Историко культурный процесс и периодизация. Периодизация истории культуры. Высшего профессионального образования

4. Принципы периодизации культурно-исторического процесса. Основные культурно-исторические этапы

Периодизация культурно–исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования, как культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т.д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего, культурные же их параметры совершенно различны.

Историческая периодизация, как правило, не фиксирует внимания на самоощущении человека, в равной степени как и на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была “величайшим переворотом в истории”, но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-экономической. Культурно-историческая периодизации отражает состояние культуры, а историческая – динамику общественного развития в целом.

В предыдущей главе были рассмотрены культурно-философские концепции развития культуры. Некоторые из них распространяются в равной степени и на историю и применяются при анализе исторического развития. Это и циклический подход Шпенглера, и теория локальных цивилизаций Тойнби, и культурно-исторические типы Данилевского, и суперсистемы П.Сорокина, и периодизация, предложенная Ясперсом. В трудах перечисленных ученых речь идёт об истории, но акцент делается в гораздо большей степени на развитии культуры. Здесь нет описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических заговоров.

Историческая периодизация не принимает во внимание и “стилевые” эпохи. Эпоха классицизма, эпоха барокко или эпоха романтизма, занимавшие в хронологическом отношении крайне незначительное время (всего несколько десятилетий!), являются существеннейшими с точки зрения эволюции культуры. Проблема стиля как системы образной фиксации духа той или иной культуры имеет важнейшее значение для культурологии, но не для истории.

Итак, на базе материала предыдущей главы можно перечислить следующие подходы к культурно-исторической периодизации:

Н.Данилевский: 10 несвязанных друг с другом культурно-исторических типов, существовавших с точки зрения временных параметров как последовательно, так и параллельно;

О.Шпенглер: независимые, непознаваемые организмы–цивилизации, с хронологической точки зрения хаотично зарождающиеся и погибающие;

А.Тойнби: 26 локальных цивилизаций, образование которых имеет божественную предопределенность;

П.Сорокин: 3 культурные суперсистемы, последовательно, по ходу исторического процесса сменяющие друг друга;

К.Ясперс: 4 периода, отличающиеся по степени развития и самосознания человека, плавно переходящие один в другой.

Очевидно, что для культурологии сама по себе хронология интереса не представляет. Периодизации производятся на основании внутренних показателей каждого из этапов. На основе обобщения перечисленных выше теорий функционирования культуры отобраны культурно-исторические этапы, наиболее существенные для духовного развития человечества. Исследование содержания этих культур составляет ядро современной культурологии.

Попытаемся представить хронологические параметры тех культурно–исторических этапов, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах, для удобства используя предложенное Ясперсом деление на четыре периода.

1. Доистория. Период культурной древности

Древнекаменный век (палеолит) – 40 тыс. лет до н.э. – 12 тыс. лет до н.э.

Среднекаменный век (мезолит) – 12 тыс. лет до н.э. – 7 тыс. лет до н.э.

Новокаменный век (неолит) – 7 тыс. лет до н.э. – 4 тыс. лет до н.э.

2. Период великих архаических культур

Образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер и Аккад – 4 тыс. лет до н.э.

Зарождение древнеегипетской цивилизации – конец IV тыс. до н.э.

Зарождение древнеиндийской цивилизации – конец III тыс. до н.э.

Зарождение цивилизации в Древнем Китае – II тыс. до н.э.

Расцвет культуры Вавилонии – II тыс. до н.э.

Расцвет критской (минойской) культурысер. II тыс. до н.э.

Расцвет микенской (элладской) культуры – 2-я пол. II тыс. до н.э.

Древняя Греция:

Гомеровский период – IX – VII вв. до н.э.

Архаический период - VII – VI вв. до н.э.

Древний Рим:

Этрусская эпоха – IX – VI вв. до н.э.

Царский период – VIII – VII вв. до н.э.

3. Период Осевого времени

Древняя Греция:

Классический период культуры Древней Греции – V - IV вв. до н.э.

Эпоха эллинизма – конец IV – сер. I в. до н.э.

