Анри де Тулуз Лотрек, картины и творчество, лоск и нищета ночной жизни Парижа. Анри де тулуз-лотрек картины Ла Гулю с подругами входит в Мулен-Руж

Портрет поэта
Наверху — Иветт Гильбер (1 893).
Внизу — Портрет поэта Поля Леклерка (1 897, Париж,
Музей Орсе).
На портрете в костюме денди изображен поэт, ставший основателем знаменитого журнала Revue Blanche, с которым Тулуз-Лотрек поддерживал отношения с 1 894 года.

Ha судьбу и творчество Анри де Тулуз-Лотрека, безусловно, повлияли его семейные обстоятельства и болезнь, хорошо известные и обсуждавшиеся уже его современниками. Они способствовали созданию образа упадочнического художника, склонного к провоцированию скандалов. Родившийся в 1864 году в Альби, на юге Франции, в старинной аристократической семье, он был единственным выжившим сыном от брака его родителей. С детства он знакомится с миром искусства: его отца и дядю посещали модные художники того времени, а предки были художниками-любителями.

Отношения родителей, графа Альфонса де Тулуз-Лотрека-Мон- фа и его двоюродной сестры Адель Тапье де Селейран, расставшихся в 1868 году, словно отражают схему романа XIX века: отец — человек безудержного темперамента, спортивный, почти не уделявший внимания семейным делам, и мать, полностью посвятившая себя семье, но при этом не пренебрегавшая и обязанностями светской жизни, накладываемыми на нее происхождением и воспитанием.
Подобное сочетание противоположностей, возможно, дает ключ к пониманию того, как, не будучи шизофреником, Тулуз-Лотрек перешел от прилежного изучения избранных им по призванию академических дисциплин к регулярному посещению «дурных компаний»: балерин, актеров, проституток и других сомнительных личностей, типичных для мира Монмартра.
Другой важный момент в жизни художника — постоянные перемещения между Парижем и многочисленными поместьями, которые принадлежали его семье на юге Франции и стали предметом вдохновления в ряде его произведений.
Формирование совсем еще юного художника началось как раз в усадьбе, где Тулуз-Лотреку приходилось проводить большую часть времени из-за унаследованной им редкой болезни. Вынужденный находиться все время в абсолютном бездействии, он мог наблюдать сцены каждодневной жизни, видя многочисленных членов своей семьи (родителей, дедов, бабушек, дядей, теток и кузенов). Его привлекала и жизнь животных на лоне природы.
Для формирования его творческой индивидуальности немалую роль сыграло знакомство с Рене Пренсто (1843-1914), другом его отца, частым гостем замка в Альби. Пренсто был посредственным художником, посвятившим себя жанровой живописи; однако высокопоставленные клиенты ценили его работы, и поэтому они пользовались спросом на рынке. Именно благодаря Пренсто и страсти отца к лошадям и охоте Анри выбирает темы первых картин: Персидский шах верхом на коне, Охота на вальдшнепов, Граф де Тулуз-Лотрек правит четверкой лошадей. Эти темы характерны для живописи и рисунков мальчика-художника, выполненных в энергичной и острой манере, которая затем станет отличать все его творчество.
В это же время маленький Анри увлекся миром цирка, куда отец часто его водил и где его особенно привлекали укротители и экзотические животные. Страсть к цирку занимает заметное место в его искусстве зрелого периода, найдя отражение в целом ряде картин и рисунков художника.

Умиротворенный портрет
Выполненный на доске в гамме приглушенных тонов, этот портрет Элен Вари (1 889, Бремен, Кунстхалле) подчеркивает красоту модели и придает всей обстановке (мастерской художника) умиротворенную сосредоточенность.

К сожалению, из-за ослабленного физического состояния самая обычная жизнь представляла для него угрозу: два падения в течение одного года привели к перелому обеих бедренных костей. Это повлекло за собой длительное пребывание в постели, после чего он навсегда остался инвалидом. Его внешность после несчастного случая изменилась, приобретя гротескные черты. Существующие свидетельства подтверждают, что он стал похож на обезображенного карлика с неправильными чертами лица.
Жизнелюбивый характер помогал художнику преодолевать его физические недостатки, часто он с острой самоиронией
изображал самого себя в карикатурном виде.
В семье самыми близкими ему и его творчеству людьми были, прежде всего, его мать, — и неслучайно он так любил ее изображать (см. с. 48), а также дяди — Раймон де Тулуз-Лотрек, двоюродный брат отца и основатель музея в Альби, и Шарль де Тулуз-Лотрек, младший брат отца, изображенный на некоторых рисунках, к тому же, самый близкий поверенный Анри, о чем свидетельствует интенсивная переписка между ними. Дяди и кузены по материнской линии также были запечатлены художником. В апреле 1878 года, незадолго до падения, явившегося причиной последующих несчастий, Тулуз-Лотрек посетил Париж и Всемирную выставку, где на него произвели впечатления произведения художников-анималистов: Пренсто, Жоржа Гранжана, Ришара Губи, Жоржа Бюссона.
Одновременно, по рекомендации семьи, особенно отца, он посещает самые модные художественные и литературные кружки, такие, как «Волни» и «Мирлитон», близко знакомится с академической живописью, очень доходной и «доступной», поскольку она была далека от авангарда тех лет.
В 1879 году палитра Тулуз-Лотрека становится все более свободной и светлой, а после неоднократных посещений Ниццы среди предметов его изображения начинает фигурировать и море.
В ту пору он во многом опирался на копии с произведений художников, работавших в мастерской Пренсто, которую он стал посещать с 1881 года, когда принял решение стать профессиональным художником. В следующем году Тулуз-Лотрек сообщил семье о своих планах: он хотел переехать в Париж, чтобы заниматься в мастерской Александра Кабанеля (1832-1889) при Школе изящных искусств.

Студия Кормона
Эта групповая фотография была сделана в 1 885 году в мастерской Фернана Кормона, где Тулуз-Лотрек провел более четырех лет с 1 882 по 1 886 год. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной. Можно узнать его близких друзей: Франсуа Гози, крайнего, стоящего справа, Эмиля Бернара, стоящего слева в последнем ряду. Когда Тулуз- Лотрек перешел в мастерскую Кормона в 1 882 году, он, описывая отцу свой новый выбор, характеризовал Кормона, как принявшего участие в Салоне 1 880 года знаменитой картиной Бегство Каина и его семьи, подчеркивая этим значимость своего учителя. На странице в центре — Фернан Кормон Бегство Каина и его семьи (1 880, Париж, Музей Орсе).

