Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями. Что такое инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации Сохранятся ли коррекционные школы

Новый стандарт инклюзивного образования будет введен в школах с 1 сентября 2016 года. Однако пока остается много вопросов: что нужно успеть сделать, подготовить, изменить за оставшееся время? Что это даст детям, которые будут учиться по новым программам и в новых условиях?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты, собравшиеся в информационном агентстве «Россия сегодня» на мультимедийное ток-шоу «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится в российских школах с 1 сентября 2016 года».

С принятием нового образовательного стандарта связана долгая история. В 2008 году Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов, где, в том числе говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования. С этого момента в России начался полномасштабный эксперимент, в регионах стали создавать различные модели инклюзивного образования. Тот опыт, который был наработан, и положили в основу формирования стандартов.

19 декабря 2014 года вышли приказы Министерства образования об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральные стандарты включают в себя требования к структуре, условиям, результатам адаптированных основных общеобразовательных программ. Нормы государственных стандартов распространяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.
Начальник отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская сказала:

- Чтобы чиновники могли обеспечить все необходимые условия к 1 сентября 2016 года, необходимо задолго до этой даты точно знать, сколько детей с какими нарушениями здоровья и в каких условиях нуждаются, и в какую школу они пойдут. Родители могут выбирать образовательное учреждение. За ними остается выбор, отдать ребенка в коррекционную или обычную школу. Но решать это нужно заранее, а не 1 сентября!

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов рассказал, что стандарты рождались в пылу серьезных дискуссий. Разработчикам стандартов поступали тысячи предложений, и не было уверенности, что представителям разных школ, родительских ассоциаций и прочих заинтересованных групп удастся договориться - слишком разные особенности и потребности у детей! Но все же удалось услышать друг друга и сойтись на главном.

Каганов отметил:

- Боюсь, что не могу гарантировать стопроцентной готовности всех школ работать по новым стандартам с 1 сентября 2016 года. Наша задача без паники, разумно, напрягая все возможные ресурсы, поэтапно двигаться к тому, чтобы становилось все больше и больше школ, где смогут учиться особые дети. Где-то это будет быстрее, где-то медленнее - зависит от уровня оснащения школ и подготовки преподавателей. Но в любом случае бесконечно размазывать по времени этот процесс никто не собирается.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Ирина Терехина уточнила, что задача создать условия для инклюзивного образования к 1 сентября 2016 года стоит перед каждым образовательным учреждением. Для ее решения необходима соответствующая материально-техническая база и подготовка кадров. Заниматься этими вопросами регионы должны уже сейчас.

Что касается кадров, то сейчас уже разработана программа повышения квалификации.

- В этот проект , - рассказала проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина, - попала тысяча человек. Половина из них будет проходить обучение дистанционно, половина очно.

Изменения в программы образования педагогов, психологов, логопедов и дефектологов будут вноситься и далее. Но кроме педагогов необходимо подготовить и сопровождающих для детей с ограниченными особенностями здоровья - тьюторов. С такой работой простому волонтеру не справиться, нужны специальные знания.

Очевидно, что работы в ближайшие полтора года предстоит много. И будем надеяться, что все участники внедрения стандартов инклюзивного образования достойно справятся с возложенным на них делом - ведь от этого зависит, получат ли дети действительно равные образовательные возможности.

Лидия Громека

«Хотела бы остановиться на 64-й статье закона об образовании , так как это единственная статья, которая полностью посвящена дошкольному образованию. В ней 3 части: 1) собственно содержание дошкольного образования; 2) освоение образовательных программ дошкольного образования; 3) инклюзивное образование. Это вещь не дешёвая, требует финансирования, требует создания специальных условий, повышения квалификации педагогических работников, также нет методических программ, литературы. Поэтому начинать будем с детей с ОВЗ.

Мы никогда не работали по адаптированным программам, были коррекционные. Есть адаптированная программа, которую используют в образовательном процессе, если вся группа детского сада мономорфная по категории, например, это дети с нарушением зрения. Если группа комбинированной направленности, и в ней сидит один-два человека, тогда мы работаем по адаптированной программе, которую для этих детей прописываем исходя из той основной, по которой Вы работаете. Адаптация идёт под каждого, кто пришел в Вашу группу, закон этого требует, а педагоги адаптировать не умеют. Пути решения мы ещё ищем.

