Биография аполлона николаевича майкова кратко самое главное. Майков А.Н. (Краткая биография). О чем надо знать

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова - Николай Аполлонович Майков - был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров . Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво "Подснежник".

Номера "Подснежника" за год сшивались и украшались массивной красной обложкой с золотым тиснением.

В 1837 году А.Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков - живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он - переводчик бессмертного памятника древности "Слова о полку Игореве".

Стихи поэта вошли во все школьные хрестоматии России.

На склоне лет Аполлон Николаевич приобрел в окрестностях Петербурга на станции Сиверская Варшавской железной дороги скромную дачу. Здесь, как отмечали его современники, "нашел он свою честь и свое место", занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.

История семьи Майковых непосредственно связана с историей русской литературы, искусства и просвещения.

Аполлон Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Дед поэта, Аполлон Александрович Майков – бывший директор императорских театров, брат его, Михаил Александрович, трудился на литературном поприще.

Отец поэта, Николай Аполлонович, был замечательным живописцем, академиком Императорской Академии художеств. Братья Аполлона Майкова — люди, уважаемые во всех отношениях: Валерий был талантливым критиком и философом, Владимир – издателем детского журнала «Подснежник», Леонид – вице-президентом Академии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.

Аполлон Майков вырос в среде, где занятия искусством и наукой всегда были, если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составляли постоянное и необходимое условие житейского обихода. Юноша Майков не смог сбиться с предначертанного ему судьбой пути служения родной поэзии. Внешние же обстоятельства во время всего прохождения им литературного поприща как нельзя более благоприятствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил.

Все детство до девятнадцатилетнего возраста Аполлон провёл не в столице, а на ласковом, мирном лоне матери-природы, посреди простоты и правды русского народного быта, в приволье и тишине подмосковной деревни, в поместьях отца и бабушки. Таким образом, в ту пору жизни, когда впечатления воспринимаются с наибольшей силой и западают в душу всего глубже, первые основы самосознания и духовной личности в душе будущего поэта были заложены русской деревней и русским народом. Эти основы и остались в Майкове незыблемыми до конца его дней, послужив прочным фундаментом для всех позднейших душевных наслоений.

В годы гимназического и университетского учения руководителями и наставниками юного Аполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Библиотека для чтения» В.А.Солонин, по свидетельству знавших его современников — один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, горячо любивший русскую литературу и И.А.Гончаров, знаменитый впоследствии автор «Обломова» и «Обрыва».

Немудрено поэтому, что студент юридического факультета Петербургского университета Майков не погряз в дебрях юриспруденции, а остался художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно для развития и окрыления его творческих сил. Римское право, связанное с изучением латинского языка и классиков, и энциклопедия законоведения, в связи с занятиями философией – были любимыми предметами молодого Майкова. Кроме того, он слушал курсы русской и всеобщей истории у П.Г.Устрялова и М.С.Куторги, и русской словесности у Никитенко, который первым обратил внимание на стихотворные опыты Майкова еще в 1838 году. Он прочел в университете по рукописи стихотворения «Гнев божий» и «Венера Медицейская».

Почти в это же время одна из антологических пьес Майкова была прочитана С.П.Швыревым в университете в Москве – и имя Майкова, талантливого, начинающего поэта, стало известно в литературных кругах.

Напечатанные затем в 1840 и 1841 годах произведения в «Одесском Альманахе», «Библиотеке для Чтения», «Отечественных Записках», и, наконец, вышедшая в 1842 году книжка под заглавием «Стихотворения Аполлона Майкова», встреченная горячими похвалами Белинского и общим сочувствием всех любителей и знатоков отечественной поэзии, окончательно решили судьбу Майкова, до того времени ещё колебавшегося в выборе между поэзией и живописью, к которой он также чувствовал большую склонность.

Министр народного просвещения Уваров представил книжку стихотворений только что окончившего курс, со степенью первого кандидата, Майкова государю, который дал молодому поэту средства на поездку за границу, где Майков и провел почти два года в усвоении плодов европейского просвещения, в изучении «стран и народов», преимущественно же Италии и Рима, их природы, быта, истории и творчества.

Нужно ли говорить, что такое путешествие, непосредственно по окончании университетского курса, было как нельзя более своевременно и оно дополнило и завершило образование Аполлона Николаевича и дало богатейший материал для дальнейшей творческой работы, — материал, которым поэт не переставал пользоваться в продолжение всей своей жизни. Этому и еще другому, несколько лет спустя, предпринятому Майковым путешествию по Европе, русская литература обязана появлением многих замечательных художественных произведений.

