Учебный проект правовые аспекты информационной безопасности. Информационная безопасность для различных пользователей компьютерных систем Кто следит за порядком в компьютерной сети

Правительство и Госдума РФ все настойчивее готовятся к созданию аналога Великого китайского фаервола. У будущей «национальной инфраструктуры Интернета» уже вырисовывается непосредственный куратор.

Первые шаги в плане контроля за пользователями Рунета были сделаны четыре года назад, когда был создан реестр запрещенных сайтов. В 2014 году истерия вокруг санкций между Россией и Западом вызвала новый шквал запретительных идей среди чиновников. Первой ласточкой стала идея сенатора Максима Кавджарадзе создать закрытую коммуникационную сеть «Чебурашка». Тогда же Роскомнадзор начал активно блокировать интернет-ресурсы. Только за 2014 год ведомство заблокировало 525 сайтов, реестр запрещенных сайтов пополнился 30 тыс. ресурсов. Тогда дискуссии о «Чебурашке» выглядели хоть и безрадостным, но все же отдаленным будущим. Однако «светлое будущее» наступило гораздо раньше ожидаемого.

Безопасные связи

Весной 2016 года в Минкомсвязи разработали поправки в Федеральные законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», недвусмысленно воссоздающие принципы Великого китайского фаервола. Суть их сводится к полному контролю российскими компаниями доменов.ru и.рф. Сейчас эти зоны контролирует Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ). Причем учредителями КЦ до недавнего времени выступали «Ассоциация документальной электросвязи», Российский НИИ развития общественных сетей, Союз операторов Интернет и региональная организация «Центр интернет-технологий». Единственное, чего в КЦ не было, − это государственного присутствия.
Поэтому в ноябре 2015 года в состав учредителей Координационного центра входят Министерство связи и массовых коммуникаций, а также Институт развития Интернета. Следом Минкомсвязи взялось за работу над указанными поправками. Результатом их принятия станет переход КЦ под полный контроль одной из госкомпаний. Среди основных кандидатов на управление Рунетом, по данным «Коммерсанта», госкомпании «Ростелеком», «Гипросвязь» и еще два государственных научно-исследовательских института − «Восход» и НИИ Радио. При этом источник издания причиной всему называет бизнес-интересы тех, кто инициировал появление «национальной инфраструктуры Интернета». Главным куратором железного интернет-занавеса выступает заместитель министра связи Алексей Соколов.


Заместитель министра Минкомсвязи РФ Алексей Соколов
Соколов − настоящий «серый кардинал» Минкомсвязи. Перевод Соколова из администрации президента в министерство изначально был связан с реализацией проектов в сфере информационной безопасности. Один из таких проектов нам всем хорошо известен − это одиозный «пакет Яровой». Интересно, что официальная биография Соколова аккуратно умалчивает о его деятельности в период с 2003 по 2008 год, ограничившись общим определением «государственная служба». Служил Соколов ни много ни мало советником директора ФСБ Николая Патрушева. Для Алексея Соколова Патрушев больше, чем просто начальник, он давний друг всей семьи Соколовых. Валерий Соколов замечен в знакомстве не только с высокопоставленными коллегами-силовиками, но и с лицами «с другой стороны баррикад». Так, четыре года назад «Новая газета» писала о контактах Валерия Соколова с одним из лидеров тамбовской ОПГ Андреем Хлоевым. Якобы через Соколова в середине 2000-х Хлоев планировал организовать собственную транспортную компанию и открыть таможенный терминал. Тогда же, по данным «Новой», Хлоев познакомился с одним из учредителей Национального фонда поддержки сотрудников правоохранительных органов полковником ФСБ в отставке Валерием Соколовым.
Сейчас Соколов-старший занимает пост председателя совета директоров компании «Новые Оборонные Технологии». Возглавляемое Соколовым предприятие выпускает вооружение для РВСН. «Новые Оборонные Технологии» входят в концерн «Алмаз-Антей», возглавляемый гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Кстати, именно под крыло Чемезова отданареализация «пакета Яровой». Пресловутая «национальная инфраструктура Интернета», очевидно, пойдет по тому же маршруту. Как смогут заработать на этом Соколовы? Пока на этот вопрос ответить сложно, но, зная опыт Валерия Соколова по превращению госпроектов в прибыльный личный бизнес, можно не сомневаться: он что-нибудь придумает.