79-я статья закона (организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) говорит, что эти дети проходят ситуацию образования и всё, что они делают в ситуации образования, и весь их образовательный маршрут, и все методы и приёмы, которые Вы используете, подчинены адаптированной образовательной программе.

12 пункт 79-й статьи — государство в лице органа государственной власти субъекта, т.е. ваш губернатор обеспечивает подготовку педработников для работы с детьми с ОВЗ и содействует привлечению таких работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Переходим к ФГОС ДО . <...> К основным задачам относится обеспечение преемственности. Это проблема не новая, мы занимаемся ей лет 40. Преемственность, когда говорим о документах в системе образования, есть преемственность на уровне стандартов, преемственность на уровне примерных программ, преемственность на уровне основных образовательных программ. Она должна быть между уровнями — дошкольным и начальным общим образованием.

Когда в 2013 г. писался дошкольный стандарт, школьный стандарт был один. Поэтому дошкольный стандарт писался в рамках преемственности к школьному стандарту. Но прошло время, и в конце 2014 г. вышло ещё два стандарта — организация обучения детей с ОВЗ в начальной школе и организация обучения детей умственно отсталых, с интеллектуальными нарушениями. На сегодняшний день получается, что школьных стандартов три, а дошкольный — один. Мы ещё не понимаем, во что это выльется на практике. Если у Вас есть дети с ОВЗ, Вы не знаете, куда он пойдёт после подготовительной группы — в общеобразовательный класс, в инклюзивный класс, в коррекционную школу... Эти школы не равноположены, так как есть школы, дающие цензовое образование, и школы, дающие нецензовое образование. В этом смысле есть понимание, что преемственности не будет и дети будут идти в разные системы образования. Суть проблемы очевидна».

Расшифровано со слов Татьяны Владимировны Волосовец

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Инклюзивное образование

в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. Ст.5 п.1 того же закона).

Инклюзивное образование, как последовательное развитие гуманистических идей с одной стороны, и как успешный опыт работы с неограниченным разнообразием учащихся с другой стороны, известно в развитых странах уже более сорока лет. В наши дни и в российском обществе – особенно это заметно в мегаполисах – происходят явные изменения в сторону его большей гетерогенности, вследствие колебаний его национального состава, активных межкультурных взаимодействий, изменений в политике и в экономике. Параллельно с этими процессами, но, к сожалению, гораздо более медленно, началась важная трансформация общественного сознания по отношению к равноправию всех без исключения граждан в области качества жизни и, в частности, образования.

В феврале 2010 г. Президентом РФД.А. Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где указано, что новая школа станет школой для всех, а значит, будет организована в согласии с принципами инклюзивного образования. Инклюзия же требует пере­смотра многих критериев системы образования и ставит перед обществом и государством новые философские и методологические вопросы. Все участники инклюзивного образо­вательного процесса действуют в качествен­но иных, нежели традиционное образование, усло­виях, с учетом всех социокультурных и правовых изменений современности.

Очевидно, что организация инклюзивного образования расширяет права и перспективы не только детей с ОВЗ. Нарушения физического или психического развития - ограниченные возможности здоровья – влекут за собой как следствие появление особых образовательных потребностей, но такие потребности могут возникать по совершенно разным причинам, меняться со временем, и, главное, не обязательно быть связанными со здоровьем обучающегося. Принципы инклюзии, основанные на понятии особых потребностей, таким образом, затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих какие-либо трудности, с обучением связанные.

Термин «особые образовательные потребности» (SpecialEducationalNeeds) впервые был использован в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов и молодых инвалидов. Председатель этого комитета, британский профессор философии баронесса Мэри Уорнок опубликовала в том же году развернутый комментарий к этому докладу: «Соответствие особым образовательным потребностям». Будучи изначально соотнесено с нарушениями развития и инвалидностью, в дальнейшем понятие «особые потребности» обсуждалось в более широком значении и позволило отойти от исчерпавшей себя медицинской модели инвалидности, понятия, на котором долгое время строились концепции определения нормы и отклонений от нее. Приведем как пример определение ООП в тексте ирландского Закона об образовании лиц с особыми образовательными потребностями (2004): «Ограничение возможностей индивида участвовать в образовательном процессе и извлекать из него пользу в связи с продолжительным физическим, психическим, сенсорным или интеллектуальным нарушением или трудностями в обучении, или любыми другими обстоятельствами, влияние которых обуславливает обучение этого индивида иначе, чем обучение лиц, не имеющих таких обстоятельств…»