Художественная жизнь Парижа
В 1886 году, после восьмой и последней парижской выставки импрессионистов, их движение распадается, уступив место менее однородным поискам отдельных художников, или тех, кто был связан с дивизионизмом, символизмом, и чье творчество позднее объединили термином «постимпрессионизм». Тогда же в Париже прошли три другие значительные выставки, привлекших во Францию таких живописцев, как Ван Гог: Салон французских художников, на котором была представлена академическая живопись, в том числе работы Пюви де Шаванна; V Всемирная выставка, при участии Ренуара и Моне, и, наконец, — Второй Салон Независимых, где выставлялись произведения некоторых импрессионистов, и среди них картина Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт Сёра, оказавшая немалое влияние на Тулуз- Лотрека и его друзей.
До этого времени в художественной и литературной жизни Парижа преобладал натурализм, о чем свидетельствовала организованная в 1884 году Школой изящных искусств ретроспективная выставка Мане; предисловие к ее каталогу было написано Золя. В этот же год, Сёра, Синьяк и Редон, не принятые официальным Салоном, основали Салон Независимых под девизом: «Никакого жюри, никаких премий». Они не признавали никакого общего направления для художников. После выставок импрессионистов, устраиваемых с 1874 года, Салон Независимых стал следующим прорывом в сети официальных выставок.
Но Тулуз-Лотрек пока еще стремился именно к академическому образованию, иначе бы он не мечтал, подобно многим начинающим, попасть в мастерскую Кабанеля, уровень преподавания в которой позволял ученикам рассчитывать на получение Римской Премии. Следуя советам Пренсто и другого альбийского художника, Анри Рашу (1855-1944), он поступает в 1882 году в мастерскую Леона Бонна (1833-1922), законченного художника-академиста, чьи картины отличались фотографической точностью. В мастерской Бонна, строго следовавшего правилам, Тулуз-Лотрек проходил обычный «тренинг» академического художника, изучая классическое искусство: произведения мастеров Возрождения, как Леонардо и Поллайоло, античную скульптуру. В ту пору ему было восемнадцать лет
Через несколько месяцев преподавателя назначили профессором Школы изящных искусств (поэтому ему пришлось закрыть свою частную мастерскую), что положило конец полезному, но довольно нудному обучению Лотрека у Бонна. В ноябре 1882 года Тулуз-Лотрек вместе с несколькими друзьями, также посещавшими Бонна, перешел в мастерскую Фернана Кормона (1854-1924). Ученик Кабанеля, он также был академическим живописцем, но более раскованным и терпимым.
Кормон, широко известный в кругах крупной буржуазии, добился определенного успеха у публики, а после получения медали в официальном Салоне 1880 года за картину Бегство Каина и его семьи он становится особенно популярным; с 1884 года его выбирают в жюри Салона. Именно он предложил Лотреку участвовать в Салоне 1883 года; тот представил портрет друга, Гюстава Деннери, который был отвергнут. Вместо того, чтобы расстроиться, художник, верный своему характеру, предпринял через несколько лет еще одну попытку, но уже с явно провокационными целями: он представил натюрморт с рамкой намного более ценной, чем сама картина. Картина была послана анонимно, под псевдонимом; к чести жюри и на этот раз она была отвергнута.

Певица в черных перчатках
Знаменитая певица Иветт Гильбер, узнаваемая по длинным черным перчаткам, показана здесь исполняющей популярную песенку Linger, Longer, Loo. В произведении использована техника живописи темперой: Иветт Гильбер поет «Linger, Longer, Loo»
(1 894, Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Иронический и провоцирующий подход почти постоянно присутствует у Тулуз-Лотрека: достаточно посмотреть, как откликнулся он на картину Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898) Священная роща Искусств и Муз (около 1884 года), написав на нее пародию.
Формальные поиски этого академиста, далекого от опыта импрессионизма, окажут влияние на художников символистского направления. Но иконография его композиций носила классицизирующий характер, и пародия Тулуз-Лотрека, изобразившего себя со спины во главе процессии художников в мизансцене, абсолютно идентичной той, которую представил Пюви де Шаванн, безжалостно развенчивала его замысел. И это был не единственный саркастический выпад Тулуз-Лотрека: в 1889 году он выставил в авангардистском объединении «Салон ненужного искусства» одну свою работу как ученик «Пюби де Шеваль», игра слов здесь предвещала юмор дадаистов.
Со временем художник теряет интерес к Школе изящных искусств и ко всему, связанному с ней. Но также безразличен он был к экспериментам авангардистов, строя свои картины по абсолютно традиционной схеме и используя традиционную технику, то есть практику переноса на холст подготовительного рисунка углем.
В мастерской Кормона Тулуз-Лотрек погружается в атмосферу жизни монмартрского холма, когда-то бывшего предместьем, но теперь вошедшего в городские пределы, приятного днем и сомнительного ночью, с его жителями — пролетариями, проститутками и искателями приключений. Для многих художников это было идеальное место, где они находились в контакте с природой и где встречались с любопытными представителями человечества. Сам маэстро сопровождал туда учеников во время практики живописи на пленэре, чередуя такие занятия с рисованием натурщиков и копированием картин прошлого в мастерской.
За долгие годы, проведенные с Кормоном (более пяти лет), Тулуз-Лотрек еще больше сдружился с художниками, с которыми он уже встречался, одним из них был Эмиль Бернар (1868-1941). Там же он подружился с Луи Анкетеном (1861-1932), который стал одним из основателей Понт-Авенской школы и перед которым Тулуз- Лотрек преклонялся. Важную роль сыграли отношения с Анри Рашу (1855-1944), Франсуа Гози (1861-1933)- впоследствии его биографом, с Рене Гренье (1858-1925). Также в мастерской Кормона он знакомится с Ван Гогом (1853-1890), еще одним терпеливым учеником Кормона, несмотря на его взрослый возраст. Свидетельством этого знакомства стал портрет голландского художника, созданный Тулуз-Лотреком в технике, сходной с той, в которой работал Ван Гог.
С 1883 года, не достигнув возраста двадцати лет, он начал выставляться на коллективных выставках в провинции — в По, Реймсе, в Бордо, Тулузе. Благодаря отцовским связям он также выставлялся в модных клубах, типа «Кружка Волни», до тех пор, пока его манера не стала казаться шокирующей.

Образ отца
В небольшой композиции маслом, созданной, когда ему было всего шестнадцать лет, Тулуз-Лотрек оставил нам воспоминание об образе отца — Граф де Тулуз- Лотрек правит четверкой лошадей (около! 880, Париж, Музей Пти Пале).

В течение «академического года» Тулуз-Лотрек работал очень дисциплинированно, но также насыщенно он проводил время, посещая семейные поместья летом, где создал большую часть произведений сельской тематики, довольно распространенной в те годы; к ним относится портрет молодого крестьянина Рути.
В последствовавшие за обучением у Кормона годы он открывает для себя новые направления в искусстве. Общение с художниками-антитрадиционалистами, такими как Поль Гоген (1848-1903) или Поль Серюзье, входивший в группу «Наби» (1864-1927), а также сотрудничество с торговцами картинами и галеристами Амбруазом Волларом и Дюран-Рюэлем, у которых выставлялись импрессионисты, ввели художника в мир авангардистов тех лет. И особенно повлияла на Лотрека антикомформистская атмосфера Монмартра.
В 1887 году он получает приглашение выставиться в Брюсселе вместе с группой Двадцати, модернистской по своей направленности; с ними он выставится и в 1890 году. Совместно с Анкетеном, Бернаром и Дени он принял участие в первой выставке художников импрессионистов и символистов; подобные выставки организовывались до 1897 года. В 1889 году он показал в Салоне Независимых Бал в Мулен де ла Галетт (см. с. 52). Общение с представителями группы «Наби» и с художниками, близкими журналу Revue Blanche явилось новым стимулом для творчества Тулуз-Лотрека. И хотя в эти годы не заметно еще явных следов экспериментирования, все же в поисках передачи света и цвета ощущается влияние дивизионизма.
Его рассматривают как мастера, приспособившего технику других художников для собственных экспериментов, так что вначале он был импрессионистом, дивизионистом, потом находился под влиянием Ван Гога, Дега и других. Действительно, подчас (например, в портрете Ван Гога) создается впечатление, что перед нами хамелеонский розыгрыш, но эти случаи единичны.
Японская графика стиля «укиё-э» очаровала его, он познакомился с ней на выставке, организованной в 1887 году Ван Гогом, первооткрывателем этого искусства. Выставка проходила в кабаре «Тамбурин», где на следующий год голландский художник экспонировал свои произведения вместе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном.
Благодаря Анкетену художник сбизился с такой экстравагантной личностью, как Аристид Брюан, ставший символом пfрижской богемной жизни того времени: он был актером и театральным антрепренером с анархическими пристрастиями и владел кафешантаном «Мирлитон». Именно Брюан, этот символ жизни Монмартра, вдохновил Золя на образ Легре в романе Париж.
Брюан сыграл для художника роль «менеджера», как бы пролагая путь его таланту, связь их была настолько сильна, что певец ставил своим импрессарио условие, чтобы афиши его выступлений делал только Лотрек.
Намеренно непристойные темы песен Брюана, призванные «эпатировать буржуа», нашли отражение в работах художника: жизнь проституток, воров, рабочих, населявших кварталы Монмартра, звучала в песнях Брюана и обретала воплощение в живописи Тулуз-Лотрека.
Певец приобретал его картины и развешивал их на стенах «Мирлитона», а в одноименном журнале художник публиковал, кроме того, литографии с персонажами песен Брюана. В это время Тулуз-Лотрек в основном писал темперой на картоне, что более соответствовало содержанию его работ, чем классическая техника живописи маслом на холсте, созвучная буржуазным портретам.
Когда в 1889 году Шарль Зидлер и Жозеф Оллер открывали Мулен Руж, они поручили Тулуз-Лотреку сделать рекламный плакат, который бы способствовал успеху нового кабаре — это был показатель того, что художник, уловивший сущность ночной жизни квартала, приобрел известность. На плакате с надписью «Мулен Руж. Ля Гулю» изображалась знаменитая танцовщица Луиза Вебер, прозванная «Ля Гулю» (обжорой); она привлекала толпы клиентов своим безудержным танцем «Шаю».
Ночная жизнь квартала, который из-за ее «непристойности» не рекомендовалось посещать, теперь становится частью фольклорной обстановки, привлекательной для определенных кругов и для туристов, любителей приключений.
Коммерческая удача кабаре обернулась финансовой удачей для художника, у которого с того момента появилось огромное количество заказов на изображение актеров, певцов и танцовщиц на рекламных афишах разных заведений. Один пример из многих — знаменитая серия афиш для Жанны Авриль.
Другому своему другу, Эмилю Бернару, Лотрек обязан интересом к миру домов терпимости, ставшему темой его произведений.
С 1892 года, он довольно часто посещает самые знаменитые парижские бордели, как дом на рю де Мулен, где он становится завсегдатаем, исследуя все стороны его жизни: взаимоотношения женщин, самые банальные поступки, обслуживающий персонал.
Но никогда этот интерес не вылился в нездоровое любопытство к отношениям проституток с их клиентами, как не стал и объектом разнузданной эротики; это, скорее, наблюдательность хроникера, лишенная морализаторства или социального подхода, так же как и явного вуайеризма. Начиная с Олимпии Мане, тема проституции и эротики стала популярной, особенно в 1880-е годы, в том числе в литературе — у Мопассана, Гонкуров и Золя. Уже предшественники Дега и других художников сделали проституцию такой же темой искусства, как и любая другая. Но ключ к прочтению картин подобного жанра у Тулуз-Лотрека, скорее, «нейтральный»: веризм XIX века, наблюдения и трактовки натуры, сказавшейся уже в раннем творчестве художника.

