Позитивное отношение к людям. Доброжелательное отношение к окружаюшим. Мифы о позитивном отношении к жизни Развиваем позитивное отношение к жизни

2 103

Оптимизм и позитивный настрой являются главными причинами многих положительных преимуществ в жизни, таких как благополучие и счастье. Люди с позитивным мышлением, как известно, более успешные, чем другие, потому что они видят проблемы и неудачи, как возможность для продвижения своих знаний, так как эти люди способны учиться на своих ошибках.

Отношение к жизни представляет собой состояние ума, которое включает в себя убеждения и чувства, которые влияют на наше поведение и решения, которые мы принимаем. Позитивный настрой позволяет людям быть в очень оптимистическом состоянии души. Это самая сильная вера оптимистов, что хорошие вещи будут происходить в будущей жизни, как это случилось в прошлом. Человек с позитивным мышлением может списать негативные события как инцидент и принять шанс учиться на своих ошибках, чтобы избежать этих плохих событий в будущем.

Даже если вы были очень пессимистическим человеком с негативным мышлением, вы все еще можете изменить образ мышления и развить позитивный настрой. Все что вам нужно – это терпение и много практики.

1. Выявите негативные мышление и измените свои привычки

Самый первый шаг на пути к более положительному настрою и оптимистичным мыслям - это выявление ваших негативных мыслей. Вы должны знать, что можете полностью управлять своим мышлением. Пессимистическое мышление - это всего лишь отрицательная привычка, которая была разработана в течение многих лет. Но любая негативная привычка может быть изменена на более позитивную. Вы можете изменить свои негативные привычки, выработать положительное отношение следующей техникой:

Когда вы замечаете, что думаете в негативном ключе о предстоящих событиях в будущем, вы должны немедленно прекратить эту мысль.
Не позволяйте себе быть под влиянием своих страхов и тревог, которые вызвали негативные мысли.

Допустим, вы обнаружили следующие отрицательные мысли:

“Я, безусловно, не сдам экзамен по математике.”

Затем начните информировать себя о фактах теста:

“Это просто экзамен. Это не тест моей жизни или здоровья. Я тренировался и учился много для этого экзамена. Я хорошо подготовлен.”

“Экзамен по математике – это мой личный шанс применить все знания, которые я получил по этой теме. Я прослежу, чтобы вознаградить себя за все усилия, которые я провел для того, чтобы получить хорошую отметку по этому предмету. Я преуспею в этом тесте!”

2. Укрепите позитивное отношение мощными позитивными утверждениями

Вы также можете укрепить свой позитивный настрой, применяя . Используйте эти мощные утверждения, чтобы укрепить ваш позитивный настрой.
Прочитайте следующее предложение и начните воплощать его в свою жизнь, повторяя его снова и снова:

Почему одним хронически не везет, а другие бессовестно радуются жизни и в ус не дуют? Ответ прост: первые, как бы они это не скрывали – пессимисты, а вторые – пофигисты. Пессимисты смотрят футбольные матчи по телевизору, бьются в бессмысленной борьбе за свои права и постоянно создают проблемы из ничего, причем не только себе. Пофигисты же в этот футбол играют, знают все свои права и вершат историю. Грань между здоровым пофигизмом и откровенным эгоизмом весьма тонкая, и счастлив тот, кто сумел почувствовать эту золотую середину.

Как отличить пессимиста в толпе? Характерные черты пессимиста

Как отличить пофигиста в толпе? Характерные черты пофигиста

Несложно сделать вывод, что здоровый пофигизм вполне уместен и даже полезен.

Как научиться проще относиться к жизни?

Возможно ли поменять свою пессимистическую установку? В первую очередь, нужно четко отличать банальный примитивный пофигизм от здорового. Банальный пофигизм – это свободный дрейф по течению, эгоизм и неискоренимая лень. Здоровый пофигизм – это талант менять направление течения в нужный момент, широта души и легкость на подъем.

Первые шаги к здоровому пофигизму:

  • Отдых (досуг) – это то время, которое никто не вернет. От наполнения жизни зависит и сама жизнь: позитив дает на выходе позитив, негатив – негатив в прогрессии. Заполняя жизнь положительными эмоциями, а отдых – любимыми занятиями, мы даем своему сознанию правильную созидающую установку.
  • Нытье и жалобы на жизнь – табу . Даже в кругу семьи.
  • «Жалкие людишки», «гнусная продавщица», «гад-гаишник»… Меняем установку . В каждом человеке можно увидеть хорошее. Нужно просто захотеть.
  • «Я никогда не заработаю на квартиру (машину, микроволновку, фикус…)». Под лежачий камень вода не течет . Чтобы чего-то получить, нужно приложить усилия. Причем с улыбкой на устах и с установкой «мне все по плечу». Сначала – цель, потом пошаговый план, затем – уверенное следование к цели. Даже если идти до нее придется несколько лет. Хочется стать великим фотографом? Значит, хватит пускать слюни под работами профессионалов, а фотоаппарат в руки – и на курсы. Мечтается о лаврах писателя? Найдите свой жанр и учитесь жечь глаголом сердца людей.
  • «От меня все равно ничего не зависит», «Я все равно не смогу»… Глаза боятся, а руки делают! Ожидая неудачи, человек притягивает ее. «Заказывайте» для себя только позитив. Установка – «я смогу», «я умею», «я справлюсь». И помните истину – «если долго вглядываться в пропасть, пропасть начинает вглядываться в тебя».
  • Деньги. Их никогда не бывает много. Просто одному не хватает на хлеб, а другому – на алмазную икру или пятую яхту. Здесь придется определиться. Если просто жизнь без долгов вполне устраивает, то пора прекращать жалобы на нехватку денег и начинать наслаждаться рыбалкой, пикниками и душевными встречами с друзьями под рюмочку чая. Если же амбиции разрывают изнутри, то обо всем вышенаписанном следует забыть и поменять свой образ жизни, сосредоточившись на дороге, ведущей к обогащению.

