Как сказать научи языку жестов. Язык жестов. Я смотрела сериал и понимала, что инвалиды - это не только люди, которых мы представляем себе в инвалидных колясках

Мало кто сталкивался с проблемой общения с глухими людьми. Еще меньше людей понимают, на чем основана такая речь. Одним из заблуждений считается то, что язык жестов глухонемых был придуман только слышащими людьми, и что он зависит от обычной речи. На самом деле это не так. Вторым заблуждением является то, что к жестовым языкам относят дактилирование букв, то есть изображение букв руками.

Дактилология показывает слова по одной букве, а жестовые знаки показывают их целиком. В словарях для глухих таких слов-жестов более 2000. Некоторые из них достаточно быстро запоминаются и легко изображаются.

Понятие "жестовый язык"

Язык жестов глухонемых - это самостоятельный язык, возникший естественным путем, или созданный искусственно. Состоит он из комбинации жестов, которые производятся руками и дополняются мимикой, положением тела, движением губ. Применяют его чаще всего с целью коммуникации среди глухих или плохослышащих людей.

Как возникли жестовые языки?

Большинство из нас склонны считать, что язык жестов глухонемых возник на самом деле среди людей со слухом. Они применяли жестикуляцию для беззвучного общения. Как бы то ни было, пользуются им люди с дефектом речи и слуха.

Интересным фактом является то, что в мире только 1,5% людей являются полностью глухими. Наибольшее количество жителей с дефектами слуха встречается в Бразилии, среди племени урубу. В нем на каждые 75 рожденных детей один глухой. Именно это стало причиной того, что все представители урубу знакомы с языком жестов.

Во все времена стоял вопрос о том, как научиться языку жестов глухонемых. Тем более что в каждом регионе он свой. Проблема появления общего языка на значительных территориях начала рассматриваться с середины 18 века. В это время во Франции и Германии стали появляться учебно-воспитательные центры, рассчитанные на детей с проблемами слуха.

Задачей педагогов было научить детей письменной форме родного языка. Для объяснений были взяты за основу жесты, использовавшиеся среди глухонемых. На их базе постепенно возникла жестовая интерпретация французского и немецкого. То есть жестовая речь во многом является искусственно созданной. Понимать и использовать такую речь может каждый.

Обучение языку немых в прошлом

Язык жестов глухонемых в каждой стране свой. Это связано с тем, что жесты, взятые за основу, могли по-разному интерпретироваться в разных государствах. Так, например, в США для создания собственной школы для глухих были приглашены преподаватели из Франции. Именно учитель Лоран Клерк в 18 веке развил в Америке это направление. А вот Великобритания не стала брать готовый язык, переняв лишь методы сурдопедагогики. Именно это стало причиной того, что американский для глухих схож с французским, а с английским не может иметь ничего общего.

В России дела обстояли еще сложнее. Первая школа для глухих здесь возникла в самом начале 19 века. В Павловске были использованы знания и практика французских педагогов. А спустя полвека в Москве открылось учебное заведение, которое перенимало опыт немецких специалистов. Борьба этих двух школ прослеживается в стране и сегодня.

Жестовая речь не является словесной калькой. При этом долгое время ее структура и история никем не изучались. Только во второй половине прошлого века появились ученые, которые доказали, что язык для глухих является полноценной лингвистической системой. И у нее есть свои морфологические и синтаксические признаки.

Жестовое общение

Для того чтобы понимать немой язык, жесты которого различаются в зависимости от государства, следует определиться, где он будет необходим. В частности, русская дактилология насчитывает 33 дактильных знака. Книга Г. Л. Зайцевой под названием «Жестовая речь. Дактилология» подойдет, чтобы изучить для России язык жестов глухонемых. Обучение словам займет время и потребует продолжительной практики.

Для примера можно привести несколько описаний жестов и их значений:

  • руки, поднятые до уровня подбородка и согнутые в локтях, соединенные между собой мочками пальцев, означают слово «дом»;
  • круговые вращения одновременно двумя кистями рук в области бедер означают «здравствуйте»;
  • сгиб пальцев одной руки, поднятой до уровня груди и согнутой в локте, означает «до свидания»;
  • сложенная в кулак правая рука, которая прикасается ко лбу, означает «спасибо»;
  • рукопожатие на уровне груди означает «мир»;
  • плавные движения двумя параллельными ладонями, смотрящими друг на друга слева направо, следует понимать как извинение;
  • прикосновение тремя пальцами руки к краю губ и отвод руки в сторону означает «любовь».

