Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»: анализ произведения. Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. план-конспект урока по литературе на тему Конспект по критическо

Гусева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия.

Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями композиции романа «Герой нашего времени».
2. Разграничить в сознании учеников понятия «сюжет» и «композиция».
3. Познакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени».
4. Развить логическое мышление у детей (с помощью восстановления хронологии событий).
5. Воспитать внимание к духовной основе личности.
Форма урока: урок-обсуждение.
Оборудование: текст произведения, схема-диаграмма (на доске и перед учащимися), цветные стикеры (можно задействовать интерактивную доску, тогда стикеры не понадобятся), цветные карандаши (фломастеры, выделители) по цвету стикеров. На доске записан эпиграф, изображена незаполненная таблица 1.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Спасибо за приветствие! Садитесь.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом занятии мы начали изучение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вам было дано следующее домашнее задание:
1) прочитать роман,
2) дать своё объяснение порядку расположения частей в романе,
3) выписать из литературоведческих и толковых словарей определения понятий «сюжет» и «композиция».
Начнём проверку домашнего задания.
- (имя ученика), прочитай, пожалуйста, те определения, которые ты выписал(а). (Ответы учащихся).
- Назови, пожалуйста, словари, с которыми ты работал(а).
- Спасибо, садись. Ребята, кто работал с другими словарями? Какие определения выписали вы? (Ответы учащихся).
- Спасибо. Я очень довольна вашей работой. Давайте подведём общий итог. Объясните своими словами, что такое композиция? (Построение произведения). А что такое сюжет? (Цепь событий). Молодцы! А теперь давайте обратимся к анализу сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
III. Работа по теме урока.
Творческая история создания романа восстановлена лишь в общих чертах. Известно только, что в основу его легли впечатления Лермонтова от поездки на Кавказ в 1837 году, куда он был сослан за стихи на смерть Пушкина, а сам роман создавался в Петербурге в период с 1838 до начала 1840 года. К сожалению, ни в письмах Лермонтова, ни в его заметках нет каких-либо сведений, касающихся работы над романом.
По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Лермонтов приступил к работе над «Героем нашего времени» по возвращении в Петербург из первой ссылки, т. е. в 1838 году. «Это была самая деятельная эпоха его жизни в литературном отношении, - писал Шан-Гирей. – С 1839 года стал он печатать свои произведения в «Отечественных записках». В 1839 году выходят в свет «Бэла» и «Фаталист», а в начале 1840 года – «Тамань», но такой порядок публикации ещё не даёт основании делать вывод о последовательности работы над «Героем нашего времени». Некоторые исследователи считают, что уже в 1837 году вчерне была написана «Тамань».
«Тамань» и «Фаталист», по мнению некоторых учёных, первоначально были задуманы как самостоятельные кавказские повести-новеллы, не связанные с «Героем нашего времени».
Следует сразу оговориться, что существуют и другие гипотезы о последовательности написания Лермонтовым романа, основанные на различном толковании текста романа и указаний в мемуарной литературе. Все они воссоздают творческую историю романа с какой-то долей вероятности, поэтому вопрос остаётся открытым.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая духовную жизнь многих поколений, порождает споры, дискуссии, утверждая тем самым мысль о своей неисчерпаемости.
Роман состоит из 5 повестей, причём у каждой свой сюжет, своя образная система, своя тема, своя главная мысль. Что их объединяет? (Ответы учащихся).
- Вы правы. Объединяет повести образ главного героя, общая тематика, идея, высказанная в «Предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», именно эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку. Запишите их в своих тетрадях.
Обратим внимание на то, что эта книга – «история души», а не история жизни. Следовательно, выбор композиционного решения определён замыслом автора.
Итак, Лермонтов отказывается от хронологического принципа изложения истории Печорина.
Ребята, давайте попробуем воспроизвести хронологию событий, связанных с Печориным. Какая из повестей окажется первой и почему? (Ответы учащихся).
- Вы правильно заметили, что хронологически роман начинается с по¬вести «Тамань». Печорин едет из Петербурга в действующий отряд. Так, в «Тамани» упоминается: «Было холодно». События происходят ранней весной. Затем Печорин приезжает в Пятигорск. Повесть «Княжна Мери» представляет собой дневник, записи свои герой начинает делать 11 мая. Завершает Печорин повество¬вание о событиях уже в крепости: «И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя:отчего я не хотел ступить на этот путь, откры¬тый мне судьбою, где меня ожидали mиxие pадости и спокойствие душевное?..»
- Какие же события произошли далее? История с Бэлой или случай с Вуличем? (Ответы учеников). (Обращаем внимание учащихся на то, что в «Бэле» Максим Максимыч говорит о приезде Печорина в крепость, куда его послали за дуэль с Грушницким, осенью: «Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти».«Фаталист» же представляет собой записки Печорина о пребывании в казачьей станице, и действие происходит глубокой осенью или зимой: «Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. Она, по обыкновению, дожидалась меня у калитки, завернувшись в шубку; луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».
- Ребята, некоторые исследователи считают, что повесть «Бэла» хронологически идёт после «Фаталиста». Учёные аргументируют это тем, что после истории с Бэлой Печорин уже ничего не писал, так как потерял интерес к жизни. А как думаете вы? (Ответы учащихся).
- Итак, давайте подведём итог нашим рассуждениям, заполнив таблицу:
Таблица 1
Хронология событий в жизни Печорина ...... Расположение частей в романе
«Тамань» ...... «Бэла»
«Княжна Мери» ...... «Максим Максимыч»
«Фаталист» ...... «Предисловие к «Журналу Печорина»
«Бэла» ...... «Тамань»
«Максим Максимыч» ...... «Княжна Мери»
«Предисловие к «Журналу Печорина» ...... «Фаталист»
- Еще В.Г. Белинский указал, что роман «нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор».А начинается произведение с повести «Бэла».Ребята, из чьих уст мы слышим о герое? (Из уст Максим Максимыча).
- Верно. Давайте обозначим этого рассказчика на схеме. (На доске расположена схема-диаграмма с разноцветными стикерами, каждого рассказчика обозначает стикер соответствующего цвета, например, Максим Максимыч – зелёный стикер, путешествующий офицер – красный, Печорин – жёлтый. Перед учащимися – схема-диаграмма, цветные карандаши (фломастеры, выделители). Один из учеников наклеивает соответствующий стикер на схему, остальные учащиеся закрашивают соответствующим цветом часть схемы).