Предпоследняя афиша
Для своих последних выступлений Жанна Авриль попросила Тулуз-Лотрека сделать афишу в качестве рекламы этого события. Вполне отвечавшая стилю модерн, она была предпоследним плакатом художника. Певица в элегантном синем платье с красной оборкой двигается покачиваясь, почти танцуя. Рядом — Жанна Авриль (1 899, Брюссель, Музей Икселль). На соседней странице — Жанна Авриль (1 893, Брюссель, Музей Иксель). Афиша, в которой проявляется влияние японской графики, считается одной
из самых знаменитых в творчестве Тулуз-Лотрека.
Созданная для того, чтобы приглашать посетителей в новое кабаре (Divan japonais), афиша Звезды Диван Жапоне (1 892-1 893, Париж, Кабинет эстампов) — рядом — изображает Жанну Авриль и музыкального критика Дюжардена. На заднем плане видны знаменитые черные перчатки певицы Иветт Гильбер. Внизу: на фотографии около 1 887 года снят Тулуз-Лотрек с двумя подружками, когда он пьет вино в беседке из растений в Мулен дела Галетт.

Цирк и графические работы
Цирк — традиционный сюжет народных эстампов — стал темой многих произведений профессионального искусства: достаточно вспомнить картины Дега и Ренуара. Именно Пренсто, учитель, пробудивший в художнике интерес к миру животных, познакомил Лотрека в начале 1880-х годов с цирком Фернандо. Этот знаменитейший цирк известен также под названием цирка Медрано — по имени знаменитого клоуна, который сделался на несколько десятилетий его владельцем.
Изображения цирка остались хотя и краткой, но очень насыщенной главой в творчестве Тулуз-Лотрека. Он создал такие замечательные произведения, как Наездница, а после показа композиций на тему цирка на выставке Двадцати в Брюсселе в 1888 году, ей вновь посвящались работы художника. Существует взаимозависимость между афишами Тулуз-Лотрека и его картинами, выполненными некоторое время спустя: в афише художник видел меру эстетического и, параллельно, в живописи он придавал цветовым пятнам двухмерность графики. Традиционно такой подход объясняют влиянием на него японских гравюр, приведшим к уплощенности форм и отказу от светотени; реже критики истолковывают отсутствие объемной трактовки форм в некоторых произведениях художника как метафору эфемерности существования — будь то цирк или дивы кабаре. Изображения певиц, как например, Иветт Гильбер или Жанны Авриль, зачастую превращались в настоящие карикатуры, вызывающие жалость. Уже такие шедевры художника, как Мулен Руж.Ля Гулю являют всю новизну техники и стиля. Литографии, созданные некоторое время спустя для Брюана, выполнены кистью и разбрызгиванием с широкой свободой расположения цветов. Контакты с группой «Наби» усилили страсть к подобному способу выражения.
С 1897 года графическая деятельность Тулуз-Лотрека развивалась в двух противоположных направлениях: с одной стороны — создание афиш, а с другой — оттиски, то есть коллекционные эстампы для альбомов, новый жанр, которым он занимался, сотрудничая с журналом L’estampe originate. Эти годы ознаменовались тремя важными сериями: Кафе-концерт, посвященная звездам парижских ночей, Vieilles Histoires (Старые истории) — для песенных обложек и, наконец, серия, посвященная театру В 1894 году издается альбом из шестнадцати литографий для уже упомянутой Иветт Гильбер, на обложке которого запечатлены знаменитые черные перчатки певицы, нарисованные всецело в стилистике символизма и модерна. Но безусловным шедевром стала изданная в 1896 году Гюставом Пелле серия Elies (Они), тема которой — мир домов терпимости.

Иронический портрет
В этом фотомонтаже Мориса Гибера (1 892) легко угадывается смысл, характерный для множества ироничных и карикатурных автопортретов художника.

