Как понять к какому жанру относится фотография. Топ жанров фотографии. Виды репортажной фотографии

Сегодня одним из самых сильных, самых влиятельных визуальных средств в мире является фотография. А точнее, фотоискусство. Фотография при помощи возможностей, данных ей, способна оказать на человека колоссальное влияние. Фотографию используют как для визуализации печатной и вербальной информации, так и как в качестве оригинального показа, рассказа о каком-нибудь происшествии или событии без помощи слова. Все, наверное, слышали популярный афоризм: одна фотография стоит тысячи слов.

Искусство фотографии - доступный, гибкий, живой и поэтому ставший популярным сегодня в народе вид творчества. Главное его преимущество перед другими видами изобразительного искусства - относительная моментальность создания произведения. В багаже человека, серьезно занимающегося искусством фотографии, широчайшее поле для творчества, для поиска, для работы. Фотография по своей природе несет в себе великое множество визуальных инструментов, техник, эффектов, помогающих автору проникнуть в самые потаенные уголки сознания зрителя. Причем зрителя любого возраста, национальности, менталитета, типа мышления.

Специалисты-искусствоведы фотографию как вид деятельности классифицируют на три вида, три основных, главных направления: коммерческая, художественная и техническая. Наряду со всей этой классификацией фотографию как искусство можно разделить на множество жанров.

Каждый их этих жанров в фотографии живет и работает по своим оригинальным, внутренним законам. Сегодня мы хотим вам рассказать об десяти основных жанрах фотографии как искусства, представить, так сказать, Топ 10 их по популярности и значимости.

Откровенная социальная фотография

Это, наверное, наиболее сложный и драматичный жанр искусства фотографии. Его без преувеличения можно смело назвать самым эмоциональным и конфликтным. Кадры в этом жанре почти всегда делаются «скрытой камерой», то есть человек, оказавшийся в поле зрения фотографа, обычно не знает, что его фотографируют. Он не смотрит в объектив фотокамеры, не обращает на фотографа своего внимания. Социальные фотографии можно увидеть в основном в газетах, журналах, книгах, сегодня - на новостных Интернет-порталах и так далее. Естественность выражения предмета съемки - вот отличительная черта этого жанра фотографического искусства. В этих снимках зачастую полностью отсутствуют какая-либо игра, постановка, режиссура. Социальную фотографию можно назвать основой, базой фотожурналистики. Снимки, сделанные в этом жанре, естественно и натурально отображают настоящие, неподдельные, живые эмоции изображенных на них персонажай. Они без особых украшательств показывают и транслируют в сознание зрителя эмоции и чувства людей, находящихся в кадре. Происходит это, как мы уже сказали, по причине того, что фотографируемый не видит фотографирующего. Или по каким-то другим причинам просто не обращает на него внимания.

В некоторых случаях эмоциональное воздействие таких фотографий на зрителя столь велико, что издатели не рискуют печатать их в средствах массовой информации.

Вот несколько имен фотографов, которые работали или работают сегодня в сфере социальной фотографии: Иван Шагин, Анри Картье-Брессон, Беки Депуртер, Алекс Маси, Инге Мор, Доротея Ланж, Кристофера Андерсон, Роберт Капа, Якоб Август Риис, Даршан Рагубира, Александр Гляделов, Хирои Кубато, Джордж Роджер, Ляля Кузнецова, Георгий Пинхасов, Кристина Гарсия Роберо, Льюис Хайн, Дэвид Сеймур, Тина Модотти, Арно Фишер.

Фотография дикой природы

Жизнь дикой природы фотографировать очень и очень тяжело. Фотографы, связавшие свое творчество с этим жанром фотоискусства, добровольно обрекают себя на значительные трудности. Порой их работа даже несет серьезную опасность для жизни. Мастерам этого жанра просто необходима хорошая и дорогостоящая аппаратура, мощные длиннофокусные объективы, при помощи которых можно снимать животных на безопасном для самого себя расстоянии. Оригинальные снимки животных, сделанные в среде их естественного обитания, всегда дороги не только в эмоциональном плане, но и чисто в материальном. И это естественно: далеко не каждый из нас готов предпринять подобного рода экспедицию как физически, так в денежном эквиваленте: как мы уже сказали, аппаратура, необходимая для такой съемки, обычно очень дорога.

