История возникновения мебели презентация. Любопытные факты из истории мебели. Мебель как функциональная утварь

С большим почтением, даже называл его «многоуважаемым». Конечно, это делалось для красного словца. Но корпусная мебель имеет настолько богатую историю, что к ней и правда следует относиться с уважением. Проследим основные вехи в «биографии» столов, шкафов и прочих предметов, которые живут с нами под одной крышей.

Важный шаг производство корпусной мебели сделало во времена Древнего Египта, когда обработка древесины и изготовление из нее различной утвари перешли в разряд бизнеса. Время беспощадно к изделиям из древесных пород, и до нас не дошло ни одного образца той поры. Но, судя по изображениям, можно предположить, что уже несколько тысячелетий назад предки современных столов и стульев мало чем отличались от наших. В основном они были с круглыми или квадратными столешницами и сиденьями.

Древнегреческие мебельных дел мастера впервые задумались, что такая корпусная мебель, как стол, может использоваться не только для приготовления или приема пищи, но и в учебных целях. Так появились первые письменные столы. Позже рациональные римляне дополнили их подобием ящиков, которые сегодня можно встретить практически в любой модели.

Изобретение предка современного шкафа, как и многого другого в нашем мире, стал великий Леонардо. Хотя неудобство простых сундуков для хранения утвари люди отмечали давно. Сначала они научились оборудовать сундуки полочками, чтобы вещи не сваливались в кучу, а лежали на своих местах. Затем, по мере того как им хотелось вместить всё больше и больше, лари стали расти в высоту. И, наконец, «потеряли» привычную для себя крышку – на смену ей пришли хорошо известные нам дверцы. Первые шкафы были изготовлены в эпоху Возрождения. Делалась такая корпусная мебель на заказ, причем мастера стремились добиться не просто функциональности, но и эстетичности, не жалея дорогостоящих материалов для отделки. Параллельно со шкафом появился и совершенствовался еще один предмет для хранения всяких мелочей – комод.

Интересна история создания серванта. Его «отцом» можно считать небольшой столик с выдвижными ящиками, в котором два столетия назад хранили и «доводили до нужной кондиции» вина. Он был изящным, но на редкость непрактичным. И уже скоро производство корпусной мебели «догадалось» расширить его и превратить в целый шкаф, в котором можно было бы хранить и посуду, и полезные вещицы для сервировки стола, и столовый текстиль.

Новейшим изобретением мебельной цивилизации стала стенка. Ее изобрел уже вполне конкретный человек – дизайнер Поль Кадовис, и произошло это в 1945 году. Его решение опять же было продиктовано необходимостью экономии пространства: намного лучше покупать не комод, сервант и гардероб поодиночке, а один предмет мебели, в котором все они совмещаются.

Наконец, так популярные сегодня шкафы-купе ― корпусная мебель с раздвижными дверьми ― появилась в 60-е годы. Идею дизайнеры позаимствовали у пассажирских вагонов, в которых впервые начали применяться двери с откатной системой.

Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели...

Слово "мебель" происходит от французского - meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.

Первобытная эпоха Изначально кроватью, стулом, столом и шкафом первобытному человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение.

Палеолит В эпоху палеолита человек пользовался примитивным оружием и орудиями труда, не испытывал потребности в мебели. Он еще не мог оторваться от земли, на которой сидел и спал. В странах Ближнего и Среднего Востока до настоящего времени сохранился обычай отдыхать таким образом. Изделий из древесины, относящихся к этому раннему периоду, не обнаружено, зато на стенах пещер найдены изображения зверей, рисунки, воспроизводящие образ жизни первобытных людей, занимавшихся в основном охотой.

После того, как человек покинул пещеру, он начал создавать для себя жилища, шалаши из древесины и тростника, хижины из подобного материала. Это происходило уже в ранний каменный век, когда варварство и жестокость достигли наивысшего размаха: начало этого периода относится примерно к XV-XIII тысячелетию до н. э., а конец - ко времени зарождения цивилизации; в Египте это примерно V тысячелетие до н. э., в Европе - II тысячелетие до н. э.

