«Вечерняя звезда» — Венера. Утренняя и вечерняя звезда

За любым желанием действовать и выражать свое Я внешним образом (Марс), стоит некая ценность, некое побуждение, направляющий образ или чувство какой-то психологический фактор, относящийся к функциям Венеры. Говоря символически, Марс относится к процессу прорастания на всех уровнях; прорастание же предполагает семя.

Венера управляет семенами: семенем биологических организмов так же, как соответствующими факторами в сферах психологической, ментальной и духовной деятельности. Подобно тому, как в истоке каждой культуры и религии лежит несколько фундаментальных зерен-идей, архетипов (Юнг) или первичных символов (Шпенглер), так каждый человек о бусловлен в своем поведении (Марс) немногими основными образами, чувствами или личными лейтмотивами, которые он строит в своей душе на ранних стадиях жизненного опыта.

Если позволить им кристаллизоваться и приобрести принуждающую бессознательную или полусознательную силу, они примут форму психологических комплексов. Но даже если они останутся под контролем и воздействием нового опыта, большего знания или мудрости, все равно это будет сила, стоящая за троном эго, обусловливающая желание самовыражения во внешних действиях.

Венера в качестве позитивного фактора внутренней жизни человека, определяющего поведение соотносится главным образом с зодиакальным знаком Весов (своим дневным домом) и осенним равноденствием это то символическое время, когда зрелое семя покидает растение, которое его породило. А Венера, управляющая весенним знаком Тельца (своим ночным домом), подчинена позитивному Марсу в Овне энергии, сосредоточенной в периоде весеннего равноденствия. Здесь Венера дает субстанцию импульсу и внешней инициативе, которые символизируются Марсом, как женщина, которая приносит ребенка мужу, делает конкретным его желание проявить себя в потомстве. Таким образом, Венера в ранних весенних знаках зодиака во многом зависит от функции Марса, которая дает ей направление и цель; это Венера в роли инстинктивной силы плодородия. А в осенних знаках Венера приобретает весьма позитивную побудительную энергию, которая становится преобладающей (к лучшему или к худшему) в эмоциональной жизни.

Двойственность возможной интерпретации зодиакального положения Венеры не исчерпывает, однако, возможных поляризаций этой функции. И древняя мифология и традиционная астрология рассматривали Венеру в двух ролях: вечерней звезды и утренней звезды Венера-Гесперус (от гесперос западный) и Венера-Люцифер (буквально носитель света) ; Венера, видимая на западном небе непосредственно после заката, и Венера в восточном небе на заре, возвестительница восхода. Венера-Гесперус это та планета, зодиакальная долгота которой превышает долготу Солнца (например, Солнце в 0о Весов, Венера в 10о Весов); зодиакальная долгота Венеры-Люцифера меньше долготы Солнца ведь она восходит перед Солнцем.

Этой двойственности Венеры уделяли, к сожалению, слишком мало внимания кроме, может быть, астрологов, занятых алхимическим символизмом. И напрасно: в этом дуализме можно найти огромное богатство значений, если тщательно соотнести его с психологическим анализом эмоциональной жизни и (весьма вероятно) с секреторной деятельностью физического организма.

Венера-Люцифер, утренняя звезда, восходящая перед Солнцем, относится к тому типу эмоциональной деятельности, который, символически говоря, опережает самость. Это не обязательно экстравертивный, особо интенсивный или несдержанный тип эмоциональности, хотя часто общая тенденция именно такова. Это тип человека, выступающего навстречу миру, прежде всего, навстречу другим людям с жадным ожиданием, как если бы сама жизнь зависела от результата встречи; если, однако, это ожидание кончается разочарованием, человек может выглядеть внешне холодным и замкнутым но это лишь маска самозащиты.

В Венере-Люцифере представлено качество юношеских переживаний. Струны чувств натянуты до предела. Преобладает ощущение личной неуверенности; чувства служат руководителями и указателями. Позднее, возможно, эти чувства получат более зрелое и респектабельное наименование интуиции, однако природа процесса остается по существу той же. Человек чувствует ситуации и людей в акте почти непосредственного этического суждения. Они хороши или плохи конкретно для него и в конкретное время. Он действует по чувству, как ему надо действовать, очень часто заражая своим чувством, своим теплом. К этому типу принадлежат (если выбрать наугад) Уолт Уитмен, Рихард Вагнер, Винсент Ван Гог, Жан-Жак Руссо, Наполеон I, Муссолини, Мария Монтессори (великий педагог), Ф. Рузвельт; такова Венера в карте рождения США.

Венера-вечерняя звезда является символом чувства после действия, того типа эмоции, которая возникает из суждения о совершенном действии. Суждения этого типа обычно ранжированы; действие является испытанием, и мудрец-в-душе выносит суждение и оценивает человека действия после изучения события. Суждение это либо эстетическое (то есть оно рассматривает ценность взаимоотношения между всеми значимыми факторами ситуации), либо законническое (то есть соответствующее традиционным нормам и прецедентам).

Венеру-Гесперус теоретически можно назвать указанием на большую эмоциональную зрелость или мудрость; однако, в действительности эта зрелость может быть зрелостью изменения жизни, тем временем, когда комплексы человека захватывают его и вовлекают в жестокий психологический кризис. На самом деле, многие люди с Венерой, восходящей после Солнца, могут быть очень эмоциональными, но эта эмоциональность не так спонтанна и непосредственна, как в тех случаях, когда Венера в карте рождения является утренней звездой. Это напряженная, возможно страстная, а временами разрушительная эмоциональность ведь когда в эмоциональной деятельности наличествует эксцесс или насилие, эти эксцесс или насилие являются как раз вторичным результатом фрустраций и страхов.

В других случаях Венера-Гесперус обозначает тип эмоциональной жизни, подверженной сильному влиянию традиционных, культурных или духовных ценностей, это эмоциональная жизнь аристократов. Перечень известных людей, рожденных в то время, когда Венера была вечерней звездой, включает Вашингтона, Джефферсона, Вудро Вильсона, Генри Уоллеса, Е.П. Блаватскую, Фрэнсиса Бэкона, Эйнштейна, У. Черчилля; такова Венера в натальной карте Англии и Соединенного Королевства.

Интересный пример различия между Венерой-Люцифером и Венерой-Гесперус мы найдем в разнице между двумя картами: на время провозглашения Декларации Независимости и на то время, когда конституция была принята фактически, ратифицирована девятью штатами. В первом случае, Венера утренняя звезда (21 июня 1788 года); во втором она далеко позади Солнца. Декларация Независимости принималась в состоянии эмоционального подъема, эмоциональной интенсивности и была возвещена, не став еще действительной реальностью; формулирование и ратификация ее проходили в затяжных дискуссиях по поводу ценности федерализма. Однако, в карте Инаугурации, 30 апреля 1789 года, Венера вновь становится утренней звездой. Период дискуссий закончился, новое начало было положено и новое спешающее вперед чувство устремилось к самовыражению как национальное единство во главе с Президентом.

Утренняя Венера создает магнетические поля и архетипы, то есть дает форму духовному высвобождению солнечной энергии, источнику всех проявлений причем не конкретную, физическую форму (которая относится к сфере Сатурна), а архетипический духовный паттерн энергии, сеть электро-магнетических сил. Человек с сильной Венерой-Люцифером в карте рождения естественным образом стремится проецировать в мир свое видение и цель жизни, навязывать окружающим ритм своего сущностного бытия. Он чувствует себя возвестителем, рупором Бога, эмоционально и часто с гордостью изливает себя в своих созданиях. Это эмоциональное излияние может быть нейтрализовано другими факторами в целостной личности другими планетами или негативными аспектами Венеры: однако, даже будучи фрустрированным, оно обычно выделяется как характерный элемент.

Люди, рожденные с вечерней Венерой, могут быть по виду столь же эмоциональны, как и те, кто рожден с утренней Венерой; но даже и в этом случае, обычно можно найти какой-либо фундаментальный комплекс неполноценности или материнский комплекс, который личность стремится отреагировать в агрессивной манере, или чрезмерным творческим проявлением

Когда Меркурий по карте рождения восходит перед Солнцем, а Венера после Солнца, то Меркурий часто может подменять собой люциферианский аспект функции Венеры. Ментальная гордыня (смешанная с эмоционализмом) замещает типичную эмоциональную гордость люциферианского эго. Эмоции используются как средства для целей ума, поскольку фундаментальное ощущение эмоциональной неуверенности будет запрещать спонтанное проявление теплоты чувств типичной люциферианской Венеры. Различить, что в личности идет от ума, а что от эмоций, на самом деле трудно однако, астролог, тщательно изучивший положения Меркурия и Венеры по отношению к Солнцу, сможет ориентироваться в лабиринте сложной психологической природы со значительно большей уверенностью, чем обычный психолог, который рассматривает лишь эмпирические результаты (по рассказу клиента, по наблюдению за его поведением и внешним видом и прочему), а не изначальный структурный паттерн личности карту рождения.

Дуализм иного рода обнаруживается в противопоставлении ретроградного движения Венеры директному. Значение директного и ретроградного движения планет вытекает из того, что директная планета движется в направлении Солнца и Луны (символов биполярной жизненной силы), а ретроградная против них. Ретроградный Меркурий вовсе не обязательно указывает на слабый, тусклый или ленивый ум, но на ум, который в основном действует в противовес инстинктивной природе и течению жизненных сил. Когда Меркурий ретрограден, можно обнаружить, что жизненные побуждения (импульсы Солнца) контрастируют, а возможно и конфликтуют, с наиболее характерными тенденциями ментальной деятельности однако это положение дел как раз может оказаться условием для духовного роста и развития личности на определенной стадии. Тот же анализ применим в случае ретроградной Венеры, с той, однако, разницей, что Венера и Марс ретроградны лишь на небольшом отрезке их синодальных циклов. Цикл между двумя верхними соединениями Венеры и Солнца длится в среднем 584 дня (около года и семи месяцев), а его ретроградная фаза (во время которой происходит нижнее соединение) лишь около 6 недель. Это самый краткий период, когда планета движется ретроградно, относительно продолжительности ее полного цикла; следовательно, с ретроградной Венерой люди рождаются реже, чем с другими ретроградными планетами.

