Проект интересные места моего города. Информационный проект "мой город". Краткая аннотация проекта

Творческое название проекта: Мой самый лучший город на земле

Этот город стоит посредине земле,
Посредине земли, что зовется Россией,
Здесь и корни твои, здесь и ветви твои,
Они держат тебя и дают тебе силы.
С. Лахненко.

Возраст учащихся-участников проекта

Учащиеся 4-11 классов. Творческими группами класса, семьями (дети совместно с родителями), индивидуально.

Авторское право и безопасность в Интернете

В своих работах вам, наверняка, придется использовать материалы из газет и Интернета, как это сделать, не нарушая закона об авторском праве? Обязательно загляните на страницы:

Цели и задачи проекта

Цель :Воспитание гражданско-патриотического отношения к своему городу через изучение достопримечательностей Бердска.

Задачи:

1.Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности по краеведению;

2.Продвижение чтения краеведческой литературы

3.Привлечение внимания детей к истории родного города через использование современных интернет-технологий.

Краткая аннотация проекта

Любите ли вы свой город? Гордитесь ли им? Порой мы не очень-то бережно относимся к истории родного края и забываем о том, что наше настоящее и будущее невозможно без прошлого.

Этот проект поможет вам больше узнать о городе, в котором родились и в котором вам предстоит жить. Каждый город примечателен памятными местами, воссоздающими его историю, украшающими его улицы и площади. Есть они и в нашем городе.

Давайте вместе соберем материал о достопримечательностях нашего родного города. И покажем всем, что наш Бердск - самый лучший город на земле.

Для своих исследований можно выбрать любой объект из ментальной карты, а можно дополнить её своими предложениями.

Достопримечательность - место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью. Примеры: места исторических событий, зоопарки, памятники, музеи и галереи, ботанические сады, здания и сооружения (например, замки, библиотеки, бывшие тюрьмы, небоскрёбы, мосты), национальные парки и заповедники, леса, парки развлечений, карнавалы и ярмарки, культурные события и т.п.Википедия

Ключевые слова

Достопримечательность, Город Бердск, Родина, Памятник, История, Гордость, Слава, Природа, Архитектура, Археология.

Проблемный вопрос проекта

В чём красота родного города?

Какие места и объекты нашего города можно считать достопримечательностями?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Памятники города

Вопрос для исследования:

Какие памятники города имеют статус объектов историко-культурного наследия?

Цель исследования:

Провести поиск в Интернете и фондах библиотеки о достопримечательностях города Бердска.

2. Тема: Природные достопримечательности города

Вопрос для исследования:

Какие природные достопримечательности родного города делают его таким красивым?

Цель исследования:

Сбор фотоматериалов и информации о природных достопримечательностях города Бердска.

3. Тема: Мемориальные доски города

Вопрос для исследования:

В память о каких выдающихся личностях установлены мемориальные доски в нашем города?

Цель исследования:

Провести сбор информации о личностях, в память о которых установлены мемориальные доски в Бердске.

Продолжительность работы над проектом

  • Проект рассчитан на 5 месяцев: с 20 декабря 2011 по 20 апреля 2012 года.

Этапы проекта и сроки реализации каждого этапа:

3 этап: выбор формы и сервисов веб 2.0 для представления результатов исследования (20 февраля - 20 марта);

Зарегистрироваться в ВикиСибириаде:Справка:Регистрация

Заполнить страницу участника;

Зарегистрироваться на странице проекта в таблице Участники проекта;

Cоздать страницу конкурсной работы;

5 этап: подведение итогов: май 2012 года

Критерии оценивания работ учащихся

  • информативность представленной проектной работы
  • полнота раскрытия темы
  • использование современных интернет-технологий в работе
  • правильность офорления работы, с учетом авторских прав

Создание страницы конкурсной работы

Наберите в поисковой строке Проект Достопримечательности города Бердска/ Фамилия, Имя(ваше), и нажмите "перейти". Создайте статью с таким названием. Название статьи может быть такое "Проект Достопримечательности города Бердска/ Иванова Аня Конкурсная работа создается с помощью Шаблона . Шаблон нужно скопировать и в режиме «правка» вставить на страницу конкурсной работы, нажать «сохранить».