Однако повествование идёт от лица путешествующего офицера. Дополним нашу схему. (Следующий ученик наклеивает стикер).
-А в каких ещё повестях мы видим Печорина глазами офицера? («Максим Максимыч», « Предисловие к «Журналу Печорина»).
-Правильно, дополняем схему. (Наклеиваем стикеры).
- Ребята, а кто является повествователем в других повестях романа? (Сам Печорин).
- Совершенно верно. Обозначаем это на схеме.
- Обратите внимание, повесть «Фаталист» завершается в крепости, о кото¬рой идет речь в «Бэле»: Печорин рассказывает историю Вулича Максиму Максимычу. В гениальных художественных произведе¬лиях случайностей не бывает. Замкнулся жизненный круг Печо¬рина, но замкнулся, чтобы вновь и вновь повториться в читательс¬ком восприятии лермонтовского романа. Этот круг, символизи¬руя бесконечность, вечное движение жизни, несет в себе еще один аспект понимания судьбы героя, выражает и философскую про-блему свободы личности и необходимости.
Таким образом, композиционное кольцо «Героя нашего времени» становится символом как конкретно-исторического содержания произведения, так и его общечеловеческого, вечного начала.
А теперь я попрошу ответить вас на вопрос: « Что вам дало изучение особенностей композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»?» (Ответы учащихся).
IV. Домашнее задание.
-Большое спасибо за ответы. Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
1. Письменно ответить на вопрос: «Почему повесть «Фаталист» последняя в романе?»
2. Прочитать и законспектировать статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова», цитату из которой вы уже слышали на сегодняшнем занятии.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Сегодня вы неплохо поработали и получили следующие оценки:…
- Подводя итог сегодняшнему уроку, хочется ещё раз обратиться к нашему эпиграфу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Большое спасибо за внимание. Все свободны. Урок окончен.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