В этом факте должен, очевидно, быть смысл. Говоря психологически, речь идет, в первую очередь, о тесной связи между жизненной силой и эмоцией. Венера и Марс представляют собой наиболее непосредственное и интимное выражение личной жизни, постижение в чувстве и действии того, что Я есмь Я, вот эта конкретная и уникальная личность. Если Венера символически представляет источник этого чувства Я, то жизненная сила, которая исходит первоначально от Солнца, является тем самым есмь, которое дает субстанцию и реальность этому Я. Чувствовать себя живым необходимое условие для реализации Я, по крайней мере, в условиях земного существования.

Бывают, тем не менее, случаи, когда это чувствование бытия собой развивается как бы против инстинктивного течения жизненных сил человеческого организма. У некоторых людей чувство ценности направлено против естественных инстинктов. Пример тому люди, рожденные с тенденцией к аскетизму и борьбе с нормальными требованиями их органов и желез; люди, которые стремятся обуздать и, возможно, уничтожить свое спонтанное ощущение бытия индивидуальной душой, вследствие ли побуждения к самотрансформации и святости, или же потому, что они стали добычей мощных разрушительных сил, которые стремятся уничтожить ощущение духовной Самотождественности, свойственное любому человеку. И тем и другим соответствует ретроградная Венера в карте рождения.

Возьмем карту Анни Безант, сначала выступающей за ограничение рождаемости, а затем ставшей видным теософом и президентом Теософского Общества со штаб-квартирой в Адьяре (Южная Индия). Г-жа Безант родилась в Англии 1 октября 1847 года: Солнце в знаке Весов в VI доме, за ним следует ретроградная Венера, Марс в Тельце (I дом) тоже ретроградный, ретроградный Уран восходит в Овне. Сатурн и Нептун тоже ретроградны, Меркурий в Весах директен, однако восходит после Солнца (то есть эпиметеанский). Юпитер директный, образует соединение с Луной в Х доме, в Раке, и тем самым квадрат с планетами Овна и Весов.

Такая карта указывает на сильно выраженные черты аскетического типа, то есть на личность, эмоциональная и социальная жизнь которой основана на самоотрицании и бунте против традиции, а жизненные энергии загнаны внутрь под влиянием напряженной уранианской воли к самотрансформации. Венера и Луна, однако, необычайно сильны по зодиакальному положению и аспектам; чувства очень интенсивны, но работают в условиях постоянного психологического кризиса. Все позитивные ценности отданы ментальным функциям (Меркурий и Юпитер единственные директные планеты (если не говорить о Солнце и Луне), но Меркурий и Юпитер связаны квадратом, а Уран в точной оппозиции к Меркурию. Солнце при рождении только что село, и осеннее равноденствие (годичный, так сказать, закат) было лишь несколько дней тому назад: рождение произошло в лунный цикл, заключенный между двумя затмениями.

Продолжительный крестовый поход Анни Безант за контроль над рождаемостью является иллюстрацией, на определенном уровне, ее противостояния естественному течению жизненных сил. Позднее, уже как теософ, она объединяет страстную жажду духовной трансформации и оккультных сил с драматическим желанием преданно служить человечеству и высшим Существам с известной долей ментальной гордыни. Она поистине была необычной личностью, что и символизируется очень необычной картой рождения.

Совершенно иной является карта французского лидера Шарля де Голя, который сделался живым символом величия своей нации. В ней мы также находим Венеру ретроградной и вечерней звездой и вот вам глубокий мистический настрой де Голя. Это человек, эмоции которого отлиты в форму, полностью определенную национальной и религиозной традицией, человек без какого бы то ни было личного излучения, за исключением символа коллективных ценностей, но с почти компульсивным служением культурным и националистическим идеалам.

Знаменитый английский астролог Алан Лео тоже родился с ретроградной Венерой (а также ретроградными Меркурием, Марсом и Нептуном). Однако, Венера в его карте утренняя звезда. Он был теософом и испытал глубокое влияние оккультного подхода к жизни. Он существенно помог возрождению астрологии в англоязычных странах и, тем самым, распространению ценностей и умонастроений, противостоящих культурным тенденциям Англии XIX века.

Венера не может геоцентрически отстоять более, чем на 47о от положения Солнца, при таком наибольшем расстоянии образуется аспект полуквадрата. Отдалившись на это расстояние от Солнца, Венера, постепенно замедляясь, останавливается и становится ретроградной, как бы делая на небе петлю. В нижнем соединении Венера ближе всего к Земле, и это соответствует времени ее наибольшей яркости; затем она вновь движется директно и удаляется от Солнца в зодиаке, достигая своей величайшей скорости (около 1о15` в день) после верхнего соединения, то есть в тот период, когда Солнце находится между нею и Землей.

Я упомянул эти астрономические факты затем, что различие двумя типами соединений Солнца и Венеры не объясняется лишь разницей в направлении движения Венеры, но также разной скоростью этого движения. В нижнем соединении Венера движется не только ретроградно, но и медленно, она близка к Земле и через несколько дней становится максимально яркой. В верхнем соединении она движется директно и с максимальной скоростью. Обычные астрологические учебники просто говорят о соединениях Венеры и Солнца, как будто эти соединения имеют одно и то же значение. Но ведь очевидно, что это не так по крайней мере на психологическом уровне. Не следует, кроме того, пренебрегать тем фактом, что поскольку Венера не может удалиться от Солнца на угловое расстояние, большее 45о, отношение между этими астрологическими факторами в карте рождения нельзя определить лишь через те аспекты, которые они имеют друг к другу. Возможны только два из обычно рассматриваемых аспектов: полуквадрат (45о) и полусекстиль (30о).

