Георгий Тимофеевич Береговой: биография. лётчик-космонавт ссср кандидат психологических наук дважды герой советского союза Анатолий береговой космонавт

Г.Т.Береговой

Дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 1.11.1968), Летчик-космонавт СССР (01.11.1968), Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.04.1961), генерал-лейтенант авиации (14.02.1977).
Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос» (29.12.1981), Герой Социалистического труда НРБ (1970).
Родился 15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области. Окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса в июне 1941 г. Через год он освоил пилотирование штурмовика Ил-2 и начал воевать командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны. За время участия в боевых действиях с мая 1942 г. совершил 186 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй.
В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом. А служил он в 5-м штурмовом авиационном корпусе, которым командовал один из первых семерых Героев Советского Союза генерал-майор Н.П.Каманин. В октябре 1944 г. Береговому тоже присвоили звание Героя Советского Союза.
С 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года был слушателем командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии (КВВА). Затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил 25 декабря 1956 года, получив специальность «офицер ВВС с высшим командно-штабным образованием».
С 23 августа 1948 года служил летчиком-испытателем, а с 30 июня 1949 года – старшим летчиком-испытателем отдела летных испытаний Управления испытаний самолетов ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
19 января 1951 года был переведен в 3-е отделения отдела летных испытаний истребительных самолетов. 5 апреля 1952 года был переведен во 2-е отделение этого отдела на должность заместителя начальника отделения по летной части. 29 октября 1953 года был освобожден от должности зам.начальника отделения с сохранением должности летчика-испытателя. 8 июля 1957 года был назначен заместителем начальника 1-го отдела по летной работе с сохранением должности старшего летчика-испытателя.
С 8 августа 1959 года был назначен главным летчиком-испытателем 1-й испытательной авиационной эскадрильи Управления испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей.
С 25 февраля 1961 года служил старшим летчиком-испытателем, с 23 марта 1962 года служил заместителем командира эскадрильи, с 13 апреля 1963 года до зачисления в отряд космонавтов служил командиром 1-й авиационной испытательной эскадрильи, старшим летчиком-испытателем службы летных испытаний 1-го управления ГКНИИ ВВС, в/ч 15650.
Поднял в первый полет (в качестве 2 летчика) и выполнил испытания Р-2 (И-320; 9.09.1949). Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9 (1958), Ту-128 (1962), ведущий летчик-испытатель по гос.испытаниям Як-25.
Однажды в полете на Су-9 Береговой ощутил частичное заклинивание в системе управления — ручка не шла «на себя». Такая неисправность, как правило требует катапультироваться. После нескольких попыток преодолеть упор, Береговой с силой рванул на себя ручку, и она пошла! Оказалось, что в элемент проводки системы управления (до бустера) попал какой-то болт, а при сильном рывке он выскочил. за проявленную выдержку и спасение самолета П.О.Сухой наградил Георгия Тимофеевича кинокамерой.
Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. Им было испытано более 60 типов самолётов.
В 1964 г. был зачислен в отряд советских космонавтов. Помощь бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда советских космонавтов, помогла 43-летнему испытателю преодолеть возрастной ценз (35 лет).
В 1968 в Центр управления полетами в Евпатории приехала группа новых будущих космонавтов, среди которых были Герой Советского Союза, 47-летний полковник Георгий Береговой и 41-летний подполковник Владимир Шаталов. Не проявив привычного почтения к техническому руководству полетами, эти офицеры заявили, что опытных летчиков, как это принято в авиации и на флоте, необходимо привлекать не только к тренировкам к полету на готовом космическом корабле, но и к самой разработке пилотируемой космической техники.
Береговой смело заявил, что члены Госкомиссии, техническое руководство и прочие руководители проявляют излишнюю осторожность, на годы растягивают беспилотные пуски (после смерти В.М.Комарова). Если форсировать запуски космических кораблей с человеком на борту, то и новые пилотируемые конструкции будут создаваться гораздо быстрее.
28 августа 1968 г. был запущен еще один космический корабль 7К-ОК под названием «Космос-238», благополучно вернувшийся на Землю. Все 5 беспилотных полетов кораблей этой серии прошли успешно, и правительственная комиссия приняла решение о подготовке пилотируемого полета. Необходимо было не только повторить полет, который выполнял В. Комаров, но и пойти дальше — осуществить стыковку двух космических кораблей, что позволило бы начать подготовку к запуску долговременных космических станций.