Примитивные постройки уже связаны с определенным местом. Дом стоял на твердой почве и в зависимости от ландшафта, места и климата имел различные формы, которые медленно изменялись; это хижины, землянки, юрты и, наконец, деревянная постройка, которая имела уже форму настоящего дома. Хижины собирались из тонких жердей, снаружи покрывались ветками и плетеньем из прутьев, а внутри остов обмазывали глиной или завешивали шкурками животных.

Неолит В период неолита наряду с животноводством и земледелием развивалось прядильное, ткацкое дело, гончарное ремесло и обработка древесины. Даже самые ранние изделия уже украшаются, появляется орнаментика, которая не прекращает своего существования на протяжении всей истории развития отдельных предметов.

В период неолита каменные предметы совершенствуются и в результате шлифования приобретают более утонченные формы. Усовершенствованные средства производства способствовали развитию жилищного строительства. Появляется деревянная хижина на сваях над водой, которая обеспечивала большую безопасность. (В Новой Гвинее еще и сейчас есть подобные хижины.) На территории нынешней Швейцарии, Баварии, Австрии и в других местах возникали целые поселения на сваях.

Первой формой сознательной строительной деятельности является деревянная постройка. Дома, построенные над водой, были к тому же и лучше оборудованы. Увеличилось количество предметов обихода, происходит их постепенная дифференциация: орудия охоты, рыболовства, земледелия; жернова, циновки, предметы домашнего обихода, выдолбленные из стволов деревьев (посуда, корыта, табуреты); глиняные сосуды. Первобытному человеку для каждого нового шага вперед на нелегком пути создания жилища и усовершенствования средств производства нужны были сотни лет. Долгое время каждая маленькая община самостоятельно, без разделения труда создавала свое жилище, вооружение и необходимые орудия труда. Продвигаться вперед можно было лишь по мере совершенствования орудий труда. Когда человек начал осваивать металлы - на рубеже III-IV тысячелетий до н. э. бронзу, а к концу II тысячелетия до н. э. - железо, - были созданы предпосылки для совершенствования способов строительства жилища. Применение новых, более совершенных материалов и разделение труда привели к бурному развитию производительных сил. В каждой общине по являются свои ремесленники (плавильщики металла, кузнецы и т. д.). С помощью усовершенствованных орудий труда, изготовленных из металла, уже со знанием дела стали обрабатывать древесный материал; примитивные каменные инструменты становятся ненужными. Металлические инструменты были несравненно лучше, основные их формы возникли еще в древности, когда пользовались зубилом, сверлом, молотком, топором и ножом. Вместо практиковавшегося прежде способа соединения деревянных деталей стали применять новый способ структурного соединения. Соединения деревянных элементов (шканты, цапфы, шипы) усовершенствовали технологию изготовления.

По оборудованию жилых помещений первобытного человека еще нельзя судить о мебели в ее современном понимании. Подобные предметы не выделялись среди прочих вещей домашнего обихода. Во всяком случае, они не имели такого значения, как, например, оружие. С усовершенствованием инструментов постепенно развивалось столярное дело, учились конструировать предметы, тектонически соединять составные части. Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития гораздо раньше, о чем свидетельствуют сохранившиеся сосуды из дерева и другие предметы домашнего обихода (например, блюда, ящики, чаши, табуреты и пр.). Сначала деревянные резные изделия изготавливались каменными орудиями, так как первые орудия из бронзы были еще несовершенными из-за мягкости металла. Только позднее, открыв способ закалки металла, человек научился делать орудия более прочными. Деревянные изделия первобытной эпохи до нас не дошли, ведь древесина легко портится, однако дошло множество предметов обихода и художественных изделий из других материалов.