Первый может быть назван диссонансом, а последний консонансом; однако этого еще недостаточно, чтобы понять природу взаимоотношений между Солнцем и Венерой в качестве двух факторов эмоциональной жизни личности. Именно по этой причине столь важно различие между Венерой-Люцифером и Венерой-Гесперус; было бы разумным включить в психологический анализ более тонкие характеристики, связанные со скоростью движения Венеры, а также (как указывает Чарльз Джейн) рассмотреть, является ли это движение ускоряющимся, замедляющимся или сохраняющим свою скорость.

Соединение Марса с ретроградной Венерой является специфической чертой цикла взаимоотношений Марса-Венеры. В каждом пятом соединении этих планет Венера ретроградна, и это случается каждые 77 месяцев. Эти специфические соединения имеют, кроме того, цикл повторений в том же самом зодиакальном знаке (с запаздыванием около 7о20`) с периодом в 32 года. Они обозначают, без сомнения, моменты величайшей интенсивности в эмоциональной жизни человечества. В такие времена люди должны быть готовы к переориентации своего чувства ценности в эмоциональных отношениях, к реполяризации своего ощущения Я есмь Я и к посеву новых семян действия.

> > Венера – утренняя и вечерняя звезда

Утренняя и вечерняя звезда Венера – вторая планета Солнечной системы: третья по яркости в небе, наблюдения с Земли греками и египтянами, две разных звезды.

Вы могли слышать, что в древности у Венеры было два примечательных прозвища: Утренняя и Вечерняя звезда . Ну, речь идет вовсе не о яркой звезде на небе. Откуда вообще это пошло?

Венера – утренняя и вечерняя звезда на небе

Орбита Венеры вокруг Солнца проходит через земной маршрут. Если сравнивать с внешними планетами Солнечной системы, то вторая расположена близко к звезде. Когда она находится на одной стороне Солнца, то как бы тянет его за собой и становится видимой в темном небе. При максимальном свечении Венера показывается через пару минут после солнечного исчезновения. Именно тогда ее именовали Вечерней звездой.

Венера также становится и на другую сторону звезды. Тогда она вырастает в утренние часы перед восходом и именуется Утренней звездой. Когда Солнце осветляет небо, мы не можем ее разглядеть.

Фактически, египтяне и греки верили, что наблюдают за двумя разными небесными телами. В Древней Греции их именовали Фосфор (дарящий свет) и Гесперс (вечерняя звезда). В итоге, они пришли к мысли о том, что имеют дело с единым объектом и это вовсе не яркая звезда на небе.

Венера на небе в начале 2014 года - 16 фото.

Прекрасная Вечерняя звезда готовится перейти на утреннее небо: 11 января произойдет нижнее соединение планеты с Солнцем. Сближаясь на небе со светилом, Венера демонстрирует фазы, как у Луны. Одновременно ее видимые размеры выросли до 1 угловой минуты.

В сети Интернет появились сотни фотографий Венеры, сделанные в самых разных уголках планеты. Мы отобрали 16 снимков, демонстрирующих фазу Венеры, удлинение ее рогов и другие интересные и красивые небесные явления с участием этой планеты.

Венера в лучах вечерней зари 31 декабря 2013 года. Планета настолько яркая, что оставляет на водной глади отчетливую дорожку. Снимок получен в Сальвадоре, Центральная Америка. Фото: Sergio Emilio Montufar Codoner

Узкий серп Венеры. По мере сближения Венеры и Солнца на нашем небе обращенная к нам часть планеты все меньше освещается звездой, демонстрируя фазы, подобные лунным. На этом снимке серп Венеры очень узок, но вместе с тем достаточно ярок, чтобы быть заметным на фоне еще синего неба, за вуалью легких облаков. Если Луна, которая вообще-то сложена из довольно темных пород, отражает меньше 10% падающего на нее солнечного света, то облака Венеры яркие, как снег. Этим объясняется ее большой блеск даже при минимальной фазе. Этот снимок получен 4 января в Румынии при помощи 110-мм рефрактора (увеличение 100 крат). Фото: Maximilian Teodorescu

Серп Венеры за неделю до нижнего соединения. Снимок сделан с помощью телескопа Celestron C5, установленного неподвижно на азимутальной монтировке. Экспозиция составила 1/250 секунды, ISO 400, камера Canon EOS T3. Фото: Steven Bellavia

Соединение Луны и Венеры на вечернем небе 3 января. Слева Венера и Луна запечатлены на одном кадре (оборудование FUJI HS20EXR, 364 мм), справа - их более подробные, увеличенные изображения, полученные с помощью Canon 1100D, 1300 мм. Серп Венеры сейчас примерно в 30 раз меньше серпа Луны, но и сама планета находится почти в 100 раз дальше от нас, чем Луна. Фото: Pal VARADI NAGY

Новогодний полумесяц. Венера, запечатленная с помощью длиннофокусного телеобъектива из города Квебек, Канада, холодным вечером 30 декабря. Фото: Jay Ouellet

