Название основных видов транспорта на английском. Чтение слов — названий транспорта

Итог занятия

Тема «Звуки р, р"»

1. ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО

Материал. Изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.

Ход занятия

1. Оргмомент |

Психогимнастика

Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганно-" го Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

Введение в тему занятия

Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.


Алло, это детский сад «Колокольчик»? С вами говорит кот Мат-роскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки р, р".) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки р, р".

4. Развитие фонематических представлений. Произно
шение звуков р, р" в словах

Кто нас ждет в Простоквашине? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки р, р". Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.) Какое сейчас время года? (Весна.) Значит дяде Федору нужны... (куртка, брюки) и на ноги... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки р, р". (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.) Галчонку купим... (крупу). Печки-ну подарим... (ручки и карандаши), Шарику - ... (фоторужье), дяде Федору - ... (грабли, мини-трактор).

5. Звуки р, р" в предложениях. Падежное управление

Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.

А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) Дети здороваются.

Кому и что мы привезли в подарок? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т.д.

Физминутка

Поможем дяде Федору вскопать огород.

Мы лопатки взяли, Семена рядами



Грядки раскопали. Дружно мы сажали,

Грабли в руки взяли, А потом водою

Грядки разровняли. Теплой поливали.

Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.


Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)

7. Словесный анализ предложения

Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу).

Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.

8. Звуко-слоговой анализ и синтез слов

Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».

Логопед говорит от имени дяди Федора.

Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.) Продолжаем мы игру - где слова со слога ру? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но ... (рано, нора), со, ро... (роса), ро, до, га... (дорога), ре, ка... (река), ки, ра... (раки).

А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак (кот - танк - каша - арбуз...).

9. Творческие задания детей

Какое слово придумал Витя, если в нем первый звук р, последний - а? (Радуга.)

Аналогичные задания придумывают и загадывают дети друг другу.

А теперь, дети, отгадайте ребус - на рисунке нарисована рыба и буква к. (Рыбак.)

10. Чтение стихотворения

Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.

В тихой речке у причала - На рыбалке я была.

Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака

Здравствуй! Дядю Федю-чудака.

Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался?

Как дела? - Нет, ушел, хитрец! Сорвался!

Е. Чеповецкий

11. Чтение слов

Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке - слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.) Под ним - слово из


четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это? (Рама.) Ниже - слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу? (Без ручки.)

Выкладывается слово ручка.

Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета.)

Слова составляются друг под другом и прочитываются.

Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашине.

Итог занятия

Тема «Звуки р, р"»

Материал. Картинки с изображением птиц (воробей, сорока, ворона, свиристель, тетерев, куропатка, рябчик, журавль, грач, гагара, стриж, снегирь, скворец); зимний и весенний пейзажи; кормушка; цветовые символы звуков; Незнайка.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки. Покажите, как он вырывался, как болело у него крылышко.

Цели:

  1. Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов.
  2. Усвоение программных тем: “Буква, звук”, “Слоги”, “Гласные, согласные”, “Ударение”.
  3. Реализация всех видов речевой деятельности:
  4. слушания, говорения, письма и чтения.
  5. Закрепление лексической темы “Транспорт”.
  6. Развитие мелкой моторики руки.

Материал: большой конверт с призами, мяч, вагончики с картинками, палочки, карточки с картинками, образец кораблика из палочек.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Смотрим широко,
Всё запоминаем,
А время не теряем.

2. “Ребята, к нам пришло письмо из страны знаний. В этом письме есть для вас сюрприз, но чтобы открыть его нужно отклеить марки. Каждая марка – это для вас задание. Выполнили задание – отклеили марку и так пока не останется ни одной. А в конце вас ждёт долгожданный сюрприз”.

3. Марка “Мяч”.

Из чего состоят слова?

Что такое звук?

Что такое буква?

Какие бывают буквы?

Как определить количество слогов в слове?

Что такое односложные слова? двусложные слова? трёхсложные слова? Приведите примеры. Игра с мячом.

4. Марка “Тетрадка”.

Работа в тетрадях.

Дети определяют в названии картинки соответствующий цифре слог, и составляют из слогов новое слово, которое записывают в тетрадь.

Карточка № 1.

  • скакалка – 3 слог, термос – 2 слог – катер .