Кроме текста конкурсная работа может содержать:

  • Playcast (музыкальную открытку, запись стихотворения или песни)
  • Ленту времени исторического/географического периода, жизни и творчества персонажа, отрезка времени событий

Таблица участников проекта

  1. В режиме "Правка " внесите данные о себе в таблицу:
  • Оформите ссылку на свою страницу: Слева пишется название страницы участника, справа - фамилия и имя участника.
  • Укажите свою школу:Школа №13
  • Оформите ссылку на страницу конкурсной работы: Слева пишется название страницы конкурсной работы, справа - название работы.
  • Укажите ФИО руководителя или родителя, которые помогали вам в работе: Фамилия Имя Отчество, должность
Ф.И. участника Школа Название конкурсной работы Ф.И.О. руководителя, должность
1.

Достопримечательности нашего города Люблю тебя, родной мой город, В котором с первых дней живу. Ты мне все время очень дорог. И Белгород тебя зовут.

Актуальность исследования: Знать достопримечательностей города я считаю, что нужно всем, детям и взрослым. Ведь они являются главными культурными и историческими ценностями нашего народа и лицом нашего города. Поэтому исследование и пропаганда культурных и природных ценностей, привитие любви и уважения к природным, культурным и архитектурным объектам своей малой родины для школьников являются сегодня актуальным. Чтобы учащиеся знали об этом, я решил посвятить свою исследовательскую работу этой тем е.

Цель исследования: выяснить, какие достопримечательности есть в городе Белгороде. Задачи исследования: Изучить дополнительную литературу, сайты интернета и определить какие природные и рукотворные объекты могут составить гордость нашего города. Провести опросы среди учащихся школы «Какие достопримечательности города вы знаете?» Провести наблюдения, с целью подтверждения популярности мест, выявленных в результате опроса и анкетирования. Определить круг достопримечательностей, и используя литературу, изучить историю их возникновения. Подготовить слайды – иллюстрации. Сделать анализ выполненной работы и обобщить результат.

Гипотеза исследования: К аждый природный и культурный объект является уникальной достопримечательностью, имеющий интересную историю. О каждом объекте можно собрать очень интересный познавательный материал, который заинтересует школьников и взрослых, привлечет внимание к познанию сведения о нашей малой родине. Методы исследования: Метод теоретического исследования (анализ литературы по данной теме). Анкетирование Опрос Обощение и систематизация полученных данных.

Кинотеатр « Русич» Киноцентр «Русич» появился в Белгороде в 90-х годах XX столетия и теперь является современным кинотеатром европейского уровня. Кинотеатр неоднократно реконструировался, сейчас здесь 4 разных по величине зала, три из которых предназначены для просмотров фильмов в формате 3D

Фото с анкетирования и опросов

Мемориал «Вечный огонь» Мемориальный комплекс – братская могила, погибших в 1918-1919 и 1941-1943 годах. Памятник был открыт 5 августа 1959 года. Авторы архитектурно-скульптурной композиции - скульптор, заслуженный деятель искусств Г.В. Нерода и архитектор И.А. Француз. Над братской могилой возвышается скульптурная композиция «Скорбящая мать и ребенок». В руках ребенка венок с надписью «Слава Героям!». У подножия памятника горит Вечный огонь. Открывают мемориальный комплекс две высокие стелы, высеченные из известняка. С другой стороны на стелах – мемориальные плиты с фамилиями 167 известных воинов, павших в боях за Белгород.

Парк им. В.И. Ленина Городской парк существует в Белгороде очень давно. Но далеко не всегда он был так благоустроен, как сейчас. Реконструкция парка началась в 2000 году, в то время местной администрации было совсем не до развития инфраструктуры, и реконструкцию за счёт своих средств провели владельцы местной сети магазинов. Проект нового парка стал революционным. В строительстве решено было ориентироваться на зарубежные парки. В процессе создания новой парковой зоны на месте старого городского парка, инициаторы не просто стремились к западной модели, а органично сочетали современные модификации со столь важными в нашей стране традициями. Благодаря всем приложенным усилиям новый парк стал достойным местом отдыха. В парке им. В. И. Ленина соединены зоны для разных видов отдыха, поэтому здесь каждый найдёт себе развлечение по вкусу.