Яркая Венера освещает облака над швейцарскими Альпами. Фото: Christoph Malin

Облака и полумесяцы: соединение Луны и Венеры 2 января 2014 года. Фотограф Кристоф Малин сделал несколько снимков соединения, один из которых попал 2 января на авторитетный сайт APOD (Астрономическая картинка дня). Фото: Christoph Malin

На этом снимке висящая низко над горизонтом Венера запечатлена вместе с незнакомым подавляющему большинству городских жителей астрономическим явлением - зодиакальным светом. Зодиакальный свет - это слабое конусообразное свечение, вытянувшееся вдоль эклиптики (на снимке конус вытянут вверх над Венерой). Свечение возникает из-за рассеяния солнечного света на межпланетной пыли, скопившейся в плоскости орбит планет. Фото: Sergio Montufar

Самолет, пролетающий на фоне венирианского серпа. Снимок сделан 1 января в штате Юта (США). Фото: Barry Glazier

Венера на фоне радужных облаков. Снимок сделан днем 5 января в Нидерландах. Фото: Jan Koeman

Гигантской буквой С предстала Венера на вечернем небе 4 января автору этого снимка Мариано Рибасу из Буэнос-Айреса, когда он навел на нее свой телескоп-рефрактор. Фото: Mariano Ribas

Удлиненные «рога» Венеры. Солнечный свет, преломляясь в плотной атмосфере планеты, проникает далеко за горизонт. Фото: Shahrin Ahmad

По мере того, как Венера сближается на нашем небе с Солнцем, ее серп становится все тоньше. На этом снимке лишь немногим более 1% обращенной к нам поверхности Венеры освещено звездой. Фото: Shahrin Ahmad

Уже через несколько минут после захода Солнца Венера ярко блестит в лучах вечерней зари. Этот снимок сделан в Сан-Франциско; планета сверкает над расползающимся туманом и над эвкалиптовыми деревьями. Фото: fksr

Тающий серп Венеры. Фото: Shahrin Ahmad

Несколько лет назад, будучи в совершенно дурном расположении духа, в зале ожидания какого-то аэропорта, я приобрела книгу Фридриха Ницше «Утренняя заря, или книга о моральных предрассудках». И вот с тех пор, мне очень сильно хотелось его поблагодарить. За надежду. За веру в то, есть еще много утренних зорь, которые еще не светили.

Сразу оговорюсь, что очень много материала из представленного здесь взято у других авторов с других сайтов, о чем сделаны соответствующие ссылки. Это скорее исследовательская работа на понравившуюся тему.

Утренняя звезда

Утренняя звезда, планета Венера, которая вечером появляется на небосклоне первой из звезд, а утром исчезает последней. С Утренней звездой поэтически сравнивается царь вавилонский (Ис 14:12: евр. гейлел бен-шахар - «сияние», «сын рассвета», в Синод. пер. - «денница, сын зари»). Она служит также образом Иисуса Христа (Откр 22:16; ср. 2Пет 1:19; Откр 2:28). В Иов 38:7 выражение «утренние звезды» употреблено в прямом значении (Источник. Библейская энциклопедия Брокгауза).

ВЕНЕРА (лат. venia - милость богов) - символ любви и красоты. Первоначально в римской мифологии богиня весны и садов. Впоследствии, с распространением преданий об Энее как предке римлян, ее стали отождествлять с греческой богиней любви и красоты, матерью троянца Афродитой. Затем ее идентифицировали с Исидой и Астартой. Решающее значение в распространении культа Венеры сыграл сицилийский храм на горе Эрике (Венера Эрикиния). Покровительством богини пользовались Сулла, полагавший, что она приносит счастье (отсюда прозвище Фелица); Помпеи, почитавший ее как Победительницу; Цезарь, считавший ее прародительницей рода Юлиев. Постоянными эпитетами Венеры в Риме являлись «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая». Последнее прозвище было дано ей в память о римлянках, отдавших во время войны с галлами свои волосы на изготовление канатов.

Астрологическая мистика Венеры определялась особой пропорцией ее вращения, противоположной движению всех остальных планет Солнечной системы. Складывалось впечатление, что Венера - это «планета наоборот». Поэтому зачастую ее называли Люцифером и наделяли демоническими чертами и рассматривали как противовес Солнцу. Иногда под «Венерой» подразумевалась «звезда Полынь», упоминаемая в Апокалипсисе.

Венера - это символ внешней, плотской красоты. Поэтому ее именовали «Утренняя звезда» или «Денница». Венера симметрична относительно Солнца своему символическому мужскому партнеру Марсу. Астрологический знак Венеры обозначал женщину и все связанное с феминистским началом. Но эта женщина не мать, а любовница. Она олицетворяет эротическую чувственность. Не случайно половые заболевания получили общее наименование «венерические».

Согласно эзотерическому преданию ряда индоевропейских племен, от Венеры ведет происхождение «белая раса». «Дети Венеры» - люцифериты - противопоставлялись остальному человечеству. У германцев она символизировала Фрейю. Для американских индейцев планета являлась символом Кецалькоатля. Сам «пернатый змей» считался духом Венеры.

В аккадской мифологии Венера планета мужского рода. У шумеров она являлась космическим олицетворением Иштар: утренняя - как богиня плодородия, вечерняя - бог войны.

Интересный момент, Люцифер (сын Авроры и титана Астрия) - как эпитет планеты Венера , упоминается в Энеиде :

Той порой Люцифер взошел над вершинами Иды,
День выводя за собой.