Фотографией дикой природы в основном занимаются специальные издательства. Самые известные из них - Animal Planet и National Geographic.

Помимо наличия дорогостоящей и совершенной фотоаппаратуры, фотограф, занимающийся этим жанром фотографии, должен обладать определенными чертами характера. Ему должен быть привычным риск, нипочем холод и жара, он должен быть внимательным и терпеливым. Должен знать повадки животных, их жизнь.

Самым известным фотографом, работающем в этом жанре, можно назвать Марио Герта.

Уличная фотография

Жанр уличной фотографии не менее интересен и увлекателен, чем два описанных выше. И, к тому же, он не менее сложен, чем они. Уличная фотография - это, прежде всего, документальная фотография. Она близка по своей сути к жанру социальной фотографии. Но ее спектр несколько шире. Уличная фотография - это далеко не просто фотографирование улиц различных городов. Это документирование повседневной жизни, быта обыкновенного человека, его обыденности, жизнедеятельности в своей привычной среде. Хороший снимок, сделанный в этом жанре, обычно отражает душу улицы, предает зрителю ее настроение, показывает ее жизнь естественно, без прикрас, без какого-нибудь внешнего вмешательства автора фотографии. Уличную фотографию в какой-то мере можно отнести к фотожурналистике.

Этим видом фотографического искусства известны в основном информационные агентства. Самое популярное из них сегодня - «Magnum».

Прославили уличную фотографию такие мастера, как Александр Родченко, Хо Фань, Элиот Эрвитт, Альфред Эйзенштадт, Эрнст Хаас, Стюарт Д. Гальперин, Дайдо Морияма, Ринко Каваучи, Трент Парк, Эли Рид, Тай Кэй Чин, Зое Штраус, Сибилла Бергеманн, Диана Арбус, Ева Арнольд, Андре Кертес, Роберт Франк,

Пейзаж

Без преувеличения можно сказать, что жанр пейзажа в фотографии - самый популярный из всех ее жанров. В то же время, пейзаж - самый благодарный жанр. Дело тут в том, что фотографу зачастую нет никакой нужды выдумывать что-то. Окружающий мир, природа любого из многочисленных уголков нашей величественной планеты Земля красивы сами по себе. Творец сам позаботился об этой красоте и гармонии. Очень многие фотографы различных стран посвящают пейзажу всё свое творчество без остатка, занимаются им всю жизнь.

Жанр пейзажа в фотографии, точно так же, как и фотографирование дикой природы, требует от занимающегося им огромного внимания и терпения. Для того, чтобы иметь хороший результат, великолепный снимок, достойный внимания самого строгого критика - зрителя, его автору нужно потратить огромное количество времени и сил, как физических, так и моральных. Например, для того чтобы сделать красивый снимок рассвета, на съемку нужно выходить задолго до того, как солнце покажется над горизонтом в нужном фотографу месте. А чтобы снять потрясающий своими красками закат, нужно очень долго его дожидаться. А порой можно и вообще не дождаться того, что хочет фотограф. Жанр пейзажа не терпит никакой суеты, никакой спешки. Точно так же как не терпит этого сама природа. Природа открывается во всей своей красе и величии только тем, кто ее любит, кто понимает ее.

Популярность фотографического пейзажа связана так же еще и с тем, что этим жанром может заниматься практически каждый, имеющий фотоаппарат, даже самый простой. Пейзаж доступен каждому, и поэтому многие им занимаются. Для многих это не более чем просто хобби, для других - отчет для друзей и родных о путешествиях в дальние стран или о поездках в лес в выходные. Но внешняя доступность фотографирования пейзажей не означает простоту этого дела. Сделать хороший пейзаж удается далеко не каждому мастеру фотографии. И зависит это даже не от того, что именно фотографирует фотограф, а как он это делает, как он видит окружающий мир, какими изобразительными средствами пользуется в своем творчестве.

Лидером в мировой пейзажной фотографии можно назвать Ансела Адамса, посвятившему пейзажу всю свою жизнь. Своими работами в этом жанре известны так же Дэйв Хакер, Алекс Маклин, Дон Хонг-Оай, Уильям Абранович, Брайан Кософф, Майкл Левин.