Карточка № 2.

  • рама – 1 слог, пакеты – 2 слог, карета – 3 слог – ракета .

Карточка № 3.

  • малина – 1 слог, уши – 2 слог, балерина – 4 слог – машина .

Карточка № 4.

  • лиса – 2 слог, море – 1 слог, лётчик – 1 слог – самолёт .

Гимнастика для глаз.

Дети следят глазами за движением макета машины.

Работа над предложением. Писать проговаривая. Графическая схема предложения.

У машины четыре колеса.

Минутка для отдыха.

Какие виды транспорта вы знаете? Теперь мы с вами поиграем. Если я назову наземный транспорт – руки вперёд, если воздушный – руки вверх, подземный – нужно присесть, водный – имитируем рукой движение волны.

5. Марка “Ухо”.

Слушаем два слова. Какие звуки в каждой паре слов разные? После того, как дети назвали звук, показать им табличку с парой слов. Учащиеся должны прочитать и увидеть глазами разные буквы в словах.

6. Марка “Цифры”.

Работа с цифровым рядом. Сколько звуков в слове? Какой первый, последний, гласный звуки? Сколько в слове слогов? Почему?

Слова: куст, стук, пила, ромашка.

Минутка для отдыха.

Хлопнуть в ладоши, если в рассказе услышите название транспорта.

Летом Лиза и Валера поехали отдыхать на море к дедушке. Они сели в такси и поехали на вокзал. Всю дорогу с интересом дети смотрели в окно. Вот мимо них проехал грузовик. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на самокатах, а девочки прыгали через скакалку. На вокзале было очень шумно. Люди спешили на поезд. Мы быстро нашли свой вагон. Поезд тронулся, и ребята с радостью захлопали в ладоши. Через три дня на перроне их встречал любимый дедушка на автомобиле.

Вспомнить, какой транспорт я называла.

7. Марка “Вагончик”.

Нужно разложить картинки в три вагончика. Каждый вагон имеет цифру, которая указывает сколько слогов должно быть в названии картинки.

8. Марка “Азбука”.

Чтение столбиков слов по карточкам. У каждого ученика своя карточка. Чтение коллективно, индивидуально, по цепочке, по заданию логопеда.

Обратить внимание детей, как менялся слоговой состав слов.

9. Марка “Палочки”.

Сложить из палочек кораблик по образцу.

К какому виду транспорта он относится?

По реке плывёт корабль,
Он плывёт издалека.
Ветер парус надувает,
Не догнать кораблик наш!

10. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Дети получают долгожданные призы. В качестве призов можно предложить сборные игрушки из упаковки с семечками для развития мелкой моторики руки.

Уважаемая, Грамота!
Спасибо за быстрый ответ, но… он меня несколько ОЗАДАЧИЛ.
1. Приведенное вами корректное оформление плохо встраивается в заголовок поста:
a. из-за громоздкости (длины) такого оформления;
b. из-за небольшой ширины самого поста.
Вот пример, как такие заголовки будут выглядеть:
1 пост: 1-й ответ из 3. ЖЕНЩИНА – ЛУЧШИЙ ДРУГ…
2 пост: 2-й ответ из 3. ЖЕНЩИНА – ЛУЧШИЙ ДРУГ…
3 пост: 3-й ответ из 3. ЖЕНЩИНА – ЛУЧШИЙ ДРУГ…
Сейчас у меня на видеоблоге это выглядит так:
1 пост: 1из3 ЖЕНЩИНА – ЛУЧШИЙ ДРУГ…
2 пост: 2из3 ЖЕНЩИНА – ЛУЧШИЙ ДРУГ…
3 пост: 3из3 ЖЕНЩИНА – ЛУЧШИЙ ДРУГ…
2. Я, читая ответы на вашем сайте, с недавних пор стал считать, что писать «1-ый ответ» – некорректно, а правильно – «1 ответ». Что я понял не так – поясните, пожалуйста?
ВОПРОС: допустимо ли такое оформление: 1 из 3. ЖЕНЩИНА – ЛУЧШИЙ ДРУГ... (У меня возникли сложности с постановкой как кавычек, так и вопросительного знака). Использование «капсовости» (написания заглавными буквами) насколько я знаю НЕ отрегулировано в русском языке, а значит… НЕ противоречит ему. Может такая же ситуация и с конструкцией «1 из 3.». Если я не прав – поправьте.
Для большего прояснения моей НЕОБХОДИМОСТИ в использовании связанных заголовков постов достаточно набрать в гугле «культуризм» и на верхней строчке будет мой блог (никнейм такой же; тоже самое можно сделать и в поиске в ютубе).
Буду признателен за Ваш ответ.

