Цикл занятий по музыкотерапии в доу. Музыкальная терапия в детском саду. И у ночи будет край

На чтение 8 мин. Просмотров 4.8k.

Эмоциональная сфера ребенка не может гармонично сформироваться сама по себе, а нуждается в мудрой и бережной помощи взрослых.

Одним из методов, что даст возможность педагогам эффективно корректировать эмоциональное развитие ребенка и учить его эмоциональной саморегуляции, .

В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов. В результате появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, самыми распространенными из которых являются физическое и эмоциональное напряжение. Оно проявляется в раздражительности, агрессии и т. п. и является препятствием для гармоничного и эффективного развития личности ребенка. Помочь этому может музыкальный руководитель на своих занятиях, применяя элементы музыкотерапии для детей.

Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.

Поэтому в настоящее время всем педагогам-музыкантам следует активно использовать на своих занятиях способность муз.звука, тембра, ритма, темпа влиять на внутренний мир дошкольника, вызвать телесные, психо- и эмоциональные реакции и направлять их.

Практическое применение методов музыкотерапии

Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств.

Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают:

  • рисование под музыку;
  • музыкально-подвижные игры;
  • пантомима;
  • пластическая драматизация под музыку;
  • музыкальная цветотерапия;
  • придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.

Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.

Музыкальная терапия для детей

Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно:

  • восприятие музыки в движении;
  • успокоение и выравнивание дыхания.

Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.

Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное.

Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие присуще звукам флейты, скрипки, фортепиано - при условии, что произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.

Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:

  • установление контакта с малышом, определение его эмоционального состояния;
  • подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;
  • уменьшение эмоционального напряжения - применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;
  • расслабление и заряд положительными эмоциями - применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.

Рассмотрим примеры музыкотерапевтичних упражнений

Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще - импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.

Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается.

Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения - аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy).

Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас - лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы - морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря - почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла - это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки - цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное.

Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.

Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения - Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).

Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова «динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло:

  • поливают дождиком - имитируют голосом звуки капелек;
  • согревают солнышком - высоко поют звук «а».

Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:

  • зернышко начало расти - дети поют звук «а» на крещендо;
  • вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки - дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;
  • цветок имеет великолепный аромат - дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».

Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.

Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.

Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.

Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов.

Целью этого упражнения является:

  • нормализовать дыхание;
  • расслабить мышцы горла.

Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп - не более 60-65-ти ударов в минуту), шум леса, пение птиц и тому подобное.

Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения - «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.

Недирективная медитация

Недирективная медитация - это метод, который позволяет фокусироваться на дыхании или звуке, а также «обрабатывать» воспоминания и эмоции. Такой метод целесообразно использовать тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, которые возникают у него во время созерцания развития музыкального содержания.

Во время упражнений на недирективную медитацию музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальные произведения, не давая «подсказок», не направляя внимание детей на что-то конкретное. Слушая музыку, дети создают в воображении «музыкальные сны» («рисуют мультфильмы»).

Затем каждый из детей рассказывает, что увидел и почувствовал, какие образы навеяла ему музыка.

Используя музыкотерапевтические упражнения на занятиях, музыкальный руководитель гармонизирует внутренний мир детей двумя способами: физическим - через успокоение дыхания и расслабление мышц, и эмоциональным - через раскрепощение воображения и свободное выражение чувств.

Поэтому музыкотерапия для детей предстает как эффективная система, элементы которой каждому музыкальному руководителю стоит внедрять в свою ежедневную практику.

МАДОУ ЦРР «Жемчужинка», г.Тулун Иркутской области

Музыкотерапия

Консультация для педагогов

подготовила

музыкальный руководитель

Турдиева Ольга Николаевна

26.02.2014 год

Цель:

1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей – музыкотерапией.

2. Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе и научить применять их на практике.

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

(№2) Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение».

Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Влияние звучания музыкальных инструментов

на лечение и профилактику некоторых заболеваний (№ 3)

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедру физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходит в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Музыкотерапия и психоэмоциональное состояние ребёнка. (№4)

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

  • рецептивной;
  • активной;
  • интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы..

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние (№5)

Способ

воздействия

Название

Произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: (№6)

  • метод арттерапии
  • метод цветотерапии
  • элементы сказкотерапии
  • игротерапия
  • психогимнастические этюды и упражнения
  • вокалотерапия
  • прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Так, например, детям очень нравится метод арттерапии (№7) , где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

Также можно использовать метод цветотерапии (№8). Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например,

в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.

Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии (№9). Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения (№10), которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии (№11). Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр , так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций , и, само собой, терапевтических игр.

Также очень популярен метод вокалотерапии (№12) . В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах (№13) учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

  • Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из

исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

  • Музыкально-терапевтическое занятие (№15) (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза).

Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:

  1. Установление контакта.
  2. Снятие напряжения.
  3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.

Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.

Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.

Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:

  • Дневной сон (№16) проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон

рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П.И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

  • Музыка для вечернего времени (№17) способствует снятию

накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А.Вивальди «Времена года».

Заключение (№18).

Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

  1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
  2. Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
  3. Подобраны специальные музыкальные произведения;
  4. Задействованы все органы чувств у детей;
  5. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

(№19)

Список использованной литературы

  1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997.
  3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Использованные материалы и интернет ресурсы

  1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»).
  2. Психотерапевтическая энциклопедия

    ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА Два аспекта воздействия музыкотерапии: психосоматическое психотерапевтическое Формы применения музыкотерапии: индивидуальная групповая Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной активной интегративной

    СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Способ воздействия Название произведения Автор При переутомлении «Утро», «Полонез» Э. Григ, Огинский При угнетённом настроении «К радости», «Аве Мария» Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт При раздражительности «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» Р. Вагнер, П. Чайковский При снижении внимания «Времена года», «Грёзы» П. Чайковский, Р. Дебюсси Расслабляющее воздействие «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», Бизе, Лекана, Сен-Санс, Тонизирующее действие «Чардаш», «Кумпарсита», «Шербургские зонтики» Монти, Родригес, Леграна

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов и приемов: метод арттерапии метод цветотерапии элементы сказкотерапии игротерапия психогимнастические этюды и упражнения вокалотерапии прием музицирования

    АРТТЕРАПИЯ Дети рисуют общие картины, клеят аппликации, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

    ЦВЕТОТЕРАПИЯ Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, можно предложить детям использовать шарфики зеленого или желтого цвета, чтобы создать хорошее, благодушного настроения, дать заряд положительной энергии.

    СКАЗКОТЕРАПИЯ Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

    ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ Психогимнастические этюды и упражнения, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

    ИГРОТЕРАПИЯ Используются контактные, объединяющие, познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и терапевтические игры. Эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы

    ВОКАЛОТЕРАПИЯ Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.

    МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Использование приема музицирования учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанировать музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свои чувства и переживания.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Утренний приём в детском саду: Произведения В.А.Моцарта «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская») Сен-Санс «Карнавал животных»

    2. Музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: Установление контакта Снятие напряжения Расслабление и заряд положительными эмоциями РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    3. Дневной сон Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Бетховен, соната № 14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельные мелодии Голоса океана РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    4. Музыка для вечернего времени Музыка, способствующая снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. «Классические мелодии для детей и их родителей» Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» Бах «Органные произведения» А.Вивальди «Времена года» Голоса природы РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы подобраны специальные музыкальные произведения задействованы все органы чувств у детей установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности

    Список использованной литературы 1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6. 2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997. 3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997. 6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000. 7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985. Использованные материалы и интернет ресурсы 1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»). 2. Психотерапевтическая энциклопедия http://dic.academic.ru/ 3. Большая библиотека психологии http://biblios.newgoo.net/


    Музыка - это великое искусство, которое с древних времен является естественной формой выражения эмоциональных состояний человека.

