Чичиков как человек бессовестный и хитрый в поэме гоголя. Чичиков как человек бессовестный и хитрый в поэме гоголя Чичиков бесчестный человек

Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя «Мертвые души» представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой «галереи» выделяется совершенно новый герой – чиновник Павел Иванович Чичиков.

Это единственный персонаж, история жизни которого приводится автором во всех подробностях. Чичиков был выходцем из бедной дворянской семьи. Его характер формировался под влиянием отцовского наказа при отправлении Павлуши на учебу в город. На всю жизнь запали ему в душу слова отца: «Больше всего береги копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Другой отцовский наказ учил Павлушу «больше всего угождать учителям и начальникам, только так пойдешь в ход и всех опередишь…»

Павлуша так хорошо усвоил все наставления отца, что еще мальчишкой проявил смекалку и сумел приумножить оставленный отцом полтинник. Никому другому не пришло в голову вылепить из воска снегиря и продать его; дрессировать мышь, чтобы выгодно сбыть ее потом. И каким неприглядным ребенком выглядит Чичиков после того, как автор приводит многочисленные примеры его обогащения: «накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, кто побогаче, и как только подступал голод, продавал им пряники или булки подороже; когда товарищи его угощали (а он их никогда не угощал), он припрятывал полученное угощение, а потом продавал им же…».

Среди этих «невинных детских затей» уже проступает облик хитрого и бездушного подлеца. Именно таким Чичиков и проявил себя, когда его учитель умирал с голоду в жалкой конуре. Бывшие ученики, чтобы помочь ему, собрали для учителя кое-какие деньги, один только «Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи бросили ему, сказавши: «Эх ты, жила!». Узнав об этом поступке Чичикова, учитель произнес сокрушенно: «Надул, сильно надул…». Эти слова и определили основную психологию жизни главного героя поэмы.

Взрослея, Павлуша становится способным на большие подлости. И цель у него уже не хорошая оценка, а продвижение по службе любой ценой. На этом поприще расцветают и раскрываются все его низменные таланты: угодничество, карьеризм, жадность. Вспомним хотя бы историю с повытчиком и его дочерью, когда Чичиков, благодаря своему терпению и угодничеству, вошел к ним в безграничное доверие и вроде бы собирался жениться. А когда получил желаемую должность, перестал поддерживать отношения с этой семьей. И опять мы слышим те же слова обманутого повытчика: «Надул, надул, чертов сын!». Павел Иванович по-прежнему верен себе: он использовал человека для достижения корыстной цели, а после забыл о нем.

Еще много различных попыток получить должность и разбогатеть предпримет Чичиков за свою карьеру: будет служить в комиссии капитального строения, на таможне и т.д. Но все безуспешно. И тогда он придумывает самую большую аферу – аферу с покупкой «мертвых душ».

Павел Иванович приезжает в губернский город и встречается с местными помещиками. Сам он при этом играет тоже роль помещика, путешествующего по своим надобностям и, просто так, интересующегося умершими крестьянами.

С каждой новой встречей мы видим все новые «таланты» Чичикова. Он умеет удивительно перевоплощаться, скрываться под различными масками. С Маниловым этот герой очень любезен и деликатен; с Коробочкой – мелочен, настойчив и даже груб; с Ноздревым – немного трусоват; с Собакевичем он выглядит как купец, который никогда не упустит своей выгоды; с Плюшкиным играет роль доброго человека, который пожалел бедного старика и купил у него никому не нужных умерших крестьян. В конце концов, мы понимаем, что перед нами не хороший актер, а бессердечный мошенник и плут.

Чем больше знакомимся мы с Чичиковым, тем яснее становится одно – у этого человека нет души, у него есть только страсть к деньгам и накопительству. Только на это направлены его ум, действия силы и способности.

Но будущее России не за такими, как Чичиков. Его аферы все равно раскроются, и общество отвернется от таких людей. А Русь помчится подобно «птице-тройке» в светлую и прекрасную даль.