Конечно, возможен и более сжатый способ оформления. Например, можно использовать косую черту: 1/3, 2/3.

Вопрос № 270443
Здравствуйте!
Нужно ли обособлять запятыми в это м предложении: "Цветы тонкой синей с фиолетовым отливом полосой подчеркивали скалы"?

Ответ справочной службы русского языка

В это м предложении не требуются запятые.

Вопрос № 270436
Здравствуйте! Я задавала свой вопрос и уже получила от вас ответ. Но поняла, что в моем вопросе ошибка. Мой коллега утверждает, что слово "урок" можно и нужно переносить так: ур-ок. Точно так же он предлагает переносить слова ёжик (ёж-ик) и ящик (ящ-ик). Разве это верно?
Заранее благодарю за разъяснения.
ProKiBo

Ответ справочной службы русского языка

Такой перенос неудачен. Перенос позволяет экономить место на строке, но здесь экономия неочевидна: в случае со словом урок на строке остается 3 знака (вместе со знаком переноса) вместо четырех, а вот читаемость текста падает значительно (из-за того, что место переноса не совпадает со слогоразделом).

Вопрос № 270433
Является ли в русском языке аббревиатура "Inc." словом, или это графическое сокращение, которое нельзя назвать самостоятельным словом?

Ответ справочной службы русского языка

У нас нет однозначного ответа. Графические сокращения обычно произносятся как полные слова. Обычно мы не говорим так: 25 кагэ (вместо 25 килограмм). Но в некоторых случаях графическое сокращение может стать самостоятельным словом.

Вопрос № 270430
Подскажите, пожалуйста, как правильно: "В переулках, ответвлявшихся от улиц/улицы Сен-Дени и Сен-Мартен..."?

Ответ справочной службы русского языка

Это две разные улицы, поэто му верно: В переулках, ответвлявшихся от улиц Сен-Дени и Сен-Мартен.

Вопрос № 270428
Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста, как все-таки будет правильно: "сойти с рельс" или "сойти с рельсов"? Насколько я помню нас учили - "... с рельс".

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта корректны, при это м предпочтение отдается варианту рельсов.

Вопрос № 270427
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужно ли тире после слова «это » в предложении «Хоть мне и наплевать на геев, это - отдает средневековьем»?

Ответ справочной службы русского языка

По основному правилу тире не нужно. Возможна только постановка авторского, интонационного тире.

Вопрос № 270420
Добрый день!
Прошу Вас разъяснить в предложении:
О наделении полномочиями начальника управления ю.панферову (жен) правом.....
Фамилия будет использована в родительном или винительном падеже и почему?
И. Панферова
В. Панферову
Р. Панферовой

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слово наделение требует формы родительного падежа. Проверить это можно, заменив фамилию на любое существительное, например: О наделении женщины (не о наделении женщину ). таким образом, верно: О наделении Ю. Панферовой полномочиями начальника управления.

Вопрос № 270418
как правильно писать в тексте "не доступны", или "недоступны"?:

"Мобильный телефон и почта будут не доступны"

Ответ справочной службы русского языка

В это м случае недоступны лучше писать слитно.

Вопрос № 270416
Является ли аббревиатура Inc. словом?

Ответ справочной службы русского языка

В английском языке это сокращенное слово. Например, в названии компании - сокращенное Incorporated.

Вопрос № 270409
Здравствуйте, как правильно в это м четверостишии расставить знаки препинания?

Моя душа играет с музой,
Дуэт вокала и скрипачки.
И скрипка дышит в их союзе,
Как человек, смеясь и плача.

И как будет правильно в предложении

Играй скрипач планетам, звездам.

Играй кому? или для кого?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация в четверостишии верна. Беспредложное управление возможно, равно как и предложное. Если скрипач – обращение, его необходимо выделить запятыми.