Как притянуть деньги. Методика пофигиста

В первую очередь, следует определиться – а сколько, собственно, Вам нужно? Определились? Запишите сумму в блокнот и читайте дальше. Присутствие у Вас хоть одного из перечисленных пунктов и есть – Ваше препятствие на пути к богатству:

Ни один пункт не подошел? Тогда смело определяйтесь со своим занятием на будущие несколько лет, сопоставляйте написанную в блокноте сумму с выбранным занятием и вперед. Не получается? Перечитайте пункты еще раз.

Притягиваем здоровье -философия пофигиста

Здоровье не купишь – не зря так говорят. И все великие заработки – пыль, по сравнению со здоровьем и его ролью в жизни. Сначала мы работаем, чтобы тратить деньги на удовольствия. Заработав, понимаем, что эти удовольствия нам уже противопоказаны по состоянию здоровья. Только реально работая над собой, можно добиться результатов.

Здоровый пофигизм. Постулаты

Пофигизм не является наплевательским отношением ко всем и вся. Здоровый пофигизм – это грань между равнодушием к негативу и абсолютным безразличием ко всему с симптомами эгоизма.

Десять рецептов здорового пофигизма:

  1. Гоните отрицательные мысли . Сразу! Едва только такая мысль пытается прокрасться в голову. Ловите ее на пороге и гоните прочь. Способов для этого вагон и тележка. Подсознание человека – это солдат, безусловно подчиняющийся безапелляционным приказам. Например, крикните ей мысленно – Вон! Это действует.
  2. Не тратьте нервные клетки . Они не восстанавливаются. Все, что должно случиться, все равно случится. Хотите вы этого или нет. А если уже случилось – то нервничать вообще нет смысла, нужно либо действовать, либо махнуть рукой.
  3. Каждый день обязательно и неукоснительно уделяйте себе и своему любимому занятию хотя бы час (а лучше два) свободного времени. Наплевав на немытую посуду, завалы игрушек в детской комнате, напоминающей минное поле, и возмущение членов семьи, друзей и всех остальных.
  4. Научитесь себя любить. Найдите время, чтобы поваляться в ароматной ванне и привести себя в порядок до уровня «почти с обложки». Заварите себе чашку кофе и выпейте его вприкуску с любимым пирожным за чтением интересной книжки или сплетен в интернете.
  5. Научитесь абстрагироваться полностью от всего. Хоть на пять минут в час забудьте о проблемах «мирового масштаба» и просто наслаждайтесь жизнью.
  6. Научитесь встречать свое утро с улыбкой , ведь известно, что как встретишь утро – так пройдет весь день. А нужно-то не так много — любимая музыка, вкусный завтрак, улыбка своему отражению и психологический настрой.
  7. Научитесь управлять подсознанием. Это вы должны давать ему установки, а не наоборот. Не стоит придавать слишком большого значения ничему. Тем более что, как говорил Соломон, все проходит.
  8. Забудьте об иллюзиях идеальной жизни . В ней всегда будут проблемы. Плохая погода, вранье и предательства, испорченные продукты из магазина и пр. Научитесь не замечать эти проблемы.
  9. Не воспринимайте мир, как место выживания . Жизнь слишком короткая, чтобы тратить ее на депрессии и борьбу. Получайте от нее удовольствие и воспринимайте как игру.
  10. Примите как факт, что Вы заняты не своим делом, или идете не той дорогой, когда что-то дается вам ценой неимоверных жертв и усилий. Найдите себя . Не бойтесь экспериментировать.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами! Для нас очень важно знать Ваше мнение!

При создании позитивных отношений люди допускают типичные ошибки. Рассмотрим некоторые из них

Ожидания

В любых отношениях мы довольно часто, осознанно или нет, но ожидаем от другого человека, что он будет поступать, чувствовать или думать определённым образом. При чём ожидаем мы от него именно то, что хотим видеть, через призму своего видения ситуации. Ведь в любых ожиданиях отражаются только наша суть и наши желания. Кроме того мы еще и сравниваем свое поведение с ожидаемым поведением другого человека. То есть надеемся, что человек поступит именно так как поступили бы мы в конкретном случае.

Не удивительно, что наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся, сердимся и обвиняем другого, что он разрушил наши чаяния, наши планы. А ведь другой совершенно невиновен в том, что вы там себе понапридумывали. Вы ведь сами создали свои ожидания.

Отказавшись от привычки предполагать, что скажет, подумает и сделает человек, мы позволим ему быть самим собой. Позитивное отношение к людям включает в себя способность принимать своеобразность и неповторимость каждого. Никто не обязан оправдывать ваши ожидания, равно как и вы никому не обязаны. В конце концов другой человек может не оказаться таким, как мы ожидаем. Он может оказаться лучше.

Привычка накручивать себя

Такая привычка особенно мешает нам в достижении позитивных отношений с людьми. Взгляните на ситуацию проще, не стоит всё усложнять и до придумывать то, чего на самом деле может и не быть. Таким образом вы улучшите как отношения с близкими, так и своё эмоциональное состояние. Ведь привычка всегда и всё накручивать, передёргивать вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, которое перерастает в гнев и раздражение. И в конце концов может привести к конфликту, что никак не способствует формированию позитивных отношений.

Чрезмерная критика также является ошибкой в отношениях, которая лишит вас ощущения счастья. Очень важно научиться правильно делать замечания, чтобы они не ранили партнера и не разрушили отношения.

Позитивные межличностные отношения

Пессимисты конечно же скажут, что таких отношений не существует. Оптимисты им возразят. А мы реалистично ответим, что к таким отношениям надо стремиться: работать над собой, трудиться над отношениями, извлекать уроки из ошибок, ценить важное в отношениях и целенаправленно двигаться к успеху.

Верьте в себя и в отношения. Представляйте себе, что вы уже получили то, что хотели. Предвосхищайте свои действия и усилия, которые приведут вас к позитивным отношениям.

Устанавливайте позитивные отношения на основе общих целей и интересов. При этом не забывайте проверять насколько вы позволяете вашим отношениям влиять на вас и каким образом. Не позволяйте манипулировать вами.

Не настраивайте себя и других на несбыточные ожидания. Никто не в силах дать вам именно то, что вы хотите. Когда жизнь переполняется проблемами, практически все предпочитают уйти.

Принимайте различия. Многие отношения можно исправить прежде, чем разрушить навсегда. Когда встречаются люди, способные продуктивно мыслить, любые разногласия разрешимы. Помните, мы все по-разному общаемся и по-разному устанавливаем отношения. Уважайте и принимайте это.