Драматический театр им. М.С. Щепкина Белгородский Академический драматический театр им. М.С. Щепкина был основан в августе 1936 года. Театр носит имя уроженца Белгородчины, выдающегося русского актера, основоположника реализма в русском сценическом искусстве – Михаила Семеновича Щепкина. В разные годы в БГАДТ им. М.С. Щепкина работали замечательные актеры и режиссеры. Все они преданно служили сцене, закладывали традиции своего театрального Дома, среди которых, в частности, давняя творческая дружба с прославленным коллективом академического Малого театра. Недавно произведена грандиозная реконструкция театра. Всего за один год здание неузнаваемо преобразилось и расширилось за счет масштабной пристройки. Теперь это один из самых красивых и оснащенных театров России.

Смоленский собор Храм построен в честь происшедшего в 1703 году знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы. По преданию, часовой Мефодий Иванов в ночь с 1 на 2 октября увидел, как от образа Смоленской Пресвятой Богородицы, который находился на городских воротах, блеснул яркий свет, от которого зажглась восковая свеча. В 1703 году на месте этого события была построена часовня. В 1705 году была построена деревянная церковь, а в 1727 году заложен каменный собор. Первый этаж собора был освящён в 1747 году, второй - в 1763 году. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от артиллерийского огня. После войны, в 1958 и 1974 годах, предпринимались попытки взорвать собор. В 1980-х годах здание реставрировалось под органный зал. В 1991 году храм вернули верующим.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Рудня»

Информационный проект

«Мой родной город»

1. Введение

2. Основная часть

    История нашего города

    Герб города Рудня

    Достопримечательности

3. Практическая часть

4. Заключение

5. Источники информации

6. Приложения

Введение

Тема проекта: Мой родной город.

Актуальность проекта.

Чтобы по-настоящему любить свою страну, Россию, быть патриотом, нужно знать историю своей малой родины, места, где мы родились.

Цель: расширение кругозора об истории города, символике, достопримечательностях, жителях, прославивших город.

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за достижения земляков;

Воспитывать бережное отношение к наследию родного края.

Собирать краеведческий материал, описывать его.

Объект и предмет исследования : история и достопримечательности города Рудня.

Методы исследования:
изучение темы: справочники, художественная литература;
посещение библиотеки
поиск информации в Интернете;
подведение итогов.

1. История нашего города.

Город Рудня расположен в долине реки Малая Березина (бассейн Днепра). В древней Руси в этом районе начинался знаменитый волок на пути «из варяг в греки». Однако, возникновение поселения на месте современной Рудни, по всей вероятности, связано не с ним. Первые упоминания о Рудне имеются в летописи 1363 года, а само селение появилось гораздо раньше. В 30-х годах прошлого века у железной дороги, в районе ул. Заводской, были раскопаны остатки древнего городища, относящегося к IX-X веку, которое, как полагают, было укрепленной частью поселения в районе древних руден – мест добывания железа из болотной руды. Отсюда и пошло историческое название города.

Рудня жила, работала, строила, испытывая все беды и трудности 20-30гг. Здесь шло рядом и светлое и трагическое. В тридцатые годы активно начала развиваться промышленность. Создается первая в Западной области МТС. В 1931г. строится льнозавод. В1932г. начато строительство завода «Консервмолоко», а в мае 1936г. одно из самых первых и крупных предприятий по переработке молока в стране уже дает продукцию.

Великая Отечественная война принесла на нашу землю безмерное горе и выявила беспримерный героизм народа. Два с лишним года длилась черная фашисткая оккупация. Рудня была сожжена, разграблена, разрушена, расстреляна… Из 1200 домов в городе не осталось и десятой части, уцелело несколько сотен жителей. 29 сентября 1943 года город был освобожден. Героизм ратный сменился трудовым. Возрождали город отцы и матери нынешнего поколения руднян.

Война практически не оставила городу исторических памятников прошлого, зато преумножила военную славу.

Вознесенная на высоком постаменте модель реактивной установки БМ-13, увековечила память об отдельной экспериментальной батарее капитана И.А. Флерова, которая первыми же залпами легендарной «Катюши» возвестила врагу о неотвратимости поражения.

Многие улицы города названы именами воинов, погибших при его освобождении: улица им. И.Н.Киреева, ул. им. Г.А. Пономарева, ул. им. П.Ф. Шевцова, ул. Красноярская, увековечившая коллективный подвиг одой из сибирских дивизий, ул. Е.И.Мельникова, ул. А.Е. Елисеева.

ГЕРБ ГОРОДА РУДНЯ

Герб является историческим символом города, государственности и власти.

