План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе "Путешествие в волшебный мир звуков". Непосредственно образовательная деятельность по ЗКР "Тигрёнок Рома" для подготовите

Евгения Кравченко
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ц) и (р, делить звуки на гласные и согласные

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.

3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приёмы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок, портрета поэта А. Плещеева.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.

Оборудование: портерет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треуголльников, полоски из картона длинные и короткие, просты крандаши и альбомные листы, фишки.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.

Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал).

Упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения

Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур - треугольников. (Дети выполняют упражнение, а педагог напоминает им о том, что работать нужно самостоятельно).

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р»).

Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести. (выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально) .

Воспитатель: что мы с вами сейчас делали?

Дети: рычали.

Воспитатель: правильно, этот звук так и называется – рычащий. Послушайте загадку:

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с фигурами. Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «ч»).

Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.

Игра «Доскажи словечко».

1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)

2. Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы (улетели)

4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)

5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)

Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Дети: звук – у

Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)

Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.

Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.

Давайте попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки: утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).

Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно).

Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.

Упражнение: «Определи место звука в слове»

Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».)

Воспитатель: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.

Воспитатель: ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: он состоит из букв.

Воспитатель: правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Дети: два.

Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей).

Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети: Чай, чайник, часы, чашки.

Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети: рама, ракушка, ракетка.

Воспитатель: а слова со слогом «му»?

Дети: муха, мурка.

Воспитатель: правильно, таких слов довольно много. (воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра», «му»).

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился, Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился, перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют. в стороны

Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?

Дети: это много слов

Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет).

У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - В нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель: теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом. (педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер).

Паша: Бабушка.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей).

Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель: я назову предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

Иди, Слава.

Воспитатель: - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

Ребята, вы молодцы!

Воспитатель: а кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

Воспитатель: когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями, хорошо?

Итог: итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».

Воспитатель: как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми.

Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

Дети: да. (педагог читает детям стихотворение).

Стихотворение «Внучка».

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою -

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

А. Плещеева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома»

Составлено старшим воспитателем ДОУ

Шитовой Еленой Геннадьевной

Согласовано с заведующим ДОУ

_________ /Шерстобитовой Галиной Юрьевной

г. Оханск, 2015

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Тигрёнок Рома».

Задачи:

образовательные:
закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
закрепить зрительный образ буквы [Р].

развивающие:
развивать мимическую мускулатуру детей;
развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

воспитательные:
формирование положительной установки на участие в занятии;
формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

    Ромашка с отрывными лепестками, с написанными на них слоговыми цепочками

    Техническое оснащение: видеопроектор, экран, магнитофон;

    Видеоматериал : изображения тигрёнка, гнома, изображения предметов, в названии которых есть звук [р] ,

    Музыкальные и шумовые инструменты: ложки

    Музыкальный материал: распевка «Здравствуйте», песенка Фунтика (минусовка)

Ход занятия.

Орг. момент.

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие придёт гость, а что это за гость вы узнаете отгадав загадку.

Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый.

Озорной, ну как котенок, а зовут его … (Тигренок)

Воспитатель: Вот он и сам. Тигренок умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с вами сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А тигрёнок нам поможет. Он приготовил вам много разных заданий.

Подготовительная часть.

Давайте поздороваемся с тигрёнком и нашими гостями.

Логоритмическое упражнение «Здравствуйте»

Развитие артикуляционной моторики.

Воспитатель: Теперь надо подготовить наш язычок. Чтобы язычок стал сильным и ловким, надо заниматься упражнениями.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

(слайд с упражнением «качели»)

Хотя это нелегко, потянулся высоко.

Опустился низко, к подбородку близко. (качели)

(слайд с упражнением «горка»)

Ловко сделал мостик, вниз он спрятал хвостик.

(слайд с упражнением «лошадка»)

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

(слайд с упражнением «грибок»)

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

(слайд с упражнением «Барабан»)

А теперь язык как мячик за зубами сверху скачет.

(слайд с упражнением «Парус»)

Язычок у нас гимнаст, завернулся вверх сейчас.

(слайд с упражнением «Лопатка»)

Язычок у нас устал и немножко полежал.

(слайд с изображением тигрёнка)

Основная часть.