Древний Рим:

Республиканский период – VI – сер. I вв. до н.э.

Период империи – сер. I в. до н.э. – V в. н.э.

Другие культурные очаги мира:

Расцвет культуры Древнего Китая – VIII - IV вв. до н.э.

Расцвет культуры Древней Индии – VII – II вв. до н.э.

Расцвет культуры Ассирии – VII – VI вв. до н.э.

Образование Персидской империи – VI в. до н.э.

Европейское средневековье – V в. н.э. – рубеж XIII – XIV вв.

Византийская империя – V – XV вв.

Славянская древность V –к. IX вв.

Киевская Русь– к.IX – XII вв.

Арабский халифат – VII – XIII вв.

Эпоха Возрождения:

Италия– к. XIII – XVI вв.

раннее – к.XIII – сер.XV вв.

высокое – сер. XV – нач.XVI вв.

позднее – нач. XVI – к.XVI вв.

Испания – XV – к.XVII вв.

Англия – XV – нач.XVII вв.

Германия - XV-XVII вв.

Нидерланды (Фландрия, Голландия) – XV – нач.XVII вв.

Франция – XVI в.

Московское княжество - XIV – XVII вв.

Эпоха классицизма 30-е гг.XVII - к. XVIII вв.

Эпоха барокко к. XVI – сер.XVIII вв.

4. Технический век

Эпоха Просвещения 1689 – 1789 гг.

Эпоха романтизма - к. XVIII - 30-40-е гг.XIX вв.

“Золотой век” русской культуры – 30–90 гг. XIX в.

“Серебряный век” русской культуры – к. XIX – 10 гг. XX вв.

Эпоха модернизма (авангарда) – нач. XX в. – к.30–х гг. XX в.

Постмодернизм – к.60-х гг. по настоящее время.

Как можно увидеть из приведенного выше перечня явлений культурно-исторического процесса, культурно–историческая периодизация представляет картину достаточно пёструю и многообразную. Здесь и огромные временные отрезки, и культурные периоды, укладывающиеся в абсолютно точные временные рамки, и эпохи, существовавшие параллельно вне точных хронологических параметров. Все вместе это дает возможность представить картину бытования мировой культуры, хотя, конечно, в далеко не исчерпывающем виде.

5. Культура первобытного человека

Как бы не определять основу человеческой природы, несомненным является органически присущая человечеству потребность в творчестве, в реализвции своих ощущений и переживаний посредством создания особого мира – мира культуры. Это можно заметить, анализируя уже самые ранние этапы человеческой культуры, которые, как правило, объединяются общим названием первобытная культура .

Учитывая, что реальных сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного от нас периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать точную информацию, сохранилось весьма мало, ученые-культурологи решили восстановить особенности культуры того периода, используя метод аналогии, с помощью исследования жизни современных туземных племён, обитающих в Африке и Латинской Америке и находящихся примерно на том же уровне культуры, что и люди первобытной эпохи.

Общей чертой всех первобытных культур является синкретизм (синкретичность), т.е. нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм - комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных. Древние люди старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж.Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора фундаментального труда “Золотая ветвь”, посвященного древнейшим формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемых событий.

Еще одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляла собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже в то время связывалось с внедрением определенных, обязательных для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми возможными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель и таким образом осуществлялось регулирование общественных отношений.

Такие известные исследователи первобытных форм культуры, как Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу полагалась смерть. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, которые позже подобрал и съел его соплеменник. Когда бедняга узнал о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях. Настолько сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех прочих представителей племени.

На основе системы табуирования сформировалась и экзогамия . Из брачных отношений исключались ближайшие родственники - родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети).

Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, обеспечить хороший урожай или удачно осуществить охоту. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием своих задач и целей. Например, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец - усилить чувство силы и солидарности членов племени. В ритуале участвовали все члены коллектива, что в немалой степени способствовало единению племени. Из ритуала зарождается и миф как некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе.

Сейчас вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одна из наиболее популярных – магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей.

Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. С его точки зрения, появление “человека разумного” неотвратимо ведет к возникновению искусства. “Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, - пишет Я.Я. Рогинский, - не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов - ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве - оберегал от перенапряжений и срывов мыслящий мозг”.

В основе произведений искусства дописьменной и особенно предписьменной эпохи лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли “одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род” (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык призваны выражать сложные идеи и понятия. За простотой формы кроется глубочайший смысл и содержание.

В наши дни о культуре палеолита, древнейшего периода в истории культуры, известно достаточно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным на юге Франции и севере Испании. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили следы своего пребывания, которые долгие годы были сокрыты в пещерах и гротах. В эти потайные места с конца прошлого века начали проникать археологи. Они описали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам названия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны наиболее важные находки.

Теперь мы может судить о том, как изменялась с течением времени культура палеолита.

1. Перигорд (35-30 тыс. лет). Популярны нарезки и насечки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения- выцарапанные на камне контуры животных и людей. Графику принято считать древнейшим видом изобразительного искусства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий.

2. Ориньяк (30-19 тыс. лет). Появляются первые произведения живописи , вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые меандры - разноцветные борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий (“макароны”) вырисовываются контурные рисунки, которые сначала наносят пальцами, затем специальными орудиями.

К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: это были маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня, получившие в дальнейшем обобщенное название палеолитических Венер . Это древнейшие образцы скульптурного творчества, представляющие собой вырезанные из камня или кости изображения женского тела. Здесь налицо как функция магическая, заклинательная, так и эстетически-информационная. Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были как бы символом детородного начала и природной мощи, а следовательно, идеалом женской привлекательности. В то же время очевидно, что таким образом осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в реальности. Конец Ориньяка характерен массовым распространением подобных статуэток.

3. Мадлен (15-8 тыс. лет). Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства стала пещерная живопись . Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самая знаменитая из них – Альтамирская пещера , которая находится в северной Испании, у моря, и состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных - бизонов, кабанов, лошадей, созданных черной, красной, желтой красками. Пещерный художник не заботился о композиции рисунка. Животные нарисованы вне каких-либо намеков на соразмерность и взаимодействие. Изображения часто наезжают друг на друга. Но само качество живописи поражает своим совершенством. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию и наложить цветотень. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а великолепные образы животных сменяются весьма условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек явно начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи.

Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название мегалиты -культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Самые древние из них – менгиры ,каменные столбы, расставленные в строгом, по-видимому, предопределённом ритуалом порядке. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (Франция, Бретань) сотни менгиров поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. В Западной Европе и на юге России распространены также дольмены . Они представляют собой составленные вместе две или три каменные глыбы, перекрытые сверху еще одной. Иногда камни располагаются в виде круга. Подобные сооружения уже называют иначе – кромлехи . Это самые сложные творения древних зодчих. Здесь уже налицо определенный художественный замысел, о чем можно достаточно полно судить по алтарю Солнца “Стоунхендж” , развалины которого до сих являются одной из достопримечательностей Англии.

В первобытном обществе функционирует триада - род, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры.

6. Шумеро–Аккадская культура

Историк С.Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях “История начинается в Шумере” и таким образом внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье или Междуречье) или долина Нила. В настоящее время находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства следует отдать именно Шумеру, маленькому, но поразительно мощному с точки зрения достижений в самых разных областях культуры государству, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Таким образом, шумеро-аккадская культура являлась преимущественно культурой шумерской.

Шумерское царство было богатейшим государством. Богатству своему оно обязано интенсивнейшему развитию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что “они - хвала богам - уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор - вырубать кусты, медный серп - жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...”. Не удивительно, что именно шумеры придумали и первый из известных искусственный строительный материал – кирпич, так как камня и дерева было крайне мало. Почитая богов и обращаясь к ним с молитвами, шумеры никогда не ограничивались одними молениями, они сами исследовали, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом шумеры были поистине великим народом.

Умели шумеры использовать и изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Вот, например, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики . (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой - пиршество по случаю победы. На основании этих изображений можно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско. Шумерские воины еще не применяли луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.