Альбом, по типу созданных японцем Утамаро, состоит из одиннадцати листов, представляющих повседневную жизнь проституток; им предшествовала внимательная и документальная подготовительная работа — эскизы маслом.
Если самыми знаменитыми графическими работами Тулуз- Лотрека являются его плакаты, то его деятельность в качестве иллюстратора, начатая в журналах еще в 1881 году, также принесла ему профессиональный успех. С 1896 года публикуется бесчисленное множество его иллюстраций в газетах и журналах _ предназначенных как для мелкой буржуазии, так и для ее высших слоев буржуазии. Юмористические еженедельники и МНОгие другие издания также прибегали к его услугам. Он иллюстрировал массовые газеты и малотиражные издания, книги стихов и романы (Рассказы из жизни природы Жюля Ренара, автора знаменитого Рыжика). Лотрек обладал прирожденным талантом к карикатуре и сатире.
У поколения художников, к которому он принадлежал, сатира часто имела политическое и социальное проявления, принимая яростно антибуржуазный характер, как у его современников Феликса Валлатона и Анри Габриэля Ибельса; с ним он сотрудничал при создании альбома Кафе-концерт. Но для Тулуз-Лотрека она заключала в себе скорее художественный и культурный смысл, являясь языком глубоко личным, позволявшим ему, лучше чем другие, выразить свою саркастическую отстраненность от общества.
Портреты и последние произведения
Из биографии Тулуз-Лотрека известен следующий эпизод. Как- то, отдыхая на побережье Франции, он решил огородить себя забором, чтобы иметь возможность свободно принимать солнечные ванны, и, чтобы отвлечь от себя любопытных купальщиков, этот забор он расписал непристойными сюжетами. За этим, казалось бы, несущественным сигналом нетерпимости последовали другие симптомы болезни. Ему расхотелось возобновлять работу в новой мастерской. Он отнесся с полным безразличием к картинам и рисункам, оставленным в прежней студии, и они, конечно, были утрачены. Вследствие алкоголизма стали проявляться признаки белой горячки, что в тридцать четыре года сделало его человеком вне общества. Началось хождение по мукам, иными словами, лечение в различных клиниках. Однако во время пребывания в клинике Нейи (1899 год) художник написал прекрасный мужской портрет.
Портрет вообще относится к тем жанрам, где наиболее ярко проявился талант Тулуз-Лотрека. Во времена обучения в мастерской Кормона он написал портреты многих своих коллег (Деннери, Бернара, Ван Гога). В 1898 году он сам назвал свою персональную выставку в Лондоне «Портреты и другие произведения». Даже в сюжетных композициях можно увидеть индивидуальные черты и силуэты знакомых художника. В портрете, по мнению Тулуз-Лотрека, не следует копировать черты лица, нужно стараться передать общий облик. Художник создал целую галерею работ в этом жанре, включая изображения головы, сидящей или стоящей фигуры, поясные портреты, фигуры на фоне пейзажа, фигуры в интерьере или на абстрактном фоне. В основном, тип портрета определяется тем, к какому периоду творческой деятельности Тулуз-Лотрека он относится. В ранних работах модели изображаются на абстрактном фоне, затем фигура включается в окружающую среду, естественную для нее, как например, портрет матери, написанный в Мальроме В своих портретах Тулуз-Лотрек отнюдь не идеализирует перС0Нажи, напротив, он выставляет напоказ карикатурные стороны человека, его физические недостатки или отталкивающие признаки старения. От зрителей, даже таких близких, как двоюродный брат художника Габриэль Тапье де Селеиран, ускользал смысл изображенного, и они упрекали автора в отсутствии «правдивости».
Не случайно лишь малая часть портретов сделана по специальному заказу. Первыми моделями художника были лошади и собаки поместья Альби. Потом ими стали члены семьи, слуги, друзья, знакомые и, наконец, посторонние лица. Бонна, учитель Тулуз-Лотрека, известный своими академическими портретами, первым отметил предрасположенность юноши именно к этому жанру Этапы творчества Тулуз-Лотрека можно, правда, с некоторой натяжкой, классифи­цировать в соответствии с тематикой и техникой. Так, между 1891 и 1898 годами художник выполняет портреты персонажей из театральной жизни Парижа (особенно в графике); некоторые работы 1895-1898 годов свидетельствуют о его личных привязанностях, в частности, портреты Максима Детома или Поля Леклерка. Эти работы написаны не так спонтанно, как предшествующие. Наряду с некоторыми другими их можно отнести к рубрике «последние произведения», поскольку они отличаются сложностью композиции и темным колоритом. Темная палитра обязана поездке Тулуз-Лотрека в Испанию в 1896 году и впечатлению от живописи Гойи и Эль Греко. Она ни коим образом не связана с ухудшением его физического и психического состояния. Упадок здоровья приходится на 1899 год, когда художник был вынужден несколько месяцев провести в клинике Нейи.
Серьезное психическое заболевание, как результат алкоголизма, и сифилис, которым его наградила Рыжая, привели к полному разрушению организма и, в конечном счете, к ранней смерти. Последние годы жизни Тулуз-Лотрек провел в обществе старого друга семьи Поля Вио. В 1899 году, пройдя курс лечения в клинике, Лотрек вместе с Вио путешествует на пароходе и отдыхает на море или на водах. На некоторых полотнах этого времени друг художника изображен в форме матроса и адмирала.

Хронология Тулуз-Лотрек

1868. Анри живет в Альби и Селейране близ Нарбонны, получает уроки верховой езды и латыни.
1872. Семья после окончания франко-прусской войны устраивается в Париже. Анри проявляет интерес к живописи.
Возвращается с матерью в Альби.
1878-79. Вледствие двух переломов тазобедренного сусава обречен постоянно использовать костыли или палку.
1881. По получении аттестата зрелости живет в Париже, где часто посещает злачные места. Становится учеником художника Рене Пренсто.
1883-89. Знакомится смаршаном Танги и живописью Сезанна. Выставляется в Париже.
1891. Выполняет первую афишу для Мулен-Руж.
1893. Приглашен
на выставки в Антверпен и Брюссель.
1894. Знакомится в Лондоне с Оскаром Уайльдом. Становится участником театральной жизни Парижа.
1897-99. Первые симптомы белой горячки.
1900. Переезжает в Бордо. Страдает от временной парализации ног.
1901. В апреле приезжает в Париж. 15 августа — парализован. 9 сентября умирает в возрасте тридцати семи лет.

Франция

1861. В Париже, благодаря Османну, созданы Большие Бульвары.
1863. В Салоне Отверженных Мане выставляет Завтрак на траве.
1868. Умирает Шарль Бодлер.
1870. Начало франкопрусской войны.
1871. Наполеон III разбит под Седаном, умирает в 1873.
1876. Малларме публикует Послеполуденный отдых фавна с иллюстрациями Мане.
1880. Роден получает заказ на Врата Ада.
1882. Седьмая выставка импрессионистов.
1883. Выставка японской гравюры у Жоржа Пти.
1891. Гоген уезжает на Таити.
1892. Военный конфликт между Россией
и Францией.
1894. Президент республики Сади Карно убит анархистом Казерио.
1906. Умирает Сезанн.
1907. Маршан Канвейлер открывает галерею на улице Лафитт
в Париже.
1909. Выставка кубистов в Осеннем салоне.

Италия

1860. «Экспедиция тысячи» Гарибальди.
1862. Умирает Кавур.
1865. На национальной выставке искусств во Флоренции торжествует реализм.
1866. Третья война за независимость: Венский мир. Аннексия Венеции.
1870. Итальянская армия входит в Рим и переносит столицу.
1872. Умирает Джузеппе Мадзини.
1878. Умирает художник Транквилло Кремона.
1879. Кардуччи публикует Ямбы и эподы.
1881. Джованни Верга публикует роман Семья Малаволья.
Принят закон
о расширении избирательного права.
2 июня умирает Джузеппе Гарибальди. Родились Карло Карра и Умберто Боччони.
1891. Папа Лев XIII оглашает энциклику(послание). Первая выставка
в Брере.
1892. Джолитти становится премьер-министром.
1894. Восстание крестьян и шахтеров на Сицилии.
1900. В Бреше убит Умберто I.
1901. Умирает Телемако Синьорини.
1903. Инаугурация Папы Пия X. У власти правительство Джолитти.
1909. Опубликован первый Манифест футуризма.

Прикладные искусства
Рядом — В новом цирке. Клоунесса пяти пластронов (1 892, Филадельфия, Музей искусства).
Тулуз-Лотрек соединяет здесь очарование японского искусства с языком модерна. Картон был использован Луи Комфор Тиффани, изобретателем нового цветного стекла «favrile glass», или американского стекла, для витража В Новом цирке. Папа Хризантема (1 895, Париж, Музей Орсе).

Германия

1862. Бисмарк — канцлер Пруссии.
1866. Пражский мир ставит точку австрийскому влиянию. Создается Конфедерация Северной Германии во главе с Пруссией.
1871. Коронация в Версале Фридриха Вильгельма I.
1875. Создана социал- демократическая партия Германии.
1882. Тройственный союз между Германией, Италией и Австро-Венгрией.
1883. В Берлине родился архитектор Вольтер Гропиус.
1890. Упразднен закон о запрете социалистов. Вильгельм II назначает Бисмарка канцлером.
1892. В Мюнхене создан Сецессион.
1900. Зигмунд Фрейд выпускает книгу Толкование сновидений.
1905. В Дрездене создана группа «Мост».
1907. Создан немецкий Веркбунд, организация художников и ремесленников.

Англия

1862. На Всемирной выставке в Лондоне Европа открывает японское искусство.
1864. Маркс создает в Лондоне Первый интернационал.
1869. Сформировано первое правительство либерала Гладстона.
1871. Гладстон признает
Тред-Юнионы
(профсоюзы).
1875. В Лондоне открываются магазины Артура Либерти, торгующие товарами с Дальнего Востока.
1880. Падение правительства Дизраэли; к власти снова приходит либерал Гладстон.
1884. Третья избирательная реформа предоставляет мужчинам всеобщее избирательное право. Завоевание части побережья Сомали.
1890. Оскар Уайльд пишет Портрет Дориана Грея.
1893. Создана независимая лейбористская партия.
1894. Бердсли иллюстрирует Саломею Уайльда.
1902. Альянс Японии и Англии против России.
1908. Введение восьмичасового рабочего дня на шахтах Англии.

