Оперная дива Альбина Шагимуратова о «сладкой жизни» и плюсах России. Оперная дива Альбина Шагимуратова о «сладкой жизни» и плюсах России Образование, начало творческой деятельности

Оперная певица Альбина Шагимуратова - о форс-мажорных премьерах и путешествиях с семью чемоданами.


После дебютных спектаклей на сценах Лирической оперы Чикаго и лондонского Ковент-Гарден сопрано Альбина Шагимуратова вернулась в Россию: сегодня она поет в столичном Доме музыки, а 17 мая под аккомпанемент Владимира Спивакова и его оркестра выступит в Казани. С одной из самых востребованных певиц молодого поколения пообщался обозреватель «Известий».

- Ваша биография на официальном сайте представлена на пяти языках, но русского среди них нет.

Я работаю над этим. Мой сайт ведет нью-йоркское агентство, и я уже два месяца назад поднимала вопрос. Проблема в том, что русскоязычная биография не помещается: один и тот же текст занимает на русском больше места, чем на других языках. Я предложила сократить биографию на всех остальных, чтобы уместить русскую.

- В России у вас меньше поклонников, чем в западных странах?

По моему ощущению, столько же. Есть люди, которые путешествуют за мной. Когда в 2011 году я пела Царицу Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта в «Ла Скала», прилетели 15 человек, которые уже слышали меня в этой партии в Зальцбурге в 2008-м. Было очень приятно.

- Царица Ночи стала вашей дебютной ролью на всех основных сценах мира. Вас не огорчает, что интенданты хотят видеть вас только в этом амплуа?

Теперь уже не только. В моем репертуаре появляются партии из опер бельканто: «Лючии ди Ламмермур», «Сомнамбуле», «Пуританах». Царица Ночи - сложнейшая, но благодарная роль: она открыла мне дорогу во многие ведущие театры мира. 9 мая я пела ее в Ковент-Гарден и сейчас, пока Царица еще живет во мне, спою на московском концерте в Доме музыки.

- В 2007-м все говорили об упадке конкурса Чайковского, но именно победа на нем позволила вам прорваться на западные сцены.

Конечно, конкурс Чайковского мне очень помог. Уже через неделю после заключительного гала-концерта я получила прослушивание у маэстро Риккардо Мути в Зальцбурге.

- А в Большой театр вы попали уже после начала карьеры на Западе?

- Как получилось, что ГАБТ не заметил вас раньше?

Хороший вопрос, но не ко мне. Не только со мной была такая история.

- Сейчас у вас есть планы выступлений в Большом?

Пока нет. Дело в том, что Большой театр обращается с предложениями в последний момент. Поскольку мой график полностью забит на 2–3 года, очень трудно найти что-нибудь в ближайшие 2–3 месяца. Мое выступление в «Травиате» в Большом было сильным форс-мажором - я выкраивала время между Сан-Франциско и Веной.

- Вы числитесь солисткой Большого театра и Татарской оперы?

Я приглашенная солистка Большого. В Татарской опере - штатная, но там я не пела последние два года. Времени нет. Надеюсь, директор Рауфаль Мухаметзянов на меня не в обиде. Он самый лучший начальник, потому что отпускает петь на других сценах.

- Дмитрий Вдовин, у которого вы учитесь в Москве, и Рената Скотто, ваш педагог в Нью-Йорке, дополняют друг друга?

Школа, которую они дают, одинаковая. Но Рената Скотто не делает мне замечаний по поводу вокала - она работает над стилем исполнения итальянской музыки. К ней я еду с уже готовыми партиями. А с Дмитрием Вдовиным я готовила голос, технику. Мы начали заниматься за месяц до конкурса Чайковского и продолжаем уже шесть лет.

- С своим консерваторским педагогом Галиной Писаренко вы разошлись?

Нет, мы общаемся, созваниваемся. Я у нее закончила аспирантуру. В следующем году с удовольствием выступлю на ее юбилее в «Новой опере».

- Кем вы себя ощущаете в большей степени: татаркой, россиянкой, человеком мира?

Русским человеком. Я в январе уехала, была в Чикаго, Хьюстоне, Лос-Анджелесе и Лондоне - так скучала по Москве, по России, по родным! Меня тянет сюда.

