Made in China: современная музыка Поднебесной. Китайский инди-рок. Китайский рок: что такое и с чем его едят Nine Treasures: китайская метал группа

Добрый вечер. Сегодня наш полет за рок музыкой пройдет в Поднебесную…

Рок-музыка пришла в Китай в 1980-ых и активно развивалась под действие рок- движения США, а также под влиянием традиционной музыки Китая. Первое течение, получившее название Северо-западный ветер (1980-ые годы), дало начало китайскому року в целом. Направление задали две песни – “Синьтянью” и “Ничего за душой” (1984). Второй трек исполнял Cui Jian, и в нём смешались рок-музыка и элементы традиционной музыки Китая. Именно на таком сочетании жанров рок- музыка Китая строится и по сей день.

Отец китайского рока Cui Jian

Рождение, расцвет и закат Китайского рока (1984-1994 гг.). Песня “Ничего за душой” Cui Jian (1984) – это, по сути, рождение китайского рока. В постреволюционный Китай эта песня привнесла полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для молодого поколения она стала символом разочарования в отношении реалий китайского общества, отражением сложных политических и культурных процессов. Старшее поколение восприняло песню, скорее, как символ невыполненных обещаний правящего режима. Кстати, до 1990-го года китайские рок-исполнители не выпускали свои песни, а давали концерты в “клубах”, это было связано с жестким идеологическим напором текущего режима.

Промежуток между 1988-м и 1993-м стал периодом расцвета рок-движения в Китае, и, пожалуй, одна из самых ярких групп этого времени – это Tang Dynasty, которая является первой группой в Китае в жанре хэви-метал.


Китайская heavy-metal группа Tang Dynasty

1994 год ознаменовал спад рок-движения, что было связано с жесткими рамками коммунистической партии, которая установила цензуру и ограничение рока, так как он раскрепощает молодежь и дает ложные ориентиры. Но и в этот тяжелый период были группы, которые или приспособились под рамки и перешли в жанр кантро-поп, или такие как Хэ Юн, активно сопротивляющиеся тем правилам и исполняющим музыку в стиле панк, ска, метал.

По сути, новый виток развития китайского рока случился в 2003 году при совместном концерте Cui Jian с The Rolling Stones. Этот концерт открыл китайский рок всему миру. С этого момента в Китае пошло активное развитие рок-музыки в жанре пост-панк, а также известность и популярность стали набирать стили visual key и готик-рок. На данный момент времени рок-музыка в Китае – это не основное, но развивающиеся направление.

Статью подготовил

«Афиша+» вместе с самым читаемым русскоязычным ресурсом о Китае Magazeta продолжает серию материалов, посвященных современной китайской музыке. На этот раз рассказываем об инди-роке. Вас наверняка долго мучил вопрос: китайский инди-рок, какой же он?!

В каждом материале можно будет найти видео с экспертным мнением известных музыкантов, согласившихся послушать составленный нами плейлист для того или иного жанра. На этот раз экспертами выступили участники групп« Сегодняночью» и «МультFильмы».

Carsick Cars

Говорят, в туалете знаменитого пекинского клуба D-22 есть надпись« Я люблю свою маму, я люблю свою страну и я люблю Carsick Cars». Принято считать, что Carsick Cars стояли у истоков китайской инди-сцены, расцветшей буйным цветом в последние десять лет. До них о таком явлении, как независимая рок-группа, выступающая перед небольшим количеством слушателей, и речи не могло идти. На официальном сайте Carsick Cars так и написано: «Наверное, лучшая инди-группа Китая».

Carsick Cars - бесстрашные бунтари(например, в их арсенале есть песня с актуальным и для российских интернет-пользователей названием« Лучший VPN на данный момент»), они не боятся смешивать отличные поп-мелодии со стеной гитарного шума(Sonic Youth - их главные кумиры), а концерты группы - это всегда выброс дикой, долго сдерживаемой энергии.

За время своего существования группа выпустила три лонгплея - «Carsick Cars»(2007), «You Can Listen, You Can Talk»(2009) и «3»(2014) - и один раз сменила состав: басист и ударник ушли и сформировали дуэт Soviet Pop . Carsick Cars активно гастролируют далеко за пределами своей родины: группа выступала на Primavera Sound в Барселоне и на SXSW в Остине, Техас. Если верить« Гуглу», то на начало октября у группы запланированы выступления в Канаде(Калгари и Ванкувер) и США(Сан-Франциско и Нью-Йорк).

« Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?» - «Ну да, откуда узнал?» - «Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае»

Западному слушателю Carsick Cars открыл известный американский музыкант и продюсер Мартин Аткинс, выпустивший в 2007 году сборник современной китайской музыки« Look Directly Into the Sun: China Pop 2007» по итогам своей поездки в Пекин. В том же году группа должна была выступить на разогреве у Sonic Youth в Пекине, но концерт легендарных американцев был отменен в последний момент, якобы из-за того, что они поддерживают движение« Свободу Тибету».

«Я сидел в своем номере в Пекине и смотрел CNN, - рассказывал Аткинс в интервью Chicago Reader . - Как только пошла новость о стрельбе на границе с Тибетом, экран стал черным и через некоторое время на нем появился кто-то из китайского правительства, сообщивший, что никакой стрельбы не было, все это фигня. Я связался с одним из местных: „Ты видел? Что происходит?“ - „Видел что?“ - недоумевал он. - „Ну CNN же!“ - „Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?“ - смеясь спросил он. - „Ну да, откуда узнал?“ - „Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае“».

В 2007 году Carsick Cars все-таки выступили на разогреве у Sonic Youth в их европейском туре на концертах в Праге и Вене.

New Pants

Свою первую пиратскую кассету Пэн Лэй купил в 1990 году в родном Пекине по дороге из школы домой. «Это был какой-то альбом Bon Jovi, - вспоминает он. - Было круто слушать иностранную музыку, но мне не понравилось. Потом была Nirvana, но на них я тоже не подсел. И только когда я купил кассету с Ramones, понял, что нашел свое. Тем более, что кассеты с панк-музыкой стоили гораздо дешевле: их продавали всего за 5 юаней, тогда как кассеты с хэви-металом столи целых 50».

Спустя 5 лет Пэн Лэй вместе со своими школьными друзьями создал группу New Pants, одну из самых ярких и самобытных в современном Китае, и уж точно самую неугомонную. За время своего существования New Pants выпустили восемь альбомов, съездили в тур по Австралии, сыграли серию концертов в Лондоне и выступили на «Коачелле».

Сначала ребята, конечно же, ориентировались на любимых Ramones и прочих представителей классического панка, но потом переключились на остроумный дэнс-панк, замешанный на диско и восьмидесятническом британском синтипопе. «New Pants звучат, как саундтрек к классической видеоигре Fantasy Zone, записанный Ramones и Daft Punk под кайфом», - написал как-то о группе The Guardian.

Ролик, ярко демонстрирующий эволюцию New Pants с 1998 по 2009 год. В конце клипа основатели группы Пэн Лэй и Пан Куань под песню« Go East» изображают китайских чиновников на прогулке.

Оба постоянных участника New Pants - фронтмен Пэн Лэй и клавишник Пан Куань - отучились в Пекинском университете искусств(на режиссера и дизайнера соответственно), что, конечно же, не могло не сказаться на их музыкальной деятельности. Достаточно посмотреть на оформление обложек их альбомов или увидеть их смешные и необычные видео. Кстати, юмор - важнейший элемент творчества New Pants: несмотря на весь успех(а в Китае они - настоящие рок-звезды), участники группы отказываются относиться к себе серьезно.

Помимо своей деятельности в New Pants Пэн Лэй известен как мультипликатор, автор пластилиновых мультфильмов, самые известные из которых - «Peking Monster» и «Panda Candy»(представьте себе немного странную китайскую версию« Уоллеса и Громита»).

Queen Sea Big Shark

Зачастую довольно легко определить, на кого хочет быть похожа та или иная китайская группа. Queen Sea Big Shark - это китайские Yeah Yeah Yeahs, такая ассоциация возникает сразу же. Достаточно увидеть их эпатажную вокалистку Фу Хань или услышать практически любой сингл группы.

Так же, как и нью-йоркцы, Queen Sea Big Shark сначала выпустили грубый гитарный альбом(дебютный« Queen Sea Big Shark» 2007 года), а на втором лонгплее« Wave» ‎(2010) поменяли гитары на синтезаторы. Но это совсем не значит, что у Queen Sea Big Shark нет своего лица. На своем третьем альбоме« Beijing Surfers" Adventure», вышедшем весной этого года, ребята вовсю экспериментируют. «Тут вам и джаз, и танцевальная музыка, и хип-хоп в духе Gorillaz, и даже ситар», - уверяет гитарист группы Цао Пу.

«Когда я была подростком, у нас было очень мало источников информации, между нами и остальным миром была пропасть, - рассказывает Фу Хань о влиянии западной музыки на творчество группы в недавнем интервью пекинскому Time Out. - Со временем эта пропасть становилась все меньше и меньше, и совершенно естественно, что мы начали повторять за всем остальным миром. Но я не думаю, что при столкновении с западной культурой мы потеряли свою индивидуальность».