Постоянно расширяйте навыки общения, чтобы укрепить отношения.

Читайте книги, опирайтесь на опыт общения с другими людьми и наблюдайте. Прилагайте усилия, используя полученные знания, к укреплению и улучшению отношений. Из ошибок извлекайте полезное и пробуйте иначе разрешить возникшие неурядицы.

Правила создания позитивных отношений

  • Перестаньте обещать что-либо людям в том случае, если вы хотя бы немного сомневаетесь, что у вас получится это выполнить. Привычка обещать и не выполнять разочаровывает в вас людей, разрушают доверие в отношениях. Лучше честно и прямо отказаться, чем пообещать и не сделать.
  • Позвольте себе свободно проявлять те эмоции, которые переживаете. Эмоциональная открытость способствует установлению позитивных отношений и помогает лучше проявить себя в них. Так вы становитесь понятнее людям, и разрушаете все коммуникативные барьеры.
  • Будьте вежливы абсолютно со всеми, даже когда это не взаимно. Вежливость помогает избежать многих конфликтов, и вообще – характеризует масштаб вашей личности.
  • Избавляйтесь от желания понравиться всем. Это невозможная задача, да и бесполезная. Будьте честны прежде всего перед самим собой, уважайте собственные убеждения и не предавайте их.
  • Говорите правду, ну в крайнем случае промолчите, или скажите о том, что не готовы пока говорить об этом. Честность поможет вам приобрести друзей, так как она является основой доверия в позитивных отношениях.
  • Не стоит ни с кем никого обсуждать.
  • Перестаньте ожидать чего-то от людей – позвольте им просто оставаться самими собой. Завышенные ожидания часто становятся причиной конфликтов, проблем во взаимоотношениях, а также – наших разочарований.
  • Развивайте чувство юмора. Веселые, нескучные люди, которые всегда могут разрядить обстановку хорошей шуткой, всегда будут в центре внимания.
  • Если вы стремитесь к установлению позитивных отношений — научитесь говорить людям искренние комплименты, дайте им возможность почувствовать себя рядом с вами уникальными.

Слайд

Позитивная психотерапия - один из широко известных методов современной психотерапии, признанный в 1996 году Европейской ассоциацией психотерапии и в 2008 году Всемирным советом психотерапии.
Первоначально позитивная терапия называлась дифференциальным анализом, а затем получила свое название от слова латинского происхождения, которое означает в переводе данное или фактическое.

Слайд

Дак что же такое позитивная психотерапия?
Позитивная психотерапия – это психотерапевтическая методика, учащая принимать индивида окружающую среду во всей многоликости
и многообразии, а не входить в противостояние с ней.
С позиции гуманистической концепции позитивную психотерапию следует отнести к транскультурному (психиатрия представляет собой раздел социальной психиатрии, который занимается культурными аспектами возникновения, частотности, форм и лечения психических расстройств в различных культурах. Приставка «транс» (лат.: через, после, исходя из, с того времени как) означает культурно-обусловленную точку зрения, хотя прежде всего важно понять пациента и его картину заболевания, исходя из собственной культуры. Используемые понятия в сущности описывают одно и то же: наблюдение, признание, осознание и применение значения и влияния культурных факторов в широком смысле слова на пациента, психотерапевта и психотерапевтические отношения. Например, как относятся к болезни на Западе и на Востоке. Запад: если кто-то болен, то должен нахо­диться в покое. Его мало кто посе­щает. Посещения воспринимаются как социальный контроль. Восток: Если кто-то заболел, его кровать тут же выставляется в жилую комнату. Больной становится центральным объектом событий и посещается родственниками и друзьями. Отказ от посещения считается оскорбле­нием.), психодинамическому подходу психотерапии.



Слайд

Позитивная психотерапия как особый метод, в котором философия и мудрость Востока соединяется с рациональностью Запада, появилась в 1968 году, благодаря работе иранского профессора, доктора медицинских наук и специалиста в области психологии, психотерапии и неврологии Носсрата Пезешкиана. Его метод основан на транскультурных исследованиях, которые были проведены в более чем двадцати разных культурах. За свои разработки Носсрат Пезешкиан в 2009 году был номинирован на Нобелевскую премию в области медицины и физиологии.

Слайд

Описание метода

Данная методика направлена на принятие решений позитивного характера в различных жизненных ситуациях посредством мобилизации внутренних резервов личности.

Ключевая идея : работа со способностями индивида, выработавшимися в ходе личностного развития.

Идея метода говорит о том, что положительное представление о человеке проистекает из того, что любой человек с самого рождения имеет две основные способности: способность к познанию и способность к любви. Обе они тесно взаимосвязаны друг с другом: развитие одной способствует процессу развития другой, и облегчает его. Это и является главным утверждением, на котором в позитивной психотерапии строится представление о человеке. По своей природе человек является добрым и подсознательно стремится к добру.

Также позитивная психотерапия Пезешкиана базируется на вере в то, что все люди наделены всем необходимым, чтобы жить счастливой жизнью. У каждого есть доступ к неисчерпаемому источнику жизни, который можно использовать для своего индивидуального раскрытия и личностного роста.

Всё самое ценное находится внутри человека и, словно семена, зреет на протяжении жизни – это замысел Творца. Учёный говорил о том, что каждый человек представляет собой шахту, полную драгоценных камней. И одной из задач является поиск этого ценного клада, и поднятие его наружу из глубин души человека. Необходимо показать этот клад миру посредством применения талантов и природных задатков, благодаря чему возможна полная самореализация человека. Основной удовлетворения в жизни является исполнение своего жизненного предназначения.

Слайд

Поэтому основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие - новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. А так как позитивная психотерапия исходит из того, что в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то смена точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцированно подходить к конфликту. Иными словами, психотерапевт, определив, что депрессия - это прежде всего «способность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрессией, сколько конфликтом, который стоит за этим синдромом.