- Ваша коллега Суми Чо рассказала «Известиям», что решительно предпочла пение созданию семьи. А у вас в этом вопросе какие предпочтения?

Да, мы певцы, но мы еще и женщины. Нам необходима семья. Я с пяти лет в музыке и знаю, что наша профессия забирает все 24 часа семидневной рабочей недели. На «личное пространство» времени не хватает. Но я все-таки нахожу время и собираюсь этот пробел заполнять. Мечтаю о семье и детях, хотя понимаю, как будет трудно. Певице вообще труднее, чем певцу, ведь нужно перемещаться по всему миру с четырьмя-пятью, иногда и семью чемоданами. Я сейчас решаю проблему: как найти в своем графике два месяца отдыха.

- Жизни современных примадонн со стороны кажутся одинаковыми: контракты, репетиции, перелеты. Чем отличается ваша?

Да, у нас похожие судьбы. Красивая жизнь - это 30%, а 70% - огромный труд. Чтобы выдержать, нужны профессионализм, характер, стержень. Посвятить себя музыке - это жертва. Но кого бы я ни встретила из великих певцов, никто не тщеславен, не заносчив. Недавно познакомилась с Анной Нетребко и Рене Флеминг - с ними очень легко общаться. И себя я не ощущаю никакой примадонной. Просто выхожу на сцену, чувствую и пою.

Татарстан, 1 июня, АиФ-Казань. 17 мая дала концерт в БКЗ РТ, 6 июля выступит на открытии Универсиады. «Поездив по миру, я понимаю, что хочу жить в России, - говорит певица, - какой бы хорошей или плохой наша страна ни была».

Музыкантом Альбина почувствовала себя в пять лет: вместе с отцом исполняла на сцене татарские народные песни. Он работал адвокатом, но имел и музыкальное образование: играл на баяне, сочинял песни и отвёл дочь в музыкальную школу. Но на оперную певицу она начала учиться только в 20 лет по совету известного татарского певца Хайдара Бигичева. Сегодня у певицы нет конкурентов среди колоратурных сопрано по части красоты звука и владения стилем бельканто.

- Альбина, во времена Шаляпина в моде были басы. Сейчас время сопрано, даже мужчины пытаются петь как женщины.

Потому, что женщины сейчас гораздо сильнее, чем мужчины. Они стремятся делать карьеру, потом уже выходить замуж. Институт семьи изменяется.

- Вы много ездите по миру. Чем европейцы, американцы отличаются от россиян?

Французы любят искусство. Какой Лувр у них! Такого музея нигде нет. Итальянцы любят свою оперу и пиццу. Немцы и австрийцы немного педантичны. Испанцы ленивые…

Где бы я ни была, меня всегда тянет в Россию. Почему, не знаю, но хочу сюда приехать хотя бы на недельку. Российского воздуха вдохнуть, а потом опять уехать. Магнит какой-то… В Казани любимое место – Кремль. Ну, где ещё в мире есть Кремль белого цвета? Белый - цвет чистоты…

Всегда с большим удовольствием приезжаю в Вену. В её дворцах, парках, старинном оперном театре есть что-то завораживающее. Очень музыкальный город. Входишь в метро, и звучит вальс Штрауса. Где ещё такое услышишь? Если американцы всё время куда-то спешат, то венцы благодаря любви к музыке очень душевные, спокойные. Нам надо этому поучиться.

Второй «мой» город – Нью-Йорк. Он особенно красив на закате, когда на небоскрёбах Манхэттена зажигаются огни. Америка – очень свободная, комфортная страна, но ментальность там не моя. У американцев можно поучиться работоспособности. Они трудоголики, могут в 5 утра прийти на работу и работать весь день. А души нет, нет нашей русской искренности… Люди ведут себя как-то механически.

У России есть, конечно, свои минусы, свои плюсы. Но, поездив по миру, я поняла: у каждой страны - свои проблемы, и мой дом – в России.

Такой как сейчас, наша страна не была даже лет 10 назад. В 90-е мы видели только пустые прилавки, рис, гречку по талонам. Сейчас у нас уровень жизни средней европейской страны. Это достижение для нашего государства, которое начало свой путь только в 1991 году.

