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра." Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно "Бурлаки на Волге", которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно "Бурлаки на Волге" на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник, казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему "Воскрешение дочери Иаира". Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине "Бурлаки на Волге" художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке - жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний "Далекое близкое".

С 1900 года Репин поселяется на даче "Пенаты" в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.


Иван Грозный и сын его Иван (1885)



Однажды Репин был на концерте, где исполнялась "Месть" Римского-Корсакова. "Она произвела на меня неотразимое впечатление,- говорил Репин. - Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалосьу меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване..." И Репин принялся за работу над картиной. Начались подготовительные работы. Надо было искать натуру. Грозный был написан с чернорабочего, похожего на царя Ивана. А для царевича позировал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. "В лице Гаршина меня поразила обреченность, у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было нужно для моего царевича." -писал Репин. Следует сказать, что через 3 года после написания картины Гаршин погиб, выбросившись с пятого этажа психиатрической больницы, куда он попал по причине болезни. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Он сам кроил костюмы для Грозного и для царевича. Завитками расписывал высокие сапоги с загнутыми носками. "Я работал как завороженный,"- писал Репин. Не хотелось отдыхать, отвлекаться от картины. И вот картина окончена. В один из четвергов - вечером собрались друзья, знакомые, художники. Репин отдернул занавеску... ...Сумеречный полумрак царских палат, мрачные стены в темно-малиновых и темно-зеленых шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло. брошенный жезл и в центре две освещенные фигуры: отец и сын. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам - жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Убийство свершилось. И вот уже перед нами не царь, а отец. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь...

Иван Грозный и сын его Иван (1885) - фрагмент



Колорит картины - мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный - эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах.

Арест пропагандиста (1878)



Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Рядом - сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Левее на скамье сидит, по словам Репина, "местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Не доносчик ли?" Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, - это, вероятно, хозяин избы. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой - с торжеством протягивает руку со связкой книг. В дверях девушка; она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика...

А пропагандист?..Ему не вырваться из рук царских прихлебателей. Он готов был к тому, что рано или поздно настанет день, и будет он арестован, брошен в тюрьму. И все-таки как трудно с этим примириться! Он знает, что не одинок, что на его место придут другие. Сколько силы, решимости в его лице, с какой ненавистью смотрит он на врагов!

Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Но тогда было другое время и мы оцениваем картину опираясь именно на него.

Бурлаки на Волге (1870-73)



Идея картины зародилась у Репина, когда он во время прогулки по Неве увидел ватагу бурлаков, тянущих баржу. А летом 1870 года он вместе с другими художниками отправился на Волгу, где оказался в самой гуще народной жизни. Он наблюдал бурлаков, их тяжкий труд, знакомился с ними и представлял себе свою будущую картину. До конца своих дней он не мог забыть многих бурлаков, и прежде всего попа-расстригу Канина, которого он поставил во главе бурлацкой ватаги.

Берег Волги. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка...По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. А вот Ларька в розовой драной рубахе - нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, - такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех! А за Ларькой - старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку; а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу... И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Одиннадцать человек...Опаленные солнцем лица, коричнево-красные, горячие тона одежды, песок отмели, отблески солнечных лучей на реке...И так хорошо развернута картина вширь, что зритель видит каждого бурлака в отдельности, с особыми чертами его характера и как бы читает повесть его жизни и вместе с тем жизни всей бурлацкой ватаги.

Это монументальное произведение произвело большое впечатление на зрителей, когда оно экспонировалось на академической выставке в 1873 году и стало событием общественной жизни.

Царевна Софья Алексеевна (1879)


Первое полотно Репина на историческую тему. Софья была человеком сильным, с неукротимым характером. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, образованность и культура, и вместе с тем, "мужицкая", необузданная грубость и жестокость.

Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I.

Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы...Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница - прислужница. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Слабый, сумрачный свет, льющийся из зарешеченного окна, усиливает тягостное настроение картины.

Крестный ход в Курской губернии (1883)



Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.

В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Репин талантливо изобразил томящий зной, иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает "хозяев жизни" высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от "чудотворной" иконы. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией - искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний.

Л.Н.Толстой на отдыхе в лесу (1891)


Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Солнечные зайчики, испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду - по одежде, траве, листве деревьев - придают картине неизъяснимое очарование. Репин считал сам эту картину красивой. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть, и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.

Мужичок из робких (1877)



Вернувшись из-за границы в родной Чугуев, Репин старался непосредственно общаться с простыми людьми, с крестьянами, чтобы почерпнуть новые образы и темы для своего творчества. "Мужичок из робких" - из их числа. Вероятно, художника заинтересовал этот крестьянин своим пытливым взглядом умных, мудрых глаз?

Не ждали (1884)



Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера.