Казенная служба, сначала в качестве помощника библиотекаря в Румянцевском музее, затем цензора в комитете иностранной цензуры, и, наконец, председателя того же комитета, не только не мешала писательский деятельности Майкова, но, вследствие особенно счастливо сложившихся обстоятельств, даже благотворно содействовала ей, сблизив поэта с такими личностями, как князь Одоевский и Ф.И.Тютчев. Будучи по службе ближайшими начальниками Майкова, они в то же время были его личными друзьями, советниками, ценителями, критиками.

Влияние Тютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений Майкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он остался верен до конца.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – это тот богатый вклад, которым может гордиться наша отечественная литература.

26 февраля 1897 года на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, Майков выступил и прочитал своё известное стихотворение «20-го октября 1894 года». Поэт был бодр и весел. Через несколько дней он почувствовал себя плохо, жаловался на озноб, у него началось воспаление лёгких. Его не стало 8 марта 1897 года.

Майков Аполлон Николаевич - известный русский поэт. Он жил в 19 веке (1821-1897). Творческое наследие этого поэта вызывает интерес и в наше время, что говорит о его несомненном таланте.

Происхождение А. Н. Майкова

Следует сказать, что Аполлон Майков был не единственным даровитым представителем своей фамилии. Древний род поэта был богат талантливыми людьми. В 15 веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков.

Отцом нашего героя был академик живописи. Остальные члены его семьи также принадлежали к творческой интеллигенции. Мать - переводчица и поэтесса, брат Валериан - публицист и литературный критик, а Леонид, другой брат Аполлона, - издатель и историк литературы.

Детство и годы юности, первая книга стихов

Детство Аполлон Николаевич провел в имении, принадлежавшем его отцу. Оно находилось около Троице-Сергиевой лавры. Семья Майковых в 1834 году переехала в Петербург. Аполлон в детстве увлекался одновременно и литературой, и живописью. Однако близорукость помешала ему пойти по стопам своего отца. В первых прозаических опытах Майкова видно влияние Гоголя. Затем увлекся поэзией Аполлон Майков. Биография его этого периода отмечена также обучением в Петербургском университете, на юридическом факультете. По окончании университета Аполлон Николаевич опубликовал первую книгу своих стихов. Это важное событие произошло в 1842 году.

Поездка за границу, новые стихи

В этом же году Аполлон Майков отправился за границу. Здесь он пробыл около двух лет. Майков слушал в Париже лекции известных ученых. Находясь в Риме, он принимал участие в кутежах русских художников, писал стихи, делал эскизы, отправлялся в конные прогулки по римской долине. Итогом полученных впечатлений стал стихотворный цикл Майкова "Очерки Рима" (опубликован в 1847 году). Именно во время жизни в Италии в творчестве поэта обозначился первый слом. Аполлон Майков порвал с антологической поэзией и начал стремиться к так называемой поэзии мысли и чувства. Майкова перестала интересовать старина. Он решил обратиться к современности. В результате появились портреты жителей Рима (Lorenzo, "Капуцин", "Нищий").

Возвращение на родину

Возвратившись на родину, поэт стал работать в Румянцевском музее в должности помощника библиотекаря. Во второй половине 1840 годов в круг его общения входили Некрасов, Григорович, Тургенев, Белинский. Аполлон Майков испытывал в то время влияние натуральной школы. Поэт много публиковался в "Отечественных записках". В "Петербургском сборнике" Некрасова в 1846 году появилась его поэма "Машенька". Немного раньше была создана еще одна поэма, "Две судьбы", где рассказывается история "лишнего" человека.

Связь с петрашевцами и редакцией "Москвитянина"

Аполлон Николаевич в те годы был идеологически близок западничеству. Он вовлекся в движение петрашевцев через своего брата Валериана. Однако вскоре его начала угнетать их постоянная критика правительства. Майков увидел утопизм в движении петрашевцев, "много эгоизма", "много вздору" и "мало любви".