Слайды

Положительное отношение к проблемам приводит к пониманию того, что любая из них скрывает уникальные возможности для развития, что и вселяет в людей надежду. Полноценное здоровье подразумевает баланс четырёх основных сфер жизни:

o Тело/здоровье (посредством ощущения)

o Работа/успех (посредством сознания)

o Контакты/семья (посредством традиции)

o Фантазии/будущее (посредством интуиции)

Конфликты и болезни представляют собой, главным образом, дисбаланс этих четырёх сфер.

Первая сфера – сфера тела, в которой человек реагирует на болезнь при выходе ситуации из-под контроля. Здесь появляются психосоматические заболевания. Люди, как правило, лечат симптомы, а не причины, что является в корне неверным.

Вторая сфера – сфера деятельности, в которой человек либо полностью погружается в работу, либо, наоборот, стремится ничего не делать вообще.

Третья сфера – сфера контактов, в которой идёт речь об умении налаживать связь с людьми, растениями и животными, а также с самим собой. Конфликты и болезни могут устраняться человеком либо через уход «в себя», либо в чрезмерное общение.

Четвёртая сфера – сфера фантазии, где проблемы решаются через визуализацию благоприятного будущего.

Позитивная психотерапия говорит, что здоровым может считаться человек, распределяющий свою энергию по всем четырём направлениям. Если же одно из направлений не развивается в должной мере, именно оно станет слабым местом для воздействия стрессовых ситуаций и событий, которые могут травмировать человека.

Поговорим о том, "что является содержанием конфликта, с чем он связан?" Так как в позитивной терапии речь идет о психотерапии, направленной на конфликты, то мы не пытаемся останавливаться на симптомах (на страхе или депрессии), а отвечаем на вопрос: "Что стоит за этими симптомами, что является содержанием конфликта?" Чтобы понимать человеческие конфликты, мы задаемся вопросом содержания, заключенным в них.

В психосоциальной области это содержание конфликта не статично, а развивается по собственной динамике. Наиболее ярко оно проявляется в отношении к людям, которые для нас особенно значимы (родители, родственники, друзья и другие). Возникающие конфликты развиваются одновременно на нескольких уровнях: в личных переживаниях, межличностных отношениях, и семье и в больших социальных группах. Поскольку мы хотим описать содержание всех конфликтов, то необходимо будет остановиться на всех этих уровнях. Мы хотим остановиться на различных возможностях выявления содержания конфликтов и показать, как они влияют на динамику конфликта. Эти методы поначалу не зависят от терапевтической аранжировки, их основа находится в семейной терапии.

Мы можем наблюдать, что все люди для преодоления своих проблем, обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы (мы сердимся, чувствуем себя подавленными и не понятыми, живем в постоянном напряжении или не видим смысла в жизни), то не все эти трудности мы можем выразить в четырех сферах. Они дают представление о том, как человек воспринимает себя, и окружающий мир и по какому пути идет признание и контроль реальности.

Исследования Носсрата Пезешкиана и его сотрудников в более чем 20 культурах привели к формулированию следующих "четырех сфер разрешения конфликта" через:

1. Тело (посредством ощущения).

2. Деятельность (посредством сознания).

3. Контакты (посредством традиции).

4. Фантазию (посредством интуиции).

Эти формы реакции на конфликты являются широкими категориями, которые каждый понимает в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов. Пример: отец реагирует на конфликт через погружение в работу (успех), мать замыкается в себе, избегает социальных контактов (контакты), ребенок реагирует физическими недугами (тело). Эти различные формы реакции могут, в свою очередь нести к коммуникативным затруднениям.

Ромб четырёх сфер распределения психической энергии (4 сферы переработки конфликта)

Каждый человек развивает собственные, наиболее предпочтительные для него пути решения конфликта. При гипертрофии одной из форм другие уходят на задний план. Каким формам будет оказано предпочтение, в большой степени зависит от опыта, прежде всего от того, как человек действовал в детстве.

Вопросы, дающие общую ориентацию по четырем сферам переработки конфликта.

1. Как вы реагируете, когда у вас возникают проблемы? (Вы отвечаете на проблемы своим телом, успехами, ищите помощи у друзей или в своих фантазиях).

2. Какое высказывание относится к вам? ("Я верю тому, что я вижу", "Я верю тому, что я понимаю", "Я верю тому, что, например, говорят мои родители", "Я верю тому, что спонтанно пришло в голову").

3. Что было девизом в родительском доме? (Например: "Еда и питье соединяют тело и душу". "Если ты что-то можешь, то ты что-то значишь". "Что скажут люди?" "Все в руках Господа").

Четыре сферы подобны всаднику, который целеустремленно (деятельность) двигается к цели (фантазия). Для этого ему нужна хорошая, ухоженная лошадь (тело), а на случай, если он с неё упадет, помощники, которые помогут подняться (контакты). Это означает, что терапия не должна ограничиваться одной областью, например, всадником, а должна принимать во внимание все участвующие сферы. На основании этого можно выделить как индивидуальные, так и характерные для малых групп способы реакции на конфликты. Таким же образом можно рассматривать и способы реакции, основанные на культурных различиях.

1. Тело (ощущения).

На первый план выступает тело - я - чувство, как человек ощущает свое тело? Как воспринимаются ощущения и информация из внешнего мира? Информация, получаемая через ощущения, проходит через цензуру приобретенных ценностных стандартов. Некоторые ощущения вместе с определенными переживаниями могут приводить к конфликту.

Физические реакции на конфликты могут быть следующими: изменение физической активности (занятия спортом - "зацепиться, не стареть", сон ("переспать" конфликты, нарушения сна), еда (обжорство - "поесть с горя", отказ от пиши - "мания похудения"), сексуальность (донжуанство, нимфомания - отказ от секса),функциональные нарушения, психосоматические реакции.

Например: "Каждый раз, когда я разволнуюсь из-за неорганизованности моего мужа, у меня болит голова".

Концепции:

"Что стоит на столе, должно быть съедено".

"Нужно принуждать плоть, чтобы она не забывала о смерти".

"Ты выглядишь бледно, значит, ты болен".

"Все мужчины хотят лишь одного".

"Еда и питье соединяют тело и душу".

Подобные концепции могут влиять на отношение к телу и на физические заболевания. Они являются причиной того, что люди так по-разному реагируют на физические недомогания, живут в ипохондрическом ожидании болей и болезней или сопротивляются телесным недугам.