Комната небогатой интеллигентной семьи. Все заняты. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. И вдруг открывается дверь, и в комнату входит человек. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное - как-то его примут? Он идет прямо к матери. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно, исподлобья - она не помнит отца. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека - ссыльного, о котором помнили, но которого "не ждали" в семье...За окном летний день. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу...Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Картина не нуждалась в пояснениях - все в ней понятно, жизненно, правдиво. Публика принимала горячо, восторженно, с пониманием.

Осенний букет (Дочь Вера) - (1892)


С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.

Отдых (Портрет жены художника) (1892)


Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты. Такой - портрет жены художника.

Портрет Л.Н. Толстого (1887)


Л.Н.Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной Поляне, всего за три дня. Этот портрет принадлежит к лучшим портретам Толстого и пользуется большой популярностью.

Писатель изображен сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Художник запечатлел Толстого с простотой и естественностью, без малейшего позирования. Поза писателя очень непринужденна.

Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой - все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны, и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, - такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.

Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гамме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги. И только лицо и частично руки вырываются из этого общего тона.

Глядя на лицо Толстого, на его тяжелые, натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде.

Портрет М. Мусоргского (1881)


В начале 1881 года Репин узнал о тяжелой болезни замечательного композитора Модеста Петровича Мусоргского. Репин преклонялся перед ним, любил его, восхищался его музыкой. Мусоргский лежал в Николаевском военном госпитале на излечении. Репин пришел в больницу к композитору, который очень обрадовался приходу художника.

Мусоргский сидел в кресле в русской вышитой рубахе, в халате с бархатными малиновыми отворотами. Мартовское солнце щедро освещало больничную палату, фигуру, лицо Мусоргского. Репину вдруг стало ясно: вот так и надо его писать. Он принес краски, примостился у стола и стал писать портрет. Через три недолгих сеанса портрет был закончен.

Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.

Через две недели Мусоргский умер. Портрет его, задрапированный черным сукном, стоял на девятой передвижной выставке.

Портрет П.М. Третьякова (1880)



П.М.Третьяков сначала отказывался от позирования, не хотел, чтобы его знали в лицо посетители выставки. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.

Художник написал Третьякова в неизменном черном сюртуке, в обычной позе, когда, обхватив правой рукой левую у плеча, Третьяков сосредоточенно, внимательно слушает художника - он почти каждое воскресенье бывал у Репиных.

Протодиакон (1877)



Один из замечательных портретов чугуевского периода - портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова - пьяницы и обжоры. С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Вероятно, поэтому образ протодиакона получился таким убедительным. Все в нем - мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром,глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, - обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.

Садко (1873)



Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине "Садко" он выражает эту тоску.

Садко - богатый гость, на дне морском он выбирает себе невесту. Мимо него проходят красавицы итальянки, испанки, гречанки, француженки...Но никакие красавицы не могут сравниться с русской девушкой - девушкой-чернавушкой, на которую смотрит Садко.

Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды...Когда в Париж приехал художник В.Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Этюд получился превосходный! Прекрасно написано и подводное царство - морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Так ли это - судить зрителям.

Стрекоза (1887)



Любимица художника дочь Вера - сидит на жердочке, щурится от солнца.

Эта картина была заказана художнику в связи со столетним юбилеем Государственного совета. Заказ был царский, и он не мог отказаться. Для огромной многофигурной картины (больше шестидесяти человек) был дан очень короткий срок. Одному справиться ему было не в силах, поэтому Репин пригласил двух своих учеников -Кустодиева и Куликова. Картина, по замыслу Николая II, должна была изображать момент, когда Николай II только что окончил чтение грамоты и секретари разносят членам совета юбилейные медали.

Репин присутствовал сам на заседании Совета, чтобы с натуры написать портреты всех членов совета, в тех позах, как хотел их изобразить художник. К началу 1904 года картина была готова и выставлена на несколько дней во дворце. Сановники, осмотревшие ее, отнеслись благосклонно, ослепленные собственной значимостью. Они не заметили, как тонко художник подметил и раскрыл подлинные черты всех "народных избранников".

Это была последняя значительная картина, написанная Репиным.

Вечерка (1882)



"Вечорницi" - украинская дивчина с парубком пляшут трепака.

Воскрешение дочери Иаира (1871)



Это выпускная академическая работа на заданную тему. Продвигалась очень трудно, а после "Бурлаков" и совсем застопорилась. Не лежала душа к мифологической теме и все тут! Он даже хотел бросить Академию, чтобы не писать эту картину. Однако, товарищи отговорили. А Крамской посоветовал:"Ищите свое толкование сюжета..."

И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской? И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому! Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца, и начал все сначала. Работал весь день, не замечая времени. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства - смерть сестры. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он просто "писал" человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В эту минуту в комнату вошел Христос. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Казалось, она спит. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Сейчас произойдет чудо - оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа.