Шумеры создали клинопись , древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Таким образом из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма “Песнь о Гильгамеше”. Её герой, Гильгамеш – шумерский царь, попытавшийся даровать своему народу бессмертие.

Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “домами табличек ”. Будущих писцов - детей “дома табличек” - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту, обнаруженному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни. Но все-таки счастливы были те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем именно они занимали весьма высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми.

На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Здесь, в Месопотамии, природа сокрушает и попирает человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен.

Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком не были оставлены без внимания; но порядок этот не был безопасным и успокаивающим. Именно поэтому житель Шумера постоянно ощущал необходимость единения и защиты. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский “Список царей” упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса и даже правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов.

Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров “добронравная жизнь” рассматривалась как “послушная жизнь”. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как“дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему”. Житейская мудрость подсказывала, что иначе им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и прочим благам.

ОцениваетсяКонспект

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕКЦИЯ 1 Предмет Основные определения Типы коммуникации... научных дисциплин: психологии, теории коммуникации, культурологи , этнографии, социологии, когитологии, семиотики и др...

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Русская литература первой половины XIX века

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»,«Сожженное письмо », «Я Вас любил », «На холмах Грузии лежит ночная мгла », «Безумных лет угасшее веселье », «Зима. Что делать мне в деревне? », «Все в жертву памяти твоей ...», «Желание славы »,«Друзья мои , прекрасен наш союз! »,«Стихи , сочиненные ночью во время бессонницы »,«Осень »,«Бесы »,«Когда по улицам задумчив я брожу… ».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Критики об А.С. Пушкине . В. Г. Белинский о Пушкине.

Теория литературы : Элегия.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»,«Пророк »,«Она не гордой красотой »,«К портрету »,«Силуэт »,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Памяти А. И. Одоевского »,«Желание ».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Поэма «Демон ».* «Демон » как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы , ее философское звучание.

Критики о М.Ю. Лермонтове . В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы : развитие понятия о романтизме.

Для самостоятельного чтения: «Маскарад ».

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы : Романтизм и реализм.

Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

«Лес ».* Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Символический смысл названия. Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Тема бескорыстия и корысти в пьесе. Тема искусства и образы актеров. Развитие темы «горячего сердца » в пьесе. Идеалы народной нравственности в драматургии Островского.

«Бесприданница ».* Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения , человека-вещи , блеска , одиночества в драме. Образ Паратова. Эволюция женского образа у Островского (Катерина–Лариса). Характеры «хозяев жизни ». Экранизация драмы А.Островского «Бесприданница ».

Полемика вокруг финала драмы «Бесприданница » в театре и кино (для самостоятельного чтения).

Комедии Островского «Свои люди – сочтемся »,«На всякого мудреца довольно простоты »,«Бешеные деньги »* (одна из комедий по выбору учителя и учащихся).

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

Теория литературы : понятие о драме.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов » в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

Теория литературы : социально-психологический роман.


И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа . (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы : Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Для самостоятельного чтения : «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.

Н.Г. Чернышевский.* Сведения из биографии.

Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся… »,«Полдень »,«Silentium»,«Видение »,«Тени сизые смесились… »,«Не то, что мните вы, природа…»,«29-е января 1837 »,«Я лютеран люблю богослуженье »,«Умом Россию не понять…»,«О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»,«Я очи знал , – о , эти очи »,«Природа – сфинкс. И тем она верней… »,«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

А.А. Фет. Сведения из биографии.

Стихотворения:«Облаком волнистым… »,«Осень »,«Прости – и все забудь »,«Шепот, робкое дыханье…»,«Какое счастье – ночь , и мы одни... »,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью живую…»,«На заре ты ее не буди... »,«Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово»,«Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

А.К. Толстой . Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,«Против течения »,«Не верь мне , друг , когда в избытке горя …», «Колокольчики мои…»,«Когда природа вся трепещет и сияет... »,«Тебя так любят все; один твой тихий вид... »,«Минула страсть , и пыл ее тревожный… »,«Ты не спрашивай , не распытывай... ».

Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина»,«Памяти Добролюбова »,«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди»,«Тройка »,«Поэт и гражданин»,«Плач детей »,«О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд , К. Чуковский , Ю. Лотман).

Теория литературы : развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Уроки поэзии.*

А.Н. Майков . «И город вот опять! Опять сияет бал... »,«Рыбная ловля »,«Осень »,«Пейзаж »,«У мраморного моря »,«Ласточки ».

А.А. Григорьев . «Вы рождены меня терзать... »,«Цыганская венгерка »,«Я ее не люблю , не люблю… », Цикл «Вверх по Волге ».

Я.П. Полонский . «Солнце и Месяц »,«Зимний путь »,«Затворница »,«Колокольчик »,«Узница »,«Песня цыганки ».

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира ».

Н.С. Лесков . Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.

«История одного города » (обзор). (Главы: «Обращение к читателю »,«Опись градоначальникам »,«Органчик »,«Поклонение мамоне и покаяние »,«Подтверждение покаяния »,«Заключение ».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы : развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов *, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).

Теория литературы : проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

«Севастопольские рассказы ».* Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов » в творчестве Л. Н. Толстого.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Теория литературы : понятие о романе-эпопее.

А.П. Чехов. Сведения из биографии.

«Студент»,«Дома »* ,«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,«Дама с собачкой »* Палата № 6 »,«Дом с мезонином ». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский , В. Пьецух).

Теория литературы : развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

Зарубежная литература (обзор)

В. Шекспир «Гамлет ».

О. Бальзак «Гобсек ».

Г. Флобер «Саламбо ».

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер , А. Рембо О. Ренуар , П. Малларме и др.).


ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Рождение культуры не было единовременным актом. Оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида -homo sapiens - возник примерно 40 тыс. лет назад (80 тыс. по новым данным), то первые элементы культуры возникли еше раньше — около 150 тыс. лет назад. В этом смысле культура старше самого человека. Этот срок можно отодвинуть еше дальше, до 400 тыс. лет. когда наши дальние предки начали использовать и добывать огонь. Но поскольку под культурой мы обычно имеем в виду прежде всего духовные явления, постольку более приемлемой представляется цифра в 150 тыс. лет. так как именно к этому времени относится появление первых форм религии, являющейся главным источником духовности. В этот огромный интервал времени — полтораста тысячелетий — и проходил процесс становления и эволюции культуры.

Периодизация развития культуры

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Вся данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы , в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вешами устанавливались близкие. почти родственные связи.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли , и , и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде».

Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — , и . Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным.

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека . когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.

В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.

Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым . хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.

XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма , в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.

В XVII в. рождается современное естествознание, и наука приобретает невиданную общественную значимость. Она начинает все активнее теснить религию, подрывая ее магические, иррациональные основания. Возникшая тенденция еще более усиливается в XVIII в., веке Просвещения , когда религия становится предметом суровой, непримиримой критики. Ярким свидетельством тому стал знаменитый призыв Вольтера «Раздавите гадину!», направленный против религии и Церкви.

И здание французскими философами — просветителями многотомной «Энциклопедии» (1751-1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной линией, отделяющей прежнего, традиционного человека с религиозными ценностями от нового. современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам пауки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории, которые уступает ему остающийся традиционным Восток.

В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство. Положение последнего отягощалось тем. что буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культурною уровня, неспособными к адекватному восприятию искусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX в. духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и философию, которая также все больше оттеснялась на периферию культуры, становилась маргинальной, что по-особому проявилось в XX в.

В XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация , или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.

Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии. С этого момента существование человека шло под знаком прометеевского вызова природе и богам. Он последовательно продвигался от борьбы за выживание к самоутверждению, самопознанию и самореализации.

В культурном плане содержание эволюции составляли две основные тенденции - интеллектуализация и секуляризация. В эпоху Возрождения задача самоутверждения человека в целом была решена: человек приравнял себя к Богу. Новое время устами Бэкона и Декарта поставило новую цель: с помошыо науки сделать человека «господином и повелителем природы». Эпоха Просвещения разработала конкретный проект достижения этой цели, который предполагал решение двух главных задач: преодоление деспотизма, т.е. власти монархической аристократии, и обскурантизма, т.е. влияния церкви и религии.

