Тяжелый случай: Зачем человечеству Falcon Heavy. Американская ракета-носитель Falcon Heavy. Досье Сравнение с другими ракетами тяжелого класса

Falcon Heavy (Фалькон Хэви) – проект ракеты-носителя тяжелого класса, разрабатываемый американской компанией SpaceX. Первый полет ракеты запланирован на осень 2016 года.

История ракеты Falcon Heavy

В 2010 году компания SpaceX начала эксплуатацию своей главной на данный момент ракеты . Спустя год, глава компании – миллиардер Илон Маск на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне официально анонсировал проект создания новейшей ракеты тяжелого класса, по своей мощности уступающей лишь летавшему на Луну комплексу Сатурн-5 – Аполлон.

Предполагалось, что первый демонстрационный пуск Falcon Heavy будет осуществлен с базы Ванденберг, Калифорния уже в 2013 году. Однако, сложности с первыми пусками ракет Falcon 9 и потребность в доработках (к 2016 году Falcon 9 была дважды модифицирована до версии v.1.1 и до версии FT) заставили SpaceX растянуть работу над тяжелой ракетой. В конце 2015 года первый пуск ракеты назначили на осень 2016 года. Предположительно, стоимость заброски 6,4 тонн полезной нагрузки на геопереходную орбиту будет составлять порядка $90-100 млн.

Конструкция ракеты Falcon Heavy

Falcon Heavy – двухступенчатая жидкостная ракета-носитель тяжелого класса, оснащаемая двумя боковыми ускорителями по пакетной схеме.

Первая ступень ракеты Falcon Heavy является модификацией первой ступени ракеты Falcon 9 FT, уже находящейся в эксплуатации SpaceX. Как и базовая ракета, эта ступень оснащается 9 жидкостными ракетными двигателями Merlin 1D, размещенными по круговой схеме Octaweb (1 двигатель в центре и 8 вокруг него). Ступень конструкционно усилена и имеет дополнительные крепления для подвески двух боковых ускорителей.

Боковые ускорители так же являются модификациями базовой Falcon 9 FT, но конструкционно упрощены в сравнении с центральным модулем, так как нагрузка на них в полете ниже. Силовая установка аналогична центральному модулю и ракетам Falcon 9 FT – 9 двигателей Merlin 1D.

Таким образом, первая ступень из трех модулей оснащается суммарно 27 двигателями Merlin 1D общей тягой 20418 кН на уровне моря и 22279 кН в вакууме.

Вторая ступень Falcon Heavy стандартная для всех ракет семейства Falcon 9. Оснащается одним двигателем Merlin 1D Vacuum, с номинальным временем работы 397 секунд. Технические характеристики двигателя позволяют запускать его многократно в течение полета.

Анимация полета тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy

Управление тягой двигателей

В соответствии с схемой полета ракеты Falcon Heavy боковые ускорители должны отходить от ракеты раньше и центральный модуль еще некоторое время будет разгонять ракету до отделения от второй ступени. Однако, центральный модуль и боковые ускорители аналогичны, а значит, отключиться они должны одновременно (из-за истечения запаса топлива).

Изначально, в SpaceX предлагалось создать систему перекачки топлива из боковых ускорителей к центральному модулю. Это позволило бы обеспечить дополнительное время действия модуля после отделения ускорителей. Но, со-временем, было решено отложить внедрение этой системы, как усложняющей конструкцию без необходимости. Вероятно, со-временем, она будет внедрена.

В актуальном же проекте предполагается, что тяга двигателей центрального модуля будет ниже на начальном этапе полета, что позволит сэкономить топливо и увеличить время действия (хотя, первая схема позволила бы держать все двигатели на максимальной тяге и обеспечить большую полезную нагрузку). Такая схема уже применяется концерном ULA в своих ракетах семейства .

Эксплуатация ракет Falcon Heavy

Многоразовое применение

Ракеты Falcon Heavy, как и Falcon 9 являются частично многоразовыми. Так как модули первой ступени, фактически, являются первыми ступенями ракет Falcon 9, они так же оснащаются системами, позволяющими им возвращаться на Землю. Однако, наличие этих систем, конечно, снижает эффективность (масса ракеты увеличивается за счет дополнительного топлива и посадочных систем).