Нет сомнения, что среди всех материалов, которые имелись у человека для строительства и украшения своего дома, начиная с древних времен и до настоящего времени, дерево было и остается самым излюбленным. Во все времена для изготовления любых видов мебели прежде всего применялась древесина. Хотя древесина и была очень благодатным материалом, тем не менее первобытному человеку было трудно ее добывать и обрабатывать. Длительное время он не умел разрубать сваленные деревья и был вынужден обрабатывать их целиком. Все предметы «мебели», а также блюда, корыта, ладьи изготавливались сначала из цельной древесины, чаще всего из ясеня, клена и дуба. Стволы деревьев обрабатывали с большим трудом, с помощью огня, каменных топоров и ножей. Конструктивное соединение элементов появляется только после усовершенствования техники дробления и соответствующих инструментов. Мебель стали делать лишь с того времени, когда с помощью усовершенствованных пил стволы деревьев стали распиливать на доски (впервые мы встречаемся с этим в Египте в царских погребениях III века до нашей эры)

Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также "авторами" кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари -- своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце -- знак бога Ра.

Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы -- именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.

Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь -- особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.

Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов -- столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается "лесопильная мельница", что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.

Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.

История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться "высоким искусством". И один из этих периодов -- позднее средневековье или иначе -- готика.

В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную "жизненную среду". Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.

Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом -- предметом интерьера.

Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.

Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии": из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.

Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.

Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив -- "акант", гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса -- сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры -- это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики -- художники, делавшие для них эскизы.


Помимо архитектурных стилей, мебель очень "зависела" и от страны, где она создавалась. Во Франции -- изящная и декоративная, в Германии -- прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии -- удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т. Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. "Набивалась" мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.


мебель русский материал покрытие

Страничку, посвященную мебели, вы читаете, скорее всего, устроившись в удобном кресле, на диване или на тахте. И уже достаточно сложно представить, как бы мы жили без этой неотъемлемой части интерьера. Считается, что замена мебели равноценна половине сделанного в доме ремонта. О мебели – одном из самых полезных изобретений человечества за тысячелетия его существования – накопилось немало интересных фактов.

1. Древнейшие образцы мебели были найдены в Египте в погребениях фараонов, жрецов и знати III в. до н. э. Они изготовлены из черного дерева и инкрустироваеы слоновой костью, малахитом и бирюзой.
2.Только в V в. до н. э. в Древней Греции для производства мебели стали использовать дерево - до того времени кровати и лавки греки делали из камня. Слово «кровать» происходит от греческого kline. Помещение, где много кроватей, древние греки называли поликлиникой.

3.Изобретателями мягкой мебели считают древних римлян - именно они начали обивать мебель шкурами животных.

4.В XVI-XVII в. французские короли привычно принимали своих подданых прямо в спальнях, лежа в постели, украшенных балдахином. Но в те времена балдахин служил больше для тепла, чем для красоты, так как во дворцах было очень холодно.

5.При дворе короля Людовика XIV особой привилегией считалась возможность сидеть в присутствии королевской семьи. Чтобы сидеть было не слишком комфортно, обладателям привилегии приносили табурет. В придворной табели о рангах даже была должность «табуретоносилъщика».

6.Людовику XIV принадлежала и самая большая коллекция кроватей: их у него было 413 штук.

7. Кровать европейской куртизанки маркизы Ла Паивы, одной из ярких символических фигур XIX в., имела площадь 10 кв.м. А самая большая кровать была изготовлена в конце 90-х годов ХХ века в Нидерландах: ее длина составляла 5,79 м, а ширина - 3,81 м.

8.Сначала был стул, потом появилась кровать, третьим изобретением мебели стал шкаф. «Предками» современных шкафов были обыкновенные сундуки, которые постепенно росли в высоту. Считается, что первые шкафы появились в феодальной Европе, откуда и распространились по всему миру. Шкафы средневековья были похожи на копии замков, башенок, колонн и даже деревянных скульптур.