- И всё же много в нашей жизни диссонансов.

Мир сегодня настолько сузился до меркантильных интересов, что духовность, человечность, порядочность отошли на задний план. Я это чувствую каждую минуту, встречаясь с разными людьми разных социальных слоёв.

Меркантильность всё сильнее заявляет о себе и в мире искусства. Не хватает глубины, глубокого прочтения произведения, сочинения, профессионального исполнения. Не хватает, в конечном счёте, вокального профессионализма. Единицы преподавателей могут научить по-настоящему петь.

Феномен русских

- Но российские певцы, как никто, востребованы на Западе. В чем их секрет?

В феноменальной работоспособности. Хворостовский, Нетребко, Гулегина воспитаны ещё прежними преподавателями. Также им помог труд. Будут ли новые поколения российских певцов также востребованы на мировых сценах? Это вопрос…

К оперным певцам сейчас предъявляются совсем другие требования, чем в советские времена. Надо побеждать на конкурсах, пробиваться, постоянно доказывать что-то, знать огромное количество языков, партий, говорить свободно на английском. Если раньше русскому певцу предоставляли переводчика на репетициях, когда он участвовал в постановках на Западе, сейчас он должен всё делать сам.

Скандал в Москве: кто-то плеснул кислотой в лицо худруку Большого театра Сергею Филину - чисто российское явление?

То, что произошло с Филиным, - огромная трагедия – не только для Большого театра, но для русской культуры в принципе. Это возвращение в 80 - 90-е годы XX века. Думаю, в Европе такое бы не произошло…

В России театральная жизнь никогда не была сладкой – даже 50-70 лет назад. Я не знаю балетного мира, но представляю, какая у них тяжёлая работа. Профессия певца очень зависимая. Мы зависим от дирижёра, от режиссёра, от работодателя – в частности, от директора театра. У каждого певца по-разному работает менеджмент: кто-то активно, кто-то совсем пассивно. Какому-то генеральному директору театра нравится именно такая певица, кому-то нет. То есть cубъективность в оценках исполнителей существует и будет существовать.

- Как это преодолеть?

Работой, невероятной трудоспособностью. Чтобы петь ещё лучше, надо постоянно поднимать свою профессиональную планку, обогащаться новым репертуаром. Сейчас моя «визитная карточка» - Царица ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.Пусть эта партия и сложная, но очень благодарная партия. Сегодня её поют единицы.

Не лгать публике

- Чем наполнена ваша жизнь, кроме оперы?

Много читаю. Одна из самых интересных книг за последнее время - «Подобно реке» Паоло Коэльо. Она позволила мне посмотреть на мир другими глазами. Задуматься о том, что на самом деле важно.

Уважения в обществе друг к другу, чужому мнению сейчас практически нет. Мы нетерпеливы, хотим добиться всего сразу. Сделать карьеру в пять минут. Но не хватает фундаментальности в образовании, правильного, мудрого совета. Куда-то несёмся, зарабатываем деньги… А душа уходит.

- Но деньги важны для любого человека.

Они помогают вести достойный образ жизни - не более того. Кому-то важно быть миллионером или мультимиллионером. А для меня гораздо выше творчество. Перед каждым выходом на сцену думаю, о чём нужно сказать зрителю. Вот на моём концерте 17 мая в Казани были дети. Наверняка они нечасто ходят на оперные концерты. Значит, мне надо было так спеть, чтобы они полюбили оперу и, может быть, захотели учиться этому сложнейшему искусству, вновь пришли на оперный спектакль. Тогда они вырастут совершенно другими людьми.

Альбина Шагимуратова в оепере “Волшебная флейта”. Фото = Emilie Brouchon

В Опере Бастилии состоялся долгожданный дебют Альбины Шагимуратовой.

Еще после победы Шагимуратовой на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007 году член жюри, народный артист СССР Евгений Нестеренко отмечал:

«Она очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Но, кроме этого, у нее имеется хороший стержень, человеческий и профессиональный.