Городской, или архитектурный пейзаж

Если говорить в общем, в широком смысле, архитектурный городской пейзаж - это прежде всего фотографирование города, его эстетики, красоты, культуры. Фотографирование зданий и сооружений, существующих в городской среде, живущих в ней своей собственной жизнью. Городской пейзаж немного схож с жанром уличной фотографии. Различие двух этих жанров фотографического искусства прежде всего в том, что пейзаж подчеркивает красоту улиц, а не то что на них происходит.

Сложность и интерес этого жанра в том, что при своей работе фотограф вынужден использовать тот свет, который имеет место быть в конкретном месте в конкретный момент. В отличие от студийной или репортажной съемки, при съемке городского пейзажа невозможно использовать дополнительные осветительные приборы. Днем это обычно всего один источник света - солнце. В ночном городе число источников света измеряется сотнями, если не тысячами. Это и огни рекламы, и фары автомобилей, и свет из окон домов, и уличные светильники различных форм и систем… Порой свою роль может сыграть даже огонек сигареты курящего прохожего. А луна? Это тоже великолепный источник света. Про нее никак нельзя забывать.

Современная техника и опыт творческой работы в жанре городского пейзажа позволяют современным мастерам фотографии создавать великолепные по своей красоте и глубокие по содержанию работы. Они умеют работать со светом и тенью, с композицией, ставят всевозможные эксперименты…

Вот имена известных фотографов, которые занимаются городским пейзажем: Йозеф Судек, Дэйв Хакер, Сюзан Барнштейн, Стюарт Д. Гальперин, Джозеф Заруб, Хо Фань, Уильям Абранович.

Фотографирование растений

С того дня, как считающаяся первой в мире женщиной фотографом Анна Аткинс сделала первые же в мире фотографии отдельных растений, прошло больше чем сто лет (трудно поверить, что родилась она более двухсот лет назад, за два месяца до Пушкина, в марте далекого 1799!). И с тех пор фотографированию растений посвятило свое творчество множество мастеров фотографии. В этом жанре фотоискусства раскрыли себя сотни и сотни фотографов разных стран. В истории фотографии были даже такие мастера, которые снимали исключительно овощи, фрукты и цветы. Этот жанр искусства фотографии включает в себя не только съемку еды и продуктов питания в целом. Тут предмет, который фотографирует фотограф, не просто объект съемки. Растение в этом случае выступает как объект для постановки фотографических опытов, как предмет искусства. Фотография, созданная в этом жанре, должна не просто документально передать внешний вид объекта, а показать его красоту, совершенство. Фотографирование отдельных растений - это один из видов минимализма в фотоискусстве. Это очень интересный жанр. Непосвященному в тонкости фотомастерства обывателю на первый взгляд может показаться, что для того, чтобы сфотографировать, скажем, яблоко, картофелину или бутон розы совсем необязательно обладать какими-то знаниями и опытом. Но это в корне неверное мнение. Фотографу, занимающемуся подобного рода творчеством, нужно обладать не только мастерством, знанием техники, законов композиции и многого другого. Ему необходимо иметь особое чувство стиля, такта в искусстве.

Великолепные снимки растений делали уже упомянутая нами сегодня Анна Аткинс, а так же Денис Брихат и Джойс Теннесон.

Портрет

Жанр портрета весьма широко распространен во всех видах и жанрах изобразительного искусства. И фотография тут, конечно же, далеко не исключение. Точно так же, как и в пейзаже, популярность, внешняя простота и доступность этого жанра не говорят о том, что он доступен каждому, кто взял в руки фотоаппарат. Присмотритесь внимательно к фотографическим портретам, сделанным великими мастерами этого жанра. Портрет - это не просто фотография человека, на которой он похож сам на себя внешне. Хороший, настоящий портрет передает характер человека, его внутренний мир. Для того, чтобы создать по-настоящему хороший фотопортрет, нужно обладать огромным опытом, знанием человека, его психологии, умением понимать портретируемого. Кроме всего прочего, нужно знать и понимать свет, уметь правильно его организовать… Портрет можно и даже нужно назвать самым сложным жанром из всех жанров фотографии.