Вопрос № 270405
Грамота, подскажи! Можно ли писать слово "Кремль" с прописной буквы в значении резиденция правительства, если имеется виду Нижегородский кремль и нижегородское правительство? В Нижнем Новгороде, так же как и в Москве, правительство заседает в кремле.

Ответ справочной службы русского языка

Можно, но делать это не обязательно.

Вопрос № 270404
Будьте любезны, просветите, пожалуйста. Как сказать (написать) правильно: в горах Гималаи или в горах Гималаях. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: в Гималаях (уточнять, что это горы, не обязательно).

Вопрос № 270397
Здравствуйте! Один из моих коллег - профессор, преподаватель русского языка в одном из столичных вузов - утверждает, что слово "урок" можно и нужно переносить так: у-рок. Мне кажется, это неверно. По крайней мере, в учебниках для начальной школы среди примеров переноса такого типа слов (ёжик, ящик) нет. Кто из нас прав? Заранее благодарю за разъяснения.

Ответ справочной службы русского языка

Переносить слово так нельзя, но можно так делить на слоги.

Вопрос № 270385
Здравствуйте!
Даже не знаю, в каком разделе какого справочника искать ответ на свой вопрос...
Вопрос такой: правильно ли расставлены знаки препинания в это м предложении?

Согласно теории Брёнстеда, вещества, способные отдавать протон, - это кислоты, а СПОСОБНЫЕ ПРИНИМАТЬ ПРОТОН - основания.

Здесь "способные принимать" - это подлежащее??? И запятая после него не нужна???
Вообще предложения такого типа (с пропущенными словами) встречаются довольно часто, особенно в устной речи. Нет ли где справочника по ним? А то бывает очень сложно...
Вот ещё пример: "Группа учеников, прошедших конкурс, поедет в лагерь, а не прошедших - останется дома". (Мысль о том, что предложение безграмотно в целом, опустим;)) Пускай здесь "не прошедших" - подлежащее. Тогда почему оно пишется раздельно? (А я уверена, что пишется раздельно: есть зависимое слово "в лагерь".)

Ответ справочной службы русского языка

Ваш вариант расстановки знаков препинания в предложении с пропущенным определяемым словом корректен.

Раздельное написание частицы НЕ - поскольку зависимое слово подразумевается (пропущено).

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Задачи: способствовать формированию у детей интереса к чтению; провести профилактическую беседу о дорожно-тран­спортных происшествиях; способствовать развитию познава­тельных психических процессов - внимания, мышления, речи, фонематического слуха; учить читать слоги с буквой ы в раз­личных ударных позициях.

Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки, набор карточек.

Ход занятия

1. Чтение трехсложных слов.

Сегодня мы поговорим о транспорте. Но сначала мы по­строим поезд, где все буквы «дружат» с буквой Ы.

Педагог берёт большой кубик, где написаны все гласные, об­разующие один звук, и, поворачивая, произносит протяжно все звуки.

Давайте найдём кубик с буквой Ы. Поставьте его на по­лочку..

Дети выполняют.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы - видим и пи­шем. А теперь выложите на полочку по три кубика со слогами с буквой 61 - это вагончики.

Дети под руководством педагога выкладывают на полочку через небольшие промежутки по три кубика.

Чтобы поезд набрал хорошую скорость, вы должны прочи­тать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговаривайте его протяжно, а безударные слоги говори­те коротко.

Дети читают необычные трехсложные слова, где все буквы «дружат» с буквой Ы, голосом выделяют ударные слоги.

ГЫТЫЗЫ - ГЫТЫЗЫ - ГЫТЫЗЫ - ЛЫКЫСЫ -

ЛЫКЫСЫ - ЛЫКЫСЫ - ДЫФЫГЫ - ДЫФЫГЫ -

ДЫФЫГЫ - выкыпы - выкыпы - выкыпы

2. Работа над развитием фонематического слуха.

Отгадайте, о каком транспорте я говорю:

Педагог демонстрирует рисунок с изображением машины.

Пьёт бензин как молоко,

Может ездить далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

В слове «машина» есть звук [а]. Он встречается два раза. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В се­редине и в конце.)

«машина».

Дети хлопают три раза.

Сколько же частей в слове «машина»? (Три.)

Сколько гласных в слове «машина»? (Три.)