Мне известно, что Альбина поступила в Московскую консерваторию только с третьего раза. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна, что заметно даже в личном общении. У нее, я бы сказал, большой вокальный запас, верхние ноты, которые для многих певиц являются камнем преткновения, у Альбины превосходны. Она шла первой и расположила к себе и публику, и жюри».

В моцартовской «Волшебной флейте», поставленной канадским режиссером Робертом Карсеном, российская певица исполняет роль Царицы ночи.

– Вы объездили весь мир, и, наконец, настала очередь Парижа. Бастилия пала?

– Для меня это важное событие. Я должна была выступить здесь еще в 2015-м, но тогда из-за рождения ребенка мне не удалось прилететь во Францию. Сейчас все сложилось. Кстати, это моя первая работа с Карсеном.

– Царица ночи - Ваша визитная карточка. Какой это спектакль по счету?

– В отличие от других певиц, я не считаю. Впервые примерила этот образ в 2008-м на Зальцбургском фестивале под началом маэстро Риккардо Мути, потом пела в Венской опере, «Ла Скала», «Метрополитен», «Ковент-Гарден», в театрах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Берлина, Мюнхена.

Альбина Шагимуратова. Фото – Станислав Красильников/ТАСС

Вообще эта партия очень благодатная. Прежде всего она держит голос в тонусе. У меня достаточно сложный репертуар, но после Царицы остальное дается легко. Подвести черту под моей героиней я опять-таки решила на Зальцбургском фестивале в 2018 году.

– Царицу ночи исполняют единицы - быть может, певиц пять. Моя - полна драматизма, она очень сильная, властная, сексапильная. Ей нужна не только власть, но и любовь. «Волшебная флейта» кажется легкой вещью, но на самом деле она касается многих серьезных проблем.

– У Вас особые отношения с директором Парижской оперы Стефаном Лисснером, не так ли?

– Они начались со времен, когда Лисснер возглавлял «Ла Скала», где я впервые выступила в 2011 году. С его приходом в Парижской опере французов становится все меньше. Он стремится держать уровень, приглашает русских, немцев и других. К примеру, меня директор поставил в первый состав, а француженку - во второй.

– Вы родились в Ташкенте. Учились в Казанской и Московской консерваториях, а потом окончили аспирантуру в Москве. Что оказалось самым трудным в Вашем становлении в качестве певицы?

– Мне ничто легко не давалось. Мой путь был достаточно сложным и потребовал огромной работы.

– Победа на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007-м стала для Вас трамплином?

– Несомненно. Она многое значила для меня. Но сам конкурс проходил очень непросто. За несколько месяцев до открытия ушел из жизни его президент - Мстислав Ростропович.

Психологически оказалось очень тяжело. Я не хотела участвовать, да и в жюри у меня не было никакой поддержки, но мой педагог из консерватории Галина Писаренко настояла. Потом наш знаменитый бас Евгений Нестеренко рассказал: «Ты вышла, спела первую вещь, и сразу стало понятно, кто победитель». А через неделю меня прослушал маэстро Риккардо Мути и пригласил в Зальцбург.

– Наверное, в карьере помогла и «Золотая маска», которую Вы получили за партию в «Лючии ди Ламмермур» Татарского академического театра оперы и балета в 2012 году?

– Не слишком. Все-таки конкурс Чайковского и «Золотая маска» - вещи несопоставимые.

– С кем труднее всего найти общий язык: с постановщиком, дирижером, коллегами-солистами или публикой?


Альбина Шагимуратова в опере “Лючия ди Ламмермур”

– С дирижером. Настоящих, оперных, все меньше и меньше. После работы с такими мэтрами, как Джеймс Ливайн или Риккардо Мути, я чувствовала себя окрыленной. Они любят певцов, всегда стараются помочь.

В среднем же поколении дирижеров все больше тех, кто думает только о себе. Их не интересует, что происходит на сцене. С режиссерами мне, напротив, практически всегда удается ладить.

– Чтобы отстоять свою точку зрения, Вы можете пойти на конфликт?

– У каждого своя правда, но всегда есть выход из положения. Надо находить компромисс. Если я готова пойти на уступки, а вторая сторона - нет, тогда дело идет к разрыву.