Наука и культура

В ходе эволюции существенно изменялось соотношение между наукой и искусством. У Леонардо да Винчи наука и искусство еше находятся в равновесии, единстве и даже гармонии. После него это равновесие нарушается в пользу науки, и тенденция к интеллектуализации прогрессивно нарастает. Значение прошлого и традиций уменьшается, тогда как значение настоящего и будущего усиливается. При этом культурное поле дифференцируется и каждая область стремится к независимости и самоуглублению.

Во всех областях культуры — и особенно в искусстве — роль субъективного начала возрастает. В философии Кант утверждает, что разум диктует природе законы, что предмет познания строится самим познающим. В искусстве Рембрандт одним из первых обнаруживает безмерные глубины внутреннего мира человека, сопоставимые с внешней Вселенной. В романтизме, а затем в модернизме и авангарде примат субъективного начала доходит до высшей точки.

К середине XX в. научно-техническая и технологическая революции подводят тенденции интеллектуализации и секуляризации к практически полному воплощению, вследствие чего культура ripe- терпевает фундаментальные, качественные изменения. В современном обществе центр культурного и духовного влияния сместился от традиционных институтов — церкви, школы, университета, литературы и искусства — к новым, и прежде всего к телевидению. По мнению французского социолога Р. Дебрс, основным средством культурного влияния во Франции XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. — театральная сцена, в конце XIX в. — речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. — ежедневная газета, в 60-с гг. — иллюстрированный журнал, а сегодня — регулярная телепередача.

В современную культуру входят три основные составляющие: традиционно-гуманитарная . включающая в себя религию, философию. традиционную мораль, классическое искусство: научно-техническая , или интеллектуальная, включая искусство модернизма и авангарда; массовая. Первая в той или иной мере воспринимается сегодня в качестве устаревшей и занимает весьма скромное место. Вторая, с одной стороны, пользуется огромным престижем, но, с другой стороны, в силу своей исключительной сложности не осваивается подавляющим большинством людей и потому не становится в полном смысле культурой. Отсюда известная проблема ликвидации «второй неграмотности», связанной с освоением компьютера.

Третья — массовая — имеет безраздельное господство, однако собственно культура нередко выступает в ней в качестве исчезающе малой величины. Именно поэтому современная культура становится все более эфемерной, поверхностной, упрощенной и обедненной. Она все больше лишается нравственного и религиозного беспокойства, философской проблемности и глубины, адекватного самосознания и самооценки, подлинной духовности. И хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она поражена серьезным недугом, переживает глубокий кризис духовности.

Бездуховность современной культуры становится все более угрожающей и вызывает растущее беспокойство. Еше Ф. Рабле в свое время заметил, что наука без тесной связи с совестью ведет к руинам души. Сегодня это становится очевидным. Наша современность часто определяется как великое опустение душ. Поэтому в поисках путей возрождения духовности взоры многих обращаются к религии. Французский писатель А. Мальро заявляет: «XXI век будет религиозным или его не будет совсем». Сторонники англо-американского неоконсерватизма видят спасение человечества в возврате к докапиталистическим ценностям, и прежде всего к религии. С ними солидарны участники французского течения «новая культура», которые также возлагают надежды на традиционные идеалы и ценности.

В 1970-е гг. на Западе возникла так называемая , понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Постмодернизм выражает разочарование в идеалах и ценностях Просвещения, ставших основой всей современной культуры. Для него характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии и противопоставления традиционных ценностей — добра и зла, истины и заблуждения и т.д. Он также представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством, между массовыми вкусами и творческими устремлениями художника.

Постмодернизм полон противоречий, неопределенностей и эклектики. Уходя от многих крайностей прежней культуры, он приходит к новым. В искусстве постмодернизм, в частности, вместо авангардистского футуризма исповедует пассеизм, отвергает поиск нового и культ эксперимента, предпочитая им произвольное смешение стилей прошлого. Возможно, пройдя через постмодернизм, человечество научится, наконец, устанавливать равновесие между ценностями прошлого, настоящего и будущего.