Молодой Рути Фигура в пейзаже

В помещенной ниже картине (Молодой Рути, 1882, Альби, Музей Тулуз-Лотрека) фигура юноши — это как бы предлог и для передачи лирического пейзажа, к которому Лотрек, однако, никогда не обращался как к самостоятельному жанру.
Рисунки
Рядом и внизу — некоторые из подготовительных зарисовок (обе находятся в Альби в Музее Тулуз-Лотрека): Молодой Рути для картины из Альби и Молодой Рути для портрета, помещенного рядом.

Тулуз-Лотрек пишет портрет двадцатилетнего крестьянина на фоне типично деревенского пейзажа. Композиция выполнена энергичным и легким мазком. Как и другие картины на тот же сюжет из музея в Альби, она свидетельствует о творческой активности Тулуз-Лотрека во время его пребывания в поместье Селейран около 1883 года.
То же портретное изображение он повторил в серии из одиннадцати произведений, где данная композиция завершает серию, а началом служил набросок из музея Альби. Преуспев в уроках со своим первым учителем Пренсто, а затем в занятиях с Бонна, Лотрек решил обратиться к «крестьянскому жанру», имеющему давнюю традицию. Особенно большого успеха он добивается в 1880-1882 годах. В этот период Тулуз-Лотрек создает картины на сельскую тему в яркой и светлой палитре, что приближает его к живописи импрессионистов и к лучшим образцам творчества натуралистов таких, как Бастьен-Лепаж или Жюль Бретон.

Графиня де Тулуз-Лотрек

Время графини
Во всех картинах, изображающих любимую мать, Тулуз- Лотрек показывает женщину, подчинившуюся несчастной судьбе, но не лишившуюся внутренней силы и достоинства.
В этих композициях можно наблюдать каждодневную жизнь графини, начиная с раннего утра, когда она выпивала чашку чая (Мать художника за завтраком, 1 881-1 883, Альби, Музей Тулуз- Лотрека), затем она запечатлена задумавшейся в саду (Мать художника в саду, 1884, Сан-Паулу, Музей искусств).

Произведение, подписанное внизу слева анаграммой «H.Treclau», было создано вскоре после обучения в мастерской Кормона, когда все замечания и наставления художников во главе с Сёра, были хорошо усвоены Лотреком. Сёра тогда уже участвовал в восьмой выставке импрессионистов картиной Воскресная прогулка на острове Гранд- Жатт. Тулуз-Лотрек него ближайшие друзья Луи Анкетен и Эмиль Бернар стали экспериментировать в духе дивизионизма.
Адель Тапье де Селейран, мать художника, сидит, погруженная в чтение книги, в гостиной замка Мальроме близ Бордо. Именно в этом поместье, приобретенном графиней в мае 1883 года, скончался Тулуз-Лотрек.
Стремясь к новизне колористического и светового решения, художник уделяет также внимание деталям интерьера, передающим личный характер отношения к портретируемой. Диагональ построения способствует зрительному расширению пространства, освещенного из двух источников света: из окна и его отражения в зеркале.
Так же, как другие изображения этой модели, проникнутые интимным чувством, это полотно говорит о глубоком почтении к матери. Впервые картина была показана на провинциальной выставке в Тулузе. Критика не была единодушна в своем мнении. Позже художник демонстрировал работу на различных выставках, в частности, на выставке группы Двадцати) в Брюсселе (1888).

В цирке Фернандо

Мсье Луайаль и Сюзанна Валадон
Фигура укротителя, известного как месье Луайаль, расположенная на первом плане картины, представлена в зарисовке пером; вверху — поза очень близка к окончательному варианту
фигуры. Название маленького рисунка-6 цирке. Месье Луайаль(Париж, Отдел графического искусства Лувра, около 1 887). Женщина на картине — это Сюзанна Валадон, модель и наездница, которую представил Лотреку художник Федерико Зандоменеги.

Изображение предстает как внезапно схваченный кадр. Особое внимание уделено линии. Нервно очерченные силуэты фигур окрашены в светлые и яркие тона. Единство ясных цветовых пятен и стилизованной линии отражает влияние японской графики. Тонкое использование масляной краски, приближающееся к технике акварели, придает композиции прозрачность, создавая впечатление необычайной свободы и быстроты исполнения. Как бы в подтверждение этого сохранена «авторская правка»: следы карандаша и выступающей через контур краски.
Художник обнаруживает смелость в трактовке цвета и композиции: бело-розовый фон служит основой картины, закругляющееся пространство арены отграничено красным бортиком, который пересекает полотно по диагонали, деля его на две части. Глубокие тона синей и фиолетовой краски уравновешиваются множеством зеленых пятен.
Слева фигура знаменитого укротителя Луайаля; судя по силуэту женской фигуры, позировала Тулуз-Лотреку художница Сюзанна Валадон, которая когда-то и в самом деле была наездницей.
Картина была приобретена владельцами Мулен Руж, где ее увидел Сёра и через несколько лет написал по ее мотивам свой Цирк.

Бал в Мулен де ла Галетт. 1889 Масло, холст, 88,9 х 1013 см Чикаго, Институт искусств

Тулуз-Лотрек показал работу в Салоне Независимых (март 1889 года) и на выставке Двадцати в Брюсселе (1890 год). Через несколько лет Пикассо воздал честь месту и Тулуз-Лотреку, написав свою картину Мулен де ла Галетт.

На холме Монмартра располагался танцзал Мулен де ла Галетт, хозяина которого все звали кумом Дебре. Сюда приходили целыми семьями, чтобы провести воскресный день, потанцевать, а летним вечером прогуляться в саду. В обычные же дни недели в Мулен де ла Галетт крутились весьма подозрительные личности, бывшие зачастую не владах с законом. Художники любили передавать атмосферу этого местечка.
На одноименной картине Ренуара, написанной на тринадцать лет раньше, видим невинную, радостную и «подслащенную» сцену. Тулуз-Лотрек, часто бывавший в этом заведении, был знаком не только с идиллической, но и с черной его стороной. У него превалирует темный тон; персонажи не общаются друг с другом, действие на картине происходит в поздний час зимней ночи; антураж линялый и безысходный. Справа в профиль изображен художник Жозеф Альбер, первый владелец картины.

Представленная тема
Принимая во внимание время исполнения композиции интимность обстановки, в которой представлена полуобнаженная женщина, можно предположить, что сюжет связан с жизнью в доме свиданий. Характерны кадрировка и ракурс изображения.
Вслед за Дега
Между 1 878 и 1 890 годами Эдгар Дега создал множество произведений, изображающих обнаженных женщин за туалетом. Некоторые из них были показаны на восьмой выставке импрессионистов в 1886 году. Внизу - Эдгар Дега. Большая обнаженная (1886-1888).

Жуайан в 1896 году дал картине новое название: За туалетом. Между тем, Тулуз- Лотрек в одном из писем 1890 года упоминает ее как Rousse (Рыжая). Художник не делал для картины никаких предварительных набросков. Композиция здесь, как и во многих его полотнах 1887-1888 годов, выстроена по диагонали сверху вниз. Такое- построение объясняется психологической компенсацией, связанной с маленьким ростом художника. Тем не менее она на пятнадцать лет опережает композиционную структуру, которая будет считаться авангардистской. Единственным, кто к этому времени уже осуществил подобный эксперимент, был Дега. Он проложил путь живописи Тулуз- Лотрека. В данной картине использована техника «peinture a l’essence», изобретенная художником Рафаэлли и затем усвоенная Лотреком. Она состоит в том, что пигменты растворяются в большом количестве живичного скипидара (терпентина).