2. Деятельность (сознание)

Сюда относятся виды и способы, которыми выражаются нормы деятельности, и таким образом они включаются в собственную концепцию. Мышление и сознание позволяют систематически и целенаправленно решать проблемы и улучшать деятельность. Здесь возможны две взаимно противоположные реакции на конфликт:

а) уход в работу,

б) уход от деятельности.

Типичными симптомами являются проблемы самооценки, перенапряжение, стрессовые реакции, боязнь не справиться с заданием, нарушение концентрации и реже встречающиеся симптомы: пенсионный невроз, апатия, нарушение деятельности и т. д.

Концепции:

"Если ты что-то можешь, то ты что-то из себя представляешь",

"Делу - время, потехе - час",

"Дело - есть дело, а отдых - это отдых",

"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда",

"Время - деньги",

"Тяжело в учении - легко в бою" и т. д.

3. Контакты (традиции)

Эта сфера предполагает способность завязывать и сохранять контакты (не только с людьми, но и с предметами и растениями). Социальное поведение определяется индивидуальным опытом и традицией. Мы имеем возможность завязывать контакты и регулировать полученные из социального опыта критерии выбора. И мы выбираем себе таких партеров, которые в какой-то мере соответствуют этим критериям.

Мы можем реагировагь на конфликты тем, что мы ставим под сомнение наши отношения с окружающим миром: одной из крайностей является бегство в общительность, чрезмерную активность, группу, где должны помочь снять ему остроту проблемы. Человек пытается в разговорах с другими добиться симпатии и солидарности: "Когда я расстроюсь из-за свекрови, то я звоню своей подруге и часами говорю с ней об этом". Здесь имеет место социальная суперактивность, эмоциональная зависимость от группы и т. д. В другом случае можно наблюдать, наоборот, избегание общества. Человек отдаляется от людей, которые его беспокоят, чувствует себя скованным, избегает общества и любой возможности контактирования с людьми. Симптомами являются: заторможенность, неосознанная потребность в поддержке, боязнь контактов, предубежденность и т. д.

Концепции:

"Зачем мне другие?!",

"Один слаб, вместе мы сильны",

"Гости - это дар господень",

"Положиться можно только на себя, а не на других",

"Человек без друзей - наполовину человек".

4. Фантазия (интуиция)

На конфликты можно реагировать, активизируя фантазию: представляя себе решение конфликта, можно в мыслях представить себе желаемый успех или мысленно наказать и даже убить своего врага. Фантазия и интуиция могут, например, в творческих действиях и сексуальных фантазиях вызвать потребности и даже удовлетворить их. Интуиция и фантазия выходят за рамки непосредственной действительности и могут играть роль того, что мы начинаем смыслом деятельности, смыслом жизни, желанием, планами на будущее или утопией. Из способностей к интуиции-фантазии развиваются потребности в мировоззрении и религии, которые предоставляют возможность заглянуть в далекое будущее. Соприкоснуться с неизвестным - в этом суть фантазии. Способность фантазии "дает возможность рисковать, решиться на шаг в неизвестное, человек берет на себя груз сомнений и все же надеется, что где-то найдется новая граница (которая, в свою очередь, является частью своей собственной действительности)". Если бы не было любознательности и фантазии, не было бы сомнений и страха, не было бы ни развития, ни прогресса, ни познания самого себя.

Концепции:

"Все является лишь игрой воображения",

"Какое мне дело до действительности, раз я счастлив!",

"Слава богу, что после смерти ничего не кончается",

"Кто рискует, тот выигрывает!",

"Нет желаний, нет счастья",

"Придёт время, придёт и решение".

Воображаемое экспериментирование, фантазирование получили своё традиционный облик в сказках, рассказах и историях. В сказках сталкиваются чужая фантазия и личная фантазия отдельного человека. Похожие сочетания встречаются в художественной, творческой и производительной деятельности. Опыт, приобретенный в других сферах переработки кризисов, фильтрует возможности фантазии. Примером этого могут служить ограничения игровой фантазии и представителей кругов современного индустриального общества.

Итак, есть четыре возможности реакции бегства (ухода) :

1) уход в болезнь,

2) уход в деятельность,

3) уход в общение (контакты),

4) уход в фантазии (мечты).

Практическое применение четырёх сфер.

По концепциям позитивной психотерапии здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из возникающих конфликтов.

Здоров, по модели 4 сфер переработки конфликта, тот, кто пытается равномерно распределить свою энергию по этим четырем сферам. Это означает, что цель лечении в том, чтобы человек посвятил:

25% своей энергии (но не обязательно времени) своим физическим потребностям,

25% своей энергии направил бы на свою деятельность, будь это профессиональный труд или домашняя работа,

25% - на межличностные контакты (семья, друзья, коллеги)

25% отдавал бы интуиции, фантазии, вопросам о будущем, о смысле жизни и религиозно-духовным вопросам.

Конечно, это должно рассматриваться лишь как цель, к которой нужно постоянно стремиться. В этом смысле можно говорить об интегрирующей медицине, когда терапией во внимание принимаются все 4 стороны жизни. Позднее, когда мы подробнее остановимся на модели конфликта в позитивной психотерапии, значение 4 сфер будет особенно наглядным, особенно при предупреждении заболеваний. На модели позитивной психотерапии нарушения и заболевания возникают только в тех сферах, на которые не обращалось достаточно внимания и их не развивали.

Каждый человек от рождения обладает этими четырьмя сферами, но благодаря культуре, воспитанию, социализации в широком смысле, некоторые сферы развиваются больше, некоторые меньше.

Целью терапии становится помочь пациенту распознать и развить собственные способности.

Пример из практики.

Если женщина приходит к врачу и жалуется на то, что у ее мужа нет на нее времени, т. к. он, как говорится, "женат на профессии", то это значит, что ее супруг отдает свою энергию преимущественно в сферу деятельности. И мы будем говорить с супругами не только о деятельности, но и о том, что при этом не развиваются 3 остальные сферы. Мы попытаемся активизировать до этого не развитые сферы тела, контактов и интуиции. Развивая эти три сферы, муж одновременно вынужден будет отдавать меньше энергии работе.