Для понимания всех жестов лучше ознакомиться со специальной литературой или просматривать видеоуроки. Однако и тут следует понимать, какому именно языку лучше выучиться.

Язык жестуно

Проблема понимания среди глухих во всем мире встала очень остро только в прошлом веке. В 1951 году, после возникновения Всемирной федерации глухих, было принято решение создать универсальный немой язык, жесты которого будут понятны участникам всех стран.

Работа над этим вопросом получила свои плоды лишь в 1973 году в виде первого словаря упрощенного жестового языка. Спустя два года была принята международная жестовая речь. Для ее создания использовались языки Англии, Америки, Италии, России. При этом совершенно не были приняты во внимание способы общения среди представителей африканского и азиатского континентов.

Это привело к тому, что в мире помимо официального существует и неформальный язык жестов.

Алфавит дактиль

Жестами можно показывать не только слова, но и отдельные буквы. Это не совсем язык жестов глухонемых. Слова состоят из отдельных жестов-букв, что затрудняет общение, делая его более долгим. С помощью дактильной азбуки, именно так называется подобный метод, обозначаются имена нарицательные, научные термины, предлоги и тому подобное.

Такой алфавит имеет свои отличия в разных жестовых языках. Изучить его довольно просто, поскольку он состоит, как уже было сказано, из 33 дактильных знаков. Каждый из них соответствует изображению соответствующей буквы. Для понимания русской речи следует изучать соответствующую дактильную азбуку.

Как устроен словарь и как им пользоваться

Краткий жестовый словарь поможет тебе, дорогой читатель, овладеть лексикой жестовой речи. Это небольшой словарь, в нем около 200 жестов. Почему были отобраны именно эти жесты? Такие вопросы возникают неизбежно, особенно когда объем словаря невелик. Наш словарь создавался таким образом. Поскольку словарь предназначен прежде всего сурдопедагогам, в определении состава словника участвовали учителя и воспитатели школ глухих. Автор в течение нескольких лет предлагал студентам МГЗПИ, работающим в школах-интернатах для глухих, список жестов - «кандидатов» в словарь. И обращался к ним с просьбой: оставить в списке только самые необходимые для учителя и воспитателя жесты, остальные вычеркнуть. Но можно и дополнить список, если это требуется. Из первоначального списка были исключены все жесты, против которых возражали более 50% учителей-экспертов. И наоборот, в словник вошли жесты, предложенные экспертами, если более половины из них считали, что это целесообразно.

Жесты, включенные в словарь, в основном используются и в русской жестовой речи, и в калькирующей жестовой речи. Они сгруппированы по темам. Конечно, отнесение многих жестов к той или иной теме в значительной мере условно. Автор тут следовал традиции составления тематических словарей, а также стремился поместить в каждую группу жесты, обозначающие и предметы, и действия, и признаки, чтобы было удобнее беседовать на заданную тему. В то же время жесты имеют сплошную нумерацию. Если тебе, читатель, нужно вспомнить, например, как исполняется жест МЕШАТЬ, а ты не знаешь, в какой он тематической группе, надо поступить так. В конце словаря все жесты (естественно, их словесные обозначения) расположены в алфавитном порядке, причем порядковый индекс жеста МЕШАТЬ позволит легко отыскать его в словаре.

Условные обозначения на рисунках помогут точнее понять и воспроизвести структуру жеста.

Желая тебе успеха в изучении лексики жестовой речи, автор ждет от тебя, дорогой читатель, предложений по усовершенствованию краткого жестового словаря.

Условные обозначения

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

1. Здравствуйте 2. До свидания

3. Спасибо 4. Извинить (те)