В связи с тем, что первая ступень Falcon Heavy после отделения будет обладать значительно большей скоростью и находиться намного дальше от стартовой площадки, в сравнении с первой ступенью Falcon 9, то необходимость её возврата на посадочную площадку повлечёт значительное снижение массы выводимой нагрузки. Поэтому в высокоэнергетических миссиях к геопереходной орбите она будет осуществлять посадку на плавающую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship. Боковые ускорители, напротив, будут иметь возможность возврата к месту старта и посадки на землю при подавляющем большинстве сценариев запуска.

Расчётные показатели выводимой полезной нагрузки ракеты-носителя могут значительно варьироваться в зависимости от наличия системы перекрёстной подачи топлива и системы многоразового использования боковых ускорителей и первой ступени.

Предполагается, что Falcon Heavy будет способна вывести на низкую опорную орбиту нагрузку массой до 53 тонн, что делает ее самой мощной ракетой в мире на данный момент (показатель Delta 4 Heavy – до 29 тонн, – до 23 тонн), хоть у уступает почти втрое ракете Сатурн-5 (способной забросить порядка 140 тонн).

Стартовые площадки

Для эксплуатации ракет Falcon Heavy компания SpaceX готовит следующие площадки:

  • Космический центр Кеннеди, мыс Канаверал, площадка LC-39A. Раньше с нее запускались комплексы Space Shuttle и ракеты Сатурн-5.
  • База ВВС Ванденберг, площадка SLC-4-East.
  • Полигон McCregor будет использоваться для испытаний полного пакета первой ступени (27 двигателей Merlin 1D).

Посадочные площадки

Для возвращение модулей первой ступени предполагается использовать следующие посадочные площадки:

  • Мыс Канаверал, база ВВС – посадочная зона 1.
  • База ВВС Ванденберг – площадка SLC-4-West.
  • ASDS — Autonomous Spaceport Drone Ship – плавающая платформа, исполняющая роль морской посадочной площадки.

Модификации ракет Falcon

Технически, ракетоноситель Falcon Heavy представляет собой двухступенчатую ракету, внешне напоминающую всю ту же американскую «Дельта-4».

Первая ступень Falcon Heavy состоит из связки трех ракет «Falcon 9», разгоняющих всю конструкцию на первом этапе полета, а затем, по мере выработки топлива отделяющиеся от тела основной ракеты (начала два боковых, чуть позже центральный), и (в «экономном» режиме подразумевающем дальнейшее использование), не сгорающих в плотных слоях атмосферы, а безопасно приземляющихся на стартовые площадки, с помощью специальных маневровых двигателей. Двигатели первой ступени фактически имеют только один режим работы — «самый полный вперед!».

Вторая ступень оборудована такими же двигателями («Мэрлин») как и первая ступень, однако этот двигатель отличается тем, что может быть заглушен и вновь запущен несколько раз, позволяя ракете маневрировать и менять высоту орбиты.

По достижению заданной орбиты, Falcon Heavy сбрасывает головной обтекатель состоящий из двух половин и предохраняющий от повреждений полезную нагрузку. Кроме варианта с головным обтекателем, предусмотрен и вариант установки на его место космического корабля «Дракон» разработки SpaceX.

Будущее Falcon Heavy — технический прорыв или рекламный трюк?

6 февраля 2018 года Falcon Heavy впервые взлетела с мыса Канаверал и «взорвала» все мировые СМИ, превозносящие этот полет как исторический, как новую веху в космонавтике и как полный триумф SpaceX и Илона Маска.

Ни в коем случае не преуменьшая целей которых удалось добиться Маску и его компании (а полностью успешный взлет «частной» космической ракеты, по характеристикам претендующей на мировой рекорд — это уже само по себе блестящий триумф), нельзя при этом поддавшись общим восторгам назвать запуск «тяжелого «Сокола» действительно в чем-то выдающимся прорывом.

Как я уже отмечал ранее, по техническим характеристикам Falcon Heavy практически ни в чем не превзошла разработки СССР и США двадцати-тридцатилетней давности. Если принять за главное преимущество «Сокола» его возвращаемые назад ступени и экономию на запусках, то полезный вес выводимый на орбиту мало чем отличается от хорошо проверенного «Протона-М». Пока же в качестве полезной нагрузки в космос был запущен лишь электромобиль «Тесла» (также продукт одной из компаний Илона Маска), шаг конечно красивый и яркий, с точки зрения маркетинга и рекламы, но с точки зрения развития технологий или научного прорыва — ничем не выдающийся.