Самыми лучшими фотопортретистами мира можно назвать Моисея Наппельбаума и Юсуфа Карша. Так же жанр портрета своим творчеством и свои имена в нем прославили и прославляют Александр Родченко, Лилиан Басман, Синди Шерман, Марио Герт, Диана Арбус, Виктория Уилл, Ева Арнольд, Берт Штерн и множество других великолепных мастеров фотографии.

Модная фотография

Жанр модной фотографии получил развитие в мире вместе с развитием модной промышленности. Фотография моды - это особый жанр фотографического творчества, он совершенно не похож на другие жанры фотоискусства. Модная фотография разнообразна и широка. Она включает в себя и студийную съемку, и съемку на натуре, на природе, на улице, на фоне различных архитектурных объектов, съемку на показах мод и многое другое.

Называть имена фотографов, которые работают сегодня в модной индустрии, нет никакого смысла. Это неблагодарное дело и по отношению к ним самим, и к нам, зрителям. Но, тем не менее, мы рискнем привести несколько имен. Эти фотографы внесли в развитие модной фотографии много нового, своего, неизвестного до них ранее. Вот эти имена: Синди Шерман, Фабрицио Ферри, Энни Лейбовиц, Корин Дэй, Лилиан Басман, Слим Ааронс, Дебора Тюбервиль.

Эротическое фото

Жанр эротики в фотоискусстве, так же, как и некоторые другие, включает в себя элементы нескольких жанров. Что-то он заимствует из модной фотографии, что-то из портрета, а порой и из пейзажа и репортажа. По большому счету, эротическая фотография - это фотография обнаженного тела человека. Степень эротичности, обнаженности зависит тут целиком от фотографа, от его замысла, от самой идеи снимка. От того, какие цели и задачи ставит перед собой автор.

Вот имена самых известных мастеров эротической фотографии: Игорь Мухин, Александр Гринберг, Ньютон Хельмут, Ирина Ионеску, Нобуёси Араки, Берт Штерн, Франтишек Дртикола, Брассай, Роберт Мэпплторп, Жозефина Сакабо.

Экспериментальная фотография

В наше время, в век фотошопа и других современных чудес, фотография получила множество возможностей, которых она не имела еще несколько десятилетий назад. Но, тем не менее, «фотошоп» в некотором роде существовал и раньше. Комбинированные фотографии методом наложения одного негатива на другой печатали еще в позапрошлом, 19 веке. Впервые такую технику применил в своей работе в 1858 году Генри Робисан. С тех пор многие фотографы стали реализовывать свои идеи путем различных опытов и экспериментов в фотографической технике, как в технике съемки, так и в технике обработки. Сегодня же для достижения своих целей у современного фотографа гораздо больше возможностей, чем у его предшественников. Создать на фотографии свой неповторимый мир, вымышленный мир своих грез, своих эмоций, своих снов стало во много раз проще. И это удается все большему и большему числу мастеров фотографии. Экспериментальная фотография набирает популярность с каждым годом, с каждым днем.

Вот имена лучших фотографов, которые работали и работают в этом жанре: Фёдор Маркушевич, Дэйв Хакер, Йозеф Судек, Франческа Вудман, Франтишек Дртикол, Синди Шерман, Пеп Вентос, Сюзан Бернштейн, Джерси Уелсмен, Жозефина Сакабо.

Очевидно, что истоки понятия восходят к живописи. Поэтому специфика «жанра» в фотографии во многом с ней схожа. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века шумели веселые семейные праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки в тавернах. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии. Под понятием «жанра» в фотографии также подразумевается изображение состояния и действия людей. Но, обогащаясь традициями изобразительных искусств, она вместе с тем ищет свои, особые пути.

Темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал — люди. И та как среда оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, то можно сказать, что главный жанровый принцип «жанра» — быть «зеркалом мира». Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка.

Жанровая фотография может быть :

постановочная — режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства
репортаж — съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку

Постановочная

Жанровый снимок может быть получен в результате известных режиссерских усилий. Осуществляя свой замысел, фотограф выбирает соответствующую обстановку, продумывает композицию будущего снимка, ставит освещение, подсказывает фотографируемым жест, позу, действие. Однако это должно быть сделано так, чтобы зритель не догадался, что все было продуманно заранее. Режиссура требует от фотографа особой чуткости, вкуса и чувства меры, иначе картинка выходит искусственной, лишенной непосредственного обаяния жизни.

