Ибо сказано не смотри на своего ненавистника. Почему толпа разгневанных иудеев не побила камнями грешницу? Примеры мнимо добрых дел

Мар 29 2013

«Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься, смотри на Христа – укрепишься»

14 марта 2013 в стенах МАОУ СОШ N 24 прошел региональный этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». В конференции приняли участие 260 обучающихся 1-8 классов из 19 районов области. Свои исследовательские работы ребята защищали, участвуя в работе секций по областям знаний: физика, биология, краеведение, география, информационные технологии, математика, история, религия, философия, культурное наследие, лингвистика, литературоведение, медицина и здоровый образ жизни, психология, экология.
В секции «История, религия, философия» призером конкурса с проектом «Отражение в русских пословицах евангельского учения о грехе» стала ученица 8 класса МАОУ СОШ N 24 Мария Игнатова (научный руководитель – О.В. Лащев). Маша – прихожанка Александро-Невского собора.
Лучшие работы юных исследователей, в том числе и Марии Игнатовой, будут представлены на очном туре Всероссийского конкурса, который пройдет в Москве 24-26 апреля.
Приводим работу Маши в сокращенном виде.

Отражение в русских пословицах евангельского учения о грехе

Русские пословицы – это меткие выражения, созданные русским народом и представляющие собой непреходящие истины, в короткой форме выражающие мудрые мысли.
Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости.
При написании данного исследования были использованы: сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», который был впервые издан в 1862 году; святое Евангелие, содержащееся в Священном Писании Нового Завета, труды святых отцов Церкви – праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Макария Египетского, блаженного Феофилакта Болгарского.

1.Причины греховности человека
Грех в православном понимании – это прежде всего болезнь человеческой природы, ее повреждение. Русский народ емко отразил сущность греха: «Всякая неправда – грех» . Поэтому спасение от греха в православном учении понимается как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека.
В Евангельском учении показывается, что причинами греховности человека являются:
а) первородный наследственный грех, то есть грехопадение Адама и Евы, отчего заражено человеческое сердце потомков прародителей. Из испорченного сердца и исходят злые помыслы – убийства, кражи, лжесвидетельства, измены, оскорбления и т.д. (Мф.15,19).
Русскими пословицами, указывающими на то, что человек грешен в результате грехопадения первых людей, являются следующие:
«Адам плотию наделен, Ева – грехом» (то есть после греха Евы все человечество зараженo грехом), «Адам грех сотворил – рай затворил», «Адам согрешил, а мы воздыхаем», «Рожденные по плоти причастны ко греху».
б) другой причиной являются соблазны мира, которым не может противиться греховный человек – «горе миру от соблазнов …, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18,7; Мк. 9,42).
Эту истину подтверждают и пословицы о соблазнах мира:
«Грехи любезны, доводят до бездны» (то есть до ада); «Грех сладок, человек падок» (человеку грех кажется привлекательным); «Прельщает нас мир житейскими сластями».
в) наконец, третьей причиной являются злые духи – дьявол и бесы. Эти бесплотные существа по собственной воле отделились от Бога и сделались злыми. Они враждебны Богу и добру и постоянно вредят человеку, внушают ему плохие мысли, стараясь склонить его ко злу (Мф. 13,28; 39). Для русского народа нечистая сила («дьявол», «бес», «сатана», «черт») не являлась чем-то отвлеченным, а представляла собой активных личностей, оказывающих отрицательное воздействие на человека: «Бес не пьет и не ест, а пакости деет», «Господь умудряет слепца, а дьявол искушает чернеца» (то есть монаха), «Сатана и святых искушает», «Ангел помогает, а бес подстрекает», «Поп свое, а черт свое», «Бог дает путь, а дьявол крюк».

2. От греха человека может избавить только Сын Божий – Иисус Христос
Грехов, которыми опутан человек, великое множество. Как справедливо отмечает священник Григорий Дьяченко, «..между нашими болезнями и грехом существует такая тесная связь, как между следствием и причиной» .
Пословицы о связи греха и болезни: «Грешное тело и душу съело», «Где пиры да чаи, там и немочи», «Кого хочет наказать Бог, того лишает ума» .
Своими силами человеку невозможно освободиться от власти греха, и важнейшим в евангельской проповеди Спасителя явилось то, что от власти греха может освободить только Бог, посредством Сына – Иисуса Христа, который назван в Евангелии «Агнцем, берущим на себя грех мира» (Ин. 1,29).
Русские люди прекрасно понимали свое греховное состояние, не гордились мнимой праведностью, о чем и говорят пословицы: «Один Бог безгрешен» , «Всяк человек ложь – и мы тож» , «Нет такого человека, чтобы век без греха прожил» , «Ни отец до детей, как Бог до людей» , «Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься, смотри на Христа – укрепишься» .