Сочинение соответствует тематике итогового сочинения 2016-2017 уч.г. Направление «Честь и бесчестие».

Стремление выглядеть достойно в глазах других людей, самоуважение – качества людей, по-настоящему понимающих, что значит честь. Когда-то оберегающие свою репутацию люди брали в руки шпаги и пистолеты, защищая честь, были готовы жертвовать жизнью. Шекспир утверждал, что для него утрата чести «равна утрате жизни».

К сожалению, в обществе всегда встречаются личности, начисто лишенные чувства собственного достоинства и благородства, любой ценой желающие добиться жизненных благ и выгоды. Почему люди идут на сделку с совестью, совершают недостойные поступки, превращаются в непорядочных и бесчестных?

По-моему, очень важную роль играет воспитание. В семье, где главными ценностями считаются богатство и власть, редко вырастет человек, искренне уважающий других людей, способный творить добро и сострадать. Этих людей гораздо больше волнует собственное благополучие. Часто они для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем, забывают о совести и человеческом достоинстве. В произведениях русских писателей мы нередко встречаемся с героями бесчестными, порой превращающимися в таковых по советам старших.

Считаю, что понятия «честь» и «достоинство» никогда не устареют. Быть честным человеком нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя свободным, уверенно идти по жизни, чтобы никогда не остаться наедине со своей бедой. Мало кто захочет протянуть руку помощи человеку непорядочному.

Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала смена традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за горами и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа человека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный герой в "Мертвых душах", представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практически на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейнокомпозиционная роль, он – центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было основной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету представляет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы является дорога (в

Абстрактном представлении – линия), вокруг которой развиваются различнейшие события. Следовательно, Чичиков способствует образованию и развитию сюжета. Это, несомненно, важная функция, но не главная. Ни читателя, ни самого Гоголя не интересует биография этого героя – недаром она помещена лишь в самом конце поэмы. Первоначально интерес вызывает конкретно сама его деятельность, то есть зачем же он скупает "мертвые души"; это своего рода внешний интерес. И только после того, как Гоголь познакомил читателя с особенностями мышления Чичикова, появляется в произведении объяснение, где же искать корни, причины этого странного и неожиданного поступка – покупки "мертвых" душ.

А причины эти – в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына "в люди" – угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков – предприимчивый делец, обладающий изрядным терпением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное "неодолимой силе его характера", т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практической житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающему миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью – воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна – это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начала закладываться еще с детства, проведенного в Обломовке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на аферу с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой галереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городские чиновники видят в нем Наполеона, антихриста – и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке "вроде Ринальд Ринальдина" (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполеоном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея – в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Иванович и участи "признания" в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична – почтмейстер, автор данной теории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет большое значение: капитан Копейкин, Наполеон – это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли чичиковы.

Известно, что Гоголь задумывал "Мертвые души" как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок IIого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что покаяние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичиковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести долгие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в "Мертвых душах" – один из немногих деловых людей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и семьи – те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова можно дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рамки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, которой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства – то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.

Образ Чичикова Павла Ивановича - это, пожалуй, самая удачная из гоголевских карикатур. История жизни только этого персонажа, играющего главную роль в поэме «Мертвые души», раскрыта автором очень детально. Заняться таким художественным и всесторонним исследованием писателя заставила новизна характера, за который он взялся.

Многие черты помещиков той поры совмещает в себе Павел Иванович героя не была бы полной без описания в одиннадцатой главе условий, в которых происходило его становление.

В наследство от обедневшего дворянина Павлу Ивановичу досталось немного меди и наставление хорошо учиться и всем угождать, а деньги беречь и копить. Отсутствие в завещании высоких слов о долге, он воспринял буквально. Да и сама жизнь вскоре подтвердила, что эти понятия ни к чему хорошему (в его понимании) не приводят. В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, - это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя. И в то же время деньги для Чичикова нужны не ради них самих. Они служат средством достижения хорошей, благополучной жизни для его семьи. Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство.

Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность - лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки.

Образ Чичикова - это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория