Эволюция образовательных программ в разных странах. Система образования в различных странах


Свободная Пресса рассматривает проводимую реформу образования в России. Для анализа проводимых реформ, СП приступила к публикации статей о образовании в других странах. Это представляет интерес, всем, кому не безинтересна судьба нешего образования.
В первой части материала мы рассказывали о том, как устроена система образования в ведущих европейских государствах - Германии, Великобритании, Франции. Сегодня познакомим вас со школами других стран. Продолжение.

Как устроена система образования в школах США, Южной Кореи, Финляндии
США
Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата. Дети начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 лет.
В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (elementary school), в нулевой класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах - тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого kindergarten буквально означает «детский сад», детские сады существуют отдельно в США и дословно называются «пред-школой» (preschool).
Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа), после чего ученик идёт в среднюю школу (middle school), которая заканчивается восьмым классом. Старшая школа (high school) - это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы, как и россияне, заканчивают среднее образование в 18 лет.
Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи (community college), также называемые начальные колледжи (junior college), технические колледжи (technical college) или городские колледжи (city college), которые после двухгодичного обучения, выдают степень (associate’s degree) сравнимую с средним специальным образованием. Другая возможность продолжить обучение - поступить в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2-3 года) или PhD (аналог российского кандидата наук, 3 года или более). Отдельно аккредитованные факультеты и вузы выдают степени доктора медицины и доктора права, для которых обязательна специальная подготовка и на уровне бакалавра.
Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами (school boards), каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (school district), чьи границы часто совпадают с границами графства или города, и которые содержат одну или несколько школ каждого уровня. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах.
Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость, так что качество школ сильно зависит от цен на дома и от того, сколько налогов родители готовы платить за хорошие школы. Часто это приводит к порочному кругу. В округа, где школы заработали хорошую репутацию, съезжаются родители, стремящиеся дать детям хорошее образование. Цены на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных родителей поднимает школы на ещё более высокий уровень. Обратное происходит на другом конце спектра, в бедных районах так называемых «внутренних городов».
Некоторые большие школьные округа учреждают «школы-магниты» для особо талантливых детей, проживающих в их юрисдикции. Иногда в одном округе бывает несколько таких школ, разделенных по специальности: техническая школа, школа для детей, проявивших талант в искусстве, и т. д.
Примерно 85 % детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых - религиозные. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. Стоимость обучения в таких школах составляет для родителей порядка 50 000 долларов США в год.
Менее 5 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ. Во многих местах родители, обучающие своих детей дома, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Многие также дополняют свои уроки программами дистанционного обучения и классами в местных колледжах. Однако критики домашнего обучения утверждают, что домашнее образование часто не соответствует стандартам и что дети, так воспитываемые, не приобретают нормальных социальных навыков.
Начальные школы (elementary schools, grade schools, или grammar schools) обычно обучают детей с возраста пяти лет до одиннадцати или двенадцати. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика (изредка - начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.
Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.
Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от 11 или 12 до 14 лет - с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.
В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.
Высшая (старшая) школа (high school) - последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:
3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах, как правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
4 года литературы;
2-4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
1-2 года физкультуры.
Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2-4 года иностранного языка.
Остальные классы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:
дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);
иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий);
изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
игровое искусство (театр, оркестр, танец);
компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);
труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
В некоторых случаях ученик может вообще не учиться ни в одном из учебных классов.
В старшей школе, особенно в последние два года, появляется новый тип продвинутого класса. Школьники могут брать классы, которые должны подготавливать их к экзаменам Advanced Placement или Международного бакалавриата. Большинство вузов засчитывает хорошую отметку на этих экзаменах как начальный курс по соответствующему предмету.
Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B - за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.

Южная Корея
Начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет, В список изучаемых в начальной школе предметов входят (однако не исчерпывают его):
корейский язык
математика
точные науки
науки об обществе
языки
изобразительное искусство
музыка
Обычно все эти предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки).
Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика.
До конца 80-х годов XX века английский язык обычно начинал преподаваться со средней школы, однако сейчас его начинают изучать в третьем классе начальной школы. Корейский язык разительно отличается от английского в плане грамматики, поэтому освоение английского происходит с большим трудом, но с относительно небольшими успехами, каковой факт достаточно часто является темой раздумий для родителей. Многие из них в итоге посылают своих детей дополнительно обучаться в частные учебные заведения, называемые хагвонами. Все больше школ в стране начинают привлекать к обучению иностранцев, для которых английский язык является родным.
Помимо общественных начальных школ, в Корее существует ряд частных школ. Учебная программа таких школ более-менее соответствует государственной, однако, она воплощается на более высоком уровне: предлагается большее число учителей на меньшее количество учащихся, вводятся дополнительные предметы и устанавливаются более высокие стандарты образования в целом. Отсюда понятно естественное желание многих родителей устроить своих детей именно в такие школы, которое, однако, останавливает относительно высокая стоимость обучения в них: $130 за месяц занятий. Это не идет в сравнение с престижными странами Европы и США, но относительно доходов корейцев это весьма приличные деньги.
Начальные школы по-корейски называются «чходын хаккё», что и означает «начальная школа». Правительство Южной Кореи изменило это название в 1996 году, с прежнего «гукмин хаккё», что переводится как «гражданская школа». Это прежде всего был жест восстановления национальной гордости.
Корейское школьное образование делится на среднее и высшее (обучение в средней и высшей школах соответственно).
Вступительные экзамены в среднюю школу были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х, учащиеся все ещё должны были сдавать вступительные экзамены (однако без соперничества с другими кандидатами), и результат поступления определялся либо случайным образом, либо по месту проживания относительно того или иного учебного заведения. Школы, чьей ранг раньше определялся по уровню обучающихся, были уравнены в получении поддержки государства и количеству распределенных бедных учеников. Тем не менее, эта реформа не уровняла школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые хорошо сдавали вступительные экзамены, были допущены к поступлению в более престижные школы на без привязки к району, тогда как все остальные поступали именно в школу «своего» района. Реформы были равным образом применены к общественным и частным школам, поступление в которые строго контролировалось Министерством Образования.
В отличие от США, где номер класса обычно постепенно инкрементально возрастает с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый раз начинает считаться с одного при поступлению в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы провести различия между ними, номер класса обычно указывается вместе с уровнем образовательной ступени. К примеру, первый класс средней школы будет называться как «Первый класс средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён».
Средняя школа
По-корейски средняя школа называется «чунхакё», что дословно обозначает «средняя школа».
В корейской средней школе 3 класса. Большинство учеников поступают в неё в возрасте 12 лет и заканчивают, соответственно, к 15 годам (по западным меркам). Эти три года соответствуют примерно 7-9 классам североамериканской и 2 и 4 классам (form) британской образовательных систем.
По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Как и в начальной школе, школьники проводят большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда ученики ходят сами. Классные руководители играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их американские коллеги.
У учеников в средней школе по шесть уроков в день, которым обычно предшествует особенный блок времени ранним утром, а также седьмой урок, особенный для каждой специализации.
В отличие от ВУЗа, учебный план не сильно варьируется от одной средней школы к другой. Ядро учебной программы формируется:
математикой
корейским и английским языками
также рядом точных наук.
«Дополнительные» предметы включают:
различные искусства
физическая культура
историю
ханчча (китайская иероглифика)
этика
ведение домашней экономики
уроки компьютерной грамотности.
Какие именно предметы и в каком количестве изучаются учащимися варьируется от года к году.
Продолжительность учебных занятий равняется 45 минутам. Непосредственно до начала первого урока, у учеников имеется в распоряжении порядка 30 минут, которые могут быть использованы по желанию для самообучения, просмотра программ, вещаемых специальным образовательным каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения личных или классных дел. В 2008 году, школьники посещали занятия полный день с понедельника по пятницу, а также по полдня каждую первую, третью и пятую субботы месяца. В субботу учащиеся занимаются дополнительной деятельностью в каких-либо кружках.
В конце 1960 годов правительство прекратило практики вступительных экзаменов в среднюю школу, заменив их такой системой, при которой в среднюю школу зачислялись ученики из одного района на основе принципа случайности. Это было сделано для того, чтобы усреднить уровень учеников во всех школах, однако, в некоторой степени разница между богатыми и бедными районами сохранилась. До недавнего времени большинство школ были открыты только для одного пола, но в последнее время новые средние школы принимают детей обоих полов, и прежние школы также становятся смешанными.
Как и в начальной школе, учащиеся переходят из класса в класс вне зависимости от их успеваемости, вследствие чего один и тот же предмет в одном и том же классе может изучаться совершенно разными по уровню подготовки учениками. Оценки начинают играть очень важную роль в последнем году средней школы, поскольку они влияют на шансы поступления ученика в тот или иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь хотят сделать научную, а не профессиональную техническую карьеру. В остальных же случаях оценки нужны просто для того, чтобы порадовать родителей или учителей (или избежать их праведного гнева). Существуют несколько стандартных форм экзамена для определённых предметов, а преподаватели «научных» предметов обязаны следовать рекомендованным учебным пособиям, однако, обычно учителя средних школ обладают бОльшими полномочиями относительно программы курса и метода преподавания, нежели преподаватели в ВУЗах.
Многие ученики средней школы после занятий также посещают дополнительные курсы («хагвон», либо проходят обучение у частных репетиторов. Особое внимание уделяется английскому и математике. Некоторые из «хагвонов» специализируются только на одном предмете, тогда как другие - на всех ключевых предметах, что может превращаться во второй раунд школьных занятий с нередко ещё большей нагрузкой на ученика сразу после окончания первого (официального). А, помимо этого, особо стойкие посещают ещё и кружки боевых искусств или музыкальные школы.
Домой обычно возвращаются поздним вечером.
Особое отношение в корейских школах - к техническому обеспечению. К 2011 году, если верить декларациям корейского правительства - школы страны полностью перешли с бумажных учебников на электронные.

Финляндия
В Финляндии каждый ребенок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот год, когда у ребенка его шестой день рождения. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет.
Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное.
В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.
Вторая ступень
Oulun Suomalaisen Yhteiskoulun lukio
После получения основного образования перед учащимися встаёт выбор:
получать профессиональное образование, после которого начать работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических школах (фин. ammatillinen oppilaitos): в частности профессиональном училище (фин. ammattiopisto), также можно выбрать обучение на производстве по договору (фин. oppisopimuskoulutus).
продолжить обучение в лицее, где идет серьезная подготовка к поступлению в высшую школу. Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами - подают документы в высшую школу, будучи еще лицеистами.
Интересно, что, как и в России, в Финляндии практикуется «скрытая платность» некоторых видов среднего образования. Так, если в общей школе учебники предоставляются бесплатно, то в гимназии их нужно покупать - это около 500 евро в год, причем выложить всю сумму необходимо сразу. Что же касается частных школ, то на обучение там придется потратить 30 - 40 тысяч евро в год.

Какая система больше других подходит в качестве ориентира для российского среднего образования? Об этом для «СП» кратко высказалась Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ):
- Это очень непростой вопрос. Вкратце - пожалуй, никакая система нам не подходит полностью. С одной стороны, исторические корни нашей системы образования уходят в Германию, это общеизвестно. При этом в самой Германии сейчас идет активная реформа средней школы. В Великобритании их традиционную модель сейчас тоже меняют - этим занимается Майкл Барбер. При том, что это великолепные и престижные системы, там есть пока множество вопросов.
С другой стороны, по результатам международных тестов - того же PISA - вперед за последние годы вырвались страны Юго-Восточной Азии. Чудеса показал Шанхай, авангард китайского образования, впечатлил Тайвань; ранее не менее активно рванулись вперед Южная Корея и Япония.
Это значит, что восточной моделью образования тоже стоит поинтересоваться. А эта восточная модель, скажем прямо, не так приятна для наблюдателя, как европейская или американская. Это полнонаполненные классы - до 40 человек! Это жесткая дисциплина, напоминающая золотые годы советской школы. Но это еще и отсутствовавший в нашей старой школе фактор - поголовное тьюторство, то есть репетиторство. Без индивидуальных - платных - занятий хорошо подготовить школьника там очень трудно. Как свидетельствует работающий в Шахнайском университете профессор Марк Брейр, объем рынка репетиторства в Шанхае достигает 2,5% ВВП. В бюджетах большинства семей расходы на дополнительные образовательные услуги - весомая статья.
Что касается России, то, повторюсь, ни одна из сложившихся в мире систем нам не подходит без адаптации. Строя новую школу для страны, нужно будет комбинировать решения со всех концов мира.