Здесь иногда возникает недопонимание. Почему речь идет об энергии, а не о времени. Энергия в данном случае означает, "насколько важна данная сфера для меня, сколько процентов моей жизненной энергии (у каждого ее 100%) вкладываю в каждую область?". Есть, например, люди, которые заняты профессионально по 12 часов в сутки, и тем не менее у них еще достаточно энергии для семьи и социальной активности, а другие уже через 2 часа так устают, что у них нет энергии ни на что другое. Это указывает на то, что дело не во времени, а в расходовании энергии. Мы все знаем, что конфликты с партнерами высасывают из нас очень много энергии, которой нам потом не достает в других сферах. Наш опыт, особенно с предпринимателями и менеджерами, показал, что если мы научимся быть всесторонне уравновешенными, т. е. распределять энергию на все 4 сферы, то улучшаются результаты деятельности, т. к. у нас увеличивается мотивация, например, для работы.

Именно на примере менеджеров хорошо видно, что лучших результатов добивается тот, кто здоров, у кого есть семья, и она его поддерживает, кто может идентифицировать себя с предприятием и знает, зачем он работает.

Как уже говорилось, 4 сферы даются человеку от рождения и развиваются через жизненные концепции и девизы, которые есть в каждой семье и в каждой культуре. При лечении мы пытаемся сделать конфликты осознанными и вместе с пациентом активировать до этого не развитые сферы. Приведенные здесь вопросы можно проработать с пациентом, чтобы увидеть, какое значение имеет для него каждая сфера.

Но главное в позитивной психотерапии не только лечение пациентов, а то, что врачи и психотерапевты должны научиться применять этот метод по отношению к себе и своей семье, т. к. этот метод дает хорошие результаты лишь в том случае, если суметь применить эти 4 сферы в своей жизни.

Ещё одним существенным достоинством метода является его нацеленность на будущее, ведь он позволяет формировать будущее посредством принятия ситуаций в настоящем. Каждый человек, приняв на себя полную ответственность за свою жизнь, способен изменить свою реальность. Другими словами, если человек хочет иметь то, чего никогда не имел, он должен делать вещи, которых никогда не делал.

Важным принципом психотерапии Пезешкиана является принцип уникальности личности. Он гласит, что в жизни не может быть стандартов, а многообразие источников счастья человека суть в том, что быть счастливым можно в моменте «сейчас», имея то, что есть, не грезя о том, «что было бы, если бы» и т.п. Способность человека узреть в настоящем то, что сделает его счастливым и придаст силы на пути к новым свершениям, наделяет его мудростью и делает создателем своего собственного «Я». Но изменить текущее состояние к лучшему можно только постепенно, а для этого необходимо обладать терпением.

Позитивная психотерапия помогает человеку мобилизовать свои скрытые резервы для осуществления положительных перемен. Она учит человека не противостоять окружающему миру, а принимать его таким, каков он есть. Итогом же станет позитивное миро- и самовосприятие, а также позитивное восприятие жизни и окружающих людей.

Принципы работы позитивной психотерапии Пезешкиана

Работа позитивной психотерапии Пезешкиана основана на трёх принципах: принципе надежды, принципе баланса и принципе самопомощи.

Принцип надежды фокусируется на ресурсах человека. Благодаря ему можно осознать максимум своих способностей и стать ответственным за всё, что происходит в твоей жизни.

Принцип баланса позволяет рассмотреть жизнь и развитие человека по четырём основным направлениям: тело, отношения, достижения и будущее. Целью этого принципа является восстановление естественной гармонии этих четырёх направлений.

Принцип самопомощи может быть применим в качестве стратегии гармонизации личности, а также её адаптации и развития. Первоначально этот принцип применяется психотерапевтом, но по мере работы человек начинает применять его самостоятельно, проецируя на себя и своё окружение, тем самым оказывая себе самопомощь.

Слайд

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает свойственными только ей конкретными техниками: стандартизованными интервью, применениями притч, былин, мифов, сказаний + то, что на слайде.
Использование историй, мудрых высказываний и пословиц играет в позитивной психотерапии центральную роль. Так же, как и хорошее лекарство, данное в нужное время, может ока­зать хорошее действие, так и история, в нужное время расска­занная пациенту, играет большую терапевтическую роль. Ис­тории выполняют много функций, которые могут быть раскры­ты следующим образом. Истории могут быть распределены на 2 группы:

1. Истории, которые подтверждают существующие нормы.

2. Истории, рассматривающие существующие нормы как относительные.

Несмотря на их противоположность, оба направления не взаимоисключают друг друга. Во-первых, потому что содер­жание историй во многом зависит от восприятия читателя. Во-вторых, потому что относительность отдельных ценностей, «из­менение точки зрения», осуществляется не свободно, а отно­сительно к другим предпочтительным ценностям. С другой стороны, подчеркивание существующих норм приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отклоня­ются. В межличностных отношениях, так же, как и в пережи­ваниях и духовной переработке при встрече с историей про­исходят процессы, которые мы описываем как их «функции».

1. Функция зеркала: образность истории дает возмож­ность воспринять их содержание более личностно, облегчает идентификацию с ними. Слушатель может перенести свои потребности на историю и разделить ее высказывания таким об­разом, который бы соответствовал собственным психологиче­ским реакциям в данный момент. Эти реакции, в свою очередь, могут стать предметом терапевтической работы. В то время, когда пациент говорит о своих ассоциациях, он говорит о себе, своих конфликтах и желаниях. Понимание и восприятие историй облегчается путем обращения к фантазиям и воспоминаниям пациента. Освобождая от непосредственно воспринимаемого мира, истории, при целенаправленном применении, помогают пациенту посмотреть на свои проблемы со стороны. Таким образом, пациент становятся не только страдающим от своей болезни, но может, со своей стороны, определить отношение к своим проблемам и своим, до этого привычным, возможностям решения конфликтов. История становится зеркалом, которое отражает, и отражение может быть воспринято.

2. Функция модели. Истории являются моделью. Они пе­редают конфликтную ситуацию и предлагают возможные пу­ти выхода из нее или указывают на последствия некоторых вариантов решения конфликтов. Таким образом, они предполагают обучение на модели. Эта модель не застывшая. Она содержит множество возможностей интерпретации и связей с собственной ситуацией. Истории предлагают пробное действие, при котором мы мысленно и чувственно можем попробовать подойти к привычным конфликтным ситуациям с непривычными решениями.