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

5. Имя 6. Профессия

7. Специальность 8. Кто

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

9. Что 10. Где

11. Когда 12. Куда

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

13. Откуда 14. Зачем

15. Почему 16. Чей

17. Человек 18. Мужчина

19. Женщина 20. Ребенок

21.Семья 22. Отец

23. Мать 24.Сын

25. Дочь 26. Бабушка

27. Дедушка 28. Брат

29. Сестра 30. Жить

31. Работать 32. Уважать

33. Заботиться 34. Помогать

35. Мешать 36. Дружба

37. Молодой 38. Старый

ДОМ КВАРТИРА

39. Город 40. Деревня

41. Улица 42. Дом

ДОМ КВАРТИРА

43. Квартира 44. Комната

45. Окно 46. Кухня, готовить пищу

ДОМ КВАРТИРА

47. Уборная 48. Стол

49. Стул 50. Шкаф

ДОМ КВАРТИРА

51. Кровать 52. Телевизор

53. Видеомагнитофон 54. Делать

ДОМ КВАРТИРА

55. Смотреть 56. Мыться

57. Приглашать 58. Светлый

ДОМ КВАРТИРА

59. Уютный 60. Новый

61. Чистый 62. Грязный

63. Школа 64. Класс

65. Спальня 66. Столовая

67. Директор 68. Учитель

69. Воспитатель 70. Учить

71. Учиться 72. Компьютер

73. Собрание 74. Глухой

75. Слабослышащий 76. Дактилология

77. Жестовая речь 78. Руководить

79.Поручать 80. Выполнять

81. Хвалить 82. Ругать

83. Наказывать 84. Проверять

85. Соглашаться 86. Строгий

87. Добрый 88. Честный

89. Урок 90. Наушники

91. Книга 92. Тетрадь

93. Карандаши 94. Рассказывать

95.Говорить 96. Слышать

101.Знать 102. Не знать

103. Понимать 104. Не понимать

105. Повторить 106. Помнить

107. Вспомнить 108. Забыть

109. Думать 110. Могу, можно

111. He могу 112. Ошибиться

113. Хорошо 114. Плохо

115. Внимательно 116. Верно

117. Стыдно 118. Злой, сердитый

119. Грубый 120. Вежливый

121. Ученик

122. Старательный

НА ОТДЫХЕ

123. Отдых 124. Лес

125. Река 126. Море

НА ОТДЫХЕ

127. Вода 128. Солнце

129. Луна 130. Дождь

НА ОТДЫХЕ

131.Снег 133. День

132. Утро 134. Вечер

НА ОТДЫХЕ

135. Ночь 136. Лето

137. Осень 138. Весна

НА ОТДЫХЕ

139. Зима 140. Экскурсия, музей

141. Театр 142. Кино

НА ОТДЫХЕ

143. Стадион 144.Физкультура

145. Соревнование 146. Участвовать

НА ОТДЫХЕ

147. Побеждать 148. Проигрывать

149. Играть 150. Гулять

НА ОТДЫХЕ

151. Танцевать 152. Хотеть

153. Не хотеть 154. Любить

НА ОТДЫХЕ

155. Радоваться 156. Ждать

157. Обманывать 158. Веселый

НА ОТДЫХЕ

159. Ловкий 160. Сильный

161. Слабый 162. Легко

НА ОТДЫХЕ

163. Трудно 164. Спокойно

165. Белый 166. Красный

НА ОТДЫХЕ

167. Черный 168. Зеленый

НАША СТРАНА

169. Родина

170. Государство 171. Москва

НАША СТРАНА

172. Народ 173. Революция

174. Партия 175. Президент

НАША СТРАНА

176. Борьба 177. Конституция

178. Выборы, выбирать 179. Депутат

НАША СТРАНА

180. Председатель 181. Правительство

182. Переводчик 183. Гласность

НАША СТРАНА

184. Демократия 185. Война

186. Мир 187. Армия

НАША СТРАНА

188. Разоружение

189. Договор 190. Космос

НАША СТРАНА

191. Защищать 192. Политика

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ

193, 194. Жестовое имя (имя человека на жестовом языке)

195. Мастер своего дела 196. Мастер своего дела (вариант)

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ

197. Меня это не касается 198. Ошибаться

199. Не застать (дома, на работе) 200. Потрясающее,

сногсшибательное

201. Одинаково, идентично 202. Успокоиться после

каких-либо волнений

203. Выбиться из сил 204. Вот оно что

ЖЕСТЫ РАЗГОВОРНОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

205. Упустить из виду, забыть 206. На сердце «кошки скребут»