Репортаж

Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями, а цель фотографа — обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» — с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок — это перенесенные фотографом события мира на снимок.

Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы — постановочного или репортажного — жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью.

Композиция

Если уж кадр является рассказом, то он имеет сюжет. Чтобы сюжет возник и был прочитан зрителем, объекты съемки должны находиться в определенных взаимоотношениях между собой. Это взаимоотношение — композиция. Применительно к жанровой фотографии можно говорить о двух типах композиции: изобразительной и действенной (от слова «действие»).

Изобразительная (пластическая) композиция — перекличка линий, тональных и красочных пятен. К примеру, экспрессия фотографии вверху достигается не только тем, что фотограф запечатлел яркий момент движения, но и цветовым решением кадра: ярко-синий цвет венков в руках девушек перекликается с голубизной неба, белизна одежды — с облаками, а красный цвет обуви и узоров на костюмах находит отголосок в башне на заднем плане. Действенная композиция — связи между предметами выражаются через некое действие, жест или взаимодействие, движение.

Здесь, кстати, не требуется живописной отточенности. К примеру, классик жанровой фотографии Картье-Брессон редко пользовался установившимися правилами композиции. Ему важнее донести в снимках непосредственность пойманного мгновения, нежели произвести «картинный» эффект. О том же говорит и С. Фридлянд: «Фотохудожник уже не избегает, как смертного греха, случайного жеста или случайных деталей. С творчески осмысленной позиции он подстерегает их, выжидает тот неповторимый момент, когда их можно и нужно включить в кадр… Композиция, теряя традиционную гладкость, счастливо приобретает взамен динамическую «взъерошенность», приближающую зрителя к полноте ощущения подлинности показанного ему момента жизни».

Задачи фотографа-жанриста

Случайность… Довольно часто именно случайности бывают обязаны авторы редких снимков, неожиданно полученных в удачно сложившихся условиях. Очевидно, однако, что в арсенал фотографа-жанриста входит способность сознательно или интуитивно предвидеть вероятность ситуаций, интересных для съемки, и умение запечатлеть эти уникальные мгновения жизни. Одним словом, нужно подчинить себе случайность.


А для этого необходимы следующие навыки и профессиональные качества:

знание техники и технологии съемки:
умение вовремя нажать кнопку спуска;
наблюдательность;
композиционное видение;
незаметность.

Если человек, которого снимают, замечает на себе «взгляд объектива», то моментально теряет естественность и принимает другую позу и выражение лица — делается таким, каким хочет выглядеть.

Есть 3 способа сделать камеру незаметной:

воспользоваться телеобъективом;
снимать внезапно;
фотографировать тогда, когда человек привыкнет к камере и перестанет обращать на нее внимание.

Художественность и документальность

Фотография имеет дело с настоящим, однако по прошествии времени она становится достоянием истории, так как заключает в себе важнейшие документальные сведения. Если жанровая фотография отражает некое важное историческое событие и при этом не лишена выразительности, то это тот удачный и редкий момент, когда художественное и документальное начала прекрасно дополняют друг друга. Такие работы всегда проходят проверку времени.

Что же определяет художественность, а что документальность в фотографии? Стигнеев выделяет следующие критерии и характеристики: ?

Документальность: ЧТО снято, — факт, действительность, реальность, фиксация жизни, регистрация текущих событий, сырой материал, бесформенность, «жизнь, как она есть»

Художественность: КАК снято, — образ, вымысел, художественно информированный факт, выразительность, оформленность, организованная реальность, «жизнь, как она кажется»

Как бы ни был красив документальный снимок, он не будет представлять никакой исторической ценности в отрыве от временного и пространственного контекста. Зритель должен хорошо представлять, где и когда произошло то, что он видит на фотографии, иначе информация, которой «насыщено» изображение, не будет прочитана целостно. В таком случае фотография оценивается зрителем чисто эстетически, а важная документальная составляющая ускользает. Поэтому для многих жанровых снимков необходим комментарий — когда, где и при каких условиях был сделан снимок. К примеру, работа военного фотографа Бориса Смирнова «Набережная Невы». С художественной точки зрения фотография безупречна: отточенная композиция, гармоничное тональное решение — все это радует глаз.


