"Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли? Где та молодая шпана что

Мне пора на покой -
Я устал быть послом рок-н-ролла
В неритмичной стране.
Я уже не боюсь тех, кто уверен во мне.

Мы танцуем на столах в субботнюю ночь,
Мы старики, и мы не можем помочь,
Но мы никому не хотим мешать,
Дайте счет в сберкассе - мы умчимся прочь;

Я куплю себе Arp и drum-machine,
И буду писаться совсем один,
С двумя-тремя друзьями, мирно, до самых седин...

Если бы вы знали, как мне надоел скандал;
Я готов уйти; эй, кто здесь
Претендует на мой пьедестал?

Где та молодая шпана,
Что сотрет нас с лица земли?
Ее нет, нет, нет...

Мое место под солнцем жарко как печь.
Мне хочется спать, но некуда лечь.
У меня не осталось уже ничего,
Чего я мог или хотел бы сберечь;

И мы на полном лету в этом странном пути,
И нет дверей, куда мы могли бы войти.
Забавно думать, что есть еще люди,
У которых все впереди.

"Жить быстро, умереть молодым" -
Это старый клич; но я хочу быть живым.
Но кто-то тянет меня за язык,
И там, где был дом, остается дым;

Но другого пути, вероятно, нет.
Вперед - это там, где красный свет...

Где та молодая шпана,
Что сотрет нас с лица земли?
Где та молодая шпана,
Что сотрет нас с лица земли?
Ее нет, нет, нет... I have to go to bed -
I "m tired of being the ambassador of rock "n " roll
In spasmodic country.
I"m not afraid of those who believe in me.

We dance on the tables on Saturday night ,
We are old and we can not help
But we do not want anyone to interfere ,
Give an account in a savings bank - we umchimsya away;

I buy myself Arp and drum-machine,
And I will write all alone ,
With two or three friends, peacefully , to the most gray hairs ...

If you only knew how I"m tired of the scandal ;
I"m ready to go ; hey, who"s here
Claims on my pedestal ?

Where is the young punks

Her no, no , no ...

My place in the sun is hot as an oven .
I want to sleep, but there is no place to lie down.
I has nothing to loose ,
What I could or would like to save ;

And we are in full summer in this strange way ,
And there"s the door , where we could enter .
It"s funny to think that there are still people
And where all the front.

& live fast, die young & -
This is an old cry ; but I want to be alive .
But someone is pulling my tongue ,
And where was the house is smoke ;

But the other way , probably not.
Forward - this is where the red light ...

Where is the young punks
That will wipe us off the face of the earth?
Where is the young punks
That will wipe us off the face of the earth?
Her no, no , no ...

Таким вопросом много лет назад задавался Борис ГРЕБЕНЩИКОВ и отвечал сам себе: - Ее нет, нет, нет..."

ТОГДА такое заявление считали слишком самонадеянным. Но мэтр отечественной рок-музыки оказался прав. Что на западной музыкальной сцене, что у нас молодежь по сравнению со стариками смотрится (и слушается) мелочью пузатой. Можно по-разному относиться к "Роллинг Стоунз", но такие сборы на мировых гастрольных турах не удается сделать никому. О Мэрилине Мэнсоне много говорят, но силенок ему хватает лишь на сорок минут живого выступления. Земфира - интересная певица, но уже инфицирована "звездной" болезнью. Агузарову тот же недуг привел к забвению. Для "поколения "Пепси" Шевчук, Шахрин, Сукачев и Кинчев - старые зануды. Только почему-то журналисты обращаются с серьезными вопросами именно к ним. А не к Владу Сташевскому, Шуре и "академику" А. Цекало, наибольшую известность получившему при попытке незаконно провезти через границу несколько тысяч долларов.