9.Сегодня сложно выяснить, кто придумал шкаф-купе. Чаще всего авторство таких шкафов приписывают Наполеону, который приказал организовать в небольших квартирах офицеров раздвигающиеся ширмы, за которыми пряталось обмундирование. Благодаря этому жилье содержалось в чистоте и порядке, а мундиры - в отличном состоянии.

10.Комод, так называемый «ящик на ящике», был изобретен чуть более 300 лет назад американцем Томасом Элфом, легендой мебельного производства. В его родном городе Чарльстон в зависимости от сезона обеспеченные люди часто переезжали в летние или зимние дома. А переместить три маленьких части шкафа легче, чем одну большую.

11.Высокая барная стойка и барные стулья также впервые появилась на Диком Западе. Такая стойка выполняла роль защитного барьера и спасала хозяина от пуль. Под стать барной стойке вытянулись и барные стулья. Они давали возможность по-быстрому опрокинуть стаканчик, рассмотреть ассортимент спиртных напитков и поболтать с барменом.

12.Первый письменный стол появился в XVII веке. Ящики в нем располагались ниже столешницы, поэтому работать за таким столом приходилось стоя. И только спустя некоторое время мастера переместили ящики в сторону.

13.Первая попытка создания надувной мебели была предпринята еще в 1895 году. Некто Линфорд Рут попытался в качестве эксперимента накачать паром матрасы на жестких полках в спальных вагонах поездов. Но от идеи пришлось быстро отказаться: накаченные горячим паром матрасы быстро выходили из строя и, лопаясь, обжигали пассажиров.

14.В 1911 году знаменитый Томас Эдисон представил всем бетонную мебель, о которой с гордостью сказал, что такая мебель может быть так же красива, как и деревянная, при этом она гораздо дешевле. Но кроме изобретателя от бетонных предметов интерьера никто не пришел в восторг.

15.Друг Марка Твена как-то пожаловался писателю, что боится спать, потому что ему все время кажется, что под кроватью кто-то есть. «Не бойся, - посоветовал Марк Твен. - Просто отпили у кровати ножки».

16.Известнейший мафиози Аль Капоне для своего прикрытия продавал деревянную мебель - кровати, шкафы, гарнитуры, комоды, а также детали лестничных перил. На его визитной карточке значилось: Альфонсо Капоне, торговец старинной мебелью.

17.Мебель издавна привлекала внимание знаменитых архитекторов и художников. Проектированием кресел занимались Франческо Растрелли, Антонио Ринальди, Чарлз Камерон. Великий художник Сальвадор Дали был автором дивана в форме губ эпатажной кинозвезды Мэй Уэст. В 1988 году этот диван был продан за 90 тысяч евро на аукционе Sotheby"s.

18. Продавать мебель с помощью каталога придумал Томас Чиппендейл. В 1754 году он опубликовал роскошный каталог, где были помещены 160 гравюр и первое описание пяти классических направлений в архитектуре и в мебели. Книга предназначалась для формирования вкуса аристократов, но инструкции были ориентированы на краснодеревщиков.

19.Самым дорогим предметом мебели считается кабинетное бюро «Бадминтон», созданное в XVIII веке. Его стоимость в декабре 2004 года составляла 19 045 250 долларов США. Ранее, в 1990 году, бюро было приобретено за рекордные 15 178 020 американских долларов. За «Бадминтон» было уплачено из личных средств Ганса-Адама II, князя Лихтенштейна.

20. Любимым цветом певца Джона Леннона был белый. Именно этим цветом он пытался окружить все вокруг себя: его квартира была абсолютно вся белоснежная - начиная от стен и заканчивая мебелью и коврами.
21.В Москве, в переулке Маяковского, расположен Музей мебели. У его входа стоит Памятник первому табурету земли русской, высота которого - 3 м. А в американском штате Огайо в память о далеком прошлом был установлен каменный памятник кровати.

22.Первая летающая в воздухе кровать была изобретена голландцем Джанджаапомом Руиджссенаром. Эффект ее зависания между полом и потолком достигается посредством мощных магнитов, встроенных в корпус кровати. Такая кровать выдерживает вес более 900 кг.