– Вы сами предлагаете трактовку образа или полагаетесь на постановщика?

– Смотря какой режиссер. Всегда прихожу со своим пониманием. Но я человек открытый. Соглашаюсь, если чувствую, что можно довериться. Скажем, когда Дмитрий Черняков ставил «Руслана и Людмилу», у меня было свое понимание образа Людмилы, но он убедил меня в собственной концепции, и я ее приняла.

– Как Вы относитесь к экстремальным версиям? Кажется, в лондонском «Ковент-Гарден» в опере «Лючия ди Ламмермур» у героини случается выкидыш, и она появляется на сцене вся в крови….

– Меня звали участвовать, но я отказалась. Так поступаю всегда, когда меня что-то не устраивает. Хотя это бывает редко. Обычно стараюсь сглаживать неприемлемые моменты. Однажды в Мюнхене пела Донну Анну в «Дон Жуане». Мне предстояло стянуть с партнера брюки и все остальное. Но я выросла в достаточно строгой семье и не могла позволить себе подобного. Тогда я предложила ограничиться рубашкой. Напомнила: мы все-таки в опере. Со мной согласились.

Долгое время Вы выступали в основном на Западе. Однако Владимир Спиваков, которого Вы называете своим крестным отцом, убедил возвратиться в Россию?

– Даже после победы на конкурсе Чайковского в Большой театр меня не пригласили. Я ужасно обиделась. В тот период я стажировалась в Америке. Гастролировала по всему миру. В конце 2009 или в начале 2010 года раздался звонок Владимира Теодоровича: «Приезжай в Москву».

Я ему очень признательна, он вернул меня в Россию. Теперь часто пою в Мариинке. Приглашают в Большой. В конце марта даю концерт в Московском доме музыки с Национальным филармоническим оркестром под управлением маэстро Спивакова. Буду выступать вместе с известной пианисткой Элен Мерсье, ее мужем Бернаром Арно (крупнейший предприниматель, владелец концерна «Луи Вюиттон - Моэт Хеннесси») и их сыном Фредериком. Они сыграют моцартовский концерт для трех фортепиано.

– В нашей стране по-прежнему более трепетное, чем на Западе, отношение к искусству, и в частности к музыке?

– В россиянах горит священный огонь. Не в обиду другим будет сказано, но мы более эмоциональные, богатые и щедрые натуры. Как никто, переживаем за свою Родину, радуемся ее победам.

Альбина Шагимуратова в опере “Дон Жуан”, Ковент-Гарден

– Чем Вы объясняете успех наших солистов на Западе, особенно молодого поколения?

– Россия - страна больших красивых голосов, как мужских, так и женских. Они интереснее и звучнее многих, поэтому наши певцы как никогда востребованы. К сожалению, в отечественных консерваториях не преподают иностранные языки, а без них сложно сделать карьеру.

– Сохранилась ли русская оперная школа? Есть кому растить таланты?

– Безусловно. При Большом театре создана молодежная оперная программа, которую возглавляет замечательный педагог Дмитрий Вдовин. Я сама с ним работала. Он заботится о нашей школе.

Но манеры исполнения Ирины Архиповой или Галины Писаренко уже нет. Пришли молодые, более мобильные артисты. Только обладая отменным здоровьем, можно выдерживать огромные перелеты - от Токио до Вены или от Москвы до Нью-Йорка.

– Вы вышли за оперные рамки и снялись у Карена Шахназарова в «Анне Карениной» в роли певицы Аделины Патти. Для Вас это что-то значит?

– Приглашение на съемки такого эпохального фильма - огромная честь. В остальных экранизациях визит Анны в театр либо вообще отсутствует, либо она смотрит балет или какой-то спектакль. У Толстого же речь идет именно о концерте Патти. Карен Георгиевич во всем следует роману - ничего не меняет. Есть у меня и другие интересные планы в кино, но пока не могу о них говорить.

– Вы нарекли дочь Аделиной в честь итальянской дивы?

– Действительно, мы назвали ее в память о великой певице. А через месяц после появления дочки раздался звонок с «Мосфильма» и мне предложили сыграть Аделину Патти. Я верю в такие предзнаменования, это был знак свыше. Ребенок родился, и голос стал крепче, улучшилась техника. Мне стало легче петь.

– Семья творчеству не помеха?

– С одной стороны, это вещи несоединимые. Если серьезно заниматься оперой, то вообще не нужно ее заводить. Но что делать, когда встречаешь такого прекрасного мужчину, как мой муж. Моя семья живет в Москве, я не вожу ребенка с собой на гастроли. Аделина не багаж, чтобы таскать за собой по всему белу свету. Дочкой занимаются отец, няня, а я каждый день общаюсь с ней по скайпу.

– Ваш знак зодиака - Весы. Это имеет для Вас какое-то значение?

– Мне необходимо равновесие. Одно время чувствовала присущую Весам неуверенность, непросто было сделать выбор. Но мой муж родился под знаком Льва - он твердо стоит на ногах. К тому же он врач-психиатр. Благодаря ему научилась уверенно идти по жизни.


Альбина Шагимуратова в опере “Богема”, Венская опера

– Примадонны славятся капризным нравом. Ваш случай?

– Сейчас слово «примадонна» вообще исчезло из обихода. Мы не можем себе позволить никаких капризов. Конечно, есть певицы, которые делают репутацию на своем характере, но с такими многие директора и режиссеры отказываются работать.

– «У меня нет соперниц, - говорила Мария Каллас, - когда другие певицы будут петь, как я, играть, как я, и исполнять весь мой репертуар, тогда они станут моими соперницами». Согласны?

– Слова амбициозные и самоуверенные. Посмотрите, каким трагическим оказался финал ее жизни. Я нас не сравниваю, но ничего подобного никогда не скажу. Порой чувствую ревность и зависть некоторых артисток, но стараюсь этого не замечать.

– Вы собираетесь покорить еще немало оперных вершин?

– Да, пока я только в самом начале пути, хотя и выступала во многих театрах. Самое страшное для артиста - стоять на месте. У меня есть своя программа на будущее: исполнить «Норму» Беллини, а также «Семирамиду» Россини и «Анну Болейн» Доницетти.

Одной из моих любимых героинь остается Виолетта из «Травиаты». Ее нужно петь так, чтобы зритель плакал. Для такой партии необходим жизненный опыт, пережитые драмы. Сейчас же очень популярно показывать себя - «смотрите, какое у меня красивое лицо, тело, платье».

Альбина Шагимуратова родилась 17 октября 1979 года. Будущая оперная дива окончила две государственные консерватории - Казанскую и Московскую.

В 2004–2006 гг. являлась солисткой Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.


Альбина Шагимуратова в роли Царицы ночи в опере «Волшебная флейта». Фото – Mike Hoban

С 2008 года по настоящее время служит солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета. Народная артистка Татарстана (2009). Поет на сценах ведущих театров мира.

Выступала в рамках саммита «Большой двадцатки» в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, на открытии Универсиады в Казани. Участвовала в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В репертуаре Шагимуратовой около двадцати опер Глинки, Стравинского, Моцарта, Бетховена, Верди, Пуччини.

Родилась в Ташкенте. Начала занятия музыкой в пять лет. В 1994 г. поступила в Казанское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В 1998-2001 гг. училась в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова по классам «хоровое дирижирование» и «оперный вокал».
В 2001 г. была принята в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Галины Писаренко), затем там же окончила аспирантуру (2007 г.).

В 2004-06 гг. — солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Немировича-Данченко, где исполнила партии Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова) и Шемаханской царицы («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова).
С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.

В 2006-08 гг. совершенствовалась в Молодежной оперной студии Хьюстонской Большой оперы , на сцене которой исполнила роли Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильды («Риголетто» Дж. Верди) и Виолетты («Травиата» Дж. Верди).

В 2008 г. состоялся дебют певицы на Зальцбургском фестивале в партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» (дирижер Риккардо Мути).
В сезоне 2008/09 она также спела Царицу ночи в Немецкой опере в Берлине, Опере Лос-Анджелеса и дебютировала в партии Джильды в Опере Палм-Бич .