«Герой нашего времени» — роман М. Ю. Лермонтова (1814-1842). Написан в 1836-1840 годах. Первый в истории русской литературы, где цикл повестей объединен фигурой главного героя, а не рассказчика или сочинителя. «Герой нашего времени» считается первым русским психологическим произведением, в котором автор произвел углубленный психологический анализ современного ему человека и общества

Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон. При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое

- В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний.
- В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он.
- «Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина. В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб…. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»

- «Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме…
- «Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…

«Герой нашего времени». Распределение по главам

Повести, из которых составлен роман, расположены не в хронологической последовательности жизни главного героя, а в по второстепенной, связанной с автором произведения. Ведь, например, о смерти Печорина читатель узнает ещё в середине романа. Части романа «Герой нашего времени» были опубликованы в следующей последовательности, и до сегодняшнего дня она неизменна
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Тамань» — первая часть
  • «Княжна Мэри»
  • «Фаталист» вторая

Однако, если установить хронологические рамки романа, то получится следующее

  1. По пути из Петербурга на Кавказ Печорин остановился в Тамани («Тамань»)
  2. После участия в военной экспедиции Печорин поехал на воды в Кисловодск и Пятигорск, где влюбил в себя княжну Мэри и убил Грушницкого («Княжна Мэри»)
  3. За это Печорина ссылают в глухую крепость, где он познакомился с Максим Максимычем («Бэла»)
  4. Из крепости Печорин на 2 недели отлучился в казачью станицу, где он повстречал Вулича
  5. Через пять лет после этих событий Печорин, живший в Петербурге, отправился в Персию и по дороге встретился с Максим Максимычем «Максим Максимыч»
  6. На обратном пути из Персии Печорин умер (предисловие к «Журналу Печорина»)

История создания романа «Герой нашего времени». Кратко

  • 1836 — Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появился гвардеец Печорин. Ромн закончен не был. Образ Печорина из «Княгини Лиговской» более автобиографичен. Свое сходство с Печориным «Героя нашего времени» Лермонтов отрицал
  • 1839, первая половина марта — В журнале «Отечественные записки» за подписью «М. Лермонтов» напечатана «Бэла. Из записок офицера о Кавказе».
  • 1839, 18 марта — в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» помещено сообщение о том, что в мартовской книжке «Отечественных записок» напечатан рассказ Лермонтова «Бэла»
  • 1839, 16 сентября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» сообщалось, что в ближайшей книжке «Отечественных записок» будет напечатана повесть Лермонтова «Фаталист»
  • 1839, 5 ноября — редактор и издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский пишет цензору А. В. Никитенко: «Со мной случилась беда ужасная. Наборщики и верстальщик в типографии, вообразив, что от вас получена уже чистая корректура „Фаталиста“, третьего дня отпечатали весь лист, в котором помещалась эта повесть, оттиснув таким образом 3000 экз… .можете представить весь мой ужас…, прошу вас позволить… напечатать эту статью без ваших изменений… Я бы не умолял вас, …если бы не видел, что эта маленькая статейка может пройти в своем первоначальном виде. Лермонтова любит и князь Михаил Алексндрович Дундуков-Корсаков, и министр С. С. Уваров; право, тут худа быть не может…»
  • 1839, 10 ноября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» дано сообщение, что в ноябрьской книжке «Отечественных записок» напечатаны стихотворение Лермонтова «Молитва» и повесть «Фаталист»
  • 1840, первая половина февраля — в февральской книжке «Отечественных записок» напечатаны «Тамань» (с. 144-154) и «Казачья колыбельная песня» (с. 245-246), подписанные «М. Лермонтов».
  • 1840, первая половина апреля — вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени»
  • 1840, 27 апреля — в «Литературной газете» — извещение о выходе «Героя нашего времени»
  • 1840, 5 мая — в газете «Северная пчела» (№ 98) и в ряде следующих номеров - извещение о выходе в свет «Героя нашего времени»
  • 1840, 14 мая — в «Отечественных записках» — статья Белинского (без подписи) о романе Лермонтова
  • 1840, 25 мая — в «Литературной газете» снова без подписи напечатана сочувственная рецензия литературного критика В. Г. Белинского на «Героя нашего времени»