207. Не бояться сказать 208. Подожди немного

что-то в глаза

Указатель жестов в алфавитном порядке

армия делать
бабушка демократия
день
белый депутат
борьба деревня
брат директор
вежливый добрый
договор
верно дождь
веселый дом
весна до свидания
вечер дочь
видеомагнитофон дружба
внимательно думать
вода
война ждать
воспитатель женщина
вспомнить жестовая речь
выборы, выбирать жить
выполнять
где гласность глухой говорить город государство грубый грязный гулять дактилология дедушка заботиться
забыть
зачем
защищать
здравствуйте
зеленый
зима
злой, сердитый
знать
играть
извинить (те)
имя
карандаш обманывать
квартира окно
кино осень
класс отдых
книга отец
когда откуда
комната ошибиться
компьютер конституция космос красный кровать кто куда кухня, готовить пищу
партия
переводчик
писать
плохо
побеждать
повторить
политика
помнить
легко помогать
лес понимать
лето поручать
ловкий почему
луна правительство
любить председатель
приглашать президент проверять проигрывать профессия
мать
мешать
мир
могу, можно
молодой море Москва мужчина мыться
работать
радоваться
разоружение
рассказывать
ребенок революция река рисовать Родина ругать
наказывать
народ
наушники
не знать
не могу руководить
не понимать не хотеть новый ночь
светлый
семья
сестра сильный слабослышащий слабый слышать смотреть снег собрание соглашаться солнце соревнование спальня спасибо специальность спокойно стадион старательный старый стол столовая строгий стул стыдно считать сын танцевать театр телевизор тетрадь трудно уборная
уважать
улица
урок
утро
участвовать
учитель
учить
ученик
учиться
уютный
физкультура хвалить хорошо хотеть
чей человек черный честный чистый читать что шкаф школа экскурсия, музей

Всё снова началось с сериала. Хотя, если быть совсем точной, то с красивого интерьера. Я искала сериалы с интерьерами от Грега Гранде, того самого, который был художником по .

Так я набрела на сериал «Их перепутали в роддоме».

Речь там о двух девочках, которых по ошибке врачей перепутали в роддоме, а семьи узнали об этом только когда дочкам исполнилось 16 лет. С этого и начинается сериал, а дальше вроде как всё как обычно: первая любовь, конфликты с родителями, споры самих родителей, соперничество в школе, расставания и примерения. Ах да, всё это в красивых интерьерах.

Хитрость в том, что одна из главных героинь - глухая.

Она оглохла после болезни в два года и вот теперь носит слуховой аппарат, ходит в школу для глухих и разговаривает на языке жестов. И вокруг этого тоже сильно закручен сюжет.

Я серьёзно заинтересовалась, когда стала смотреть интервью с актёрами и узнала, что часть актёров действительно глухие.

У актрисы Кэти Леклер, играющей главную героиню - болезнь Меньера, синдромы которой включают нарушения слуха и головокружения. Болезнь не мешает ей работать, но помогает говорить об этом диагнозе в интервью и больше людей идут к врачам, чтобы провериться.

Ещё в школе Кэти выучила язык жестов. Представляете, в Штатах можно вот так запросто выбрать язык жестов как второй язык для изучения.

Одна из серий сериала полностью снята на языке жестов, в ней не используется ни одного слова. В самом начале появляются две главные актрисы, которые предупреждают зрителей, мол не переживайте, с вашим телевизором всё в порядке, но часть сцен будет снята в полной тишине.

Это так круто! Говорить о людях с особыми потребностями не с помощью коротких рекламных роликов или речей, стремящихся выжать слезу.

Я смотрела сериал и понимала, что инвалиды - это не только люди, которых мы представляем себе в инвалидных колясках.

Ох уж этот стереотип, прочно поселившийся в голове благодаря знаку на стеклах автомобилей и на асфальте парковок.

И вот я столкнулась с глухой компанией на перекрёстке. Я вспомнила, что в восемь лет сама перенесла серьёзный отит с риском потерять часть слуха. Организаторы мероприятия, которые пригасили меня в качестве спикера, попросили меня говорить погромче, так как в зале был участник со слуховым аппаратом.

Такое ощущение, что Вселенная отчаянно намекала мне: «Не хочешь ли выучить язык жестов?»

Я ввела в поиск «обучение языку жестов» и очень быстро нашла в Петербурге школу жестового языка «Образ» . Школа находится на территории педагогического университета им Герцена, а значит, что как минимум два раза в неделю я оказываюсь в самом центре города.

Кампус университета, который мне нужно полностью пересечь - от проходной со строгим охранником до 20 корпуса, наш преподаватель Денис Александрович - «Так, эти жесты уже выучите дома сами, сейчас некогда на это время тратить» (на самом деле он очень классный!) - всё это возвращает меня в ностальгию по студенческому прошлому.

Обучение два раза в неделю в течение двух месяцев. Это экспресс-курс, обычный курс длится четыре месяца. Занятие идёт полтора часа. То, что нужно, чтобы узнать что-то новое и не устать. А главное - никакой ненавистной мне спортивной формы в мешочке, переодеваний и душа в открытых кабинках. В общем, в сто тысяч пятьсот раз лучше, чем спорт.