Картина была встречена публикой восторженно, поклонники толпились у этой картины на первой передвижной выставке. Репин получил за нее Большую золотую медаль по окончании Академии.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1885)



Как-то летом 1878 года в Абрамцеве среди друзей зашел разговор о запорожской старине. Историк Н.И.Костомаров прочел письмо, написанное в 17-м веке запорожскими казаками турецкому султану в ответ на его дерзкое предложение перейти в турецкое подданство. Письмо было с таким озорством, так издевательски написано, что все буквально покатывались со смеху. Репин загорелся и задумал написать на эту тему картину.

Репин побывал в местах, где когда-то была Запорожская Сечь. Он знакомился с обычаями местных казаков, осматривал старинные укрепления, знакомился с костюмами казаков, предметами быта. Сделал много зарисовок и этюдов. И вот наконец картина закончена.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все - каждому хочется сказать свое слово. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска - Иван Серко. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и "такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом". Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане - совсем Тарас Бульба. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак - виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде - не Андрий ли это, Тарасов сын?.. А вот "дидок" широко открыл рот, сморщился от смеха; молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо; за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове...

И вся эта толпа, все это сборище запорожских "лыцарей", живет, шумит, хохочет, но по первому зову своего атамана готова бросить все, идти на врага и душу свою положить за Сечь, потому что для каждого из них ничего нет дороже отчизны и ничего святее товарищества.

В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом перед боем Репин показывает героический дух, независимость, удаль и боевой задор.


Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила (1887)


На мостике в Абрамцево (1879)


Надя Репина (1881)


Николай II (1903)

Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор


Проводы новобранца (1879)


Украинская хата (1880)


Великий реалист. Живопись Репина знаменовала взлёт русской реалистической школы.

Родом из семьи военного поселенца. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда школа была закрыта, из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях.

В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И.Н. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

В 1864 году сбылась мечта молодого художника, он сдаёт вступительный экзамен и поступает в Академию художеств. Репин был образцовым студентом. Глубоко изучал академические дисциплины как: рисунок, перспектива, анатомия.

В 1869 году Репин получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». В 1871 за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» - Большую золотую медаль.

Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Это были «Бурлаки на Волге» (1870-73), картина была показана на международной выставке в Вене.

Илья Ефимович Репин женился в феврале 1872 года на дочери архитектора Вере Шевцовой. В конце того же года у них родилась дочь. Несмотря на то, что в их семье родилось ещё трое детей, семейный брак не был счастливым. Вера покинула мужа, узнав, что у него есть другие женщины, в 1884 году.

С 1873 по 1876 год Репин обучается за границей в Европе. Он был в Париже, посетил Италию и Англию. Обучение проходило за счёт Академии художеств. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов в Париже. Репин был восхищён колоритом и светом новой живописи, но он не нашёл в ней социального смысла.

После возвращения в Россию Репин на год едет в родные места, Чугуево, где работает над картинами, сразу над несколькими полотнами, работает медленно и вдумчиво.

В 1877 русский художник снова в Москве, навещает Абрамцево подмосковное имение известного мецената Савы Морозова. Знакомится с Павлом Третьяковым.

В 1882 году Репин переезжает в Петербург. В это время он много ездит по России, набираясь новых впечатлений. Он был на Украине, в Курской губернии, на Кавказе.

Жизнь Ильи Ефимовича Репина была благополучной, недостатка в средствах он не испытывал. В 1891-92 годах организовал персональные выставки в Москве и Петербурге, которые пользовались большим успехом.

В сентябре 1894 года Репин становится профессором Академии художеств и начинает свою педагогическую деятельность. Студенты души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания. Репин продолжал писать картины, участвовал в общественной жизни страны. Так он внёс пожертвование в помощь голодающим деньгами, полученными от продажи картины в 1896 году. Он критически относился к царскому режиму, говорил о том, что странна управляется «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти».

В 1907 году профессор Репин покидает Академию.

В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Однако в Советской России он оставался «своим». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Умер русский художник в Пенатах. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Картина И.Е. Репина «Садко в подводном царстве» написана русским художником в 1876 году и находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Собственно эта картина являлась заказом великого князя Владимира Александровича. Репин сделал наброски в 1873 году, а закончил её в Париже, в 1876 году во время трёх дневного вояжа. Благодаря именно этому своему произведению Репин стал академиком живописи.

Садко – главный герой картины – известный персонаж новгородских былин. Из былин Садко разбогатевший государь, который снарядил торговые корабли, замерли они во время штиля, а Садко по жребию опустился на дно моря, как жертва Морскому царю. Повидав великое множество морских чудес, Садко женится по желанию Морского царя на девице Чернаве, сделав выбор по подсказке Миколы Угодника. На картине изображён момент выбора невесты.