В центре красного поля (красный яркий цвет – цвет руды, добывавшейся когда-то на земле наших предков) расположена розетка из шести лепестков. Розетка – «говорящий» знак бога Рода, бога громовержца, дошедшего до наших дней из славянской мифологии. Перед этим богом преклонялись наши предки, верили в его могущество и силу. Знак бога – розетка – помещался на воротах, домах тогда живущих.

Желтый или оранжевый цвет розетки – символ богатства, торговли, чем в древности славился наш город.

В левом углу герба – герб города Смоленска.

Герб обрамлен золотыми колосьями – символ принадлежности района к сельскохозяйственному производству, земледелию.

Колосья оплетены лентой ордена Ленина в знак того, что крупнейшее предприятие района – молочно-консервный комбинат – имеет эту правительственную награду.

Герб увенчан башней о трех зубцах, отражающей статус города Рудни как районного центра.

3. Достопримечательности

Основной достопримечательностью города является местный исторический музей, в стенах которого собрана всё история города и его района. Расположен музей на улице Киреева.

Вторым городским музеем является дом-музей Михаила Алексеевича Егорова, героя Советского Союза, именно он вместе с младшим сержантом Кантария 1 мая 1945 года водрузил Знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага.

Михаил Алексеевич был уроженцем деревни Ермошенки Руднянского района. Мемориальный музей ждет своих гостей в поселке Молкомбината.

Есть в Рудне и памятники, два городских памятника посвящены Великой Отечественной войне. Один из них минометная установка "Катюша" установлен у школы №2.

Второй городской памятник "Скорбящая мать"" установлен на южной окраине Рудни. Установлен он тут неспроста, рядом с ним находится братская могила, в которой покоятся более трех тысяч советских граждан погибших тут во времена Великой Отечественной войны.

Источники информации

1. Рудня/ З. Джумкова, Л. Стерхова, Д. Тихонов. – ЗАО «Амипресс», 2004.
2. Страницы истории Смоленщины. Книга для дополнительного чтения/ Ю.Г. Иванов, Е.Н. Агинская, О.Ю. Иванова и др. – Смоленск: Русич, 2007. – С. 441-444.
3. Николаев, Н. Икона, просиявшая в Рудне/ Н. Николаев// Рабочий путь. – 2007. – 25 октября. – С. 21.
4. Ратников, Д. Рудня: родина победного Знаменосца/Д. Ратников// Комсомольская правда. – 2007. – 9 авг. – С. 27.
5. Борисова, Н.Я. Наш город: взгляд в прошлое/ Н.Я. Борисова // Руднянский голос. – 2000. – 7 июля.
6. Шаповалов, С. Из глубины веков/ С. Шаповалов// Заветы Ильича. – 1976. – 11 мая.
7. Шаповалов, С. Почему Рудня?/ С. Шаповалов// Ленинское знамя. – 1962. – 18 марта.

Приложение

Исторический музей.

Дом культуры.

Сквер ветеранов

Дом-Музей Михаила Егорова

«Скорбящая мать»

Я люблю свой город и горжусь им!!!

Язина Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Радуга"
Населённый пункт: Московская область, Серпуховский район, пгт. Пролетарский
Наименование материала: презентация проекта
Тема: Достопримечательности родного посёлка
Дата публикации: 21.01.2016
Раздел: дошкольное образование

ПРОЕКТ
« Достопримечательности родного посёлка » Средняя группа № 12 Воспитатель: Язина Ольга Витальевна

АКТУАЛЬНОСТЬ

ПРОЕКТА

Одна из задач нравственного воспитания дошкольников -

воспитание патриотических чувств, которая включает в

себя воспитание у детей любви к близким, к детскому

саду,

родному

дому,

посёлку,

краю,

родной

стране.

Возникает

вопрос:

проявляются

патриотические

чувства

детей

дошкольного

возраста?

надо

забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают

окружающую действительность эмоционально, а значит и

патриотические

чувства

проявляются

чувстве

восхищения

привязанности

месту

рождения

жительства,

определенному

кругу

людей,

которое

расширяется и углубляется от встреч и общения с ними.

Формирование чувства любви к родному городу, краю

происходит через воспитание положительного отношения

к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и

понимать красоту окружающей жизни, желания больше

узнать об особенностях родного края, культуре, истории и

окружающей природе.