Источник. Словари Яндекс. Символы, знаки, эмблемы.

Звезда Люцифера

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Первое упоминание Люцифера встречается в Книге пророка Исайи, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале употреблено еврейское слово «хейлель» (утренняя звезда, денница):

Ис. 14:12-17 Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?

Похожее место есть и в другой ветхозаветной книге, пророка Иезекииля. В ней падение города Тира также сравнивается с падением ангела, хотя «утренней звездой» он не называется:

Иез. 28:14-18 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.

Следует иметь в виду, что в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Числа 24:17; Псалом 88:35-38, 2 Петра 1:19, Откр. 22:16, 2-e Петра 1:19).

Откр. 22:16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
2-e Петра 1:19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». А представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк. 10:18; Откр. 12:9), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14).

Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе. Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. В Библии короля Якова фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

Источник. Википедия

Е.П. Блаватская когда-то писала следующее. «»Люцифер» - это бледная утренняя звезда, предвестник ослепительного сияния полуденного солнца - «Эосфос» греков. Он робко блестит на закате, чтобы накопить силы и слепить глаза после захода солнца, как его собственный брат «Геспер» - сияющая вечерняя звезда, или планете Венера. Нет более подходящего символа для предложенной работы - пролить луч истины на все то, что сокрыто во мраке предубеждения, социальных или религиозных заблуждений, а в особенности, благодаря тому идиотскому рутинному образу жизни, который, как только некоторый поступок, некая вещь или имя, были опозорены клеветническим измышлением, сколь бы несправедливо оно ни было, заставляет так называемых добропорядочных людей с содроганием отворачиваться от него и отказываться даже просто взглянуть на него с какой-нибудь другой стороны, кроме как с той, которая санкционирована общественным мнением. Поэтому такой попытке заставить малодушных людей взглянуть правде прямо в лицо - весьма эффективно помогает название, принадлежащее к категории проклятых имен.

Набожные читатели могут возразить, что слово «Люцифер» признано всеми церквями в качестве одного из многочисленных имен дьявола. Согласно величественной фантазии Мильтона, Люцифер это - Сатана, «мятежный» ангел, враг Бога и человека. Но если проанализировать его бунт, то нельзя найти в нем ничего более дурного, чем требование свободной воли и независимой мысли, как если бы Люцифер родился в XIX веке. Этот эпитет, «мятежный», является теологической клеветой, подобной клеветническим измышлениям фаталистов о Боге, которые делают из божества «Всемогущего» - дьявола, еще более дурного, чем сам «мятежный» дух; «всемогущего Дьявола, который хочет, чтобы его приветствовали как всемилостивого, когда он проявляет в высшей степени дьявольскую жестокость», - как говорит Дж. Коттер Морисон. И предвидящий все Бог-дьявол, и подчиненный ему слуга, являются человеческими изобретениями; это две самые омерзительные в нравственном отношении и ужасные теологические догмы, которые когда-либо могли появиться из ночных кошмаров отвратительных фантазий монахов, ненавидящих дневной свет.

Они восходят к эпохе средневековья, тому периоду умственного помрачения, в течение которого было насильственно внедрено в умы людей большинство современных предрассудков и суеверий, так, что они стали практически неискоренимы в некоторых случаях, один из которых и является тем современным предрассудком, который сейчас обсуждается.

Источник. Е.П. Блаватская. Что в имени. О том, почему журнал называется «Люцифер».

Не могу не упомянуть здесь же замечательный труд Е.П. Блаватской «История одной планеты», затрагивающий эту же тему. Не хочется устраивать нагромождения, а потому кому интересно, могут ознакомиться с данным материалом самостоятельно.

Эарендиль (Earendil)

О существовании этого персонажа и всего интересного, что с ним связано, я узнала на лекции Леонида Кораблева. И знание это вдохновило меня не меньше, чем купленная когда-то в аэропорту книга.

Что же такое Эрендиль? Это надежда без всяких на то оснований.

Планета Венера. Звезда Эарендиля была ярчайшим небесным телом после Солнца и Луны. Свет звезды исходил от Сильмариля, находящегося у Эарендиля Морехода, который плыл по небу на своём корабле Вингилоте. Эарендиль лучше всего был виден на восходе и закате, как Утренняя и Вечерняя Звезда. Звезда Эарендиля была источником надежды для людей Средиземья.

Эарендиль Мореход уплыл в Бессмертные Земли в 542 году Первой Эпохи, чтобы просить помощи Валар в войне против Моргота. Он был Валар согласились, но арендилю запретили возвращаться в Средиземье. Он был обречён вечно плыть по небу на своём корабле Вингилоте (сделанном из митриля и стекла) с Сильмарилем на челе.

Когда Звезда Эарнедиля впервые пересекла небо, Маэдрос и Маглор поняли, что этот свет исходит от одного из Сильмарилей, сделанных их отцом Феанором. Люди Средиземья назвали её Гиль-Эстель, Звезда Высшей Надежды и снова обрели надежду. Моргот пришёл в сомнения, но по-прежнему не думал, что Валар начнут войну против него. Воинство Валар пришло в Средиземье в 545 году и так началась Война Гнева. В 589 Эарендиль оставил свой небесный путь и направил Вингилот в битву, где сразил Анкалагона Чёрного. Валар игнали Моргота за Двери Ночи в Безвременную Пустоту, а Эарендиль вернулся на свой курс, чтобы охранять небеса от возвращения Моргота. Жены Эарендиля Эльвинг не было вместе с ним. Она жила на в башне на берегу Бессмертных Земель. Птицы принесли ей пару крыльев и научили летать, и время от времени она поднималась в небо, чтобы встретить Эарендиля, когда тот возвращался из своего небесного путешествия.