23.9 лет назад англичанин Гэвин Монро, посадив первые 3 000 деревьев, основал компанию, которая «выращивает» мебель. Для этого концы молодых деревьев обрезают, соединяют ветки в единую конструкцию. Когда ствол окрепнет, каркас снимают. На каждое изделие приходится, в среднем, 10 веток и 100 побегов. В зависимости от дерева стул «выращивается» за 2-4 года. Сейчас мебельная фабрика ежегодно производит около 50 единиц готовой продукции 400 наименований.

24.Голландский дизайнер Марио Филиппона разработал модель мебели эротического характера, в виде женского тела. Столики с женскими ножками и шкафы с огромной грудью пользуются популярностью у отдельных покупателей.

25. Конструкторы считают, что будущее -за «умной» мебелью. В 2008 году инженер Стив Норрис изобрел роботизированный пуфик RoboStool, самостоятельно передвигающийся по квартире пользователя.

Мебель (продолжение)

Введение в историю.

План урока.

  • 1. Происхождение кровати.
  • 2. Происхождение стола.
  • 3. Стили мебели.
  • 4. Материал для изготовления мебели.
  • 5.Современная мебель в разных стилях.
Происхождение кровати. Для чего человеку нужна кровать?

В первую очередь, для сна, ведь треть своей жизни мы проводим во сне и, видимо, вопрос, на чем спать, одним из первых начал волновать наших далеких предков

Происхождение кровати. Ложе – то же, что и кровать (стар.)

  • Изобретательные египтяне, придумавшие разные виды мебели, создали и первое ложе, которое имело очень простую конструкцию. Это была деревянная рама, обтянутая веревками или ремнями, расположенная между двумя вырезанными из дерева животными. Поверх нее клали матрасы, а вот подушками не пользовались, предпочитали специальные подставки для головы, на которых было прохладнее спать.
  • Уже у египтян, кроме кроватей для сна, появились так называемые дневные или парадные ложа для приема гостей. Они были настолько высокими, что подняться на них можно было только с помощью специальной скамеечки. Вот тогда-то и появилось выражение «взойти на ложе», которое имело буквальный смысл. Египетские кровати, похожие на гиппопотамов, гепардов, коров и змей, не просто возносили человека над землей, но и как будто охраняли спящего.

Происхождение кровати.

  • Греки и римляне любили проводить большую часть времени в полулежачем состоянии. Поэтому вокруг обеденного стола обычно ставили три ложа (каждое - на трёх человек). Мужчины возлежали на них ("грековали"), а женщины сидели на стульях.
В те времена вся семья спала в одной постели, а, кроме того, руководствуясь законами гостеприимства, хозяева могли положить вместе с собой друзей или приятных гостей..
  • Любопытно, что названия частей ложа: «изголовье», «спинка», «ножки», возникшие из-за его сходства с животными, сохраняются с глубокой древности до наших дней.

«краббатион»

«кров»

«кровать»

Средневековый период

Кровать становится символом благосостояния и свидетельством хорошего вкуса ее владельца. Только богатый сеньор в средние века обладал индивидуальной кроватью.

Происхождение стола.

  • Слово «СТОЛ» имеет древнерусское происхождение.
  • Ранее, значение его было несколько другим: сиденье, престол.
Древние греки придумали круглый стол. Он опирался на звериные лапы. Каменный стол – по легенде,судилищное место древних карел
  • В среднем веке существовало три основных типа столов:
  • Специальные столы для занятия письмом
  • Большие и малые столы для разных целей
  • Пиршественные
Изменение моды на мебель Романовский стиль (10-12вв.) Мебель грубая примитивная. Самая распространенная мебель - сундук. Стулья без обивки, покрыты толстым слоем краски. Прямые спинки, ножки - точеные. Позднее добавилась резьба по дереву (стилизованные листья, мистические животные, геометрические орнаменты.) Столы очень просты. Чаще всего это съемная доска на двух козлах. Накладки из кованого железа.