Глава компании «Новые Оборонные Технологии» Валерий Соколов

Папа может!

Так, в начале «нулевых» государство энергично взялось за борьбу со «скручиваемыми» кассовыми аппаратами (позволяющими стереть данные и ввести нужные суммы), а точнее с «теневым» оборотом наличности. Задачу вернуть «серый нал» в казну взяло на себя ФСБ. Решение нашлось довольно быстро. Вся борьба со скручиванием касс сводилась к двум простым шагам: поместить внутри контрольно-кассового аппарата (ККТ) некий «черный ящик», который будет записывать все вводимые данные в зашифрованном виде, а сам ККТ запломбировать. Так появилась ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защитная).
С технической точки зрения, идея ЭКЛЗ оказалась провальной, поскольку хакеры довольно быстро вывели на рынок средства ее дешифровки, а значит и обнуления. Тем не менее ЭКЛЗ быстро внедрили в систему розничной торговли, где они существовали без малого полтора десятилетия и лишь сейчас, с переходом на онлайн-кассы, доживают последние дни. Выпускали ЭКЛЗ два предприятия в России − ФГУП «НТЦ «Атлас» в Москве и ОАО «Научные приборы». При этом, по состоянию на 2012 год, 74,25% «Научных приборов» принадлежала гражданам России, а вовсе не государству. Возглавляетсовет директоров компании никто иной, как Валерий Соколов. Громкая борьба с «теневой» экономикой переросла при этом в тихий частный бизнес.
Суть бизнеса проста, как все гениальное. Ведущий розничную торговлю предприниматель вынужден был покупать ЭКЛЗ и защитные пломбы. Плюс обслуживание, за которое тоже надо платить. По состоянию на 2007 год, ЭКЛЗ стоила 6,6 тыс. рублей при себестоимости порядка 20 долларов за единицу, а объем рынка составлял порядка 3,5 млн ККТ. В 2007 году среднегодовой курс доллара был 31,5 рубля. Путем нехитрых подсчетов мы получаем 21 млрд рублей чистой прибыли на одних только ЭКЛЗ. А ведь есть еще налоговики, которым нужны были производимые «НТЦ «Атлас» и «Научными приборами» приборы для дешифровки.


Депутат Госдумы РФ VI созыва Ирина Соколова
Кстати, на законодательном уровне появление и сохранение ЭКЛЗ лоббировала Ирина Соколова − супруга Валерия Соколова и мать замминистра Минкомсвязи Алексея Соколова. Ирина Соколова давно и прочно обосновалась в партийном списке «Единой России», сделав неплохую карьеру от помощницы Бориса Грызлова до депутата Госдумы РФ. Учитывая возможности компании «Научные приборы» и накопленный семейный опыт Соколовых, пользователей Рунета ждет настоящая соколиная охота. И вестись она будет за наш с вами счет.

Колесов Юрий Михайлович

Волик Руслан Владимирович

Предмет и класс

Информатика, 10-11 класс

Аннотация к проекту

Данный проект ориентирован на учащихся 10-11 классов, обучающимся на профильном уровне информатики и ИКТ в старшей школе.Данный проект направлен на изучение правовых аспектах информационной безопасности. В процессе изучения этой темы учащиеся знакомятся с понятиями информационной безопасности, информационного права, актами федерального законодательства и информационным правом.

В федеральном компоненте государственного стандарта по информатике и ИКТ среднего(полного) общего образования тема проекта представлена следующими дидактическими единицами.

Общественные механизмы в сфере информации (7 ч).

Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Роль стандартов в современном обществе. Стандартизация в области информационных технологий. Стандарты описания информационных ресурсов.

Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы. относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предот­вращения. Роль средств массовой информации.