25 октября без замечаний был произведен запуск беспилотного корабля-мишени 7К-ОК N 10 «Союз-2». Его бортовые системы работали нормально. Было решено, что дальнее сближение с беспилотным кораблем будет производиться в автоматическом режиме с помощью поисковой системы «Игла», а с расстояния 150 метров пилот «активного корабля «Союз-3» начнет сближение вручную. Так как баллистики рассчитали проведение стыковки на затемненной, ночной части орбиты, то для визуального ориентира на «Союзе-2» в виде пирамиды засветятся сигнальные огни. Многие не соглашались с проведением стыковки на неосвещенной части орбиты. Многие понимали, что без определенного периода адаптации к невесомости и привыкания к ощущениям реального полета поставленную задачу с ходу будет выполнить очень сложно…
Ракета-носитель стартовала 26 октября в 11 часов 34 минуты 18,1 секунды.
Космонавт доложил: «Дальность — 40». То есть шеститонные космические корабли друг от друга отделяло всего 40 метров, и в это время они ушли из зоны радиовидимости наземных пунктов слежения. Как только корабли вновь появились в зоне связи, все поняли, что «слепая» стыковка не состоялась…
Когда у Берегового спросили о самочувствии, он ответил:
— Самочувствие отличное, настроение паршивое.
А произошло вот что, «Союз-2» при приближении к нему пилотируемого аппарата оказался перевернутым по продольной оси на 180 градусов. Только что перенеся стартовые перегрузки и волнение, не имея времени, чтобы привыкнуть к необычному состоянию невесомости, неприятным ощущениям тошноты, космонавт обязан был осуществить стыковку вручную, хотя до него с этой задачей прекрасно справлялась автоматика. Береговой с трудом адаптировался к быстро наступившей темноте и «погнался» за четырьмя трапециевидными огнями на приближающемся «Союзе-2». Когда он на дальности 30 метров затормозил, то сообразил, что надо перевернуть свой «Союз», иначе штырь его «активного» корабля не состыкуется с конусом «пассивного» двойника. Потом решил выйти в световую зону и нечаянно зацепил одну из ручек управления. Его «Союз-3» завертело. В течение 3 минут космонавт выправлял крен, расходовал около 40 кг топлива и понял, что продолжать сближение космических объектов уже опасно.
Многое, что пришлось испытать Береговому в том героическом полете, на Земле никто не предусмотрел, многому не обучили на тренажерах, а кто-то еще вдобавок ошибся в расчетах и предположениях. В тот раз конструкторы-проектировщики, баллистики и специалисты по автоматике невольно создали такие условия для космического рейда отважного человека, что он в сложной цепи управления орбитальным полетом стал самым «напряженным» звеном.
И все же космонавт вернулся на Землю с огромным числом ценных замечаний, которые помогли устранить ошибки и недоработки в подготовке новой смены космонавтов и проектировании более совершенных космических кораблей.
«За успешное выполнение орбитального полета и проявленные при этом мужество и героизм» Береговой был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
9 апреля 1969 года был назначен старшим инструктором-космонавтом, заместителем начальника 1 НИИ ЦПК.
С 26 июня 1972 по 3 января 1987 года служил начальником 1 НИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина.
Отчислен из отряда космонавтов 25 февраля 1982 года. Продолжил службу в НИИ ЦПК.
3 января 1987 г. в звании генерал-лейтенанта уволен в запас по возрасту. Работал в ВИЦ «Лидар» АН СССР, а затем в совместном предприятии.
Имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974-1989); был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением; являлся заместителем председателя Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР-Франция», председателем Общества советско-польской дружбы; избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса. Автор книг «Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986), «Земля — стратосфера — космос», «Космос — землянам», «Грань мужества», «По зову сердца». Соавтор книг «Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972), «Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987
Умер 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Лауреат Государственной премии СССР (1981); награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942, 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944). орденом Александра Невского (1943), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954, 1955), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975). Медалями «За боевые заслуги» (1949), «За победу над Германией» (1945), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945) и 11-ю юбилейными медалями.
Награды иностранных государств:
Был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью «За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом «Народный Герой Югославии» II степени.