Определите ударный звук. Позовите машину: «Маши-и-и-на, приезжай к нам!».

Дети повторяют.

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [и]. Он ударный.)

А это какой транспорт?

1) Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками.

2) Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда.

Педагог демонстрирует рисунок с изображением троллей-

В слове «троллейбус» есть звук [у]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В конце)

А какой это звук: гласный или соглахнЫЙ? (Гласный.)

Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове «троллейбус».

Дети хлопают три раза.

Сколько же частей в слове «троллейбус»? (Три.)

Сколько гласных в слове «троллейбус»? (Три.)

Определите ударный звук. Позовите троллейбус: «Тро[а]лле-[э]-[э]-йбус, приезжай к нам!».

Дети выполняют.

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [э]. Он обозначен буквой е. Он ударный.)

Ну а этот вид транспорта знаком каждому:

Не нужны мне провода,

Могу ездить хоть куда.

Хоть в четверг, а хоть в субботу

Отвезу вас на работу,

В школу, в ясли, в детский сад -

Я пассажирам очень рад.

Педагог демонстрирует рисунок с изображением автобуса.

В слове «автобус» есть звук [а]. Где он находится: в нача­ле, середине или в конце слова? (В начале.)

А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)

Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове

«автобус».

Дети хлопают в ладоши три раза.

Сколько же частей в слове «автобус»? (Три.)

Сколько гласных в слове «автобус»? (Три.)

Определите ударный звук. Позовите автобус: «Ав[ф]то-о-о-бус, приезжай к нам!».

Дети выполняют. ч

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [о]. Он ударный.)

Как одним словом можно назвать все три вида транспорта? (Пассажирский.)

А этот вид транспорта чем отличается от тех, которые мы уже назвали?

Есть на свете такая лопата

И крива она, и горбата.

Но копать начинает она

Сто лопат заменяет одна.

Педагог демонстрирует рисунок с изображением экскава­тора.

Это грузовой транспорт. В слове «экскаватор» есть звук [э]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В начале.) "

А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)

Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове

«экскаватор».

Дети хлопают в ладоши четыре раза.

Сколько же частей в слове «экскаватор»? (Четыре.)

Сколько гласных в слове «экскаватор»? (Четыре.)

Определите ударный звук. Позовите экскаватор: «э[и]кскава-а-а-то[а]р, приезжай к нам!».

Дети выполняют.

Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [а]. Он ударный.)

3. Игровая часть (развиваем мышление, воображение).

К нам на занятие прилетел очередной житель другой пла­неты (инопланетянин). Посмотрите, на каком транспорте он прилетел?

Ответы детей.

Он, как и все инопланетяне, умеет читать, но не умеет раз­говаривать. Хотите узнать его имя? Возьмите два кубика: ФЫ иКЯ

Произнесите слово так, чтобы ударение падало на звук [ы].

Дети зовут: «Фы-ы-ы-кя[а], иди к нам!».

А теперь произнесите слово так, чтобы ударение падало на звук [а], который обозначен буквой я.

Дети говорят: «Фы-кя-[а]-[а], иди к нам!».

Прочитайте ещё раз имя инопланетянина.

Дети читают в зависимости от того, где стоит ударение, «ФЫкя» или «ФыКЯ».

Познакомьтесь с ним, выложите из кубиков свои имена, а наш гость прочитает их.

Дети выкладывают кубиками свои имена.

Наш гость приготовил интересное задание.

Педагог раздаёт листы с изображением различных видов

Разделите предметы на три группы. Обведите каждую группу карандашом кривой замкнутой линией. Объясните свои решения. (Воздушный, наземный, водный транспорт.)

Вот ещё одно упражнение.

Педагог раздаёт детям листы с плоскостными геометри­ческими фигурами.

Определите, в каком ряду фигуры лежат правильно, если их расположили рядом, учитывая форму и размер. (В 3-м ряду.)

(образец одного из рядов)

Раскрасьте фигуры, которые разложены правильно. Дети выполняют.

А сейчас проверим, наблюдательны ли вы.

Внимательно осмотрите комнату, найдите и назовите пред­меты, в которых есть круг или шар, треугольник или конус, квадрат или куб.

Дети выполняют.

4. Итог занятия.

Что нового узнали?

Что интересного было на занятии?