Цели проекта

Обучающие цели

  • сформировать знания о видах информационных правонарушений и наказаний;
  • способствовать овладению знаниями о способах защиты информации;
  • изучить акты федерального законодательства в сфере информационной безопасности;
  • систематизировать знания о правах пользователя в сфере информационной безопасности;

Воспитательные цели

  • формирование готовности к сознательному соблюдению правовых норм;
  • воспитание уважения к законам и готовность исполнять закрепленные в них требования;

Развивающие цели

  • развитие умений работать с Интернет - ресурсами;
  • развитие умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
  • развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развитие умений сортировать информацию;

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Кто следит за порядком в сети?

Проблемные вопросы

1) Какие есть требования к защите информации?

2) Какими правами обладает пользователь?

3) Как владелец может защитить?

Учебные вопросы

1) Что такое информационное право?

2) Какие есть акты федерального законодательства?

3) Какие есть способы защиты информации?

4) Какие есть наказания за информационные правонарушения?

5) Какие есть самые грубые нарушения в сфере информационной безопасности?

План проведения проекта

Длительность проекта: 10 дней

Публикация учителя

Знания, умения и навыки

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Критерии оценивания презентации- Критерии оценивания презентации

Критерии оценивания Вики-статьи- Критерии оценивания Вики-статьи

Оценивание наблюдения группы-

Представьте себе ситуацию: в одной комнате собрались люди из разных стран и каждый разговаривает только на родном языке. Чтобы общаться друг с другом, они должны выработать стандартные правила и общий для всех словарь. Именно такой подход обеспечивает Интернету его удивительные возможности. Всемирная сеть представляет собой систему, в которой различные компьютерные сети обмениваются информацией с использованием стандартизированного набора правил. Без таких правил компьютерные сети не смогли бы связаться друг с другом.

Представим на минуту масштабы Интернета. Он представляет собой совокупность объединенных в общую сеть компьютерных систем, охватывающую весь земной шар. Функционирование Интернета определяется определенными наборами правил, которые называются протоколами. Действуя в соответствии с требованиями этих протоколов, компьютер получает возможность обмениваться информацией с другими подключенными к сети устройствами. Интернет опирается на гигантскую инфраструктуру маршрутизаторов, пунктов доступа к сети (NAP) и компьютерных систем. В состав системы входят также спутники, многие километры кабелей и сотни беспроводных маршрутизаторов, которые используются для обмена информацией между компьютерами и сетями.

Глобальная система

Это действительно глобальная система. Кабели связи проходят во всех направлениях по странам и океанам, пересекают границы и обеспечивают возможность подключения к сети из самых удаленных уголков земного шара. Интернет все еще продолжает расти. Ежедневно к нему подключается все больше компьютеров, различные организации и компании занимаются организацией доступа к Интернету в тех странах, где его еще нет.

Интернет представляет собой гигантскую систему, строящуюся из намного меньших систем. Если это единая система, есть ли у нее единый собственник? Есть ли некий человек или организация, которые контролируют Интернет? Может ли кто-то один владеть подобной структурой, охватывающей огромные территории? Хотите узнать - прочтите эту статью.

Как уже упоминалось ранее, Интернет работает благодаря тому, что в нем действует система правил, именуемых протоколами. В соответствии с этими протоколами, одни компьютеры могут передавать по сети информацию другим. Если бы не было протоколов, невозможно было бы гарантировать, что информация, отправленная одним компьютером, будет правильно распознана другим, отсутствовала бы даже уверенность в том, что эта информация попадет по нужному адресу.

Протоколы и правила

По мере эволюции Интернета должны меняться и протоколы. Кто-то должен заниматься разработкой и изменением правил. Есть несколько организаций, осуществляющих надзор над инфраструктурой и протоколами Интернета. Среди них:

  • Internet Society: Некоммерческая организация, занимающаяся разработкой стандартов Интернета, политики и учебных материалов.
  • Целевая группа инженерной поддержки Internet (Internet Engineering Task Force, IETF): Международная организация с политикой открытого членства, в которой имеется несколько рабочих групп. Каждая рабочая группа сосредотачивает свои усилия на отдельном направлении, например, на безопасности Интернета. Общей задачей всех рабочих групп является сохранение архитектуры Интернета и поддержание его стабильности.
  • Административный совет Internet по архитектуре сетей (Internet Architecture Board, IAB): IAB, являясь комитетом IETF, предназначен для надзора за созданием протоколов и стандартов Интернета.
  • Организация по присвоению имен и адресов в Интернет (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN): Являясь частной некоммерческой корпорацией, ICANN руководит Системой доменных имен (Internet"s Domain Name System, DNS) Задачей ICANN является обеспечение условий, при которых каждому доменному имени соответствует правильный адрес IP.