Космонавт России. Родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка ныне Карловского района Полтавской области (Украина) в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушел в Советскую Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Летчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм и мужество проявленные в боях 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей. В 1948 - 1964 годах работал летчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолетов. Без отрыва от основнойработы в 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный летчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полета с космонавтом на борту. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полета 1 ноября 1968 года награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушел в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вел большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР - Франция», председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. Награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награжден многими иностранными орденами и медалями. Почетный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)


  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»

  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Краткая биография

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также - авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне - Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» - «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:


  • Не производить стыковку в тени

  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию .

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава - Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

(13.04.1921-30.06.1995) - летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лауреат Государственной премии, генерал-лейтенант авиации.

Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Воевал в составе 90 гв. шап. Совершил 186 боевых вылетов.

В 1948-1964 гг. был летчиком-испытателем.

В 1963 г. зачислен в отряд космонавтов. 26-30 октября 1968 г. совершил космический полет на корабле "Союз-3". В 1972-1987 гг. был начальником Центра подготовки космонавтов.

Был депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов, работал во многих общественных организациях.

Награжден многими отечественными и иностранными орденами и медалями.

Автор книг: "Земля-стратосфера-космос", "Космос - землянам", "Три высоты", "Грань мужества", "Небо начинается на Земле", "По зову сердца". Береговой, Георгий Тимофеевич Род. 15 апреля 1921, в с. Федоровка Полтавской обл., ум. 4 июля 1995, в Москве.

Советский летчик, участник Великой Отечественной войны (штурмовик), в мирное время летчик-испытатель, затем космонавт.

Дважды Герой Советского Союза (1944, 1968). Летчик-космонавт СССР (1968), генерал-лейтенант авиации (1977), заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). В 1948-64 работал в Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил (испытал свыше 60 типов самолетов, в т. ч. первого советского истребителя-бомбардировщика СУ-7Б), 26-30 октября 1968 провел испытания корабля "Союз-3", первым в СССР произвел маневрирование для сближения с беспилотным кораблем "Союз-2". С 1972 начальник Центра подготовки космонавтов.

Лауреат Государственной премии СССР, награжден также золотой медалью К. Э. Циолковского, золотыми медалями "Космос" и им. Ю. А. Гагарина.

Береговой, Георгий Тимофеевич Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР; родился 15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области, умер 30 июня 1995 г.; окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 г., высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей в 1948 г., Военно-воздушную академию (ныне им. Ю. Гагарина) в 1956 г., кандидат психологических наук; участник Великой Отечественной войны (1942-1945, 186 боевых вылетов, Герой Советского Союза); в 1963 г. был зачислен в отряд советских космонавтов; 26-30 октября 1968 г. совершил испытательный космический полет на корабле "Союз-3" продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут; 1972-1987 - начальник Центра подготовки космонавтов; в 1987 г. в звании генерал-лейтенанта ушел в отставку; избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974-1989); был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры "Орленок", командующим Всесоюзным юнармейским движением; являлся заместителем председателя Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества "СССР-Франция", председателем Общества советско-польской дружбы; избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса; написал книги "Земля - стратосфера. космос", "Космос. землянам", "Три высоты", "Грань мужества", "Небо начинается на Земле", "По зову сердца"; лауреат Государственной премии СССР (1981); был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями, а также многими иностранными наградами;

Герой Социалистического Труда НРБ; был удостоен золотых медалей им. Циолковского (АН СССР) и им. Гагарина (FAI); являлся Почетным гражданином городов Калуги (Россия), Луганска, Енакиево, Винницы (Украина), Плевена, Сливена (Болгария).

15. 4. 1921 - 30. 6. 1995 Дважды Герой Советского Союза

Даты указов:

1. 26.10.1944 (медаль № 2271)

2. 01.11.1968 (медаль № 48)

Береговой родился раньше всех из людей, побывавших в космосе (он на 3 месяца старше американца Джона Гленна). На протяжении 27 лет (1968-1995) Береговой являлся старейшим землянином, побывавшим в космосе (не на момент полёта, а как факт).