«Печорин — Это нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось… Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения»

  • 1840, 12 июня — Отрицательный отзыв Николая I о романе «Герой нашего времени» в письме к императрице

«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер. Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству…
…Итак, я повторяю, что по моему убеждению это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора»

  • 1840, 15 июня — в «Отечественных записках» — начало статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 14 июля — в «Отечественных записках» — окончание статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 16 и 17 декабря — в «В Северной пчеле» в форме письма к её редактору, писателю, журналисту, литературному критику Ф. В. Булгарину напечатан восторженный отзыв журналиста, литературного и театрального критика В. С. Межевича о «Герое нашего времени» и о первом издании «Стихотворений М. Лермонтова». Как утверждали современники, издатель И. Глазунов попросил Булгарина услужить ему и написать похвальную рецензию, чтобы публика быстрей раскупила «Героя нашего времени». Тот поросил Межевича…

) – «извне», глазами чужих людей. Три остальных основаны на его дневниках, представляя взгляд на самого себя «изнутри».

«Бэла»

Неназванный по имени русский путешественник едет по Кавказу. В пути по горам он встречает пожилого штабс-капитана Максима Максимыча (см. Образ Максима Максимыча , Печорин и Максим Максимыч), прежде начальника одной крепости в Чечне. Рассказ Максим Максимыча про странный случай из тамошней своей жизни и составляет сюжет Бэлы.

В крепость приезжает служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин, человек странного замкнутого, но твёрдого и сильного характера. Он часто отдаётся бездеятельной скуке, но иногда загорается большой энергией и волей.

Однажды на свадьбе у одного из окрестных горских князей младшая дочь хозяина, Бэла, поёт Печорину нечто вроде комплимента. Печорину нравится эта красавица. Вскоре он узнаёт, что её беспутный брат Азамат жаждет заполучить прекрасную лошадь джигита Казбича (см. Характеристика Казбича с цитатами). За этого коня Азамат готов похитить из отцовского дома и отдать Бэлу.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Печорин входит в сделку с Азаматом. Он помогает угнать лошадь Казбича, когда тот пригоняет в русскую крепость баранов для продажи. Взамен Азамат привозит Печорину украденную собственными руками сестру.

Печорин собирается уезжать, и не вспоминая про Максим Максимыча. Однако тот вдруг возвращается и бежит, что есть мочи, обнять старого товарища. Печорин в ответ лишь подаёт капитану руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, он садится в коляску.

Максим Максимыч потрясён таким равнодушием. Он старается задержать Печорина, но тот даёт кучеру знак отправляться. Старик напоминает: «Да у меня ваши записки. Что с ними делать?». Бросив: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Заинтересовавшийся Печориным спутник Максим Максимыча просит, чтобы старик отдал ему записки этого непонятного человека. Узнав вскоре, что Печорин умер во время путешествия в Персию, он решает опубликовать их. Из дневников Печорина и составляются последние три части «Героя нашего времени». Публикатор говорит, что его особенно поразило, «с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки».

Утром приходит старая хозяйка хаты. Печорин со смехом расспрашивает слепого мальчика, «куда это он таскался ночью»? Вскоре появляется и девушка, виденная им у пристани. Эта похожая на русалку красавица начинает шаловливо заигрывать с Печориным.

Пытаясь заинтриговать прекрасную незнакомку, Печорин намекает ей, что может донести коменданту о происходившем ночью на берегу. Девушка в ответ лишь смеётся. Чуть позже она приходит в комнату к Печорину, неожиданно целует его, приглашает на берег, когда стемнеет, и быстро ускользает.

С наступлением темноты Печорин встречается с «русалкой» у моря. Та увлекает его прогуляться на лодке. Выплыв в море, девушка вначале манит Печорина ласками, а потом пытается сбросить за борт и утопить – думая так избавиться от доносчика.