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

Русская литература XIX века подарила нам множество выдающихся писателей и их произведений - такие имена, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Островский и прочие у всех на слуху. Год от года появляются все новые исследователи как творчества отдельных авторов, так и всей литературы девятнадцатого столетия в целом. Одной из основных проблем для ученых была и остается периодизация русской литературы.

Значение русской беллетристики 19 века

Трудно умалить значение словесности девятнадцатого столетия для всей последующей литературы нашей страны. Ее называют «Золотым веком» нашей поэзии. Именно в этот период окончательно сформировался литературный русский язык, библиография столетия получила сатирическую, публицистическую и психологическую направленность. Для литературы всего века было характерно изображать людские пороки.

Нельзя не отметить также, насколько тесно была связана русская литература с общественно-политической жизнью. В ней находили находили свое отражение все изменения и перемены. Поэтов называли пророками, к их словам принято было прислушиваться. Именно XIX веку мы обязаны появлением русского романтизма и русского реализма.

Принципы периодизации русской литературы 19 века

Разные ученые по-разному смотрят на то, каким же именно образом классифицировать произведения литературы девятнадцатого века. К основным принципам, на которых так или иначе сходятся все исследователи, можно отнести три: первый - по хронологии, второй - по конкретному автору и третий - смешанный.

Хронологический принцип

Если судить по такому признаку (кстати, данный принцип считается основным), то в русской литературе 19 века выделяют семь периодов:

  1. Первая четверть девятнадцатого столетия (до 1825 года).
  2. 30-е годы (до 1842 года).
  3. 40-е и 50-е годы (до 1855 года).
  4. 60-е годы (до 1868 года).
  5. 70-е годы (до 1881 года).
  6. 80-е годы (до 1895 года).
  7. 90-е годы и рубеж веков (до 1904 года).

Согласно данной периодизации русской литературы, каждый период характеризуется особой жанровой направленностью. Например, в 20-е годы преобладал романтизм, в 40-е - идеализм, в 60-е - практицизм и тому подобное. Сводные данные можно увидеть в таблице периодизации русской литературы (ниже).

Авторский принцип

Первым такой принцип периодизации русской литературы предложил известный критик В.Г. Белинский, а уже за ним «подхватили» другие исследователи. Белинский опирался на трех авторов - Ломоносова, Карамзина и Пушкина.

Кое-кто добавляет к ним еще Жуковского и Гоголя, тем самым охватывая всех наиболее значимых авторов девятнадцатого столетия. Минус такого подхода заключается в том, что границы между творчеством одного и другого литераторов всегда расплывчаты и нельзя точно сказать, когда закончился период Пушкина и началась «эпоха» Гоголя.

Смешанный принцип

Данный подход к проблеме периодизации русской литературы учитывал несколько определяющих факторов:ее отношение к действительности, отношение к духовной жизни и позицию ко всему этому конкретного автора. Такой принцип пользовался популярностью, в основном, в самом начале девятнадцатого столетия.

Отличие словесности первой половины 19 века от второй

Условно говоря, литературу девятнадцатого века можно разбить на две части - литература первой половины и литература второй. И, хоть столетие было и одно, а различий между произведениями немало. Так, авторы, работавшие в первой половине века, заложили основы русской классики, создали универсальные художественные образы, многие из которых стали нарицательными, а сами произведения разошлись по цитатам, многие фразы из них стали активно употребляться в речи (и по сей день). В это время происходит становление литературного языка, закладываются принципы художественного оформления. Произведения этого периода отличаются большой образностью.

Во второй половине девятнадцатого столетия литература напрямую была связана с изменениями, происходившими в политической жизни, а именно с восхождением на престол Александра Первого. Обстановка в стране изменилась, что неуклонно повлекло за собой изменения и в литературе. Она более аналитична.

Деление по Пушкину

Некоторые исследователи (разумеется, пушкинисты) предлагают иной принцип периодизации русской литературы 19 века: до Александра Сергеевича Пушкина и после него.