3. Функция медиатора. Пациенты неохотно раскрывают свои основополагающие концепции, их индивидуальные мифы. В конце концов, они помогают им (хорошо ли, плохо ли) спра­вляться с возникающими конфликтами. Так же, как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, чтобы дать поднять себя в лодку, так и пациент боится отдать те средства самопомощи, которые он использовал раньше, несмотря на то, что они затянули его в порочный круг конфликтов. Это происходит особенно тогда, когда пациент не уверен, действительно ли терапевт может представить ему что-нибудь рав­ноценное или даже лучшее. Развиваются механизмы неприятия и сопротивления, которые, с одной стороны, мешают терапевтической работе, а с другой стороны – дают возможность найти подход к конфликтам пациента, если они четко опреде­лены. Сопротивление может выражаться в различных формах: молчанием, опозданиями, пропусками психотерапевтических занятий. Пациент ставит под сомнение психотерапию по причине того, что это слишком дорого, она требует много времени и т. д. Такое сопротивление в психотерапии изучается. Во всяком случае, эта работа для пациента не всегда при­ятна. Фронтальное наступление на неправильное понимание, сопротивление, механизмы неприятия чаще всего провоцируют такую же фронтальную защиту.

В психотерапевтической ситуации конфронтация между терапевтом и пациентом смягчается тем, что между двумя фронтами выступает медиум истории. Она является поклонением пациенту и чтит его личностные желания (см. Р. Беттедей, 1977).

Речь идет не о пациенте, поведение которого имеет определенные симптомы, а о герое истории.

Таким образом включается тройной процесс: пациент - история - терапевт. История выполняет задачу фильтра. Она является для пациента защитой, которая позволяет ему, хотя бы на время, освободиться от своих полных конфликтов, защитных механизмов. Своими высказываниями и замечания­ми по поводу истории он дает информацию, которую ему было бы значительно сложнее высказать без посредничества истории. Функция посредника годится и для общежития, и для воспитания детей. Через смоделированную в истории ситуацию партнеру можно в щадящей форме сообщить то, на что он, это известно по опыту, реагировал бы агрессивно, с другой стороны, самому предоставляется возможность изменить форму общения.

4. Функция депо (пролонгирование). Благодаря своей об­разности, истории хорошо запоминаются и могут быть исполь­зованы в других ситуациях. Они присутствуют не только в процессе лечения, но и в повседневной жизни пациента, по­хожая жизненная ситуация заставит вспомнить историю, или наступит потребность подумать над вопросами, поставленны­ми в истории. В различных условиях пациент может по-разному интерпретировать историю. Он расширяет первоначаль­ное понимание истории и актуализирует новые подходы, кото­рые помогают понять (дифференцированность) собственные мифы. Таким образом, истории выполняют роль депо, это значит, что они обладают длительным действием и делают пациента менее зависимым от терапевта.

5. Истории как носители традиций. Истории – носители традиций, что бы мы ни понимали под традициями: культурная традиция, семейная традиция, традиция сообщества или ин­дивидуальная традиция, как результат жизненного опыта. В этом смысле история выходит за рамки жизни индивида и приводит к новым мыслям, умозаключениям и ассоциациям. Передаваясь из поколения в поколение, истории, кажется, не изменяются. И, тем не менее, они содержат новое, возможно, ранее неизвестное значение, которое зависит от понимания того, кто их слушает. Если мы обратимся к содержанию истории и содержащимся в них мыслям, то мы найдем в них типы поведения и подходы, которые основывают собственную тра­дицию невротического поведения и предрасположенности к конфликтам.

Классические терапевтические понятия в какой-то форме содержат исторические мифы, которые можно сравнить с на­шими историями. Примером этому может служить комплекс Эдипа, хотя история Эдипа, в традиционном понимании, является лишь метафорой поведения по отношению к родительско­му авторитету. Эта метафора была впоследствии перенесена на психоаналитическую теорию и практику Эдипова комплекса.

6. Истории как межкультурные посредники. В качестве носителей традицией истории представляют различные куль­туры. Они передают характерные для данной культуры правила, концепции и нормы поведения. Содержание этих историй дают человеку, как представителю определенного культур­ного сообщества, поддержку и гарантию. Они предлагают решения проблемы, которые приемлемы в определенном куль­турном сообществе. Истории из других культур дают информацию о правилах поведения в них, показывают другие моде­ли решения проблем и дают возможность расширить собст­венный репертуар концепций, ценностей и решений конфлик­тов. С этим связан дальнейший процесс, а именно – снятие эмоциональных границ и предубеждений, которые возникают против чуждых способов мышления и восприятия, которые за­ставляют воспринимать чужое как нечто агрессивное, угро­жающее и провоцируют отказ там, где прежде всего было бы необходимо понимание. С этим для нашего времени болезненным фактором, предубеждениями, неприязнью можно столкнуться при использовании межкультурных историй. Нужно знакомиться с чужим образом мыслей и перенимать это, может быть, даже для самого себя. Истории не обязательно представляют ныне действующие, типичные формы мышления общества. И тем не менее сами являются анахронизмами, они дают возможность возбудить мысль, поставить под сомнение имеющиеся представления и представляют другие концепции для достижения больших целей.

7. Истории как помощники регрессии. Атмосфера, в кото­рой рассказываются истории, не должна быть сухой, абстракт­ной, без больших различий между терапевтом и пациентом, а скорее, непринужденной, дружественной, партнерской. Через истории терапевт обращается к интуиции и фантазии пациента. Возврат к фантазии в обществе, основанном на достижении реальных успехов, имеет значение регрессии, ша­га назад к более ранним ступеням развития. Когда я занимаюсь историями, то я веду себя, скорее, не как типичный среднеевропейский взрослый, а как ребенок или художник, за которым еще признается право отстранения от общепринятых норм и вступления в мир фантазии. В терапевтических рам­ках истории позволяют хотя бы на время снять приобретен­ный характерный панцирь взрослого и снова позволить себе прежнее радостное поведение и установки. Появляется чувство, что истории понимаются просто, без какого-либо размышления над ними. Они открывают ворота для фантазии, образного мышления, к ни чему не обязывающему, безнаказанному действию с фантастическими элементами, к удивлению и восхищению. Они, в определенной степени, носители творчества, и, таким образом, являются посредником между окрашенным в радостные тона желанием, с одной стороны, и действительностью – с другой. Таким образом, истории моделируют связи между личными желаниями и целями ближнего и дальнего будущего. Истории дают место утопиям, альтернативе действительности. Этот возврат на ранние стадии развития направляется выбором темы истории, допуская поначалу частичную регрессию, и допускает осторожные психотерапевтические воз­действия с пациентами, у которых Я ослаблено, не допуская их немедленной декомпрессии.