3. Условия прощения грехов
Верующие во Иисуса Христа должны молить Бога, чтобы Он простил им грехи и избавил от них. Но для прощения грехов необходимо прощать своим близким их согрешения и мириться с ними. Ясное указание об этом оставил Господь в молитве «Отче наш…», где говорится: «И прости нам грехи наши, как мы прощаем должникам нашим» (Лк. 11,4; Мф. 6,12). И далее Господь говорит еще более определенно: «А если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).
Русские пословицы об этом: «Коротка молитва «Отче наш», а спасает» [ 1.с129], «С грехом бранись, а с грешником мирись», «Тому тяжело, кто помнит зло» .
Второе условие для прощения греха – истинное, нелицемерное покаяние, по примеру того, какое принесли покаявшиеся Закхей, мытарь, блудный сын. Закхей половину своего имения отдал нищим и сказал: «если кого обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8), то есть Закхей принес покаяние делом, а не на словах. Покаяние – это исправление жизни, решимость расстаться с грехом.
Пословицы о покаянии: «Как от всякой болезни есть врачевание – каждому греху есть покаяние», «Повинную голову меч не сечет», «Не покаешься – весь измаешься» (то есть плохие мысли будут мучить, пока не покаешься), «Господи помилуй» не тяжело говорить и легко носить».
Третьим условием прощения грехов является вера в Господа Иисуса Христа, в испепеляющую все недуги Божественную силу, надежда на Его милосердие к грешникам, любовь к Богу.
Русские пословицы о вере, любви к Богу, надежде на Его милосердие: «Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит», «Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь», «С верой нигде не пропадешь», «Богат Бог милостью», «Силен враг, да милостив Бог», «Милостив Бог, а я, по Его милости, не убог», «Любящих и Бог любит», «Кто любит Бога – тот добра получит много», «Где любовь, там и Бог».

4. Средства для борьбы с грехом
Поскольку грех есть путь к смерти, то противоположный ему – путь к Вечной Жизни, то есть в Царствие Небесное. В Евангелии от Матфея говорится, что грешник в Царствии Небесном, говоря образно, связывается по рукам и ногам: «связав ему ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю…» (Мф. 22,13), так как он уже не сможет ни покаяться, ни сотворить добрых дел.
Отражают эту истину следующие пословицы: «Богатством в рай не взойдешь», «Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа», «Что запасешь, то и с собой понесешь».
Своим последователям Христос завещает непрестанную борьбу с грехом, сосредоточения всех своих сил в подвиге духовной борьбы, говоря им: «Наблюдайте за собою» (Лк. 17,4), то есть, если придет зло, «нет необходимости вам погибнуть, если вооружитесь против греха» .
Спаситель предлагает пост и молитву как главное оружие против греха, страстей, бесов, потому что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.8,21). Победе над грехом также способствует чтение Евангелия, посещение Богослужений, участие в таинствах исповеди и причащения, то есть исполнение того, что завещал нам Иисус Христос: «а кто слушает слова Мои, того уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7,24).
Русские пословицы о посте, молитве, церковной службе, исповеди: «Одно спасенье – пост да молитва», «Богу молиться – вперед пригодится», «Не хлебом живы – молитвой», «Молись иконе да будь в покое», «Научились шить долгие хвосты, позабыли великие посты» (укор богатым людям, не соблюдающим постов), «Перед попом утаишь, а перед Богом не утаишь», «Дома спасайся, а в церковь ходи», «Хоть церковь и близко, да ходить склизко» (о людях, ищущих причины, чтобы не ходить в церковь), «Первый звон – пропадай мой сон; второй звон –земной поклон, третий звон – из дома вон!».

Заключение
В многообразии русских пословиц немало тех, которые связаны с православной культурой, в частности, с евангельским учением о грехе. Это учение прочно вошло в быт русского народа и интерпретировалось в пословицы. По словам автора сборника пословиц В.И. Даля, «словесная речь человека – это дар Божий… Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и …стоят нашего изучения и памяти».
Выбранные пословицы являются отражением православного учения о том, что грех возникает от падшей человеческой природы, соблазнов мира, чему немало способствует и враг рода человеческого. Грех является препятствием на пути христианина к Царствию Небесному. Вера в проповедь Иисуса Христа, что через примирение с ближними и покаяние человек получает отпущение грехов, должна быть непременным условием в деле спасения.