Queen Sea Big Shark собрались в 2005 году, записали демо« Hard Heart» и выложили его в сеть. За три месяца песню« Nonono» скачали десять тысяч раз, и вскоре группа подписала контракт с лейблом Modern Sky. С тех пор Queen Sea Big Shark выпустили три альбома, съездили с еще двумя пекинскими группами в тур по США под девизом« Sing for China» и эксклюзивно для Converse записали сингл« Let"s Play».

Своим названием группа обязана безымянному шутнику, поставившему на берегу озера Хоухай в Пекине знак с предупреждением: «Это мое озеро, даже не думай к нему притрагиваться! Я - Королева моря большая акула».

В 2014 году Queen Sea Big Shark выступили во Владивостоке на фестивале V-Rox, основанном фронтменом группы« Мумий Тролль» Ильей Лагутенко. «Queen Sea Big Shark могут с первой песни завести публику, которая вообще ничего не знала об их существовании раньше», - поделился своими впечатлениями Лагутенко после фестиваля.

Mr. Sea Turtle

На мандаринском наречии словосочетание« морская черепаха»(sea turtle) означает студента, который возвращается после учебы за границей и применяет полученные навыки на родине. Но инди-рок-трио Mr. Sea Turtle называется так совсем не поэтому. Дело в том, что морские черепахи - любимые животные фронтмена группы Ли Хунци.

«Наш басист сказал, что „Mr. Sea Turtle“ звучит круто, ну, мы и решили так называться, - говорит музыкант в одном из интервью. - Мы никогда не учились за границей, для этого наш английский слишком фиговый».

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Денис Бояринов

Лидер заслуженной китайской рок-группы P.K. 14 Ян Хайсонг рассказал о том, как трудно было рокеру в Нанкине и чем он обязан Виктору Цою


Рок в Китае называют «яогунь» - yaogun, и появился он не так давно - в 1986-м, когда певец Цуй Цзянь, местный Боб Дилан и Джон Леннон в одном лице, исполнил знаменитую песню «Ничего нет» , ставшую гимном студенческих волнений конца восьмидесятых. Кстати, Цуй Цзяня можно назвать и китайским Цоем, потому что по отцу он - кореец.

Заслуженная китайская группа P.K. 14, собравшаяся в 1987-м, играет рок, похожий на русский и чем-то обязанный Виктору Цою. Несмотря на то что молодые китайские музыканты почти поголовно переключились на английский, для участников P.K. 14 по-прежнему важно в песнях послание - тексты, которые лидер и вокалист группы Ян Хайсонг, в жизни похожий на тихого учителя географии, кричит на мандаринском языке. Для его поколения, нынешних 30-летних и 40-летних, рок был верой, которую они не могут предать. Познакомившись с Яном Хайсонгом во время фестиваля Vladivostok Rocks , ДЕНИС БОЯРИНОВ записал его рассказ о новом альбоме «1984», записанном P.K. 14 со знаменитым саунд-продюсером Стивом Альбини, и о прошлом и настоящем яогуня. Судя по его рассказу, у китайского рока и русского времен его расцвета в 1980-х очень много общего.

Первая волна рок-музыки поднялась в Пекине и Шанхае в начале 1980-х. Стали появляться китайские группы, которые были преимущественно хеви-металлические. Я начал слушать китайский рок где-то в 1983-м - тогда мне было 20 лет. Я ловил эти группы на радио. Тогда же стали появляться кассеты, на которых записывались западные группы. Кассеты были дешевы, и на них можно было найти любую музыку. Они расходились из рук в руки. Мы многому научились благодаря этим кассетам.

Когда я начал играть на гитаре, я стал играть шестидесятнический рок - музыку хиппи, потом перешел к панку - Clash и Ramones . Группу P.K. 14 я основал, чтобы играть только постпанк - в стиле Joy Division , Cure , Siouxs ie and the Banshees и Bauhaus .

Мой партнер по группе - басист А Донг переехал в Нанкин в 1986-м и основал там свою группу Shit Dog - они играли злой хардкор. P.K. 14 и Shit Dog были самые большие рок-группы в Нанкине, хотя мы, конечно, были и остаемся в андеграунде. Когда группа А Донга распалась, мы стали играть вместе.

P.K. 14 - «Behind All Ruptures»


Власти Китая никогда не приветствовали рок-музыку. В 1980-е она существовала на полулегальных условиях. Но для моего поколения рок был как религия. Рок-музыка - это была возможность оказаться в другом мире, абсолютно противоположном тому, в котором живет большинство китайцев. Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире. Они сидели целыми днями, запершись дома, и играли на гитарах. Пропускали мимо ушей то, что им твердили учителя и родители. Все мои друзья, которые слушали рок, в свои 20 и 30 жили без работы. Они не смогли бы никуда устроиться, да и не хотели. Зарабатывали от случая к случаю. Жили впроголодь. Копили деньги на кассеты и CD . Это была трудная жизнь.

