Где и как учился обломов. Каким было образование Обломова? д) дальнейшее образование

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образование Обломова, отношение к хозяйственным вопросам, отношение к учебе, науке

2 слайд

Описание слайда:

Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, и полного безупречного спокойствия.

3 слайд

Описание слайда:

Родители Обломова давали ему образование не ради знаний. Это делалось для вида. Родители хотели, чтобы Илюша как-нибудь получил аттестат, но не серьезные знания: всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, а так, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

4 слайд

Описание слайда:

Учеба в пансионе Обломов поступил на учебу в пансион. Директором пансиона был отец Штольца - немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Илюша Обломов проучился до 15 лет: "...мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян..." "...он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе..."

5 слайд

Описание слайда:

Отношение Обломова к учебе было безразличным и даже негативным. Илюша не хотел учиться. Родители с трудом и слезами заставили его учиться в пансионе: ...Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. В пансионе Обломов учился кое-как. Его друг, Андрей Штольц, помогал Обломову с уроками: ...Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы..."

6 слайд

Описание слайда:

Родители Обломова находили предлоги не отпускать Илюшу на учебу к Штольцу. Поэтому образование Обломова в пансионе было поверхностным и несерьезным: "...нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает..."

7 слайд

Описание слайда:

Учеба в университете После пансиона Обломов поступил на учебу в Москву. Обломов учился в университете. В тексте романа не говорится точно, университет это был или училище. Но, судя по изучаемым предметам, Обломов закончил Московский Университет. В университете Обломов так же не любил учиться. Обломов учил лишь то, что было положено. Он никогда не учил больше, чем от него требовали. Обломов не проявлял любопытства и особого интереса к наукам.

8 слайд

Описание слайда:

Образование Обломова и его знания. Образование Обломова дало ему массу знаний. Но все его знания - теоретические. На практике Обломов не знает ничего. Он не может применить знания в жизни: "...Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе..." С виду кажется, что Обломов много учился и получил приличное образование. Но при этом он плохо владеет французским и английским языком: "...Обломов не совсем свободно владеет французским языком..."

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

Герой романа “Обломов”, что прочно занял свое место в фонде русской классической литературы, был известен своим отношением к хозяйству и учебе. Знаменит он стал тем, что не относился к ним никак. То есть большую часть своей жизни оставался абсолютно безразличным и равнодушным к какому-либо развитию в этих сферах.

Главного героя книги “Обломов” звали Ильей Ильичем. Помещик по происхождению, он обычно не нуждался в деньгах. Ни разу в жизни Обломов не лег спать без помощи прислуги.

Проживая в Петербурге, Илья Ильич даже не удосуживался

прочесть документы о доходах и расходах, которые производились в его родном имении, Обломовке, а не то, чтобы еще и что-то конкретное предпринять для благополучия поместья. Даже долги и разорение хозяйства не заставили его это сделать. Отношение его к хозяйству можно понять по одному этому факту. Оно чисто потребительское: Илья ежемесячно ждет, когда ему на пропитание пришлют энную сумму.

Максимум желаний Ильи Обломова вложен во фразу, сказанную им другу Штольцу: “То-то зажили бы! В роще чай бы стали пить, в ильинскую пятницу на пороховые бы заводы пошли, за нами телега с самоваром и припасами поехала. Там, на траве, на ковре и легли бы!”

Учеба и наука для Обломова сводились к попыткам. Он берет было в руки полезную книгу для чтения, берется учить английский, увлекается даже математикой, потом занимается переводами - в итоге бросает все. Пытается написать план устройства деревенской жизни: и тоже забывает бумагу в пыльном углу. “Ах, жизнь! Трогает, нет покоя!” – отвечает Илья на уговоры друзей заняться чем-то, кроме лежания на диване.

Илья Обломов не являлся глупым человеком. Он очень уважал хозяйственные таланты своей жены, Агафьи Матвеевны, ценил организаторские способности Штольца, восхищался занятиями Ольги музыкой. Но у него самого к учебе, науке и хозяйству было отношение гурмана-потребителя или просто постороннего наблюдателя. Главное для Обломова - наслаждение сытостью и размеренностью жизни.