В группе много студентов. Одна из моих однокурсниц 2000 года рождения. Представляете! Я думала они до сих пор где-то в детском саду, а они уже в высших учебных заведениях. Сложно мне в это поверить. Но есть и взрослые ученики, как я.

Большинство моих однокурсников оказались на уроках по той же причине, что и я. Интересно.

Прошло всего несколько занятий, а я уже могу рассказать о себе, как меня зовут, чем занимаюсь, сколько мне лет и в каком году я родилась. Могу рассказать о семье и поддержать разговор: «У тебя есть собака?» «Нет, у меня нет собаки, у меня есть кошка».

Это забавно, но невероятно захватывающе.

Некоторые интересные вещи о языке жестов

  • Язык жестов в разных странах разный, у нас это русский жестовый язык (РЖЯ). Всех почему-то это страшно разочаровывает, вот, мол, могли бы же договориться об одном языке и была бы у них супер-сила.
  • Дактилология - это форма речи, когда каждая буква передаётся как знак, но это не язык жестов. Например, можно продактилировать имя или иностранное слово, для которого пока нет знака.
  • Глухие читают по губам, поэтому им важно видеть не только руки, которые показывают жесты, но и губы, которые проговаривают слова.
  • В жестовом языке другая грамматика и поэтому используется другой порядок слов. Например, вопросительное слово всегда ставится в конце предложения.
  • Жестовый язык - не калька с настоящего языка, а полноправный язык со своими лингвистическими особенностями, структурой, грамматикой. В языке жестов важна форма знака, его локализация (один и тот же жест у лба и у груди означает разные вещи), характер движения и немануальный компонент (мимика, поворот тела, головы).

Больше всего мне нравится в моей учёбе то, что я, пожалуй, впервые пробую не быть отличницей.

На уроках ничего не нужно записывать - я выложила блокнот из сумки после первой встречи. Да, есть домашние задания, но я их далеко не всегда делаю. Нет оценок и тестов. Я неплохо запоминаю то, что рассказывают на уроках и мне этого достаточно.

На наших занятиях мы всё больше уделяли время истории создания письменности. Но в этот раз захотелось иного, более необычного и современного. Так в голову пришла идея рассказать детям про другие языки. Уже в планах есть:

Язык жестов;
- язык шпионов;
- языки программирования;
- шифр Брайля.

Жестуно - язык людей с нарушениями слуха.

Неслышащие люди объясняются при помощи жестов - быстрых движений рук, сопровождаемых оживленным выражением лица. Эти жесты, как и любой другой язык, нужно учить. Они быстро доносят информацию до собеседника. Там, где слышащим требуется много слов, например: Мы пойдём через мост?", глухим достаточно одного жеста.
Эта возможность используется также там, где слышать невозможно: под водой у водолазов или в космосе у космонавтов, работающих за пределами космического корабля.
Международная азбука жестов. Для каждого языка существует своя система обозначения букв или звуков.

Языки жестов глухонемых различаются в разных странах. Существуют телепередачи, в которых текст "переводится" для неслышащих. Тогда в углу экрана можно увидеть диктора, который беззвучно жестикулирует, т.е. говорит на языке жестов.
В России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Рождение ребёнка с нарушениями слуха в семье - тяжёлое испытание как для родителей, так и для самого ребёнка, которому необходимы специальные средства обучения и, что немаловажно, общение со сверстниками и родными. К радости, Российское Общество Глухих активно работает на этом фронте. Благодаря деятельности его филиалов люди с нарушениями слуха объединяются и общаются между собой, не чувствуя себя исключёнными из социального процесса.

Есть и проблемы: нехватка учебных заведений, где принимают на обучение людей с нарушениями слуха, нехватка сурдопереводчиков и учебных пособий, позволяющих освоить жестуно - жестовый язык.
Русский жестовый язык - самостоятельная языковая единица, которую используют для коммуникации люди с нарушениями слуха.

Жестовый язык не состоит только из статичной фигуры, показанной руками - он содержит также динамическую компоненту (руки движутся определённом образом и находятся в определённом положении относительно лица) и мимическую компоненту (выражение лица говорящего иллюстрирует жест). Также во время разговора на жестуно принято "проговаривать" губами слова.

В дополнение к этому в общении с людьми с нарушениями слуха стоит быть крайне внимательными к своей позе и непроизвольным жестам руками - они могут быть истолкованы неверно.
Основой жестового языка является дактильная (пальцевая) азбука. Каждой букве русского языка соответствует определённый жест (см картинку).