Переживавший кризис Аполлон Николаевич попал в редакцию "Москвитянина". Здесь он неожиданно нашел не только участие, но и поддержку своих взглядов. Майков отрицал принципы цивилизации Западной Европы. Эта мысль прошла через весь его сборник "1854 год", который точно отразил мировоззрение Майкова в то время. Еще одной сквозной темой книги стала историческая миссия Российского государства, которое преградило путь на Запад полчищам Батыя и тем самым предотвратило гибель цивилизации Европы ("Клермонтский собор" и др.). Тогда же Майков стал убежденным монархистом. Он уверовал в величие Николая I.

Творчество 1850 годов

Как бывает у каждого настоящего поэта, творчество Майкова 1850 годов намного шире идейных установок. Он создал произведения на социальную тему (идиллия "Дурочка", цикл "Житейские думы"), стихи иделогизированного и политического характера. Одновременно Майков писал стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как "Камеи" и "Фантазии". В конце 1850 гг. появились циклы "Дома", "На воле", "Под дождем", "Весна", "Сенокос". В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако теперь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России.

"Осень"

В 1856 году создал одно из самых известных стихотворений Аполлон Майков. "Осень" - так назвал он его. Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев… Однако лес осенью лишается таинственности и загадочности, поскольку "свянул последний цветок", "сорван последний орех". И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства...

Морская экспедиция

Итальянская тема вновь появилась в творчестве Аполлона Николаевича в 1859 г. Это было связано с тем, что он вместе с другими исследователями совершил морскую экспедицию, посетив острова греческого архипелага. Корабль, на котором осуществлялось плавание, не попал в Грецию. Ему пришлось задержаться в Неаполе. Поэтому вместо одного цикла, как задумывал Майков Аполлон Николаевич, получилось два. "Неаполитанский альбом" был создан по итальянским впечатлениям. Это своего рода повесть в стихах, тема которой - жизнь народа в Неаполе. В результате изучения культуры и истории Греции появились "Новогреческие песни" ("Ласточка примчалась", "Колыбельная песня" и др.).

Одним из самых известных его стихов является "Колыбельная…". Аполлон Майков создал это произведение в 1860 году. Более 20 композиторов в свое время написали музыку к нему. Среди них А. Чесноков, А. Аренский, В. Ребиков, П. Чайковский.

Последние годы жизни

В последние 25 лет жизни Майкова интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций. Важное место в раздумьях Майкова в это время занимали и судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль в истории. В 1880 годы Аполлон Николаевич также создал ряд стихотворений, отличающихся глубокой религиозностью и идеей того, что религиозное смирение - отличительная особенность русского человека ("Близится вечная ночь….", "Оставь, оставь!.." и др.).

В заключение

Мережковский в своей книге "Вечные спутники" писал о том, что Майков Аполлон - поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным. Ни гонений, ни врагов, ни страстей, ни борьбы не было в нем. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Действительно, его биография была малопоэтична: он не умер на эшафоте или на дуэли, не был преследуем, его не мучили страсти. У Аполлона Майкова все внешнее ушло внутрь. Его настоящей биографией, истинной судьбой стал его путь от римлян и греков к российской действительности, истории народов, поэзии Библии и вечным вопросам бытия.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня – по новому стилю) 1821 года в Москве. Отец – живописец Николай Аполлонович Майков. Мать – писательница Евгения Петровна Майкова. В 1834 году семья переехала в Санкт-Петербург. Аполлону и его брату Валериану в качестве преподавателя латинского языка и русской словесности наняли Ивана Александровича Гончарова, который позже прославился благодаря романам «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». По словам Гончарова, «дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».

С 1837 по 1841 год Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. Стихи он начал писать в подростковом возрасте, но мечтал о карьере живописца. В итоге Аполлон Григорьевич отказался от нее. В первую очередь на то повлияли два фактора: развивающаяся близорукость, из-за которой Майков не мог уделять живописи достаточно времени, и высокая оценка его юношеских стихотворений, полученная от поэта Петра Александровича Плетнева и историка литературы Александра Васильевича Никитенко.

В 1842 году Майков отправился в заграничное путешествие. Около года он жил в Италии, затем перебрался в Париж, где посещал лекции в Сорбонне и Коллеж де Франс. В Россию Аполлон Николаевич вернулся в 1844 году. Результатами поездки стали поэтический сборник «Очерки Рима» и кандидатская диссертация, посвященная древнеславянскому праву. После возвращения Майков поступил на службу в министерство финансов, затем стал библиотекарем в Румянцевском музее. В середине 1840-х годов Аполлон Николаевич сблизился с петрашевцами и Белинским. Впоследствии об этом периоде он высказывался следующим образом: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».