Время "проектов"

АЛЕКСЕЙ Белов ("Парк Горького") наградил сегодняшний день характеристикой не лестной, но образной: "Пришло время однодневок. И не только в музыке, везде. Раньше на сцене была масса потрясающих артистов, многие из которых обладали не только музыкальным, но и философским даром. Правда, хватало и психов, но и они привлекали, потому что были все-таки сильными личностями. На сегодняшний день таких почти нет". С этим трудно спорить. Кто у нас постоянно мелькает в кадре? "На-На" - проект Б. Алибасова, Никита - Ю. Айзеншписа. "Hi-Fi" - П. Есенина, "Стрелки" - Л. Величковского и т. д. Но можно ли назвать всех их артистами? С большой натяжкой. Не артисты, а статисты. Сказал хозяин снять штаны - сняли, велено надеть - надели. Как Петрушки - безликие и безымянные. Кто назовет пофамильно "Стрелок", "Блестящих" или "Тет-а-Тет"? Никто. Да и зачем запоминать: ушла "блестящая" Полина - заменили другой блондинкой. Исчезла какая-то из "стрелок" - отряд не заметил потери бойца. Удалили "на-найца" Левкина - тоже не было проблем с заменой.

"Когда продюсер все придумывает, - говорит Валерий Сюткин, - и объявляет кастинг, как в Доме моделей, чтобы отобрать тех, кто будет открывать рот под фонограмму, - где же тут творчество? У нас все время ставят телегу впереди лошади. Другое дело - Тина Тернер, - какой это проект? А Стинг или "Аэросмит"? Это творческая команда, которая сама создает собственный материал, и только потом подключаются продюсеры: этот материал популяризируют, делают хорошую обертку и доводят до слушателя. Ну что это за артисты - группа "Хай-Фай"? Люди, нанятые композитором исполнять танцевальные движения под его музыку".

Борис Гребенщиков заметил, что и раньше, даже в легендарные 60-е, расцвет молодежной культуры, на десяток "правильных" музыкантов приходилась тысяча однодневок. А сколько развалилось супергрупп, а сколько погибло от наркотиков! Еще больше, прельстившись славой и доходами, сошли с дистанции или начали гнать халтуру.

"Люди, которые выдерживают все это и продолжают творить, обладают огромной силой духа, - продолжает Белов. - На Западе это особенно важно: там и соблазнов больше, и отдача от успешной работы намного серьезней, чем у нас. Можно выпустить одну пластинку и потом всю жизнь плевать в потолок, ничего не делая. Но человек творческий, понимающий, что талант - это дар Божий, что он дается не просто так, не может позволить себе останавливаться".

Валерий Сюткин согласен с этим: "Если ты по-настоящему занимаешься музыкой, все остальное отступает на второй план. И коммерческие перспективы, и финансовое состояние, и спокойствие, и размеренность жизни".

Но артист - это одно, а группа - другое. Если один человек переживает взлеты и падения, то четыре или пять человек не могут синхронно падать, подниматься и одновременно бороться с искушениями. "Роллинг Стоунз" одно время так надоели друг другу, что летали на гастроли на разных самолетах. "Машина времени" пережила сложный период, когда ее участники занялись сольными проектами. Но всем им хватило сил, выдержки и ума, чтобы не разбежаться в разные стороны. "В таких ситуациях, я думаю, - говорит Белов, - в работу включается душа. Человек жертвует собой ради ближнего, ради общего дела. Это как в семье - появились проблемы, и кому-то проще плюнуть и развестись, поделив детей, а кто-то находит в себе силы, чтобы не делать так, как проще. Или так, как все".

Может, мы все усложняем - ведь это всего лишь поп-музыка. Музыка, торгующая эмоциями. Но и эмоции могут быть примитивными, вроде: "Ты бросил меня, ты бросил меня, /Когда ты ушел, я осталась одна". Подросткам, с их первыми попытками познать мир и себя, они близки. А значит, и сам исполнитель - родная душа, хотя в жизни он косноязычен и матерится, как сапожник. Но подобных эмоций надо много, надо часто. Песни Б. Г., "ДДТ" или "Машины времени" имеют иную суть. Это если не религия, то учение, а Шевчук и Гребенщиков - ее пастыри. Такая вот природой выверенная пропорция между сиюминутным и непреходящим.