В преддверии нового учебного года «Известия» изучили системы образования в Европе, США и Азии, сравнив их по ряду параметров - от длительности обучения до предметов, которые входят в программу.

Где летние каникулы длятся не больше 10 дней, зачем учеников в Италии заставляют менять школы и чем отличается престижное британское образование - в специальном материале к 1 сентября.

Европа

Фото: Global Look Press/ZB/Patrick Pleul

Возраст

В большинстве случаев дети здесь идут в школу раньше, чем в России: европейским первоклашкам обычно по шесть лет. В Италии родители могут сами решать, когда отправить ребенка в школу - учителя по закону обязаны принимать даже пятилетних.

График занятий

Школьники в Европе учатся дольше, чем в России: иногда они остаются в школе по восемь часов. Однако это время включает в себя часовой перерыв на обед, прогулки на улице, экскурсии, игры, занятия спортом. Кроме того, им не дают на дом объемных заданий.

Предметы

Чаще всего более сложные предметы - например, математика или родной язык - ставятся в расписании на первую половину дня, особенно в младших классах. Стандартный набор - математика, языки, точные науки, история и обществознание - присутствует везде, однако акценты расставляются по-разному. Например, в Италии считается, что литература - слишком сложный предмет для 13–14-летних учеников, поэтому в программе ей отведено совсем немного часов.

Начало года

В большинстве стран Европы учебный год начинается в начале осени, а точная дата может меняться в зависимости от особенностей региона - в жаркой местности, например, ученикам могут дать лишнюю неделю отдыха осенью, чтобы они наверстали ее зимой.

Фото: Global Look Press/Matarazzo/Fotogramma/Ropi

Система оценок

По всей Европе система оценок отличается, но везде шкала насчитывает больше российских пяти баллов. Во Франции работу учеников оценивают по 20-балльной системе. В Италии - по 10-балльной, когда речь идет о каждом отдельном предмете. На выпускных экзаменах вводится 100-балльная система, причем ученику также начисляются баллы за дополнительную активность: спортивные успехи, выступления на конкурсах. Поэтому отличник, активно занимавшийся спортом или другими внеклассовыми занятиями, может в итоге получить отметку 110 баллов. Ближе всего к российской системе Германия - там ученик может получить от 1 до 6 баллов.

Справка Известий

В большинстве европейских стран школьники учатся 13 лет, при этом обязательное образование рассчитано на 10 лет - дальше следует колледж или целенаправленная подготовка к поступлению в университет.

Так, например, работает система в Италии или Франции: в начальную школу дети идут в раннем возрасте - в пять или шесть лет. Затем следует средняя школа, причем чаще всего переход сопровождается сменой класса. В Италии это вообще обязательное условие - начальные школы там никак не связаны со средними, и дети, отучившись в младших классах, меняют учебное заведение. Считается, что таким образом они учатся лучше адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам.

После окончания средней школы в Италии и Франции желающие могут поступить в лицей, но с этого момента обучение становится платным. Выбор лицея - творческого, гуманитарного, естественно-научного или с акцентом на профессиональное образование - зависит от планов ученика на будущее. В Италии определятся с планами на будущее подростку приходится в 14–15 лет.

В Германии школьное образование длится столько же, сколько во Франции и Италии, но разделение здесь происходит даже раньше. После окончания начальной школы менее расположенные к учебе дети направляются на пятилетнее обучение - после этого они могут получить профессиональные специальности, не требующие высокой квалификации. Более способные ученики проходят шестилетний курс в реальной гимназии, после которого могут дополнительно закончить 11-й и 12-й классы гимназии. 13-й класс считается очень сложным и нужен лишь тем, кто планирует поступать в университет.

Великобритания

Возраст

Британские дети начинают учиться в пять лет, однако это подготовительная школа, где основное внимание уделяется играм и социализации. В самой начальной школе (primary school) в программе появляются основные предметы. Упор в это время делается на проектную работу, чтобы помочь детям сдружиться.

График занятий

Время, которое ученик проводит в школе, может меняться в зависимости от учебного заведения - это также зависит от того, учится ли он в пансионе или в обычной школе, а также является ли она частной (что в Великобритании очень распространено) или государственной. Уроки начинаются в 8:30 или 9 часов, предусмотрен часовой перерыв на обед. А после занятий в большинстве случаев детей ждут внеклассные занятия - например, спорт или работа над совместными проектами.

Начало учебного года

Обычно ученики идут в школу в начале осени, но дата может варьироваться в зависимости от учебного заведения - иногда, например, уроки начинаются еще до 1 сентября. Делится школьный год на три семестра - летом школьники отдыхают шесть недель, зимой и весной - по 2–3 недели.

Предметы

Основные предметы - математика, естествознание, спорт, язык, - появляются в программе еще в начальной школе. В качестве второго языка в Великобритании чаще всего выбирают французский. Ближе к старшим классам ученики получают возможность выбрать часть предметов в зависимости от своих планов на будущее и таким образом составить себе индивидуальное расписание - в результате состав класса часто меняется от занятия к занятию.

Система оценок

Оценки в Великобритании ставятся по 100-балльной шкале. При этом существует специальная классификация, которая позволяет соотнести полученное количество баллов с уровнем ученика. К отечественной пятерке приравниваются оценки от 70 баллов и выше, к четверке с плюсом - от 60 до 69, к четверке - от 50 до 59 бвллов, к тройке - от 40 до 49, к двойке с плюсом - 30–39 баллов, а всё, что ниже 30, - абсолютный неуд.

Справка Известий

Из-за престижности своего образования Англия стоит особняком в ряду европейских стран, хотя основные принципы здесь очень похожи на общеевропейские. Обучение делится на три этапа: начальную и среднюю школы, а также на самые сложные, предуниверситетские, годы.

Большое внимание, особенно в начальной школе, где дети остаются до 11–12 лет, уделяется социализации учеников и занятиям спортом.