Однако снимок приобретает дополнительное значение, когда становится известна его история. Эта работа была сделана в период блокады Ленинграда на набережной Невы в пик голода и страшнейших морозов. Непроницаемое снежное поле, накренившийся, полузатонувший крейсер на заднем плане и маленькая фигура спешащего человека в правом нижнем углу — это аллегория войны, которая стремится уничтожить всех и каждого.

Микеланжело как-то спросили: как вы добиваетесь такой экспрессии в своих скульптурах? «Это очень просто! - ответил скульптор. — Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее!» Подобную работу проделывает и фотограф. Работая над темой, он компонует снимок, отсекает рамкой кадра все лишнее и оставляет в поле зрения объектива лишь то, что необходимо для раскрытия замысла. Вырывая камерой какой-то сюжет из жизни, он тем самым заставляет его по-новому звучать. Только снимки, в которых сюжет передает типическое, иногда в сочетании с неповторимыми чертами индивидуального, снимки, в которых образно рассказывается о явлении, могут быть названы жанровыми фотографиями.

Анна ЛЕМЕШ

Источник → журнал

«Жанровая» фотография – это очень интересное, но неоднозначное понятие. И очень сложно дать точное понятие, какая фотография выполнена в жанровом стиле, а какая- нет. Жанровый снимок – это действие и состояние людей. Темой таких фото зачастую являются сцены, выхваченные из жизни, социальная, бытовая, повседневная среда и жизнь различных людей.

Жанровая фотография бывает:
репортаж – съемка событий, которая не предполагает постановку и режиссуру;
постановочная – подразумевает режиссуру кадра и введение героя в какие-либо придуманные обстоятельства. При необходимости такие снимки может сделать свадебный фотограф недорого .
С помощью фоторепортажа создаются отличные жанровые снимки. И фотографу необходимо найти сюжет в действительности. Сторонники такого метода исходят из убеждения, что окружающий их внешний мир наполнен различными выразительными ансамблями, а цель любого фотографа- их заметить и запечатлеть. Репортажный жанровый снимок – это перенесение событий на снимок.
Жанровый постановочный снимок создается в результате режиссерских усилий. Таким способом часто пользуются фотографы при создании фото свадьба . Осуществляя замысел, фотограф подбирает обстановку, композицию, а также выставляет освещение и подсказывает фотографируемым позу, действие, жест. И это должно быть сделано так, чтобы затем никто из зрителей не догадался о том, что все продумано заранее. У режиссера, который занимается постановкой, должно быть чувство меры и вкуса, иначе фотография выйдет искусственной и лишенной жизни, и, поверьте, вы сразу обратите на это внимание при просмотре.

По композиции жанровые снимки можно разделить на два типа:
изобразительную – перекличка линий и красочных пятен;
действенную - связи между предметами на снимке выражаются через жест, действие, движение.

Главной задачей фотографа-жанриста является случайность. Иногда самые лучшие снимки получаются в условиях, которые сложились случайно. А точнее фотограф должен подчинить себе случайность. Ему нужны следующие качества:
наблюдательность;
незаметность;
знание техники съемки;
композиционное видение;
умение нажать вовремя кнопку спуска.

Фотография по прошествии какого-то времени становится достоянием истории. А если такая фотография еще и не лишена выразительности, то такая работа обязательно пройдет проверку временем. Вертикальные

Виды фотографий

1) Чёрно-белая фотография.

Исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.





2) Цветная фотография.

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Цветоделение - это разделение цветного изображения оригинала на отдельные одноцветные равномасштабные изображения.

Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра (распределение значений физической величины: энергии, частоты или массы).

Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра.

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.



3) Моментальная фотография.


Разновидность фотографии, использующей специальные фотоматериалы, обладающие более сложным устройством, чем традиционные. Такие фотоматериалы содержат встроенные контейнеры с реактивами для химической обработки фотослоёв, и автоматически проявляются сразу после съёмки, давая готовое позитивное изображение. Самым известным производителем таких фотокомплектов стала компания Polaroid, основателем которой - Эдвином Лэндом - изобретён принцип переноса изображения.







4) Цифровая фотография.