Когда мы начинали играть - в конце 1980-х - никаких рок-клубов в Нанкине не было. Мы играли в случайных барах. Всю аппаратуру приносили сами - инструменты, усилители, колонки, абсолютно все. Это был полный DIY (do-it-yourself . - Ред. ). Бывали такие истории, что мы успешно выступали и договаривались с владельцем выступить в следующую субботу. Приходили через неделю, а он нам говорил: нет, я передумал, мы не хотим тут никакого шума. Люди не покупают пиво из-за вашей музыки. Врал нам в лицо. Мы говорили - хорошо, разворачивались, нагруженные оборудованием, и уходили искать другой бар. Таких случаев было много. Выступали мы бесплатно - за вход денег не брали. Нам было трудно - поскольку в Нанкине музыкальная сцена не так развита, как в Пекине или Шанхае. Мы не могли найти человека, который бы стал нашим промоутером или директором. К тому же Нанкин - маленький город по китайским меркам, там живет около 8 миллионов человек.

Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире.

Сейчас дела в Китае с рок-музыкой стали намного лучше. Намного-намного. Сейчас в Пекине есть уже где-то около десятка площадок, которые специализируются только на рок-музыке: это бары, клубы или залы. В 2004-м P.K. 14 поехали в свой первый тур по Китаю; мы дали 21 концерт в разных городах - самых маленьких, даже не столицах провинций. В некоторых городах мы были первой рок-группой, которая приезжала с гастролью. С тех пор мы уже четырежды ездили с турами по Китаю, и с каждым разом городов в нашем расписании становится все больше. Скоро мы поедем в очередной тур с новым альбомом «1984» - в нем уже 32 города, в некоторых мы никогда прежде не были. Ситуация улучшается - появляются новые площадки, люди, которые ими занимаются, становятся более профессиональными. Все развивается, и очень быстро.

Стиву Альбини мы просто написали письмо. Потому что мы давно мечтали о том, чтобы нас записал Альбини. Мы большие поклонники его групп Shellac и Big Black .

Все наши предыдущие пластинки мы записали со шведским продюсером Хенриком Ойей, и эта тоже не исключение - мы доводили ее до ума в Швеции. Но нам очень хотелось поехать в Чикаго и реализовать мечту. Нас поддержал наш лейбл Maybe Mars , один из двух китайских рок-лейблов, - дал бюджет. Мы написали письмо, представились, узнали расценки - на ваши деньги это примерно 50 тысяч рублей за один день сессии. Согласовали график - это было самым трудным. Мы записались у Альбини за 5 дней. До этого он писал сольный альбом Ким Дил из Pixies . А после поехал в тур с Shellac . Это было счастьем - работать с одним из лучших саунд-инженеров мира.

Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

В Китае большинство групп, особенно молодые, предпочитают английский. Их можно понять - это международный язык для рок-музыки. Я пишу и пою тексты на мандаринском. Так сложилось с самого начала - и это для нас естественный путь. Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

К тому же то, что мы поем на родном языке, совершенно не означает, что мы не будем поняты жителями других стран. Например, два моих любимых русских исполнителя - это группа «Кино» и Владимир Высоцкий, которые пели на русском. Может быть, я не понимаю все, о чем они поют, но я очень хорошо это чувствую.

Кроме того, у большинства китайских рок-групп плохой английский, просто ужасный. Они поют на Chinglish . Ни о чем. Отстой.

Многие люди в Китае считают, что мы исполняем политизированные песни. Но мы не выступаем в песнях с критикой коммунистической партии, мы поем о том, что нас окружает, - о повседневной реальности. Для нас все - политика.

Одна из наших самых известных песен, «This Red Bus» , была вдохновлена группой «Кино». Мой друг показал мне перевод песни «Электричка» - о том, что поезд везет меня туда, куда я не хочу. Я был невероятно восхищен этим образом - и написал свою песню примерно о том же.

Наш новый альбом называется «1984». Как книга Джорджа Оруэлла - и уже по названию можно понять, о чем этот альбом. Оруэлл нарисовал в своей книге мрачную картину будущего, но для нас в Китае «1984» - это самое настоящее.

Послушать альбомы P.K. 14 можно .

5 лучших новых китайских рок-групп по версии Яна Хайсонга

WangWen
Построк из Даляня.

8 Eye Spy
Ноу-вейв из Нанкина.

Carsick Cars
Нойз-рок из Пекина.