Мария Игнатова, ученица 8 класса МАОУ СОШ N 24

Отрывок оттуда. Проповедь об осуждении и вообще о современности.

"Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что Он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, достиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. Ты что скажешь? Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.

Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле. Вот то, третье, неожиданное, удивительное, крайне драматичное. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам - похититель церковных сокровищ, - писал Господь перстом по земле;

Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;

Шалум - клятвопреступник

Елед ударил отца

Амарнах присвоил имение вдовы

Мерари совершил содомский грех

Иоиль поклонялся идолам

И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Все их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое - Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли, то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он - беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах..."

…Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал.

Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что Он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, достиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. Ты что скажешь? Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.

Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле. Вот то, третье, неожиданное, удивительное, крайне драматичное.
Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им.
Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам - похититель церковных сокровищ, - писал Господь перстом по земле;

Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;

Шалум - клятвопреступник

Елед ударил отца

Амарнах присвоил имение вдовы

Мерари совершил содомский грех

Иоиль поклонялся идолам

И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Все их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое - Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего.

Ему было гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли, то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их и народ, согласно закону, побил бы их камнями.

Но Он - беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы они под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все, чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, он снова разровнял пыль, и написанное исчезло.

После этого великий Господь восклонился и мягко сказал им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Как будто кто-то, взяв оружие из рук врагов, сказал: а теперь стреляйте! Несколько минут жестокие судьи женщины грешницы стояли обезоруженные и как обвиняемые перед Судией немо и неподвижно. А благой Спаситель, снова склонился и снова писал что-то на земле.

Что Он писал сейчас? Перечислял ли другие сокрытые преступления фарисеев, чтобы заградить им уста? Или же писал, какими должны быть старейшины народа, чтобы пробудить их совесть? Об этом мы не должны спрашивать. Главное, что Он, написав эти слова на песке, трижды попал в цель: первое - бунт, который подняли против Него иудейские начальники, Он обратил в ничто; второе, пробудил в их окаменевших душах умирающую совесть, пусть на мгновение; третье, спас грешницу от смерти. Ибо говорит о них: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:9).

Площадь перед храмом Соломона быстро опустела. Никого не осталось на ней, кроме них, двух, которых старейшины обрекли на смерть - грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, Он же сидел, склонившись к земле. Нигде никого, только они. Всюду тишина. Вдруг Господь снова выпрямился, посмотрел вокруг Себя и не видя никого кроме женщины, сказал ей «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?». Господь знал, что никто ее не осудил, но хотел Своим вопросом ободрить женщину, утешить ее сердце и оживить душу, чтобы она яснее услышала и поняла то, что Он скажет ей после этого. Подобно искусному врачу, который сначала подбодрит больного, а потом даст ему лекарство.
Никто не осудил тебя? Тогда женщине вернулся дар речи, и она ответила: Никто, Господи. Эти слова произнесло то несчастное существо, которое несколько минут назад не надеялось на то, что еще когда-нибудь что-нибудь сможет выговорить, то существо, которое впервые в жизни, может быть, ощутило истинную радость. До этого эта грешница знала только боль и наслаждение, думая о низшем наслаждении, которое - удел животных. А теперь она испытала радость, которая принадлежит человеку и обществу людей.

Наконец благой Господь сказал женщине: «и Я не осуждаю тебя, иди, и впредь не греши». Если волки оставляют свою жертву, то и пастырь не может желать смерти ее.

Но следует понимать, что неосуждение Христа значит много больше, чем неосуждение человеческое. Если люди не осуждают твой грех, это значит, что они не назначают тебе наказания за грех, но оставляют тебя один на один с твоим грехом, оставляя его в тебе. А когда не осуждает Господь, это значит, что Он прощает тебя, прощает твой грех и очищает от него твою душу, как от гноя. Потому слова Господа «и Я не осуждаю тебя» значат то же, что и слова «Прощаются тебе грехи твои. Иди, чадо и впредь не греши».

Вот радость несказанная! Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим. Вот радость от правды, ибо Господь сотворит правду. Вот радость от милости, ибо Господь явил милость. Вот радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь. Все это - Евангелие Христово, все это радостная Весть, одна из страниц Книги Радости…

Ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем (себе) Суд Божий? Чего хотим от Его создания? Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с великим одним старцем, который, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: «О, худо он сделал!» - Тогда святой Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал ему: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в Царство или муку?»