Женщина, надевающая чулок
Изображенная сцена относится к той главе творчества Тулуз-Лотрека, которая называется «дома терпимости». Художник воспроизводит повседневную жизнь парижских борделей. В середине 1890-х годов в произведениях Лотрека эта тема перемежается с сюжетами из кафешантанов. Многие персонажи его работ знали его по имени — это свидетельство того, что художник бывал там часто.
Усталым, почти обреченным движениям одевающейся женщины противопоставлена фигура слева — с жестким, хищным выражением лица, скорее всего, она хозяйка. Синеватый контур и ее зеленое платье резко контрастирует с обнаженным округлым телом модели.
Картина выполнена в манере «ложной моментальности», что подтверждается множеством предварительных этюдов к ней.
Художник писал женщин, лишенных всяких иллюзий и сострадания. Он запечатлел быт проституток, включая их осмотр врачом. Сюжеты, подобные этим, создали Тулуз-Лотреку славу проклятого, отверженного человека. Это весьма отрицательно отразилось на его репутации.

В салоне на рю де Мулен

Параллельная жизнь
Тулуз-Лотреку нравилось жить в борделях вместе с отверженными обществом созданиями. Долгое время его мастерская и квартира находились по соседству от дома свиданий.
Подготовительный этюд
Благодаря множеству эскизов и подготовительных рисунков (внизу — этюд к Салону на рю де Мулен) Лотрек достигал в своей живописи впечатления спонтанности воплощения замысла.

На картине изображен момент ожидания в салоне самого роскошного в Париже дома свиданий. Фигура в глубине слева — это проститутка Роланда, много раз запечатленная художником. Поза женщины справа — такая же как у проститутки в Осмотра-, это наводит на мысль, что речь идет скорее о медосмотре, чем об ожидании клиентов.

В этом холсте Тулуз-Лотрек применил особую технику, «нечто незаконченное», позволяющее разглядеть следы подготовительного рисунка. Художник создает тот же эффект, как и в картине В цирке Фернандо (см. стр. 50).
Картину предваряет серия эскизов и этюдов, сделанных на месте, хотя конечный результат, скорее, говорит о кропотливой работе в мастерской. Так или иначе, благодаря упомянутой технике, Тулуз-Лотрек смог придать сцене, изображенной на полотне, фотографическую моментальность.

Экзамен на медицинском факультете

Экзамен на медицинском факультете

Одна из последних картин художника написана в год его смерти. В центре композиции на белом листке бумаги, как символ ключевого момента жизни — треугольник, составленный из рук. Руки словно задержались на миг перед тем, как подписать окончательный приговор.
Выполненная в пастозной манере композиция уделяет основное внимание не фигурам персонажей, а противопоставлению цветовых пятен: на общем темном фоне резко выделяются белый листок бумаги, манжеты и воротничок сорочки профессора и насыщенный красный цвет его верхнего одеяния.
Идея создания этой работы пришла двумя годами ранее, после защиты диплома врача двоюродным братом художника. Экзаменационная комиссия состояла из нескольких профессоров, среди них находился и доктор Робер Вюрц, которому Лотрек подарил картину. В 1922 году брат владельца картины Анри Вюрц уступил ее музею Альби.

В знаменитом Мулен Руж
Наиболее знаменитым и посещаемым местом танцев в Париже тогда был Мулен Руж, открытый в 1 889 году.
Рядом — произведение художника, изображающее обучение новых танцовщиц Валентином Ле Дезоссе (Бескостным). Обучение новеньких Валентином Jle Дезоссе (1889-1890, Филадельфия, Музей искусства).

Первый учитель
С 1 878 по 1 882 год художник обучался под руководством Рене Пренсто, живописца, специализировавшегося на изображении животных. Слева — Портрет Пренсто в его мастерской (ок. 1 881), написанный Тулуз-Лотреком.

Увечье, закрывшее Анри де Тулуз-Лотреку путь в высшее общество, стало импульсом к его творческому взлету.

Граф с короткими ногами

Анри Тулуз-Лотрек родился 1864 году в аристократической семье. Его родители расстались после смерти младшего сына, когда будущему художнику было четыре года. После развода родителей Анри жил в поместье матери недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.

Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции. Это были образованные люди, интересовавшиеся политикой и культурой своей страны. Благодаря семейным пристрастиям, у маленького графа очень рано появился интерес к искусству. Не меньшую любовь мальчик питал к лошадям и собакам, уже с ранних лет занимался верховой ездой и вместе с отцом принимал участие в псовых и соколиных охотах.

Отец хотел воспитать из Анри спортсмена, поэтому часто брал его с собой на бега, а также водил сына в мастерскую своего друга — глухого художника Рене Пренсто, который создавал блистательные портреты лошадей и собак в движении. Отец и сын вместе брали уроки у этого признанного художника.

В возрасте 13 лет Анри неудачно встал с низкого стула и сломал шейку бедра левой ноги. Через полтора года он упал в овраг и получил перелом шейки бедра правой ноги. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.

Некоторые исследователи считают, что кости медленно срастались и рост конечностей остановился из-за наследственности - бабушки Анри приходились друг другу родными сёстрами.

К 20 годам он выглядел очень непропорционально: большие голова и тело на тоненьких ножках ребёнка. При очень низком росте в 152 сантиметра молодой человек мужественно переносил свою болезнь, компенсируя её потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.

Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой он любил упражняться. Художник говорил друзьям, что если бы его ноги были подлиннее, то он не стал бы заниматься рисованием.

Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Отец Анри, граф Альфонс, после травмы потерял к нему всякий интерес.

Но благодаря отцу, который любил развлечения, Лотрек с ранних лет посещал ярмарки и цирк. Впоследствии тема цирка и увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

На Анри в семье возлагались все надежды, а он не мог их осуществить. В 18 лет юный граф стремясь доказать отцу, что его жизнь не кончена, отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.

Художник «ветряных мельниц» Монмартра

Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, который дал корни модернизму или арт-нуво.

Во время лечения переломов Анри много рисовал, уделяя этому гораздо больше времени, чем школьным предметам. Его мать, графиня Адель, отчаянно стремилась вылечить сына, возила на курорты, нанимала лучших врачей, но никто не был в силах помочь.

На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн, кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры. В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев, но классическая выверенность их картин была ему чужда.

В 1885 году он поселился на Монмартре – в полудеревенском пригороде с ветряными мельницами, вокруг которых начали открываться кабаре, в том числе легендарный «Мулен Руж».

Семья с ужасом восприняла решение сына открыть свою студию в центре района, который начинал обретать славу пристанища богемы. Вскоре по настоянию отца он взял себе псевдоним и стал подписывать свои произведения анаграммой фамилии «Трекло».

Именно Монмартр стал главным источником вдохновения молодого живописца.

Анри отошел от общения с людьми своего круга, все больше отдаваясь новой жизни: он перешел в мир парижской богемы и «полусвета», где обрел-таки возможность существовать, не вызывая пристального любопытства. Именно здесь художник получал мощные творческие импульсы.

В творчестве Лотрека складывался свой собственный стиль – немного гротескный, нарочито декоративный. Неслучайно он стал одним из зачинателей искусства литографии (печатного плаката).

В 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати» и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности Эдгара Дега. Вместе с Лотреком в них принимали участие известные французские художники — Ренуар, Синьяк, Сезанн и Ван Гог. Именно 90-е годы XIX века стали временем блестящего рассвета искусства художника Тулуз-Лотрека.

Творческая жизнь Тулуз-Лотрека длилась меньше двух десятилетий – он умер в 37 лет. Но его наследие считается одним из самых богатых: 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, а также этюды, наброски, керамика и витражи.

Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти к нему пришло настоящее призвание. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. Сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека по-прежнему привлекает художников и любителей искусства, а цены на его работы продолжают стремительно расти.

Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа.

Перед Лотреком открылось новое поле деятельности: Оллер и Зидлер предложили ему подготовить к открытию сезона афишу с рекламой их кабаре.

Мулен Руж

Первая афиша, объявлявшая об открытии "Мулен Руж", была сделана Жюлем Шере. В области рекламы в те времена процветала безвкусица, и пятидесятилетний Шере считался непревзойденным мастером афиши. Он любил изображать порхающих Пьеро и Коломбин - "этих аппетитных милашек" - в очаровательных, нарядных костюмах всех цветов радуги. "В жизни гораздо больше печалей, чем радостей, поэтому, - говорил он, - показывать ее надо приятной и веселой. Для этого существуют розовые и голубые карандаши".
Его слащавые плакаты занимали первое место в коллекциях афиш, которые в то время были в большой моде. Чтобы добыть какую-нибудь новую афишу, коллекционеры не останавливались ни перед чем: они срывали их со стен, покупали у расклейщиков.