    В.А. Сухомлинский(педагог и психолог) считал музыку средством нравственного и умственного воспитания человека: « Воспитание музыкальное- это не воспитание музыканта,а, прежде всего, воспитание человека».

    Музыкотерапия -лечение музыкой.

    Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

    Музыка -это лекарство, которое слушают.

    Потрясающая сила воздействия музыки на людей известна с древнейших времен. Достаточно вспомнить звуковое сопровождение различных религиозных обрядов, начиная с шаманизма и заканчивая мировыми религиями. Но, как установила наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело.

    Принцип действия: Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.

    Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона - для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.

    С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

    Клиническая - необходима в лечении и профилактике;

    Экспериментальная - исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;

    Интегративная - сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.

    Фоновая - нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,

    Тематическая - подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

    История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века - подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

    Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

    Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, шизофрения, психозы. Есть положительнее результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов, спастических колитов, язвенной болезни, хронического бронхита, бронхиальной астмы, болезней мочеполовой системы. Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях.

    В отличие от большинства других методов оздоровления, музыкотерапия приемлет самолечение. Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании.

    Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

    Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я».

    Все это формирует успешного, уверенного в себе и сильного человека. В контексте нашей с вами работы мы можем использовать гармонизирующую силу музыки для развития ребенка и, при необходимости, коррекцию эмоционально- личностных расстройств посредством музыкального сопровождения.

    Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т.д.

    Давайте рассмотрим, какие цели реализует музыкотерапия:

      Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

      Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка

      Повышает самооценку

      Способствует установлению и развитию межличностных отношений

      Формирует ценные практические навыки- игру на музыкальных инструментах, умение петь.

    И сегодня у нас с вами есть возможность прикоснуться к волшебному миру музыки, окунуться в него, почувствовать на себе его исцеляющее воздействие.

    Сила музыки заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно или весело; достаточно только сыграть мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали или радости с первых тактов. И одним из наиболее ярких музыкальных инструментов, воздействующих на психику, является скрипка .

    Психологами установлено, что с помощью известных всем детских песен с добрыми словами, а также народной музыки, доступной в восприятии, легче устанавливается контакт между детьми. Такая музыка дает детям ощущение безопасности.

    Музыка увлекает за собой ребенка, вызывает в нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные образы. Прикасаясь к музыке, ребенок начинает воспринимать мир еще на одном языке- языке чувственных образов.

    ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающих занятий музыкотерапии

    ЦЕЛЬ: Формирование положительного эмоционального фона реабилитации и позитивной самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Программа предназначена для преподавания основ музыкального искусства в младших классах в режиме занятий дополнительного образования, рассчитана на один учебный год. Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Придерживаясь содержания программы, учитель может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

    Программа музыкально – терапевтических занятий составлена по принципу контраста, с учётом физиологических законов сопоставления звучащей музыки и обуславливает лучшую «заряжаемость» положительными эмоциями. Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки (с относительным преобладанием той или иной в зависимости от вида и степени эмоционального расстройства, отклонения в поведении и этапа коррекции) следует тому же закону контраста. В последовательности двигательных упражнений также соблюдается чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается его психическая и двигательная активность, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкальные игры, музицирование, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о музыкальном и изобразительном искусстве. Беседы, проводимые на занятиях, детьми проводятся беседы - диалоги, обсуждения, которые соответствуют возрасту и степени развития детей, помогают развитию способности логически мыслить.

    Основные методы: Ø коммуникативные игры;

    Ø психогимнастические упражнения;

    Ø пение песен различного характера;

    Ø пальчиковая гимнастика;

    Ø элементы релаксации;

    Ø беседы и дискуссии;

    Ø рисунок;

    Ø музыкально-дидактические игры;

    Ø упражнения на развитие образного восприятия и воображения.

    Интересные факты о музыкотерапии

      Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

      Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

      Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

    Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

    В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

    В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

    Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

    В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.