Есть ли что страшнее сей тяготы? Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: поелику ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь о смиренной душе сей? Помилуешь ли ты ее или предашь мучению? Святой старец, пораженный сим, все остальное время жизни своей провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы Он простил ему тот грех, - и (все) это уже после того, как он, пав на лицо свое к ногам святого Ангела, получил прощение. Ибо сказанное Ангелом: «Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех - осуждение, чтобы ты более не впал в него», - уже означало прощение; однако душа старца до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач.

Итак, чего хотим и мы от нашего ближнего? Чего хотим от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит (власть) оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Один знает - действительно, случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей твоей жизни, - а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько ноша трудов своих прежде согрешения. Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие (согрешение); и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою.

Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех его, а покаяния его не видел. - Иногда же мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают».

Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Сказав: «Так и я завтра», - он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего.

Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он (по крайней мере) покается в грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться». Видишь просвещение божественной души? Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, гнушаемся, уничижаем, если что-либо видим или услышим, или только подозреваем; и что еще хуже, - мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая другого брата, тотчас говорим ему: то и то случилось, и вредим ему, внося и в его сердце грех.

И не боимся мы сказавшего: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв. 2; 15), но совершаем бесовское дело и не радеем о сем. Ибо что иное делать бесу, как не смущать и не вредить?

А мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего, ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: любы покрывает множество грехов (1 Пет. 4; 8). Любы не мыслит зла; вся покрывает (1 Кор. 13; 5).

Один инок был довольно нерадив на пути спасения - и в постничестве, и молитвах. Наконец, пришло время расстаться ему с жизнию, собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что он, по мнению их, безпечный инок, оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. - «Отчего ты в грозный час Суда Божия так безпечален? - спросили они, - мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия, укрепись силою Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие». - Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: «Так отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены Ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости Суда Господня...

Но вдруг Ангелы сказали мне: «При всем небрежении - ты не осуждал и был незлобив», - и с сим словом раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» - Сказав сие, инок предал с миром душу свою Господу. Не осуждайте, да не осуждены будете: оставьте и вставится вам, сказал Господь (Лк. 6; 37).

Некогда в скиту брат впал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем. Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Братия, вышедшие к нему навстречу, спросили его: «Что это значит, отец?» - Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, - но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи». - Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его.

Изречения Святых Отцов об осуждении

Нет ничего тяжелее, нет ничего хуже осуждения. Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно (Прп. Авва Дорофей).

Не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7,1), и паки: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет возставлен: ибо силен Бог возставить его» (Рим. 14,4).

От чего мы осуждаем ближних своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими (Прп. Серафим Саровский).

Бойтесь кого-либо осуждать, даже в сердце своем, а не только открыто.

Кто верует, что он по исшествии из тела должен предстать на суд Божий, тот ни в каком случае не будет осуждать ближнего, потому что сам должен дать отчет Богу во всех делах своих. Любовь к ближнему свидетельствуется неосуждением ближнего. Если помысл понуждает тебя сказать что-либо худое о брате твоем, подумай, сколько это вредно для души и противно Богу, - и успокоишься.

У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны (Прп. Исайя Отшельник).

Всегда при речах осуждающих, держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «откуда знаешь о том»? Тот сказал: один добрый человек рассказывал. - «Ну нет, не добрый,» - отвечал ему старец. - «Если бы был добрый, не стал бы худо говорить о другом» (Свт. Феофан Затворник).

Злоречивая душа имеет трезубчатый язык: она вредит самой себе и слушающему, а иногда и тому, кого злословит (Прп. Фалассий Сирийский).

Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого (Свт. Филарет М. Московский).

Друг осуждающий тайно - мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель. Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга твоего, то по крайней мере остерегись вступать с ним в общение. Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, - говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!» И помысл его успокаивался.

Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они (Прп. Исаак Сирии).

Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, как он преступишь закон, если осудишь его. Ибо Сказавший не прелюды сотвори (Мф. 5, 27), сказал также: не суди (7, 1) (Древний Патерик).

Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения. Всякий падает когда Бог его не укрепит, без помощи Божией стоять не можем. Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал. Если это грешник, то делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если - праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе (Свт. Иоанн Златоуст).

Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно (Свт. Иоанн Златоуст).

Змий изгнал Еву из рая клеветою; посему злословящий ближнего подобен змию. Он губит душу того, кто слушает его, не спасет и своей (Прп. Иерехий).