Цифровая фотография - относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера - DCS 100 - была выпущена в 1990 году компанией Kodak.




Жанры фотографий

В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.

Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое.

По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» - фототехникой и фотоматериалами. Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка. Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.

Основные жанры фотографии как искусства.

1) Портрет.

Портрет - это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, скульптуры, графики, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).





2) Натюрморт.

Натюрморт (фр. nature morte - «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.







3) Пейзаж.



Пейзаж (фр.Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.







4) Фотоохота.

Фотоохота (англ. Wildlife Photography) - вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях. Объединяет в себе три аспекта - спортивный (поэтому может рассматриваться также как новый вид спортивной охоты, появившийся в начале XX века и ставший особенно популярным в наше время); - познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии в которой документальность рассматривается как основное требование; - художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства - в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов.





5) Макросъёмка.

Макросъёмка (от др.-греч. μακρός - большой, крупный) - вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 - 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 - 0,05 сантиметрам объекта).

Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер (минимальная дистанция фокусировки у большинства объективов зеркальных фотоаппаратов около 0,5 метра, у объективов дальномерных фотокамер - около 1 метра).

Макросъёмка - это принцип формирования увеличенного изображения. Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на любом светочувствительном материале - фотоплёнка, фотопластинка, фотобумага, киноплёнка или на электронном устройстве (матрица цифрового фотоаппарата или видеокамеры, видикон телевизионной камеры). Для фотографирования более мелких объектов с помощью оптического микроскопа применяется микрофотография.





6) Репортаж.

Репортаж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа – необязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.


Специфические виды фотографии.

1) Аэрофотосъёмка.

Аэрофотосъёмка - фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата, установленного на атмосферном летательном аппарате (самолёте, вертолёте, дирижабле и пр. или их беспилотном аналоге).

Полученные при аэрофотосъёмке снимки особенно применимы в картографии, при определении границ землевладений, видовой разведке, археологии, изучении окружающей среды, производстве кинофильмов и рекламных роликов и др.




2) Ломография.

Ломография - это жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов.

Для этой цели изначально использовался выпущенный в 1983 году автоматический компактный фотоаппарат Ленинградского оптико - механического объединения "ЛОМО Компакт - Автомат" («LOMO LC-A»), откуда и произошло название. Поддерживается и развивается Международным ломографическим обществом со штаб-квартирой в Вене.

Ломография подразумевает запечатление момента без оглядки на традиционные критерии качества документальной фотографии, как то: резкость, правдоподобная цветопередача, равномерная плотность кадра. Это следствие как доступности и простоты устройства большинства ломографических аппаратов, так и зачастую малой фотографической грамотности части ломографов. Из-за этого некоторыми фотографами и фотолюбителями понятие ломографии истолковывается неверно как некие размытые низкокачественные любительские фотографии. На выставках ломографические снимки мозаично группируются в ломо-стены, при этом художественную ценность имеет не только каждый отдельный кадр, но и их совокупность, на которых может быть изображено всё, что угодно.








3) Люминография.

Люминография - фотографирование светящихся объектов (источников света, либо отражений, что вытекает из названия (лат. lumen «свет», др.-греч. γράφω «пишу»). На Западе чаще всего для обозначения этого направления в искусстве фотографии используется термин Light painting.

Различают два основных метода люминографии: статический и динамический. Общее правило - длительная выдержка в экспозиции.
Статический метод: камера закреплена - источник света движется.
Динамический метод: камера свободно перемещается - источник света неподвижен.
Смешанный метод: камера и источник света подвижны.

Люминография появляется в творчестве некоторых художников ещё в первой половине ХХ века. Пионерами данного метода стали Ман Рэй, Пабло Пикассо, Гьон Мили и др. Затем интерес к ней периодически вспыхивает то в Америке, то в Европе - люминографией занимаются Камил Варга, Кенси Гёпель и Йенс Варнеке из Германии, группы Lichtfaktor и LAPP PRO, американец Дариус Твин, финн Хану Хухтамо и другие.






4) Подводная фотография.

Подводная съёмка - кино- и фотосъёмка различных объектов, находящихся под водой.
Как правило, происходит с применением специального водонепроницаемого оборудования, или с помощью обычного фотоаппарта или кинокамеры, помещаемых в бокс для подводной съёмки или в мягкий водозащитный чехол.

