Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия модуль основы самоорганизации. Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия модуль основы самоорганизации Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность

Проблемы самоорганизации. Синергетика

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синœергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин . Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синœергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на всœе материальные системы.

Все процессы, протекающие в различных материальных системах, бывают подразделœены на два типа:

во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах , ведущие к установлению равновесного состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при определœенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и,

во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах , в которых при определœенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации.

Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линœейность, главными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинœейность. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинœейны; именно такие процессы синœергетика рассматривает в качестве предмета своего изучения. Постулирование универсальности неравновесных и нелинœейных процессов позволяет ей претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.

Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры - структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примерами таких структур являются такие явления, как образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости (т.н. ячейки Бенара ), ʼʼхимические часыʼʼ (реакция Белоусова - Жаботинского ), турбулентное движение и т.д. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы (к примеру молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга, как бы в состоянии гипнотического сна, и авторы работы условно называют их генами. В силу такой независимости к образованию упорядоченных структур такие элементы неспособны. Но если эта система под воздействием энергетических взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное ʼʼвозбужденноеʼʼ состояние, ситуация меняется. Элементы такой системы ʼʼпросыпаются от снаʼʼ и начинают действовать согласованно. Между ними возникают корреляции, когерентное взаимодействие. В результате и возникает то, что И.Пригожин называет диссипативной структурой. После своего возникновения такая структура не теряет резонансного возбуждения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ее и порождает, и одним из самых удивительных свойств такой структуры является ее повышенная ʼʼчувствительностьʼʼ к внешним воздействиям. Изменения во внешней среде оказываются фактором генерации и фактором отбора различных структурных конфигураций. Материальная система такого типа включается в процесс структурогенеза или самоорганизации .

Подобно движению, пространству, времени, отражению системность представляет собой всœеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не отделœены резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию электромагнитных, гравитационных, других материальных сил, действию частных и общих законов. Неоформленность изменений в одном каком-либо отношении оказывается упорядоченностью в другом. Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах.

Проблемы самоорганизации. Синергетика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблемы самоорганизации. Синергетика" 2017, 2018.

Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых преподавателей. В педагогическом процессе взаимодействия первичны, на них строится пирамида обучения и воспитания. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений обучаемых и обучающих. Преподаватель в своей деятельности должен реализовать все функции общения: выступать как источник информации; как человек, познающий другого или группу; и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечить контакт с учащимися, формировать у них положительную мотивацию, обстановку коллек­тивного поиска и раздумий. При решении воспитательных задач сформировать межличностные отношения в коллективе. Для реализации развивающих задач общение позволит создать психологические ситуации, стимулировать самообразование и самовоспитание личности. Важным этапом педагогического общения является его моделирование. На этом этапе происходит своеобразное планирование коммуникативной деятельности, педагогической и нравственной ситуации в образовательном процессе

Второй этап  период контакта, во время которого необходимо завоевать инициативу в общении, возможность управлять взаимодействием.

Третий этап  управление общением в педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность представляют собой четвертый этап.

Стиль педагогического общения  это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект- субъектного взаимодействия.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности обучающихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как класса, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие преподаватели формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и обучающихся.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между преподавателем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость учителя, демонстративное подчёркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышения субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечения каждого к решению общих дел.

По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе можно выделить следующие уровни: низкий, официальный, основанный на формальном взаимодействии, характеризующийся почти полным отсутствием неформальных отношений; средний, характеризующий начало неформального сотрудничества, высокий, кото­рый характеризует переход неформального сотрудничества в целенаправ­ленное взаимодействие.

Высокий уровень сотрудничества предполагает совместное планирование и организацию совместной деятельности.

Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается при надежно выстроенной системе взаимоотношений, которая характеризуется взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества, наличием у обучающихся общности с педагогами, высоким самосознанием, авторитарного воздействия, единством делового и личностного общения, включением учащегося в це­лесообразно организованную систему педагогического общения (В.А. Кан-Калик).

В организации деятельности необходимо совместное распределение заданий, совместное распределение функций (например при организации деловых игр), сов­местная организация труда (поиск оптимального ре­шения).

Вопросы и задания для самоконтроля

    Каковы признаки успешного педагогического общения?

    Охарактеризуйте возможные стили и типы педагогического общения.

    Рассмотрите основные этапы педагогического общения.

    Укажите основные причины неэффективного общения.

    Какие профессионально важные качества нужны педагогу для общения с аудиторией?

Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия.

Невербальное общение.

Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Язык невербальных компонентов общения: первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.; вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования. Невербальный язык – вид общения когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение) – 55% 3 . Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики 4 . Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика – подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника.С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны – уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Невербальные средства общения изучают следующие науки 5:



а) кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

б) просодика иэкстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

в) токесика (тактильные взаимодействия);

г) проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.е., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика 6 . Первое – это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха. При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения.



4. Три типа рукопожатия .

Есть мнение о том, что рукопожатие появилось в древности как способ показать, что в руке нет оружия. У японцев есть поговорка: «У него вся душа на ладони», у них принято здороваться двумя руками, что означает приветствие от чистого сердца.

В сфере деловой коммуникации через рукопожатие может быть передано три основных смысла: превосходство, покорность (уступчивость) или равенство (табл. 2).

5. Таблица 2

Типы рукопожатия

Изображение Тип рукопожатия Описание
Властный – обладатель черного рукава Нейтрализация попытки властного рукопожатия: вариант 1; вариант 2. «Перчатка»; вариант 3 А Б В Властный Способствует подчинению. Свойственно людям, стремящимся руководить, подчинять. Ладонь при этом направляется вниз, в связи с чем партнер просто вынужден повернуть ладонь вверх Не следует применять при знакомстве А. Человеку справа предлагается властный, доминирующий тип рукопожатия Б. Он принимает руку и делает шаг вперед левой ногой В. Затем он делает шаг правой ногой и продвигается в интимную зону другого человека и разворачивает руку в вертикальное положение

6. Окончание таблицы 2

Изображение Тип рукопожатия Описание
Уступающий – обладатель белого рукава Уступающий Ладонь при этом направляется вверх. Демонстрирует подчиненное положение и готовность уступить. Это бывает необходимо в ситуациях, когда вы хотите отдать инициативу другому человеку, или позволяете ему чувствовать себя хозяином положения
Равноправный Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого. В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба человека испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания

Сильным рукопожатием считается то, которое способно вызвать боль. Его обычно предпочитают серьезные люди, основной чертой характера которых является стремление к завоеванию.

Слабое рукопожатие представляет собой только касание рук. Оставляет у партнера ощущение того, что человек, которому свойствен подобный жест, обладает слабой волей.

7. Рукопожатие и зональные пространства

1.Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только через физический контакт. Это сверх интимная зона.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль-вечеринках, официальных приемах.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например водопроводчика или плотника,пришедших заняться ремонтом в нашем доме; почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

4. Общественная зона (более 3,6 метра). Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории (табл. 3).

8. Таблица 3

Пожатие несогнутой, прямой рукой. Ограничивающее рукопожатие Признак агрессивного человека. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Это рукопожатие используется также с целью защиты своей личной территории людьми, выросшими в сельской местности и имеющими более широкую интимную зону. Сельчане, однако, при этом будут наклоняться вперед или даже балансировать на одной ноге
Пожатие кончиков пальцев Напоминает пожатие прямой несогнутой рукой, не выполненное до конца: вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Даже если инициатор приветствия дружелюбно настроен по отношению к реципиенту, фактически он не уверен в себе. Как и в предыдущем случае, цель этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать партнера на удобном для себя расстоянии

9. Окончание таблицы 3

Рукопожатия, предполагающие вторжение в личную зону:

Такие рукопожатия могут привести к соприкосновению тел. Эти жесты возможны только между достаточно близкими людьми, которые в момент приветствия желают выразить всю глубину чувств.

10. Кто первый протягивает руку?

Известный советский писатель Илья Эренбург рассуждал: «Почему европейцев изумляют нравы Азии? Европейцы, здороваясь, протягивают руку, и китаец, японец или индиец вынуждены пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг». Выдающийся русский ученый и путешественник Миклухо-Маклай писал о приветствиях у папуасов: «Папуасы подают друг другу руки, но не пожимают их. Перед почетным гостем в знак приветствия они приседают на корточки». В Индии до сих пор сохранился обычай при встрече знакомых прикладывать ладони к сердцу. Жители Кении в знак высокого уважения плюют на встречного, а представитель племени масаи при встрече сначала сплевывает, затем плюет на собственную кисть и только после этого позволяет пожать себе руку. Жители Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс». О ритуале приветствия у японцев пишет В. Овчинников в книге «Ветка сакуры»: «Заметив знакомого, японец считает долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, так что ладониего вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом».

5. Зоны и территории человека.

Учеными было обнаружено, что у человека, как и у животных, имеются свои пространственные охранные зоны и территории.Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность, например, его дом, окруженный забором, машину во дворе, его собственную спальню, его личный стул; он имеет четко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, где он проживает – в Северной Америке или в Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны:

1. Интимна я (от 15 до 46 см). Из всех зон – это самая главная, так как эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Разрешается проникать в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональной контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие друзья, родственники. В этой зоне имеется также подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Она называется сверхинтимная зона.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние, которое обычно разделяет людей на официальных приемах, дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метра) На таком расстоянии держатся от посторонних людей, например, от водопроводчика, плотника, страхового агента, нового служащего на работе, то есть от людей, которых не очень хорошо знают.

4. Общественная зона (более 3,6 метра). Отделяет человека от большой группы людей, например, аудитории, демонстрации, митинга, т.е. толпы (большого скопления людей).

Интимная зона человека может нарушаться по 2 причинам: 1) если это близкий человек; 2) если это незнакомец – "нарушитель", который пытается проявлять враждебные тенденции и склонен атаковать.

Если вторжение посторонних людей в социальную зону воспринимается терпимо, то вторжение в интимную зону вызывает в организме различные физиологические реакции и изменения. Сердце бьется быстрее, в кровь вбрасывается адреналин, кровь приливает к мозгу и мышцам как знак физической готовности организма к бою. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: "Держи дистанцию". Скученность людей на концертах, в кинозалах, в транспорте, приводит в неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга. Существует ряд правил поведения, которые необходимо при этом соблюдать:

1) при большом скоплении людей ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;

3) лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций не допускается;

4) чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.

Необходимо добросовестно исполнять правила поведения в условиях неизбежного постороннего вторжения в интимную зону другого человека, т.к. по мере увеличения толпы, увеличивается ее плотность, личное пространство каждого отдельного человека становится все меньше, и он принима6ет враждебную стойку, поэтому с увеличением толпы усиливается ее враждебность и агрессивность, что может привести к насилию и жестокости.

Социокультурные и национальные особенности восприятия личностного пространства.

У многих европейских народов интимная зона составляет 23-25 см, у американцев – 45-46 см, у японцев – 25 см. Это связано с плотностью населения в густонаселенных регионах планеты, или наоборот с малонаселенностью и привыканием к огромным пространствам. Например, у городских жителей интимная зона чаще составляет 46 см, у деревенских – до 1,2 метра и более, а в малонаселенных районах – до 9 метров.