Чернава скромная девушка, скрыта в углу, на фоне представленных красавиц для женитьбы. Садко стоит на дне и любуется проплывающими мимо него красавицами. Крамской говорил о необычайно глубокой фантазии этого полотна. Из фольклора известно, что богатства Садко принесла золотая рыбка, её мы видим на заднем плане картины. Садко изображён в богатых одеждах с гуслями.

Портрет М.П. Мусоргского (1881) находится в Третьяковской галерее, в Москве. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина». Судьба композитора трагична, он страдал алкоголизмом и в 1881 году был помещён близкими друзьями в больницу. В это время, с 14 по 17 марта Репин пишет его портрет, а 28 марта Мусоргский в возрасте 42 лет умирает.

Портрет абсолютно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И это не скрывает Репин.

Картина «Крёстный ход в Курской губернии» написана И.Е. Репиным в 1880-83 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Курская губерния в ту пору славилась крёстными ходами, на одном из них и побывал Репин. Так он написал картину, которая была завершающим полотном в жанровой живописи Репина. Картина эта, по сути, является энциклопедией русской жизни, на ней изображена различная фактура виртуозно и мастерски, колорит поражает тонкостью цвета и оттенками. Репин смог точно подметить позы изображаемых людей. Картину «Крёстный ход в Курской губернии» купил Третьяков, однако сказал о том, что на ней нет ни одного приятного лица. На что Репин, как реалист, отвечал: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней “приятных” лиц?..»

В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун, истово верующий в чудесное исцеление. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В конечном варианте оно одухотворённое.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И.Я. Репиным в 1878-91 годах, её можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков. На что получил насмешливое письмо. Репин запечатлел момент написания письма. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Над письмом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.

Шедевр И.Е. Репина – картина «Не ждали»

Широко известное и признанное произведение И.Е. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель становится участником происходящего. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Люди изображены в группах, разделённых пространством, используется боковое освещение. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

  • Отказ от исповеди

  • Бурлаки на Волге

Родился в начале августа 1844 года, на Украине, в небольшом городке Чугуево. Отец его был военным.

Обучение будущий художник получил у местного дьяка, который научил Репина грамоте и математике. В 13 лет, обнаружив у мальчика любовь к рисованию, и некие задатки, Илью отдали на обучение к художнику - Бунакову. У него он получил первые навыки владению карандашом и кистью.

Что и говорить, а жизнь, Репин прожил очень интересную и удачную. Провинциальный иконописец приезжает в столицу Российской Империи и успешно держит экзамен в Академии Художеств.

Обучение началось в 1863 году. Учился будущий автор картины « Бурлаки на Волге » очень хорошо, и в 1869 его старание и усердие были отмечены малой золотой медалью, которую художник получил за картину «Иов и его друзья».

Репин, был гениальным художником, заслужившим народное признание. Однако сам он называл себя - «посредственным тружеником», и не верил в свою исключительность, талант и индивидуальность.

В 1870 году Илья Ефимович отправляется в путешествие на Волгу. Путешествие произвело на него большое впечатление, которое отразилось на холсте. В 1873 году он закончил написание своей, пожалуй, самой знаменитой картины - «Бурлаки на Волге».

Картина произвела настоящий фурор в обществе, и долгое время была одной из главных тем разговоров. Рассмотрим картину ближе. Каждый бурлак - портретная индивидуальность. Это делает картину более убедительной и натуральной. Художник разбил наших героев на группы, сопоставляя индивидуальные человеческие качества, типы.

В 1873 году Репин отправляется в путешествия по Европейским странам, в качестве пенсионера Академии Художеств. В заграничном турне пишет несколько картин, самая известная из которых - «Парижское кафе».

В 1879 году, он познакомился с историком из Украины, который поведал ему рассказ о, том, как турецкий султан требовал покорности от запорожских казаков, на что те, дали смелый и дерзкий ответ. История произвела на Репина большое впечатление. Более десяти лет он работал над новой картиной. В 1891 году новый шедевр художественного искусства от русского художника был готов. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - действительно картина - шедевр, с потрясающим сюжетом.

Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Репин был способен в одно и то же время вести работу над картинами совершено различных жанров. Вот, например, Илья Ефимович пишет сцену из Евангелия, потом воплощает на полотне сцены из народных былин, а потом обыгрывает модные нынче в народе темы. Такой подход к творчеству оценил не каждый. Репин писал и портреты, образ на многих его картинах, был выполнен настолько классно, что создавалось острое ощущение на реалистичности картины.

Умер Репин в Финляндии в 1930 году. Илья Ефимович Репин не жаловал Николая II , но во много больше раз, он ненавидел большевиков. Репин написал антисоветскую картину «Большевики», где боец красной армии, отбирает последний кусок хлеба у ребенка. До последних дней своей жизни художник не впускал кисть из своих рук. Последние годы творчества Ильи Репина обозначены религиозным творчеством.