В 1850-х годах Майков стал ближе к патриотическому лагерю. В частности, он общался с редакцией журнала «Москвитянин». В 1852 году Аполлон Николаевич получил должность цензора в Комитете цензуры иностранной (с 1894 года – Центральный комитет цензуры иностранной), где прослужил более сорока лет. В 1850-70-е годы Майков писал стихи, активно занимался переводами. Особенно высоко ценится его перевод в поэтической форме «Слова о полку Игореве (1870). Над ним он работал около четырех лет. Кроме того, Аполлон Николаевич переводил Гете, Гейне, Мицкевича.

Майков скончался 8 (20 – по новому стилю) марта 1897 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Краткий анализ творчества

Дебютный поэтический сборник Майкова увидел свет в 1842 году. Книга удостоилась положительной оценки Белинского. По мнению критика, многие стихотворения «обличают дарование неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем». В сборнике отразился интерес Майкова к Древней Греции и Древнему Риму. Фактически Аполлон Николаевич выступил в качестве продолжателя традиций антологической поэзии Гнедича и Батюшкова.

Важную роль в творчестве Майкова играет сборник «Очерки Рима», вдохновленный путешествием по Европе в 1842-1844 годах и опубликованный в 1847 году. По сравнению с дебютной книгой здесь существенно расширен круг тем. Среди них: тема сравнения «двух Римов» - древнего и современного. Кроме того, в «Очерках Рима» стала разнообразнее лексика. Изменения коснулись и интонационной системы. Уравновешенный элегический стих соседствует с лирическими эмоциональными, а также приподнятыми ораторскими интонациями. Порой они сменяют друг друга в одном стихотворении.

В некоторых произведениях середины 1840-х годов ощущается влияние петрашевцев. В частности, речь идет о поэме «Машенька». Она создана в духе натуральной школы и характеризуется наличием гражданских мотивов. В 1850-х годах взгляды Майкова меняются. Патриотические чувства поэта перед Крымской войной нашли отражение в поэме «Клермонтский собор», сборнике «1854». В 1858 году Аполлон Николаевич посетил Грецию. Итогом поездки стали циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Отмену крепостного права в 1861 году Майков встретил восторженными стихотворениями. В их числе – «Нива», «Поля», «Картинка». Поэт стал противопоставлять себя нигилистам и либералам, встав на сторону «чистого искусства».

В творчестве Майкова часто встречается историческая тема. Например, русской истории посвящены стихотворения «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», «В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного». Древнеримской – драматические поэмы «Три смерти», «Смерть Люция», «Два мира». Кстати, последняя получила Пушкинскую премию в 1882 году.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821 года в Москве в дворянской семье. Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат В.Н. и Л.Н. Майковых.

Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 года семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837-1841 гг. А.Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 году Майков возвратился в Россию. С 1844 года – помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни – цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838 гг. ) и «Лунные ночи» (1839 г .), выпускавшиеся в семье Майковых. Выступил в печати со стихом «Орел» («Библиотека для чтения», 1835 г ., Т. IX). В 1842 году издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологичной поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича. Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни.

В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847 ) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стих. «Palazzo»). В середине 40-х годов А. Майков сближается с Белинским и петрашевцами. Некоторые произведения этого периода, например поэмы «Две судьбы» (1845 ), «Машенька» (1846 ), «Барышне» (1846 ), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы.

Начиная с 50-х годов , А. Майков всё больше смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853 ) и в сборнике «1854» (1855 ). В 1858 году после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу А. Майков встретил восторженными стихами «Картинка», «Поля», «Нива». Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М.Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н.А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Аполлон Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870 ). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I («Кто он?», 1868 ; «В Городце в 1263», 1875 ; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», 1867 ; «У гроба Грозного», 1887 ).

А. Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851 ) и «Приговор» (1860 ) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851 , опублик. 1857 ), «Смерть Люция» (1863 ), «Два мира» (1871, 1881 , удостоена пушкинской премии в 1882 году ), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотичным режимом Николая I. В «Смерти Луция» язычеству противопоставляется христианство, завоевывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов ) отмечен спадом творческой активности А. Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным А. Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Из Аполлодора Гностика»). К числу лучших творений Аполлона Майкова относится его пейзажная лирика («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.). Аполлон Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.