В сезоне 2009/10 дебютировала в театре Метрополитен-опера в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Джулии Тэймор). Эту же партию исполнила в Немецкой опере на Рейне . Исполнила партию Фламинии в опере Й. Гайдна «Лунный мир» (опера была представлена в Планетарии Хайдена в Нью-Йорке силами камерного театра Gotham Chamber Opera).

В сезоне 2010/2011 дебютировала в театре Ла Скала в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Уильяма Кентриджа, дирижер Роланд Бёр). Эту же партию исполнила в Государственной опере Гамбурга в постановке Ахима Фрайера и в Венской государственной опере под управлением Айвора Болтона. Выступила на фестивале «Флорентийский музыкальный май» - участвовала в исполнении Реквиема Моцарта под управлением Зубина Меты.

В сезоне 2011/12 спела Царицу ночи в Венской государственной опере и в барселонском театре Лисео , Лючию ди Ламмермур в Немецкой опере в Берлине, а в последующих сезонах исполняла эту партию также в Метрополитен-опере, Опере Лос-Анджелеса, Лирической опере в Чикаго, театре Ла Скала и Мариинском театре.

В концертном репертуаре певицы - произведения Моцарта, Бетховена, Россини. Форе. В 2005 г. участвовала в исполнении Реквиема Моцарта в рамках «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Участвовала в исполнении Девятой симфонии Бетховена и Восьмой симфонии Малера с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. С Бостонским симфоническим оркестром исполнила Stabat Mater Россини (дирижер Рафаэль Фрюбек де Бургос), с Хьюстонским симфоническим оркестром - программу концертных арий В.А. Моцарта и «Gloria» Ф. Пуленка (дирижер Ганс Граф), с Национальным симфоническим оркестром Дании - Девятую симфонию Л. ван Бетховена (под управлением маэстро Фрюбека де Бургоса). В сезоне 2012/13 на фестивале в Эдинбурге участвовала в исполнении «Военного реквиема» Б. Бриттена. В августе 2014 г. в рамках фестиваля «Би-би-си промс» на сцене Альберт холла дебютировала в кантате «Колокола» С. Рахманинова (исполнив партию сопрано с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Эдварда Гарднера).
Альбина Шагимуратова сотрудничает с выдающимися дирижерами - Риккардо Мути, Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Дэвис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Пьер Джорджо Моранди, Ашер Фиш, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков и др.

В 2010 г. певица дебютировала в Большом театре в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В 2011 г. приняла участие в постановке оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, исполнив партию Людмилы (дирижер Владимир Юровский, режиссер Дмитрий Черняков). В 2012 г. приняла участие в постановке оперы «Травиата» Дж. Верди (партия Виолетты, дирижер Лоран Кампеллоне, режиссер Франческа Замбелло).

Из выступлений сезона 2015/16: Виолетта («Травиата») в Токио, Констанца («Похищение из сераля» В.А. Моцарта) в Метрополитен-опере, Царица ночи («Волшебная флейта») в Опере Сан-Франциско, Донна Анна («Дон Жуан») в Баварской государственной опере в Мюнхене, заглавная партия в опере «Семирамида» Дж. Россини (концертное исполнение на сцене Альберт-холла в Лондоне).

Среди недавних ангажементов: Аспазия («Митридат, царь Понтийский» В.А. Моцарта) в Королевской опере Ковент-Гарден, Джильда («Риголетто» Дж. Верди) в Немецкой опере Берлина, Эльвира («Пуритане» В. Беллини) в Лирической опере Чикаго, Виолетта («Травиата») в Венской государственной опере и Опере Хьюстона, Царица ночи («Волшебная флейта») на Зальцбургском фестивале, в Вене, Баден-Бадене и Париже.

Российская певица-сопрано Альбина Шагимуратова появилась на свет в Ташкенте. Родители будущей певицы были адвокатами – впрочем, для отца приход в юриспруденцию был случайным, а начинал она свой профессиональный путь в качестве… баяниста. Любовь к музыке этот человек сохранил на всю жизнь и передал дочери. В пятилетнем возрасте исполняла она песни татарского народа, отец аккомпанировал ей на баяне. Тогда же она начала учиться в музыкальной школе. Прелесть оперного жанра девочка открыла для себя в двенадцатилетнем возрасте, прослушав грампластинку с записью « » с в главной роли. Альбина рыдала от потрясения и с тех пор часто просила родителей повести на оперный спектакль.