Знание этого алфавита поможет на первых порах преодолеть "языковой барьер" между вами и человеком с нарушениями слуха. Но Дактилирование (произнесение по буквам) редко используется глухими в повседневной речи. Его основное назначение - произнесение имён собственных, а также терминов, для которых пока не сформировался собственный жест.

Для большинства слов в русском жестовом языке существует жест, обозначающий слово целиком. При этом, хочу заметить, что практически все жесты интуитивно понятные и очень логичные. Например:

"Писать" - мы как бы берём ручку и пишем на ладони. "Считать" - начинаем загибать пальцы. "Дедушка" - очень напоминает бороду, правда? Иногда в жестах для сложных понятий просто диву даёшься - как точно подмечена суть предмета.

Структура жестового языка совсем не сложная. Порядок слов соответствует обычным предложениям русского языка. Для предлогов и союзов из одной буквы используется их дактильный жест (буква из алфавита). Глаголы не спрягаются и не склоняются. Для обозначения времени достаточно давать слово-маркер (Вчера, Завтра, 2 дня назад) или поставить перед глаголом жест "было".

Как и любой другой язык, русский жестовый очень живой, всё время меняется и серьёзно разнится от региона к региону. Пособия и учебные материалы обновляются просто черепашьими темпами. Потому недавняя публикация букваря для детей с нарушениями слуха стала настоящим событием.

Основные жесты, с помощью которых можно общаться с глухими людьми, достаточно элементарные:

Главная сложность состоит даже не в освоении жестов, а в том, чтобы научиться их "читать" с рук. Жесты бывают сложными - состоят из нескольких положений кисти, следующих друг за другом. И с непривычки сложно разделить окончание одного жеста и начало другого. Потому обучение жестуно занимает не меньше времени, чем изучение любого иностранного языка, а может - и больше.

Мы часто видим людей с нарушениями слуха в метро и на улице, в кафе. Это весёлые сияющие люди, совершенно обычные, просто имеющие другие способы общения. Глухота не мешает им быть счастливыми - иметь друзей, любимую работу и семью. Они даже могут петь на жестуно и танцевать - да, да, люди с нарушениями слуха всё равно слышат музыку,

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного участия. Конечно, если вы не знаете, как работает язык рук.

Человек, владеющий языком невербального общения, имеет массу преимуществ перед своим визави, и в состоянии услышать не только то, о чем говорит собеседник, но и понять, о чем он думает, или про что он не говорит. Но давайте обо всем по порядку.

Сегодня многие символы, демонстрируемые руками, имеют международную прописку, и одинаково понятны для новозеландских маори и африканских масаев. Почему же так сложилось?

Почему военные для приветствия прикладывают руку к голове, или чтобы похвалить человека, мы поднимаем большой палец вверх, а чтобы оскорбить - средний? Ответы на эти вопросы пришли к нам из прошлого. Разберем истории возникновения некоторых из этих жестов более подробно.

