Тема единожды солгав кто тебе поверит рассказ. Единожды солгавши, кто тебе поверит? Если бы молодость знала, если бы старость могла

74-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

В оригинале: Единожды солгавши, кто тебе поверит?

Иносказательно: комментарий к словам, уверениям, обещаниям человека, про которого достоверно известно, что однажды он кого-то обманул, подвел и пр. А обманувший однажды может сделать это и еше раз.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения

Из романа «Земля людей» (1939) французского писателя и военного летчика Антуана де Сент-Экзюпери (1900- 1944).

Цитируется как напоминание о ценности общения с близкими по духу, интересными людьми, которая в полной мере познается обычно с опозданием.

Еже писах, писах

С латинского: Quod scripsi, scripsi [квод скрипси, скрипси].

Из Библии (старославянский текст).

В Евангелии от Иоанна (гл. 19, ст. 19, 21-22) сказано, что на кресте, на котором был распят Иисус Христос, римский наместник в Иудее Понтий Пилат сделал надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Первосвященники иудейские возмутились столь «легкомысленным» обращением с именем царя иудейского и попросили исправить написанное, сказали Пилату: «не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: чту я написал, то написал» (на старославянском языке: «Еже писах, писах»).

Иносказательно о нежелании (невозможности) изменить написанное (сделанное) - что написано, то написано, и никаких изменений уже не будет. Петр Вяземский (Автобиографическое введение // Соч. Т. 1. М., 1878): «Литературная жизнь писателя есть также своего рода жизнь человека. «Еже писах, писах»: что прожил, то прожил».

Езда в незнаемое

Из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).

Иносказательно: 1. О поэтическом творчестве, об открытиях поэта в сфере человеческих чувств. 2. О некоем новом, рискованном, с неизвестными последствиями предприятии, начинании (ирон.).

Елисейские поля

Из античной мифологии. Елисейские поля (рим. - Элизиум) - синоним христианского рая, той части загробного мира, где пребывают герои, чистые души, праведники, в то время как в Аиде (синоним христианского ада) терпят вечные муки преступники, злодеи и т. д. Древние греки располагали Елисейские поля или на «островах блаженных», или на некой прекрасной долине на берегу океана.

Где пробегают светло беспечальные дни человека:

Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;

Где сладкошумно летающий веет Зефир Океаном,

С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным.

Елисейские Поля также название главной улицы Парижа. Аналог выражений «загробная жизнь», «тот свет», «царство небесное».

Отсюда же популярное в прошлые века поэтическое иносказание «отправиться в Елисейские поля», то есть скончаться, умереть.

Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать

С французского: Si Dieu n "existaitpas, ilfaudrait I"inventer.

Анонимный автор «Книги о трех лжецах» (1768) в своем произведении подверг жестокой критике и развенчанию три основные мировые религии. Вольтер хотя и был настроен против церкви, тем не менее, будучи деистом, самого существования Бога публично не отрицал. И не делал этого из сугубо рациональных соображений, полагая, что религиозность без фанатизма объективно необходима непросвещенному народу как род моральной узды. Поэтому он отозвался об этом резко атеистическом произведении очень критически: назвал его «плоским» (письмо к Анри Риё от 9 мая 1769 г.) и «исполненном грубого атеизма без мысли и философии» («Заметка», 1771).

Своим стихотворным «Посланием к автору книги о трех самозванцах» Вольтер очень гордился: «Я редко бываю доволен своими стихами, но признаюсь, что к этому я испытываю отцовскую нежность» (из письма Сорену от 10 ноября 1770 г.). 22-й стих этого «Послания» и стал знаменитой крылатой фразой.

Обычно служит основой для образования однотипных фраз, когда говорящий хочет выразить свое удовлетворение по поводу каких-то обстоятельств (явления, человека и т. д.), наличие которых ему очень выгодно (шутл.).

Последние дни в местном информпространстве продолжалось (хотя и без особого энтузиазма) обсуждение отставки главы Счетной палаты Красноярского края Татьяны Давыденко, которую Заксобрание отстранило от должности на прошлой неделе.

И пусть это сейчас не главная тема информационной повестки – и у жителей края, и у его руководства есть дела поважней, – но сам факт того, что кто-то упорно продолжает подливать масло в угасающий огонь, показателен. Он свидетельствует, что вся эта некрасивая кампания с самого начала носит заказной характер и кем-то хорошо проплачена – очень уж стараются очернители Усса.

После душераздирающих видеообращений теперь уже экс-председателя Счетной палаты, наигранного «праведного гнева» московского журналиста, после плохо срежиссированных протестных пикетов и провального сбора подписей за отставку губернатора началась вторая серия марлезонского балета.

Когда прокуратура и депутаты ЗС доходчиво объяснили, с чем связаны прозвучавшие «разоблачения», в интернете на свет божий вылезли «блогеры» второго и третьего эшелонов, о которых раньше никто и знать не знал. Для них что Красноярский край, что Краснодарский – это где-то за МКАД. Но ребятам кинули копеечку – они и несут пургу. Причем все как под копирку повторяют сто раз уже опровергнутые цифры и факты: и об «украденных» 45 миллиардах, и о том, что «треть экономики края» – в тени, и о том, что «честная и неподкупная» разоблачительница коррупционеров невинно пострадала за правду…

Между тем достаточно понимать общие принципы устройства экономики и включить здравый смысл, чтобы увидеть: вся эта игра со слезой, с подтасовкой цифр и фактов (где общая валютная выручка предприятий выдается за «украденные» деньги) – фейк с самого начала. Причем направлен он не только на дискредитацию руководства края, но и на дестабилизацию в нем политической обстановки, давайте называть вещи своими именами.

А то, что это фейк, стало понятно буквально с первых минут программы Караулова. За этим деятелем я давно наблюдаю и давно уже не верю в его пафос, театральные паузы и придыхания, многозначительные повторы одних и тех же фраз, которые лично меня заставляют воспринимать все сказанное с точностью до наоборот.

Жизненный опыт, знаете, ли…

Прийти в эту студию, чтобы «отстаивать правду», – странное решение.

Впрочем, речь не о Караулове. А об этике и порядочности, наказании и справедливости. Я намеренно не затрагиваю юридических аспектов отставки Давыденко – о них скажут наши комментаторы, люди более компетентные, у меня другое в голове не укладывается. Вот ты – высокопоставленный чиновник, ты несешь полную ответственность и за свои слова, и за юридическую чистоту своих действий – и на службе, и за ее пределами… Ну как можно было выходить на трибуну Заксобрания и на телевидение с какими-то обвинениями, делать честные глаза, четко понимая, что у тебя за спиной такой шлейф, мягко говоря, очень запутанных дел и бизнес-разборок с материальными интересами? Пусть не твоих личных (хотя как знать?). Но разве глава Счетной палаты не должна быть кристально чиста и безупречна во всем? В том числе и по линии родственных связей. Если уж ты берешь на себя роль борца за правду, так изволь обличать так, чтобы и комар носа не подточил. Чтобы даже самый злой и ангажированный прокурор не нашел ни одной зацепки, за которую можно к тебе придраться. А там, как я понимаю, не просто зацепки – крючья.

От всей этой истории остался еще вот какой осадок – репутационные потери власти. Люди всегда знали, что Счетная палата – главный контролирующий орган краевых законодателей. Если «кто-то кое-где у нас порой» – она этого не допустит, разоблачит, поймает за руку. Люди привыкли ей безусловно доверять. Но получилось так, что человек, руководящий этим органом, скомпрометировал не только себя, но и своих коллег. О каком тогда доверии к Счетной палате может идти речь? Единожды солгавши, кто тебе поверит? По большому счету за это Татьяну Алексеевну и отправили в отставку.

А что касается нарушений в лесном комплексе края, то они, безусловно, есть. И губернатор, и правоохранительные органы борются и боролись с ними задолго до громких «разоблачений». И эта работа будет продолжаться.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ПОПОВ, первый заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края

– Я голосовал за поддержку этого решения (за отставку Татьяны Давыденко. – НКК). Во внимание были приняты доводы прокуратуры, которые однозначно говорят о юридических основаниях для досрочного прекращения полномочий. Это факты, свидетельствующие о злоупотреблении служебным положением в интересах аффилированных лиц в области авиации. И нарушение антикоррупционного законодательства – конфликт интересов. Доводы Татьяны Алексеевны об обратном меня как депутата не убедили.

Что касается прочих аспектов, то этот вопрос нельзя отрывать в целом от психологической и эмоциональной обстановки, которая сложилась в Красноярском крае. Председатель Счетной палаты активно участвует в политической кампании, информационной войне, участвует в интервью, где звучит откровенно недостоверная, лживая информация. Журналист, конечно, может что-то не знать, говорить недостоверные данные ради каких-то интересов и целей. Но председатель Счетной палаты края все это слышит и даже не пытается опровергнуть эти пресловутые 45 миллиардов, которые «украли», хотя это просто выручка. На мой взгляд, с морально-этической точки зрения, в соответствии с кодексом, который разделяют контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, это недопустимое поведение. Это либо непрофессионализм, либо участие в кампании, дискредитирующей Красноярский край.