Видео файлы про Великого русского художника Илью Репина.

работа продажи - лучшие объявления тут!

"Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело" (Репин И. Е.)

Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В. В. Стасов», 1883; «П. А. Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.

Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883

Бурлаки на Волге, 1870-1873

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891

На дерновой скамье. Красное село, 1876

Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881

Протодиакон, 1877

Портрет писателя А. Ф. Писемского, 1880

Белорус, 1892

Портрет Л. Н. Андреева (Летний отдых), 1905

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Не ждали, 1884-1888

Мужичок из робких, 1877

Портрет писателя Л. Н. Толстого, 1887

Актриса П. А. Стрепетова, 1882

Портрет художника В. И. Сурикова, 1877

Портрет Третьякова, 1883

В. Скляренко о творчестве Ильи Репина

Выдающийся русский художник-жанрист, портретист, исторический живописец реалистического направления. Профессор живописи (1893 г.), действительный член Петербургской академии художеств. Обладатель почетных наград: золотой медали «За экспрессию» им. Виже Лебрен за картину «Бурлаки на Волге» (1873 г.); памятной золотой медали и диплома «За особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства» за портрет Е. Н. Корева на Всемирной выставке в Сент-Луисе (Америка). Автор воспоминаний «Далекое близкое» (1915 г., изданы в 1937 г.).

Величие Репина как художника явилось следствием гармоничного соединения врожденного таланта, глубокого осознания действительности и в высшей степени по-детски восторженного мировосприятия. Детские и юношеские годы Ильи прошли на Украине, в г. Чугуеве. Он родился в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина, который служил фуражистом и квартирмейстером в кавалерийском полку. Когда отец надолго уезжал по делам службы, заботу о благополучии четырех детей (двое умерли в раннем возрасте) брала на себя мать, Татьяна Степановна. Илья был на редкость любознательным мальчиком, но в школе учиться ему не довелось. Грамоте Илью обучил сельский пономарь, а арифметике - дьячок. Получив в семилетнем возрасте набор красок, он с таким восторгом и упорством рисовал, что у него кровь стала идти носом. Все соседки предсказывали, что мальчонка не выживет. Но он выздоровел и снова вернулся к краскам, чтобы уже никогда с ними не расставаться.

Проучившись несколько месяцев в Корпусе топографов, Илья в 1858 г. пошел в ученики к художнику-иконописцу И. М. Бунакову. Он быстро освоил сложную технику росписи, а в иконах давал волю своему воображению. Священникам нравились их яркие краски. Особенно удалась Илье «Мария Магдалина» - пылающие лучи и заплаканные глаза страдалицы на иконе производили сильное впечатление на верующих. Юный художник получал много заказов на росписи церквей и портреты горожан. В свои 19 лет в родном городе он был признанным мастером. В 1863 г., взяв заработанные 100 рублей, Илья поехал в Петербург штурмовать академию, о которой давно мечтал. Однако опыта провинциального живописца оказалось недостаточно для поступления. Репина подвела «тушевка». По совету художника-архитектора Петрова, у которого он снимал комнату, он поступил в вечернюю рисовальную школу на бирже. Днем Илья метался по столице в поисках заработка, а вечером успешно осваивал злополучную штриховку. Получив первый номер в школе, он справился с экзаменом в академию и в 1864 г. был зачислен вольнослушателем. Чтобы заплатить 25 рублей за первый год обучения, Илья пошел на поклон к меценату генералу Прянишникову, и тот внес необходимую сумму. Со всем пылом юности Репин постигал азы творчества. Но ему не хватало общеобразовательных знаний, и он с поразительным упорством изучал историю, литературу, анатомию, математику, физику, химию. Илья даже подумывал года на четыре отказаться от живописи, чтобы догнать «интеллектуальных богачей». Товарищи по учебе - В. Поленов, М. Антокольский, А. Шевцов, Н. Мурашко - отговорили его и старались раздобыть ему заказы на портреты, чтобы он мог заработать на жизнь. Преодолев все препятствия, уже через год и восемь месяцев обучения Репин получил Малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» (1865 г.). Это было для Ильи не просто признанием его успехов, но и позволило освободиться от податного сословия и телесных наказаний, получить звание художника и больше не оплачивать обучение.