Первый старт Falcon Heavy прошел не совсем гладко — из трех возвращаемых ступеней успешно приземлись две, а третья разбилась при посадке, кроме того, из-за ошибки в расчетах «полезная нагрузка» (автомобиль «Тесла») был выведен совсем не на ту орбиту, как было рассчитано изначально. Тем не менее, Илон Маск на пресс конференции сообщил, что доволен результатами миссии и никаких существенных изменений в конструкции сверхтяжелого ракетоносителя Falcon Heavy не планирует. Несмотря на некоторые неприятности со стартом, ни одна из них не является для проекта такого масштаба фатальной.

В конце-концов, со слов основателя SpaceX можно понять, что сама Falcon Heavy не является для него неким конечным продуктом — скорее всего «тяжелый «Сокол»» — только очередная веха на пути к будущему. И настоящие космические прорывы человечества уже не за горами.

Во второй половине апреля 2000 года Россией был ратифицирован договор об абсолютном запрете на всяческие испытания В современном мире холодная война уже не имеет большого значения, и поэтому нет особой необходимости в наличии стратегических вооружений. Но тем не менее от них не отказались полностью, и на вооружении России имеется самая мощная в мире ракета класса «земля-воздух» Р-36М, которой на Западе дали страшное название «Сатана».

Описание баллистической ракеты

Самая мощная в мире ракета Р-36М была принята на вооружение еще в 1975 году. В 1983 году была запущена в разработку модернизированная версия ракеты - Р-36М2, которая получила название «Воевода». Новая модель Р-36М2 считается самой могучей в мире. Ее вес достигает двухсот тонн, и это сравнимо разве что со статуей Свободы. Ракета имеет невероятную разрушительную силу: запуск одной ракетной дивизии будет иметь такие же последствия, как и тринадцать тысяч атомных бомб, аналогичных сброшенной на Хиросиму. Кроме того, самая мощная ядерная ракета будет готова к старту всего за несколько секунд даже после многих лет консервации комплекса.

Характеристики Р-36М2

Ракета Р-36М2 имеет всего десять боеголовок с функцией самонаведения, мощность каждой из которых 750 кт. Чтобы было понятнее, насколько мощной является разрушительная сила этого оружия, можно сравнить ее с бомбой, сброшенной на Хиросиму. Ее мощность была всего 13-18 кт. Самая мощная ракета России имеет дальность действия 11 тысяч километров. Р-36М2 - это ракета, базируемая в шахте, она и сейчас находится на вооружении России.

Межконтинентальная ракета «Сатана» имеет вес 211 тонн. Запускается она минометным стартом и имеет двухступенчатое зажигание. Твердотопливное на первой ступени и жидкотопливное - на второй. С учетом такой особенности ракеты конструкторы внесли некоторые изменения, в результате которых масса стартовой ракеты оставалась прежней, вибрационные нагрузки, возникающие на старте, снижались, а энергетические возможности повышались. Баллистическая ракета «Сатана» имеет следующие размеры: длину - 34,6 метра, в диаметре - 3 метра. Это очень мощное оружие, боевая нагрузка ракеты от 8,8 до 10 тонн, пусковая возможность имеет радиус действия до 16 тысяч километров.

Это самый идеальный комплекс противоракетной обороны, в котором есть независимые друг от друга боеголовки индивидуального наведения и система ложных целей. «Сатана» Р-36М как самая мощная в мире ракета, относящаяся к классу «земля-воздух», занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Создателем мощного оружия является М. Янгель. Основной целью конструкторского бюро под его руководством была разработка многоликой ракеты, которая была бы способна выполнять множество функций и иметь большую разрушительную силу. Судя по характеристикам ракеты, они со своей задачей справились.

Почему именно «Сатана»

Ракетный комплекс, созданный советскими конструкторами и находящийся на вооружении России, «Сатаной» назвали американцы. В 1973 году, на момент первого испытания, эта ракета стала самой мощной баллистической системой, несравнимой ни с одним ядерным оружием того времени. После создания «Сатаны» Советскому Союзу можно было больше не переживать по поводу вооружения. Первая версия ракеты маркировалась SS-18, только в 80-е годы была разработана модифицированная версия Р-36М2 «Воевода». Против этого оружия не могут ничего сделать даже современные системы ПРО Америки. В 1991 году, еще до распада СССР, в КБ «Южное» был разработан проект ракетного комплекса пятого поколения «Икар» Р-36М3, но создан он не был.