В заключение необходимо отметить, что другие люди будут рады вам или будут избегать вас в зависимости от того, насколько уважительно вы относитесь к их личной пространственной зоне.

6. Мимика в процессе общения.

Жесты, позы, мимика – всё это играет важную роль в людских жизнях. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.

Пальцы

Имеются в виду, конечно, пальцы руки.

Для начала учимся определять формы пальцев.

а - квадратная.
б - коническая.
в - заострённый кончик.
г - лопатообразная.
д - "капелька".

Длина пальцев на руке.
Многое о характере человека расскажет длина его пальцев.

Короткие пальцы свидетельствуют об эмоциональности и импульсивности чело- века. Он очень быстро загорается новыми идеями, но также быстро потухает. Перед вами личность активная, деятельная, любящая коллективный труд.
Пальцы средней длины указывают на человека добросовестного и терпеливого. Если он и раздражается на что-то, то ненадолго. Для него важно, чтобы работа приносила ему удовольствие, в противном случае он станет трудиться спустя рукава.
Длинные пальцы - признак уравновешенности человека. Он не принимает необдуманных решений, отличается высокой ответственностью и исполнительностью. В любом деле у него на первом месте стоит не количество, а качество.
О чем расскажет форма пальцев.
Источником важной информации может стать и форма кончиков пальцев.

Квадратная форма - знак материализма и приземленности. Человек с такими пальцами ответственней и упрям. Он консерватор и не любит сюрпризов. Иногда он может казаться скучным.
Коническая форма выдает чувственную и эмоционально богатую натуру, идеалиста. Чтобы качественно выполнить какую-то работу, такому человеку необходимы приятное окружение, теплая атмосфера. Он любит читать, посещать музеи, путешествовать и постоянно стремится к самосовершенствованию.
Заостренные кончики пальцев указывают на то, что обладатель ладони - человек эмоциональный, впечатлительный, даже нервозный. Его часто посещает вдохновение, но также быстро может постигнуть разочарование. Заостренные пальцы свидетельствуют об эгоизме и стремлении властвовать. Такой человек - суровый начальник и лидер во всем. Для него жизненно важно быть в центре внимания.
Лопатообразная форма говорит о том, что человека отличают повышенная работоспособность, эксцентричность, скептицизм и своеволие. Он не может жить без новых идей и ярких впечатлений. Обладателю лопатообразных пальцев необходима постоянная смена обстановки и окружения, в противном случае он впадает в депрессию. Монотонность и рутина не для него.
Пальцы-капельки - признак чувственности, эмоциональности и доброты. Их обладатель отличается альтруизмом - стремится помочь окружающим, независимо от того, насколько эти люди ему близки. Он любит животных и природу. Имеет очень развитую интуицию.

8. Позы человека во время общения.

В процессе делового разговора надо обращать внимание на позы собеседника, ибо они, как и жесты почти не фиксируются сознанием и потому гораздо лучше слов передают его истинные мысли и настроения. Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен. Человек, стоящий перед большой группой людей и намеревающийся сделать какое-то сообщение или доклад, может получить существенную информацию о настроении аудитории, наблюдая за положением плеч и голов слушателей. Чем более негативно настроена и напряжена аудитория, или чем отрицательнее и враждебнее настроена очередь или другая группа людей, тем больше там поднятых плеч и опущенных уголков рта.Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность.

Поза, которую собеседник принимает, когда садится, тоже говорит о многом. Так, посадка на стул за спинкой означает агрессивность и иногда превосходство. Если собеседник сидит скрестив ноги, то внутренне он уже «кипит», а если скрещены еще и руки, то его враждебность достигла предела. В кресле все эти позы принять практически невозможно, поэтому, чтобы собеседника как-то «остудить», его лучше пересадить со стула. Возможность физического расслабления должна немедленно привести и к расслаблению психологическому, а потому и снижению остроты противостояния.Собеседник, сидящий в позе «как вкопанный», с напряженно выпрямленным телом и «вросшими» в пол ногами, не отрываясь смотрящий на своего партнера, на самом деле его, как правило, не слушает и занят своими мыслями. Заинтересованный Что, я слушатель обычно сидит на краю кресла или стула, подавшись вперед, склонив голову вбок и опершись на руку.Вообще наклон головы вбок - свидетельство заинтересованности, внимательного слежения за ходом мысли собеседника. Если нить повествования теряется, слушатель выпрямляется, приподнимается, а затем опускает плечи. Его взгляд начинает блуждать по стенам, потолку или лицам присутствующих. Обычно он делает телодвижение по направлению к выходу. Всё это свидетельствует о том, что разговор пора заканчивать.На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сцепленные и особенно сжатые в кулаки пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первой встрече. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации, считываемой с глаз, оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена атмосфера общения.

Позы участников беседы всегда отражают их субординацию. Очень важна психологическая субординация - стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом.

Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Рассмотрим это на примере. Беседуют двое. Один из них присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно закинув ногу на ногу. Взаимоотношения этих собеседников легко понимаются, даже если не слышно, о чем идет речь: второй полагает себя хозяином положения, а первый - подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций). О стремлении к доминированию свидетельствуют такие позы: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стену; голова чуть приподнята, руки перекинуты у талии.

При желании подчеркнуть согласие с партнером собеседник часто копирует его позы и жесты. Так, если во время дружеской беседы один из собеседников сидит подперев голову рукой, то другой почти автоматически делает то же, как бы говоря этим: «Я тоже такой же, и я так думаю».

При рассаживании участников официальных приемов также надо учитывать позы, которые они принимают. В рабочих кабинетах столы обычно ставятся буквой «Т». Чем выше положение руководителя, тем больше эта буква. Посетителю предлагают сесть за стол, во главе которого находится хозяин кабинета. Сразу чувствуется отношение доминирования. Порой его стремятся специально подчеркнуть.