ЦЕЛЬ

ПРОЕКТА

:
воспитание любви к родному краю, поселку; формирование представлений о достопримечательностях поселка; воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем; обобщение и систематизация знаний о родном крае; расширение детского кругозора
. - формирование представления детей о родном крае и родном поселке; - воспитание умения видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей; - формирование общих представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка; - воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, своему народу
ЗАДАЧИ

ПРОЕКТА

Тип проекта:
краткосрочный, групповой, познавательный
Участники проекта
: дети, педагоги, родители
Место проведения
: детский сад « Радуга»
Сроки проведения
: 28 октября – 8 ноября 2013
Количество участников проекта:
воспитатель и дети средней группы №12
Форма проведения:
дневная

ОЖИДАЕМЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ

:
. Привлечение родителей сотрудничеству с ДОУ. Активизация творческого потенциала родителей. Повышение уровня знаний детей о родном крае и родном поселке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка; Умение видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей

ЭТАПЫ

РАБОТЫ

ПРОЕКТОМ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП

ПРАКТИЧЕСКИЙ

ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП

Изучение методической литературы - Составление перспективного плана - Создание развивающей среды - Подбор игр и оборудования - Создание условий для продуктивной деятельности - Привлечение внимания родителей к патриотическому воспитанию в семье
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП

БЕСЕДЫ

ФОРМЫ

РАБОТЫ

ДЕТЬМИ

РАБОТА

РОДИТЕЛЯМИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ

ЭКСКУРСИИ

СЮЖЕТНО

РОЛЕВЫЕ

ИГРЫ

ПРОДУКТИВНЫЕ

ВИДЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАССМАТРИВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИХ

АЛЬБОМОВ

КОНСУЛЬТАЦИИ

ПАПКИ

ПЕРЕДВИЖКИ

ЧТЕНИЕ

ХУДОЖЕС

ТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИХ

АЛЬБОМОВ

ПРАКТИЧЕСКИЙ

ЭТАП
(РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА)

ПРЕДМЕТНО

РАЗВИВАЮЩАЯ

СРЕДА

НОД на тему:
« Моя Родина – Россия, края

родные, дорогие..»

РАССМАТРИВАНИЕ

АЛЬБОМА

ЭКСКУРСИИ

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ

ПРОЛЕТАРСКИЙ
На машине ярко-красной Мчимся мы вперёд. Труд тяжёлый и опасный Нас, пожарных, ждёт. И в беду попавшим людям можем мы помочь, Ведь с огнём бороться будем Смело день и ночь!

ЗАСТЫЛИ ЕЛИ В КАРАУЛЕ,

СИНЬ НЕБА МИРНОГО ЯСНА.

ИДУТ ГОДА. В ТРЕВОЖНОМ ГУЛЕ

ОСТАЛАСЬ ДАЛЕКО ВОЙНА.

НО ЗДЕСЬ, У ГРАНЕЙ ОБЕЛИСКА,

В МОЛЧАНЬЕ ГОЛОВУ СКЛОНИВ,

МЫ СЛЫШИМ ГРОХОТ ТАНКОВ БЛИЗКО

И РВУЩИЙ ДУШУ БОМБ РАЗРЫВ
.
МЫ ВИДИМ ИХ - СОЛДАТ РОССИИ,

ЧТО В ТОТ ДАЛЁКИЙ ГРОЗНЫЙ ЧАС

СВОЕЮ ЖИЗНЬЮ ЗАПЛАТИЛИ

ЗА СЧАСТЬЕ СВЕТЛОЕ ДЛЯ НАС...

ИГРОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП
- Оформление папки на тему « Художественное слово о Родине, родном крае » - Выставка работ художественного творчества детей: « Мои любимые места родного посёлка »

очень

постарались

прилежно

занимались

посёлок

свой

узнали

Опыт

свой

сюда

собрали

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой

живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце

бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Методическое обеспечение проектной деятельности:
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Цель: Развивать в ребенке умение видеть красоту родного города и готовность ее сохранять; Выявить знания детей о городе Кызыле; Знакомить дошкольников достопримечательностями родного города; Воспитывать патриотических чувств; любви к своей малой Родине Развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем, Активизировать мышление, воображение, любознательность. Развивать в ребенке умение видеть красоту родного города и готовность ее сохранять; Выявить знания детей о городе Кызыле; Знакомить дошкольников достопримечательностями родного города; Воспитывать патриотических чувств; любви к своей малой Родине Развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с родным краем, Активизировать мышление, воображение, любознательность.