    Музыка не только фактор облагораживающий,
    воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
    (В.М.Бехтерев)

    Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

    Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

    Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

    Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

    Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку

    19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

    Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

    Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

    Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

    Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

    Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

    Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

    Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

    Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

    К слушанию музыки относятся:

    • Беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
    • Специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
    • Упражнения на внутреннее слышание.

    На успешность проведения занятий, как справедливо указывается во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальном инструменте и умение петь, а также включение в лечебный и профилактический процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

    В период времени от 1,5 лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции.

    Одной из самых распространенных проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется музыкотерапия, является адаптация ребенка к условиям детского сада.

    Необходимо не менее 20 минут в спокойной обстановке немного поиграть. Реквизит для игры разнообразный: домик из больших кубиков; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес; барабан, танк, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей. Все это проходит под спокойную музыку (Э.Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, М.Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” и др.) Воспитатель находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. Следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросание мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарта, “Трепак” из “Щелкунчика” П.И.Чайковского и т.д.) Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному состоянию ребенка.

    Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

    На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

    Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

    • Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
    • Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
    • Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

    Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

    При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

    Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование , которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

    Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

    Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

    Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

    Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

    Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

    Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

    Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

    Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

    В музыкальной терапии существует два направления:

    Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

    Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

    Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

    С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

    Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

    Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией. Предлагаем схемы использования музыкотерапии в различных видах деятельности и в режимных моментах (Приложение 1) .

    Список литературы.

    1. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: “Просвещение” 1984.
    2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль “Академия развития”, 1997.
    3. Музыкальное воспитание в первых общественных д/садах России. – Дошкольное воспитание, 1996 г., №11.
    4. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М.: – “Музыка”,1990 г. ст. “Музыкальное искусство – средство воспитания детей”.
    5. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.– М., 1947 г.

    Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
    Василий Сухомлинский

    Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека.

    Музыка – это язык чувств

    В. Сухомлинский

    Музыка - поэзия воздуха.

    Музыка – не только фактор облагораживающий,
    воспитывающий, но и целитель здоровья.
    В.М. Бехтерев

    Музыка облагораживает нравы.

    Аристотель

    Объяснительная записка

    Одним из перспективных интегративных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей признана музыкальная терапия. Во всем мире музыкотерапия является одним из простых, но в то же время высокоэффективных терапевтических методов. С 8 апреля 2003 г. она стала официальным методом здравоохранения и в России.

    Музыкотерапия во многих странах мира широко применяется для профилактики и лечения большого числа нарушений, таких как психосоматические заболевания, и т. д. Уникальность данной технологии заключается в простоте применения, малой затратности и высокой эффективности, что дает возможность включить в программу и охватить широкую целевую группу.

    Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим т.е. снижающим в определённой степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия. Музыкотерапия в коррекционных целях, наиболее приемлемая в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход человека из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.

    В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия . Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также отклонениях в развитии, речевых нарушениях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

    Музыкотерапия может служить вспомогательным средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

    Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

    Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

    Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

    Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

    Повышение эстетических потребностей.

    Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал.

    Цели программы: создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья учащихся на уроках; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

    Задачи: активизировать деятельность учащихся;

    оптимизировать психоэмоциональное состояние школьников с отклонением в развитии при умственном напряжении на уроках.

    Использование «фоновой» музыки является одним из доступных эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях коррекционной школы.

    «Фоновая» музыка в классе может помочь в решении следующих задач:

    - создание благоприятного эмоционального фона, что приводит к снятию нервно-эмоционального напряжения и сохранению здоровья детей;

    - развитие воображения в процессе творческой деятельности, что способствует повышению творческой активности;

    - активизации мыслительной деятельности, что приводит к повышению качества усвоения знаний;

    - переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, что предупреждает усталость и утомление;

    - психологической и физической разрядки после учебной нагрузки - во время психологических пауз, физкультурных минуток.

    Музыкотерапией в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии является хор.

    При хоровом пении развивается голос – одно из важных средств общения. Занятия пением при правильной работе играют оздоравливающую роль, в частности, улучшают дыхание и кровообращение.