Язык осуждающего злее ада: ад возьмет только злых, а он пожирает и злых, и добрых (Прп. Харитон).

Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, (и тогда) не осуждай; потому что часто и они обманываются. Судить - это бесстыдное похищение Божия достоинства (Прп. Иоанн Лествичник).

Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение. Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаявайся.

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (Прп. Ефрем Сирии).

Согрешающему другу напомни о Судии. Ты этим принесешь пользу ему и вместе себе; потому что это врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе.

Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию (Прп. Нил Синайский).

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела: ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ. (Свт. Димитрий Ростовский).

Когда мы покроем согрешение брата своего, - и Бог покроет наши согрешения; а когда мы обнаружим грех брата и Бог объявит наши грехи (Прп. Пимен).

Кто не расположен ко злу, тот неспособен и к подозрению. Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о других (Свт. Григорий Богослов).

Когда что худое в ближнем твоем увидишь, или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим, как немощные (Свт. Тихон Задонский).

...«Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (молитва прп. Ефрема Сирина).

сайт Свято-Успенской Почаевской Лавры

…Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что Он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, достиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. Ты что скажешь? Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.

Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле. Вот то, третье, неожиданное, удивительное, крайне драматичное. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, – писал Господь перстом по земле;

Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;

Шалум – клятвопреступник

Елед ударил отца

Амарнах присвоил имение вдовы

Мерари совершил содомский грех

Иоиль поклонялся идолам

И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Все их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое – Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли, то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он – беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы они под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все, чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, он снова разровнял пыль, и написанное исчезло.

После этого великий Господь восклонился и мягко сказал им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Как будто кто-то, взяв оружие из рук врагов, сказал: а теперь стреляйте! Несколько минут жестокие судьи женщины грешницы стояли обезоруженные и как обвиняемые перед Судией немо и неподвижно. А благой Спаситель, снова склонился и снова писал что-то на земле. Что Он писал сейчас? Перечислял ли другие сокрытые преступления фарисеев, чтобы заградить им уста? Или же писал, какими должны быть старейшины народа, чтобы пробудить их совесть? Об этом мы не должны спрашивать. Главное, что Он, написав эти слова на песке, трижды попал в цель: первое – бунт, который подняли против Него иудейские начальники, Он обратил в ничто; второе, пробудил в их окаменевших душах умирающую совесть, пусть на мгновение; третье, спас грешницу от смерти. Ибо говорит о них: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:9).

Площадь перед храмом Соломона быстро опустела. Никого не осталось на ней, кроме них, двух, которых старейшины обрекли на смерть – грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, Он же сидел, склонившись к земле. Нигде никого, только они. Всюду тишина. Вдруг Господь снова выпрямился, посмотрел вокруг Себя и не видя никого кроме женщины, сказал ей «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?». Господь знал, что никто ее не осудил, но хотел Своим вопросом ободрить женщину, утешить ее сердце и оживить душу, чтобы она яснее услышала и поняла то, что Он скажет ей после этого. Подобно искусному врачу, который сначала подбодрит больного, а потом даст ему лекарство. Никто не осудил тебя? Тогда женщине вернулся дар речи, и она ответила: Никто, Господи. Эти слова произнесло то несчастное существо, которое несколько минут назад не надеялось на то, что еще когда-нибудь что-нибудь сможет выговорить, то существо, которое впервые в жизни, может быть, ощутило истинную радость. До этого эта грешница знала только боль и наслаждение, думая о низшем наслаждении, которое – удел животных. А теперь она испытала радость, которая принадлежит человеку и обществу людей. Наконец благой Господь сказал женщине: «и Я не осуждаю тебя, иди, и впредь не греши». Если волки оставляют свою жертву, то и пастырь не может желать смерти ее. Но следует понимать, что неосуждение Христа значит много больше, чем неосуждение человеческое. Если люди не осуждают твой грех, это значит, что они не назначают тебе наказания за грех, но оставляют тебя один на один с твоим грехом, оставляя его в тебе. А когда не осуждает Господь, это значит, что Он прощает тебя, прощает твой грех и очищает от него твою душу, как от гноя. Потому слова Господа «и Я не осуждаю тебя» значат то же, что и слова «Прощаются тебе грехи твои. Иди, чадо и впредь не греши».

Вот радость несказанная! Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим. Вот радость от правды, ибо Господь сотворит правду. Вот радость от милости, ибо Господь явил милость. Вот радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь. Все это – Евангелие Христово, все это радостная Весть, одна из страниц Книги Радости…

© Святитель Николай Сербский