Понятие «особые образовательные потребности» (ООП) стало частью культуры и образовательной политики в школах большинства стран Европы, в США и Канаде. Оно повлияло на различные аспекты школьного обучения. Это определение используется при составлении специальных документов – заключений об особых образовательных потребностях, при определении индивидуальных трудностей, что часто является обязательной и необходимой процедурой (см., например, британский Кодекс особых образовательных потребностей). Также это понятие фигурирует в индивидуальных планах обучения и в тех отчетах, которые школы обязаны предоставлять в связи с финансовыми затратами на удовлетворение особых образовательных потребностей своих учащихся. Во многих школах, где осуществляется в полной мере работа с потребностями и трудностями учеников, появилась должность координатора по работе с учащимися с ООП.

При появлении и развитии инклюзивных учебных заведений быстро выяснилось, что далеко не все инвалиды нуждаются в принципиально особенных условиях и методах обучения, и далеко не все дети, имеющие трудности в обучении и требующие индивидуального подхода, отягощены хоть каким-либо медицинским диагнозом.

По данным московского мониторинга сети образовательных учреждений половина детей с расстройствами аутистического спектра, обучающиеся в условиях инклюзии в массовой школе, не имеют инвалидности. Однако, процесс включения таких детей в массовый класс почти невозможен без адаптации программы обучения, организации специальных условий и сопровождения.

В соответствии с п. 1 ст. 79 нового Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа –это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребенка с ОВЗ, который был закреплен Федеральным государственным стандартом, а теперь и российским Законом «Об образовании». Такой Учебный планобязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Согласно Закону образовательное учреждение обязано гарантированно обеспечить процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ данных об образовательных учреждениях Москвы, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья,с данными о наличии там специальных условий показывает, что при наличии в учреждениях детей с различными видами нарушений специальные условия для образования таких детей создаются не во всех учреждениях. Наименее обеспеченной специальным оборудованием и дидактическими средствами оказалась категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, доля которых от общего количества детей с ОВЗ в инклюзии составляет почти третью часть.

Согласно новому Закону государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Москве около 30% педагогических работников от общего количества педагогических работников в инклюзивных образовательных учреждениях работают с детьми-инвалидами. Остро встает вопрос их профессиональной подготовке и квалификации.

Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции. Данные показывают, что на сегодняшний день только каждый четвёртый педагог общеобразовательного учреждения знаком с основными положениями инклюзивного образования. 74,4% респондентов либо не знакомы с основными положениями и принципами инклюзивного образования, либо заявляют о недостатке информации по этому вопросу.

Основные опасения педагогов массовых школ связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов в работе с детьми с нарушениями в развитии. Подавляющее большинство опрошенных знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии в рамках учебного плана педагогических вузов, что составляет от 18 до 36 часов на весь курс обучения. Вследствие чего, 51% педагогов не готовы применять элементы коррекционной педагогики в своей повседневной практике, из них 38% запрашивают дополнительное обучение в области инклюзивного образования.

Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.Наш опыт показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников. Школьным психологам нужно помочь педагогам разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа инклюзивного образования была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы.

Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании на сегодняшний день и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта.Повышение квалификации в области инклюзивного образования может заметно изменить установки учителей к инклюзивной практике образования. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных компетенций и умений, но адресно отвечающей на профессиональные запросы педагогов и образовательных учреждений.

Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходимо обучение практикующих специалистов общепедагогическим технологиям индивидуализации обучения, моделям развивающего урока, технологиям поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о развитии профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

Для такого повышения квалификации формы по лекционно-семинарскому типу не приводят к необходимым изменениям в педагогической практике. Основным в системе повышения квалификации должна стать методология деятельностного подхода, выявление и сертификация успешного опыта инклюзии, проведение мастер-классов и стажировок на базе успешных площадок, изучение необходимых компетенций и образцов успешной практики.