Что впереди?

Б. Г. НЕ СТАЛ строить никаких прогнозов: "Это бесполезно. Чем рассуждать о том, что будет, не проще ли получать удовольствие от того, что есть сейчас?" И все-таки: "Те, кто набил руку на "быстрых" проектах, - считает Алексей Белов, - будут продолжать делать это: они другого просто не умеют. Но в цене всегда были и будут долгоиграющие артисты. Заканчиваются контракты у "Метли Крю", "Аэросмит" или "Скорпионз", которые уже, казалось бы, никому не интересны, а на них очередь стоит из других компаний, которые тут же выдают им многомиллионные авансы на еще не записанные пластинки. Почему? Да потому что стабильность и надежность ценятся гораздо больше, чем сиюминутный успех".

"Многое зависит от состояния экономики, - полагает Валерий Сюткин. - Возьмите 80-е годы: была эстрада со своими традициями и канонами, с живыми выступлениями. Потом пошла мода на сборные фонограммные концерты. Конец десятилетия: ларечная экономика, обнищание народа - и в моде сиротская музыка. "Ласковый май", "Маленький принц" - исполнители, начисто лишенные какого бы то ни было профессионализма. В начале 90-х появляются "Любэ", "Браво" нового состава, другие качественные группы, а сейчас - снова болото. Одна-две песни, и ушли, освободив место другим, - тоже на одну-две песни. Но есть вещи вне моды. Песни, которые с удовольствием поют люди, с хорошей мелодией и текстами, потому что у нас в России к словам отношение особое. Песни, проверенные временем, становятся классикой. Поэтому не надо дергаться, годы покажут, кто артист, а кто - всего лишь "проект".

КОММЕНТАРИИ:

***
БГ:

"Молодую шпану" я написал мрачной осенью, у меня тогда семейная жизнь разлетелась, да и абсолютно все разлетелось.

***
Из интервью с БГ, "Огонёк" июль, 1990:

Ну так как насчет "молодой шпаны"?
- Хм. Теоретически в этой песне говорилось о том, что должна прийти какая-то волна и смести предыдущую. Но если мы настоящие, то этого не может произойти.

Ну а где же тогда "та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?"
- Ух, я все жду! Жду, жду, жду уже много лет. Нет пока никого. И очень скучно, потому что хочется с кем-нибудь, по крайней мере, соревноваться. Со своими (с Костей Кинчевым, например) соревноваться ведь бессмысленно...
- Какой должна быть эта "шпана", чтобы она вам понравилась?
- Кто-то, кто настроит слушателей на позитивное восприятие мира. Чтобы хотелось жить дальше. Петь, плясать... Что угодно. Чтобы пришло нечто новое. А то большинство наших рокеров (о поп-музыке я вообще молчу!) по-прежнему перемалывают тему борьбы. Какая борьба, ребята?! Давно уже идет продажа! Чем больше они поют о борьбе, тем хуже становится. Пора петь о том, ради чего, собственно, стоит жить.

***
Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране... -

БГ, 1982:

Я трансформатор… Я воспринимаю себя, как посла рок-н-ролла, не более, я не претендую на то, что делаю что-то новое.