«Космонавт-12» - под таким девизом Георгий Береговой вошел в историю освоения космоса. До него с космодрома Байконур стартовало одиннадцать человек. Он стал двенадцатым... Двенадцатым посланцем страны, которая десять лет назад открыла эру покорения космических пространств беспримерным в истории человечества полетом гражданина Советского Союза коммуниста Юрия Гагарина.
Четверо суток пробыл летчик-космонавт Береговой на орбите, но для этого понадобилась целая жизнь - большая, целеустремленная, до краев насыщенная борьбой и трудностями человеческая жизнь. Вся она была как бы предстартовой подготовкой. И юношеские годы в аэроклубе, и фронт, и шестнадцать лет работы летчиком-испытателем - любой из этих периодов так или иначе помог ему накопить тот опыт, то профессиональное мастерство и те качества характера, которые необходимы летчику-космонавту.

Береговой Георгий Тимофеевич - лётчик-штурмовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт СССР № 12.

Береговой Георгий Тимофеевич родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. Украинец. По окончании в 1938 году Енакиевской средней школы, начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году добровольго ушёл в Красную Армию и стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков имени Пролетариата Донбасса, которую окончил в 1941 году.

С 13 июня 1941 года - пилот 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года - пилот 15-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года - пилот 150-го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як-4" и "Р-6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-го штурмового авиационного полка (3-я воздушная армия, Калининский фронт). С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой - командир звена 235-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, Калининский фронт). Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С 25 марта по 5 сентября 1943 года Г.Т. Береговой - заместитель командира эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (212-я штурмовая авиационная дивизия, в составе Калининского, а затем Воронежского фронтов. В мае 1943 года 671-й штурмовой авиационный полк, становится 90-м гвардейским штурмовым авиационным полком. И с 15 сентября 1943 года по 3 июня 1945 года Георгий Береговой - командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмового авиационный корпус, 5-я воздушная армия 1-й Украинский фронт).

За период Великой Отечественной войны гвардии капитан Береговой Г.Т. совершил сто восемьдесят пять боевых вылетов на самолётах "По-2", "Р-5", "СБ", "Ил-2". В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2271).

В послевоенный период Г.Т. Береговой закончил в 1945 году Высшую офицерскую школу. В последующем, до 1964 года, он - лётчик-испытатель в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС имени В.П. Чкалова. Им было испытано более шестидесяти типов самолётов. В 1956 году без отрыва от лётно-испытательной работы окончил Военно-воздушную академию. 14 апреля 1961 года удостоен звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

С 1964 года полковник Береговой Г.Т. в отряде советских космонавтов. С 26 по 30 октября 1968 года он совершил полёт на космическом корабле "Союз-3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года лётчик-космонавт СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 48) с вручением ордена Ленина.

С 1969 года генерал-майор авиации Береговой Г.Т. заместитель начальника, а с 1972 года - начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В 1977 году Г.Т. Береговому присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации". С 1987 года - в отставке.

Г.Т. Береговой имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.

Депутат Верховного Совета СССР в 1970-1982 годах. Лауреат Государственной премии СССР за 1981 год. Вёл большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры "Орлёнок", командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества "СССР - Франция", председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР. Являлся членом Советского комитета за Европейскую безопасность.

Жил в посёлке Чкаловский (станция "Чкаловская", в черте города Щёлково) Московской области, затем - в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Награждён золотой медалью имени Ю.А.Гагарина (FAI), медалью де Лаво (FAI), удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1970). Награжден многими иностранными орденами и медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В школе-гимназии №37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Угол атаки. М., 1971. 255 с.;
Небо начинается на Земле. М., 1976. 255 с.;
По зову сердца. М., 1981. 80 с.;
Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности. М., 1981. 264 с. Соавт.: П.Р. Попович, Б.В. Волынов и др.;
О времени и о себе. М., 1982. 64 с.;
Космос - землянам. 2-е изд. М., 1983. 191 с.;
Три высоты. М., 1986. 254 с.