Плакат Жюля Шере.

Чуть ли не в каждом городе открывались французские, а то и международные выставки плакатов. Лотрек восхищался мастерством Шере

Итак, Лотрек, принимая заказ, вступал на путь опасного соперничества, но он очень обрадовался предложению.
Для него, человека, который так стремился покорить публику - ведь он не упускал ни единой возможности выставить свои произведения и как раз в тот год выставлялся в Салоне свободного искусства, - это был заманчивый случай.

В этом году он видел также рекламу французского шампанского работы Боннара, художника, который был моложе его. Лотрек пришел в такой восторг, что немедленно познакомился с юным художником и сразу подружился с ним. Правда, с его точки зрения, у Боннара был серьезный недостаток - он очень деликатно, но решительно отклонял его приглашения выпить.

Пьер Боннар, плакат Французское шампанское...

Лотрек горячо взялся за новую работу.
Теперь в центре его внимания была Ла Гулю, которую он изобразил в профиль, танцующей на фоне зрителей. На первом плане он изобразил Валентина, противопоставив его серый и длинный силуэт округлостям форм белокурой эльзаски.

Но разве "Мулен Руж" - это не прежде всего Ла Гулю и Валентин? И Лотрек, которого всегда в первую очередь притягивали индивидуальности, решил рассказать о звездах представления, воплощавших в себе всю его суть, подчеркнуть их значение, их роль в спектакле, что в те времена признавали лишь немногие. Ведь нередко даже к лучшим артистам относились как к бродячим комедиантам.
Лотрек работал над плакатом увлеченно, с большой тщательностью. Он делал углем эскиз за эскизом, подцвечивая их, кропотливо изучая детали.
Группа зрителей у него решена большой сплошной черной массой, контур ее - искусная арабеска, четко вырисовываются цилиндры и женские шляпки с перьями. На переднем плане - Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. Голова танцовщицы, золото ее волос выделяются на фоне этой темной массы. На ней сконцентрирован весь свет, она олицетворяет собой танец, является основной, характерной для кадрили фигурой. На первом плане, в углу, напротив Валентина (он написан в серых тонах, словно против света, в свойственной ему позе: его гибкое тело как бы извивается, веки прикрыты, руки в движении и большие пальцы отбивают такт), взлетает подол желтого платья какой-то танцовщицы.

Анри Тулуз Лотрек Афиша Мулен Руж Ла Гулю.

В конце сентября афиша была расклеена по Парижу и произвела огромное впечатление. Она поражала своей силой, свежестью композиционного решения, мастерством, броскостью. Рекламные экипажи, которые разъезжали по Парижу с этой афишей, осаждала толпа любопытных. Все старались расшифровать подпись художника. Лотрек уже три года назад окончательно расстался со своим псевдонимом Трекло, но подпись у него была неразборчивая. Отрек? Или Лотрек? На следующий день о нем уже знал весь город.
Афиша познакомит с Лотреком уличную толпу.
Он стал знаменит. Во всяком случае, как плакатист.

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш, в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью.

Кабаре «Японский диван».

Cопоставление руки, держащей веер, рук дирижёра, грифов контрабасов и ручки трости, где эта ритмическая игра предметов заставляет нас обязательно обратить внимание на опущенные руки в чёрных перчатках, принадлежащие фигуре Иветт Гильбер в глубине.
Эта афиша интересна ещё и тем, что в ней очевиднее, чем в какой-либо другой, теряется грань между миром зрителя и изображённым, усиливается чувство «невсамделишности», искусственности мира.

«Джейн Авриль в Жарден де Пари» (1893)

Джейн Авриль изображена уже на сцене. На примере этой афиши можно судить об огромной роли цвета в плакате Лотрека. Танцовщица крутится в бешеном танце с высоко поднятой ногой в чёрном чулке, видном из-под белья, которое показывается в свою очередь из-под вскинутого платья ярко оранжевой материи с жёлтой обратной стороной. На первом плане справа очень крупно даётся часть руки музыканта, держащая инструмент и частично закрывающая его лицо. Всё это, в отличие от яркости в изображении Джейн Авриль, даётся бесцветно серым. Цветовые соотношения совпадают со смысловыми соотношениями и в то же время явно обратны им. Бесцветность музыканта соответствует неподвижности, а яркость – бешеному танцу Джейн Авриль. В то же время звучание музыки воплощено в ней, а беззвучность танца в нём

Анри Тулуз Лотрек Амбассадер. Аристид Брюан.

Плакат, посвященный Аристиду Брюану (1894), «настоящий монумент монмартрскому песенному искусству», «Divan Japonais», рекламирующее маленькое кафе-концерт, - это образ парижской элегантности.

Главные свершения Т. Лотрека в искусстве рекламы - это расширение сферы эстетического и гуманистического, новое понимание человечности через афиши, плакаты и т. д..

Тулуз-Лотрек. Афиша Королева радости, 1892.

В рекламных видах искусства в основе всего лежал его исключительный талант рисовальщика. Трудно найти другого такого художника, который обладал бы столь блистательным даром моментально улавливать движение в его отдельных фазах и в развитии, передавать живость мимики, характерное или случайное выражение лица.

Тулуз-Лотрек Анри. Аристид Брюан в своем кабаре. 1893.

Лотрека можно считать подлинным виртуозом рекламного ракурсного рисования - особо трудного для художников, и такая виртуозность была, несомненно, результатом поразительной профессиональной тренированности руки и глаза, непрерывного, практически никогда не прекращавшегося визуального познания натуры с карандашом или пером в руке.

АФИША «ПАССАЖИРКА ИЗ 54-й». 1896

Лотрек создал свой стиль - броский, строящийся на эффекте внезапности: на неожиданности сопоставлений предельно обобщенных плоских силуэтов, изящных и грубых форм. Визуально резкими были и контрастные скачки в масштабных соотношениях, ритмический рисунок, непривычная фрагментарность композиции. Экспрессия четких контуров - то круглящихся, то напряженно-угловатых - сочеталась с остротой цветовых сочетаний.

Тулуз-Лотрек. Афиша Мэй Милтон, 1895

В самом принципе афиш Анри де Тулуз-Лотрека, в большей степени, чем в каких-либо других его произведениях, выражается миропонимание художника. В мире, как он его видит и ощущает, нет постоянной иерархии явлений, всё оказывается взаимозаменимым, относительным, зависящим от точки зрения.

А. Тулуз-Лотрек Афиша труппы мадмуазель Эглантин 1896 г...

Для него нет даже стабильных категорий: действительность состоит лишь из элементов, единство и цельность ей придаёт художник. Отсюда особое значение имеет в его литографиях изобразительная метафора, пластическое уподобление: именно это создаёт зрительную цельность мира, причём лишь по воле художника.

Тулуз-Лотрек. Афиша Ревю Бланш, 1895.

«Отличительная черта афиш Лотрека, исполненных для театров, язвительная острота, предельная индивидуализация образов, портретность, упрощенная плоскостная, силуэтная и подчеркнуто-экспрессивная форма, Они помогали зрителю мгновенно уловить смысл изображенного, как бы случайно выхваченного куска жизни, концентрирующего суть явления».

Анри де Тулуз-Лотрек Афиша Мэй Белфорт.

В каждой из его афиш поражает композиция, где ритмические противопоставления и линейные повторы чередуются так, что в листе не оказывается ни одной второстепенной детали. В целях усиления динамического начала Тулуз-Лотрек вводит в свои листы некоторые принципы японского эстампа: подчёркнутую ассиметрию, любовь к профильным формам, выделенность фрагмента.

Тулуз-Лотрек. Афиша Фотограф Сеско, 1890.