В Великобритании больше, чем в других странах, распространены пансионы, в которых школьники учатся и живут в течение всей недели. Кроме того, в стране популярно раздельное обучение мальчиков и девочек - предполагается, что таким образом удается достичь большего равенства: детям приходится выполнять все обязанности, а не делить их по гендерному признаку, а в классах не возникает сложностей из-за того, что девочки в этом возрасте часто более усидчивы и восприимчивы к знаниям, чем мальчики.

США

Фото: Global Look Press/ZUMA/Alex Garcia

Возраст

Учиться американцы начинают с шести лет, но в начальных классах набор предметов ограничен - дети учатся писать, читать, изучают арифметику. Чаще всего учащихся в классах распределяют по уровню знаний - основываясь на результатах тестов, которые они сдают в самом начале.

График занятий

В школе ученики находятся по семь часов - в среднем уроки длятся с 08:30 до 15:30. Весь учебный год рассчитан на 180 дней и делится не на четверти, а на семестры. Остальные 185 дней приходятся на выходные и каникулы - единой системы тут не существует, они определяются отдельно в каждом штате и каждой школе.

Начало учебного года

Как и в Европе, учебный год в США начинается в конце августа/начале сентября, а точная дата может меняться от штата к штату.

Предметы

Как и в Великобритании, американские школьники могут сами составлять себе программу, выбирая предметы, соответствующие их дальнейшим целям, способностям или интересам: в младшей средней школе обычно это не более пяти предметов, в старших классах можно выбрать себе уже большую часть предметов для изучения самостоятельно. В число обязательных для всех входят математика, естественные науки, английский язык и аналог отечественного обществознания. За каждый предмет положено определенное количество «кредитов» - ученик должен сам составить программу таким образом, чтобы в конце семестра в сумме у него набралось необходимое количество этих баллов.

Система оценок

Оценки выставляются в буквах, всего их пять - A, B, C, D, E. Однако рассчитываются они все равно по 100-балльной системе. Так, А - аналог нашей пятерки, - выставляется за 93 балла и больше, а меньше 63 баллов - это уже E, самая низкая из возможных оценок. При этом школьные оценки в США не сообщаются никому, кроме ученика и его родителей.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Sandy Huffaker

Справка Известий

Американские дети идут в школу с шести лет и учатся примерно до 17: школьная система включает в себя 12 классов. К школе детей начинают готовить в старших группах детского сада или в подготовительной школе, куда они приходят в возрасте пяти лет.

Обучение в младшей школе рассчитано на 6–7 лет, в зависимости от учебного заведения, после чего дети переходят в среднюю школу, где остаются до девятого класса. Средние школы могут быть многопрофильным, академическими или профессиональными. За этим следует так называемая старшая средняя школа - 10–12-й классы, однако учатся в них в первую очередь те, кто после учебы хотел бы поступить в университет.

Формально школьное образование является государственным, однако власти отдельных штатов могут вносить в общую систему свои правки - поэтому от штата к штату жизнь школьников может отличаться.

Азия

Фото: Global Look Press/DanitaDelimont.com

Возраст

Учиться японцы и китайцы начинают в шесть лет, не считая детского сада и подготовительных групп, программы которых намного более насыщенны, чем в Европе.

График занятий

В Китае учеба в школе начинается в 8–9 часов утра, однако предполагается, что к этому времени школьник уже посвятил минимум час самостоятельным занятиям. Заканчиваются уроки около 4, после чего еще несколько часов ребенок проводит на дополнительных занятиях и, если хватит сил, вечером посвящает какое-то время самостоятельной учебе. Расписание выходных не сильно отличается от будней.

В Японии график у детей примерно такой же - занятия длятся с 8 утра до 6 вечера, при этом, как и в Европе, в середине дня их ждет часовой перерыв. Вечером дети отправляются к репетиторам или занимаются дома самостоятельно. А каникулы используют как шанс подтянуть знания по отдельным предметам.

Начало учебного года

В Японии учебный год начинается в апреле и связан с началом нового цикла в природе. В Китае он привязан к общемировой системе - ученики идут в школу 1 сентября. Делится учеба на полугодия - второе начинается 1 марта, а летние каникулы часто длятся не больше 10 дней.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Zhao Yuguo

Предметы

Большая часть времени в школе тратится на родной язык и математику, затем следуют общепринятые предметы - история, естественные науки, обществознание. В обязательном порядке изучается иностранный язык, чаще всего - английский.

В Японии при этом школьники изучают не только современный японский, но также древний и средневековый. В качестве бонуса в большинстве школ есть хорошие спортивные площадки и кабинеты музыки, оборудованные самыми разными современными инструментами.

Система оценок

В Японии, как и в США, оценки выставляются буквами - всего пять букв, от A до E, - каждая буква соответствует определенному результату по 100-балльной системе. В Китае также действует алфавитная система оценок.

Однако высшей точкой напряжения и самой главной оценкой для китайских и японских школьников становятся результаты на выпускных экзаменах и вступительных экзаменах в вузы. Всекитайские вступительные экзамены гаокао, например, длятся в течение трех дней и являются настоящим испытанием на прочность. С не меньшим напряжением финальные экзамены связаны и для японцев - их результаты публикуются на специальных табло, перед которыми собираются абитуриенты.

Справка Известий

На Востоке, и в первую очередь в Китае и Японии, школьная система отличается от европейской и американской своей требовательностью к ученикам. Если на Западе акцент делается на социальной адаптации детей, их индивидуальном развитии и занятиях спортом, то в Японии, например, арифметике детей начинают учить еще в детском саду.

Там же они учатся самоуправлению, когда четырехлетних малышей по очереди назначают старшими дежурными по группе.

И в Китае, и в Японии время каникул у детей крайне ограниченно, а большую часть свободного времени даже в учебные дни они тратят на самостоятельные занятия, походы к репетиторам и в специальные внешкольные учебные группы. То же самое относится и к коротким каникулам, во время которых они используют свободное время, чтобы выполнить побольше дополнительных заданий и еще подтянуть свой уровень знаний.

Как и в других странах, школьное образование здесь разбито на три этапа: начальный, средний и выпускной, всего оно состоит из 12 классов, а обязательными являются девять. Причем за обучение в 10–12-м классах родителям приходится платить.