  1. Большой палец вверх. Показывает, что все хорошо, и вы молодец. Это движение пришло к нам из античности. Римская публика, во время гладиаторских боев, таким способом сигнализировала, что за усердность и старание, проявленные поверженным рабом во время битвы, ему можно сохранить жизнь. Опущенный большой палец не предвещал воину неудачнику ничего хорошего. С тех времен повелось: большой палец указывает в небо – вы на высоте, в землю – вы немножко лузер;
  2. Приветствие военных при обращении к начальнику или при поднятии флага, путем подношения открытой ладони к голове, позаимствовано у средневековых рыцарей. В те давние времена, чтобы показать чистоту своих мыслей воины, при встрече, поднимали забрало, тем самым демонстрировали дружелюбность своих планов. Еще одна версия возникновения этого знака связана с более ранними периодами человеческой истории. В античные времена поданные, дабы показать, что выше их правителя только солнце, при встрече с самодержцем прикрывали глаза рукой, тем самым демонстрирую покорность. С течением времени немного изменилась форма жеста, но содержание осталось неизменным. Люди в погонах показывают свое уважение и приверженность начальству или государственному символу путем поднятия руки к голове;
  3. Рука, протянутая при встрече, или рукопожатие. Возникновение этого приветствия объясняется достаточно просто. В древности протянутая рука, без оружия, символизировала ваши мирные планы и уважение;
  4. Поднятый вверх средний палец. Существует, как минимум, два объяснения появления этого непристойного жеста. По одной из версий древние греки показывали этот символ тем, с кем хотели бы осуществить действия, смысл которых отражает то, что мы подразумеваем, демонстрируя этот жест сегодня. Другой вариант уходит корнями в начало 15 века, когда во время франко-английской битвы при Азинкуре французские воины отрубали средние пальцы плененным английским лучника, чтобы те, в последующем, не могли прицельно по ним стрелять. Естественно, те из англичан, которых не смогли словить подлые французики, с безопасного расстояния демонстрировали им свои средние пальцы, тем самым показывая свое пренебрежение и храбрость. Почему французы просто не убивали пленных? Вопрос остается открытым;
  5. Так называемая коза. Символ, отличающий истинных «металлистов» от окружающих их людей. В одном варианте говорится, что знак зародился в среде древних викингов, и символизировал скандинавскую руну, защищающую ее обладателя от сглаза. По другой версии, это «распальцовка» советских зеков, которые, чтобы не идти на работы просто перерезали себе сухожилия, и рука принимала такую форму самопроизвольно. Сегодня этот символ крутости говорит, что человек, его демонстрирующий, принципиальный «законник», и попкорн, рассыпанный в кинотеатре, он собирать не будет;
  6. Всем хорошо известный американский ОК. В этом жесте могут быть разночтения в зависимости от части света, в которой вы находитесь. У одних народов он символизирует, что ваши дела в полном порядке, у других обозначает, что вы «полный ноль», а у некоторых демонстрирует проблемы с толстым кишечником. По одной из наиболее правдоподобных версий этот знак позаимствован из невербального языка коренных американских жителей - индейцев, которые таким образом показывали своим соплеменникам, отсутствие проблем.

Некоторые жесты руками и их значение

Каждый жест имеет свою интересную и многогранную историю, впрочем, пора поговорить про их значение и практическое использование этих знаний в повседневной жизни.

Открытая ладонь

В большинстве культур открытая рука связана с честностью. Поэтому если вы хотите заставить людей поверить что говорите правду, не рекомендуется приводить свои доводы с зажатыми в кулаки руками.

В такие моменты лучше раскрыть свои ладони, чтобы показать, что вы ничего не скрываете.

С другой стороны, будьте бдительны, когда кто-то говорит вам важные вещи, засунув руки в карманы или спрятав их за спиной. Скрытые ладони не делают фразы более правдоподобными, даже если они верны. С высокой долей вероятности можно утверждать, что ваш собеседник лжет или скрывает от вас часть важной информации.

Положение ладони вверх и вниз

То, как вы используете свои руки во время общения с другими, может значительно повлиять на их восприятия к вашим словам и вам непосредственно. Задайте простой вопрос с поднятыми вверх ладонями, и люди будут думать, что вы просите об одолжении.

С одной стороны их не будет беспокоить ваша просьба, но с другой они не будут чувствовать угрозу или давление с вашей стороны. Если же вы зададите этот вопрос с ладонями направленными вниз, он будет скорее напоминать требование, обязательное для выполнения.

Может не только задавать тон любой деловой или политической встрече, но и влиять на ее результаты. Когда два равных собеседника пожимают друг другу руки, их ладони остаются в вертикальном положении.

Но если ладонь одного человека при рукопожатии обращена вверх, это может восприниматься как символическая капитуляция, и обозначать превосходство другого человека.

При разговоре ваш собеседник держит руки за спиной и делает ими неосмысленные движения – вы ему неинтересны, следует прекращать бессмысленную беседу, либо переходить на другую тему.

Каково значение жестов пальцами рук

Не меньше откровений можно почерпнуть из положения пальцев на наших руках. Приведем несколько примеров.

Между жестом руки и жестом пальца существует тонкая грань, но мы поговорим о тех случаях, в которых движения пальцев является самостоятельным сигналом.

Некоторые жесты пальцев являются непреднамеренными, и по их положению можно безошибочно прочитать то, в каком эмоциональном состоянии находится человек, или об его отношении к теме разговора.

  • палец на рту – вам лгут;
  • при беседе указательный палец непроизвольно показывает в сторону другого человека – явный признак доминирования;
  • указательный палец вверх – следует опасаться такого человека, так как жест часто используется родителями по отношению к нерадивому чаду;
  • пальцы прямые и плотно прижаты друг к другу – человек принял твердое решение добиваться своей цели и ему плевать на сантименты;
  • пальцы сжимают запястье или ладонь другой руки – собеседник в ярости, старается сдержать свои эмоции;
  • пальцы время от времени сжимаются в кулак – явный признак скрытой угрозы.