Другие работы по этой теме:

  1. В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя...
  2. Обломов Обломов Илья Ильич – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова, дворянин приятной наружности лет 32-33 от роду, с отсутствием определенной цели в жизни....
  3. Шестидесятые годы девятнадцатого века. Новое время для России. Оно требует иных героев литературы, которые должны не только пассивно противостоять окружающей действительности, как “лишние люди”, но...
  4. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует...
  5. Обломов и Штольц сравнительная характеристика В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из частых приемов является антитеза. Путем противопоставления автор сравнивает главного героя И. И....
  6. Прочитав мнения критиков об Илье Ильиче Обломове – главном герое романа Гончарова “Обломов”, я соглашусь с точкой зрения Н. А Добролюбова и А. В Дружинина....
  7. Нет, я не осуждаю его. Я считаю, что никто не смеет осуждать человека, каким бы он ни был. Каждый человек вправе сам решать, как ему...
  8. ­Хороший ли человек Обломов? Обломов Илья Ильич – главный герой наиболее известного романа И. Гончарова И человек, давший название понятию “обломовщина”. “Обломов” появился в середине...

Все мы, безусловно, помним главного героя романа Гончарова Илью Ильича Обломова. Сама эта фамилия вызывает зевоту, а слово "обломовщина" стало синонимом ленивого образа жизни. Прежде чем говорить о том, каково было образование Обломова, непременно стоит вспомнить об условиях, в которых он воспитывался.

Родительская опека

Илюша, безусловно, был сыном заботливых родителей, которые старались, чтобы драгоценное дитя все получало с легкостью, без труда, не прилагая никаких усилий. Мальчику не дозволялось даже поднять то, что он уронил, он не одевался самостоятельно. В родительском доме труд считался настоящим наказанием. За благо почитались еда и

Мальчика приучили отдавать приказания слугам. Изначально он, конечно, стремился делать что-то сам, но очень быстро понял, что гораздо проще, если за тебя все делают другие.

От природы этот ребенок был подвижен, но родители не давали ему бегать, резвиться, так как очень боялись, что мальчик простудится или упадет. Взлелеянный родительской любовью, Илюша постепенно терял те силы, которые были даны ему природой.

Начальное образование Обломова

Хотя родители Ильи Ильича были равнодушны к наукам, они отдали его обучаться в небольшой пансион в селе Верхлеве, расположенном за пять верст от их родного имения. Его образование началось именно там, у Ивана Штольца. Так он обучался до пятнадцати лет.

Было для родителей формальностью, они просто считали, что наличие диплома будет способствовать быстрому продвижению по службе их драгоценного сына. Отдав мальчика в пансион, мать и отец старались всячески избежать того, чтобы Илюша перенапрягался с учением. По самым незначительным причинам заботливые родители оставляли его дома, поэтому Иван Штольц, энергичный учитель, смог сделать для развития Ильи Обломова совсем немного.

Московский университет

После долгих раздумий родители отдали сына учиться дальше. Он поступил на факультет права в Московском университете. Так продолжилось образование Обломова.

Поскольку родители не могли так же "заботиться" о сыне в Москве, то там он, несомненно, получил гораздо больше знаний. Его споры со Штольцем несут в себе идеи гуманизма, высказанные известным профессором Надеждиным.

Надо отметить, что Обломов изначально учился с увлечением, его вдохновляли идеи Гете и Байрона, но потом он потерял интерес к учебе.

Он перестал понимать, зачем нужна наука, часто задавал себе вопрос о том, когда же он будет жить. Под жизнью он понимал отдых и наслаждение. В конечном итоге он забросил науку. После этого и началась настоящая "жизнь" - время лежания на диване и безделья. Вот, пожалуй, все, что сказано в романе про образование Обломова.

Подводя итоги, нужно отметить, что среда, в которой проходили детские годы Ильи Ильича, не располагала к увлеченности им какой-либо серьезной деятельностью во взрослой жизни. Любая работа рассматривалась им как что-то негативное. Почти всегда Обломов учился для галочки, то есть чтобы получить аттестат. Будучи одаренным от природы человеком, он не смог реализовать себя в жизни. Итак, мы видим, что образование Обломова в романе "Обломов" имело формальный характер.

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.


В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.


Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.