Музыкально-драматический театр основан в 1936 году. Театр носит имя тувинского актёра и драматурга заслуженного артиста РСФСР Виктора Шогжаповича Кок-оола. С 1944 года, после вхождения Тувы в состав СССР, становится одним из советских театров. В 1958 году тувинский национально-драматический театр преобразовался...


Буддийский молитвенный барабан на площади Арата г.Кызыла. Молитвенные барабаны, которые являются источником величайшего благословения и неизменным украшением традиционных буддийских стран, были полностью уничтожены на территории Тувы в годы Советской власти. Медный молитвенный барабан, заказанный монахами монастыря Гьюдмед в Индии.














Спорткомплекс им.Ярыгина находится по ул. Щетинкина- Кравченко. Там есть бассейн, тренажерный зал, проводится различные спортивные секции. Спорткомплекс им.Ярыгина находится по ул. Щетинкина- Кравченко. Там есть бассейн, тренажерный зал, проводится различные спортивные секции.




Памятник «Воинам - афганцам» Памятник напоминающую мысль, что из теплых материнских рук сыновья в виде птиц улетают из родного края, будет напоминать память 12 погибших ребят в афганской войне находится в школе 12 г.Кызыла Памятник «Воинам - афганцам» Памятник напоминающую мысль, что из теплых материнских рук сыновья в виде птиц улетают из родного края, будет напоминать память 12 погибших ребят в афганской войне находится в школе 12 г.Кызыла


Памятник «Кадарчы» Скульптура "Пастух с овцами" находится на горе на выезде из Кызыла. Монумент установлен в 1997 году, его автор - тувинский скульптор Т.Ч. Ондар. Пастух в национальном костюме с ножом и кресалом на поясе смотрит вдаль на бескрайние степи. Специально привезенные к подножию и выкрашенные в белый цвет камни - это стадо овец


Обелиск "Центр Азии" установлен в центральной части г. Кызыла, на берегу Енисея. Сооружен в 1964 г. к 20-ти летней годовщине добровольного вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. Авторы проекта - скульптор В.Ф. Демин, архитекторы В.И. Бажин и В.П. Ветчинов. Обелиск представляет собой большой шар, на нем, как на глобусе, нанесены контуры материков, особо отмечена Тува и указан Кызыл. Над шаром взмыл в небо десятиметровый трехгранный шпиль. На двухметровом мраморном постаменте золотом написаны на русском, тувинском, английском языках слова "Центр Азии". г. Кызыла. Обелиск "Центр Азии" установлен в центральной части г. Кызыла, на берегу Енисея. Сооружен в 1964 г. к 20-ти летней годовщине добровольного вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. Авторы проекта - скульптор В.Ф. Демин, архитекторы В.И. Бажин и В.П. Ветчинов. Обелиск представляет собой большой шар, на нем, как на глобусе, нанесены контуры материков, особо отмечена Тува и указан Кызыл. Над шаром взмыл в небо десятиметровый трехгранный шпиль. На двухметровом мраморном постаменте золотом написаны на русском, тувинском, английском языках слова "Центр Азии". г. Кызыла Обелиск "Центр Азии". Самая притягательная достопримечательность Кызыла и символ Тувы.


Памятник первым русским учителям Тувы Торжественно открыт в Кызыле в День Учителя – 5 октября. Поднятый на мраморное возвышение монумент – молодая учительница с учениками мальчиком и девочкой – расположен вблизи магистрали улицы Московской, в районе нового строящегося православного храма. Высота памятника – 2,5 метра. Вокруг него брусчаткой выложена небольшая площадь, где можно будет проводить торжественные линейки школьников.
Мемориальный комплекс, Посвященный Великой Отечественной войне Состоит из нескольких элементов: памятника о совместном участии советского и тувинского народов в Великой Отечественной войне, в память о воинах-земляках, павших в боях против фашистских захватчиков), пяти памятных плит с фамилиями тувинцев, погибших на фронте, мемориала тувинским танкистам в виде танка Т-34 и аллеи с четырьмя бюстами воинов-тувинцев - Героев Советского Союза - Ч.Н. Хомушка, М.А. Бухтуева, Т.Б. Кечил-оола, Н.Н. Макаренко (установлены в 1995 году, скульптор Т.Ч. Ондар).