Сейчас тяжелые ракеты пятого поколения создаются в России. В это оружие будут вложены самые новаторские научно-технические достижения. Но успеть необходимо до конца 2014 года, так как в это время начнется неминуемое списание еще надежных, но уже устаревших «Воевод». По тактико-техническому заданию, согласованному министерством обороны и производителем будущей баллистической межконтинентальной ракеты, новый комплекс будет принят на вооружение в 2018 году. Созданием ракеты будут заниматься в ракетном центре Макеева в Челябинской области. Эксперты утверждают, что новый ракетный комплекс сможет гарантированно преодолеть любую противоракетную оборону, в том числе и космический ударный эшелон.

Ракета-носитель Falcon Heavy

Основная задача двухступенчатой РН Falcon Heavy состоит в выводе на орбиту спутников и межпланетных аппаратов весом свыше 53 тонн. То есть фактически этот носитель может поднять на орбиту земли полностью загруженный лайнер «Боинг» с экипажем, багажом, пассажирами и полными баками топлива. Первая ступень ракеты включает три блока, у каждого из которых имеется девять двигателей. В Конгрессе США обсуждается и вероятность создания еще более мощной ракеты, которая сможет вывести на орбиту 70-130 тонн полезной нагрузки. Представители компании SpaceX согласились с необходимостью разработки и создания такой ракеты для возможности выполнения большого количества полетов на Марс с пилотируемым управлением.

Заключение

Если говорить в целом о современном ядерном оружии, то его можно справедливо назвать пиком стратегического вооружения. Модифицированные ядерные комплексы, в частности самая мощная в мире ракета, способны поражать цели на огромном расстоянии, и при этом противоракетная оборона не может серьезно повлиять на ход событий. Если США или Россия примут решение использовать свой ядерный арсенал по прямому назначению, то это приведет к абсолютному уничтожению этих стран или, возможно, даже всего цивилизованного мира.

Space X успешно запустила в космос самую тяжелую ракету в истории. Очередной успех Илона Маска злит скептиков и мотивирует разработчиков космических аппаратов. Эксперты «Фонтанки» все же уверены, что запуск сверхтяжелой ракеты открывает новые перспективы для всего человечества.

фото с сайта twitter.com, пользователь SpaceX

Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy ушла в космос с ревом 27 двигателей, выполнив успешный, хоть и не безупречный, вывод полезной нагрузки. Вместо обычных для тестовых запусков бетонных блоков балластом выступил электромобиль Tesla Roadster с манекеном космонавта в салоне. Все ступени отработали штатно, а три из четырех ускорителей затем успешно приземлились обратно. Одним из самых впечатляющих моментов был синхронный подход дуэта ракет к площадке для одновременного приземления. Картину испортила лишь центральная часть первой ступени. Из-за неисправности двух двигателей она не смогла замедлиться и рухнула в воду в 100 метрах от беспилотной баржи «Конечно я всё ещё люблю тебя». Эта часть ракеты разрушилась полностью, а разлетающиеся обломки повредили двигатели судна. Весь полет Falcon Heavy занял 10 минут.

Почти сразу же после завершения трансляции, которую смотрело 2,5 млн человек, в Интернете стали появляться обновленные указатели для скептиков. В длинном списке аргументов, завершающихся одинаковой фразой «вот тогда и поговорим», указатель переместился на позицию ниже: с успешного запуска летавшей в космос ракеты и тяжелого Falcon Heavy к готовящемуся запуску космического корабля Dragon 2. Специалист по выведению полезной нагрузки в космос Игорь Афанасьев объясняет, что запуск Falcon Heavy означает – Илон Маск последовательно реализует заявленные задачи. «Пусть с сильным опозданием, это нормально, но шаг за шагом», – отмечает эксперт.

Ракета Falcon Heavy стоит в ряду самых крупных ракет, когда-либо создававшихся человеком. При стартовой массе 1 402 тонны она способна выводить на низкую околоземную орбиту до 63,8 тонны. Крупнее неё за всю историю человечества была лишь монструозная ракета Saturn V, стартовая масса которой была 2 970 тонн. В начале 70-х она использовалась для лунной миссии астронавтов США. В Советском Союзе самой большой ракетой была сверхтяжелая «Энергия», стартовая масса которой составляла 2400 тонн. По проекту, она могла выводить на низкую околоземную орбиту до 100 тонн полезной нагрузки. Оба гиганта существовали лишь в эпоху космической гонки между двумя сверхдержавами.

Во времена коммерческих запусков в космос важным параметром является стоимость всей операции по выводу полезной нагрузки. Поэтому ракеты должны не только безопасно доставлять тяжелые грузы, но и делать это выгодным с экономической точки зрения способом. Стоимость первого запуска Falcon Heavy составила около 90 млн долларов. Последующие запуски должны быть дешевле за счет использования вернувшихся из полета ускорителей.

Сейчас сложно сказать, как Falcon Heavy повлияет на рынок запусков, поскольку у него нет не только конкурентов, но и весьма ограниченное количество потенциальных клиентов. Создатели спутников привыкли к более жестким ограничениям по весу аппаратов. «Непосредственно сейчас Falcon Heavy на рынок запусков вряд ли повлияет, – считает Игорь Афанасьев, – но он подвигает разработчиков спутников и других космических аппаратов делать технику с повышенными характеристикам и гораздо большей массы, которая недоступна современным носителям».

В свою очередь создание более тяжелых ракет открывает новые перспективы не только для компаний, разрабатывающих спутники, но и для пользователей услуг, поставляемых из космоса. Как рассказал сотрудник российской частной космической компании Dauria Aerospace Виталий Егоров, более тяжелый спутник сможет заменить собой несколько легких.

«Если аппарат больше, то на него можно поставить больше ретрансляторов, увеличить солнечные батареи, залить больше топлива. Один спутник сможет работать за четверых. Открываются новые возможности для изучения других планет. Можно запускать большие телескопы, тяжелые марсоходы, межпланетные станции, добыть грунт Марса, например. Это уже ученых может заинтересовать», – уверен Виталий Егоров.

В свою очередь более длинный рабочий цикл спутника означает отсутствие необходимости чаще выполнять запуски, что снижает издержки для провайдера услуг. Все это может сказаться на условиях их предоставления для потребителей на поверхности Земли. «Может повыситься качество привычных сервисов, например телевизионной картинки. Цены на существующие сервисы могут снизиться, а пропускная способность повыситься. Это касается спутникового Интернета или связи. Могут появиться и совершенно новые сервисы, например «гуглокарты» в реальном времени», – рассуждает Виталий Егоров.

Россия тоже ведет разработки тяжелых и сверхтяжелых ракет. Главная ставка сделана на модификацию тяжелой ракеты-носителя «Ангара». В сверхтяжелом варианте «Ангара-А5В» при стартовой массе около 815 тонн должна будет доставлять на низкую околоземную орбиту до 37,5 тонны. Однако сроки начала ее эксплуатации пока неизвестны. Ближайший тестовый запуск с космодрома Восточный запланирован на 2027 год. Пока развивается лишь тяжелая «Ангара-А5», которая является конкурентом Falcon 9 Илона Маска и в будущем должна заменить советские «Протон-М». Ее стартовая масса 780 тонн при способности выводить на низкую околоземную орбиту до 24 тонн груза. Тогда как у Falcon 9 стартовая масса 549 тонн при способности выводить на низкую околоземную орбиту до 22,8 тонны.

«Ангара» готовится к пускам. В Плесецк отправлены блоки двух ракет. Параллельно идет сертификация серийного производства в Омске на предприятии "Полет", которое будет выпускать блоки УРМ-1 нижних ступеней. УРМ-2 верхней ступени выпускается в Москве», – рассказал Игорь Афанасьев.

Стоимость запуска «Ангары-А5» сейчас оценивается в 100 млн долларов, что на треть дороже «Протона-М». Ожидается, что после начала эксплуатации в 2021 стоимость «Ангары-А5» снизится в 1,5 раза, и к 2025 году ее запуск будет дешевле запуска «Протона-М». Стоимость запуска тяжёлой ракеты Falcon 9 Илона Маска с возвращающейся первой ступенью сейчас составляет 62 млн долларов.

Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"

Первый испытательный запуск своей ракеты-носителя Falcon Heavy. Он был произведен с арендуемой компанией площадки №39А Космического центра им. Джона Кеннеди (расположен на острове Мерритт северо-западнее мыса Канаверал, штат Флорида), с которой ранее запускались пилотируемые миссии на Луну и многоразовые космические челноки Space Shuttle.

В качестве полезной нагрузки основатель SpaceX Илон Маск решил использовать не традиционные для испытательных пусков бетонные или железные блоки, а свой спорткар Tesla Roadster. Два боковых блока ракеты через 8 минут 12 секунд после старта совершили посадку на мысе Канаверал. Центральный блок мягкую посадку совершить не смог.

Falcon Heavy - американская частная ракета-носитель частично многоразового использования. Принадлежит к семейству ракет Falcon, созданных компанией SpaceX (Space Exploration Technologies; город Хоторн, штат Калифорния), основанной в 2002 году канадско- американским инженером миллиардером Илоном Маском.

Проект ракеты-носителя был анонсирован Маском в 2011 году на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. Falcon Heavy была разработана для пилотируемых полетов и межпланетных миссий: на Луну, Марс, Плутон. Она создана на базе тяжелой ракеты Falcon 9, эксплуатируемой с 2010 года.

Характеристики

Falcon Heavy - двухступенчатая ракета-носитель. Высота (длина) - 70 м, ширина в основании - 12,2 м, диаметр одного блока - 3,66 м, стартовая масса - 1420,788 т.

Заявленная грузоподъемность Falcon Heavy: 63,8 т - на низкую опорную орбиту (НОО), 27,7 т - на геопереходную (ГПО), 16,8 т - на отлетную траекторию в сторону Марса и 3,5 т - в сторону Плутона. Таким образом, Falcon Heavy является сверхтяжелой ракетой-носителем: по наиболее распространенной классификации так называют ракеты, способные выводить более 50 т на НОО.

Как и базовая Falcon 9, она оснащена кислородно-керосиновыми ракетными двигателями производства SpaceX: Merlin 1D и Merlin Vacuum.

Первая ступень состоит из центрального и двух боковых блоков, представляющих собой модернизированные первые ступени Falcon 9. В общей сложности на первом этапе задействованы 27 двигателей - по девять в каждом блоке. Конструкция боковых блоков (ускорителей) немного упрощена, их двигатели работают меньше, чем двигательная установка центрального блока. Боковые ускорители первыми отделяются от ракеты. Все три блока первой ступени - многоразовые, для возвращения на Землю они оснащены раскладывающимися посадочными опорами.

Вторая ступень аналогична той, что используется в Falcon 9. Ее работу обеспечивает один двигатель Merlin Vacuum многократного включения. Топливные баки всех ступеней изготовлены из алюминий-литиевого сплава.

Головной обтекатель ракеты способен вместить как корабль Dragon разработки SpaceX, так и более тяжелый и объемный груз.

Планы по запускам

Помимо Космического центра им. Джона Кеннеди, SpaceX планирует проводить запуски Falcon Heavy с арендуемой компанией стартовой площадки базы ВВС Ванденберг (штат Калифорния). По оценкам Маска, один запуск Falcon Heavy с выводом полезного груза массой не более 10 т на ГПО будет обходиться примерно в $90 млн. Запуски тяжелых версий американских ракет Delta IV и Atlas V составляют около $400 млн и $230 млн соответственно. Стоимость запуска российского "Протона-М" оценивается в $65 млн.

Первоначально первый демонстрационный испытательный запуск Falcon Heavy планировалось осуществить в 2013 году. Но затем он неоднократно переносился. Это было связано с необходимостью доработок ракет Falcon 9.

В планы компании входит использование Falcon Heavy для запуска пилотируемой версии Dragon, в том числе с туристами на борту для облета Луны, а также запуск беспилотного корабля Red Dragon с миссией на Марс (для отработки будущих пилотируемых полетов на эту планету).

Сравнение с другими ракетами тяжелого класса

После принятия в эксплуатацию Falcon Heavy с максимальной грузоподъемностью 63,8 т станет единственной в мире эксплуатируемой ракетой-носителем сверхтяжелого класса. Существующие ныне "тяжелые" версии Delta IV и Atlas V рассчитаны на максимальный груз весом до 28,37 т и до 18,51 т соответственно (при выведении груза на низкую опорную орбиту). Новая китайская ракета "Великий поход - 5" (первый запуск состоялся в ноябре 2016 года) может выводить в космос до 14 т (в перспективе - до 25 т).

Российская ракета-носитель "Протон-М" имеет грузоподъемность до 22,4 т, проектируемая "Ангара-А5" - до 24,5 т (ее вариант "Ангара-А5В", который рассматривается для запусков с космодрома Восточный, - до 37,5 т).

Европейская Ariane 5 выводит до 20 т, японская H-IIB - до 16,5 т.

При этом Falcon Heavy не сможет превзойти сверхтяжелые ракеты-носители, разработанные в прошлом веке: американскую Saturn V (грузоподъемность до 140 т, использовалась для запусков пилотируемых кораблей Apollo на Луну) и советскую "Энергию" (105 т; была предназначена для запуска многоразовых орбитальных кораблей "Буран").