Великий художник Анри де Тулуз-Лотрек, бытописатель парижского дна и завсегдатай «Мулен Руж», совершил, наверное, самый странный в истории живописи кульбит: жизни знатного богача он предпочел существование богемного изгоя и алкоголика. Лотрек был одним из самых жизнерадостных певцов порока, так как у его вдохновения всегда были только три основных источника и три составные части: бордели, ночной Париж и, разумеется, алкоголь.

Лотрек вырос в семье классических аристократов-дегенератов: его предки участвовали в крестовых походах, а родители были двоюродными братом и сестрой. Папа Лотрек был форменным алкоэксцентриком: к обеду он имел привычку выходить в пледе и балетной пачке. Сам Анри был весьма живописным экземпляром аристократического вырождения. Из-за наследственного заболевания кости его ног перестали расти после детских травм, в итоге полноценное туловище Анри венчало лилипутские ножки. Его рост едва превышал 150 сантиметров. Голова его была непропорционально большой, а губы - толстыми и вывернутыми.

В 18-летнем возрасте Лотрек впервые познал вкус алкоголя, ощущение от которого он почему-то сравнивал со «вкусом павлиньего хвоста во рту». Вскоре Лотрек превратился в живой талисман увеселительных заведений Парижа. Он практически жил в борделях Монмартра. Отношения сутенеров и шлюх, пьяные безобразия богачей, венерические болезни, стареющие тела танцовщиц, вульгарный макияж - именно этим питался талант художника. Лотрек и сам был не лыком шит: юная проститутка Мари Шарле как-то поведала Монмартру о невиданных размерах мужского достоинства художника, а сам Тулуз шутя называл себя «кофейником с огромным носиком». Ночи напролет «кофейник» пил, затем рано вставал и усердно работал, после чего опять принимался бродить по кабакам и пить коньяк и абсент.

Постепенно белая горячка и сифилис сделали свое дело: Лот­рек рисовал все меньше и хуже, а пил все больше, из веселого шута превращаясь в злобного карлика. В итоге к 37 годам его разбил паралич, после чего художник почти сразу умер - как и подобает аристократу, в своем родовом замке. Пьяный папаша Лотрек поставил трагикомическую точку в беспутной жизни гениального художника: считая, что карета с гробом, в котором лежал Анри, движется слишком медленно, он подстегивал лошадей, так что люди вынуждены были бежать за гробом вприпрыжку, чтобы не отстать.

Гений против употребления

1882 - 1885 Анри приезжает из родного Альби в Париж и поступает учеником в мастерскую, где получает прозвище «ликерная бутылка». Из письма: «Дорогая матушка! Пришлите бочку вина; по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки».

1886 - 1892 Родители назначают Лотреку содержание, он арендует на Монмарт­ре студию и квартиру. Рядом с мольбертом Анри держит батарею бутылок: «Я могу пить без опаски, мне невысоко падать!» Знакомится с Ван Гогом, пишет под его влиянием картину «Похмелье, или Пьяница».

1893 - 1896 Едет в Брюссель на выставку, на границе скандалит с таможенниками за право ввезти в Париж ящик можжевеловой водки и бельгийского пива. Обычно допивается до безобразия: «Слюна стекала по шнурку его пенсне и капала на жилет» (А. Перрюшо. «Жизнь Тулуз-Лотрека»). На светском приеме выступает барменом, решив свалить с ног высшее общество, для чего готовит убойные коктейли. Хвастается, что за ночь подал больше двух тысяч бокалов.

1897 - 1898 Пьет так, что теряет интерес к рисованию. Друзья пытаются вывозить его кататься на лодке, так как «находясь в море, он не пил». Влюбляется в родственницу Алину, думает завязать с пьянством. Но отец Алины запрещает ей встречаться с Анри, и тот уходит в запой.

1899 После приступа белой горячки мать художника настояла, чтобы он лег в психлечебницу. Там ему дают пить только воду. Однажды Лот­рек обнаруживает на туалетном столике флакон зубного эликсира и выпивает его. Пробует опять рисовать.

1901 Выходит из клиники и в апреле 1901 года возвращается в Париж. Сперва ведет трезвый образ жизни, но, видя, что рука не слушается его, с горя начинает тайком попивать. У Лотрека отнимаются ноги, и его перевозят в замок. Отец, скучая у постели умирающего, стреляет резинкой от ботинок мух на одеяле. «Старый дурак!» - восклицает Лотрек и умирает. А вот картины его чувствуют себя все лучше: «Прачка» была куплена в 2008 году за 22,4 миллиона долларов. Да и образ его живет: лорнетированный карла, покровитель парижского демимонда продолжает волновать умы современ­ных творцов (см. «Мулен Руж» Лурманна).

Биография и знаковые работы модерниста.

Японский диван

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)

Парижская жизнь

Тулуз-Лотрек происходил из богатой аристократической семьи, он с детства страдал врожденной болезнью костей, которая сделала его в конце концов калекой. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. Близкое знакомство с членами группы «Наби» - Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche».

Несмотря на то, что Тулуз-Лотрек был состоятельным человеком, он поселился в студии на Монмартре, бедном и небезопасном, зато дешевом парижском районе, где жили или снимали мастерские многие художники. Жизнь на Монмартре стала для художника неисчерпаемым источником сюжетов, связанных с посетителями кафе и публичных домов невысокого пошиба, с той странной ночной жизнью, которой здесь жили многие. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет.

«Мулен Руж»

Мулен Руж

Творчество Тулуз-Лотрека чрезвычайно индивидуально, хотя следует отметить определенное влияние, которое оказали на него работы и Боннара. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu - обжора) и Валентина Дезоссе. Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре стало известным ночным клубом. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Вероятно, люди приходили посмотреть и на Ла Гулю, получивших свое прозвище по причине чудовищного аппетита. Лотрек испытывал отвращение к лицемерию и неискренности буржуазного общества, компанию людей из рабочего класса он ценил гораздо больше. Из-за своей внешности - неряшливо одетого человека маленького роста, часто пьяного, Тулуз-Лотрек походил на представителя низшего класса. Подобно тем девушкам из кабаре, с образами которых этот художник ассоциируется в пашем представлении, он никогда не избегал любопытных взглядов и на публике становился весьма бойким и развязным.

Рекламный плакат для кабаре

Афиша Аристид Брюан в кабаре

Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» - ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре - «Эльдорадо» и «Амбассадор». Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу, и вскоре они стали друзьями. Ко времени создания афиши для Брюана Тулуз-Лотрек достиг известности благодаря своей деятельности в сфере печатной графики. Хотя он был человеком состоятельным, художник гордился тем, что получает деньги за свое искусство и даже имеет отдельный банковский счет для гонораров. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon & Cie». Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку. Более широко творчество Тулуз-Лотрека было показано в 1898 году на выставке его печатной графики и станковых произведений в Лондоне, которую устроила и профинансировала фирма, связанная с галереей Гупиль.

Жанна Авриль

Жанна Авриль

Вероятно, самым известным из всех персонажей Тулуз-Лотрека была танцовщица Жанна Авриль. Впервые она появилась на его афише кабаре «Японский диван». Здесь Авриль наблюдала за ночным представлением. Затем Тулуз-Лотрек изобразил её танцующей в «Мулен Руже». Грациозная фигура Жанны Авриль с осиной талией вполне соответствовала стилю модерн и составляла заметный контраст с Ла Гулю. Большую часть рекламных плакатов танцовщица заказывала сама.

Нередко рекламные плакаты воспроизводились как литографии, отпечатанные ограниченным тиражом на высококачественной бархатистой либо на японской бумаге, и продавались как дорогие коллекционные вещи. Такая практика была обычной для арт-дилеров эпохи, которые спешили воспользоваться высоким спросом на искусство подобного рода. Жанне Авриль, как и другим близким людям Тулуз-Лотрека, было хорошо известно о его пристрастии к алкоголю, к тому же художник заразился сифилисом. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Хотя алкоголизм сократил его жизнь, он успел создать почти тысячу живописных полотен и акварелей, а также около 300 эскизов рекламных плакатов и другой печатной продукции.

Анри де Тулуз-Лотрек. Жизнь и творчество. обновлено: Май 11, 2018 автором: Глеб