Латинская Америка

Фото: Global Look Press/ZB/Peter Zimmermann

Возраст

Первичное образование в Аргентине обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 12 лет. Схожая система действует на Кубе, где каждый ребенок от 6 до 11 лет обязан пройти базовый школьный курс. В Бразилии начальное образование длится 8 лет, а в Аргентине и на Кубе - 6 лет без учета дошкольных занятий. Что касается среднего образования, то на Кубе оно делится на базовое среднее продолжительностью 4 года и полное среднее, которое длится 2 года. При этом в Бразилии среднее образование можно получить за 3 года, а в Аргентине - за 5–6 лет. В Мексике дети поступают в первый класс в возрасте 6 лет. Спустя 6 лет они переходят в неполную среднюю школу. Проучившись еще два года, учащиеся решают, продолжить обучение или пойти работать.

График занятий

В аргентинских школах действует обычная пятидневка. В начальной школе занятия обычно начинаются в 8:30, а в средних классах первый урок может начинаться на час раньше, в 7:30. Утреннее обучение длится там, как правило, до 13:00, а вечернее - с 13:00 до 17:00. С разницей от получаса до часа начинается учеба и в большинстве других стран Латинской Америки. Учебный год длится там в среднем от 180 до 190 учебных дней.

Начало учебного года

Поскольку зима в Латинской Америке начинается в то время, когда в России - лето, то и старт учебного года приходится у них на другие месяцы. Например, бразильцы, аргентинцы и костариканцы выходят на учебу в первую неделю февраля. А в Чили и Уругвае ученики отправляются в школу в марте. Исключение составляет Мексика. Там учебный год начинается в сентябре и длится до 30 июня с каникулами в декабре и апреле.

Предметы

Образование на Кубе состоит из нескольких ступеней. С первой по пятую дети изучают математику, информатику, природоведение, получают художественное воспитание и посещают уроки физкультуры. На шестой ступени добавляется еще несколько предметов: английский язык, история Кубы, землеведение Кубы и трудовое воспитание. Стоит также отметить, что раньше на Кубе в одном классе училось от 30 до 45 человек, но после модернизации системы образования количество учеников в одной группе уменьшилось до 15 человек.

В Аргентине же, например, популярны двуязычные школы. Там учебный день состоит из двух смен, при этом вторая смена проходит на иностранном языке. В обычных же школах Аргентины второй язык начинают изучать с четвертого класса. Помимо английского, дети могут также выбрать французский и итальянский языки. Особое внимание уделяется музыкально-театральному образованию. Ученики вправе выбрать направление в обучении, одно из которых посвящено искусству. Среди наиболее популярных кружков - гимнастика, хор и танцы.

Кроме того, приковывает внимание литературная программа латиноамериканских стран. Произведения, которые в России изучают в высших учебных заведениях, в Колумбии входят в обязательную школьную программу. Там нельзя поступить в университет, не прочитав «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, «Игру в классики» Хулио Кортасара, поэзию Пабло Неруды, «Скромного героя» Марио Варгасы Льосы и другие произведения мастеров «магического реализма».

Фото: Global Look Press/imagebroker.com/Egon Bömsch

Система оценок

Оценки ставятся по 10-балльной шкале. В конце каждого триместра ученики получают балл, который рассчитывается по результатам промежуточных тестов. Проходной оценкой считается 7. Но даже если ученик не сдаст все предметы, он может продолжить обучение. Тем не менее справку об окончании средней школы он не получит до тех пор, пока не закроет задолженности.

В некоторых школах действует 5-балльная шкала оценок. Такие учреждения встречаются в Колумбии. Согласно местной системе выставления баллов, 0 до 2,9 - неудовлетворительный результат, от 3,0 до 3,4 - приемлемый, от 3,5 до 3,9 - хороший, от 4,0 до 5,0 - отличный.

Справка Известий

В последние десятилетия уровень образования в Латинской Америке резко вырос. На общем фоне особенно выделяется Куба. Еще в середине 1950-х годов около 1 млн детей вообще не учились в школах. Сейчас же Куба тратит на гособразование, по некоторым данным, 10% бюджета, опережая по этому показателю и США, и Великобританию.

Тем не менее пальма первенства по качеству высшего образования принадлежит Бразилии. Согласно рейтингу лучших вузов Латинской Америки, первое место занимает Университет Сан-Паулу, а на второй строчке располагается Государственный университет Кампинаса, который тоже находится в Бразилии. Тройку лидеров замыкает Католический университет Чили.

При этом направленность обучения, в зависимости от стран, сильно различается. В Бразилии около 60% вузов гуманитарные. При этом в Аргентине растет интерес абитуриентов к атомной энергетике, хотя ведущей сферой науки там продолжает оставаться медицина.

К тому же большинство вузов Латинской Америки предоставляют бесплатное обучение. Исключение составляет разве что Чили: там государство оплачивает лишь начальное образование, при этом стоимость обучения в чилийских вузах по величине уступает лишь США.




Система государственного образования в Великобритании начала складываться в 1870 году, а в 1944 году была учреждена система бесплатного обязательного начального и среднего образования. Государственные школы Англии финансируются государством и управляются местными образовательными организациями. Частные школы в Англии также носят названия «независимых» и «публичных». Они существуют исключительно на деньги, которые платят родители за обучение детей.




Национальная программа разрабатывается государством и является обязательной для всех школ. Большинство частных школ придерживаются национальной программы обучения, но имеют право варьировать преподавание предметов. В национальную программу входят следующие предметы: · Английский язык · Технология и дизайн · География · Математика · Информатика · Музыка · Естествознание · Иностранные языки · Искусство · Физ. Подготовка · История


Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей, а с 7 до 11 лет – в младшей школе) Среднее - для детей от 11 до 16 лет. Имеется три основных типа неполных средних школ: «грамматические» школы «современные» школы «Единые» школы


Учебный год с 1 сентября по 31 августа. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний (до Рождества), весенний (до Пасхи) и летний (до конца июня). Школы работают, как правило, с 9.00 до 16.00, учебная неделя обычно 5-дневная. Родительских собраний нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с учителем. Обязательна школьная форма Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом. Учащиеся многих британских школ обязаны заниматься социальными работами, например, на бензоколонках или в домах престарелых.


В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников.


Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет; начальная школа (1-8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6-13 лет, средняя школа (9-12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте лет; учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.


Элементарная школа - это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом, но часто есть еще помощник учителя. Хаpактеpным для элементаpной школы является комплектование классов по способностям учащихся. После опpеделения "ай-кью" появляются гpуппы А, В и С - "одаpенных", "ноpмальных" и "неспособных" и обучение диффеpенциpуется.


Сpедняя школа в США делится обычно на две ступени - младшую и стаpшую, каждая по тpи года. Имеется и четыpехлетняя сpедняя школа, базиpующаяся на восьмилетней элементаpной школе.. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов. Сpедние школы бывают pазных типов: "академические", "пpофессиональные "и "многопpофильные".


А – 15% учащихся – постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично). В – 25% учащихся – уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо). С – 35 % учащихся – средний уровень выполнения заданий (средне). Д – 15 % учащихся – минимальный уровень знаний (ниже среднего). F – 10% учащихся – неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.


Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день – 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Состав класса меняется каждый год, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников. Учителя узко специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го только детей 5-го, и т. д.


Выпускникам должны получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Последние четыре года рекомендуется обязательное изучение современных достижений пяти "базовых дисциплин»: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2- летний курс иностранного языка.


В этих странах государство гарантирует бесплатное среднее образование Все системы школьного образования делятся на несколько ступеней: начальная школа, основная и старшая школа. Однако распределение учебного времени разное В России есть государственный стандарт образования, в Великобритании национальная программа, а в США нет единой государственной программы. Однако во всех странах определен обязательный перечень предметов к изучению Во всех странах школьное образование завершается экзаменами в письменной форме Наряду с государственными школами существуют частные, где обучение ведется на платной основе.

Введение

Условия поступления в высшие учебные заведения, формы оплаты высшего образования, применяемые государством и населением, выступают в последние годы предметом острых обсуждений и в средствах массовой информации, и в самих вузах, и в научных кругах, и в органах государственной власти. Центральной темой дискуссий о недостатках существующих правил и целесообразности широкомасштабного введения новых механизмов является соотношение государственного и частного финансирования высшего образования и условия его получения за бюджетные средства. Но сравнительно мало внимания уделяется обсуждению влияния действующих и предлагаемых механизмов на доступность высшего образования для различных групп населения. Различия в возможностях получения высшего образования для представителей разных социальных групп оказывают определяющее воздействие на характер экономического и социального развития общества и должны выступать предметом внимательного анализа и целенаправленной государственной политики. Проблематика доступности высшего образования в России активно разрабатывается в настоящее время. Но фокусом проводимых исследований является влияние на доступность высшего образования для разных групп населения их различных социально-экономических характеристик (уровень семейных доходов, социальный статус, место жительства и т.д.). Роль институциональных факторов - формальных и неформальных правил приема в вузы и экономических условий получения высшего образования - в воспроизводстве различий доступности высшего образования для разных социальных групп не выступала предметом специальных исследований.

Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения - или царство цветущей сложности? Бесплатное образование хорошего уровня - или родителям придется платить почти за всё, кроме пресловутых «физкультуры и ОБЖ»? Обо всем этом в российском обществе нет не только консенсуса, но и ясности: даже эксперты при высказываниях «на публику» предпочитают говорить длинными малозначащими фразами. Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. Система образования в США

Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования - он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Единых стандартов в системе школьного образования не существует - их качество зачастую зависит от местожительства, которое выбирает семья. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя. Высшее образование платное и достаточно дорогое. Во многих семьях папы с мамами начинают копить деньги на колледж еще до того, как их чадо - он или она - выговорит первое слово. Многие студенты обеспечивают себя сами - подрабатывают во время учебы или же берут ссуду на обучение. А значит, по окончании колледжа или университета их ждет не только диплом, но и тяжкое бремя долгов (существуют образовательные кредиты). Особенности системы образования в Великобритании В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными муниципальными школами существуют и частные, платные учебные заведения. Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения. Различия среди университетов довольно сильные. «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые и «краснокирпичные» университеты повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию. Высшее образование платное. За образец в Великобритании взяли модель финансирования высшего образования, используемую в США, которая включает гибкую политику сочетания высокой платы за обучение с одновременным предоставлением долгосрочных кредитов под низкие проценты. Система кредитования имеет и негативные стороны. В частности, по этой причине повышается тревожность молодежи относительно возврата кредита, и все чаще молодые люди предпочитают высшему образованию раннее начало трудовой деятельности.

Особенности системы образования в Японии Высшее образование

На 2005 год, более 2,8 млн студентов Японии обучались в 726 университетах. Высшее образование предполагает четырёхлетнее обучение для степени бакалавра. Иногда предлагается шестилетняя программа для достижения определённой профессиональной степени. Имеется 2 типа университетов: 96 национальных университетов и 39 государственных университетов. Оставшиеся 372 заведения на 1991 год были частными.

Бесплатное образование в стране практически отсутствует. По данным на 2011 год, из 2 880 000 студентов японских вузов только около 100 получили стипендию японского правительства. Стипендии дают только самым талантливым и самым необеспеченным ученикам, причём выдаются они с условием возврата и расходы на обучение покрывают не полностью .

Особенности системы образования в Китае

К образованию китайцы относятся очень серьезно: университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование огромные средства.

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов.

Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование является бесплатным.

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени.

Высшее образование

По закону в Китае есть три разновидности высшего образования:

Курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года),

Бакалавратура (4-5 лет),

Магистратура (дополнительно 2-3 года).

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени:

Бакалавр,

Магистр,

Для поступления в вуз необходимо наличие аттестата о среднем образовании и быть старше 18 лет. Абитуриенты сдают вступительные экзамены и языковой тест. Преподавание в учебных заведениях ведется на китайском языке. Если иностранный абитуриент не владеет китайским, то имеется возможность записаться на 1-2-х годичные языковые курсы, по окончании которых можно поступать в университет. Также проводятся краткосрочные курсы китайского языка сроком от одного месяца.

Обучение в магистратуре и докторантуре возможно на английском языке.

Академический год начинается в сентябре и состоит из 2-х семестров, по окончании которых студенты сдают экзамены. В процессе учебы семинары и зачеты как таковые отсутствуют.