Комплект для подводной съёмки на малых глубинах обычно состоит из съёмочного аппарата в боксе и автономного осветительного прибора. Профессиональные съёмки ведутся с использованием нескольких осветительных приборов с автономными источниками питания, средств установки аппаратуры на грунте или подводном аппарате, средств подводного транспортирования аппаратуры и средств связи между операторами. Современное оборудование даёт возможность снимать и на глубинах, самому человеку недоступных, благодаря использованию средств дистанционного управления.






5) Светографика.

Светографика (англ. light graphic) или лайтпейнтинг (калька с англ. light painting - рисование светом) - стиль фотосъёмки, техника рисования светом.

Два основных метода светографики - статический и динамический.

Метод статической отрисовки.
Монокомпозиция. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
Мультикомпозиция. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки.
Перемещающийся свет. Рисование с помощью источников света (световыми мечами) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
Перемещающаяся плоскость отрисовки, световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.

Все вышеперечисленные методы являются лишь частями единого процесса. Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом.



6) Фотоколлаж.

Фотоколлаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

21.02.2016

Жанровая фотография — популярное и неоднозначное явление в фотоискусстве. Иногда очень сложно точно сказать, что конкретная фотография сделана в жанровом стиле, а другая - нет. И эти трудности связаны прежде всего с названием жанра.

Чтобы было легче определить жанровое фото, следует для начала запомнить, что пейзажные, портретные снимки и натюрморт не относится к фото в жанровом стиле.

Жанровая фотография предполагает фотографирование действий людей, изображает каждодневный быт и жизнь в привычной для человека среде, показывает его взаимодействие с бытом, окружающей средой.

По сути, жанровая фотография - это изображение состояний и действий людей, но не принужденное, а естественное. Такая фотография не должна быть постановочной.

Жанровая фотография - не только отображение повседневной жизни, это попытка передать внутренний мир человека, эмоциональное состояние, радость или грусть, может быть даже задумчивость или наоборот состояние расслабленного умиротворения. А для фотографа это еще и возможность показать свое отношение ко всему происходящему.

Основной задачей жанровой фотографии является изображение реальности такой, какая она есть. Она передает не столько какое-то определенное событие, но всю полноту, яркость, уникальность каждого конкретного момента жизни.

Фотограф: Garry Winogrand

Это одно из самых эмоциональных, интересных и увлекательных направлений в фотоискусстве. А благодаря тому, что такая съемка учит видеть кадр, прогнозировать ситуацию и развивает реакцию (способность в нужный момент сделать снимок) - еще и очень популярный жанр среди фотографов.

Очень часто мы ходим по улицам настолько углубившись в свои мысли, что не замечаем ничего вокруг себя. А ведь на самом деле в каждый момент нашей жизни рядом с нами происходят удивительные вещи. Сидя в кафе или гуляя по парку, или просто в ожидании автобуса можно найти необычную и интересную историю, запечатлеть ее на снимке, нажав на кнопку фотокамеры. Момент пройдет, растворится в прошлом, но навсегда останется на фотографии.

Жанровая фотография - это взгляд на мир глазами художника, уникальный и многоликий жанр, не имеющий правил, которых следует придерживаться, дающий полную свободу для творчества.

Хорошим помощником для съемки будет длиннофокусный зум-объектив, он в разы удобнее, чем объектив с постоянным фокусным расстоянием.

Фотограф: Мэт Стюарт

В жанровой съемке есть и свои сложности. Сама ситуация, когда фотограф остается наедине с человеком, которого собирается снимать, уже эмоционально сложная. Если человек заметил, что его хотят фотографировать, то теряется реальность, атмосфера сиюминутности жизни на фотографии. Требуется большой опыт и хорошая реакция, чтобы оставаться незамеченным, делая уникальные кадры какого-то момента.

Жанровая фотография условно делится на два типа, первый из которых - репортажная фотография. Здесь фотограф становится наблюдателем, не вмешивается в происходящее, но находится в гуще событий, передавая краски, эмоции, цвета и настроения. Второй вил - постановочная жанровая фотография, сюда можно отнести домашние праздники, запланированные мероприятия и даже студийную съемку.

Интересные публикации на сайте