После отчаянной борьбы Печорин сам сталкивает её с лодки в воду. Он догребает до пристани и через некоторое время видит издали на берегу спасшуюся «русалку». Вновь появляется лодка с Янко, приходит и слепой. Боясь ареста, Янко и девушка решают уплывать отсюда. Слепой просится плыть с ними, но они прогоняют его.

Этот случай вызывает у Печорина тягостные раздумья. Сам того не желая, он разрушил чужое существование. Неизвестно, какая участь ждёт теперь старуху и мальчика. «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» Подобную роль Печорину придётся играть ещё не раз.

Печорин приезжает на отдых в Пятигорск. Тут знакомый юнкер Грушницкий рассказывает ему о гостьях из Москвы – княгине Лиговской и её дочери, молодой красавице Мери. Недалёкий, склонный к наигранным, театральным жестам и чувствам Грушницкий начинает пылко ухаживать за Мери. Частью от скуки, частью в пику Грушницкому, а частью и от действительной симпатии к очаровательной княжне в такую же игру втягивается и Печорин.

Зная по опыту все тайные струны женской души, он обольщает Мери весьма умело. Поначалу Печорин вызывает в ней раздражение рядом вызывающих, насмешливых выходок. Однако порождённая ими неприязнь заставляет княжну обратить на дерзкого кавалера пристальное внимание. Распалив интерес Мери до страстности, Печорин постепенно выставляет себя в её глазах несчастной жертвой людской злобы и зависти, которые извратили добрые задатки его души. Мери проникается состраданием к нему. Оно переходит в горячую любовь.

Поначалу Мери выказывает благосклонность к Грушницкому, но потом отвергает этого пустоватого франта ради волевого и умного Печорина. Грушницкий решает мстить. Ряд мелких стычек в конце концов завершается дуэлью между Печориным и Грушницким. По совету одного коварного драгунского капитана Грушницкий даёт согласие на низкую подлость: во время поединка будет заряжен только его пистолет, а оружие противника останется без пули. Печорин узнаёт об этом замысле, срывает его и на дуэли убивает Грушницкого. (См. полный текст отрывка «Дуэль Печорина и Грушницкого» , Монолог Печорина перед дуэлью .)

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

Мери признаётся Печорину в своей любви. Он и сам уже чувствует сильную привязанность к незаурядной девушке, но это растущее чувство лишь подталкивает его расстаться с ней. Печорин слишком любит свободную, бурную и опасную жизнь. Тихие радости брака его не манят, призрак возможной женитьбы всегда побуждает бросить очередную пассию. Мери потрясена словами Печорина, что он не любит её и прежде лишь смеялся над ней. При финальном объяснении Печорин едва удерживается, чтобы не броситься к ногам княжны, но гордая, свободолюбивая натура берёт в нём верх над сердечным порывом. (См. Последний разговор Печорина и княжны Мери .)

Иллюстрация к повести М. Ю. Лермонтова «Фаталист». Художник В. Поляков

Печорин проигрывает пари, но не может избавиться от убеждения, что на лице поручика виден знак смерти. Офицеры расходятся. По пути домой Печорина нагоняют два казака, рассказывая: один их буйный товарищ сильно напился и только что выбежал куда-то на улицу, махая шашкой.

Едва Печорин приходит домой, как к нему прибегают с рассказом, что Вулич убит. Тот самый пьяный казак наткнулся на него по улице и зарубил шашкой. Перед смертью поручик успел произнести: «Он прав!», явно имея в виду предсказание о скорой гибели, услышанное от Печорина.

Преступника окружают в пустой хате. Он не хочет сдаваться и грозит убить всякого, кто попытается к нему войти. Печорин тоже решает испытать свою судьбу. Выбив окно, он запрыгивает в хату к убийце. Тот стреляет в него, сбив эполет, но не ранив. Печорин хватает казака за руки, а через дверь врываются другие и вяжут преступника.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» Однако сухой скептический ум Печорина всё же не склонен слепо верить в рок, ибо «часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»