Обучение в университетах платное, но есть шансы получить стипендию – для чего необходимо подать заявку с января по март в посольство Китая или в специальный совет, который непосредственно занимается распределением стипендий. Стипендия покрывает стоимость обучения, медицинской страховки, расходы на проживание и питание. Особенности системы образования в Италии Экзамен на аттестат зрелости в 18 лет открывает дорогу к поступлению в университет и получению диплома бакалавра

Университет считается бесплатным, но все обязаны внести налог на обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента. Если же вы будете хорошо учиться, то в государственном университете вас могут освободить от уплаты налога. Очень важное отличие от нашей системы - это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших. У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь "куратора" по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность - зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете

Система образования в России

Российские вузы используют два основных механизма приема: 1) на основе общего конкурса по результатам сдачи экзаменов в вузе и 2) целевой прием на основе отдельного конкурса. Ряд категорий лиц имеет право на льготные условия поступления в вузы. В советское время обучение в вузах было бесплатным для студентов. В последнее десятилетие под влиянием изменений в экономике происходит трансформация институтов, регулирующих условия получения высшего образования. В дополнение к бесплатному обучению интенсивно развивается рынок платных образовательных услуг, причем как легальный, так и теневой. Эти процессы, очевидно, меняют ситуацию с доступностью высшего образования для различных социальных групп. Так, рост числа вузов и размеров приема увеличивает возможности лиц, получивших общее образование, продолжить обучение в вузе. Но одновременное распростронение платных услуг по подготовке к поступлению в вуз и развитие теневых форм оплаты поступления сужает возможности способных детей из низкодоходных семей попасть в вузы, пользующиеся повышенным спросом.

Одной из преобладающих тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения.

Основные проблемы системы образования

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:

1 недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2 плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3 низкая заработная плата педагогов

4 доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

- общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

- начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

- высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;

отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;

большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Основные меры и направления в системе образования РФ

В высшем профессиональном образовании:

Разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;

Повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

Развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

Разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь - филиалов и негосударственных;

Введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);

Создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов»

По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:

Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

Формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения

Полиектова Дарья

Проектная работа содержит небольшое исследование системы образования в разных странах мира с целью сравнения особенностей школьного образования на разных континентах и взаимосвязи индекса образования с развитием экономики в стране.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ПАНОРАМЕ СТРАН МИРА Презентацию проекта выполнила ученица 9 а класса МОУ Кесовогорская СОШ Полиектова Дарья 2014 год

Актуальность проекта Для классификации стран мира применяют много различных показателей, по которым можно составить краткое описание особенностей страны. Одним из таких показателей является индекс человеческого потенциала, критерием которого является индекс образования, при расчёте которого берутся два показателя: уровень грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся в населении. Какую картину можно представить о стране, если будет известно о количестве грамотных и количестве учащихся среди населения? Гипотеза: влияют ли цифровые показатели индекса образования на экономические характеристики страны?

Цели и задачи проекта Цель проекта: сравнить системы образования в разных странах мира. Задачи: Провести исследование структуры систем образования в странах мира каждого континента. 2. Сравнить особенности школьного образования разных стран мира. 3. Классифицировать страны по индексу образования и экономике. 4. Вызвать интерес к образованию у аудитории.

В мире насчитывается 289 государств

Япония Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. К японской системе образования вполне применима поговорка - "век живи - век учись‘. В своей жизни японцы учатся почти четверть века, начиная с 3- х летнего возраста, то есть с детского сада. В начальной школе дети обучаются с 6 до 12 лет. Закончив шестой класс, юные японцы, освоив фонетическую азбуку, получают лишь базовые знания по иероглифическому письму. К концу занятий в начальной школе они осваивают около тысячи знаков. Это достаточно много, если учесть, что для чтения газет необходимо знать тысячу восемьсот иероглифов. В средней школе первой ступени, где японцы проводят три года, багаж иероглифов увеличивается до двух тысяч. При этом школьники успевают освоить такие предметы, как иностранный язык, основы технологии, домоводство, музыкальную грамоту, получают первичные знания по искусствоведению. На этом обязательное образование завершается. Следующая ступень - средняя школа второй ступени, в которой школьники учатся до 18 лет. Это платное образование.

Франция Образование во Франции обязательно с 6 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования. Расписание в начальных классах, установленное Министерством Образования Франции, по различным дисциплинам обеспечивает достаточное время для каждого из 7 основных направлений образования. овладение речью и французским языком; жизнь вместе; математика; познание мира; художественное образование. Среднее образование делится на две ступени (коллеж и лицей) и длится семь лет. Обучение в коллеже является обязательным, длится четыре года (с шестого по третий класс) и разделено на три цикла: Цикл адаптации - Шестой класс Центральный цикл - Пятый и четвертый классы Цикл профессиональной ориентации - Третий класс

Индия Страна занимает седьмое место в мире по площади и второе место по численности населения. Индия – это страна с богатыми древними традициями. Дети в Индии идут в школу с 4-х лет. В некоторых школах дети обучаются раздельно. Учатся 6 дней в неделю, по 6-8 уроков. В школе изучают хинди, английский язык, математику, информатику, историю, географию и естественные науки (химия, физика, биология), с 6 по 10 классы – санкскрит. С 10 по 12 класс школьники могут углубленно изучать выбранные ими предметы, которые самостоятельно выбирают, так же как и учителей. Есть летние и зимние каникулы, а так же на различные национальные и религиозные праздники. Летние каникулы длятся с мая по июнь. Первого июля дети идут в школу. Зимние каникулы начинаются в конце декабря и длятся примерно 10 дней.

США Говоря об американских школах, хочется добавить, что в Америке нет единой центральной системы среднего образования. Каждый штат имеет свои правила относительно средних школ. Во всех пятидесяти штатах Америки от Гавайских островов до Делавэра и от Аляски до Луизианы имеются свои собственные законы, регулирующие образование Система оценок в школах США буквенная. A- Отлично B - Хорошо С – Средне D – Ниже среднего F – Неудовлетворительно Система школьного образования в США разделяется на несколько уровней и почти такое же, как европейское система обучения, но с некоторыми различиями: Фактически это нулевой класс, цель которого подготовить ребенка к школе. Начинается оно в возрасте 5 лет и не является обязательным. Средняя школа уже начинается в возрасте 11-14 лет. В этот период американские ученики изучают обязательные предметы типа английского языка и математики,а так же могут выбирать другие дополнительные предметы. Высшая школа начинается с 9 класса и заканчивается 12. Помимо обязательных предметов, изучаются те, которые обязательны во многих высших учебных заведениях. К примеру, иностранный язык.