На базах ВУЗов секции УМО «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования» реализуется большое количество программ повышения квалификации специалистов. Например,

    в Новосибирском государственном педагогическом университете- программа «Инклюзивное образование: теория и практика»;

    в Поволжской государственной социально-гуманитарной Академии (ФГБОУ ВПО ПГСГА) - «Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе»;

    в Университете управления ТИСБИ (НОУ ВПО Университет управления ТИБСИ, г.Казань) – «Разработка условий для построения инклюзивной образовательной среды в среднем специальном учебном учреждении», «Инклюзивные процессы в учреждениях системы дополнительного образования детей», «Школа на пути к инклюзии», «Организация профессиональных сурдокоммуникаций в контексте программы «Доступная среда»;

    в Институте развития образования Кировской области - «Инклюзивное образование в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования»;

    в Московском городском психолого-педагогическом университете реализуются 7 программ повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования: - «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»,«Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ»,«Организационно-управленческие основы инклюзивного образования», «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы»,«Организация внеучебной и воспитательной работы в инклюзивном образовании», «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ», «Организация и содержание деятельности тьютора в инклюзивном образовании».

По нашему мнению, стажировочные программы являются наиболее эффективным средством повышения квалификации педагогов, специалистов и руководителей.Разработка стажировочных программ и развертывание сети стажировочных площадок на базах лучших региональных учреждений позволит распространить опыт в сфере развития инклюзии, адресно повысить профессиональный уровень управленческого и кадрового состава, тем самым, обеспечить всех детей доступными и качественными образовательными услугами, что является одной из самых актуальных задач, стоящих на сегодняшний день перед российским образованием.

Несомненно, законодательное закрепление инклюзивного образования – это только начало. Впереди – много работы по созданию подзаконных актов и норм, проведению научных исследований и дискуссий, анализу практического опыта, написанию учебников и программ. Профессиональное сообщество готово к решению этих задач, понимая, что оно работает на будущее нашего образования и каждого отдельного человека, которое его сегодня получает.

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для осуществления равных прав на получение образования часть 5 статьи 5 данного закона обязует органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями здоровья получать качественное образование и возможности для социальной адаптации с учетом их индивидуальных потребностей. В том числе - путем организации для них инклюзивного образования.

Чтобы ученик был признан имеющим ограниченные возможности здоровья, требуется соблюдение трех условий:

  1. У него имеются недостатки в физическом или психологическом развитии.
  2. Они подтверждены специальной психолого-медико-педагогической комиссией.
  3. Получение образования этим учеником невозможно без создания специальных условий.

Образовательные стандарты

В статье 11 Закона № 273-ФЗ идет речь о федеральных государственных образовательных стандартах, и в частности, пункт 6 статьи 11 требует создания для учащихся с ограниченными возможностями отдельных образовательных стандартов либо добавления специальных требований в уже имеющиеся. Так, с 1 сентября 2016 года применяются «Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599, и «Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Статья 79 Закона № 273-ФЗ регулирует основные принципы организации инклюзивного образования в России. Прежде всего указано, что в основу такого образования положена адаптированная образовательная программа, разработанная специально для обучающегося. Если же речь идет об инвалиде, то для него содержание и условия получения образования определяются его индивидуальной программой реабилитации.

Организация специальных условий для инклюзивного обучения

В образовательном учреждении, где ведется адаптированное образование, должны быть обустроены специальные условия для его получения. В структуре этих условий можно выделить три элемента:

  1. Материально-техническую составляющую - важную, но не единственно главную. Сюда относятся обеспечение доступа в здание, технические средства для перемещения по этажам, соответствующее специальное оснащение аудиторий, услуги ассистента-помощника и т.д., смотря по потребностям конкретных учеников.
  2. Методический элемент: адаптированные программы и методы образования и воспитания, возможность выбрать форму обучения, специальные учебники и пособия и др.
  3. Коммуникационно-организационный элемент: общение и взаимодействие между учениками и преподавателями, а также внутри ученического коллектива, построенное на толерантности и предупредительности.

На практике создание такого комплекса условий часто доставляет столько хлопот, что обычные школы предпочитают отказывать родителям ребенка-инвалида, которые хотят обучать его инклюзивно. Либо же, наоборот, такого ребенка стремятся социализировать во что бы то ни стало и отдают его в обычную школу, не обращая внимания на отсутствие условий обучения конкретно для него.