Козлы – подставка в виде бруса на ножках, сбитых крестовиной.

Готика (12-16вв.) Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф – до этого одежду хранили в сундуках и ларях. Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро. Ренессанс (Возрождение) Мебель украшают основательно и богато колоннами в античном стиле. Орнамент также отталкивается от античных образцов, но становиться более утончённым. Мебель для сиденья становится более разнообразной: стул на трёх ножках, складной стул, простой стул на четырёх ножках и развившийся из него вид кресла, обитого кожей. Столы в основном двух типов. Первый - прямоугольный с толстой столешницей и двумя-четырьмя опорами, похожий на древнеримские мраморные столы. Второй - одноопорный со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Не стоит забывать, что все эти «прогрессивные» формы мебели встречались лишь у достаточно богатых горожан. Люд победнее пользовался всё той же доской, положенной на козлы.

Античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

Барокко (16 – 18вв.) Барокко - слово итальянское и в переводе синонимично слову «причудливый». Пышная отделка, необычные торжественные формы. Характерная новинка барокко - гнутая ножка. Используются для украшения панцирь черепахи, слоновая кость, медь и латунь, золоченая бронза. Рококо (1 половина 18в.) Вдохновителем рококо стал итальянец Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые ассиметричные формы.

  • Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины. Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Начинают применять красное дерево.
Ампир Ампир в переводе означает «империя». Мебель ампира была далеко не такой удобной. Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Снова орлы, львы и «зверинные лапы» ножек.

Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест - над камином, между окнами - они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели.

Модерн (19 – начало 20в.) Модерн в переводе «современный». Элементы модерна – плавные линии, узоры и украшения с изображениями растений. Большое влияние оказало искусство Японии. Материал для изготовления мебели. Бук Клен Красное дерево Тис.

  • Ольха

Орех Ренессанс Барокко Рококо Ампир Модерн Домашнее задание

  • Нарисуй интерьер комнаты в каком-нибудь одном стиле
  • Найди историю одного из современных предметов быта

Вещи окружают человека всю его жизнь. Они не просто существуют вместе с ним, а трудятся для него без выходных, не берут отпусков и отгулов. Их так много, что на какие-то из них люди быстро перестают обращать внимание, другие же, напротив, лелеют и оберегают. Это отношение переносится и на мебель. Есть предметы на первый взгляд совершенно обычные: диван, стул, стол. Но приглядимся, так ли уж они просты? О нет, целая история, порою многотысячелетняя, наполненная разнообразными загадками, интригами, открытиями, дремлет в каждом комоде и кресле, вовсе не обязательно старинной работы.

Чудо мебели отчасти подобно чуду самого человека: всякий ее предмет - это общая, выработанная веками форма, присущая только предметам данного рода, полноправным наследником которого он является. Но то, так сказать, генеалогия, а ведь не менее увлекательна и геральдика! Мебель, хотя она и прислуживает человеку, давая ему отдых или, наоборот, организуя его работу, несет в себе еще и мощный эстетический заряд. Часто она - объект искусства, в ней воплощен гений художника или, по крайней мере, талант незаурядного ремесленника. Именно о такой - дизайнерской - мебели мы расскажем в наших статьях.

Вместе с вами отправимся мы в увлекательное путешествие во времени к истокам цивилизации, посетим Египет и Месопотамию, Грецию и Рим, через Средневековье шагнем в Ренессанс, а оттуда - в Новое и Новейшее время. По дороге заглянем в таинственные глубины шкафов и комодов; если заблудимся между трех стульев, разложим на столе карту нашего похода; перекусив, как бывалые хронотуристы, историями о фараонах и королях, вздремнем в кресле или растянемся на диване, положив ноги на мягкий пуфик, и тогда, всемогущие, как боги, погасим над головой зажженное нами же комнатное солнце.

Итак, путь неблизкий. В дорогу, друзья!