Воспитатель: Как думайте, какой любимый звук у тигрёнка Ромы?

Дети : [ р]

Воспитатель: правильно. И он хочет, чтоб мы с ним порычали. А для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок, в каком положении губы и зубы.

Посмотрим на картинку

(слайд с профилем артикуляции звука [р] ).

Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем, в бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмем, да и сильно дуть начнем

Язычок наш задрожит, никуда не убежит.

А теперь рычим как тигры: р-р-р-р-р. Молодцы. А теперь вы сами порычите. Не забывайте, что рот приоткрыт.

Воспитатель: Ребята, тигрёнок очень любит гулять в джунглях по различным тропинкам, давайте, прогуляемся вместе с ним. А делать мы это будем с помощью карандаша.

(дети рисуя на карточках (индивидуальных досках для рисования) «проходят» - рисуют тропинки, произнося [р])

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием Ромы, заодно и прогулялись. А тигрёнок принёс вам свой любимый цветок – ромашку . На ней нарисованы буквы. Чтобы увидеть какая буква находится в серединке надо сдуть листик с цветка. В серединке буква Р, а на лепестках: А, О, У, Ы, Э.

Воспитатель: Нравится вам играть с тигрёнком?. Давайте выучим про него стихотворение:

У меня живет тигренок,
Он товарищ моих игр.
Он почти совсем ребенок,
Но рычит, как взрослый тигр.

Заучивание текста.

Физминутка.

Воспитатель: Давайте немного поиграем, вставайте из-за стола.

Логоритмическое упражнение на развитие чувства ритма - игра «Звуковое эхо» (дети деревянными ложками отбивают ритмический рисунок, одновременно проговаривают слоговые цепочки со звуком [р], вслед за педагогом)

Воспитатель: А сейчас, Рома приготовил для вас очень интересное задание – пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с картинки со звёздочкой, пройди вместе с тигрёнком по лабиринту по стрелкам и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Названия всех картинок в этом лабиринте начинаются с любимого звука тигрёнка [р]. В конце лабиринта под весёлым экраном спрятан друг тигрёнка. Ты узнаешь, кто это, когда доберётесь до конца лабиринта.

Слайд с изображением гнома

Дети: (называют)

Логопед: Гномы – маленький народ и все у них маленькое. Проведите тигрёнка по лабиринту к выходу и все картинки назовите ласково, чтобы они превратились в маленькие картиночки. Звук [р] надо произносить чётко. Очень хорошо.

Игра на образование слов «Большой – маленький»

Воспитатель: Молодцы. Сейчас тигрёнок с гномиком хотят проверить вашу память и, поиграть с вами в игру «Прятки».

Игра на развитие зрительной памяти «Прятки»

Воспитатель: Молодцы. Все картинки запомнили. Вам понравились задания тигрёнка? Надо его поблагодарить, подарить ему бусы из слов с его любимым звуком. Вы помните, какой это звук? Правильно, звук [р].

Игра «Весёлые звуки»

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы. Мы хорошо потрудились. А тигрёнок Рома тоже приготовил вам в подарок вот такие рисунки, но, к сожалению, у него не было карандашей. Я предлагаю взять эти рисунки и раскрасить их вечером.

Открытое занятие по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе

по теме «Путешествие в волшебный мир звуков».

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Чвилёва Галина Михайловна

2017 – 2018 уч. г.

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з , развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.

Продолжать учить не смешивать звуки з и с в речи. Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз.

Развивающие:

Развивать фонематический слух.

Развивать познавательный интерес и речь.

Развивать внимание.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к малым фольклорным формам.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Воспитывать умение слушать.

Материалы:

Изображения совы и зайца (С. Вохринцева), заколдованного замка серого цвета (цветной), разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.

Методы и приемы:

Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика.

Раз – окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

В: Ребята, а что такое – волшебство?

Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.

В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

2. Загадки.

    Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д : Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

3. Д/и «Пропали звуки».

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …такан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

4. Д/и «Найди звук в слове».

В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.

В ле с у темно

В с е с пят давно

Одна с ова не с пит

На с уку с идит.

Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит (слова считают при помощи счётных палочек).

В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.

В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.

З асияло з арево

З а окном з акат

Ярко- красным пламенем

О з арил з айчат.

Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении шесть слов со звуком –з-.

5. Чистоговорки .

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са выпала роса

За-за-за залетела стрекоза

Си-си-си смотри, не укуси

Зи-зи-зи капусту погрузи

Се-се-се помоги лисе

Зе-зе-зе запаси сена козе

Зы-зы-зы расцвели розы

Сы-сы-сы выросли усы

Су-су-су карамельку сосу

Зу-зу-зу купили мы козу

Уз-уз-уз маленький карапуз

6. Скороговорки.

В : А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

- У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В : - Заяц Егорка свалился в озерко .

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.

7. Физкультминутка .

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

8. Д/у «Найди место звука в слове».

В: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)

Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.

9. Игра «Секрет».

«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.

Методические указания . Следить за тем, чтобы все дети про­износили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, при­нимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.

10. Рефлексия.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

Вам понравилось наше волшебное приключение?

Какие звуки мы сегодня повторили?

Какие задания вам понравились?

Что вам показалось трудным?

о з еро

з аря во з дух но с с ено о с ина

Задачи.

Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.

Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударение в словах, определять место нахождение звуков «р» и «рь» в словах и делать звуковой анализ слов.

Связная речь - закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать творчество, воображение.

Грамматика: учить использовать в речи глаголы в сослагательном наклонении. (Если бы я был художником)

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать память в игре » Мама купила в магазине…»

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, какой сегодня день недели?

Какой этот день по счёту?

Сколько всего дней в неделе?

Правильно, среда, и 1 занятие мы проведём занятие

» Развитие речи и обучение грамоте.»

Сегодня мы с вами будем:

1. Говорить о звуках, о том что они бывают твёрдыми и мягкими, определять их местонахождение

2. Будем делить слова на слоги, ставить ударение в словах, составлять схемы звукового анализа слов.

3. Составим рассказ на тему » Если бы я был художником «.

4. Поиграем в игру на развитие внимания и памяти » Мама купила в магазине…»

5. Проведём графический диктант - т.е. закрепим умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Воспитатель: Вчера я была в гостях у художника и попросила его нарисовать картинку для нас, но ему позвонили и он срочно уехал в город. Я сначала огорчилась, но потом решила » Возьму ка я её в садик» - ведь вы тоже любите рисовать. Любите?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она - незаконченная картинка. Скажите, что успел нарисовать художник? Что это? Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?

Дети: Домик!

Воспитатель: Вот и сейчас, ребята, Вы будете художниками и вы дорисуете этот дом. Но дорисуем мы те части дома, в которых встречается звук «р».

Для начала скажите, какие звуки бывают?

Дети: Гласные, согласные.

Звук «р» какой звук? (согласный)

Почему? (он не поётся)

А согласные, какие бывают? (твёрдые и мягкие)

Воспитатель: Ребята, назовите, какие части дома мы будем дорисовывать, но чтобы в этих словах слышался звук «р» или «рь». Назвать слово нужно чётко произнося звук «р» и определить какой он в этом слове твёрдый или мягкий.

Что нарисуем сначала?

Саша: Крышу: в слове крррыша - звук «р» - твёрдый, согласный.

Воспитатель: Молодец Саша! (получает счётную палочку)

Кто пойдёт нарисует крышу? Иди Ирина.

Воспитатель: Что ещё нарисуем?

Дети: - труба - звук «р» - согласный, твёрдый.

Дверь - звук «рь» - согласный, мягкий.

Раму - звук «р» - согласный, твёрдый.

Крыльцо - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А теперь подумайте: из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? Не забывайте про звуки «р» и «рь».

Дети: дерревянный - звук «рь» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А ещё какой может быть?

Дети: киррпичный - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: Подумайте, какой краской можно покрасить дом? Используйте в ответах звуки «р» и «рь».

Дети: кррасной - звук «р» - согласный, твёрдый.

Серрой - звук «р» - согласный, твёрдый.

Корричневой - звук «рь» - согласный, мягкий.

(если дети называют другие краски, где нет звуков «р» и «рь» - воспитатель просит быть внимательными и поощряет тех детей, которые правильно назвали слова и даёт им счётные палочки)

Воспитатель: Дом готов! А теперь подумаем и назовём с Вами какую мебель поставим и другие предметы необходимые в доме. Вы должны назвать слова со звуком «р» и «рь» и определить, где находится звук. (в начале слова, в середине, в конце)

Дети: сервант - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

кровать - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

телевизор - звук «р» - твёрдый, находится в конце слова.

картина - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

Воспитатель: Подумайте, кто будет жить в доме?

Дети: рребята - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

рродители - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

Воспитатель: назовите имена со звуками «р» и «рь» и определите местонахождение.

Дети: Маррина, Иррина, Ррома и т.д.

Воспитатель: Ребята, скажите - что можно нарисовать около дома (со звуком «р» и «рь»), назовите слово и определите количество слогов и на какой слог падает ударение?

Дети: тррава - 2 слога, ударение падает на 2 слог.

деррево - 3 слога, ударение падает на 1 слог.

доррожка - 3 слога, ударение падает на 2 слог.

И т.д. (даются счётные палочки).

Воспитатель: А сейчас ребята, такое задание: нужно на доске составить схему звукового анализа слова «трава». Иди Дима.

Дима составляет и анализирует. (в слове 5 звуков: 1 звук «т»-согласный, твёрдый, 2 звук «р»-согласный, твёрдый, 3 звук «а»-гласный, 4 звук «в»-согласный, твёрдый, 5 звук «а»-гласный.

Аналогично слово «дорога».

Подводится итог 1 части.

Воспитатель: Ребята, кем вы были в 1 части занятия? (художниками). Что делали? (придумывали слова со звуками «р» и «рь», определяли их местонахождение, делили слова на слоги, определяли ударение, составляли схему звукового анализа слов).

Определяется самый активный ребёнок (подсчитываются палочки).

Физкультминутка.

2 часть.

Воспитатель: Во 2 части занятия ребята, вы должны придумать рассказ на тему «Если бы я был художником…». Вы должны составить сложный рассказ, но помните чтобы в рассказе было начало, середина и концовка.

Выслушивается 2-3 рассказа и оцениваются самими детьми. (чем понравился? Что можно изменить? Почему?)

Итог 2 части занятия. Поощрение детей.

3 часть.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с Вами поиграем в игру на развитие памяти «Мама купила в магазине…». Ребята в 1 части занятия мы рисовали дом, в котором живут ребята и родители. Представьте, что к ним в гости едет бабушка и мама пошла в магазин за покупками. Она купила…

(каждый ребёнок называет по одному слову - 10 слов. Затем 1 ребёнок должен назвать все слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт названных слов)

Воспитатель: Поощряем детей.

Воспитатель: Ребята, помните Ксюша составила рассказ о зверях в зимнем лесу. Вот сейчас мы поиграем в игру «Угадай какой зверь спешил домой?». Для этого у каждого из вас на столе лежит лист бумаги в клетку, где нарисованы, что?

Дети: дерево, конура, нора.

Воспитатель: Вы знаете, что у каждого зверька своё жилище:

В конуре живёт?

В дупле?

Но в своё жилище придёт только один зверёк. А кто это? Вы должны догадаться сами, если правильно выполните графический диктант.

Графический диктант.

Итог 3 части.

Итог всего занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии.

1. Составляли словесный рассказ «Если бы мы были художниками…»

2. Говорили о том, что звук «р»- бывает твёрдым и мягким.

3. Делили слова на слоги, ставили ударение, составляли звуковой анализ слов.

4. Играли в игру «Мама купила в магазине…»

5. Писали графический диктант.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 9 «Росинка»

Конспект НОД
Тема: «Звук «Ж»
(в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте - тренинг по ЗКР в подготовительной группе)

Составила:
Воспитатель выс. категории
Амосова О.С.

г. Краснокаменск.

Тренинг по ЗКР
Тема: Звук «Ж»
Цель: научить детей на слух выделять звук «ж».
Задачи: Учить внимательно, слушать и решать логические задачи. Научить правильно, произносить звук «Ж», производить звуко - слоговой анализ слов с данным звуком. Закрепление звука «Ж» в диалогической речи. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова». Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Учить обрывать по контуру. Закрепить различение и называние объекта с помощью схем.
Словарь: тяжело, гнутся, клонятся, рыболовная сеть, снегопад.
Материал: демонстрационный: Телефон с записью песни жука, жук на палочке, картинка - символ «Жук». Картинки к игре: жук - дерево, повар - ножик, девочка - ножницы, шапочки яблоньки и тыквы. Картинки - снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад. Картинки: жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок.Жилетки синего и фиолетового цвета.

Методические приемы:
Орг. Момент: решение логических задач.
Звуковой анализ.
Игра «Кому что нужно?»
Инсценировка.
Физминутка.
Родственные слова.
Обрывание бумаги.
Игра «Какая рука, какая нога?»
Итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент: решение логических задач.
У мамы есть кот Пушок, собака дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят у Микки?

Ребята, к нам сегодня пожаловал необычный гость. А кто это вы узнаете, как только послушаете его песню. (Телефон с песней жука).
-Ну, что узнали? Конечно это жук, который всё время поёт свою жужжащую песенку. А вот и он.
Звуковой анализ
- Ребята, кто это? (жук). А как жук жужжит? (ж-ж-ж) правильно.
- Звук «Ж», какой он? (согласный, твердый, звонкий)
-Покажем на схеме звук «Ж» (Синий квадратик, колокольчик)
-Ребята, сейчас будем жуками, но жужжать будем по -разному: если наш жук летит далеко, то как мы жужжим? (тихо).Жук подлетает к нам как жужжим? (громко).Полетели.(Жук на палочке с верёвочкой летает по группе).
-Молодцы, нажужжались, а теперь поиграем а интересную игру.
3.Игра «Кому что нужно?»
- Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?».
На столе стоят три картинки: дерево, повар, девочка, которая режет бумагу. Нужно подобрать картинки, которые подойдут ко всему нарисованному. Правильно подобрали: к дереву – жука, повару дали ножик, девочке - ножницы. Во всех этих словах встречается звук...? («Ж»)
- А где он находится? (в слове «жук» в начале, в слове «ножик» в середине, в слове «ножницы» - в середине)

·
4. Инсценировка.(Играют два ребёнка в шапочках яблоньки и тыковки)
- Ребята послушайте сценку.
-Ох, тяжело.
- Почему тебе, яблонька, тяжело?
- На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся, еле держу.
- Ох, тяжело!
- А тебе, тыква, от чего тяжело?
- На земле лежать, да себя держать!
Воспитатель: - Ребята, а какой звук здесь чаще всего встречается? («Ж»)

5.Физминутка «Жук»
Жук лежит, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6.Игра «Карусель»
-А сейчас вместе с жуком отправимся в парк прокатиться на карусели. Но на карусель сядут те объекты, в названии которых слышится звук «Ж».(жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок).

6.Родственные слова. (По тексту сказки выставляются соответствующие картинки)
- Ребята, я расскажу вам сказку.
«Давным-давно потеряли люди слово «снег» и забыли о нем, а слово попало в землю, и появились ростки слова - снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
Н несли поставить их вряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
- А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите родственные слова.
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальем.
- Какие слова здесь родственные? (рыбаков, рыба, рыболов, рыболовная, рыбный) Какое общее слово? (рыба)

7.Обрывание бумаги.
- Молодцы, ребята. А теперь я вам предлагаю сделать небо с облаками, где любит летать наш жук. Нужно с помощью обрывания сделать облака. Обрываем кончиками трех пальцев или щупом. Вот такое у нас получилось небо с облаками. Мы облака приклеим и дорисуем много жуков, чтобы у нашего жука появились друзья..
-Какое время года на нашей картине? Что ещё можно быстро сделать и добавить?
-Дети, сколько у нашего жука лапок? А что есть у нас? Поиграем в игру и расскажем, где левая и правая стороны, руки и ноги.

8. Игра «Какая рука, какая нога?»
На полу лежат трафареты «руки» и «ноги». Прикладываем нужную руку и называем. На след ставим нужную ногу и называем. (Например, правая рука, левая нога и т.д.)

9.Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня плодотворно поработали. Какие трудности вам встретились? Что понравилось? У меня на столе лежат жилетки для жука двух цветов: если вам понравилось занятие,то возьмите синюю жилетку, а если у вас есть вопросы по занятию возьмите фиолетовую жилетку и Спасибо вам за занятие.