***
Интервью с БГ в Праге на "Радио Свобода", 02.05.2007.:

Мы говорили о местах, о пространстве, теперь поговорим о времени. "Мне пора на покой, я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране...". Лет 30 тому назад написанная песня. Не устали ли вы?
- Вы знаете, партия приказала стоять на своем, пока не назначат нового, но как-то про наше направление забыли...
- То есть, другого ответственного нет?
- Нет. ...мне очень хочется, чтобы в России были песни, к которым существовал бы подход на уровне общемировом, чтобы не делать себе скидок. И все, что мы делаем, это как раз мои попытки сделать так, чтобы это, наконец, произошло, чтобы можно было издать пластинку с русскими песнями и сказать, что это, без скидок, более или менее на мировом уровне.
- Речь идет об эстетической конвертируемости...
- Прекрасное выражение, я давно не слышал лучшего. Я с ним согласен. К сожалению, в России как валюта не конвертируема, так и искусство, в основном, не конвертируемо, к моему просто логическому недовольству. Мне это не нравится. Мне хочется, чтобы у нас было что-то, что было бы конвертируемо.
- И вы пытаетесь исправить ситуацию?
- То, что вы процитировали в самом начале этого тома - фраза, которая описывала мои намерения еще тогда, когда я совсем не умел этого делать, но очень этого хотел.

«AиФ»: - Где та «молодая шпана», о которой вы пели в 80-х годах? Та, что должна была «стереть вас с лица земли»?
Б.Г.: - Глашатаи появляются тогда, когда нужно что-то провозгласить. Не может быть вестника, если нет вести. Тогда, в 80-е, видимо, была какая-то весть. Для меня она остаётся, я её не теряю из вида. Я нахожу интересные вещи, о которых можно петь и говорить. И постоянно вижу какое-то количество молодых дарований, увлечённых музыкой, но у них отсутствуют революционный запал, желание сделать что-то, чего ещё нет.

***
Пресс-конференция БГ в г.Донецке, 16.12.1998:

Вопрос. Когда-то вы спели "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?" и в тоже время помогаете молодым группам выйти на большую сцену. Как это понимать?
Б.Г. Ну что, стерли нас?.. Если мне что-то нравится, то я стремлюсь это донести зрителю.

***
Drum-machine - синтезатор, имитирующий игру ударных.

***
Жить быстро, умереть молодым... - Live fast, die younger - лозунг 1960-х.

Есть старинный принцип: "Жить быстро, умереть молодым". Рок-н-ролльный такой. Умереть молодым не значит - умереть в раннем возрасте. Можно умереть молодым в девяносто восемь лет. Старость - это когда человек теряет интерес к жизни, замыливание восприятия. Человек должен быть мудрым, но не старым.

***
"Молодая шпана" звучит на акустическом концертнике "АКВАРИУМ на Таганке" в интересной медленной минорной версии.

Текст песни "Герои Рок-н-Ролла (Молодая шпана)":

Мне пора на покой -
Я устал быть послом рок-н-ролла
В неритмичной стране.
Я уже не боюсь тех, кто уверен во мне.

Мы танцуем на столах в субботнюю ночь,
Мы старики, и мы не можем помочь,
Но мы никому не хотим мешать,
Дайте счет в сберкассе - мы умчимся прочь;

Я куплю себе Arp и drum-machine,
И буду писаться совсем один,
С двумя-тремя друзьями, мирно, до самых седин...

Если бы вы знали, как мне надоел скандал;
Я готов уйти; эй, кто здесь
Претендует на мой пьедестал?

Где та молодая шпана,
Что сотрет нас с лица земли?
Ее нет, нет, нет...

Мое место под солнцем жарко как печь.
Мне хочется спать, но некуда лечь.
У меня не осталось уже ничего,
чего я мог или хотел бы сберечь;

И мы на полном лету в этом странном пути,
И нет дверей, куда мы могли бы войти.
Забавно думать, что есть еще люди,
У которых все впереди.

"Жить быстро, умереть молодым" -
Это старый клич; но я хочу быть живым.
Но кто-то тянет меня за язык,
И там, где был дом, остается дым;

Но другого пути, вероятно, нет.
Вперед - это там, где красный свет...

Где та молодая шпана,
Что сотрет нас с лица земли?
Где та молодая шпана,
Что сотрет нас с лица земли?
Ее нет, нет, нет...

Скачать сборник аккордов и текстов группы АКВАРИУМ
можно