В том случае, если хозяин кабинета хочет показать себя на одном уровне с собеседником, он принимает его, садясь за отдельный стол, который может использоваться и для совещаний с подчиненными, если руководитель хочет держаться с ними «на равных».

Форма такого стола также имеет психологическое значение. Не случайно существует выражение «беседа за круглым столом». Круглый стол подразумевает равноправие участников, неформальный характер встречи, свободный обмен мнениями. Беседа за журнальным столиком будет носить еще более неофициальный характер. Если в кабинете есть только один «Т»-образный стол, а хозяин кабинета не желает демонстрировать доминирование, то он покидает свое кресло и садится напротив, а при менее официальных разговорах - наискось от собеседника.

Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии собеседника. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы называем однозначными. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной. Приведем некоторые примеры однозначных сигналов.

Это может быть докладчик, метрдотель, стюард, администратор в гостинице или торговец; он контролирует обстановку, знает дело, получает удовольствие от работы и не имеет каких-либо скрытых намерений. Человек, который стремится добиться от других подчинения, хочет давать указания типа: «Ну, достаточно, прекращайте!» и не собирается скрывать своих намерений, будет тяготеть к позе, изображенной на рис. «Б». Это может быть руководитель, стремящийся провести в жизнь свое решение, либо работник сервиса, который решительным тоном просит о чем-то клиентов (пассажиров).

Это положение тела также выражает явное соответствие между мыслями и словами.

В тех случаях, когда имеет место явное расхождение между мыслями и словами, тело посылает действенные сигналы, что можно видеть на примере представленных выше поз.

Позу «Г» может принять смущенный и неуверенный человек. Смысл сообщения здесь находится в подтексте, между строк.

Поза «Д» свойственна человеку, стремящемуся выказать преувеличенную почтительность. Она типична для учеников и служащих, вежливо стоящих в дверях комнаты начальника и почтительно докладывающих о своем деле.

Подростки также сильно сутулятся. Из-за этого окружающие считают их порой ленивыми и медлительными, что далеко не всегда верно. Просто в переходном возрасте в мозгу и теле человека происходит столько изменений, что ему очень трудно с ними совладать.

Они как бы надуваются, желая сказать: «А вот и я, вы видите, какая я важная персона!» Эту позу часто принимают руководители низшего звена, любующиеся собой и всеми силами желающие убедить мир в том, как важна их должность.

Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников

В деловом разговоре на жесты говорящих следует обращать особо пристальное внимание. Жестом можно приветствовать и прощаться с собеседником, можно обратиться к нему, передать информацию, показать свое психическое состояние. Жестом можно его обидеть и оскорбить, а можно доставить ему радость. Каждый из нас хорошо знает разницу между жестом торжественным и развязным, официальным и дружеским. Именно поэтому жест может так много сказать беседующим друг о друге.

В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов и поз, отражающих различное внутреннее состояние собеседников.

Жесты ОТКРЫТОСТИ свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает навстречу вам руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест «раскрытые руки» демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ И СКРЫТНОСТИ свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности - несогла-сованность жестов. Если враждебно настроенный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственно пытается скрыть свою неискренность.

Жесты и позы ЗАЩИТЫ являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы являются руки, скрещенные на груди. Они могут занимать три характерных положения:

1. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех или более человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ожидать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, данный жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда беседа не носит конфликтный характер.

2. Если помимо скрещенных рук на груди собеседник еще сжимает пальцы в кулак, это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то надо постараться сменить тему разговора.

3. Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Он готов ринуться в бой и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции. Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник «на пределе». И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

Укажем еще на один популярный среди деловых людей жест - те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал: первый-(скрещенные руки) - о негативном отношении, второй - о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для положения стоя характерно покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки», когда собеседник принимает позу «Мыслителя» Родена, опираясь рукой на щеку. Этот жест свидетельствует о том, что его что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.

Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того как решение принято, он прекращает это делать. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз - собеседник как бы что-то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы - ниже рта), это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты СОМНЕНИЯ И НЕУВЕРЕННОСТИ чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений). Прикосновение к носу или его легкое потирание - также знак сомнения. Когда собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать оговорку: иногда люди потирают нос, потому что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

Поза ОБИДЫ принимается собеседником, когда он обижен или оскорблен вашими словами. В этом случае он приподнимает плечи и опускает голову («набычивается»). Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т.п.). Вам следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его претензии к вам.

Жесты и позы, свидетельствующие о НЕЖЕЛАНИИ СЛУШАТЬ И СТРЕМЛЕНИИ ЗАКОНЧИТЬ БЕСЕДУ, достаточно красноречивы. Так, если во время беседы ваш собеседник опускает веки, это сигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили такой взгляд у своего собеседника, учтите, нужно что-то изменить, чтобы разговор успешно завершился.

Жест «почесывание уха» свидетельствует о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, - потягивание мочки - говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться сам.

В том случае, если собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом и его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног ука

Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия (Соц.работа)

Вопросы к зачету/экзамену

1. Синергетический подход к процессу самоорганизации.

2. Взгляды на эволюцию общества в теориях раннего позитивизма

3. Взгляды на общественное развития в концепциях Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера.

6. Раскройте содержание технологий самоорганизации и особенности их применения

    Синергетический подход к процессу самоорганизации.

Синергетическую концепцию самоорганизации в виде следующих положений:

    Объектами исследования являются открытые системы в неравновесном состоянии, характеризуемые интенсивным обменом веществом и энергией между подсистемами, а также между системой и ее окружением.