А как у глухонемых?

Многие жесты, неосознанно используемые при общении, нашли свое отражение в азбуке для глухонемых.

Жестовые языки глухонемых относятся к самостоятельным языкам, которые состоят из комбинаций движений руками и пальцами в сочетании с мимикой, положением рта, губ и корпуса тела.

Ошибочно считать, что языки жестов для глухонемых придумали слышащие, чтобы передавать информацию не слышащим. На самом деле эти языки развиваются совершенно самостоятельно.

Причем в одной стране могут существовать несколько жестовых языков, которые грамматически не совпадают со словесными языками этой страны.

Как показывает практика, при отсутствии возможности использовать звуковой язык в качестве средства общения, люди инстинктивно начинают использовать для этого жесты. Основным средством общения для этого являются руки и пальцы.

При этом у глухих людей много жестов, понять значение которых сможет не подготовленный человек. Например, слово «мир» на языке глухонемых будет выглядеть как сжимающие друг друга руки, расположенные перед грудью, «любовь» представляет собой ладонь, поднесенную к губам в виде воздушного поцелуя, а «дом» - сложенные треугольником ладони в виде двускатной крыши.

Молодежные жесты руками и их значение

Наши дети также применяют язык жестов для своего общения, причем многообразие этих невербальных знаков постоянно обогащается за счет появления новых. Приведем несколько примеров таких молодежных жестов, при помощи которых тинейджеры легко поймут друг друга, а люди старшего поколения, и даже средних лет останутся в неведении.

Время и научно-технический прогресс диктуют свои условия, и это в полной мере относится к нашей жестикуляции.

Еще совсем недавно рука, сложенная в форме английской L не означала ничего, а сегодня это лузер, знак сигнализирующий, что вы неудачник.

Показывающий в сторону вытянутый средний палец может означать, что вас посылают, одновременно его можно трактовать как приглашение к сексу.

С пальцами сложенными в виде сердца все просто: «Я тебя люблю». А вот «коза рогатая» с отведенным в сторону большим пальцем обозначает простую симпатию.

Английская V в исполнении подростка с повернутой к вам тыльной стороной ладони может означать как две «Колы», так и служить эквивалентом среднего пальца в Великобритании. А такой знакомый знак как ОК, но в перевернутом виде, и показанный на уровне пояса или ниже – откровенное приглашение к сексу.

Благодаря специфической универсальности с помощью языка рук и нескольких широко распространенных английских слов можно пообщаться с иностранцем, случайно встреченным на оживленной улице. Конечно, контракт на поставку газового оборудования вы с ним заключить не сможете, но объяснить, как пройти к ближайшей станции метро или стадиону у вас с легкостью получится.

Различия в толковании привычных жестов в разных странах

Не спешите применять свои широкие познания языка жестов, оказавшись за границей. Некоторые распространенные символы могут иметь противоположный смысл в разных концах света. И опять обратимся к примерам.

  1. Если вы находитесь во Франции, то распространённое по всему миру ОК превращается в большой, жирный ноль. А в Турции таким жестом вы просигнализируете, что ваш собеседник гей - не очень приятное утверждение в стране, где большинство людей мусульмане;
  2. Поднятий вверх большой палец и вытянутый указательный на жестовом языке подростков означает неудачник, а в Китае этим символом обозначается цифра восемь;
  3. Поднятый вверх большой палец в Европе и Америке говорит: «Все классно», а в Иране, Афганистане и Греции этот непристойный жест прочитают: «Я…, тебя…, и всех твоих родственников…», ну вы поняли;
  4. Скрещенные указательный и средний палец оберегают европейцев от сглаза, а во Вьетнаме такой фигурой обозначают женский половой орган;
  5. Вытянутая вперед пятерня во всем мире останавливает, и как бы говорит: «Подожди», а в Греции буквально переводится как «Поешь дерьма».

Если, как утверждает пословица, молчание – золото, то продолжая ассоциативный ряд, в некоторых странах, отсутствие жестов – бриллиант.

Жесты и их интерпретация, с которыми вы ознакомились, не ограничиваются приведенными примерами. Цель нашей статьи популяризировать, заинтересовать и направить. Быть может наши тезисы помогут решить маленькие жизненные проблемы. А может и не маленькие.

Еще немного дополнительной информации о самых популярных жестах есть в следующем видео.