8. Истории как контрконцепции. С помощью истории терапевт предлагает пациенту не теорию, а контрконцепцию, ко­торую он может принять или отклонить. Тем самым сознательно дается информация (в любом случае многозначная) по индивидуальной, семейной или другой социальной проблеме, которая поначалу может привести к недопониманию. Таким образом, истории – это лишь особый случай человеческой коммуникации, при которой также происходит обмен концепциями.
Например, притчи в своей работе используют многие успешные психотерапевты. Неоднократно переиздается на разных языках, в том числе и на русском, сборник восточных притч «Торговец и попугай» с рецептами исцеления от основателя позитивной психологии Носсрата Пзешкиана.

Или есть полезная и интересная книга о том, как рассказывать целительные истории своим детям. Истории, которые бы становились иллюстрацией проблемы, с которой столкнулся ваш ребенок, помогали взглянуть на нее со стороны, принять и прожить сложные чувства и найти своё собственное решение в непростой ситуации.

Слайд

Почему позитивное отношение к жизни так важно?

позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;

положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;

оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;

позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.

Что такое «позитивное отношение к жизни»? Вроде бы всем понятно, и даже разъяснять нечего. Все знают, как это здорово - быть позитивным! Тогда и жизнь становится интересной, и люди к тебе тянутся. Почему же тогда далеко не каждый проявляет это в себе, и является таковым?
Практически у всех на пути встречаются какие-то препятствия, и многие люди воспринимают их как нечто непреодолимое, непоправимое, как наказание. Вследствие этого сетуют: «За что мне это?», «Почему именно я?», отравляя своими стонами жизнь себе и близким. Таких людей легко узнать по хмурым лицам, недовольным взглядам, они почти не улыбаются.

Эти люди воспринимают все через призму жалости к себе, защищаются панцирем из злобы, иронии и скептицизма.

Другие же люди относятся к препятствиям как к вызову! Они видят в них не тупик, а новую возможность.
Что бы ни случилось, они верят в свои силы и стараются добиваться своих целей.

В любых событиях, которые происходят вокруг нас, можно видеть возможности, а можно - тупики. Что именно Вы видите - это Ваш выбор! Встречаясь с любым человеком, позитивные люди видят в нем, прежде всего, хорошее, и это помогает им быстро сближаться с людьми. Эти люди доброжелательны, на их лицах часто можно увидеть приветливую улыбку. Что бы с ними ни случалось,
они воспринимают это с позиции возможности: «Как я могу это использовать?» «Что еще я могу сделать в этой ситуации?».
Главным стержнем у таких людей является позитивное отношение к жизни. Нет ничего неизбежного и непоправимого. Нам всем уже давно известно, что все события, на самом деле, не являются плохими или хорошими, таковыми их делает лишь наше отношение к ним.
Позитивное отношение позволяет с большей лёгкостью справляться с повседневными делами. Оно приносит оптимизм вашу жизнь, делает её проще и помогает избегать беспокойства и отрицательного мышления.
Принимая его в свою жизнь, вы автоматически привлекаете конструктивные изменения, счастье и успех.
Позитивное отношение позволяет видеть яркую сторону вашей жизни, помогает оптимистично относиться к жизни и надеяться на лучший исход ситуации. Это состояние вашего разума, безусловно, заслуживает укрепления и развития.

Позитивное отношение проявляется в следующих аспектах:

  • Позитивное мышление.
  • Конструктивное мышление.
  • Творческое мышление.
  • Ожидание успеха.
  • Оптимизм.
  • Мотивация для достижения ваших целей.
  • Вдохновение.
  • Выбор счастья.
  • Принятие.
  • Взгляд на неудачи и проблемы как на подарок жизни, помогающий становиться сильнее.
  • Вера в себя и в свои способности.
  • Самоуважение.
  • Поиск решения.
  • Поиск возможностей.
  • Позитивное отношение приводит к счастью и успеху, и способно изменить вашу жизнь. Если смотреть на яркую сторону вашей жизни, это приносит свет в вашу жизнь.
  • Этот свет влияет не только на вас, но и на окружающую обстановку и окружающих вас людей. Позитивное отношение, подобно позитивному мышлению, довольно заразно.

Преимущества позитивного отношения:

  • Помогает достижению целей и достижению успеха.
  • Успех достигается быстрее и легче.
  • Приносит больше счастья.
  • Наполняет энергией.
  • Даёт большую внутреннюю силу и власть.
  • Способно вдохновлять и мотивировать себя и окружающих людей.
  • Трудности уходят из вашей жизни или же легче преодолеваются.
  • Жизнь улыбается вам.
  • Люди начинают вас уважать.

Если раньше вы негативно относились к жизни, ожидали неудачи и трудности, то пришло время, изменить ваше отношение.
Пора избавляться от негативных мыслей и поведения, в пользу более счастливой и успешной жизни. Начните уже сегодня!

Развитие позитивного отношения, которое приводит к счастью и успеху:

  • Убедитесь, что вы действительно желаете себе счастья.
  • Взгляните на яркую сторону жизни.
  • Становитесь оптимистом.
  • Находите больше причин для улыбки.
  • Измените веру в себя и в силу Вселенной.
  • Убедитесь в бесполезности негативного мышления и ненужных забот.
  • Сравнивайте себя со счастливым человеком.
  • Читайте вдохновляющие истории и афоризмы.
  • Повторяйте утверждения о том, что вдохновляет вас и мотивирует.
  • Учитесь контролировать свои мысли.
  • Узнавайте о концентрации и медитации.
  • Сделайте свой выбор! Будьте позитивны!