Сергей КОМАРИЦЫН, политолог

– Татьяна Давыденко понимала, что ей придется уйти с поста председателя Счетной палаты, и как опытная аппаратчица попыталась сделать упреждающий шаг. Но связалась с маргинальными политическими силами в крае (кстати, теми самыми, которые еще недавно тоже требовали разобраться с ее аффилированным бизнесом).

Ее заинтересованность в авиационной отрасли была известна. Бюро журналистских расследований в течение четырех-пяти лет, например, занималось этой темой. Сейчас Татьяна Алексеевна попытается перевести все в политическую плоскость. Якобы это месть за «проверку» Счетной палатой лесной отрасли. В реальности в записках Счетной палаты никаких разоблачений нет. Внутри самой палаты возник конфликт. Большинство аудиторов обвинили Давыденко в том, что она преследует политические интересы, манипулирует цифрами, и высказали ей недоверие. Однако история с Давыденко стала частью целенаправленной информационной кампании, в которой технологично используется эмоциональный фон. Это накладывается на состояние общественного мнения, рост протестных настроений и недовольства властью. Поэтому многими Давыденко воспринимается как жертва, человек, пострадавший за гражданскую позицию. Но это не так. С ситуацией в лесной отрасли, безусловно, надо разбираться. Но это совсем другая история. А у Татьяны Алексеевны оказалось много скелетов в шкафу, поэтому отставка ее закономерна.

Ирина ДАММ, директор центра противодействия коррупции и правовых экспертиз СФУ, завкафедрой деликтологии и криминологии юридического института СФУ, кандидат юридических наук

– В федеральном законе «О противодействии коррупции» закреплено понятие конфликта интересов. И должностные лица обязаны уведомлять о возникновении или даже о возможности возникновения личной заинтересованности, принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Если проверка установит, что депутат, министр или председатель Счетной палаты Российской Федерации или любого субъекта РФ не уведомил о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, не принял мер по его урегулированию – он будет уволен или освобожден от должности в связи с утратой доверия. Что, собственно, мы и увидели на примере Татьяны Давыденко.

Депутаты Законодательного собрания Красноярского края приняли это решение в полном соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. А общественный резонанс по поводу освобождения от должности председателя Счетной палаты отчасти обусловлен тем, что антикоррупционное законодательство современной России динамично развивается, не все граждане знакомы с тонкостями антикоррупционных стандартов поведения. Замечу, что наказание за несоблюдение этих стандартов может быть очень строгим – вплоть до уголовной ответственности.

На фото: Краевые депутаты подавляющим большинством голосов приняли решение о досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты края Татьяны Давыденко

Почему не работают рациональные доводы в пользу строительства целлюлозно-бумажного комбината под Череповцом?

Отправить

Но как недолго то! Вползает ложь,
и постепенно с глаз слетают шоры...
Ты вопрошаешь: «Как же это? что ж?»
Барон Мюнхгаузен! Подделка. Морок.
Так затвори же за собою двери,
Солгав однажды, кто тебе поверит?*
- Лана Сноу

Как говорится, «вопрос, конечно, интересный». В России вообще с рациональным дело обстоит не очень. Сегодня весь Запад в шоке: обложили русских санкциями, рубль падает, нефть дорожает, гипс снимают, а они радуются и гордятся, что «крымнаш!». Прям, как в той притче про монгольского хана и осажденный им город.

Но сейчас не об этом. А о том, что совсем уж рядом. Поводом вспомнить про «Стоп ЦБК!» стала последняя передача «Перекрёсток» на череповецком «Канале 12» с участием уважаемого хозяина «Северстали». Она явно спровоцировала всплеск общественного возбуждения. О чём автор может судить по личному опыту - уже на следующий день он в буквальном смысле был припёрт к стенке одним весьма корпулентным и уважаемым в городе господином, требовавшим немедленно определиться с позицией по отношению к строительству ЦБК, вообще, и Алексею Мордашову, в частности, потому что «весь город против».

На самом деле этот мой знакомец с дрожащими руками и красным от возбуждения лицом не один такой в городе. В рядах противников нового индустриального строительства сегодня, действительно, «ширнармассы» - известная «жёлтая метка» легко обнаруживается на заднем стекле не только бюджетных таратаек, но на вполне презентабельных, тонированных лексусах, крузерах, и прочих «бэхах».