    Хоровое пение особо сближает всех поющих. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. А подвижных детей пение делает более уравновешенными.

    На занятиях со школьниками важно создать позитивную установку на восприятие музыкального произведения. Школьники должны слушать музыку в атмосфере, приближенной к «атмосфере концертного зала» («как на настоящем концерте»). Процесс восприятия и исполнения возникает из тишины и тишиной заканчивается. Можно предвосхищать слушание музыки точно сформулированным вопросом - проблемой, или предложить ряд словесных характеристик музыки, из которых нужно выбрать наиболее подходящий образ данного сочинения и т.п.

    В школах рекомендуют очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усвоить материал. Желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания ребёнка

    Принципы включения элементов музыкотерапии

    в учебно-воспитательный процесс

    Принцип формирования социальной активности личности ( осуществляется посредством включения каждого учащегося в посильную для него активную музыкальную деятельность в сообществе сверстников).

    Принцип обязательного успеха внедрения элементов музыкотерапии (определяется профессиональной компетентностью педагога).

    Принцип преемственности в процессе организации занятий гуманитарной направленности (реализуется с целью создания психологической уравновешенности и уверенности в жизненной необходимости, как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий).

    Принцип индивидуально-личностного подхода (предполагает разностороннее изучение личностных качеств учащихся).

    Принцип оптимизма (реализуется через создание психолого-комфортных для учащихся условий учебно-воспитательного процесса).

    В фонотеке педагога, занимающегося музыкотерапией, должен быть подбор фонограмм классических, народных, детских музыкальных произведений, шумовых фонограмм и звуков природы, которые широко применяются на занятиях как самостоятельные терапевтические приёмы и как музыкальные сопровождения, усиливающие эмоциональный отклик детей и зрительные образы, создаваемые детьми.

    Направления работы по программе

    1.Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкальных показов.
    2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки.
    3. Развитие речи в процессе пения-подпевания.
    4. Развитие музыкально-слуховых представлений.
    5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики.
    6. Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия в деятельности нервной системы.

    Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей

      Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

      Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.

      Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

      Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

      Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

      Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

      Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

      Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона

    Список произведений инструментальной музыки

      Сергей Сиротин. Сборник инструментальной музыки для релаксации.

      С. Шабутин. Музыкотерапия.

      Детская успокаивающая музыка.

      Малыш в лесу.

      Пение соловья.

      Исцеляющая музыка.

      Релаксация. Легкий бриз.

      Релаксация. Романтическое море.

      Релаксация. Музыка для души.

      Исцеляющая музыка.

    Ожидаемый результат

    В результате систематических занятий музыкотерапией

      улучшится понимание учителя учеников, так как восприятие у всех детей разное;

      уменьшится психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;

      снимется физическая, психологическая усталость.

    Средства музыкотерапии способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям с нарушениями в развитии откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность.

    Музыкотерапия способствует приобретению навыков сотрудничества с другими людьми, с окружающим миром, восприятию мира во всей полноте красок и звуков, поможет ценить жизнь свою и других, всего сущего на Земле; обеспечить условия для развития интеллекта, чувств и отношений, формирования у детей высокого уровня социальной ответственности и воспитания высоких моральных принципов, позитивного отношения к миру, позволяющего понимать мир и находить в нем свое место. Благодаря этому выпускник коррекционной школы обретает уверенность в собственных силах и успешно адаптируется в современном обществе.

    Список использованной литературы

    1. Фадеева С.А. Воспитание музыкой. Н.Новгород, 2005.

      Петрушина В. Интеграция музыкальной терапии с ведущими направлениями психологии [Текст] / В. Петрушина // Музыка в школе. - 2001. - №4.

      Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы. Искусство в школе. - 2003.- №5.

      Семячкина Г. А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников / Начальная школа. - 2008. - № 1

      Битова, А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития [Текст] / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 6.

      Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: «Триада-фарм», 2002. 114 с.