Когда распался СССР, Шагимуратовы переезжают в столицу Татарстана. Здесь Альбина становится студенткой Казанского музыкального училища, где обучалась хоровому дирижированию. По этой же специальности она продолжила образование в Казанской консерватории им. Н.Г.Жиганова. Но одновременно открылись незаурядные вокальные данные студентки, и она начинает обучаться и по второй специальности – «оперный вокал». Следующий этап становления будущей оперной певицы связан с вокальным факультетом и аспирантурой Московской консерватории, где будущую оперную певицу наставляла Галина Писаренко.

С 2006 г. по 2008 Шагимуратова стажировалась в США, в Молодежной оперной студии при «Хьюстон Гранд Опера». Нельзя сказать, что учиться там было легко – от молодых певцов требовали строжайшей дисциплины, иной раз предъявляя преувеличенные требования. Так, однажды Альбина – единственная из воспитанников студии – удостоилась прослушивания в «Метрополитен-опера». Вскоре был назначен концерт в провинциальном техасском городке – причем людей в студии было немало, выбрать участников было нетрудно, острой необходимости в участии Шагимуратовой не было, однако руководство студии включило ее в программу, и после прослушивания в Нью-Йорке певице пришлось срочно лететь за две тысячи километров, чтобы спеть на этом концерте одну арию – под угрозой отчисления в случае отказа.

Шагимуратова участвовала во многих конкурсах, но особенно важными для себя считает два – конкурсы им. и им. . В последнем она приняла участие в 2007 г. В одной из московских газет тогда промелькнуло загадочное заявление: «Вообще-то золотая медаль предназначалась для другой российской певицы, но преимущество Шагимуратовой было столь подавляющим, что не присудить ей первое место жюри не могло». При всей своей двусмысленности, эти слова отражали истинное положение вещей: превосходство Альбины над соперниками было совершенно очевидным, и замечено это было не только членами жюри. В зале присутствовал Мэтью Эпстайн – известный оперный импресарио, к слову которого прислушивались многие европейские дирижеры. Его стараниями молодая певица получает приглашение на Зальцбургский фестиваль.

На фестивале в Зальцбурге артистка исполнила роль Царицы Ночи. Дирижировал тем спектаклем , а роль эта впоследствии заняла особое место в репертуаре певицы: с нею она дебютировала во многих театрах – «Ковент-Гарден», Венской опере, «Ла Скала», «Метрополитен-опера». Исполнительница называет ее «сложнейшей, но благородной». Впоследствии она стала исполнять белькантовые партии в « », « », « ». И слушатели, и критики восхищаются голосом, который называют «большим» и в то же время «летящим, чистым». Покоряет публику и психологическая глубина создаваемых ею сценических образов.

Талант певицы оценили и на родине. В 2009 г. она удостоилась звания Народной артистки Республики Татарстан (обычно этому предшествует присуждение звания Заслуженной артистки, но в данном случае было сделано исключение). Она является приглашенной солисткой Большого театра и штатной солисткой Татарского академического театра оперы и балета – и жалеет, что из-за плотного гастрольного графика не может петь там часто, но она пообещала руководству, что будет петь в этом театре по крайней мере один спектакль в год – и обещание свое держит. Репертуар исполнительницы богат и разнообразен: Антонида и Царевна Лебедь, Шемаханская царица и Адина, Донна Анна и Мюзетта… Когда историческая сцена Большого театра открылась после реконструкции, именно Шагимуратова пела Людмилу в первой после этого постановке « ».

По признанию певицы, бывая в разных странах, она везде замечала свои особенности: французы очень любят искусство и красоту, в Вене можно услышать вальсы Штрауса в метро… но где бы ни побывала Альбина Шагимуратова, ее всегда тянет в Россию. Особенно любит артистка белокаменный Кремль в Казани.

С удовольствием отмечает Альбина Шагимуратова возросшую любовь к опере в современном обществе. По ее наблюдениям, этот жанр сейчас по популярности почти догнал эстраду.

Музыкальные Сезоны