В 32 году Второй Эпохи Звезда Эарендиля особенно ярко сияла на западе в знак того, что Нуменор готов к прибытию Людей сражавшихся с Морготом. Люди приплыли в свой новый дом, ведомые светом Звезды, которая была видна и в течение дня так же хорошо, как и ночью всё время их путешествия. Вождём Нуменорцев был Эльрос, сын Эарнедиля и брат Эльронда.

Во время Войны Кольца в конце Третьей Эпохи Галадриэль дала Фродо Бэггинсу Фиал, наполненный водой из её Зеркала Галадриэли в котором был сохранён свет Звезды Эарендиля. Сэм Гэмджи использовал Фиал, когда сражался с Шелоб, и Великая Паучиха бежала в агонии от сияющего света. В Мордоре ночью 15 марта 3019 Сэм увидел Звезду Эарендиля на западном небе через разрыв в облаках.

Красота её поразила его прямо в сердце. Он смотрел на неё из центра покинутых земель, но надежда вернулась к нему. И словно копьё, ясная и холодная мысль проникла в его разум — Сэм понял, что, в конце концов, Тень была всего лишь маленькой и мимолётной вещью. Ведь существовала светлая и высокая красота, что была вне пределов её досягаемости.

The Return of the King: «The Land of Shadow,» p. 199. (Источник WLOTR Encyclopedia).

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр.8:10-11). Из текста видно, что событие это надо
отнести не к настоящему, а к будущему эсхатологическому времени.

Архиепископ Аверкий (Таушев) так изъясняет это место: «некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны» (Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбора текста).

Полынь (евр. лаана; греч. апсинтос) в Библии является символом наказаний Господних: И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью (Иер.9:13-15)

Планета Венера принадлежит к числу наших ближайших соседей. Ближе к нам только Луна (исключая, разумеется, искусственные спутники Земли, запущенные в последние несколько лет). Венера видна как очень яркий небесный объект.

Эта планета особенно интересна тем, что во многих отношениях она является почти точным двойником нашей Земля. Размеры и масса Венеры примерно такие же, как у Земли, так что есть основания ожидать сходства физических условий на обеих планетах. К сожалению, мы не можем непосредственно наблюдать поверхность Венеры, ибо ее атмосфера является непреодолимой преградой для наших телескопов. Поэтому наши знания о Венере гораздо более скудны, чем о Марсе, хотя последний и дальше от нас и меньше по размерам. В настоящей книге я рассчитываю подвести итоги результатам, которые удалось накопить астрономам, и указать возможные направления дальнейших исследований. Венера — таинственный мир, но кажется, что наши попытки исследовать его наконец становятся успешными.

Солнечная система состоит из одной звезды — Солнца я девяти главных плачет, а также из огромного числа меньших небесных тел. Планеты не имеют собственного свечения; они лишь отражают солнечные лучи и кажутся яркими только из-за своей относительной близости. Они обращаются вокруг Солнца но эллиптическим путям, называемым орбитами; средние расстояния планет от Солнца заключены в пределах от 58 млн. км для Меркурия. В древние времена, однако, думали иначе: центром Вселенной считали Землю, а небесные тела — божествами.

Пять планет — Меркурий, Венера,. Марс, Юпитер, Сатурн, — должно быть, известны с доисторических времен, и еще в глубокой древности было отмечено, что, хотя с виду планеты похожи на звезды, они ведут себя совершенно иначе. Настоящие звезды кажутся неподвижными на небесной сфере и участвуют только в ее суточном вращении, так что халдейские пастухи-астрономы тысячи лет назад видели те же очертания созвездий, что и мы. Планеты Марс, Юпитер и Сатурн, напротив, блуждают среди звезд в пределах некоторого пояса на небосводе, известного под названием Зодиака. Меркурий и Венера также перемещаются в этом поясе, но в то же время следуют за Солнцем при его движении среди звезд (что давало повод считать их находящимися ближе к нам, чем Солнце).

Венера — самое яркое светило после Солнца и Луны — никогда не наблюдается на небе в течение всей ночи. Либо она как вечерняя звезда заходит через несколько часов после Солнца, либо как утренняя звезда появляется незадолго перед восходом. В свое время полагали, что утренняя и вечерняя звезды — различные небесные тела, а не одна и та же планета. В Египте, например, вечерняя звезда была известна под названием Оуайти, а утренняя— Тиомутири; однако в Китае ее называли одним именем Тай-пи, или Белолицая Красавица.

Вавилоняне называли Венеру Иштар (олицетворение женщины и матери богов) и описывали ее как «яркий факел небес». В Ниневии и многих других местах были воздвигнуты храмы в ее честъ. Считалось, что Иштар ниспосылает людям изобилие. Древняя легенда гласит, что, когда Иштар отправилась в царство мертвых, чтобы найти своего умершего возлюбленного Таммуза, вся жизнь на Земле начала угасать и была спасена лишь благодаря вмешательству богов, которые воскресили Таммуза и тем вернули живущим Игатар. Аналогия с античной легендой о Деметре и Персефоне очевидна.