Что же объединяет всех этих людей в общем неприятии замысла Мордашова, согласованного уже, кажется, со всеми: и с зарубежным партнёром, обладающим необходимыми технологиями-компетенциями, и с руководством региона, и, пожалуй, кое с кем повыше?

Ведь, если разобраться, идея-то благая: построить мощное, современное производство, тот самый, выражаясь научно, «мультипликатор», который даст по сути вторую жизнь вологодской лесной индустрии, находящейся сегодня в явной стагнации, а заодно оздоровит нашу тайгу, засоренную никому ненужным чапорыжником. Но, главное, у региона появится новый источник налоговых поступлений, а у местных жителей - перспектива появления новых качественных (с точки зрения условий труда и зарплаты) рабочих мест.

Конечно же, у инвестора есть и «корыстный» мотив - заработать. Но это как раз тот случай, когда он оптимально уравновешен нематериальной внутренней мотивацией: честолюбивым и вполне искренним желанием построить «лучший ЦБК на Земле».

«И, тем не менее», как говаривал незабвенный Эммануил Гидеонович из «Дня радио». Все хорошее, что есть в проекте, не замечается или ставится под сомнение (даже, если это оскорбляет самих сомневающихся - например, утверждение, что наши работники не способны так же строго, как финны, соблюдать технологию). На поверхности остается одна скверная муть, сложно поддающаяся вербальному определению. По сути, это даже не мысль, не серьёзные аргументы против, - одна горькая эмоция.

Понятно, что есть люди намеренно её разжигающие и поддерживающие этот огонь в своих собственных корыстных интересах. Но неясная горечь привита не ими, её чувствуют все и давно.

Непосредственный персонифицированный раздражитель - уже упомянутый Алексей Александрович, который, как принято считать, давно уже москвич и, которому «наплевать на Череповец», как выразился мой давешний агрессивный собеседник. Когда же я робко возразил, что бить тревогу по этому поводу надо было раньше - когда определялось, в собственности какого маркиза Карабаса будет и «Северсталь», и окружающие её «поля», он отмахнулся: «это было давно».

А осадок остался! И ведь никто доподлинно не знает, через какие вещи в свое время пришлось переступить на пути к власти и собственности нашим «баронам-разбойникам», нынешним «столпам» родной экономики. «То ли он украл, то ли у него украли». Но кража была точно, и её-то простить до сих пор не могут. Не только «тех, кому за 50-т», но и более молодых людей не покидает ощущения глубинной неправедности и неправильности, той «злобы» которая довлеет нам уж почти четверть века.

Представляется, что реакция на проект ЦБК - всего лишь рефлекторная, как рвота, реакция людей, не знающих, что ещё и как можно изменить в своей жизни. Он, как ядовитая капля (способная убить не одну лошадь), в которую сгустился череповецкий индустриальный морок, превратившись едва ли не в общенациональную метафору.

Впору вспомнить ещё одно порождение тех же дымных череповецких сумерек - Леонида Парфёнова, яростного борца с нашим общим советским прошлым, сделавшего себе на этом целую карьеру. Обостренным чувствам профессионального антисоветчика можно верить, а он в своей последней «Намедне» бьёт в набат: «советскость в нашей жизни стала активнее!». Подтверждая общую догадку о том, что большая страна меняется.

Куда разворачивает её новый кормчий, решивший удовлетворить общий запрос пассажиров на движение прочь из вневременной тухлой заводи? Неужели прав автор гипотезы о том, что национальный лидер хочет слегка отмотать время назад, вернуть Россию, нет, не в полный и окончательный «совок» (что и невозможно, и было бы равнозначно катастрофе), а к той точке бифуркации («до нового политического мышления»), где можно попробовать скорректировать курс, последовав опыту нового главного партнера страны - Китая?

74-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

В оригинале: Единожды солгавши, кто тебе поверит?

Иносказательно: комментарий к словам, уверениям, обещаниям человека, про которого достоверно известно, что однажды он кого-то обманул, подвел и пр. А обманувший однажды может сделать это и еше раз.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения

Из романа «Земля людей» (1939) французского писателя и военного летчика Антуана де Сент-Экзюпери (1900- 1944).

Цитируется как напоминание о ценности общения с близкими по духу, интересными людьми, которая в полной мере познается обычно с опозданием.