    Различаются процессы организации и самоорганизации. Их общий признак - возрастание порядка, обусловленное протеканием процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия, независимо от влияния взаимодействующих элементов внешней среды. Организация в отличие от самоорганизации может характеризоваться, например, образованием однородных стабильных статических структур.

    Результатом самоорганизации становятся возникновение, взаимодействие, а также взаимодействие (например, кооперация) более сложных в информационном смысле, чем элементы внешней среды, из которых они возникают. Система и ее составляющие являются динамическими образованиями.

    Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами подсистем в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую "погружена" система.

    Поведение подсистем и системы в целом существенным образом характеризуется спонтанностью - акты поведения не являются строго детерминированными.

    Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности, имеющими противоположную направленность и способными в отдельные фазы существования системы как преобладать над процессами самоорганизации, так и уступать им. При этом система в целом может характеризоваться устойчивой тенденцией, претерпевать колебания к эволюции либо к деградации и распаду.

Термин «самоорганизация», изначально в научный язык, был введён У. Эшби. Самоорганизацию как возможность возникновения биологических макромолекул из хаотической смеси малых молекул представлял М. Эйген. Интерпретировал самоорганизацию, как «практический принцип жизнедеятельности субъекта, предполагающий актуализацию и использование им механизмов спонтанного развития» Ю. Резник. Термин «Синергетика» в научный язык ввёл Г. Хакен.

Синергетика основана на идеях целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности (многовариантности и необратимости), глубинной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Синергетика дает новый образ мира, который сложно организован и открыт, т. е. является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим и эволюционирующим по нелинейным законам. Последнее означает, что этот мир полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.

Можно выделить три типа процессов самоорганизации:

    процессы возникновения качественно нового целостного формирования из некой совокупности объектов определенного уровня;

    процессы, поддерживающие определенный уровень организации при учете внешних и внутренних условий ее функционирования;

    процессы совершенствования организаций, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

Основной характеристикой самоорганизации любой системы, ее эволюции является необратимость, выражающаяся в определенной направленности ее изменений. Действительно, поскольку организация как совокупность активностей не может быть замкнутой, ее развитие направлено не только внутрь системы, но и за пределы системы, где она сталкивается с другими совокупностями активностей, преодолевает их сопротивление и движется дальше. Необратимость, или неповторимость, процесса означает невозможность изменить направленность процессов самообразования в каждый данный момент. По словам Н. Кондратьева, под эволюционными, или необратимыми, процессами мы понимаем те изменения, которые при отсутствии резких посторонних пертурбационных воздействий протекают в определенном и в одном и том же направлении.

Иначе говоря, самоорганизация - это процесс развития системы, для которого характерны два принципа:

    принцип отрицательной обратной связи, показывающий, как поддерживается спонтанно возникающий порядок;

    принцип положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются.

    Взгляды на эволюцию общества в теориях раннего позитивизма

Спенсер выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию «естественный отбор», «борьба за существование» и «выживание сильнейшего». Дюркгейм выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию, как внутреннюю солидарность.

Позитивизм в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности должна быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 ᴦ. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не должна быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить ʼʼметафизическуюʼʼ проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. ʼʼНовая философия, которая должна решительно порвать со старой, метафизической своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения - махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи вещи в себе и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта - ощущений. Согласно теории Маркса, самотрансформация общества происходит благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и общественно-экономических формаций).

В 10-20 гᴦ. XX века появляется третья форма позитивизма - неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия - это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации, который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте принято называть протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. По этой причине сторонники лингвистического анализа-другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма - постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации- разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, ᴛ.ᴇ. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. В случае если утверждение, концепция или теория не бывают опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

    Взгляды на общественные развития в концепциях Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.) . Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) внеличностный характер;

5) планирование карьеры;

6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

7) дисциплина.

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.) . Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что Зиммелевская «чистая форма» тесно связана с Веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.

Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Исходя из этого можно указать, что чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.

Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.).

Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество , где преобладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;

2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

4. Самоорганизация в контексте современного этапа общественного развития.

Современные научные и практические исследования свидетельствуют, что одним из наиболее важных свойств общества как социальной системы является ее свойство к самоорганизации. Именно через самоорганизацию происходит формирование и трансформация социальных институтов и обеспечивается их эволюция в соответствии с динамикой развития социума и его внешних связей с миром. Общественная история является непрерывным процессом самоорганизации людей в различные социальные группы, как относительно стабильные, так и временные, нацеленные на достижение определенных результатов развития в короткий исторический период. Само государство является результатом реализации внутреннего свойства общества к самоорганизации. На современном этапе научного познания процессов самоорганизации социальных систем отсутствует единое мнение об обоснованности того, либо иного научного подхода к их познанию. Вместе с тем, методология синергетики и теории самоорганизации, как свидетельствует история развития российского общества является наиболее перспективной в условиях открытого общества, находящегося в процессе реформирования его базовых институтов и трансформации социальных ценностей. Динамика процессов социальной самоорганизации определяет актуальность обращения к вопросам методологии их познания и потребность к использованию комплексного похода, не ограниченного методологией синергетики и теории самоорганизации. В настоящее время преобладает понимание гражданского общества как совокупности общественных отношений, не зависимых от государства и способных воздействовать на него. По мнению А. Ю. Сунгурова, гражданское общество представляет собой совокупность свободных ассоциаций граждан, с многообразными взаимосвязями между ними, уважающих законы государства, умеющих и желающих влиять на эти законы и не позволяющих вмешиваться в свою повседневную деятельность, государственным чиновникам. Филипп Шмиттер считает, что гражданское общество - это система самоорганизующихся медиаторных (посреднических) групп, которые, во-первых, относительно независимы как от государственных, так и негосударственных единиц производства и воспроизводства, во-вторых, способны осуществлять коллективные акции по достижению и защите своих интересов, в-третьих, не стремятся подменять собой ни государственные, ни частные структуры и, наконец, действуют исключительно в рамках правовых норм. В. Граждан видит гражданское общество как систему негосударственного социального самоуправления организованных групп, т.е. по самой своей природе и социальной сущности гражданское общество выступает как конструктивная оппозиция любой государственной власти.

5. Раскройте источники и условия управляемости самоорганизации

Социум, возникший на природной основе, - самоорганизующаяся система, по отношению к которой более уместно говорить не столько об управлении, сколько о регулировании социальных процессов (К. Поппер называет это «социальной инженерией»). Процессы саморегуляции протекают на основе объективных законов развития природы и социума и в сущности своей не зависят от разума и воли человека. Однако само возникновение механизма управления можно рассматривать как дальнейшее развитие процессов самоорганизации, которые одновременно с возникновением свойства высокоорганизованной материи - сознания - приобрели специфический характер. Управление, таким образом, можно понимать, как регуляцию, осуществляемую человеком осознанно и целенаправленно.

Какие бы жесткие детерминанты не вводились в социальную систему, спонтанная деятельность, самоорганизация - это естественный процесс, присущий всякой социальной системе. Речь может идти только о регулировании этого процесса, так как самоорганизация может иметь и негативную, и позитивную направленность. Функциональная программа социальной системы должна предусматривать определенные «пустоты» в своей структуре, допускающие «различные степени свободы» для развития самоорганизационных процессов. Иными словами, самоорганизация может быть звеном в цепи «Дезорганизация - Самоорганизация - Организация», но при определенных условиях самоорганизация может рассматриваться и как самодезорганизация: «Дезорганизация - Самоорганизация - Дезорганизация второго и т. д. порядков».

Утверждение, что активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели принадлежит Р. Акоффу и Ф. Эмери. К источникам самоорганизации относятся: стремление к взаимодействию, социальная поддержка или подкрепление и общественная инфраструктура. Технологии запуска применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм, регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества. Технологии развития реализуются посредством социокультурных процедур, обеспечивающих эффективное освоение социального пространства. Технологии поддержки выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

7. Опишите технологическую модель самоорганизации населения муниципальных образований

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года, как и в последующем законе от 2003 года, вместо понятия «общество» применяется понятие «муниципальное образование» – населенный пункт или территория, наделенные «самоуправляющимися» атрибутами (выборные органы, администрация, бюджет и тому подобное)

К основным элементам технологической модели относятся:

Система субъект-объектных (- субъектных) отношений;

Система прямых и обратных связей, реально существующих и проектируемых при реализации подсистемами своих функций;

Система факторов и условий, детерминирующих поведение субъектов самоорганизации.

Структурный аспект включает субъекты взаимодействия, а также субъектно-объектные (- субъектные) отношения, складывающиеся в процессе представлен системными агентами и механизмами, посредством которых запускается, и поддерживается процесс самоорганизации. Реализационный аспект - это практика формирования системы общественных отношений и условий, поддерживающих баланс между самоорганизационными и организационными.

8. Охарактеризуйте формы самоорганизации в муниципальных образованиях

Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. Наряду с этим, их правовое положение в большей мере зависит от подходов, которые сформировались на местах, а не от актов федеральной власти. В итоге, прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных, органов местного самоуправления, образований и местной администрации, а также ее подразделений. Можно сделать вывод что, все это приводит к затруднению исполнения обязанностей, неустойчивости оборота и в целом значительно снижает авторитет муниципальной власти. В некоторой степени проблема осложняется и тем, что местному самоуправлению в России всего примерно десяти лет, а само понятие «муниципальное образование» вообще зародилось только с конца 1994 года. А опыт же других стран редко может быть применен из-за слишком разных подходов к статусу общин.

На основании законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении население непосредственно осуществляет свои права при решении наиболее важных вопросов местного значения: 1) формирование органов местного самоуправления; 2) реализация контрольных функций и ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением; 3) принятие решений по вопросам текущей деятельности местного самоуправления. Это позволяет сделать вывод о том, что формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления оказывают значительное воздействие на все другие компоненты системы местного самоуправления и во многом определяют содержание и направления их деятельности.

К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. Главой 5 относятся:

    местный референдум;

    муниципальные выборы;

    сход граждан;

    правотворческая инициатива граждан:

    территориальное общественное самоуправление;

    публичные слушания;

    собрание граждан

    конференция граждан (собрание делегатов);

    опрос граждан;

    обращения граждан в органы местного самоуправления;

    другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Объединения с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой относятся к объединениям профессионального типа. Объединения, ориентирующиеся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, т. е. тех, кто кровно заинтересован в реализации их целей. Такие объединения, как правило, имеют широкую социальную базу классического типа. Общественное объединение, основанное на членстве и созданное для защиты общих интересов, называется: общественной организацией. Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения получила название территориальное общественное самоуправление.

9. Почему важно понимать язык телодвижений?

Большое значение имеет не только вербальные, но и невербальные коммуникации в общении. Это внешнее отражение эмоционального состояния человека. Каждый жест или движение является ключом к чувствам, которые человек испытывает в данный момент.

Наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является лицо. При соблюдении этикета наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является тело. Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем человек, испытывающий вспышку энергии.

Очень важно понимать язык телодвижений, потому что в некоторых ситуациях этот самый язык может сказать гораздо больше, и что не менее важно, даже совершенно противоположное тому, что будет говорить вам человек словами. Только очень важно в толковании этого языка не понимать всё буквально и однозначно. Помните, как в "приключениях Шерлока Холмса" - Шерлок вспоминает, что когда-то они начали даже подозревать одну даму во лжи и причастности к преступлению только потому, что во время разговора она отчаянно вертелась на стуле и у неё "бегали глаза", а всё дело оказалось в том, что она переживала, что не успела перед беседой просто попудрить носик? Не так всё просто и к тому же надо учитывать, что ваш собеседник тоже может быть отнюдь не дурак и может вполне сознательно и на языке жестов преподносить вам заведомо ложную информацию. Мы ведь все немного актёры.

10. Почему язык телодвижений неоднозначен?

Ответ очень прост - каждый человек индивидуален. потому что-то или иное действие не всегда порождается одной и той же причиной. В качестве примеров приводят обычно такие случаи. Один продавец, опираясь на поведение клиента слишком сильно скинул цену, а у клиента были проблемы с женой и об этом он сейчас думал, а вещь бы он купил и по начальной цене. Или пример, как я говорила раньше, из Конандолья, в одном из рассказов Шерлок сильно подозревал одну леди, та слишком сильно ерзала и волновалась - причина была проста, та волновалась из-за не напудренного лица.

Невербальный язык может многое рассказать о внутреннем состоянии даже незнакомого человека, не говоря о деловых партнерах, постоянных собеседниках и коллегах. Так, вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или при двинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью - все имеет свой смысл. Но, как и всякий язык, невербальный у каждого народа свой действительно, один а тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение. Даже ваш костюм и его цвет могут нести неоднозначную информацию в разных частях света. Тот жест, которым русский человек сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия.

Если в Голландии вы повернете указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает; что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец на нос. В некоторых странах Африки смех - это показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья.

Разные жесты имеют неодинаковые значения в различных странах. В пример приведу самый распространенный жест «ОК». Итальянцы и французы известны тем, что они во всем полагаются на свои руки, когда нужно решительно подтвердить слова или придать беседе более непринуждённый характер. Опасность заключается в том, что жесты рук воспринимаются по-разному - в зависимости от того, в какой стране мы в данный момент находимся. Так, в США, да и. во многих других странах, «нуль», образованный большим и указательным пальцем, «говорит» о том, что «все нормально», «отлично» или просто «ОК». Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, но в некоторых странах этот жест имеет другое значение и происхождение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.

Поэтому, путешествуя по разным странам, следует помнить о пословице «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это поможет избежать возможных неловких ситуаций. Именно поэтому язык телодвижений неоднозначен.

11. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

Среди других жестов, сопровождающих общение, выделяют:
иллюстративные жесты , которые изображают содержание и ход наших мыслей, например: "такой огромный", "с другой стороны" и т.п., обилие таких жестов не свидетельствует о высокой языковой культуре человека;
жесты-регуляторы поведения : "встаньте", "идите сюда", "прошу вас пройти" и т.д.;
дирижирующие жесты - сопровождают речь плохих ораторов, которые вынуждены помогать себе руками ("пилят", "рубят дрова", "ввинчивают лампочку"). Аудиторию это забавляет или усыпляет;
ораторские жесты - направлены на возбуждение определенных чувств аудитории, например: "поймите меня", "я к вам взываю" и т.п. Такие жесты были распространены в патетических речах;
аффективные жесты - выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему (жесты радости, открытости, искренности или смятения, беспокойства, недоверия). Жесты, выражающие внутреннее состояние человека, как правило, не контролируются.

Для снятия напряжения партера лучше всего использовать жесты с уровня живота, направляя руки чуть-чуть в сторону собеседника. Считается, что раскрытые ладони - одно из самых лучших доказательств откровенности собеседника.

12. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.

Наклоненная в сторону голова, руки у лица свидетельствует о некоторой заинтересованности. Если кулак при этом подпирает щеку - вас очень внимательно слушают. Если партнер к тому же оценивает информацию, его указательный палец будет вытянут и упрется в висок если при этом большой палец поддерживает подбородок - партнер негативно относится к вашей информации, а быть может, и к вам.

Прямое, с небольшим наклоном вперед положение головы и взгляд исподлобья свидетельствуют о некоторой агрессивности. Когда человек говорит неправду или полагает, что слышит ее, он невольно направляет руку ко рту. Так бывает и при крайней застенчивости. Рот чаще всего закрыт одним пальцем или кулаком, палец может потирать место под носом. В любом случае рука у рта - жест, который партнер может расценить как выражение смущения или недоверия к его информации.

Раскрытые ладони рук говорят об открытости партнера, его доверии к вам. Руки, прижатые к груди, - о стремлении быть искренним.

Беспокойные движения кистей, вращение большого пальца свидетельствуют о нервозности, дискомфорте партнера. Иногда в таком состоянии руки спокойны, а «пляшет» нога.

Переплетенные пальцы рук, лежащих на столе, говорят о том, что собеседник в напряжении, он собран или раздражен, но старается этого не показать.

Скрещенные руки могут быть всего лишь удобной позой. Но в большинстве случаев они говорят об определенной настороженности партнера. Если при этом пальцы сжимают предплечье - партнер находится в напряженном состоянии; если пальцы впились в руки - он уже еле сдерживает себя.

Люди сидят, скрестив ноги, когда им так удобно, в других случаях эта поза отражает напряженное состояние человека

«Собеседник, сидящий на стуле, развалясь, небрежно, закинув ногу на ногу», - считает себя хозяином положения. Тот же, кто сидит на краешке стула, сложив руки на коленях, - наоборот - склонен подчиняться.

Человек, ощущающий собственное превосходство, закладывает руки за спину, охватывая запястья. А вот руки за спиной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успокоиться или хотя бы скрыть свое волнение.

«Закладывание рук за голову» - еще один жест, выражающий превосходство.