Ассоциация планеты с женщиной имела место у всех народов, кроме, пожалуй, индийцев. Это вполне естественно, так как земному наблюдателю Венера представляется прекраснейшей из планет. Греки и римляне дали имя богини красоты, и храмы Венеры воздвигались во многих местах, например на Кипре и в Сицилии. Богине был посвящен месяц апрель. По сути дела, культ Венеры сохранялся до самого последнего времени. Вильямсон свидетельствует, что еще в XIX в. и Полинезии приносили человеческий жертвы Утренней звезде; жертвоприношения совершали также индейцы племени Скайди Пауни в Небраске. Нужно много лет, чтобы древние верования угасли.

Еще Гомер упоминал о Венере: «Геспер — прекраснейшая из звезд небесных». Самые древние из дошедших до нас записей о наблюдениях планеты, по-видимому, были сделаны в Вавилоне. Однако астрономия твердо стала на ноги как наука только в античную эпоху. Стало известно, что Земля не плоскость, а шар, и другие планеты — тоже шары. Сделай греки еще один шаг и свергни пашу планету с ее почетного трона в центре Вселенной, думается, что прогресс человечества ускорился бы. Некоторые философы и ученые, и прежде всего Аристарх Самосскии, сделали это, но их идеи противоречили религиозным догматам, и впоследствии древние греки вернулись к геоцентризму.

Древнегреческая система мира получила свое наивысшее развитие в работах Гиппарха и Птолемея. Клавдий Птолемей, умерший около 180 г. нашей эры, оставил нам труд {«Альмагест».— Ред.), отразивший уровень знаний в период заката античной культуры. Эта система известна как «система Птолемея», хотя, по сути дела, Птолемей не был ее основным автором.

Согласно этим представлениям, Земля находится в центре Вселенной, а различные небесные тела обращаются вокруг нее по «совершенным» круговым орбитам. Ближе всех других тел к Земле находится Лупа, потом Меркурий, Венера и Солнце, затем следуют три остальные известные в то время планеты — Марс, Юпитер, Сатурн и, наконец, звезды.

Уже во времена Птолемея было очевидно, что такая система мироздания сталкивается со значительными трудностями. Например, планеты не движутся непрерывно среди звезд с запада на восток: Марс, Юпитер и Сатурн могут кап бы остановиться на несколько дней, затем пойти назад, совершая «попятное» движение, а потом опять начинают двигаться в прежнем направлении — на восток. Чтобы избавиться от этой трудности, Птолемей, бывший превосходным математиком, предположил, что планета движется по маленькому кругу, или «эпициклу», центр которого в свою очередь обращается вокруг Земли по большому кругу — «деференту». Возможность того, что планеты могут двигаться по эллиптическим орбитам, не допускалась. Движение по кругу считалось наиболее совершенной формой движения, а ничего, кроме абсолютно совершенного, разумеется, и не могло происходить на небесах.

Для Меркурия и Венеры возникали новые проблемы, и Птолемей был вынужден предположить, что центры их эпициклов постоянно находятся на одной прямой линии с Солнцем и Землей. Это по крайней мере объясняло, почему обе планеты никогда не появляются в противоположной Солнцу стороне неба. Однако вся система получилась слишком искусственной и громоздкой.

В начале XVII в. был изобретен телескоп, и в 1609 г. Галилео Галилей, профессор математики в Падуе, впервые направил только что изготовленный им самим инструмент на небо. Ученый сразу увидел, что его ожидания более чем оправдались. На Луне были видны высокие горы и огромные кратеры; на Солнце оказались пятна; вокруг Юпитера кружились четыре собственные луны, и как-то странно выглядел Сатурн, хотя Галилей так и не смог разобраться, в чем там дело, а Млечный Путь оказался громадной массой слабых звезд.

Сам Галилей был горячим сторонником гелиоцентрической системы мира, которая была воскрешена и разработана Коперником примерно 60 годами раньше. Галилей искал подтверждений справедливости этой системы и нашел их, как ни странно, наблюдая фазы Венеры. Дa Венера действительно обнаруживала фазы, но они оказались того же типа, как у Луны: иногда планета наблюдалась в виде серпа, а иногда как почти полный диск.

Открытия Галилея были встречены бурей негодования. Князья церкви яростно возражали; история ареста, суда и вынужденного отречения Галилея хорошо известна. Многие его современники отказывались верить тому, что они видели в телескопы, и Галилей не дожил до полного признания своей правоты.

Кеплер тоже шел по правильному пути. Его исследования, основанные на точных наблюдениях датского астронома Тихо Браге, позволили ученому вывести знаменитые законы движения планет, носящие имя Кеплера. Первый из этих законов гласит, что каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится само Солнце; движение Венеры, как я ожидалось, подчинялось этому закону. В самом конце века работы Исаака Ньютона, посвященные проблеме всемирного тяготения, окончательно прояснили всю картину. С тех пор система Птолемея и другие геоцентрические системы отошли в прошлое.

Открытие фаз Венеры помогло распахнуть дверь к знанию; путь вперед казался свободным.