Еже писах, писах

С латинского: Quod scripsi, scripsi [квод скрипси, скрипси].

Из Библии (старославянский текст).

В Евангелии от Иоанна (гл. 19, ст. 19, 21-22) сказано, что на кресте, на котором был распят Иисус Христос, римский наместник в Иудее Понтий Пилат сделал надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Первосвященники иудейские возмутились столь «легкомысленным» обращением с именем царя иудейского и попросили исправить написанное, сказали Пилату: «не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: чту я написал, то написал» (на старославянском языке: «Еже писах, писах»).

Иносказательно о нежелании (невозможности) изменить написанное (сделанное) - что написано, то написано, и никаких изменений уже не будет. Петр Вяземский (Автобиографическое введение // Соч. Т. 1. М., 1878): «Литературная жизнь писателя есть также своего рода жизнь человека. «Еже писах, писах»: что прожил, то прожил».

Езда в незнаемое

Из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).

Иносказательно: 1. О поэтическом творчестве, об открытиях поэта в сфере человеческих чувств. 2. О некоем новом, рискованном, с неизвестными последствиями предприятии, начинании (ирон.).

Елисейские поля

Из античной мифологии. Елисейские поля (рим. - Элизиум) - синоним христианского рая, той части загробного мира, где пребывают герои, чистые души, праведники, в то время как в Аиде (синоним христианского ада) терпят вечные муки преступники, злодеи и т. д. Древние греки располагали Елисейские поля или на «островах блаженных», или на некой прекрасной долине на берегу океана.

Где пробегают светло беспечальные дни человека:

Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;

Где сладкошумно летающий веет Зефир Океаном,

С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным.

Елисейские Поля также название главной улицы Парижа. Аналог выражений «загробная жизнь», «тот свет», «царство небесное».

Отсюда же популярное в прошлые века поэтическое иносказание «отправиться в Елисейские поля», то есть скончаться, умереть.

Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать

С французского: Si Dieu n "existaitpas, ilfaudrait I"inventer.

Анонимный автор «Книги о трех лжецах» (1768) в своем произведении подверг жестокой критике и развенчанию три основные мировые религии. Вольтер хотя и был настроен против церкви, тем не менее, будучи деистом, самого существования Бога публично не отрицал. И не делал этого из сугубо рациональных соображений, полагая, что религиозность без фанатизма объективно необходима непросвещенному народу как род моральной узды. Поэтому он отозвался об этом резко атеистическом произведении очень критически: назвал его «плоским» (письмо к Анри Риё от 9 мая 1769 г.) и «исполненном грубого атеизма без мысли и философии» («Заметка», 1771).

Своим стихотворным «Посланием к автору книги о трех самозванцах» Вольтер очень гордился: «Я редко бываю доволен своими стихами, но признаюсь, что к этому я испытываю отцовскую нежность» (из письма Сорену от 10 ноября 1770 г.). 22-й стих этого «Послания» и стал знаменитой крылатой фразой.

Обычно служит основой для образования однотипных фраз, когда говорящий хочет выразить свое удовлетворение по поводу каких-то обстоятельств (явления, человека и т. д.), наличие которых ему очень выгодно (шутл.).

Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...

Из пьесы «Женитьба» Н. В. Гоголя (1809-1852), слова невесты Агафьи Тихоновны: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась. А теперь - поди подумай!»

Цитируется как иронический комментарий к чьим-либо капризам, нереальным желаниям, неясным мечтаниям и т. д.

Если бы директором был я

Название специальной рубрики, которая в марте 1974 г. была открыта в «Литературной газете». В этой рубрике публиковались предложения читателей по усовершенствованию работы различных учреждений, службы быта и т. д.; о более разумном управлении как в социально-экономической сфере государства, так и во всем народном хозяйстве.

Обычно это выражение предваряет конкретные меры, идеи по наилучшему обустройству чего-либо, сторонником (автором) которых является говорящий (шутл.).

Если бы молодость знала, если бы старость могла

С французского: Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait.

Из эпиграммы (№ 191) французского писателя и филолога-полиглота Анри Этьена (1531 - 1598), которая была опубликована в его сборнике «Первые шаги» («Les Premices», 1594).

Иносказательно: сожаление о невозможности совместить энергию молодых и опыт пожилых, о пренебрежительном отношении молодежи к советам старших. Известна стихотворная версия этого выражения, принадлежащая дагестанскому поэту Расулу Гамзатову (р. 1923);

Ах, если б нам, как юным, мочь,

Ах, если б им, как старым, знать.