Internet Society и IETF являются организациями с открытым членством. В обеих организациях приветствуется участие в работе и членство экспертов в области Интернета. Они определяют принципы работы Интернета и пути его эволюции.

С другой стороны, ICANN является частной организацией. Есть люди, которых беспокоит привилегированное положение ICANN. Они объясняют свое настороженное отношение к этой организации тем, что ICANN обладает большой властью над теми, кто хотел бы зарегистрировать доменное имя. ICANN зарабатывает деньги, аккредитируя поставщиков, которых называют регистраторами. Регистраторы продают доменные имена отдельным пользователям и предприятиям. Если вы хотите зарегистрировать определенное имя, именно ICANN решает, возможно ли это осуществить.

Хотя ни одна из этих организаций не является собственником Интернета, каждая из них может влиять на его работу. У Интернета нет единого собственника. В то время, как структура Интернета тщательно проектируется и обслуживается, фактическое содержимое Интернета остается «неприрученным» киберпространством, которое мы все знаем и любим.

Собственники Интернета

Кто же фактически владеет Интернетом? На этот вопрос есть два ответа.

  • Никто
  • Множество людей

Если рассматривать Интернет как объединенную целостную систему, можно сказать, что им не владеет никто. Есть организации, которые определяют структуру Интернета и принцип его работы, однако они не являются его владельцами. Ни одно правительство и ни одна компания не могут претендовать на то, что Интернет принадлежит им. Интернет похож на систему телефонной связи - вся система в целом не имеет единого собственника.

Если рассматривать вопрос с другой точки зрения, окажется, что собственниками Интернета являются тысячи людей и организаций. Он состоит из множества отдельных частей, у каждой из которых есть владелец. Некоторые собственники могут управлять качеством и уровнем доступа пользователей к Интернету. Они не владеют всей системой, но их действия влияют на опыт работы пользователей в сети.

Физическая сеть

Магистралью Интернета является физическая сеть. По ней проходит трафик, которым обмениваются различные компьютерные системы. В начале развития Интернета функции магистрали системы выполнял ARPANET. В наши дни маршрутизаторы и кабели, из которых строится магистраль Интернета, предоставляются несколькими большими корпорациями. Эти компании являются ведущими провайдерами Интернета (upstream Internet Service Providers). Это значит, что любой пользователь, намеревающийся получить доступ к Интернету, в конечном итоге должен иметь дело с ними. Ведущими провайдерами интернет-услуг являются следующие компании:

  • UUNET
  • Level 3
  • Verizon
  • Qwest
  • Sprint

Ниже в структуре располагаются более мелкие провайдеры услуг Интернета. Многие индивидуальные потребители и предприятия становятся клиентами провайдеров, не являющихся частью магистрали. Мелкие провайдеры, в свою очередь, договариваются о доступе в Интернет с ведущими провайдерами. В качестве примера мелких провайдеров можно назвать компании, предоставляющие клиентам доступ к Интернету по кабелю или с использованием DSL. Такие компании занимаются обслуживанием части сети, которую называют последней милей - участка между конечным пользователем и точкой подключения к Интернету.

В структуре магистрали имеются точки обмена интернет-трафиком (Internet Exchange Points), которые представляют собой места физического соединения сетей с возможностью обмена данными. Например, три сети, составляющих часть магистрали Интернета, Sprint, Verizon и AT&T, не переплетаются друг с другом. Они соединяются в единую систему точками обмена интернет-трафиком. Администрированием точек обмена интернет-трафиком занимается несколько компаний и некоммерческих организаций.

У отдельных компьютерных сетей, входящих в структуру Интернета, могут быть владельцы. Каждый провайдер услуг Интернета располагает собственной сетью. Правительства некоторых стран осуществляют надзор над компьютерными сетями. Во многих компаниях имеются локальные сети (LAN) с возможностью подключения к Интернету. Каждая из таких сетей является частью Интернета и вместе с тем представляет собой отдельную самостоятельную единицу. Собственники таких сетей могут контролировать уровень доступа пользователей к Интернету, если такие действия предусмотрены местным законодательством.

Вы могли бы и себя считать собственником Интернета. Вам принадлежит устройство, которое используется для подключения к Интернету? Если да, это значит, что оно становится частью невероятно большой сети компьютерных систем. Можете гордиться - вы владелец части Интернета, хотя и крохотной.

Определим не­сколько видов деятельности, например:

Решение прикладных задач, где отражается специфика дея­тельности конкретного пользователя-специалиста;

Решение управленческих задач, что характерно для любой компании;

Оказание информационных услуг в специализированной компании, например информационном центре, библиотеке и т. п.;

Коммерческая деятельность;

Банковская деятельность.

Методы защиты информации

При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:

Ø расширение областей использования компьютеров и увеличе­ние темпа роста компьютерного парка (то есть проблема за­щиты информации должна решаться на уровне технических средств);

Ø высокая степень концентрации информации в центрах ее об­работки и, как следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного пользования;

Ø расширение доступа пользователя к мировым информацион­ным ресурсам (современные системы обработки данных могут обслуживать неограниченное число абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров);

Ø усложнение программного обеспечения вычислительного про­цесса на компьютере, так как современные компьютеры мо­гут работать:

В мультипрограммном режиме, когда одновременно реша­ется несколько задач;

В мультипроцессорном режиме, когда одна задача решает­ся несколькими параллельно работающими процессорами;

В режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое ко­личество абонентов.

К традиционным методам защиты от преднамеренных инфор­мационных угроз относятся: ограничение доступа к информа­ции, шифрование (криптография) информации, контроль до­ступа к аппаратуре, законодательные меры. Рассмотрим эти методы.

Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях:

На уровне среды обитания че­ловека, то есть путем создания искусственной преграды во­круг объекта защиты: выда­чи допущенным лицам специ­альных пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения;

На уровне защиты компьютер­ных систем, например, с помо­щью разделения информации, циркулирующей в компьютер­ной системе, на части и орга­низации доступа к ней лиц в соответствии с их функцио­нальными обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к которой он допущен.



Шифрование (криптография) информации заключается в пре­образовании (кодировании) слов, букв, слогов, цифр с помощью специальных алгоритмов. Для ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс - декодирование. Шиф­рование обеспечивает существенное повышение безопасности пе­редачи данных в сети, а также данных, хранящихся на удален­ных устройствах.

Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппара­тура закрыта и в местах доступа к ней установлены датчики, ко­торые срабатывают при вскрытии аппаратуры. Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств, изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т. п.

Законодательные меры заключаются в исполнении сущест­вующих в стране законов, постановлений, инструкций, регули­рующих юридическую ответственность должностных лиц - пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию доверенной им информации.

При выборе методов защиты информации для конкретной компьютерной сети необходим тщательный анализ всех возмож­ных способов несанкционированного доступа к информации. По результатам анализа проводится планирование мер, обеспечи­вающих необходимую защиту, то есть осуществляется разработ­ка политики безопасности.

Политика безопасности - это совокупность технических, про­граммных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.

Рассмотрим некоторые методы защиты компьютерных систем от преднамеренных информационных угроз.

Защита от хищения информации обычно осуществляется с по­мощью специальных программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и ценной компьютер­ной информации является кражей интеллектуальной собствен­ности. Защищаемые программы подвергаются предварительной обработке, приводящей исполняемый код программы в состоя­ние, препятствующее его выполнению на «чужих» компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка ком­пьютера по его уникальным характеристикам и т. п.). Другой пример защиты: для предотвращения несанкционированного до­ступа к информации в локальной сети вводят систему разграни­чения доступа как на аппаратном, так и на программном уров­нях. В качестве аппаратного средства разграничения доступа может использоваться электронный ключ, подключаемый, на­пример, в разъем принтера.



Для защиты от компьютерных вирусов применяются «иммуностойкие» программные средства (программы-анализато­ры), предусматривающие разграничение доступа, самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распро­страненными средствами защиты ин­формации.

В качестве физической защиты компьютерных систем используется специальная аппаратура, позволяю­щая выявить устройства промышлен­ного шпионажа, исключить запись или ретрансляцию излучений компь­ютера, а также речевых и других не­сущих информацию сигналов. Это позволяет предотвратить утечку ин­формативных электромагнитных сигналов за пределы охраняе­мой территории. Наиболее эффективным средством защиты ин­формации в каналах связи является применение специальных протоколов и криптографии (шифрования).

Для защиты информации от случайных информационных угроз, например, в компьютерных системах, применяются сред­ства повышения надежности аппаратуры:

Ø повышение надежности работы электронных и механических узлов и элементов;

Ø структурная избыточность - дублирование или утроение эле­ментов, устройств, подсистем;

Ø функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего элемента.

С каждым годом количество угроз информационной безопасности компь­ютерных систем и способов их реа­лизации постоянно увеличивается. Основными причинами здесь являют­ся недостатки современных инфор­мационных технологий и постоянно возрастающая сложность аппаратной части. На преодоление этих причин направлены усилия многочисленных разработчиков программных и аппаратных методов защиты информации в компьютерных системах.

http://infdeyatchel.narod.ru/_private/metodik/urok/prav_norm.swf

2. Ответьте на следующие вопросы:

1. Кто следит за порядком в сети? админ

2. Какие есть требования к защите информации?

эти требования относятся документам

3. Какими правами обладает пользователь?

Антивирусную защиту, ограничение программной среды

4. Как владелец может защитить?

5. Что такое информационное право?

6. Какие есть акты федерального законодательства?

7. Какие есть способы защиты информации?

8. Какие есть наказания за информационные правонарушения?

9. Какие есть самые грубые нарушения в сфере информационной безопасности?

3. Сделать вывод о проделанной практической работе:


Практическое занятие №3

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Надзор государства над интернетом в России осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и другими профильными ведомствами, в том числе силовыми.

В сетях российских интернет-провайдеров установлено оборудование Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). В соответствии с федеральным законом "О связи" от 7 июля 2003 года, операторы обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и их деятельности в интернете.

14 июля 2007 года был опубликован Федеральный список экстремистских материалов (составляется Министерством юстиции РФ на основании решений российских судов, введен законом "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 года). С 2008 года российские провайдеры начали блокировать доступ к ресурсам, внесенным в этот список, хотя на тот момент правовой основы для такой блокировки еще не было.

28 июля 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, вводящий понятие внесудебной блокировки сайтов ("О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В соответствии с этим законом с 1 ноября 2012 года в России действует реестр запрещенных интернет-ресурсов (официальный сайт: http://eais.rkn.gov.ru/).

В черный список первоначально попадали сайты, содержащие информацию о наркотиках, детскую порнографию и призывы к суициду, а также ресурсы, по которым было вынесено судебное решение о нарушении законодательства. Оператором реестра с вредоносной информацией является Роскомнадзор. Принимать решение о включении сайтов в "черный список" могут также МВД, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Роспотребнадзор.

В ноябре 2013 года Роскомнадзор, ФСКН и Роспотребнадзор разработали единый список, в котором содержались определения терминов "детская порнография", "пропаганда суицида и наркотиков в интернете". В нем содержатся критерии оценки информации на интернет-сайтах, запрещенной к распространению в России .

Процедура блокирования ресурса может быть инициирована на основании мониторинга интернета, а также на основании уведомлений от органов власти, организаций и граждан. После получения требования Генпрокуратуры Роскомнадзор направляет операторам связи требование об ограничении доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Операторы связи после получения этого требования обязаны незамедлительно ограничить доступ. Затем Роскомнадзор определяет хостинг-провайдера сайта, на котором содержится противозаконная информация, и направляет ему уведомление. Провайдер, в свою очередь, должен сообщить владельцу информационного ресурса о необходимости удалить противоправный контент, после чего доступ к ресурсу будет возобновлен.

1 августа 2013 года в России вступил в силу так называемый антипиратский закон ("О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", подписан президентом РФ Владимиром Путиным 2 июля 2013 года), который ввел процедуру досудебной блокировки сайтов с нелицензионными фильмами и сериалами. Такая блокировка проводится Роскомнадзором по жалобе правообладателей, заявление которых рассматривает Московский городской суд (Мосгорсуд).

1 февраля 2014 года вступил в силу закон, дающий Роскомнадзору право по запросу генпрокурора или его заместителей без суда вносить в черный список и блокировать интернет-ресурсы с призывами к экстремизму и массовым беспорядкам .

25 июля 2014 года вступил в силу приказ Минсвязи от 16 апреля 2014 года, обязавший операторов связи до 31 марта 2015 года привести оборудование СОРМ к новым критериям функционирования, обеспечивающим сбор более подробных и точных данных о пользователях интернет-коммуникаций и хранение полной записи их сетевых взаимодействий за период не менее 12 часов.

1 августа 2014 года вступил в силу так называемый закон о блогерах ("О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей", подписан президентом РФ Владимиром Путиным 5 мая 2014 года). Закон обязывает авторов интернет-ресурсов с аудиторией свыше 3 тыс. пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре. К таким владельцам сайтов и авторам блогов применяются ограничения, установленные в России для СМИ.

15 января 2015 года на рассмотрение Госдумы внесен пакет законопроектов с предложениями по усилению контроля за пользователями интернета. Авторы предлагают внести дополнения в закон о досудебной блокировке сайтов, обязав интернет-ресурсы и хостинг-провайдеров хранить данные о пользователях в течение полугода после окончания их деятельности, а также уведомлять Роскомнадзор о "начале деятельности, предполагающей распространение информации и организацию обмена данными между пользователями сети". В работе над пакетом законопроектов участвовали ФСБ, МВД и Росфинмониторинг, причем инициатором выступили именно правоохранительные органы. Цель готовящегося закона - выявлять и пресекать террористическую, а также любую другую преступную деятельность на ранних стадиях.

С 1 мая 2015 года Роскомнадзор на основе поправок к антипиратскому закону ("О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", подписан президентом РФ Владимиром Путиным 24 ноября 2014 года) сможет в досудебном порядке блокировать доступ к сайтам с нелегальными копиями книг, музыки и программ. При систематическом нарушении прав интеллектуальной собственности доступ к сайту может быть заблокирован навсегда. Эта мера будет применяться в том случае, если правообладатель дважды выиграет судебный процесс против одного и того же ресурса. Принимать решение о постоянной блокировке, как и прежде, будет Мосгорсуд. После этого Роскомнадзор в течение суток уведомит оператора о решении суда, на блокировку также будет отведено 24 часа.

Тренд на усиление контроля за интернетом

Согласно оценкам международной правозащитной организации Freedom House (ежегодный рейтинг Freedom on the Net), Россия за последние четыре года показала явный тренд по усилению контроля за интернет-пространством, находясь все это время в категории "стран с частично свободным интернетом". Оценивая степень свободы по 100-балльной шкале (где 0 баллов означает интернет без ограничений), эксперты организации в 2011 г. присвоили России 52 балла, а в 2014 - 60 баллов.

К концу 2014 года Роскомнадзор внес в единый реестр запрещенных интернет-ресурсов более 45700 онлайн-ссылок (URL). 64% ресурсов уличены в пропаганде и распространении наркотических средств, 15% - детской порнографии, 12% - суицида. В реестр блогеров было внесено 317 человек, ожидали внесения 187.

Согласно опросу, который в 2014 году провел "Левада-центр", 54% россиян поддерживали введение цензуры в интернете из-за множества опасных сайтов и материалов. 31% опрошенных посчитали введение цензуры в интернете недопустимым, при этом более трети респондентов (38%) отнеслись бы спокойно, если бы Госдума приняла законы, ограничивающие доступ россиян в мировой интернет. Отрицательный ответ на этот вопрос дали только 13% респондентов.

По данным Минкомсвязи на декабрь 2014 года, интернетом активно пользуются 62% россиян.