Обязательные академические работы на библейские сюжеты Репина не волновали. Его вторым учителем с 1863 г. был И. Н. Крамской, а близким другом и советником стал В. В. Стасов. Проникнувшись идеями артельщиков и передвижников, равняясь на реалистическое творчество В. Г. Перова, Илья успешно исполнял задания, но душу в них не вкладывал. Он искал свою тему. И она открылась ему погожим днем 1868 г. на Неве. Фигуры бурлаков, доведенных каторжным трудом до состояния тяглового скота, их измученные лица и непокорные взгляды заслонили весь горизонт. Репин одновременно заболел сюжетом и влюбился в своих героев. Он задумал сложную, построенную на контрасте композицию: изможденные фигуры бурлаков, яркий солнечный день и стайки барышень в разноцветных платьях на берегу. Но по совету друга Ф. Васильева, Илья отказался от «назидания» в картине, а каникулы 1870 г. провел с друзьями и братом на Волге, «охотясь» за бурлаками, проникаясь их жизнью и повадками. Эскизы летних работ, разбросанные по полу конференц-зала, были лично рассмотрены великим князем Владимиром, и он оставил за собой право купить будущую картину. Репин так увлекся бурлаками, что друзья с трудом убедили его участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Илья долго не знал, как подойти к очередной библейской теме - «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.), пока не вспомнил о смерти сестры Усти. Он представил, как в их затихший от горя дом вошел бы человек и вернул сестре жизнь. После четырех месяцев бесплодных поисков Илья переписал картину за несколько дней, получил медаль и успешно закончил академию. Молодой художник не смог сразу отправиться в пенсионерскую поездку. Задержали неоконченные портреты, «Бурлаки» и огромный заказ на картину «Славянские композиторы» (1871-1872 гг.), которую Тургенев назвал «холодным винегретом из живых и мертвых». Картина имела огромный успех, хотя в ней все надумано, а среди выдающихся мастеров нет ни Мусоргского, ни Бородина, ни даже Чайковского.

Еще одной причиной задержки стала смена неуютной холостяцкой жизни на семейную. Невеста, Вера Алексеевна Шевцова, на глазах художника из неуклюжей девятилетней девочки, сестры друга, превратилась в нежную и вдумчивую девушку. 11 февраля 1872 г. молодые обвенчались в академической церкви, а в ноябре радовались рождению дочери. Пока маленькая Вера подрастала, чтобы осилить путешествие, счастливый отец представил зрителям полотно «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), на котором сами за себя говорят «11 фигур - 11 горьких судеб на горячем песке под палящим солнцем раздольной русской реки». Репинское мастерство спаяло здесь спокойную мудрость, богатырскую силу, суровую доброту, тяжкие думы и отсутствие некрасовской покорности. «Нельзя не полюбить этих беззащитных... Нельзя не подумать, что действительно должны народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится. А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатления и не составили бы такой картины...» - писал Ф. М. Достоевский. «Бурлаки» были восторженно приняты зрителями и критикой в Петербурге и на Всемирной выставке в Вене, а затем на долгие 44 года скрыты от глаз публики в бильярдной князя Владимира...

За границу Репин уезжал прославленным мастером. С 1873 по 1876 г. художник побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Альбано, Лондоне. Долгое время жил с семьей в Париже, где родилась вторая дочь Надя. Их дом стал родным и для девятилетнего Валентина Серова, а Илья Ефимович - его первым и любимым учителем. Художник знакомился с западным искусством, написал много пленэрных пейзажей, этюдов, портреты Тургенева и дочери Веры, «Девочку-рыбачку», картину «Парижское кафе» (все в 1874 г.) и аллегоричное полотно «Садко в подводном царстве» (1876 г.). За последнюю работу Репин получил звание академика живописи. Но в России от создателя «Бурлаков» ожидали чего-то большего. Парижские работы ничего не добавили к его доброму имени. Казалось, он накапливал силы, чтобы по возвращении в Чугуев выплеснуться своеобразной летописью пореформенной России: «Под конвоем» (1876 г.), «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» (направлено на Международную выставку в Париж), «Крестный ход в дубовом лесу» (все в 1877 г.). Одним из действующих лиц «Крестного хода», стал чугуевский соборный протодиакон И. Уланов. Его же монументальную фигуру темпераментно, свободно, с исключительным богатством живописных приемов изобразил Репин в картине «Протодиакон» (1877 г.). «Да ведь это целая огнедышащая гора», - сказал о портрете Мусоргский. Эти и другие работы художник создал за один год жизни в родном городе. Ему было жаль расставаться с Украиной, но очень хотелось быть в центре российской живописи.