Нисколько не умаляя значение Пушкина для русской литературы в целом, все же нельзя согласиться с подобным вариантом - ведь, таким образом, сильно преуменьшается и даже практически исчезает та огромная роль, которую играли в становлении русской литературы учителя Пушкина - Василий Жуковский, Константин Батюшков, Иван Крылов и другие.

А посему наиболее разумным представляется принцип периодизации русской литературы, описанный самым первым и являющийся основным у исследователей - то есть хронологический.

Представленная выше таблица "Периодизация русской литературы 19 века" поможет нам ориентироваться в данном вопросе.

Первый период

В начале столетия в Москве и Петербурге появляются литературные общества, призванные объединить авторов «в поисках жанра». Эти годы характеризуются постоянной борьбой нового и старого, и отчетливо это проявляется в литературе - на протяжении всего периода в ней сражаются разные стили и направления - от сентиментализма (которые оставался ведущим в первое время) до романтизма, классицизма, реализма и натурализма. К концу периода господствующие позиции отвоевывает себе романтизм, чье появление справедливо связывают с творчеством В. Жуковского. Наиболее популярные жанры - баллады, элегии.

В это же время, приблизительно в 20-е годы, происходит становление метода критического реализма. Отражая явления жизни, литература наполняется идеями дворянской революционности. Тем самым мы отчетливо можем увидеть связь историко-культурного процесса и периодизации русской литературы.

Второй период

Революционно-декабристские идеи находят отражение в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Романтизм постепенно уступает место реализму, что ярко проявляется расцветом творчества Н. Гоголя (хотя многие все еще продолжают работать в романтической направленности). Поэзии становится все меньше, прозы - все больше. Активно начинает «пробиваться» вверх такой жанр, как повесть. Распространены исторические романы, драматургия, лирика.

Третий период

Демократические тенденции в литературе, только начинавшие зарождаться во втором периоде, в эти годы приобретают все большую силу. В это же время происходит борьба «западников» и «славянофилов», набирает обороты журналистика, которая впоследствии будет оказывать огромное влияние на весь историко-культурный процесс. Периодизация русской литературы этого этапа характеризуется продолжением революционных идей, утопическим социализмом и появлением темы «маленького человека». Литераторы работают в жанрах социальной повести, социально-психологического романа, физиологического очерка.

Четвертый период

Все большую силу получают демократические процессы. Демократия в журналистике, демократическое движение, борьба демократов с либералами - литература данного периода отражает все явления жизни. В это же время начинают активно пропагандироваться идеи крестьянской революции, в реалистическом ключе работают такие авторы, как Л. Толстой, Н. Лесков, Ф. Достоевский.

Сильны демократическая повесть, роман, литературная критика. В таблице периодизации русской литературы (выше) указано, что в этот период трудились также поэты-романтики. Среди их имен - А. Майков, А. Фет, Ф. Тютчев и другие.

Пятый период

В данные годы русская литература девятнадцатого столетия характеризуется появлением идей народничества. Крестьянская жизнь предстает в виде некоего идеала. Писатели работают в русле реализма. «Поднимают голову» различные тайные революционные общества. В это время популярны жанры очерка и рассказа.

Шестой период

Появляется такое направление, как «критический реализм». В нем работают М. Салтыков-Щедрин, В. Короленко. Усиливается значение пролетариата, активно пропагандируются идеи марксизма. Писатели стремятся к обличению социального неравенства в своих произведениях. В литературе вместо «маленького человека появляется человек «средний», иными словами, интеллигент. Так же продолжают появляться произведения в жанрах рассказа, повести, романа.

Седьмой период

Главное, что происходит в это время, - зарождение литературы пролетариата благодаря легкой руке Максима Горького. Идеи марксизма получают все большее распространение, так же активен критический реализм. При этом реалистическая литература противостоит декадентству. Жанры остаются прежними, к ним добавляется публицистика.

Таким образом, периодизация русской литературы 19 века по-прежнему остается одним из актуальных вопросов литературоведения. Можно придерживаться разных точек зрения на этот счет, но несомненно одно - это важнейшая веха в истории русского и мирового искусства.