В РФ наряду с развитием инклюзивного - то есть с интеграцией в социальную среду - образования сохраняется и система коррекционного образования в специализированных учреждениях. Минобрнауки считает, что две эти системы не мешают друг другу. Статья 79, помимо прочего, предоставляет выбор организации образования: вместе с другими учениками или же в отдельных классах, группах или учреждениях, то есть инклюзивно либо специализированно. Нормы международного права предусматривают создание спецшкол только тогда, когда инклюзивность почему-либо невозможна, однако в отечественных реалиях такие формулировки пока неактуальны.

Учащимся с ограниченными возможностями полагается бесплатное двухразовое питание, а если они живут в своем образовательном учреждении - то и полное государственное обеспечение. Специальная учебная литература и услуги сурдопереводчиков также предоставляются безвозмездно.

Принципы инклюзивности в профессиональном и высшем образовании

Важным фактором для адаптации в обществе и нормальной жизни людей с инвалидностью становится владение профессией. Статья 79 Закона № 273-ФЗ уделяет целых три абзаца организации профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями, в том числе тех, кто остался без общего образования. Законом для таких студентов предназначены специальные условия и адаптированные программы, однако принципы инклюзивности в деле получения профессионального образования сложно переоценить. Сноровка в профессии, как известно, нарабатывается в процессе практики и общения с другими мастерами, для чего необходимы навыки коммуникации и умение получать и обрабатывать информацию без помех со стороны своих ограниченных возможностей.

Как в законодательстве, так и в статьях экспертов-аналитиков подчеркивается также немаловажность доступности инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как замечает в своей статье А.Ю. Верховцев, для этой категории людей выбор жизнедеятельности, как правило, ограничен, поэтому для них «именно высшее образование становится наиважнейшим фактором в сложном процессе саморазвития личности во взаимодействии с различными социальными группами, институтами, организациями».

Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Она предусматривает увеличение количества образовательных учреждений, которым вменяется в обязанность обеспечить условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К нынешнему, 2017 году, Программа требует наличия таких условий в 25% учреждений из общего числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. К 2020 году эта доля должна составлять уже 70%.

Проблемы подготовки кадров

В числе важных задач организации инклюзивного образования стоит подготовка преподавательских кадров. Порой даже в спецшколах педагоги испытывают трудности, например, со свободным владением языком жестов. Тем более мало в России педагогических учебных заведений, которые готовили бы педагогов вести учебный процесс сообразно принципам инклюзивного образования. Министерство образования РФ ввело в педвузах курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями», однако качественная подготовка преподавателя-«инклюзивщика» не ограничивается профессиональными навыками, которые можно получить в вузе уже готовыми. Модель инклюзивного образования для России совершенно новая, отличная от привычной коррекционной модели, и методики такого обучения приходится совершенствовать и развивать прямо в процессе работы. Как отмечает Н.З. Солодилова в статье «Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов», «для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей».

Отражение в законодательстве субъектов РФ

Положения Закона № 273-ФЗ в части образования лиц с ограниченными возможностями находят развитие на уровне субъектов федерации. В законах об образовании многих субъектов РФ отражены общие нормы федерального законодательства об инклюзивности, а в ряде субъектов приняты отдельные нормативно-правовые акты на эту тему или целые концепции развития инклюзивного образования, например:

  • Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве".
  • Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, утвержденная 5 мая 2012 г.
  • Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы, утвержденная 17 сентября 2015 г.
  • Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы, утвержденная 24 ноября 2015 г.
  • Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, утверждена 28 мая 2013 г.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2012 г.

Жаворонков Р. Н.

Россия, г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Разработка проекта закона была начата Минобрнауки РФ в 2009 г. Первоначальный текст проекта в 2010 г. в течение полугода обсуждался на сайте Минобрнауки РФ, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России. Переработанный в итоге текст законопроекта был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения. За 15 месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - на сайт поступило почти 11 000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения, Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

После того как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. 17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.

Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.

Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:

По причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;

При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.

Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.

По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.

В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.

Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.

* Здесь и далее автор ссылается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.