Прожив пять лет в Москве, Репин с семьей, пополнившейся сыном Юрием и дочерью Татьяной, переехал на постоянное место жительства в Петербург. В своей живописной мастерской художник работал сразу над несколькими полотнами. Его творческий темперамент был огромен. Он постоянно совершенствовал композиции, создавал десятки эскизов даже не к основным фигурам, искал выразительную натуру. Так, образ горделивой женщины в «Царевне Софье» (1879 г.) художник нашел, слив воедино эскизные портреты Бламберг-Апрелевой, портнихи и матери В. Серова. Критическое отношение к своим работам у Репина бывало чрезмерным. Он постоянно что-то исправлял в уже готовых картинах, а иногда заново переписывал их на том же холсте. Так, над «Явленной иконой» художник работал с 1877 по 1924 г. Долгие годы, создавая в картинах «Отказ от исповеди» (1879-1885 гг.), «Арест пропагандиста» (1880-1892 гг.), «Не ждали» (1884-1888 гг.) образы революционеров-народовольцев, Репин воспел облик человека, отдающего жизнь за высшие идеалы. Никого не оставила равнодушным многоликая толпа «Крестного хода в Курской губернии» (1880-1883 гг.), которая мерно наплывала на зрителя. В картине нет никакого благоговейного и религиозного экстаза - только чванливость, тупость, жестокость, боль и нищета. Десятки фигур, но нет ни одной лишней. Каждый образ, продуманный и десятки раз переписанный, мог бы стать отдельной картиной: от мальчика-горбуна и нищенки до толстой женщины и урядника с нагайкой. Репин даже по просьбе Третьякова ничего не изменил в картине, хотя очень часто поддавался уговорам. «Красота - это дело вкусов; для меня она вся в правде», - ответил художник знаменитому галерейщику.

Такой же жуткой по своей правдивости и реальности преступления и смерти стала картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1882-1885 гг.) - наиболее драматическое произведение Репина. «Чувства, перегруженные ужасами современности», позволили воссоздать на полотне «живую смерть», детоубийство. Художник запечатлел момент, когда в тиране Грозном пробуждается человек и отец, осознавший свой зверский поступок и горе. Слабая улыбка прощения освещает лицо умирающего. Цвет на полотне созвучен трагедии: серый фон, кроваво-красный ковер, черное одеяние Грозного и розово-золотые одежды царевича усиливают общее впечатление. Но именно мгновенная смена душевного состояния человека, бьющая из глаз царя, ошеломляет зрителя больше, чем хлынувшая из раны кровь. Картина написана «так мастерски, что не видать мастерства», и так правдиво, что Третьякову, купившему ее, от имени царя было велено не выставлять это произведение в галерее. Работа над «Грозным» забрала у художника много сил и душевной энергии. Да и в семейной жизни у Ильи Ефимовича давно не было тишины и счастья. Его частые увлечения, неуравновешенный вздорный характер доставляли немало горя жене, занятой домом и воспитанием четырех детей. Она не могла быть светской хозяйкой репинского салона. Друзья видели «затаенное страдание» этой женщины. Вера Алексеевна потребовала разрыва. Старшие дочери остались с отцом, а Юра и Таня - с матерью. Но контакта с детьми у Репина не было, они не простили ему грозовую атмосферу детства и скандалы. Тихое семейное счастье не удовлетворяло его бурную натуру. Ему требовалось состояние юношеской влюбленности, яркая и сильная страсть. В 44 года он пережил это чувство к своей одаренной ученице, Елизавете Николаевне Званцевой. Девушка не могла ответить взаимностью обремененному семьей художнику.

После душевного и семейного кризиса Репин полностью погрузился в работу над задуманной еще в 1878 г. искрометной и сочной картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг.). Проникаясь стариной, художник несколько раз ездил на Украину, встречался с историком Яворницким (он изображен на картине писарем). Яркие типажи, хохочущие лица, уверенные в своей мощи фигуры, слитые в едином порыве веселья, на картине стали символом казацкой вольности и товарищества. «Запорожцев» купил царь за 35 тысяч рублей. На эти деньги Репин приобрел поместье Здравнево в Белоруссии и превратился в настоящего помещика, занятого посевами, скотом, наймом рабочих. Может быть, на этом и закончился бы великий художник, если бы Репин не попытался примириться с семьей. Но совместная жизнь опять не задалась. Художник оставил имение жене и вернулся в Петербург, где окунулся в общество высшего света, с представителей которого писал портреты. Постепенно он усвоил их взгляды, стал стыдиться своих юношеских порывов и исканий, превращаясь в салонного живописца.

Друзья по Товариществу передвижников, в правлении которого Репин то состоял, то выходил из него, не узнавали его. Художник со свойственной ему резкостью и непредсказуемостью суждений и оценок постоянно раздувал конфликты. Часто он безапелляционно подвергал критике то, в чем еще и сам не разобрался, а потом чистосердечно каялся. Но обиды оставались. Друзей-художников становилось все меньше (хотя со Стасовым, Поленовым, Суриковым дружба почти не прерывалась), а вот среди знати - все больше.

Какая-то раздвоенность поселилась в душе и творчестве Репина. Он больше не мог остановиться ни на одном интересном сюжете, испытывал чувство опустошенности. В этот период художник даже отошел от реализма: «Буду держаться только искусства и даже только пластического искусства для искусства», - писал он из Италии Стасову в 1893 г., и тот поспешил причислить его к ренегатам. Все чаще на мольберте Репина появлялись картины на ранее не любимые им библейские темы: «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы», «Отрок Христос в храме».