Финляндия Финляндия уже не первый год возглавляет список европейских стран с наиболее конкурентоспособной экономикой, наименее коррумпированной властью, и наиболее эффективной системой образования. Учиться там не только престижно, но еще и дешево, т.к. высшее образование обойдется бесплатно, а сопутствующие расходы достаточно малы по сравнению с другими европейскими странами. Дошкольное образование в Финляндии является бесплатным и необязательным. Выбор остается за родителями, однако, когда ребенку исполняется 6 лет, он должен пройти подготовительное обучение на базе детских садов или школ. Общее образование в Финляндии обязательно и предоставляется бесплатно. Это относится не только к финским детям, но и также к детям иностранных граждан. Обязательное школьное образование занимает 9 лет и начинается после достижения детьми возраста 7 лет. Страна гордится своей 100% грамотностью населения. Этапы школьного образования в Финляндии: Младшая общеобразовательная школа - с 1 по 6 класс Старшая общеобразовательная школа - с 7 по 9 класс Средняя школа (гимназия) - 3 года

Лесото Система образования Лесото развита недостаточно, образование не является обязательным. Начальные школы (срок обучения составляет 7 лет) дети посещают с 6-летнего возраста. Среднее образование (5 лет) начинается с 13-ти лет и проходит в два этапа – три и два года. Начальным образованием охвачено 98 % детей соответствующего возраста. В систему высшего образования входят Университет Лесото (находится в пригороде г. Манзини Квалусени, открыт в 1964 как составная часть Университета Ботсваны, Свазиленда статус самостоятельного университета получил в 1976 года), сельскохозяйственный и педагогический институты.

Новая Зеландия Образованию в Новой Зеландии уделяют очень много внимания. Каждый шестой доллар из бюджета идет на развитие и поддержку образования. В связи с этим оно является качественным, а стоит значительно ниже, чем высшее образование такого же уровня в европейских странах. В Новой Зеландии около 440 школ. Большинство из них являются государственными и, соответственно, бесплатными. Помимо этого в стране существует более ста частных школ, где родители платят за обучение детей, однако и эти учреждения получают дотации от государства. По закону все новозеландцы обязаны получить среднее образование. В школу обычно идут с 5-6 лет. Обучение в начальной школе продолжается 8 лет: с первого класса по восьмой. В тринадцать лет дети переходят в среднюю школу, где учатся в 9-13 классах, готовятся к поступлению в университеты и институты.

Бразилия Полный образовательный цикл в этом государстве включает: 8 лет начального (основного) образования; три года среднего образования; высшее образование - от четырех до шести лет; обязательное или по желанию дополнительное образование. В соответствии с Конституцией Бразилии начальное (основное) образование - бесплатное и обязательное. За исполнение этих условий отвечают не только родители детей, но и само государство (включая штаты, федеральный округ, правительство и муниципалитет). Наиболее частая и серьезная проблема в школах Бразилии – когда дети перестают посещать школу, потому что за ними не следят их родители. В этом государстве широко используется детский труд, несмотря на то, что детям моложе 16 лет запрещается работать, и в тоже время начальное образование - обязательное. А причина этого очень простая – родителям необходимо, чтобы их дети работали и зарабатывали деньги. В этой стране большой популярностью пользуются частные школы Высшее образование в Бразилии тоже не является обязательным. Но большая часть федеральных инвестиций направлены на его развитие.

Англия Все образование в Великобритании проходит на английском языке. В целом, система образования в Англии довольно сильно отличается от нашей. Обучение в Великобритании начинается с 5-лет. В этом возрасте дети поступают в подготовительную школу. Затем переходят в начальную школу и только потом - в среднюю. Система образования в Англии развивалась на протяжении многих веков и сегодня она соответствует высоким стандартам качества. Первым важным нормативным документом стал "Закон об образовании" 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному Образованию, в значительной мере упорядочил систему образования Англии в целом. Образование в Англии является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения). До того как пойти в школу, 3-4 летние дети в Англии воспитываются в детских садах или Малышевых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет - из начальной в среднюю. Система среднего образования страны включает объединенные, грамматические, технические, современные, специальные и частные школы, среди которых особо выделяются элитарные.Наиболее массовым видом школ являются объединенные (в них обучается около 90% учащихся средних школ Англии. Сдача экзаменов становится важной ступенькой для получения дальнейшего образования или обретения необходимой специальности.

МОУ Кесовогорская СОШ МОУ Кесовогорская СОШ входит в общее число базовых школ России. Согласно Конституции РФ образование в нашей стране обязательное до 18 лет и бесплатное. Включает дошкольное образование, начальное образование, основное образование, среднее образование, среднее специальное образование и высшее образование. В 2014 году нашей школе исполняется 80 лет. http://www.kgschool.ru/ Предшкольная группа Начальные классы Среднее звено

Таким образом, исследовав источники, раскрывающие смысл структуры образования в различных странах мира, я пришла к выводу, что: Во-первых, структура системы образования в странах мира одинакова, она включает в себя дошкольное, начальное и среднее образование. Различие остается в во временном отрезке этих этапов. Во-вторых, среди особенностей школьного образования можно отметить, что в некоторых странах достаточно всего лишь начального образования, что каникулярное время определяется климатическими особенностями, ношение школьной формы обязательно, есть существенные различия в оценивании знаний учащихся, а именно во многих странах самая главная оценка это та, которая получена за экзамен. В старших классах обучение ориентировано на получение специализации и выбор высшего учебного заведения. В-третьих, страны по системе образования можно классифицировать и по экономическому уровню развития: Вывод: развитые развивающиеся Страны с переходной экономикой Беднейшие государства Англия, США, Новая Зеландия, Франция, Япония Бразилия Россия Лесото

Благодарю за внимание!