Потирание века связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут,

О лжи или, по меньшей мере, о стремлении что-то утаить могут свидетельствовать потирание лба, висков, подбородка.

Почесывание уха может быть равнозначно фразе: «Я не желаю этого слышать».

Мочку уха теребят в состоянии волнения, расстройства, а потягивают ее - если человеку надоело слушать, и он хочет высказаться сам.

Рукопожатие ладонью вверх, свидетельствует о том, что партнер позволяет вам чувствовать себя хозяином положения.

К жестам открытости относятся жест "раскрытые руки" и жест "расстегивание пиджака". К жестам уверенных в себе людей относятся жест "закладывание рук за голову".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение. Когда мы организованы, наш дом и рабочий (учебный) график отражают нашу индивидуальность и помогают нам в достижении наших целей. Тот, кто остается неорганизованным, чувствует себя обессиленным и дезориентированным в потоке событий и информации. Организованность заключается не в том, как выглядит ваше окружение, а в том, насколько эффективно оно функционирует. Если в своем пространстве человек с легкостью достигает своих целей и счастлив, значит, он хорошо организован.

Самоорганизация - это процесс, с помощью которого мы создаем окружение, позволяющее нам жить, работать и отдыхать именно так, как мы этого хотим. личностный самоорганизация психологический конфликт

Барьеры - психологические факторы, блокирующие продвижение к цели

Барьеры - внутренние психологические препятствия на пути к цели, возникающие в момент, когда дальнейшее продвижение к цели вступает в конфликт с другими осознанными или не осознанными целями, установками, предпочтениями и т.п. Один из барьеров - "внутренний голос", пытающийся сохранить состояние, которое еще не ушло.

Старое состояние пытается сохранить свое равновесие, что проявляется в виде мыслей о том, что попытки перехода в новое состояние едва ли не противоестественны и следует отказаться от них. Подобного рода барьеры встречаются на пути действия всегда. Если с подобными мыслями не спорить, то процесс перехода в новое состояние идет быстрее, а образ мыслей меняется сам собой.

Внутренние барьеры : лень, несобранность, рассеянность, неумение заставить себя работать.

Внешние барьеры: окружение, всевозможные отвлекающие факторы.

Умения самоорганизации времени студентов вуза могут быть предметом целенаправленного развития и саморазвития в процессе их профессиональной подготовки. Выявление и развитие этих умений у студентов, их развитие необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов их жизнедеятельности в вузе.

1. Развитие умений самоорганизации времени - это противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющихся у личности умений самоорганизации времени под влиянием внутренних и внешних факторов: воспитания, обучения, социальной среды, собственной активности личности.

2. Развитие умений самоорганизации времени студента обеспечивает ему успешность реализации мотивационной и рефлексивной функций, функции планирования, организации применительно к личному и учебному времени, повышает самоорганизацию, жизнедеятельность и качество профессиональной подготовки и в вузе, а в конечном итоге - социализацию и конкурентоспособность выпускника.

3. Эффективное развитие умений самоорганизации возможно в моделируемых учебных ситуациях и в ходе самостоятельной работы. Развитие умений самоорганизации времени студентов происходит через самопознание своих особенностей в процессе педагогической диагностики, путем применения специальных упражнений, игровых, рефлексивных методов, закрепления поведения организованного человека в учебных и в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.

4. В личности, которая целенаправленно занимается самопознанием, планированием и организацией своего времени, формируются и закрепляются требуемые для этого знания, умения и навыки, повышается мотивация к самоорганизации, появляются правильные ценностные ориентации на время и саморазвитие, формируется образ организованного человека в глазах других, который в последующем переносится на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

5. Развитие умений самоорганизации времени у студентов повышает их конкурентоспособность, активизирует их личностное и творческое развитие, способствует закреплению опыта самоорганизованного поведения в последующей профессиональной деятельности.

Если Вы научитесь отделять второстепенные дела от важных, верно ставить цели и распределять приоритеты, работать со входящей информацией и задачами. Главное - ясность сознания и упорядоченность мыслей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы личностной сферы. Понятие и типологии личности, ее свойства и состояния. Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Исследование свойств личности студентов в группе. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2009

    Понятия "развивающаяся личность". Сущность личностноразвивающего образования и его основные характеристики. Развивающаяся личность как объект научных исследований. Формирование умений саморазвития личности студента в процессе педагогической практики.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Понятие и направления развития личности студента. Студенчество - особая социальная группа. Профессиональное самосовершенствование студентов как фактор формирования личности. Направления и приемы мотивации профессионального самосовершенствования студентов.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Роль символов в становлении Я-концепции. Социальная природа Я. Системность социальных взаимоотношений и функции Я. Понятие о рабочей и стойкой Я-концепции. Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. Анализ связей в структуре самосознания студентов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе. Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов. Теоретические разработки процесса активного включения студентов в образовательную среду ВУЗа.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Проблема становления личности в профессии. Развитие профессионального самосознания студентов, его психологическое сопровождение. Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов. Пути самоорганизации студентов.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Принципиально новый подход к личной и межличностной деятельности с точки зрения ее эффективности. Принципы индивидуального восприятия и самоорганизации. Навык активного слушания как условие творческой кооперации. Принципы сбалансированного самообновления.

    книга , добавлен 20.11.2010

    Влияние индивидуальных особенностей памяти, внимания, самоорганизации личности на результативность и культуру умственного труда, необходимость их развития. Необходимые условия эффективного запоминания. Приёмы и стратегии улучшения и развития памяти.

    презентация , добавлен 18.12.2009

    Сущность и функции общения. Причины возникновения психологических барьеров общения. Характеристика информационно-дефицитных, стилистических и логических помех коммуникации. Выявление связей между самооценкой личности и ее психологическими установками.