Столкновения с «мирискусниками» вернули живописца к реализму, и его «Дуэль» в 1897 г. на Международной выставке в Венеции «удивила всю Европу». Но Репину хотелось «хоть бы что-нибудь для сносного финала сделать». И все свое мастерство портретиста художник вложил в огромную, заказанную Александром II картину «Заседание Государственного совета» (1901-1903 гг.). Грандиозное многофигурное полотно, в исполнении которого помогали Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, заблистало нарядными мундирами более 80 сановников во главе с царем. Используя манеру односеансного письма, работая в стиле импрессионистов, Репин создает этюдные портреты, по силе впечатления превышающие даже саму картину. «Образы наших держиморд» потрясают своей реалистической правдой, особенно портрет Победоносцева. Лицо-маска иезуита, молитвенно сложенные руки, страшный облик уверенного в своей безмерной власти сановника. Каменное, холодное лицо человека, по чьей подсказке царь запретил показывать зрителям «Ивана Грозного». Каждый портрет - это приговор жестокости, равнодушию и хитрости. Картиной все были довольны. Очевидцы заседания считали, что она стала зеркальным отражением торжественного события, так «жизненны были лица, так характерны позы, так точно воспроизведена обстановка».

Репин недаром считался одним из лучших портретистов. Лучше всех удавались ему образы тех людей, которых он искренне любил и уважал. Живописец создал портреты целой плеяды ученых: Пирогова, Сеченова, Бехтерева, Менделеева, Павлова; русских писателей: Тургенева, Л. Толстого, Писемского, Горького, Короленко, Маяковского; композиторов: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова; художников: Крамского, Сурикова, Куинджи, Ге, Васнецова, Серова; портреты Стасова и Третьякова, а также всех своих родных. По словам самого живописца, даже в «самый пустой портрет» он «вкладывал душу».

Можно только удивляться, как такой тонко чувствующий человека художник, непокорный и своенравный, мог связать свою жизнь (1900 г.) с сочинительницей банальных романов Натальей Нордман-Северовой и полностью подчиниться ее укладу жизни. Она в разное время была то боевой суфражисткой, то ярой феминисткой, потом проповедовала вегетарианство и самообслуживание. О ее обедах из сена ходили анекдоты. Все, что она делала, было нелепо, напыщенно, громогласно, но в то же время искренно. Илья Ефимович сносил все ее сумасбродства очень терпеливо, хотя жизнь в имении жены «Пенатах» в Финляндии была больше похожа на буффонаду, чем на творчество. Но Нордман противопоставила враждебности репинской семьи культ художника, подчинив этим Илью Ефимовича.

За 15 лет совместной жизни мир для Репина сузился до размеров одной усадьбы в Куоккале. Он прекратил преподавание в академии (1894-1907 гг.), с удивлением и обидой осознав, что теперь «оказался плохим педагогом», хотя для многих был великим учителем. Он воспитал Грабаря, Малявина, Кустодиева, Остроумову-Лебедеву, Билибина и Серова.

Художник продолжал работать в привычном для него режиме и, когда в 1907 г. отказала правая рука, писал левой, закрепив палитру специальными ремнями на теле. Когда совсем запретили рисовать, он ухитрялся при помощи окурка и туши на клочках бумаги создавать самобытные портреты посетителей и друзей. Часто принимал гостей, но вздохнул свободно только после смерти Нордман. Свое бескорыстное отношение к Репину она доказала тем, что, заболев, покинула имение, уехала в Швейцарию и там умерла в больнице для бедных, отказавшись от его помощи. В «Пенатах» были созданы: «Иди за мною, Сатано!», «Черноморская вольница», «Голгофа», «Утро воскресения», «Финские знаменитости», «Гопак». В усадьбе Репина хозяйствовала его любимая дочь Веруня, с алчностью распродавшая после смерти отца его драгоценные альбомы рисунков и эскизы. Она заставляла Илью Ефимовича подписывать каждый лист, чтобы продать подороже. Не радовала старика и дочь Надя, страдавшая тихим помешательством. Трагически сложились отношения с сыном Юрием, который был признан хорошим живописцем, но всегда находился в тени отца.

После революции в России 1917 г. Финляндия стала отдельным государством. Репин чувствовал себя человеком, которому «пойти некуда». Его звали в Россию, но, запуганный рассказами дочери о разрушенных музеях и «расправах» над его друзьями-художниками, Илья Ефимович вначале боялся ехать, а затем подвело здоровье. Репин скончался 29 сентября 1930 г. и был похоронен у «чугуевской горы» в парке «Пенат». Время сгладило неудачи и колебания последних лет, оставив чистый образ ищущего правду художника, сохранив доходчивость репинского искусства и обессмертив его имя и творчество.